Что изучает искусство. Определение искусства, его суть. Основные функции искусства

Основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах. Кроме того, в широком понимании, искусство может означать высший уровень мастерства в какой-либо сфере деятельности, даже не связанной напрямую с творчеством (например, в кулинарии, строительстве, единоборствах, спорте и т.д.).

Объектом (или предметом ) искусства является мир вообще и человек в частности, а формой существования - художественное произведение как результат творческой деятельности. Произведение искусства - высшая форма результата творчества.

Цели искусства :

  • распространение духовных благ ;
  • самовыражение автора.

Функции искусства.

  1. Познавательная . Искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.
  2. Воспитательная . Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.
  3. Эстетическая . Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.
  4. Гедонистическая . Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического наслаждения.
  5. Прогностическая . Функция, заключающаяся в попытке предвидеть будущее.
  6. Компенсаторская . Служит для восстановления психологического равновесия; часто используется психологами и психотерапевтами (поклонники передачи «Дом-2» ее просмотром компенсируют отсутствие собственной личной жизни и эмоций; хотя я бы не относил это шоу к искусству).
  7. Социальная . Может просто обеспечивать общение людей (коммуникативная), а а может призывать к чему-либо (пропагандистская).
  8. Развлекательная (например, массовая культура).

Виды искусства.

Виды искусства различны - все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.

  1. Изобразительное искусство :
    • статическое (скульптура, живопись, фотография, декоративное и т.д.);
    • динамическое (например, немое кино, пантомима).
  1. Выразительное искусство (или неизобразительное):
  2. Зрелищное искусство (театр, кино, опера, цирк).

По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:

  • прикладное (декоративно-прикладное);
  • изящное (музыка).

По времени создания :

  • традиционное (скульптура, литература);
  • новое (кино, телевидение, фотография).

По соотношению время-пространство :

  • пространственное (архитектура);
  • временное (музыка);
  • пространственно-временное (кино, театр).

По количеству используемых компонентов :

  • простое (музыка, скульптура);
  • сложное (оно же - синтетическое: кино, театр).

Классификаций много, а определение и роль искусства до сих пор является поводом для непрестанных споров и дискуссий. Главное в другом. Искусство может разрушать человеческую психику или лечить, растлевать или воспитывать, угнетать или давать толчок развитию. Задача человеческого общества - развивать и поощрять именно «светлые» виды искусства.

В самом простом понимании искусство - это способность человека воплощать в реальность что-то прекрасное и получать эстетическое удовольствие от таких предметов. Также оно может быть одним из способов познания, называться мастерством, но одно известно точно: без искусства наш мир был бы пресным, скучным и ни капельки не увлекательным.

Терминологическая остановка

В самом широком смысле искусство - это некое мастерство, продукты которого приносят эстетическое удовольствие. Согласно записям в Британской энциклопедии, основным критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. В свою очередь Большая Советская энциклопедия говорит, что искусство - это одна из форм общественного сознания, которая является основным составляющим компонентом человеческой культуры.

Кто бы что ни говорил, но споры вокруг термина «искусство» длятся уже очень долго. К примеру, в эпоху романтизма искусством считали особенность человеческого разума. То есть понимали этот термин так же, как религию и науку.

Особенное ремесло

В самом первом и распространенном смысле понятие искусства расшифровывали как «ремесло» или «составление» (оно же созидание). Проще говоря, искусством можно было назвать все, что было создано человеком, в процессе придумывания и осмысления некой композиции.

До XIX века искусством называли способность художника или певца выразить свой талант, увлечь аудиторию и заставить ее чувствовать.

Понятие «искусство» может употребляться в самых разных сферах человеческой деятельности:

  • процесс выражения вокального, хореографического или актерского таланта;
  • произведения, физические предметы, созданные мастерами своего дела;
  • процесс потребления произведений искусства аудиторией.

Подводя итог, можно сказать следующее: искусство - это своеобразная подсистема духовной сферы жизни, которая представляет собой творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Это уникальное умение, способное вызывать восхищение у публики.

Немного истории

В мировой культуре об искусстве начинали говорить еще в античные времена. Первобытное искусство (а именно изобразительное творчество, оно же наскальный рисунок) появилось вместе с человеком в эпоху среднего палеолита. Первые предметы, которые можно отождествлять с искусством как таковым, появились в верхнем палеолите. Самые древние произведения искусства, к примеру, ожерелья из раковин, датируются 75 тыс. лет до н.э.

В каменном веке искусством называли первобытные обряды, музыку, танцы, украшения. В целом современное искусство берет свое начало от древних обрядов, традиций, игр, которые были обусловлены мифологическими и магическими представлениями и верованиями.

