«Музыка и изобразительное искусство» Тема урока: «Рисуем … музыку? Дифференцированные творческие задания. Основные типы метра

Главная задача - показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства; направить внимание детей на то, что слушая музыку, учиться сначала видеть её, мысленно создавая образы, а затем пытаться отразить свои зрительные представления в рисунках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный урок на тему: «МУЗЫКА РИСУЕТ, А КАРТИНА ЗВУЧИТ».

З десь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, обращая внимание детей на то, что музыка может рисовать, а картина - звучать;

Развитие музыкальных и творческих способностей детей;

Воспитание любви к различным видам искусства.

Задачи урока: Развитие творческого воображения и творческих способностей учащихся;

Совершенствование эстетического вкуса;

Формирование эмоционально-образного мышления и умение слушать музыку в процессе созерцания художественного и музыкального произведения искусства;

Формирование у детей навыков передачи своих впечатлений об окружающей действительности с помощью различных видов искусства, умения анализировать и высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений.

Форма урока: бинарный урок- общение.

Используемое оборудование: компьютер, музыкальный центр, фортепиано. Оборудование для учеников: мольберты, бумага, краски, кисти, баночка для воды.

ХОД УРОКА

Учитель музыки: Добрый день, друзья! Добрый день, дорогие гости! Усаживайтесь поудобнее, посмотрите вокруг себя и обратите внимание: сегодня на нашем занятии (а именно так мы назовём нашу встречу) собрались учащиеся двух отделений школы: отделения изобразительного искусства и отделения музыкального исполнительства. И вести это занятие тоже будут два преподавателя: педагог-художник Швечихина И.В. и педагог-музыкант Рахманова Л.В. Почему мы так объединились? Сегодня наш необычный урок посвящён музыке и живописи. Эти два вида искусства тесно связаны между собой. Как вы думаете, что роднит музыку и живопись? Что между ними общего? (Это виды искусства. Они влияют на эмоциональное состояние человека, рисуют определённые образы).

Учитель музыки: Глядя на картины, благодаря внутреннему слуху, мы можем слушать живопись. А обладая внутренним зрением, каждый человек способен мысленно, внутри себя видеть то, чего в данный момент глазами он не видит. Поэтому, если внимательно вслушаться в звучащую музыку, то с помощью внутреннего зрения в нашем воображении могут возникнуть какие-либо живописные образы, картины природы, эмоциональные впечатления, соответствующие характеру музыки. Музыка рисует разные картины жизни, у неё есть свои краски: они не красные и синие, а особенные, музыкальные: регистровые, динамические, тембровые, темповые. И всё же они бывают, похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; тревожные и спокойные; жесткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому, внимательно вслушиваясь в музыку, мы можем нарисовать картину.

Сегодня, слушая музыку, вы будете счала учиться видеть её, мысленно создавая образы, а затем пытаться отразить свои зрительные представления в рисунках.

Учитель изо: если композитор, создавая свои произведения, использует различные выразительные средства музыки: темп, динамику, регистры, то художник для передачи образа применяет краски, особую технику исполнения.

Учитель музыки: Для создания яркого образа, для передачи настроения композиторы и художники используют особые средства выразительности. Средствами музыкальной выразительности являются: мелодия, лад, тембр, регистр, динамика, динамические оттенки. Средства художественной выразительности: цвет, тон, контур, цветовые сочетания. Как вы заметили, музыкальные и изобразительные краски имеют сходства:

Музыкаьные краски Изобразительные краки

лад колорит

тембр тон цвета

регистр палитра цвета

динамика цветовой фон

динамические оттенки оттенки цвета

Учитель музыки: Сейчас послушайте грустную историю: в одной деревне жил мальчик Лёка, самым лучшим другом у него была меленькая пушистая собачка. Всё время они проводили вместе: гуляли, веселились, играли в догонялки. И вот однажды на зиму мальчика увезли из деревни и разлучили с любимой собакой. В разлуке с лучшим другом ему было очень грустно и тоскливо, и мальчик предполагал, что и собака тоже грустит, плачет и жалуется.

Маша Ч. исполняет пьесу С. Ляховицкой «Где ты, Лёка?».

Учитель музыки: Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (Грустное, печальное). Какие приёмы использовал композитор, чтобы передать грустный характер пьесы? (Неторопливый темп, минорный лад, интонации вздохов).

Учитель изо: Какие тоны красок вы будите использовать, чтобы передать настроение пьесы?

