Молоканам все "фиолетово": как революция обошла стороной русское село в Армении. Как живут русские в Армении? Счастливые люди …

Молокане - представители особой ветви христианства, возникшей в Российском государстве еще в XVIII веке. В Армении молоканские поселения появились примерно в 1840-х годах, когда туда перебрались молокане из Тамбовской губернии.

В России молокан долгое время преследовали как раскольников и отступников от православной веры. Они не почитают святых, не поклоняются кресту и иконам, не совершают крестного знамения, отрицают иерархические церковные институты. Своеобразно относятся и к христианским праздникам, например, Пасху справляют, а Рождество - нет. По своему они трактуют и пост, в который свободно пьют молоко (по одной из версий, поэтому их и прозвали молоканами). А вот свинина и алкоголь - под запретом в любое время.

Фото: Сергей Максимишин для журнала GEO

Несколько молоканских сел существуют в Армении по сей день: Лермонтово, Фиолетово и другие. Молоканская община живет чрезвычайно обособлнено: они мало общаются с внешним миром, а браки заключают только со «своими». Благодаря этому за полтора века армянские молокане не смешались с местным населением и полностью сохранили этнический славянский тип (светлоглазые и светловолосые) и русский язык, правда, очень своеобразный.

Молокане известны как очень трудолюбивые люди. Им категорически запрещено употреблять алкоголь, из напитков предпочтение отдается компоту и чаю, который пьют по старой русской традиции: из самовара, утирая пот специальными полотенцами.

У молокан крайне осуждаются разводы. Разведенный человек считается «прелюбодеем» и породниться с ним уже не захочет ни одна семья. Молоканские поселения известны не только зажиточностью, но и порядком: проступки, которые мы именуем уголовными преступлениями, здесь чрезвычайно редки.

Манера одеваться мало изменилась с XIX века: мужчины носят рубахи навыпуск под поясом и длинные бороды, женщины - платки и длинные юбки.

Главный человек в молоканской общине - пресвитер, без одобрения которого невозможно решить хоть сколько-нибудь значимое дело. Вместо церквей - молельные дома, в которых собираются по субботам и воскресеньям, читают молитвы и распевают гимны. Отдельные верующие способны впадать в экстаз, в этом состоянии они начинают прыгать и говорить на неведомых языках. Таких называют «прыгунами».

Развлечения здесь не в чести, считается, что они ведут к распущенности, большинство молокан не держат даже телевизора. Чтение «светских» книг также не поощряется, предпочитают духовные, главным образом Ветхий и Новый завет, а также творения Максима Рудометкина, духовного лидера молокан, написанные им в XIX веке, в годы заточения в монастырях.

Дни рождения или именины тоже не отмечают. Зато пышно празднуют крестины детей и свадьбы. Молоканский свадебный обряд продолжителен и включает несколько этапов.

Получать образование свыше средней школы тоже не принято. Да и в школе, по словам учителей, дети не слишком стараются, а скорее отдыхают от тяжелого сельского труда.

Связей с Россией армянские молокане не поддерживают, да и российское государство никакого интереса к ним не проявляет. Впрочем, есть группа молокан, которая отказывается даже от государственных пенсий, не говоря уже о гуманитарной помощи: считают, что не заработанные честным трудом деньги брать нельзя.

Живут молокане по большей части натуральным хозяйством, хотя кое-какие товары делают и на продажу. Например, капусту, которую они выращивают и засаливают по-особому. Этот товар можно найти на армянских рынках, известен он как «молокани кахамб».

Иногда члены общины покидают родные села и отправляются на заработки, в том числе в южные регионы России. Заполучить бригаду молоканских рабочих считается удачей: трудолюбивые, прилежные, непьющие. Некоторые, соблазнившись современным миром без строгих религиозных ограничений, уезжают навсегда. Тем не менее, община сохраняется и остается бесценным источником знаний о русской культуре и языке позапрошлого столетия.

Население Армении отличается высоким уровнем этнической и конфессиональной однородности, меньшинства здесь составляют всего лишь 2% от общего числа жителей. В эти 2% умещаются такие этноконфессиональные группы как курды, езиды, ассирийцы, русские, и у каждой из них есть своя история пути, приведшего их на территорию современной Республики Армения.

Не являются исключением и русские молокане.