От первобытного человека

В мировом искусстве принято выделять несколько эпох его развития. Каждая из них что-то перенимала от своих предков, добавляла что-то свое и оставляла своим потомкам. Из века в век искусство приобретало все более сложную форму.

Искусство первобытного общества состояло из музыки, песен, обрядов, танцев и изображений, которые наносились на шкуры животных, землю и другие природные предметы. В мире античном искусство приобрело более сложную форму. Оно развивалось в египетской, месопотамской, персидской, индийской, китайской и других цивилизациях. В каждом из этих центров возник свой уникальный стиль искусства, который пережил не одно тысячелетие и даже сегодня оказывает влияние на культуру. К слову сказать, древнегреческие художники считались лучшими (даже лучше современных мастеров) в изображении человеческого тела. Только им удавалось каким-то невероятным образом досконально изобразить мускулатуру, осанку, подобрать правильные пропорции и передать естественную красоту натуры.

Средние века

Во времена Средневековья на развитие искусства значительное влияние оказали религии. Особенно это касается Европы. Готика и византийское искусство базировались на духовных истинах и библейских сюжетах. В это время на востоке и в странах ислама считалось, что рисунок человека не более чем создание идола, которое находилось под запретом. Поэтому в изобразительном искусстве присутствовала архитектура, орнаменты, но человека не было. Развивалась каллиграфия и ювелирное дело. В Индии и Тибете основным в искусстве был религиозный танец, за ним шла скульптура.

В Китае процветали самые разнообразные виды искусства, на них не оказывала влияния и давления какая бы то ни было религия. В каждую эпоху были свои мастера, у каждого из них был свой стиль, который они совершенствовали. Поэтому каждое произведение искусства носит название эпохи, в которую было создано. К примеру, ваза эпохи Мин или живопись эпохи Тан. В Японии сложилась та же ситуация, что и в Китае. Развитие культуры и искусства в этих странах происходило достаточно самобытно.

Эпоха Возрождения

В период Ренессанса искусство снова возвращается к материальным ценностям и гуманизму. Человеческие фигуры обретают утраченную телесность, в пространстве появляется перспектива, а художники стремятся отразить физическую и рациональную определенность.

В эпоху Романтизма в искусстве появляются эмоции. Мастера пытаются показать человеческую индивидуальность и глубину переживаний. Начинают появляться множественные художественные стили, такие как академизм, символизм, фовизм и т.д. Правда, их век был непродолжительным, а прежние направления, подстегнутые ужасом пережитых войн, можно сказать, возродились из пепла.

На пути к современности

В XX веке мастера искали новые изобразительные возможности и стандарты красоты. Из-за постоянно растущей глобализации культуры начали взаимопроникать и влиять друг на друга. К примеру, импрессионисты вдохновлялись японскими гравюрами, на творчество Пикассо значительное влияние оказало изобразительное искусство Индии. Во второй половине XX века на развитие разных областей искусства повлиял модернизм с его непреклонным идеалистическим поиском истины и жесткими нормами. Период современного искусства наступил, когда было принято решение о том, что ценности - относительны.

Функции и свойства

Во все времена теоретики искусствоведения и культурологии говорили, что для искусства, как и для любого другого социального явления, характерны разные функции и свойства. Все функции искусства условно делятся на мотивированные и немотивированные.

Немотивированные функции - это свойства, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. Проще говоря, искусство - это то, к чему человека толкают инстинкты и что выходит за пределы практичного и полезного. К таким функциям относят:

  • Базовый инстинкт гармонии, ритма и уравновешенности. Здесь искусство проявляется не в материальной форме, а в чувственном, внутреннем стремлении к гармонии и красоте.
  • Ощущение таинственности. Считается, что искусство - это один из способов, позволяющих ощутить связь с Вселенной. Это ощущение возникает неожиданно при созерцании картин, прослушивании музыки и т.д.
  • Воображение. Благодаря искусству человек имеет возможность применить воображение без ограничений.
  • Обращение ко многим. Искусство позволяет творцу обращаться к целому миру.
  • Ритуалы и символы. В некоторых современных культурах есть яркие ритуалы, танцы и представления. Они являются своеобразными символами, а иногда просто способами разнообразить событие. Сами по себе они не преследуют какой-то цели, но антропологи видят в каждом движении смысл, заложенный в процессе развития национальной культуры.

Мотивированные функции

Мотивированными функциями искусства называют цели, которые создатель осознанно ставит перед собой, приступая к созданию произведения искусства.