Учитель музыки: Сечас в исполнении Алины К. прозвучит пьеса А.Классена «Две лягушки». Пожалуста, послушайте её внимательно и определите: отличается ли эта пьеса по настроению и музыкальным краскам от предыдущей, совпадает ли образ Алининых лягушек с вашими представлениями.

Учитель изо: Музыка передаёт образы двух лягушек. Подумайте: эти лягушки одинаковые или разные, какими вы их можете изобразить?

Аня С. играет « Лес» Щуровского.

Учитель изо: Вопрос к Ане: Что ты сама представляешь, когда играешь эту пьесу? Какую картину рисует твоё внутреннее воображение?

Аня: В начале пьесы я представляю дремучий лес, мрачную картину. Но где-то между кронами деревьев проглядывают светлые солнечные лучи….

Учитель музыки: Хорошо… Друзья, а может быть кто-то представил себе другой образ?

Дети рассказывают о своих представлениях.

Учитель музыки: Совершенно верно. Содержание музыкального произведения точно объяснить словами невозможно. Музыка передаёт настроение, вызывает чувства и переживания, то или иное эмоциональное состояние. А мы, слушая музыкальное произведение, каждый, в силу своего воображения, своей фантазии, рисуем определённые образы, картины.

Учитель изо: Сделайте для себя наброски такого леса, который представился вам после прослушивания пьесы Щуровского.

Учитель музыки: У русского композитора, музыковеда и пианиста С.М.Слонимского в Альбоме детских пьес для фортепиано среди ярких, образных миниатюр, таких как: «Мультфильмы с приключениями», «Ябедник», «Дюймовочка», «Колокола», есть очень выразительная пьеса «Марш Бармалея». Она написана композитором на основе созданной ранее музыки к кинофильму о марсианах, где должен был звучать «свирепый» марсианский марш. Главную тему играли две трубы. Используя яркие колористические возможности фортепиано, а также ритмические, гармонические и динамические краски, Слонимский своей музыкой передал и трубный сигнал, и агрессивную тему, слушая которую невольно представляешь себе этого ужасно страшного разбойника, шествующего под свист и барабанный бой.

Иван С. исполняет пьесу С.Слонимского «Марш бармалея».

Учитель изо: Подумайте, какие краски вы будите использовать, изображая страшного бармалея, с помощью каких средств художественной выразительности можно передать звуки барабанного боя и свиста.

Учитель музыки: И в заключении нашего занятия мы хотим предложить вашему вниманию презентацию «Иван Фёдорович Шультце – мастер лирического пейзажа русской эмиграции». В качестве музыкального сопровождения прозвучит пьеса А. Классена «Музыкальный эскиз» в исполнении Рахмановой Л.В. Обратите внимание,как музыкальное сопровождение помогает более глубоко понять и прочувствовать художественные образы.

Учитель музыки: Сегодня на нашем занятии мы слушали короткие пьесы-миниатюры в исполнении учеников фортепианного отделения. Благодаря фантазии и внутреннему воображению, представили образы персонажей, отображённых в этих музыкальных зарисовках. Обсудили, какие средства выразительности необходимы композиторам и художникам, чтобы передать настроение и образы. Наши юные художники сделали для себя наброски наиболее понравившихся музыкальных картинок. Домашним заданием для вас будет написать полноценные картины- впечатления. Все сегодня поработали активно и творчески. Молодцы!!!


Музыка Востока в произведениях русских композиторов

1. Программная музыка.

Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе инструментальные произве­ дения. Эти сочинения называют программной музыкой.

Они нередко имеют название литературного произведения или сопровождаются словесной программой, которая раскрыва­ ет их содержание.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада» по мотивам известных арабских сказок «Ты­ сяча и одна ночь» . Сюита напоминает симфонию, состоя­ щую из четырех частей. П остроение музыкального произведения, соотношение его частей - это и есть музыкальная форма , т.е. из чего состоит всё музыкальное произведение "его одежда".

Краткое содержание сюиты:

Султан Шахриар, убеждённый в коварстве и неверности жен­щин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их на протяжении тысячи и одной ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно от­ кладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

2. Задание

Послушай темы Шахриара и Шехеразады из сюиты Н.А.Римского-Корсакова.

Ответь на вопрос: 1. Какие особенности музыки придают им восточный колорит?

Послушай тему Моря и тему Синдбада - морехода.

Ответь на вопрос : 2. Какие средства музыкальной выразительности "рисуют" картину моря?

