Просветительский классицизм в архитектуре. Классицизм в архитектуре. Георгианский классический стиль в архитектуре
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный и архитектурный стиль, направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.
Классицизм прошел в своем развитии три этапа:
* Ранний классицизм (1760-е - начало 1780-х)
* Строгий классицизм (середина 1780-х - 1790-е)
* Ампир (от фр. empire - «империя»)
Ампир - стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трех первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями .
Хотя такое явление в европейской культуре как классицизм, коснулось всех проявлений искусства (живопись, литература, поэзия, скульптура, театр), этой статье мы рассмотрим классицизм в архитектуре и интерьере.
История возникновения классицизма
Классицизм в архитектуре пришел на смену помпезному рококо, стилю который с середины XVIII века уже широко подвергался критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, за усложнение композиции декоративными элементами. В этот период в европейском обществе все большее внимание стали привлекать идеи просвещения, что нашло свое отображение в архитектуре. Таким образом внимание архитекторов того времени привлекли простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость античной и прежде всего греческой архитектуры. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды на римскую и греческую архитектуру. Новый стиль - классицизм стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации.
Знаменитые архитектурные сооружения классицизма:
-
David Mayernik
Экстерьер библиотеки Флеминга в американской школе в Лугано, Швейцария (1996) " target="_blank"> Библиотека Флеминга Библиотека Флеминга -
Роберт Адам
Пример британского палладианизма — лондонский особняк Остерли-парк " target="_blank"> Остерли-парк Остерли-парк -
Клод-Никола Леду
Таможенная застава на площади Сталинграда в Париже " target="_blank"> Таможенная застава Таможенная застава -
Андреа Палладио
Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы" target="_blank"> Вилла Ротонда Вилла Ротонда
Основные признаки классицизма
Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки.
Преобладающие и модные цвета |
Белый, насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой |
Линии стиля классицизм |
Строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне, плавный обобщенный рисунок, симметрия |
Форма |
Четкость и геометризм форм, статуи на крыше, ротонда, для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы |
Характерные элементы интерьера классицизма |
Сдержанный декор, круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод, для стиля ампир военный декор (эмблемы), символы власти |
Конструкции |
Массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные |
Окна классицизма |
Прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением |
Двери стиля классицизм |
Прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; возможно украшенные львами, сфинксами и статуями |
Архитекторы классицизма
Андреа Палладио (итал. Andrea Palladio; 1508-1580, настоящее имя Андреа ди Пьетро) - великий итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма. Вероятно, один из самых влиятельный архитекторов в истории.
Иниго Джонс (Inigo Jones; 1573-1652) - английский архитектор, дизайнер и художник, который стоял у истоков британской архитектурной традиции.
Клод-Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux; 1736-1806) - мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Ученик Блонделя.
Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских ученых, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишенных конструктивной функции.
В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. Многие иностранные архитекторы, работавшие в России, только здесь смогли наиболее полно проявить свой талант. Среди них следует назвать итальянцев Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, француза Валлен-Деламота, шотландца Чарльза Камерона. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях.
В Британии ампиру соответствует так называемый «регентский стиль» (крупнейший представитель - Джон Нэш).
Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и другими общественными зданиями в духе Парфенона.
Типы сооружений стиля классицизм
Характер архитектуры в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия.
Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы.
С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализация в натуре конца XVII I и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты.
Классицизм в интерьере
Мебель эпохи классицизма - добротная и респектабельная, изготавливалась из ценных пород дерева. Большое значение приобретает фактура дерева, выступая в качестве декоративного элемента в интерьере. Предметы мебели зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Элементы декора более сдержанные, но дорогие. Формы предметов упрощаются, линии выпрямляются. Происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.
Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.
В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины.
Цвета этого стиля зачастую имеют четкие, почти первичные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями. Популярен белый цвет. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.
-
David Mayernik
Интерьер библиотеки Флеминга в американской школе в Лугано, Швейцария (1996) " target="_blank"> Библиотека Флеминга Библиотека Флеминга -
Elizabeth M. Dowling
Современный дизайн интерьера в классическом стиле " target="_blank"> Современная классика Современная классика -
Классицизм
Современный дизайн интерьера в классическом стиле " target="_blank"> Холл Холл -
Классицизм
Современный дизайн интерьера столовой в классическом стиле " target="_blank"> Столовая Столовая
Классицизм в архитектуре интерьере , то рад предоставить для Вас статью на данном сайте. Не хочу лить воду — приступим к основе етого стиля.
- Понятие стиля классицизм:
Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.