В таком случае искусство может быть:

  • Средством коммуникации. В своем самом простом варианте искусство является способом общения между людьми, с помощью которого можно передавать информацию.
  • Развлечение. Искусство способно создать соответствующее настроение, помогает расслабиться и отвлечься от проблем.
  • Ради перемен. В начале ХХ века было создано множество произведений, которые спровоцировали политические перемены.
  • Ради психотерапии. Психологи часто используют искусство в лечебных целях. Техника, основанная на анализе рисунка, дает возможность провести более точную диагностику.
  • Ради протеста. Искусство часто использовали, чтобы выразить протест против чего-то или кого-то.
  • Пропаганда. Искусство также может быть способом распространения пропаганды, благодаря которому можно незаметно повлиять на формирование новых вкусов и настроений у публики.

Как видно из функций, искусство в жизни общества играет далеко не последнюю роль, влияя на все сферы человеческой жизнедеятельности.

Виды и формы

Изначально искусством считался нерасчлененный, то есть общий комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно таких примеров искусства, как театр, музыка или литература. Все было слито воедино. Только спустя время стали появляться разные виды искусства. Так называют исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, которые используют для создания разные средства.

В зависимости от использованных средств различают такие формы искусства:

  • Литература. Использует словесно-письменные средства для создания образцов искусства. Здесь выделяют три главных рода - драма, эпос и лирика.
  • Музыка. Ее делят на вокальную и инструментальную, чтобы создавать образцы искусства используются звуковые средства.
  • Танец. Чтобы создать новые образцы, используются пластические движения. Выделяют балет, ритуальное, бальное, современное и народное искусство танца.
  • Живопись. При помощи цвета отображается реальность на плоскости.
  • Архитектура. Искусство проявляется в преображении пространственной среды сооружениями и зданиями.
  • Скульптура. Представляет собой художественные произведения, которые имеют объем и трехмерную форму.
  • Декоративно-прикладное искусство. Эта форма связана непосредственно с прикладными нуждами, это художественные предметы, которые могут применяться в быту. Например, расписная посуда, мебель и т.д.
  • Театр. При помощи актерской игры на сцене разыгрывается сценическое действо конкретной темы и характера.
  • Цирк. Своеобразное зрелищно-развлекательное действие со смешными, необычными и рискованными номерами.
  • Кино. Можно сказать, что это эволюция театрального действия, когда еще используются современные, аудиовизуальные средства.
  • Фотография. Заключается в фиксации зрительных образов техническими средствами.

К перечисленным формам можно еще добавить такие жанры искусства, как эстрада, графика, радио и т.д.

Роль искусства в жизни человека

Странно, но почему-то считается, что искусство предназначено только для высших слоев населения, так называемой элиты. Другим людям такое понятие якобы чуждо.

Искусство обычно отождествляют с богатством, влиянием и властью. Ведь именно такие люди могут позволить купить себе красивые, неприлично дорогие и абсурдно бесполезные вещи. Взять, к примеру, Эрмитаж или Версальский дворец, в которых сохранились богатые коллекции монархов прошлого. Сегодня такие коллекции могут позволить себе правительства, некоторые частные организации и очень богатые люди.

Иногда складывается впечатление, что основная роль искусства в жизни человека состоит в том, чтобы показать окружающим социальный статус. Во многих культурах дорогие и изящные вещи показывают положение человека в обществе. С другой стороны, два столетия назад предпринимались попытки сделать высокое искусство более доступным для широкой публики. К примеру, в 1793 году был открыт Лувр для всех желающих (до того момента он был собственностью французских королей). Со временем эту идею подхватили в России (Третьяковская галерея), США (Музей Метрополитен) и других странах Европы. И все равно люди, у которых есть своя коллекция произведений искусства, всегда будут считаться более влиятельными.

Синтетическое или настоящее

В современном мире существует большое разнообразие произведений искусства. Они обретают различные виды, формы, средства создания. Единственное, что осталось без изменений - это народное искусство, в его первобытном виде.

Сегодня даже простая идея считается искусством. Именно благодаря идеям, общественному мнению и отзывам критиков пользуются непреходящим успехом такие произведения, как «Черный квадрат», чайный сервиз, обтянутый натуральным мехом, или фотография реки Рейн, которую продали за 4 млн долларов. Сложно назвать эти и подобные им предметы настоящим искусством.

Итак, что такое настоящее искусство? По большому счету это произведения, которые заставляют задумываться, задавать вопросы, искать ответы. Настоящее искусство привлекает, хочется любой ценой заполучить этот предмет. Даже в литературе русские классики писали об этой притягательной силе. Так, в повести Гоголя «Портрет» главный герой тратит свои последние сбережения на приобретения портрета.

Настоящее искусство всегда делает человека добрее, сильнее и мудрее. Обладая бесценными знаниями и опытом, что собирались на протяжении многих поколений, а теперь доступны в приемлемой для восприятия форме, человек имеет возможность развиваться и совершенствоваться.