Ты познакомился с главными героями симфонической сюиты "Шехеразада", а теперь послушай 1 часть сюиты.

Ответь на вопрос: 3. Как развиваются главные темы героев арабской сказки "Тысяча и одна ночь" в музыке Римского - Корсакова?

3. Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита

"Шехеразада"

Сегодня ты познакомился с замечательным произведением русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова симфонической сюитой "Шехеразада".

Напоминаю, симфоническая сюита - это "музыкальный сериал", состоящий из разных частей, каждая их которых имеет свой характер, образ, но все части обязательно объединены одним сюжетом. Поэтому сюиту можно слушать целиком и каждую часть в отдельности, т.к. каждая часть - это самостоятельное законченное произведение. Вспомни, например, симфоническую сюиту норвежского композитора Эдварда Грига "Пер Гюнт". В ней больше 12 частей, но самые известные, такие как: "Утро", "В пещере горного короля", "Танец Анитры", "Песня Сольвейг" исполняются в концертных программах отдельными номерами.

Симфоническая сюита "Шехеразада" была написана Римским - Корсаковым всего за два месяца.


"Программою, которою я руководствовался при сочинении "Шехеразады", были отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины из "Тысячи и одной ночи", разбросанные по всем четырём частям сюиты: море и Синдбадов корабль, фантастический рассказ царевича Календера, багдатский праздник и корабль, разбивающийся о скалу, царевич и царевна, - писал Римский-Корсаков в "Летописи моей музыкальной жизни..". - Указаниями этими я хотел лишь немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия".

В четырёх частях сюиты "Шехеразада" можно услышать и увидеть чудеса. О них рассказывает грозному Султану Шахриару мудрая и прекрасная Шехеразада. Композитор не иллюстрировал сказку, он воссоздал её. Неповторимые музыкальные образы, танцевальные, песенно-лирические, воинственные, они вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуры, извивы и вязь письма.

Первая часть. Largo maestoso.(медленно торжественно) Allegro non troppo (скоро,быстро) («Море и Синдбадов корабль») открывается медленным вступлением, в котором за суровой унисонной темой в басах, несомненно, рисующей грозный облик султана Шахриара, после ряда связующих аккордов следует узорчатая, нежная и изящная тема Шехеразады, порученная скрипке соло. Заключительная мелодия приводит к звуковой картине мерно колышущегося моря.

В основе - темы, прозвучавшие во вступлении. На фоне мерного качания в басах они развиваются, противопоставляемые друг другу в различных тональностях и орнаментируемые вторичными тематическими образованиями, скрепляющими общее целое. Достигнув кульминации в силе громкости и плотности звучания (tutti), музыкальная ткань постепенно ослабевает в звучности, пока не замирает в заключительных аккордах на тихой динамике.


Перед тобой открывается меняющаяся картина моря. На фоне вздымающегося движения сопровождения у низких струнных инструментов (альтов и виолончелей)

Звучит мелодия скри­ пок - тема морской стихии. (Обрати внимание, она постро­ена на интонациях темы Шахриара, сохраняет ли мелодия свой суровый, реши­ тельный характер?)


Прозрачное, мерное чередование аккордов в тихом звучании деревянных духовых инструментов в сопровождении струнных, пе­ редающих плавное покачивание корабля на волнах, как бы сообща­ ет слушателям о появлении корабля Синдбада,(Синдбад - это мореплаватель, один из героев сказок Шехеразады), легко скользящего по ласковой, спокойной глади морского простора.

Но вот музыка становится тревожной, грозной, как будто подни­ мается буря, волны бросают корабль из стороны в сторону. И вновь покой, буря стихает, корабль плывет по успокоившемуся морю. Обрати внимание на заключение - коду этой части.

Тема Шахриара звучит здесь светлее, как будто под влиянием прекрас­ ных сказок смягчился грозный султан и дарует Шехеразаде еще один день жизни, чтобы услышать продолжение.

Вторая часть сюиты Lento.Медленно,протяжно,неторопливо. Andantino.