Молокане - духовное течение, возникшее и широко распространившееся на территории Российской Империи в XVIII веке. Несмотря на то, что в целом молоканское учение осталось в русле христианской религии, ряд серьёзных отличий от православия обусловил длительное преследование молокан со стороны российских властей. Продолжалось оно до 1805 года, пока Александр I не издал указ о «О свободе вероисповедания» для ряда конфессиональных групп. Спустя еще 25 лет отношение вновь переменилось и уже другой император, Николай I постановил переселить молокан на недавно присоединенные территории Южного Кавказа. Стоит отметить, что сами будущие переселенцы восприняли новый указ с оптимизмом, появилось даже «пророчество» о возникновении в скором времени «тысячелетнего царства Христа в долине Араратской».





Мечтам о царстве не суждено было оправдаться, но в остальном судьба молокан в Армении складывалась удачно. Им достались пригодные для сельского хозяйства земли, и вкупе с религиозными установками, поощряющими трудолюбие, материальный успех и осуждающими асоциальные модели поведения (такие как пьянство, разврат, физическое насилие) это обусловило дальнейшее процветание молоканских сел. Не даром многие современные исследователи-религиоведы проводят параллели между молоканским мировоззрением и протестантской этикой, способствовавшей становлению капитализма в Западной Европе.



Так продолжалось до начала XX века, пока в регион не вернулось кровопролитие. Первая мировая война и другие конфликты того исторического периода вынудили многих молокан сняться с обжитых мест и искать новое пристанище, особенно не повезло тем, чьи села остались на территориях, которые по уступке нового, большевицкого правительства вошли в состав Турции.

Не обошли стороной молокан и советские репрессии, обособленный стиль жизни и высокий уровень религиозности «сектантов» не устраивал руководство СССР. После того, как призывы к коллективизации вместо энтузиазма вызвали сопротивление населения, последовал жесткий, но типичный для коммунистической системы ответ: многие руководители общин, пресвитеры и главы семейств были расстреляны или сосланы, а оставшихся селян таки объединили в колхозы насильно. Тогда и начался массовый отток жителей в города, села молокан начали пустеть, действия советского правительства совпали с набирающим обороты процессом урбанизации. Некоторые же поселения, напротив, стали расти, приобретая при этом уже совсем другое качество, так, молоканский поселок Еленовка, после того как в нем начали развивать промышленное производство, почувствовал значительный приток населения и превратился в город Севан, нынешний центр Севанского района Республики Армения.

До наших дней на Южном Кавказе сохранилось всего несколько молоканских сел, самые известные из них - это Лермонтово и Фиолетово в Лорийской области. Население этих деревенек по возможности старается сохранить образ жизни их предков, формировавшийся в течение нескольких сотен лет. Там по-прежнему не едят свинину, негативно относятся к распитию алкоголя и не доверяют современным технологиям (поэтому телевизоры, интернет и даже мобильные телефоны в этих селах - явление не частое). Модные тенденции в одежде и стиле тоже обходят их стороной - мужчины носят подпоясанные рубахи навыпуск и не бреют бороды, а для женщин характерны платки и длинные юбки. Многое в этих деревнях действительно застыло в состоянии XIX века - настоящий рай для этнографа. В религиозном плане молокане также сохранили все свои отличия: они по-прежнему не признают икон и креста, не признают почитание святых, отрицают необходимость священнической иерархии, клира, не совершают крестного знамения.

Владимир Масленников,

На фотоподборке вы можете видеть фрагменты повседневной жизни современных молокан Армении.

Это одна из статей рубрики

Предыдущий выпуск был посвящён центральной части провинции Лори —

В оной статье речь пойдёт о южной части провинции Лори.

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • Город Спитак (центр мощного землетрясения в 1988 году).
  • Ванадзор (столица провинции Лори).
  • Молокане в селе Лермонтово и вообще в Армении.
  • Некоторые цитаты о молоканах.
  • Молокане в Ереване.

Спитак

(Spitak). Городок, известный тем, что в 1988 году тут был эпицентр очень мощного землетрясения. Почти все городские здания (и всё, что выше 2-этажных домов) были разрушены. Частные одноэтажные дома также частично пострадали… Соседние города (Ванадзор и Гюмри) пострадали меньше, но тоже досталось.

Практически сразу после этого бедствия началось строительство новых домов для жителей, и в течение двух лет город был отстроен заново силами СССР, а также помогла и армянская диаспора за рубежом. В центре города есть большой интересный монумент в честь землетрясения (причём, монумент является частью работающих в нём магазинов).

Памятник землетрясению в городе Спитак и связанному с этим жертвами и потерями.