Настоящее искусство всегда делается от чистого сердца. Неважно, что это будет - книга, картина, музыка, пьеса. Зритель почувствует. Обязательно почувствует то, что хотел передать создатель. Почувствует его эмоции, поймет его мысли, вместе с ним отправится на поиски ответов. Настоящее искусство - неслышный разговор автора с человеком, после которого слушатель/читатель/зритель уже не станет прежним. Вот что такое настоящее искусство. Настоящий концентрированный сгусток чувств. Как писал Пушкин, оно должно жечь сердца людей, и неважно чем - глаголом, кистью или музыкальным инструментом. Такое искусство должно служить людям и вдохновлять их на перемены, развлекать, когда грустно, и вселять надежду, особенно тогда, когда кажется что выхода нет. Только так, по-другому и быть не может.

Сегодня существует много странных, иногда даже нелепых предметов, которые именуются произведениями искусства. Но если они не способны «зацепить за живое», значит, относиться к искусству априори не могут.

Если рассматривать понятие искусства в широком смысле то это оно означает одну из форм познания человечеством действительности которая отражается в произведениях искусства картинах музыкальных произведениях и театральных постановках в гравюрах и скульптурах. Искусство является частью духовной жизни как человека так и общества и в целом считается многообразным результатом творческой деятельности всех поколений.

Что такое искусство в более узком понимании

Искусство означает осмысление действительности мастером, отражение его внешнего и внутреннего мира, которое в итоге дает продукт приносящий эстетическое удовлетворение, но не только самому творцу, но и обществу.

Цели искусства

Как и любой вид деятельности человека, искусство имеет свои цели. Если рассматривать, что такое изобразительное искусство и его основные функции, то этот вид искусства обладает как немотивированными, так и мотивированными функциями. Например, художники-авангардисты с помощью своих картин выражали негодование существующему политическому строю (мотивированная, революционная функция). Каждая картина является обращением для целого мира, поскольку художник создает ее, чтобы показать человечеству, насколько красив пейзаж определенной местности или для того, чтобы показать красоту человека, оставив его портрет для следующих поколений. Обращение к неограниченному кругу лиц – это немотивированная функция изобразительного искусства, и не только.

Искусство несет в себе развлекательные и обрядовые цели служит прекрасным способом для лечения психотерапевтических заболеваний (мотивированная цель). В принципе, каждому виду искусства присущи, как общие, так и сугубо специфические функции. Например, граффити, являясь разновидностью изобразительного искусства, обладает такими мотивированными целями, как коммерциализация и пропаганда, но в то же время, оно выполняет немотивированные функции – только креативный человек на своем подсознательном уровне сможет с помощью воображения выполнить граффити.

Виды искусства

Видов искусства существует очень много, но, рассматривая, что такое вид искусства, необходимо отметить, что существует две большие группы – изобразительное и неизобразительное искусство. Первый вид выражает внешнюю действительность, а второй вид – внутреннюю. В свою очередь, изобразительное искусство делится на такие виды, как живопись и живопись, графика, скульптура и фотоискусство, граффити и комикс. К этой же группе относится декоративно прикладное искусство, которое подразумевает создание художественных изделий, которое обладают утилитарным и не утилитарным назначением. Если более подробно остановится на вопросе, что такое декоративно-прикладное искусство, то мы поймем, что оно имеет свои особые признаки. Так, предметы, создаваемые в рамках этого вида искусства, используются для интерьерного и бытового оформления. Но в то же время, эти предметы эстетически привлекательны для взора и обладают художественным эффектом.

К неизобразительным видам искусства относится литература и архитектура, которые по иному принципу разделения искусства относят к статическому виду. Музыка и хореография, балет и радиоискусство – это неизобразительные динамические виды искусства. Все виды искусства подразделяются и по видам используемых материалов. Например, для создания картины необходимы современные и традиционные материалы – краски и холст, кисть и прочее. Искусство подразделяется на стили и жанры, например, драма и трагедия, фарс и комедия, а также иные. В принципе, если рассмотреть поверхностно, что такое искусство, определение этой сферы человеческой деятельности весьма пространственно. Поскольку искусством можно назвать все то, что создал человек с помощью своих рук и мозгов.