«Рассказ Календера-царевича» начинается скрипичным соло, излагающим тему Шехеразады. С переменой ритма и движения на фоне контрабасов начинает звучать соло фагота, выпевающего прекрасную мелодию восточного характера. Повествовательный тон, по определению композитора «В высшей степени капризный, причудливый», совмещается с четко танцевальным метром. От фагота мелодия переходит к солирующему гобою, а далее к первым скрипкам, усложняясь в аккомпанементе. Внезапный тревожный выкрик контрабасов прерывает спокойное течение рассказа. Раздается резко звучащая фанфарная тема (по определению автора «призывный клич»). Как бы вдали откликается на нее труба с сурдиною. Шахриар, слушающий рассказ Календера из уст Шехеразады, захвачен неожиданным поворотом повествования (в контрабасах тема султана в быстром движении). Начинается перекличка между тромбонами и трубами. Настроение тревожное, боевое. «Здесь можно усмотреть сражение», по определению автора. К концу второй части изложение снова принимает спокойный характер.

Третья часть Andantino quasi allegretto (спокойствие, переходящее в оживление). «Царевич и Царевна» начинается изложением изумительной по красоте восточной мелодии, рисующей образ влюбленного царевича. В мелодии этой разлита любовная нега и истома. Изложение мелодии повторяется несколько раз, переходя от одного инструмента к другому и сопровождаясь восхитительными фиоритурами, как бы рисующими переизбыток любовного восторга.

Вторая тема характеризует Царевну. Исходя из мимолетного замечания Корсакова (в средней части, по его словам, изображается «какое-то шествие: Царевну несут на паланкине»), сюжетное содержание третьей части «Шехерезады» допустимо представить себе как ожидание Царевичем любимой им Царевны, ее приезд в окружении свиты и радость встречи.

В отличие от других частей сюиты связующая тема Шехеразады (скрипка соло) появляется здесь не в начале изложения, а перед его заключением.

Это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников: Шахриара и Шехеразады. Оружие султана - грубая сила деспотизма, оружие рассказчицы - её поэтический дар, её безграничная фантазия. Тиран и художник, кто победит?

Все четыре части сюиты включают музыкальный образ Шехеразады, рассказчицы сказок.Для неё вереница искусно вплетённых одна в одну сказок - единственная возможность спасти свою жизнь и смягчить грозного Шахриара.

А теперь послушай 4-ую часть симфонической сюиты "Шехеразада".

Allegro molto. Allegro molto e frenetico. Allegro non troppo e maestoso. Lento («Багдадский праздник. Море; корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение») начинается со вступления в быстром темпе, построенным на интонациях мелодий-тем султана Шахриара и Шехеразады. Основное содержание этой части распадается на две половины. Первая из них, по замыслу композитора, рисует Багдадский праздник. Пред нами великолепная звуковая картина, захватывающая своей вихревой стремительностью, богатством и разнообразием оркестровых красок. Первая же тема сообщает потоку музыки характер головокружительного праздника, в который врывается тема Царевны из третьей части. В целом это пестрый калейдоскоп музыкальных образов, сменяющихся один за другим в фантастическом кружении, как это бывает в сновидениях. Шум, гам, истошные выкрики, всё несется в ускоряющемся движении. Видение, созданное воспаленной фантазией, внезапно прерывается картиной бушующего моря. Хроматические пассажи деревянных духовых инструментов рисуют разгневанную морскую стихию. Корабль несется неудержимо к гибели и разбивается о скалу с медным всадником. Наступает успокоение. В последний раз звучит тема Шехерезады, рассказавшей столько увлекательных сказок. За нею следует тема Шахриара, но уже не в грозном, а в умиротворенном обличии. Шехеразада достигла своей цели.

Итак, музыка своим языком «рассказала» сказку, поведан­ ную мудрой Шехеразадой. Хочу обратить твоё внимание на то, что программная музыка основана на интерпретации (небольшого изменении текста автора) какого-либо сюжета литературного произведения или картины и конкрети­ зирует их восприятие художественного образа.

4. Задание 2

Ответь на вопрос: 1. Какая музыка называется программной?

Послушай ещё раз одну из понравившихся тебе частей симфонической сюиты "Шехеразада". Объясни свой выбор.

Постарайся вслушаться в интонацию отдельных голосов внутри оркестра, попробуй проследить за интонационным развитием музыки.

Ответь на вопрос: 2. Как развиваются интонации главных тем сюиты?

5. Б алет "Шехеразада" на музыку Н.А.Римского-Корсакова

В «Шехеразаде» проявились лучшие качества творчества Римского-Корсакова: яркая характеристичность образов, блестящее владение всем разнообразием оркестровых красок, точность и выверенность формы.

