Самая большая статуя в Египте - Сфинкс. Легенды Египта. История Сфинкса. Чернорабочих, которые строили статую, прекрасно кормили. Что такое Большой Сфинкс

Большой Сфинкс (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одной из самых древних мировых скульптур, без сомнения, можно назвать статую Сфинкса. К тому же это еще и одна из самых загадочных скульптур, ведь тайна Сфинкса до сих пор до конца не разгадана. Сфинкс - это существо с женской головой, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка. Одно из крупнейших изображений Сфинкса находится на западном берегу Нила, рядом с египетскими пирамидами в Гизе.

Практически все, что связано с египетским Сфинксом, вызывает споры у ученых. До сих пор неизвестна точная дата происхождения этой скульптуры и совершенно непонятно, почему сейчас у статуи отсутствует нос.

Статуя, сделанная из известковой скалы, выглядит монументально и величественно. Стоит отметить ее внушительные размеры: длина - 73 метра, высота - 20 метров. Сфинкс смотрит на Нил и восходящее солнце.

Практически все, что связано со Сфинксом, вызывает споры у ученых. До сих пор неизвестна точная дата происхождения этой скульптуры и совершенно непонятно, почему сейчас у статуи отсутствует нос. Неизвестно и значение слова: в переводе с греческого «сфинкс» означает «душительница», но что вкладывали в это имя древние египтяне, остается загадкой.

Египетских фараонов было принято изображать в виде грозного льва, который не пощадит ни одного врага. Именно поэтому считается, что Сфинкс охраняет покой погребенных фараонов. Автор скульптуры неизвестен, но многие исследователи считают, что это Хефрен. Правда, данное суждение весьма спорное. Сторонники теории ссылаются на то, что камни скульптуры и расположенной рядом пирамиды Хефрена одинаковые по размеру. Кроме того, недалеко от статуи было найдено изображение этого фараона.

Интересно, что у Сфинкса нет носа. Конечно, когда-то эта деталь существовала, но причина ее исчезновения до сих пор неизвестна. Возможно, нос был утрачен во время битвы войск Наполеона с турками на территории пирамид в 1798 году. Но, если верить датскому путешественнику Нордену, Сфинкс выглядел так уже в 1737 году. Существует версия, что еще в 14 веке какой-то религиозный фанатик изуродовал скульптуру, чтобы выполнить завет Мухаммеда о запрете изображения человеческого лица.

У Сфинкса отсутствует не только нос, но еще и накладная церемониальная борода. Ее история тоже вызывает споры ученых. Одни считают, что борода была изготовлена значительно позже, чем сама скульптура. Другие же полагают, что борода была сделана в одно время с головой и что древние египтяне просто не имели технических возможностей для последующего монтажа деталей.

Разрушение скульптуры и ее последующая реставрация помогли ученым найти интересные факты. Так, например, японские археологи пришли к выводу, что Сфинкс был построен раньше пирамид. Кроме того, они обнаружили под левой лапой статуи туннель, уходящий в сторону пирамиды Хефрена. Интересно, что впервые об этом туннеле упоминали еще советские исследователи.

Долгое время загадочная скульптура находилась под толстым слоем песка. Первые попытки откопать Сфинкса были предприняты еще в древности Тутмосом IV и Рамзесом II. Правда, особых успехов они не достигли. Лишь в 1817 году Сфинксу освободили грудь, а уже спустя более 100 лет статую раскопали полностью.

Адрес: Nazlet El-Semman, Al Haram, Giza

душительница - фантастическое существо с львиным телом и человеческой головой, заимствованное в Древней Греции из Древнего Египта. Греческий миф рассказывает о С., который обитал на скале близ Фив, задавал путникам загадку и убивал не сумевших ее разгадать.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СФИНКС