1. Профессиональная деятельность, направленная на построение образных форм, представленных в виде особых артефактов - произведений И. Антропологические предпосылки такой деятельности составляют определенные свойства человека, проявляющиеся в отношениях с окружением: упорядочивающая реакция на неопределенность ситуации; представление неопределенной ситуации в образной форме; внешнее представление образов в виде символов, к-рые могут стать объектами коммуникации в процессах соц. взаимодействия. Этим свойствам соответствуют специфические способности людей, к-рые при особой выраженности и специальном развитии позволяют им становиться художниками в широком смысле этого слова: способность к построению композиций из элементов неопределенной ситуации; способность к построению целостного образа; способность к выражению этого образа в культурно приемлемой форме. 2. Специализированная область культуры, соц. значимость к-рой определяется необходимостью для людей определить свои отношения с окружением в системах разделяемых представлений и способностью придавать им внешнюю образную форму. Поскольку соответствующая информация имеет соц. значимость, она оказывается в об-ве и культуре специально упорядоченной, а соответствующие виды деятельности и публичная представленность их рез-тов - особым образом институционализированными. Функциональные основания и символические способы выражения такого порядка составляют специфический культурный код И. Для целей исследования в области соц. наук особую значимость имеют ключевые характеристики И., придающие ему устойчивую во времени самотождественность и социально приемлемые коммуникативные черты. Виды И. И. принято разделять на виды. Основанием для такого разделения является "материал", к-рый оформляется посредством образной эстетической организации. Художественная литература - словесная представленность образов отношений людей с окружением; изобразительное искусство (живопись, графика) - символизация визуальных образов; музыка - организация звуковых символических систем; архитектура - символическая организация жизненных пространств; скульптура - эстетическая представленность тела в пространстве; танец - эстетическая организация движения в пространстве; дизайн - придание эстетической формы массовой информации (реклама, плакат), интерьерам жилых, производственных и обществ. помещений, инструментам, вещам бытового пользования. Можно выделить также смешанные виды искусства, объединяющие в себе элементы нескольких "чистых" видов, например: театр, художественная кинопродукция, фотография, организация массовых действ и т. п. Деление И. на виды способствует отстранению, т. е. представлению в необычной форме дифференцированных типов связей человека с окружением, связей, к-рые в обыденной жизни выступают в синкретичной целостности. Жанры И. В И. принято выделять жанры применительно к каждому из его видов. Выделение жанров осуществляется в соответствии с типом эстетического отношения к окружению: трагический, комический, драматический, лирический, сатирический, фарсовый и т. п. Выделение жанров в каждом из видов И. фиксирует типы социально значимых психических состояний и переживаний, окрашивающих соответствующие произведения И. Художественная форма. В И. принято выделять определенные формы художественных произведений, характеризующих внутреннюю организацию и внешнюю представленность. Так, в художественной литературе можно выделить такие формы, как роман, повесть, рассказ, новелла и пр. - в прозе; поэма, сонет, ода, баллада и т. п. - в поэзии; симфония, соната, оратория, романс, сюита и т. п. - в музыке; картина, портрет, пейзаж, натюрморт и т. п. - в живописи. Формы произведений И. принято также делить на крупные, например: роман - в литературе, симфония - в музыке, монументальная живопись и т. п.; и мелкие: рассказ - в литературе, прелюдия, музыкальный момент, этюд и пр. - в музыке; камерная живопись и миниатюра - в живописи. Выделение форм художественных произведений фиксирует культурное "пространство", предлагаемое автором для детального рассмотрения. Для выделения принципов построения художественного образа и художественной формы в области И. принято выделять особые категории, такие, как стиль, художественное направление, творческая манера. Под стилем в И. принято понимать характерную для определенной эпохи и определенного культурного региона совокупность принципов организации эстетической информации, носящую нормативный, т. е. общепринятый характер для профессиональных художников. Стиль определяет наборы выразительных средств, приемов и технологий, наиболее распространенные в данную эпоху и в данном культурном регионе. Направления в искусстве можно определить как характерные для различных групп художников наборы эстетических принципов, включающие элементы стиля, нек-рые вариации стилистических форм, нек-рые инновативные элементы. В зависимости от сочетаний этих компонент, художественные направления (школы) могут быть составляющими стиля, тяготеющими к нему или отклоняющимися от него художественными тенденциями, инновативными или противопоставляемыми стилю принципами эстетического формирования. Творческая манера автора представляет собой устойчивый набор индивидуальных художественных приемов, характеризующих его идентичность в И. Как и в случае художественных направлений, творческая манера может полностью соответствовать стилю, либо быть вариацией стилистических норм, либо представлять собой инновативный поиск эстетических принципов, выразительных средств, художественных приемов. Выделение категорий, характеризующих принципы построения художественной формы, фиксирует основания структурирования отношений носителей определенной культуры с природным и искусственным окружением. И. целесообразно представлять как определенный культурный код, базирующийся на эстетических, образных принципах построения связей человека с окружением, на основе к-рого профессиональные художники в символической форме решают задачи, возникающие в области этих связей. Это также специфичный культурный порядок, структура к-рого характеризует преимущественный интерес людей к определенным элементам окружения и построению определенных связей с ними. Анализ произведений И. позволяет выявить, в каких формах эстетического отстранения люди представляют свои связи с окружением, и построить гипотезы о том, чем обусловлены такие формы отстранения в данное время и в конкретной культуре. Лит.: Барт Р. Избранные работы. М., 1973; Ванс-лов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. М., 1983; Искусство в системе культуры. Л., 1987; Каган М.С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Л., 1972; Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М., 1983; Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994; Марков М. Искусство как процесс: основы функциональной теории искусства. М., 1970. Э.А. Орлова

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИСКУССТВО

термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм. Понятийный статус И. непосредственно связан со вторым значением термина, сохраняя первое в качестве технического условия всякого творчества.