По поводу ночлега было обращение в главную церковь города, и сотрудник церкви взял к себе домой. Кстати, у автора этих строк есть три отдельных статьи на тему (ссылка выводит на первую статью из сериала про бесплатные ночлеги в религиозных организациях).
От Спитака на восток 21 км…

Ванадзор

(Vanadzor). Столица провинции Лори. Третий по населению город в Армении (ныне там 90 тыс чел). Высота над уровнем моря — 1425 метров… Официально основан город в 1828 году и назывался тогда Караклис (или Каракилисе, что в переводе с турецкого «Kara kilise» означает «чёрная церковь»). Потом город переименовали в Кировакан (и назывался он так в 1935-93 годах).

Один из оставшихся в живых жилых домов советского периода в Ванадзоре. Можно заметить следы жизни на некоторых окнах и балконах.

Из интересных вещей в Ванадзоре имеется мини-музей и картинная галерея. А также много советского периода домов (особенно 4- и 5-этажек, в квартиру одного из коих пригласил на ночлег местный парень, за что ему спасибо)… Многие из таких домов имеют не очень привлекательный внешний вид (наверно, благодаря землетрясению, ну и общей небогатости страны), а некоторые вообще вот-вот будут покинуты жильцами. Но им, видимо, некуда переселяться, вот и живут.

Традиционный армянский мешок для постели (19 века) выставлен в музее Ванадзора.

От Ванадзора к ю-в 13 км (по дороге на Дилижан и озеро Севан)…

Лермонтово и молокане

(Lermontovo) — такое вот село с русским названием. Дело в том, что тут (как и в селе Фиолетово, что в 8-9 км к ю-в) живут русские, потомки переселенцев, коих царские власти насильно переселили в начале 19 века.
Это молокане. Они христиане, но только не православные (в привычном большинству понимании сего слова), а евангелисты, баптисты и другие приверженцы подобных христианских течений/верований. То бишь, такие христиане, кои не признают икон, попов и все сопутствующие им товары.

Молокане просто молятся Богу, то бишь Иисусу Христу (не будем тут о том, что или кто является Богом). И причём, молятся очень даже регулярно. На мой взгляд, это один из самых строгих христианских народов в мире. Возможно, из виденных мною христианских народов — самый строгий (в смысле, строго придерживающийся постулатов их веры).
Правда, народом их назвать можно с натяжкой, ибо они всё же русские и были сюда переселены (а также в соседние Грузию и Азербайджан) с разных губерний России в начале 19 века.

Мужики в селе Лермонтово обычно носят длинные бороды (даже юноши и молодые люди уже отращивают волосы на лице)… А те, которые не носят бород (хотя, таких молокан там меньшинство, как показалось), значит есть вероятность, что они не строгие христиане — не молятся, пьют алкоголь… А для молокан потребление алкоголя — почти такой же страшный грех, как и для мусульман.
Женщины-молокане также почти все ходят в платках на голове. Да и девочки тоже.

в селе Лермонтово.

Молокане стараются помочь человеку (например, путешественнику), как могут. Однако, за последние годы эти 2 села (Лермонтово и Фиолетово) посетило много любопытных (и тоже таких вот путников, как автор оных строк), желающих поглазеть на «странных» людей.. Молокане немного подустали уже от такого внимания, хотя и НЕ каждый день сюда заезжают любопытные, но порой бывают даже большие экскурсионные автобусы.

Как рассказали мне молокане в Лермонтово, в их село не раз приезжали и журналисты , которых даже приглашали в дом на чай… Однако, потом в интернете они писали про молокан не совсем то, что есть на самом деле. Порой даже так описывали молокан, что они диковато живут, почти в 19 веке.
И после таких случаев гостеприимность молокан стала поменьше. Это было заметно при общении с молоканами в центре села. Они не горели желанием приглашать в дом, просто общались на обычном российском уровне (то есть, несколько прохладнее, чем в целом на Кавказе), хотя и абсолютно без злобы.

Поскольку в центре села Лермонтово народ не горел особым желанием не только приютить путника на ночь, но даже и на чай не звали, то в поисках ночлега решено было пойти в сторону окраины села… Там было попроще, но тоже не так, как ожидалось перед приездом. Чувствуется, если бы было меньше туристов и журналистов (посещающих молокан и глазеющих на них), то они были бы более дружелюбны и гостеприимны.

В одном доме близ окраины решили помочь и проводили в пустующий дом их родственников, которые приезжают лишь эпизодически. На следующей фотографии внутренности этого дома:

Вот в этом молоканском доме мне довелось ночевать в селе Лермонтово. Спал, правда, не на этой кровати, а на другой в соседней комнате.

В некоторых домах молокан не имеются телевизоры по идеологическим причинам — ибо в современном телевещании слишком много ненужной ерунды… На самом деле, многие современные технологии молокане стараются использовать по возможности. Особенно, сельхоз технику. Они славятся как превосходные трактористы и экскаваторщики (даже в Ереване, где молокан живёт около тысячи человек.