Е. душительница, чудовище, представляющее крылатое туловище львицы с головой и грудью девы (с хвостом змеи, собачьим телом и т. п.), которое обитало на скале возле Фив и причиняло большое несчастье городу. Оно задавало загадку: «Что имеет голос, утром о 4-х ногах, в полдень о 2-х, а вечером о 3-х?» (человек), и убивало каждого, кто не разгадывал ее. Фиванцы назначили в награду за разгадку владычество над городом и руку вдовствующей царицы Иокасты. Эдип разрешил эту загадку и этим принудил С. сброситься со скалы, см. Oedipus, Эдип. С. происходила от Химеры и Орфра (Hesiod. theog. 326) или от Тифона и Ехидны и, говорят, явилась из Эфиопии; она была послана гневавшейся на Лая Герой или Аресом за убийство Кадмом Аресова дракона. Первоначально она, кажется, обозначала губящую моровую язву, которая так часто постигала Фивскую страну. Египетская С., которая служила образцом для греческой, представляла львиное туловище без крыльев с верхними частями человека. Эти С., уставленные рядами, украшали вход в храмы.

Сфинкс – мифическое существо. Он представляет собой сочетание разных частей тела четырех живых существ. Сфинкс имеет человеческую голову, причем она может быть как мужской, так и женской. Сильные и быстрые ноги льва дополняют мощь бычьего тела. Еще он может летать, благодаря крыльям орла. Эта мифическая фигура смогла соединить в себе физическую и умственную (в мифологии голова человека на животном всегда является признаком ума) силу. Но сфинкс не всегда имеет такую форму. Чаще всего он был представлен только чертами льва (кошки) и человека.

Наиболее распространенные существа – Андросфинкс, Хиеракосфинкс и Криосфинкс.

Андросфинкс – лев с головой человека. В архитектуре наиболее ярко представлен как Великий (Львиный) Сфинкс, который охраняет пирамиды в Гизе. Он высечен из одного цельного камня, длина которого достигает 57 метров. Существует множество гипотез о том, чье лицо изображено на голове этого сфинкса. Но некоторые полагают, что это фараон Хефрен, и статуя символизирует непобедимость этого правителя.

В виде Андросфинкса изображали и некоторых других правителей, но размеры статуй незначительны. Символ такого царственного животного превозносил каждого фараона во владыку всего человечества. Иногда облик мифического существа принимали и жены правителей.

Криосфинкс имеет тело льва и голову барана. Основной его функцией являлось охрана и защита древних некрополей, без слов призывая к тишине. Символизирует бога Амона. Сегодня можно увидеть целую аллею криосфинксов, которая ведет к месту, где захоронены царственные особи. Она находится в Карнаке. Все лица сфинксов изображены с львиной гривой. Новое царство приписывало образ криосфинкса царю меж богов, а именно богу солнца Ра (Амону).

Хиеракосфинкс (Иеракосфинкс) - лев с головой сокола. Олицетворяет божественную власть, а в Египте сокола вообще считали Царем Птиц. Если у сфинкса с телом льва и головой сокола не было крыльев, то он имел значение только могучей силы.

В Греции голову сфинкса всегда украшало лицо женщины, а иногда такую голову увенчивали короной, сделанной из цветов лилий.

Например, фиванский сфинкс, знакомый нам из легенды об Эдипе, был львиным андросфинксом. Так как его изображали на могилах, ему придавали значение символа защиты гробниц или конкретного захоронения. Но сам по себе фиванский сфинкс, не обращая внимания на загробную символику, имел значение бессмысленного разрушения, а на практике считался врагом для каждого человека и всего человечества в целом.

В Древнем Египте сфинкс был символом бдительности и силы. Изображали его как льва с головой человека, то есть в виде андросфинкса. Именно этот облик и стал одним из символов Эллады. Но во время христианства стал означать неведение:

«Лицо девы означает то, что ум, занятый красотой, не может быть восприимчив к мудрости и знанию; чресла же льва и его сила означают самодовольство и надменность».

Нужно отметить, что такой древний образ тихой силы со временем был забыт. И произошло это появления греческой легенды «Загадка Сфинкса». Этот сфинкс был с головой женщины и большими крыльями. Изображали его как демона смерти. По легенде сфинкс съедал тех, кто не знал ответа на задаваемый им вопрос. И только Эдип смог победить его своим умом. Благодаря этим событиям сфинкс стал неким символом для человеческих проблем.

Персонаж легенды об Эдипе .

Египетский сфинкс

Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства , наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II . Одна из самых больших монолитных статуй мира - изваяние сфинкса (Большой сфинкс) , которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе .

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

  • Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы - например, фараона .
  • Храмы бога Хора украшали сфинксами с головой сокола - иеракосфинксами
  • Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана - криосфинксы .

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа . Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз , Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть . По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её . Её изображение было на шлеме Афины . В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами» .

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога , данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли .

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её . По ещё одному истолкованию, это амазонка , первая жена Кадма , укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом .

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс» .

Индия

В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона . С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

Новое время

«Французский сфинкс»

Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма , когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло , работавшие при дворе Франциска I . У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки . Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII-XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.

Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea - нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI-XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской лоджии Рафаэля (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715-1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена) , Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).

Сфинкс в искусстве классицизма

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании ».

Сфинксы стали являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожего на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта . Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий .

С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс ». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также

  • Человеколев - древнейшее скульптурное изображение животного.
  • В честь Сфинкса назван астероид (896) Сфинкс (англ.) русск. , открытый в 1918 году.

Напишите отзыв о статье "Сфинкс"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сфинкс

– Милая Натали, – сказала княжна Марья, – знайте, что я рада тому, что брат нашел счастье… – Она остановилась, чувствуя, что она говорит неправду. Наташа заметила эту остановку и угадала причину ее.
– Я думаю, княжна, что теперь неудобно говорить об этом, – сказала Наташа с внешним достоинством и холодностью и с слезами, которые она чувствовала в горле.
«Что я сказала, что я сделала!» подумала она, как только вышла из комнаты.
Долго ждали в этот день Наташу к обеду. Она сидела в своей комнате и рыдала, как ребенок, сморкаясь и всхлипывая. Соня стояла над ней и целовала ее в волосы.
– Наташа, об чем ты? – говорила она. – Что тебе за дело до них? Всё пройдет, Наташа.
– Нет, ежели бы ты знала, как это обидно… точно я…
– Не говори, Наташа, ведь ты не виновата, так что тебе за дело? Поцелуй меня, – сказала Соня.
Наташа подняла голову, и в губы поцеловав свою подругу, прижала к ней свое мокрое лицо.
– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…
Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.
«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
«Нет, она совсем другая. Я не могу»!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.
– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.
Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем, знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России.
Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу.
– Посмотри, вот Аленина – говорила Соня, – с матерью кажется!
– Батюшки! Михаил Кирилыч то еще потолстел, – говорил старый граф.
– Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.

Сфинкс
Мифология: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
В иных культурах: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Пол: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сфера влияния: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Отец: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Братья: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сёстры: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Супруг(а): Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Сфинкс Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Сфинкс Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Сфинкс Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Сфинкс Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Сфинкс Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Сфинкс

Египетский сфинкс

Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства , наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II . Одна из самых больших монолитных статуй мира - изваяние сфинкса (Большой сфинкс) , которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе .

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

  • Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы - например, фараона .
  • Храмы бога Хора украшали сфинксами с головой сокола - иеракосфинксами
  • Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана - криосфинксы .

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа . Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз , Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога , данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли .

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её . По ещё одному истолкованию, это амазонка , первая жена Кадма , укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом .

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс» .

Индия

Сфинкс в искусстве классицизма

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании ».

Сфинксы стали являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожего на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта . Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий .

С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс ». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также

  • Человеколев - древнейшее скульптурное изображение животного.
  • В честь Сфинкса назван астероид (896) Сфинкс (англ.) русск. , открытый в 1918 году.

Напишите отзыв о статье "Сфинкс"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сфинкс