Понятие "И." коннотируется историческими изменениями (трансформациями) форм и типов культуры, их взаимодействиями, а соответственно - характером философских, искусствоведческих, художественно-пойетических рефлексий и к настоящему времени представляет собой многомерное смысловое образование, принципиально открытое для включения новых смысловых элементов, порождаемых непрестанно длящимся и трансформирующимся художественно-эстетическим опытом человечества, в том числе развитием интеркультурных связей, коммуникаций, обменов, технологий, обеспечивающих и поддерживающих творчество и трансляцию в обществе его продуктов. Подобного рода непрерывное изменение характера и объема И., его "протеизм", делает невозможным классическое, положительное определение И. Оно принципиально апофатично как в отношении своего субстанционального характера, так и в отношении конкретных, социально-исторических целеполаганий. В силу своей эмпирически-фактичной неопределимости, И. может быть специфицировано лишь в феноменологическом плане, как событие (сбывание) всегда нового, непознанного смысла и тех бытийных обстоятельств, в которых этот смысл становится возможным.

Традиция подобного феноменологического понимания И. сложилась уже в античном мире, когда были эксплицированы три фундаментальные понятия, раскрывающие И. в форме триединства: "POIESIS - MIMESIS - TECHNE". POIESIS - выражает акт творческого действования, основанного на творческом вдохновении, выявляющем и создающем самый художественный предмет (художественно-эстетическую предметность), а не его подобие; по сути здесь и начинается смыслообразование, обращенное к истине. MIMESIS - подражание-воспроизведение (как представление вещи), достоверность произведения, его законосообразность. TECHNE - ремесло, наука, хитрость, ловкость - сделанность, завершенность произведения, его выраженность. И. как творчески-художественный феномен обнимает все три указанных модуса в их неразрывности и комплементарности. Античная поэтика (Аристотель, Гораций), отделяя свободные (лирические) И. от ремесла, акцентировала как отличие художественного вымысла от внешнего (формально-эмпирического) подражания, так и отличие формально-технического ремесла от умного (опирающеюся на умное видение) созидания. Пойетический модус, являющийся определяющим в становлении художественного статуса произведения, одновременно задает сущностный характер его явления и присутствия. Этот сущностный характер И. в акте его непосредственной представленности (присутствия) для понимающего восприятия (чувствования) есть AISTHETIKOS (букв. - чувственное познание, восприятие, однако взятое во всей целокупности чувств, ощущений и их осознания). Таким образом, И., порождая являющий его комплекс художественных произведений, одновременно конституирует собственный мир - художественную культуру - мир, иррелевантный по отношению к эмпирической действительности, обладающий собственной (имманентной) законосообразностью, ориентированный на прекрасное, в направлении которого И. только феноменально и осуществляется. Такой способ осуществления И. как феноменального акта устанавливает его две взаимодополняющие координаты, одна из которых необходимо связана с вопросом экзистенциального присутствия человека в И. (через художественную культуру). Здесь формируется антропологический социокультурный комплекс, где произведения задают ситуацию, эксплицирующую и тематизирующую телеологическую задачу культурного самоопределения исторически складывающихся человеческих сообществ. Экзистенциальное присутствие в художественной культуре тематически определено комплексом произведений И. как наличествующий и определяющий его художественный идеал. И. в этом случае непосредственно апеллирует к верховным ценностям социального порядка и в равной мере само становится предметом социальной критики. Вторая координата обусловливает направленность И. как художественно-творческого процесса на истину, возможность ее явления для эстетического сознания. Эта проблема представлена как гносеологическая составляющая познания И., его философского осмысления. Здесь истина рассматривается в своем явлении не в ноэтически-логической системе, а в своей эйдологической форме ("виде" в букв. смысле слова). Наиболее адекватной формой такого раскрытия истины через ее конституирующий и полагающий эйдос может считаться миф (мифологема) - смысловое фигуративное образование, в котором осуществляется "иерофания" (явление священного, а, стало быть, законосообразного и необходимо сущего). Эта традиция характерна осмыслению гносеологической сущности И. с 3 в. вплоть до Нового и новейшего времени. В любом случае в гносеологическом плане И. устанавливает феноменальное присутствие вещи и устремлено в трансцендентные основания всякого присутствия. Мифологема может считаться наиболее фундаментальной формой явления И., в которой в единстве представлены существенные феноменальные аспекты творческого акта: внеязыковая (внезнаковая) действительность; личностно-определенный, в плане присутствования, субъект (художник, поэт); знаковая реальность, представляющая и указывающая фактичность в И. В мифологеме И. раскрывается в полноте своего бытия, но тем самым оно же не является самостоятельным видом чисто художественной деятельности, схватывая практически всю совокупность бытия как единства творчества и творения. Христианство, предполагая трансцендентность абсолютного субъекта (личного Бога), предлагает символическую форму осуществления И. в виде символа-откровения (завета), постоянно поддерживающего связь (диалог) Творца и Твари. Такое И. имеет Богоданный характер (сюжеты и откровения Священного Писания, теофанические каноны священных изображений, видения и т.