Многие армяне это подтверждали, что молоканин-экскаваторщик — это большой мастер своего дела. И что в Ереване если вы видите работающий экскаватор, то скорее всего (или шансы около 50/50), на нём работает молоканин. И вообще, молокане тут считаются очень работящими.

Богатые армяне также предпочитают брать на работу в качестве домохозяек именно женщин-молоканок. Ибо, все знают, что они очень чистоплотны, и точно не украдут… Об этом также поведали армяне. В общем, очень уважают молокан тут. Многие молокане в Ереване даже знают армянский язык, особенно, молодые. В сёлах знают меньше.

В сёлах Лермонтово и Фиолетово с каждым годом становится всё больше поселяющихся там армян, часто просто покупающих дома тех молокан, что уехали жить в Россию… Особенно много молокан уехало в 90-е годы в трудные времена разрухи. Потом волна уезжающих была поменьше. Сейчас уже мало кто уезжает… А те, кто уехал, иногда навещают эти родные края.

Сразу по приезду в это селo Лермонтово было посещено молоканское кладбище (оно наверх от трассы, разделяющей село и кладбище), которое имеет надмогильные памятные плиты стеллы , не совсем обычные… Ну не надмогильными плитами же их назвать!.. Ибо, сделаны они из жестянки и дерева, а стоят на деревянных палках. Я даже не вспомню, где ранее мне воочию встречалось деревянные стойки для надгробных плит (наверно, раньше назывались досками?). Возможно, и не видел таковых.

Надгробные памятные плиты (стенды?) на молоканском кладбище в селе Лермонтово.

Надписи на предыдущем снимке гласят:

Г. А. И. (это инициалы умершего человека)
Здесь покоится тело рабы Божьей Горчаковой Александры Ивановны. Прожила на сем свете 59 лет. Умерла по воле Божьей 24.09.2003… А с вами братья и сёстры. Аминь!

Здесь покоится прах рабы Божьей Тананаевой Александры Петровны, прожившей на сем веке 91 г. Умерла по воле Божьей 9 мая 1995 г… И переселилась на оный век. А с вами братья и сёстры. Аминь!

Молоканское кладбище в селе Лермонтово.

Некоторые цитаты о молоканах

Пара цитат из википедии:
Молока́не - разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу.

Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках.
Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.
(это была цитата из википедии)

Поселения молокан и других «духовных христиан» в Армении (например, так называемые «дух-и-жизники», суббо тники). Относится к периоду с 1950 по 2010 год. Оригинал карты я взял отсюда и чуток переделал, убрав английские слова и добавив русские… Как видно из карты, ныне молокане Армении живут лишь в Ереване, Лермонтово и Фиолетово.

Вот ниже ещё некоторые особо характерные цитаты о молоканах (взято из ):

В Армении резко сократилась численность духовных христиан — молокан. В начале 1990-х годов в Армении проживало порядка 51 тыс. русских, из которых половина — молоканского вероисповедания. По данным Национальной статистической службы Армении на сегодня в стране Армения проживает всего 2872 русских молоканского вероисповедания (информация от апреля 2017 года).

Наблюдаются перемены и в традиционной занятости молокан. Если раньше молокане производили знаменитые в Армении квашеную «молоканскую капусту», моченые яблоки, бочковые огурцы, то теперь они сбывают скупщикам просто капусту, картошку, свеклу. Не сдают они и молоко в приемные пункты, предпочитая сбыть его на рынке по более выгодной цене, чем предлагают молокозаводы.

В молоканских селах дети учатся в школе на русском языке по российской образовательной программе и учебникам. Для них предусмотрен и урок армянского языка. Помимо обрядовых собраний, при решении каких-то вопросов община во главе с пресвитером созывает собрания, на которых присутствует и председатель села.
Во время этих собраний могут быть поставлены вопросы оказания социальной помощи той или иной семье. Молокане продолжают жить в закрытом обществе, отказываясь пользоваться социальными льготами, предусмотренными государством.

Несмотря на их рассредоточение среди основного населения, у молокан практически отсутствуют смешанные браки. Их дети учатся в русских школах или классах. При этом все владеют беглым армянским.

Оригинал снимка взят с той же страницы, что и приведённые выше цитаты..

Село Фиолетово я решил не посещать (в силу усталости молокан от понаехавших туристов и нежелания им более докучать)… Хотя, думается, что ежели вы хотите окунуться в атмосферу молоканского быта, традиций и верований, то можно попробовать найти вариант пожить у них и поработать волонтёром (выполняя какую-то несложную работу несколько часов в день, а они дадут еду и кров)… И вероятно, можно найти таких молокан, пожелавших бы вас взять в качестве волонтёров.