Своим непрекращающимся градом вопросов и манерой спрашивать сразу у двоих, она мне сильно напомнила Стеллу. И я от души рассмеялась...
– Нет, Майя, мы, конечно же, здесь не живём. Это вы были очень храбрыми, что сами приходили сюда. Нужно очень большое мужество, чтобы совершить такое... Вы настоящие молодцы! Но теперь вам придётся вернуться туда, откуда вы сюда пришли, у вас нет больше причины, чтобы здесь оставаться.
– А мама с папой «совсем» погибли?.. И мы уже не увидим их больше... Правда?
Пухлые Майины губки задёргались, и на щёчке появилась первая крупная слеза... Я знала, что если сейчас же это не остановить – слёз будет очень много... А в нашем теперешнем «общевзвинченном» состоянии допускать это было никак нельзя...
– Но вы ведь живы, правда же?! Поэтому, хотите этого или нет, но вам придётся жить. Думаю, что мама с папой были бы очень счастливы, если б узнали, что с вами всё хорошо. Они ведь очень любили вас... – как могла веселее, сказала я.
– Откуда ты это знаешь? – удивлённо уставилась на меня малышка.
– Ну, они свершили очень тяжёлый поступок, спасая вас. Поэтому, думаю, только очень сильно любя кого-то и дорожа этим, можно такое совершить...
– А куда мы теперь пойдём? Мы с вами пойдём?.. – вопросительно-умоляюще глядя на меня своими огромными серыми глазищами, спросила Майя.
– Вот Арно хотел бы вас забрать с собой. Что вы об этом думаете? Ему тоже не сладко... И ещё со многим придётся свыкнуться, чтобы выжить. Вот и поможете друг другу... Так, думаю, будет очень правильно.
Стелла наконец-таки пришла в себя, и сразу же «кинулась в атаку»:
– А как случилось, что этот монстр заполучил тебя, Арно? Ты хоть что-нибудь помнишь?..
– Нет... Я помню только свет. А потом очень яркий луг, залитый солнцем... Но это уже не была Земля – это было что-то чудесное и совершенно прозрачное... Такого на Земле не бывает. Но тут же всё исчезло, а «проснулся» я уже здесь и сейчас.
– А что если я попробую «посмотреть» через вас? – вдруг пришла мне в голову совершенно дикая мысль.
– Как – через меня? – удивился Арно.
– Ой, а ведь правильно! – тут же воскликнула Стелла. – Как я сама не подумала?!
– Ну, иногда, как видишь, и мне что-то в голову приходит... – рассмеялась я. – Не всегда же только тебе придумывать!
Я попробовала «включиться» в его мысли – ничего не происходило... Попробовала вместе с ним «вспомнить» тот момент, когда он «уходил»...
– Ой, ужас какой!!! – пискнула Стелла. – Смотри, это когда они захватили его!!!
У меня остановилось дыхание... Картинка, которую мы увидали, была и правда не из приятных! Это был момент, когда Арно только что умер, и его сущность начала подниматься по голубому каналу вверх. А прямо за ним... к тому же каналу, подкрались три совершенно кошмарных существа!.. Двое из них были наверняка нижнеастральные земные сущности, а вот третий явно казался каким-то другим, очень страшным и чужеродным, явно не земным... И все эти существа очень целеустремлённо гнались за человеком, видимо пытаясь его зачем-то заполучить... А он, бедняжка, даже не подозревая, что за ним так «мило» охотятся, парил в серебристо-голубой, светлой тишине, наслаждаясь необычно глубоким, неземным покоем, и, жадно впитывая в себя этот покой, отдыхал душой, забыв на мгновение дикую, разрушившую сердце земную боль, «благодаря» которой он и угодил сегодня в этот прозрачный, незнакомый мир...
В конце канала, уже у самого входа на «этаж», двое чудищ молниеносно юркнули следом за Арно в тот же канал и неожиданно слились в одно, а потом это «одно» быстренько втекло в основного, самого мерзкого, который наверняка был и самым сильным из них. И он напал... Вернее, стал вдруг совершенно плоским, «растёкся» почти до прозрачного дымка, и «окутав» собой ничего не подозревавшего Арно, полностью запеленал его сущность, лишая его бывшего «я» и вообще какого-либо «присутствия»... А после, жутко хохоча, тут же уволок уже захваченную сущность бедного Арно (только что зревшего красоту приближавшегося верхнего «этажа») прямиком в нижний астрал....
– Не понимаю... – прошептала Стелла. – Как же они его захватили, он ведь кажется таким сильным?.. А ну, давай посмотрим, что было ещё раньше?