п.). Однако в этом постижении трансцендентного через символ уже дает себя знать и творческое своеволие "твари", художника. В этот период понятие "И." коннотируется смысловым акцентом "искус", "искушение". Символ в христианской культуре еще не есть художественное произведение, он остается в границах явления самого феномена И., явления, непосредственно связанного с трансцендентными основами творчества. В этом отношении нет четкой границы, к примеру, между иконой, созданной мастером, и сугубым естественным знаком теофании (след ступни Богородицы, нетленные мощи, вещественные символы Священной истории). Событием, радикально преобразовавшим ситуацию И., можно считать принятие западным христианством принципа "филиокве", откуда воспоследовало постулированное Фомой Аквинским учение "о двух истинах", что привело к известной эмансипации как человеческого (тварного) познания истины, так и, собственно, человеческого творчества. Тварная действительность (эмансипированная природа) сама есть относительно самодостаточный исток бытия, а человек предположен здесь в качестве гносеологического и творческого субъекта. Субъективно творец (художник) уже отделен от мира, который теперь противопоставлен ему в форме объекта и предмета эмпирически поставленных целеполаганий. В подобной ситуации И. оказывается лишь способным описать, отобразить мир в художественных произведениях, которые, по точному замечанию Фейербаха, "не претендуют на то, чтобы быть действительностью". В художественном творчестве начинают доминировать аспекты "техне" - мастерства, умения, и "мимесиса", в плане формального подражания природе, взятой в ее "естественной закономерности". Так складывается "классическая" модель И. как мира художественных произведений, сформированного на эстетических принципах и обращенного к воспитанному эстетическому чувству (восприятию) и суждению (вкусу). Поскольку в этот же период наиболее актуальной составляющей человеческой культуры становится историзм в форме тотальной всемирной истории, полагающей решение телеологической задачи человечества (Гегель, Маркс), то вместе с этим возникает и классическая история искусства (Винкельман), ориентированная на постижение (воспроизведение) прекрасного в его идеальной эстетической форме. Классическая модель мира И. становится определяющей и фундирующей для построения всего "Европейского проекта", что предполагает ее соотнесенность со всеми сторонами европоцентристского мироустройства.

Классический мир И. предполагает образцовость (нормативность) как в плане ориентации на прекрасный идеал, буквально отрафинированный из так называемых классических исторических эпох (ср. "классическая античность", "классическое (высокое) Возрождение"), так и в плане преобразования жизни, выразившееся в социологизированной тематизации соотношения "прекрасного" и "жизни". Формирование объективированного "классического мира И." вместе с установкой на художественный (эстетический) субъект приводит к появлению квазинаучной парадигматики изучения И. с системой процедур, позволяющих изучать, оценивать, устанавливать закономерности развития И. на основе субъективных критериев. Развитию И. Нового времени сопутствуют искусствоведение, теория И. (Вельфлин), художественная критика. Само И. (мир классического И.) рассматривается как специфическая система адекватного описания (отображения) внехудожественной действительности, основным значащим элементом которого является художественный образ. Проблематика художественного образа, наиболее полно представленная в "Эстетике" Гегеля, была попыткой разрешения противоречия между фактичной предметностью произведения И. (что и как представлено) и его смыслом (в терминах классической эстетической теории - противоречие между содержанием и формой). Художественный образ трактовался, по-преимуществу, как продукт творческого воображения, возникающий в процессе создания и восприятия произведения. Однако жесткая привязка художественного образа к процедуре отражения действительности - достоверной и оформленной, привела к целому комплексу парадоксов, связанных с принципиальной неадекватностью "художественного" и "реального" миров. Эта ситуация была отфиксирована Шопенгауэром и Ницше, отфиксирована в форме обостренного внимания к теме POIESIS как необходимого средства формирования самой художественной предметности, остающейся актуальной и по сей день. Именно POIESIS как основополагающий момент художественного творчества стал той основой, на которой возникли многообразные инновационные течения, обычно определяемые термином "modern art", значительно трансформировавшие всю концепцию, а вместе - и практику И. конца 19 - начала 20 в.