Однако, предполагаю, что вряд ли они возьмут курящего или пьющего человека. И не факт, что возьмут человека, не исповедующего христианство.

Молокане в Ереване

Также, примерно через неделю после этого довелось побывать в Ереване (куда я заезжал три раза за 3 месяца). И поскольку место ночлега у меня там было не известно (предыдущие два заезда в столицу Армении я останавливался в «Доме для всех», но к моему третьему приезду он закрылся, как и планировалось), то я решил попробовать обратиться к молоканам… В Ереване молокане живут обычно в одном районе (название района даже не стал запоминать, простите, меня грешного, пожалуйста).

Меня как раз подвозившие люди (армяне) на своей машине завезли к молоканам, и даже сами начали за меня ходатайствовать… Глава дома дал мне место на его стройке (он расширял свой дом), дал матрас, чай и угостил едой. Ещё раз всем им большое спасибо!

Если от Лермонтово и Фиолетово двинуть на восток, то через 16 км (от Фиолетово) будет городок на статью о которых можно перейти по указанной ссылке.

Известная российская писательница Наринэ АБГАРЯН на своей страничке в Facebook прокомментировала
и дала ссылку на статью из журнала GEO о молоканах, проживающих в Армении

“Молокане. Век живу, век удивляюсь, как такое может быть, чтобы в России не знали о них. А ведь не знают.

Наичудеснейшие, наидостойнейшие люди. Царская Россия многое потеряла, выселив их в свое время на окраины империи. Часть моего прошлого, часть моей души, часть моей Армении. Молокане.”, - написала Н.Абгарян. И мы “пошли” по ссылке...
Автор статьи Петр Вайль не случайно приехал в Армению - его мать была из армянских молокан. Подкупила надпись под одним из снимков, сделанных талантливым фотографом Сергеем Максимишиным: “Светловолосые и голубоглазые дети из общины русских молокан кажутся в армянских горах пришельцами. Так и есть: молокане пришли сюда в 1840-х годах. Они так и не смешались с местным населением”.
...В каком году Вайль посетил молоканские села Армении - неизвестно, так что, возможно, некоторые люди, о которых он упоминает в статье, в том числе и представители “иерархии”, покинули насиженные места или даже этот бренный мир, в истории которого молокане всегда будут оставаться неким “белым пятном”, непознанным и до конца неразгаданным.

“Где еще есть компактно проживающие общины
русских людей, триста лет непьющих?”