Мы опять попробовали посмотреть через память нашего нового знакомого... И тут же поняли, почему он явился такой лёгкой мишенью для захвата...
По одежде и окружению это выглядело, как если бы происходило около ста лет назад. Он стоял по середине огромной комнаты, где на полу лежали, полностью нагими, два женских тела... Вернее, это были женщина и девочка, которой могло быть от силы пятнадцать лет. Оба тела были страшно избиты, и видимо, перед смертью зверски изнасилованы. На бедном Арно «не было лица»... Он стоял, как мертвец, не шевелясь, и возможно даже не понимая, где в тот момент находился, так как шок был слишком жестоким. Если мы правильно понимали – это были его жена и дочь, над которыми кто-то очень по-зверски надругался... Хотя, сказать «по-зверски» было бы неправильно, потому, что никакой зверь не сделает того, на что способен иногда человек...
Вдруг Арно закричал, как раненное животное, и повалился на землю, рядом со страшно изуродованным телом своей жены (?)... В нём, как во время шторма, дикими вихрями бушевали эмоции – злость сменяла безысходность, ярость застилала тоску, после перерастая в нечеловеческую боль, от которой не было никакого спасения... Он с криками катался по полу, не находя выхода своему горю... пока наконец, к нашему ужасу, полностью затих, больше не шевелясь...
Ну и естественно – открывши такой бурный эмоциональный «шквал», и с ним же умерев, он стал в тот момент идеальной «мишенью» для захвата любыми, даже самыми слабыми «чёрными» существами, не говоря уже о тех, которые позже так упорно гнались за ним, чтобы использовать его мощное энергетическое тело, как простой энергетический «костюм»... чтобы вершить после, с его помощью, свои ужасные, «чёрные» дела...
– Не хочу больше это смотреть... – шёпотом произнесла Стелла. – Вообще не хочу больше видеть ужас... Разве это по-людски? Ну, скажи мне!!! Разве правильно такое?! Мы же люди!!!
У Стеллы начиналась настоящая истерика, что было настолько неожиданным, что в первую секунду я совершенно растерялась, не находя, что сказать. Стелла была сильно возмущённой и даже чуточку злой, что, в данной ситуации, наверное, было совершенно приемлемо и объяснимо. Для других. Но это было настолько, опять же, на неё не похоже, что я только сейчас наконец-то поняла, насколько больно и глубоко всё это нескончаемое земное Зло ранило её доброе, ласковое сердечко, и насколько она, наверное, устала постоянно нести всю эту людскую грязь и жестокость на своих хрупких, ещё совсем детских, плечах.... Мне очень захотелось обнять этого милого, стойкого и такого грустного сейчас, человечка! Но я знала, что это ещё больше её расстроит. И поэтому, стараясь держаться спокойно, чтобы не затронуть ещё глубже её и так уже слишком «растрёпанных» чувств, постаралась, как могла, её успокоить.
– Но ведь есть и хорошее, не только плохое!.. Ты только посмотри вокруг – а твоя бабушка?.. А Светило?.. Вон Мария вообще жила лишь для других! И сколько таких!.. Их ведь очень и очень много! Ты просто очень устала и очень печальна, потому что мы потеряли хороших друзей. Вот и кажется всё в «чёрных красках»... А завтра будет новый день, и ты опять станешь собой, обещаю тебе! А ещё, если хочешь, мы не будем больше ходить на этот «этаж»? Хочешь?..
– Разве же причина в «этаже»?.. – горько спросила Стелла. – От этого ведь ничего не изменится, будем мы сюда ходить или нет... Это просто земная жизнь. Она злая... Я не хочу больше здесь быть...
Я очень испугалась, не думает ли Стелла меня покинуть и вообще уйти навсегда?! Но это было так на неё не похоже!.. Во всяком случае, это была совсем не та Стелла, которую я так хорошо знала... И мне очень хотелось верить, что её буйная любовь к жизни и светлый радостный характер «сотрут в порошок» всю сегодняшнюю горечь и озлобление, и очень скоро она опять станет той же самой солнечной Стеллой, которой ещё так недавно была...
Поэтому, чуточку сама себя успокоив, я решила не делать сейчас никаких «далеко идущих» выводов, и подождать до завтра, прежде чем предпринимать какие-то более серьёзные шаги.