Основа классицизма вмещает в себе идеи рационализма, формирование которых происходило одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественные творы или произведение, в разумении классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, несмотря на ето обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.
КЛАССИЦИЗМ
— Стиль европейского искусства XVII-начала XIX в. Есть два периода в развитии етого стиля
. Первый сложился в XVII в. во Франции, отразив подъем абсолютизма. XVIII век принято считать новым этапом развития, потомучто классицизм в архитектуре начал отражть иные гражданские идеалы, которые имели основоположение на идеях философского рационализма Просвещения. Но есть то, что объединяет оба периода стиля классицизм и ето представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов.
Архитектуре
классицизма
есть своя свойственна характерность потому мы имеем во-первых строгость формы, во-вторых ясность пространственного решения, в-третьих геометризм интерьеров, и наконец мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. Классицизм отличается от барокко в том что не создавалась пространственная иллюзия, искажавшая пропорции здания. И даже парковая архитектура имела свой регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют композицыонно правильную форму, а все зеленые растения размещены строго в линию и тщательно подстрижены (поспотрите например, садово–парковый ансамбль Версаля).
Стиль классицизм в архитектуре фото
- Итак коротко о характере классицизма в архитектуре:
- Торжественная ясность геометрии и пространства
- Сдержанность и лаконизм отделки
- Регулярность, ритм
- Совершенство пропорций
- Ордер, «золотое сечение»
- Декор, подчеркивающий форму
Стиль классицизм в интерьере фото
После прочитаного имеем такую текстовую картину:
Стиль классицизм в архитектуре интеьере сформировался в конце 18 века и он до нашего времени имеет свою актуальность. В нем просматривается строгая соразмерность и гармоничность всех его составляющих. Даже мебели присущи геометричность, видим четкий стык элементов, имеем прямые или чуть изогнутые формы. Все ето можно увидеть в корпусной мебели, и стульям. Важно что декор используется в минимальных количествах. Если посмотреть на современные интерьеры, то классический стиль отлично комбинируется с другими стилями и образует эклектическое смешение.
Среди художественных стилей немаловажное значение имеет классицизм, получивший распространение в передовых странах мира в период с 17 по начало 19 века. Он стал наследником идей Просвещения и проявился практически во всех видах европейского и русского искусства. Часто вступал в противоборство с барокко, особенно на этапе становления во Франции.
Век классицизма в каждой стране свой. Раньше всего он сложился во Франции - еще в 17 веке, чуть позже - в Англии и Голландии. В Германии и России направление утвердилось ближе к середине 18 столетия, когда в других государствах уже начиналось время неоклассицизма. Но это не столь значимо. Важнее другое: это направление стало первой серьезной системой в области культуры, заложившей основы дальнейшего ее развития.
Что такое классицизм как направление?
Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Главный принцип проявился в обращении к традициям античности. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться. Авторов произведений привлекали такие качества, как простота и четкость формы, лаконичность, строгость и гармония во всем. Это касалось любых произведений, создаваемых в период классицизма: литературных, музыкальных, живописных, архитектурных. Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное.
Основные признаки классицизма
Для всех видов искусства были характерны следующие особенности, помогающие понять, что такое классицизм:
- рациональный подход к изображению и исключение всего, что связано с чувственностью;
- главное назначение человека - служение государству;
- строгие каноны во всем;
- установленная иерархия жанров, смешение которых недопустимо.
Конкретизация художественных особенностей
Анализ отдельных видов искусства помогает понять, как воплощался в каждом них стиль «классицизм».
![](https://i2.wp.com/syl.ru/misc/i/ai/168309/630647.jpg)
Как реализовался классицизм в литературе
В этом виде искусства классицизм определился как особое направление, в котором было ярко выражено стремление перевоспитать словом. Авторы художественных произведений верили в счастливое будущее, где будут господствовать справедливость, свобода всех граждан, равенство. Оно подразумевало, в первую очередь, освобождение от всех видов гнета, включая религиозный и монархический. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). Большего признания в этом стиле получили Ж.Мольер, Вольтер (Франция), Л.Гиббон (Англия), М.Твен, Д.Фонвизин, М.Ломоносов (Россия).
Развитие классицизма в России
Новое художественное направление утвердилось в русском искусстве позже, чем в других странах - ближе к середине 18 века - и занимало лидирующие позиции вплоть до первой трети 19 века. Русский классицизм, в отличие от западноевропейского, в большей мере опирался на национальные традиции. Именно в этом проявилось его своеобразие.
Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. Это было связано со строительством новой столицы и ростом российских городов. Достижением зодчих стало создание величественных дворцов, комфортабельных жилых домов, загородных дворянских усадеб. Отдельного внимания заслуживает создание архитектурных ансамблей в центре города, которые в полной мере дают понять, что такое классицизм. Это, к примеру, постройки Царского Села (А.Ринальди), Александро-Невская Лавра (И.Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. де Томон) в Петербурге и многие другие.
Вершиной деятельности зодчих можно назвать строительство Мраморного дворца по проекту А.Ринальди, в отделке которого впервые был использован натуральный камень.
Не менее известен и Петродворец (А.Шлютер, В.Растрелли), представляющий собой образец садово-паркового искусства. Многочисленные здания, фонтаны, скульптуры, сама планировка - все поражает своей соразмерностью и чистотой выполнения.
Литературное направление в России
Отдельного внимания заслуживает развитие классицизма в русской литературе. Его основоположниками стали В.Тредиаковский, А.Кантемир, А.Сумароков.
Однако наибольший вклад в разработку понятия, что такое классицизм, внес поэт и ученый М.Ломоносов. Он разработал систему трех штилей, определившую требования к написанию художественных произведений, и создал образец торжественного послания - оды, пользовавшейся наибольшей популярностью в литературе второй половины 18 века.
В полной мере традиции классицизма проявились в пьесах Д.Фонвизина, в особенности в комедии «Недоросль». Помимо обязательного соблюдения трех единств и культа разума, к особенностям русской комедии относятся следующие моменты:
- четкое деление героев на отрицательных и положительных и наличие резонера, выражающего позицию автора;
- наличие любовного треугольника;
- наказание порока и торжество добра в финале.
Произведения эпохи классицизма в целом стали важнейшей составляющей в развитии мирового искусства.
Классицизм как направление в искусстве зародился во Франции в конце 17 века. В своём трактате «Поэтическое искусство» Буало обозначил основные принципы этого литературного направления. Он считал, что литературное произведение создаётся не чувствами, а разумом; для классицизма вообще характерен культ разума, вызванный убеждённостью в том, что изменить жизнь к лучшему может только просвещённая монархия, абсолютная власть. Как в государстве должна осуществляться строгая и чёткая иерархия всех ветвей власти, так и в литературе (и в искусстве) всё должно быть подчинено единым правилам, строгому порядку.
С переводе с латинского, classicus означает образцовый или первоклассный. Образцом для писателей-классицистов была античная культура и литература. Французские классики, изучив поэтику Аристотеля, определили правила своих произведений, которых в дальнейшем придерживались, и это стало основой становления основных жанров классицизма.
Классификация жанров в классицизме
Для классицизма характерно строгое деление жанров литературы на высокие и низкие.
- Ода — воспевающее и восхваляющее в стихотворной форме произведение;
- Трагедия – драматическое произведение с суровым финалом;
- Героический эпос – повествовательный рассказ о событиях прошлого, который показывает всю картину времени в целом.
Героями таких произведений могли быть только великие люди: цари, князья, полководцы, знатные вельможи, которые свою жизнь посвящают служению отечеству. На первом месте у них не личные чувства, а гражданский долг.
Низкие жанры:
- Комедия – драматическое произведение, высмеивающее пороки общества либо человека;
- Сатира – вид комедии, отличающийся своей резкостью повествования;
- Басня – сатирическое произведение поучительного характера.
Героями этих произведений были не только представители дворянского сословия, но и простолюдины, слуги.
Для каждого жанра существовали свои правила написания, свой стиль (теория трёх стилей), не допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического.
Ученики французских классиков, прилежно переняв их нормы, разнесли классицизм по всей Европе. Самыми яркими зарубежными представителями являются: Мольер, Вольтер, Мильтон, Корнель и др.
![](https://i0.wp.com/olgadyachenko.ru/wp-content/uploads/2016/12/volter.jpg)
![](https://i0.wp.com/olgadyachenko.ru/wp-content/uploads/2016/12/milton.jpg)
![](https://i2.wp.com/olgadyachenko.ru/wp-content/uploads/2016/12/p-kornel.jpg)
Основные черты классицизма
- Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени, в работах Горация, Аристотеля, таким образом в основе было подражание природе.
- Произведения были построены на принципах рационализма. Четкость, ясность и логичность также являются характерными чертами.
- Построение образов обусловливается общими чертами для времени или эпохи. Таким образом, каждый персонаж – продуманное олицетворение периода времени или слоя общества.
- Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Каждый герой воплощает в себе какую-то одну основную черту: благородство, мудрость или скупость, подлость. Часто герои имеют «говорящие» фамилии: Правдин, Скотинин.
- Строгое соблюдение иерархии жанров. Соответствие стиля жанру, недопущение смешения разных стилей.
- Соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия. Все события происходят в одном месте. Единство времени означает, что все события укладывались в период не более суток. И действие – сюжет ограничивался одной линией, одной проблемой, о которой шла речь.
Особенности русского классицизма
![](https://i1.wp.com/olgadyachenko.ru/wp-content/uploads/2016/12/Antioch_Kantemir_.jpg)
Как и европейский, русский классицизм придерживался основных правил направления. Однако он не стал просто последователем западного классицизма – дополнившись своим национальным духом самобытности, русский классицизм стал самостоятельным направлением в художественной литературе с присущими только ему чертами и особенностями:
- Авторы-классицисты вместо античности брали за основу национально-исторические образы России (трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», «Мстислав», Княжнина «Росслав», «Вадим Новгородский»);
- Присутствие патриотического пафоса во всех произведениях этого времени;
- Высокий уровень развития оды как отдельного жанра (оды Ломоносова, Державина).
Сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и сатира, повествующие о конкретных явлениях русской жизни (сатиры Кантемира, например, «На хулящих учение. К уму своему», басни Крылова);
Основоположником русского классицизма принято считать А. Д. Кантемира с его знаменитыми сатирами, которые имели политический подтекст и не раз становились причиной жестких споров.
![](https://i2.wp.com/olgadyachenko.ru/wp-content/uploads/2016/12/v-k-trediakovski.jpg)
В. К. Тредиаковский не особо отличился в художественности произведений, однако у него было немало трудов в литературном направлении в целом. Он является автором таких понятий, как «проза» и «поэзия». Именно он условно разделил произведения на две части и смог дать им определения, обосновал систему силлабо-тонического стихосложения.
![](https://i0.wp.com/olgadyachenko.ru/wp-content/uploads/2016/12/A-P-Sumarokov.jpg)
А. П. Сумароков считается основоположником драматургии русского классицизма. Его считают «отцом русского театра» и создателем национального театрального репертуара того времени.
![](https://i1.wp.com/olgadyachenko.ru/wp-content/uploads/2016/12/M_V_Lomonosov.jpg)
Одним из самых ярких представителей русского классицизма является М. В. Ломоносов. Помимо огромного научного вклада, Михаил Васильевич провёл реформу русского языка и создал учение о «трёх штилях».
![](https://i1.wp.com/olgadyachenko.ru/wp-content/uploads/2016/12/D-I-Fonvizin.jpg)
Д. И. Фонвизин считается создателем русской бытовой комедии. Его произведения «Бригадир» и «Недоросль» до сих пор не утратили своего значения и изучаются в школьной программе.
![](https://i2.wp.com/olgadyachenko.ru/wp-content/uploads/2016/12/G-R-Derjavin.jpg)
Г. Р. Державин является одним из последних крупных представителей русского классицизма. Он смог в своих произведениях вписать в строгие правила просторечье, чем расширил рамки классицизма. Его также считают первым русским поэтом.
Основные периоды русского классицизма
Существует несколько разделений на периоды русского классицизма, но, обобщив, их можно свести к основным трем:
- 90 годы XVII века – 20 годы XVIII века. Еще называют Петровской эпохой. В этот период как таковых русских произведений нет, а активно развивается переводная литература. Отсюда и берет начало русский классицизм как следствие прочитанных переведенных произведений из Европы. (Ф. Прокопович)
- 30-50 гг XVII века – яркий всплеск классицизма. Происходит четкое жанровое становление, а также реформы в русском языке и стихосложении. (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов)
- 60-90 гг XVIII века также называют Екатеринской эпохой или эпохой Просвещения. Основным является классицизм, однако в это же время уже наблюдается зарождение сентиментализма. (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин).
Европейское направление классицизма было основано на идеях рационализма и канонах античного искусства. Оно предполагает строгие правила создания художественного произведения, которые придают ему лаконичность и логичность. Внимание уделяется только чёткой проработке основной части, не распыляясь на детали. Приоритетная цель такого направления - исполнение общественно-воспитательной функции искусства.
Формирование классицизма происходит на каждой объединённой территории, но в разные временные периоды. Необходимость этого направления ощущается в исторический период перехода от феодальной раздробленности к территориальной государственности при абсолютной монархии. В Европе становление классицизма произошло в первую очередь в Италии, но нельзя не отметить значительное влияние зарождающейся французской и английской буржуазии.
Классицизм в живописи
(Джованни Баттиста Тьеполо "Пир Клеопатры" )
В творческих поисках скульпторы и художники обратились к античному искусству и переносили его черты в свои произведения. Это породило волну интереса общественности к искусству. Несмотря на то, что взгляды классицизма подразумевают натуральное изображение всего, что представлено на картине, мастера эпохи Возрождения, как и античные творцы, идеализировали человеческие фигуры. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Эта тенденция, заимствованная у древнегреческих скульпторов, объясняется тем, что в античные времена человек преподносился как идеально творение бога без изъянов и недочётов.