Сейчас мне уже кажется, что этого не было. Не может быть таких мест, таких людей. В XXI веке немыслимо столь полное погружение куда-то в начало XIX столетия. Тут фотоаппарат не то что запретен (а он-таки часто запретен), но даже и не уместен. “Неловко как-то, - сказал мне Сергей Максимишин, - я же не папарацци”. Все-таки - всегда с разрешения - он снимал. Наверное, есть места еще дальше в глубь жизни - где-нибудь в Австралии, в Южной Америке, но эти-то часах в трех езды от Еревана, в горах между Дилижаном и Ванадзором, в селах Фиолетово и Лермонтово. А главное - в этой Австралии ведь чужие. А эти - свои. Мои.
Мои дальше некуда. Русские молокане в Армении - это прошлое моей семьи. Я возил с собою фотографию своего прадеда Алексея Петровича Семенова и его жены Марии Ивановны, живших в Армении. Показывал молоканам, и они теплели, даже угрюмый фиолетовский пресвитер Николай Иванович Суковицын. Не настолько, правда, потеплел, чтобы сфотографироваться. Но в собрание допустил, сказав: “Братья и сестры, у нас гость, Петр, его мать из наших”.
Мать моя действительно выросла в молоканской семье. Наш предок, тамбовский помещик Ивинский, увлекся идеями молокан, распустил крепостных, отказался от собственности и ушел в секту Семена Уклеина, сменив в его честь фамилию на Семенова. В 1830-1840 годы тамбовские молокане перебрались в Армению, как раз тогда занятую Россией. Там мой прадед жил в Еленовке - теперь это город Севан у одноименного озера. Оттуда его сын, мой дед Михаил, уехал в Туркмению, где родилась и выросла моя мать - но это уже другая история.
На обратной стороне прадедовской фотографии надпись: “На память родным в Асхабад, 8 августа 1894 года, Еленовка. Снято 3 октября 1889 года”. Пышно-бородый прадед с молодецкими усами - в длинном сюртуке-сибирке, прабабка в платке и белом переднике. Чинные.
Молокане, возникшие в России во второй половине XVIII века, были чем-то вроде православного протестантства. Их самоназвание - духовные христиане. Слово “молокане”, которое посторонние возводят к тому, что эта секта употребляет в пост молоко, - из Первого послания апостола Петра: “Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко”. Они сами - без посредников-церковников - читают и толкуют Писание. Общину возглавляет выборный пресвитер. Нет попов, нет церкви, нет икон, нет креста - как созданий не Божеских, а человеческих. Крест, к тому же - орудие врагов Христовых. Оттого молокане и не крестятся, и крестины называют “кстины”. Крещение водой отрицается - отсыл к словам Иоанна Предтечи: “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною... будет крестить вас Духом Святым и огнем”.
У молокан - несколько толков, подвидов, и сейчас в движении преобладают радикальные прыгуны, сильно потеснившие так называемых постоянных, более умеренных. Прыгуны - оттого, что “входя в дух” (в молитвенный экстаз), подпрыгивают, воздевая руки, и произносят нечто на неведомом языке. Это я видел на собраниях в Фиолетово - о чем позже.
Зажиточность у молокан всегда считалась добродетелью, они невероятно трудолюбивы и добросовестны, законопослушны и миролюбивы (в Фиолетово помнят лишь одно убийство, да и то в драке - умышленного же не было никогда). Наконец, они не пьют. Где еще есть компактно проживающие общины русских людей, триста лет непьющих? Моя мать, прошедшая фронт врачом-хирургом, умудрилась сохранить отвращение к алкоголю, отчего я много натерпелся в молодости.
Пресвитер прыгунов Николай Иванович - гладкий прямой пробор, глубоко посаженные внимательные глаза - считает, правда, что нынешние разболтались. “Как молодежь? - Да не очень. Балуются. - Попивают? - Да бывает. - А погуливают? - Да нет, даже пьяный к жене идет. - А как женятся? Родители договариваются? - Нет, родители только согласие дают, а так по любви”. По любви-то, может, и по любви, но без общины, без воли пресвитера здесь не делается ничего серьезного.
Без иерархии невозможна никакая организация. Молокане отвергли священников, храм, церковное устройство - однако взамен создалась другая, но тоже структура. Даже еще более жесткая, поскольку в обычном православии власть распределяется между разными уровнями, здесь же выстраивается та самая вертикаль, о которой мечтает российское руководство. Все - семейные, рабочие, общинные дела - совершается только с одобрения пресвитера. Сельский староста Фиолетово, то есть официальный глава администрации, Алексей Ильич Новиков, в доме которого мы жили, спокойно говорит: “У меня власти примерно процентов десять, остальное - у Николая Ивановича”.
Инструмент давления, способ наказания - отказ в совершении обряда: брака или кстин. Фактически исключение из собрания. Алексей Ильич когда-то посмел развестись с женой. Разводов здесь не признают. Как сказал нам Новиков: “Я у них получаюсь пролюбодей”. Он перешел к постоянным, на собрания ездит в Дилижан. Его 33-летний сын Паша не женат, мы спросили почему, и услышали в ответ историю словно из каких-то старых книг. У Паши был пятилетний роман с местной девушкой, но ее не отдали за сына “пролюбодея”, она вышла за другого. И никто в селе за Пашу не выдаст.
Вообще молоканские нравы стали за последние десятилетия суровее. Это понятно: современная жизнь с ее доступными соблазнами грозит размыванием, разрушением старого уклада, и чтобы выжить, нужно обособляться еще более. Вот культурологическая коллизия: чем выше уровень цивилизованности, тем больше вероятность исчезновения; сохранение уникального человеческого вида связано с ужесточением своего и отторжением всего чужого.
Когда-то в Фиолетово был клуб, сейчас бетонный куб с выбитыми стеклами пуст. В прежние времена молодежь ходила туда в кино и даже на танцы. Вот женился - все, с ерундой покончено. Теперь ходить некуда, да и порядки строже. Телевизоров не держат. Только у “пролюбодея” Новикова над крышей вызывающе торчит спутниковая тарелка. Мирского чтения почти не встретишь. Зато на столе в каждом доме прыгунов - непременно три раскрытые книги. Это не значит, что их читают ежедневно, но они лежат в полной готовности: Ветхий Завет, Новый Завет и “Дух и жизнь” - “Богодухновенные изречения Максима Гавриловича Рудометкина, Царя Духов и Вождя Сионского Народа Духовных Христиан Молокан Прыгунов. Написаны им в тяжких страданиях монастырских заточений Соловецком и Суздальском в период 1858-1877 годов”.
Три книги трактуются символически: Ветхий Завет - фундамент веры, Новый Завет - стены, Рудометкин - крыша. На молитвенном собрании прямо говорится о том, что Максим Гаврилович - составная часть Троицы: “Отец, Сын и Дух Святой в лице помазанника и страдальца нашего”.
Рукописи Рудометкина, которые он тайно передавал на волю из заточения в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, семья Толмачевых в начале ХХ века вывезла в Лос-Анджелес, запекши их в хлеб. В порту Поти сказали при досмотре, что везут родной хлебушек в Штаты, таможенники и растрогались. Эти вот книги и читают. Правда, когда мы были в гостях у 71-летнего Павла Ионовича Дьяконова, он вдруг открыл нижние ящики комода и показал нам книги, оставшиеся от детей, теперь взрослых, живущих в других краях. Нормальный пестрый набор: Дюма, Тургенев, Ирасек, “Айвенго”, “Сказания о титанах” Голосовкера, “Над пропастью во ржи”, “Дочь Монтесумы”.
Нынешние дети читают только на уроке в школе, дома никогда - сказала учительница русского языка и литературы Алла Васильевна Рудометкина. Она живет в Ванадзоре, как большинство преподавателей - их привозят и увозят на микроавтобусе. В Фиолетово с его населением в 1500 человек - десятилетка. В 9-м и 10-м классах - по шесть человек, в 8-м - 28, но продолжат из них учиться, объясняют преподаватели, не больше десяти.
Учителя рассказывают, что дети в школу приходят отдыхать: дома много работают по хозяйству. Когда посевная или уборочная - вовсе не появляются. Соответственно и отношение к учебе.