Напомню, музыкальной формой называется построение музыкального произведения, т.е. слушая музыку, можно определить, из каких частей она состоит, сколько этих частей. Из суммы всех частей и складывается понятие "музыкальная форма".

Существует балетная постановка сюиты Римского-Корсакова "Шехеразада"

Хореография Фокина. Фокин изменил сюжет - программу симфонической сюиты. Изменение сюжета называется интерпретация .


Познакомься с либретто - литературным текстом.

Либретто в переводе означает "книжечка" - литературный текст.

Сюжет балета «Шехеразада»

В шахском гареме Шехеразада пытается умилостивить мужа. Но Шахриар мрачен: приехавший к нему брат Земан, правитель Персии, уверяет, что жены шаха неверны. Шехеразада вновь пытается смягчить сердце повелителя, но он непреступен и бросает вокруг подозрительные взгляды. Танец трех альмей не в силах отвлечь Шахриара от тяжких дум. Он объявляет, что отправляется на охоту. Шехеразада умоляет его остаться, но шах со свитой удаляется. Обитательницы гарема упрашивают главного евнуха впустить в гарем их любимых мужчин. Внезапно вернувшийся Шахриар застает жен, танцующих с мужчинами. Его янычары кривыми саблями режут жен и рабов. Шехеразада молит оставить ей жизнь, но, получив отказ, убивает себя. В наступившей тишине рыдает шах. Задание 3.

Ответь на вопросы:

1.Что такое либретто?

2.Чем отличается либретто балета "Шехеразада" от программы симфонической сюиты?

3. Как ты можешь объяснить понятие "музыкальная форма". Какое значение имеет музыкальная форма в передаче сюжета сказки "Тысяча и одна ночь"?

Выполни задание:

Сочини небольшую сказку, которую могла бы рассказать Шехеразада грозному султану Шахриару. Не забудь о том, что сказка твоя восточная!

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.
Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?
  • Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
  • В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

  • Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
  • Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
  • Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.
К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.
Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Урок музыкальной литературы в 6 классе


Цель: ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.
Задачи:
а) образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям.
б) развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
в) воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Литератор(Л) – Ребята, перед вами – картины моря ˂слайд№2, №3˃А вы когда-нибудь видели море? Какое оно?
Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила.
Л. - тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов ˂слайд №4˃. Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)
˂слайд №5˃Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. ˂слайд №6˃«И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).
Как к живому собеседнику обращается поэт в стихотворении «К морю». Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).

Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами). Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?
Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске)
Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?
Д. - Свободная стихия
Л. -˂слайд №7˃Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?
Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения ˂слайд №8˃
Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?
Д. – Олицетворением ˂слайд №9˃
Л. -В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?
Д. - О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.
Л. -˂слайд №10˃Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?
Д. - Романтизм. ˂слайд №11˃И герой нашего стихотворения – тоже романтик.
Л . -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. ˂слайд №12˃Назовите их
Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая˂слайд №13˃
Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?
Д. - Эмоционально-психологическую и символическую.
Л. -На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.

Художник (Х.) - Что касается изобразительного искусства, то художник не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники. ˂слайд №14˃Слово «морская» по-латыни звучит как «marina». Поэтому и художников называли…
Д - маринистами.
Х. - можете ли назвать фамилии художников-маринистов?
Д. - это художник Айвазовский.
Х. - ˂слайд №15˃Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии. Русские вельможи наперебой заказывали ему картины. Знакомство и дружба с Пушкиным наложили отпечаток на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание поэзии и музыки выплеснулось в живописи великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы, восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве. Мы сейчас будем знакомиться с его работами и анализировать их. Но у живописи свой язык выразительных средств, свои специфические термины. Назовите их.
Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма ˂слайд №16˃
Х . - Давайте вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины.
(Далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Капри» ˂слайд №17˃, «Девятый вал» ˂слайд №18˃, «Морской берег. Прощание» ˂слайд №19˃, «Кавказские горы с моря»˂слайд №20˃).
Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах художник хотел передать: мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе. И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.
Музыковед (М. )- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение?
Дети (Д.) - к литературе
М. - а произведение живописи?
Д. - к изобразительному искусству
М. - симфоническое произведение?
Д. - к музыке
М. - из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?
Д. - самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.
М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.

В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них - это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова "Шехеразада". ˂слайд №21˃Николай Андреевич Римский-Корсаков в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".