(Клод Лоррен "Полдень. Отдых на пути в Египет" )
Античная мифология также оказала немалое воздействие на становление стиля. На начальных этапах она выражалась буквально, в виде мифических сюжетов. С течением времени проявления стали более завуалированными: мифология представлялась античными зданиями, существами или предметами. Поздний период ознаменовался символистической интерпретацией мифов: через отдельные элементы художники доносили собственные мысли, эмоции и настроения.
(Фёдор Михайлович Матвеев "Вид Рима. Колизей")
Функция классицизма в лоне мировой художественной культуры - это нравственное общественное воспитание, формирование этических норм и правил. Регламентация творческих законов провела строгую иерархию жанров, каждый из которых содержал формальные границы:
- Низкие (натюрморт, пейзаж, портрет);
- Высокие (исторические, мифологические, религиозные).
(Никола Пуссен "Аркадские пастухи" )
Основоположником стиля принято считать живописца Никола Пуссена. Его произведения построены на возвышенных философских сюжетах. С технической точки зрения, строй полотен гармоничен и дополнен ритмическим колоритом. Яркие примеры произведений мастера: «Нахождение Моисея», «Ринальдо и Армида», «Смерть Германика» и «Аркадские пастухи».
(Иван Петрович Аргунов "Портрет неизвестной в темно-голубом платье" )
В Российском искусстве классицизма преобладают портретные изображения. Почитателями данного стиля являются А. Агрунов, А. Антропов, Д. Левицкий, О. Кипренский, Ф. Рокотов.
Классицизм в архитектуре
Основополагающими чертами стиля являются чёткость линий, ясные незамысловатые формы, отсутствие изобилия деталей. Классицизм стремился рационально использовать каждый квадратный метр пространства. С течением времени на стиль оказывались влияние различных культур и мировосприятии мастеров со всей Европы. В архитектуре классицизма выделяют следующие направления:
- палладианство
Начальная форма проявления классицизма, основателем которой считается архитектор Андреа Палладио. В абсолютной симметрии зданий угадывается дух архитектуры Древней Греции и Рима;
- ампир
Направление высокого (позднего) классицизма, родиной которого считается Франция в период правление Наполеона I. Королевский стиль сочетает театральность и классические элементы (колонны, лепнина, пилястры), расположенные в соответствии с чёткими правилами и перспективой;
- неогрек
«Возвращение» древнегреческих образов с чертами итальянского ренессанса в 1820-х годах. Основоположники направления - Анри Лабруст и Лео фон Кленце. Уникальность заключается в детализированном воспроизведении классики на зданиях парламента, музеях, храмах;
- регентский стиль
В 1810-1830 гг. развивался стиль, сочетающий классические направления с французским дизайном. Особое внимание уделяется отделке фасадов: геометрически правильные узоры и орнаменты стен дополнены украшенными оконными проёмами. Акцент ставится на декоративных элементах обрамляющих парадную дверь.
(Ступиниджи — загородная резиденция монархов Савойского дома, провинция Турин, Италия )
Основные черты классицизма в архитектуре:
- Величественная простота;
- Минимальное количество деталей;
- Лаконичность и строгость как внешней, так и внутренней отделки сооружений;
- Неяркая цветовая палитра, в которой преобладают молочные, бежевые, светло-серые оттенки;
- Высокие потолки, декорированные лепниной;
- В интерьер включались предметы исключительно несущие функциональное назначение;
- Из элементов декора использовались царственные колонны, арки, изысканные витражи, ажурные перила, светильники, резные каминные решетки, лёгкие шторы из незамысловатых материалов.
(Большой Театр, Москва )
Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. В Европе на вектор развития этого направления повлияли работы мастеров Палладио и Скамоцци. А во Франции архитектор Жак-Жермен Суффло являлся автором базовых для стиля структурных решений. Германия приобрела несколько административных строений в классическом стиле благодаря мастерам Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю. В развитие этого направления в России неоценимый вклад внесли Андреян Захаров, Андрей Воронихин и Карл Росси.
Заключение
Эпоха классицизма оставила после себя множество великолепных творений художников и архитекторов, которые можно наблюдать по всей Европе и по сей день. Самые масштабные проекты конца XVII и начала XIX века проходили под эгидой классицизма: отстраивались городские парки, курорты и даже новые города. К 20-м годам XIX века строгий стиль был разбавлен элементами роскошного барокко и ренессанса.