Пришли, не смешались, не исчезли

Выражение детских лиц и впрямь беззаботное. Светловолосые и ясноглазые - здесь, в армянских горах, они кажутся пришельцами. Так оно исторически и есть - пришли, не смешались, не исчезли. Пройдут годы - эти девочки и мальчики потемнеют от ветра, солнца и забот, как их матери и отцы, но сейчас Максимишин поминутно толкает меня, восклицая: “Ты посмотри, какие лица!”
Пока он устраивает фотосессию в коридоре, директор Валерий Богданович Мирзабекян показывает мне школу. Прошусь по-маленькому. Он выводит меня во двор, идем к добротному бетонному домику. Директор открывает дверь ключом и любуется произведенным эффектом: за пределами Еревана такого не встречалось - не привычное повсеместно в провинции солдатское очко, а унитазы, белоснежный кафель, никелированные краны. Сортир построили американцы, и поскольку канализации в Фиолетово нет, они же соорудили вакуумное автономное устройство. А так как народ непривычен, тем более дети, тут же начавшие разбирать блестящие детали, домик под ключом, открывается для VIP-ов.
Уборную устроили американские благотворительные организации. Газ - то есть тепло - в школу провели тоже они, раньше ученики шли на уроки с поленьями под мышкой. Армяне подарили компьютер, выделили премии по 100 долларов нескольким ученикам. Американцы же создали в здании администрации медицинский пункт. Они сажают лес в тех местах, где он был вырублен в 1990-е. А что Россия?
Кого ни спросишь - да и спрашивать не надо, сами говорят наперебой - это главная обида: от России ничего. Много лет назад российский посол (имя не указывается. - Ред.) сказал, посетив молоканские деревни: “Россия - не дойная корова”. Все в Фиолетово помнят и цитируют эти слова. А когда просили помочь с устройством подготовительных классов, консул ответил: “Ваши дети - вы и платите”.
Не совсем понятно на фоне декларируемой заботы о соотечественниках за рубежом. И каких соотечественниках! Фиолетово сплошь русское (на полторы тысячи - всего одиннадцать армян: это они держат единственный магазин, в котором продается и спиртное), и отчасти соседнее Лермонтово со смешанным населением - подлинные этнографические заповедники. Только не искусственные, не музейные, а живые. Любая цивилизованная страна сюда слала бы ученых за учеными. Один только феномен трехсотлетнего непития стоит пристального изучения.
А язык! Таня, дочь Алексея Ильича, болтает с заглянувшей подругой: “Ты яво не видывала - Видала. Пячальный такой. - Зачем? - Ня знаю. Шумела яму, он ничаво. - Ну, ты мне звонкани, чаво узнаешь”. (“Звонкануть” надо по мобильному - обычной телефонной связи тут нет.) “Помогаитя”, “вязет”, “текеть”, “надысь”, “в мыслях своих”, “пошел в собранию”. Но вдруг - “зять у меня люксусовый”. Записывать и записывать.
Этим занимается, кажется, одна только Ирина Владимировна Долженко из академического Института археологии и этнографии в Ереване, лучший знаток молокан. Она любезно согласилась поехать с нами, чем бесценно помогла: молокане давно знают ее и уважают. Времени интересоваться здешним укладом, быть может, не так уж много: сколько продержатся в своей уникальности молокане - неизвестно. Потихоньку уезжают в Ереван, где ценятся их трудолюбие и честность. Я видел там объявление на стене: “Малаканская бригада: ремонт, уборка квортир и пр.”. В школе, точно, неважно учились. Молодежь ездит на заработки: больше всего в Краснодарский и Ставропольский края - там молокан столько, что возможно жить компактно среди своих. Ездят и в Тюмень, в Сургут, и в Восточную Сибирь. Все это, как правило, временно: кто уезжает насовсем - тот “затаптывает следы предков”. Но против времени не пойдешь - есть и те, кто затаптывает.
И главное, некогда зажиточные фиолетовские молокане на глазах у себя беднеют.