На рубеже веков обозначился длящийся на протяжении всего 20 в. конфликт классической и инновационной традиций, в недрах которого все ярче обозначается глубинная трансформация И. и выход его в совершенно новое измерение человеческого существования, достаточно точно выраженное М. Хайдеггером: "Искусство вдвигается в горизонт эстетики. Это значит: художественное произведение становится предметом переживания и соответственно искусство считается выражением жизни человека". Подобный статус И. предполагает не классическое строение художественного мира и равноправное сосуществование и коммуникацию разнообразных культурных миров, сопряженных с жизнедеятельностью столь же различных, зачастую динамично меняющихся человеческих существ, самоорганизующихся по политическим, хозяйственно-экономическим, этническим, религиозно-этиче-ским и ценностным принципам. Коммуникативный принцип структуризации художественного (культурного) мира, к концу века принявший тотальный характер, видоизменяет способ и форму бытия И., которое становится преимущественно знаковым образованием (дискурсом), несущим (передающим, коммуницирующим) ценностные значения.

Современное И. представляет собой сложную систему коммуницирующих форм и направлений, нередко объединяемых так называемым "постмодернистским проектом". Особенностью разнообразных "модернистских" артефактов стало непосредственное присутствие автора-исполнителя в реализации художественного акта, который направлен на публичную провокацию, которая завершается вместе с исполнением. Что же касается художественной (эстетической) концепции, то она реализуется в модернизме в форме программы, манифеста и антропологических рефлексий. В целом можно констатировать, что феномен "современное И." - скорее гуманитарно-антропологический проект, резко, иногда агрессивно направленный против тотально господствующих систем социальных самореференций - политической и экономической. В силу этого возникающие в процессе художественного акта сообщества носят маргинальный и временный характер. Однако "современное И." в его авангардных формах далеко не исчерпывает современную художественную культуру, которая удерживается классической парадигмой, оформленной в форме классического художественного образования, музея, академических институтов, которые включены в систему массовой коммуникации и в отношении к которой современные формы художественной деятельности опознают себя в эстетическом и художественном планах. Наконец, картина современного И. и современной художественной культуры была бы неполной без феномена массовой культуры, принципиально ориентированной на массовый художественный рынок и производство идеологем массового сознания (культ звезд, потребления, массовых фобий, жизненного успеха). Массовая культура развивается по преимуществу в средствах коммуникаций, непосредственно представляющих господствующие политические, экономические и идеологические референции общества и непосредственно включающие социализирование индивидов в тотальные системы власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Искумсство (лат. eхperimentum -- опыт, проба) -- образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) -- один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Понятие искусства крайне широко -- оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. В масштабах всего общества, искусство -- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат -- художественное произведение. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство (словацк. Umenie), продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. БСЭ определяет искусство как одну из форм общественного сознания, важнейшую составляющую человеческой культуры. Определение и оценка искусства как явления -- предмет непрекращающихся дискуссий. В эпоху романтизма традиционное понимание искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой». В XX в. в понимании эстетического наметились три основных подхода: реалистический, согласно которому эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя, объективистский, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя, и релятивистский, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нём видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.

В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Существуют некоторые примеры, иллюстрирующие широкий смысл данного термина: «искусственный», «военное искусство», «артиллерия», «артефакт». Многие другие широко употребляемые слова имеют аналогичную этимологию. Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. 24,8 Ч 25,2 см. искусство античность познание

До XIX века изящными искусствами называли способности художника или артиста выразить свой талант, пробудить в аудитории эстетические чувства и вовлечь в созерцание «изящных» вещей.

Термин искусство может употребляться в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства (искусствоведение). «Изящные искусства» -- это набор дисциплин (искусств), продуцирующих произведения искусства (объекты), созданные одаренными мастерами (искусство как деятельность) и вызывающие отклик, настроение, передающие символику и иную информацию публике (искусство как потребление). Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям. Искусство -- это умение, которое способно вызвать восхищение. Искусство, вызывающее своей гармоничностью положительные эмоции и ментальное удовлетворение способно также вызвать ответный созидательный отклик воспринимающего, воодушевление, стимул и стремление творить в положительном ключе. Так отозвался об искусстве художник Валерий Рыбаков, член Профессионального союза художников: "Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только светлое искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, дает надежду на будущее, несет в мир любовь и счастье".