М. - Шехеразада - героиня каких сказок?
Д. - восточных
М. - Как называется сборник арабских сказок? ˂слайд №22˃
Д. - "1001 ночь"
М. - ˂слайд №23˃(вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада - жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как ещё называют такого человека?
Д. - тиран.
М. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).
Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?
Д. - с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.
М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?
Д. - аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - по сути, одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.
М. - Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы
а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;
б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна быть динамика?
Д. - мощное звучание
М. - соло или оркестровое tutti?
Д. - tutti
М. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые?
Д. - медные духовые
М . - регистр темы
Д . - низкий и средний
˂слайд №24˃Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых и реальных результатов.
Если обобщить всё, вами сказанное, то получится такая таблица ˂слайд №25˃, из которой понятно, что образы Моря и Султана охарактеризованы почти аналогичными средствами.
М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления.
-О чём говорит похожесть тем Султана и моря?
Д. - о близости характеров
М. -Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего - чтобы противопоставить или приравнять?
Д. - чтобы указать на тождество их
М. -Почему? Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?
Д. - как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных.
М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж?
Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую.
Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:
Д. - Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Л. - Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шехеразада" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?
Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.
Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Внимательно анализировали репродукции, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море» (3 мин).
Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «К морю». Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.

Использованные материалы

1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.
2. Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. - Москва: Просвещение, 1973.
3. Альбом Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.
4. Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.
5. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва: Музыка, 1984.
Интернет-ресурсы
http://www.peoples.ru/art/painter/aivazovskiy/aivazovskiy_ivan.jpg
http://img.labirint.ru/images/news/5541_1281090358.jpg
http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov-Mtsyri/0002-002-Skhodstvo-M.JU.-Lermontova-i-ego-geroja-Mtsyri.png
http://www.stihi.ru/pics/2012/12/01/9948.jpg
http://www.online-utility.org/image/ImageCache?file=3/38/Zhukovsky_1815.jpg/800px-Zhukovsky_1815.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/48/187/48187205_GYUGO.jpg
http://bookerslive.ru/wp-content/uploads/-182878_35036337.jpg
http://www.livejournal.ru/static/files/themes/quote/11880_g01.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/474/24474617_photo64.jpg
http://gorodlip.ru/klient/ecology/31o1+.jpg
http://www.proza.ru/pics/2009/03/11/431.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/673/46673951_1248380293_00044149.jpg
http://ajvazovskyj.ucoz.com/_ph/1/914766058.jpg
http://vse-skazki.ru/images/stories/Izobradzeniya_iz_skazok/Narodnie_skazki/a/arabskie/Racckaz_ob_Ync-al_2.jpg
http://newshot.ru/uploads/posts/2012-02/1329830650_noch.jpg
http://100oper.ru/wp-content/uploads/2012/07/rimsky-korsakov.jpg
http://900igr.net/datai/geografija/Iskusstvo-Armenii/0006-005-ZHivopis-i-skulptura.jpg
http://www.tarihnotlari.com/wp-content/uploads/2011/10/Dokuzuncu-Dalga.jpg
http://www.artrussia.ru/pic_w/w079_400.jpg
http://cs4409.userapi.com/u67083590/-7/x_6883ebfb.jpg
http://im6-tub-kz.yandex.net/i?id=83091257-12-72&n=21



Рахимова Римма Рашидовна,
учитель литературы,
Ковалёва Светлана Анатольевна,
преподаватель ИЗО,
Кузнецова Марина Геннадьевна,
преподаватель теории музыки.
г. Караганда
2013

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, – она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

Две симфонические поэмы о море

Страстное увлечение красотами моря французского композитора-импрессиониста К. Дебюсси отразилось в ряде его произведений: «Остров радости», «Сирены», «Паруса». Симфоническая поэма «Море» написана Дебюсси почти с натуры – под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.

Просыпается море (1часть – «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» – безмятежные и радостные. Контрастный Финал поэмы – «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

К. Дебюсси Симфоническая поэма “Море” в 3-х частях

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса – литовского композитора и художника, представлен в звуках и красках. В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы. Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.

М. Чюрлёнис Симфоническая поэма “Море”

Жанровые контрасты

Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии – неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова. Его Симфоническая картина «Шехеразада», оперы «Садко» и «Сказка о царе Салтане», насыщены превосходно созданными картинами моря. Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море, и оно представляется то холодным и грозным – у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции. Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.

Н.А. Римский-Корсаков – Песня варяжского гостя

А. Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром. А. Петров нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

А.Петров «Море и румба» (Музыка из к-ма «Человек-амфибия»

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.