Окончание в следующем номере.

Расположена маленькая Россия. Деревня Фиолетово в Лорийской области полностью заселена молоканами.

Молокане - духовные христиане, как они сами себя называют, создали на территории республики свой оазис, где они сохранили свою идентичность, где им удается соблюдать свои традиции и ритуалы.

Телевизоров и компьютеров в деревне практически нет, современную технику они считают нечистью. Новости сельчане узнают либо друг от друга, либо от родственников, уехавших на заработки в города Армении или в Россию, либо от внуков, которые, несмотря на запреты взрослых, держат у себя мобильные телефоны.

"Я вот сижу, капусту чищу и тут внучка "чихк" и меня фотографирует. Я ей говорю, мол, себя фотографируй, детка, а не меня, тоже мне, нашла красавицу. Вот и ваш этот, не нашел кого другого? Пусть других фотографирует", — морщась, говорит Мария Тимофеевна, кивком показывая на фотографа .

Существует расхожее мнение о том, что молокане - люди скрытные, необщительные, "чужаков" не любят. Скорее всего, это - миф, так как все те молокане, которых мы повстречали, оказались очень дружелюбными.

"К нам часто приезжают русские туристы. Знаете, что они спрашивают в первую очередь? А армяне вас не обижают?" — смеясь, рассказывает подруга Марии Тимофеевны — Татьяна Ивановна.

Она отметила, что армяне и молокане живут бок о бок уже две сотни лет.

"Армяне - наши братья и сестры. Мы уже пятое поколение молокан, живущих в Армении. Какие между нашими народами могут быть проблемы?" — недоумевает женщина.

В любом городе или селе Армении можно встретить ребятишек в кепках и майках с надписью "Духов" и с профилем премьер-министра Никола Пашиняна. В Фиолетово детей в такой одежде мы не увидели. "Бархатная революция", кажется, обошла деревню стороной. Сельчане не принимали участия в революции и не ощутили никаких перемен.

"В соседней армянской деревне (Маргаовит- ред.) перекрывали дороги, выкрикивали какие-то лозунги. А нам-то что? Мы армянского не знаем, пошли бы туда и что? Нам-то зачем?" — сказал сосед двух наших собеседниц и поспешил в огород.

© Sputnik / Asatur Yesayants

Одна из женщин поинтересовалась, правда ли, что Пашинян отвечает на письма людей.

"Если да, то давай ему письмо напишем, Татьяна Ивановна. Пусть вернет все те деньги, которые Тер-Петросян (первый президент Армении Левон Тер-Петросян - ред.) снял с нашей пенсии и съел. Вдруг вернет?" — предлагает Мария Тимофеевна, обращаясь к подруге.

В свою очередь Наталья Максимовна, открывшая первый и единственный гостевой дом в Фиолетово, сомневается, что революция улучшит положение деревни. О ее гостевом доме еще напишет отдельный материал.

"Мы трудолюбивый народ, у нас даже маленькие дети работают в огородах, следят за домашними животными. Но продавать нам наше добро негде. Все соседние армянские деревни пустуют. Да и города тоже. Приходится ездить в столицу для торговли. Неужели какой-то руководитель может это изменить - вернуть людей в села, где работы для них нет? Вряд ли" — говорит женщина.

© Sputnik / Asatur Yesayants

Многие молокане с ностальгией вспоминают советские времена, когда они жили припеваючи, деревня процветала, а молодым не нужно было уезжать в поисках заработка. Им не верится, что смена власти в республике как-то изменит их жизнь в лучшую сторону.