Живопись и рельеф в древнем царстве. Школьная энциклопедия

Первые известные в египетском искусстве проявления живописи фрагментарны и едва ли могут помочь воссоздать картину ее применения, однако живопись с самого начала египетской культуры была главным декоративным искусством, не ограничиваясь только росписью стен, но находя применение к любой основе, такой, как керамика, ткани или папирус.

Первая сохранившаяся настенная живопись принадлежит погребальному склепу IV тысячелетия до н.э., расположенному в Гиераконполе, в Верхнем Египте. На ней изображаются животные, люди, а также лодки, образующие сложную композицию размещенных рядом фигур, которые не обнаруживают конкретного пространственного направления. Живопись, дошедшая до нас от Древнего Царства, скудна и не дает возможности представить во всем объеме развитие этого искусства во времена первых династий, однако, должно быть, изображались многочисленные сцены для декорации стен гробниц.

Начиная с III династии изобразительные модели унифицируются и различные опробованные решения складываются в уже зрелый единообразный стиль, который станет характерным для всей страны. Расписной рельеф обретает монументальный характер, будучи нанесенным на стены мастабов, и прежде всего первого крупного погребального комплекса царя Джосера. Фрески и рельефы создают обстановку, призванную окружать покойника в его гробнице. Рельеф достигает высокой филигранности, в том числе на мельчайших силуэтах иероглифов.

Стена в рельефах ранней эпохи, относящаяся к I фиванской династии, добивается таких достижений в формах, которые позднее станут общераспространенными.

Речь идет о «Стеле Вади», изображающей бога Гора над иероглифом царя-змеи. Впервые создаются стелы, представляющие имя царя на монументальном уровне. Весьма тонко отделанная, эта идеограмма синтезирует фигуры обоих животных: сокола, возвышающегося над строением дворца, внутри которого содержится змея. Филигранность техники и гармония композиции делают эту идеограмму одним из самых значительных рельефов в египетском искусстве.

Другие, более поздние панели, относящиеся к гробнице Хезира в Саккаре времен V династии, выполнены из дерева с тщательной резьбой на каждом из ее элементов, демонстрирующей эффективность техники в руках египетских ремесленников.

Изображение деталей: внимательное созерцание действительности

В первых настенных росписях применяется узкая гамма красителей (коричневые, черные, белые, красные и зеленые), но смешиваемая с таким умением, которое обеспечивает великое разнообразие оттенков, о чем свидетельствует роспись, относящаяся к одному из мастабов в Медуме («Гуси», Каир, Египетский музей), принадлежавшего Не-фермаату, крупному чиновнику IV династии. Картина изображает охоту на птиц с силками. На розовато-сером фоне свободно пасутся нильские гуси. Туловища гусей с большой тщательностью переданы в характерном для них профиле. Обстоятельность изображения каждого перышка говорит о точности воспроизведения оригинальной модели, которая может быть схвачена лишь посредством внимательного наблюдения природы. К белым и черным тонам добавлена цветовая гамма из красного, коричневатого и зеленого.

Другие фрагменты, изображающие птиц и крокодилов, фрагменты из гробницы Метхета VI династии в Саккаре (Париж, Лувр), воспроизводят фигуры, передаваемые несколькими характерными существенными чертами и с высокой степенью уверенности и зрелости линий. По сравнению с животными изображение человеческой фигуры подчинено жесткому канону, который все же не столь строг при воспроизведении персонажей второстепенных или относимых к низшему социальному классу, таких, как слуги, ремесленники и крестьяне. Эти фигуры обретают большую живость, причем не только во взгляде, но также и в динамизме жестов и поз. Эти персонажи изображаются в процессе труда (сцены из гробниц IV и V династий). Фигуры дровосеков, пастухов и крестьян весьма экспрессивны. Тем не менее, когда эти же самые фигуры выступают в качестве носильщиков подношений, как в случае с гробницей Анк-Ма-Гора в Саккаре, они воплощают в себе большую сдержанность и неподвижность.

Одной из распространенных в маста-бах является сцена охоты в болотистых водах. Гробница чиновника Ти в некрополе Саккара, относящаяся ко времени V династии, обнаруживает некоторые из самых красивых картин в барельефе. Среди них выделяется одна картина больших размеров, на которой изображаемый представлен в своей лодке, между тем как его слуги преследуют с копьями речных гиппопотамов. Геометрические формы доминируют в каждом из элементов, вставляя их в строгий порядок вертикальных и горизонтальных линий: фон образует обширная картина стеблей папирусов треугольного профиля; горизонтальная линия, отмечающая водный массив, обнаруживает внутри себя зигзагообразные линии. Даже птичьи гнезда в верхней части сцены распределяются в строгом порядке.

Искусство в Древнем Египте играло роль сопровождения культовых и религиозных обрядов. Пирамиды, храмы, гробницы, скульптурные статуи и настенная живопись становились произведениями искусства. Их назначением было связывать мир богов и мир людей.

Каноничность древнеегипетского искусства

Во времена Древнего царства зарождается монументализм египетского искусства, создаются правила и каноны, которые строго исполняются многие века.

Искусство Египта – часть культа, заупокойного ритуала. Высший культ – культ солнечного божества. Египет – страна Солнца, фараоны – дети Солнца. Солнце изображалось разными символическими образами: то крылатый шар, то шар с множеством рук-лучей, то птица-сокол, то телец. Солнце - круг есть в орнаментах, солнечный луч-обелиск - в скульптуре.

Египтяне думали, что после смерти наступает точно такая же загробная жизнь. Следовательно, для счастья покойнику нужно всё то, что он имел на земле. Так возник обычай бальзамирования. Вместе с мумией в гробницу ставили портрет и натуральной величины статую покойника. У умершего должны были остаться его семья, рабы, слуги, скот. Тогда художники создавали множество статуэток «ушебти», которые заменяли усопшему земное окружение. Стены гробницы украшались фризами и рельефами, изображающими земные события: сражения, праздненства, отдых владыки и труды его рабов.

Роль искусства в Древнем Египте

Искусство древнего Египта играло важную роль: дарить бессмертие, стать продолжением жизни после смерти. Рисунку, статуям и др. отводилось особое предназначение. Художественность никого не интересовала. Труд художников считался священным действием. Поэтому в Древнем Египте зодчие, скульпторы, живописцы были богатыми высокопоставленными лицами. Многие играли роль жрецов. Они были знаменитыми и уважаемыми людьми. Художники гордились своими произведениями, но были ограничены в проявлении свободы творчества, устоявшиеся каноны мешали развитию их художественного таланта.

В Древнем Египте жизнь искусства считалась вечной, что требовало постоянства, поэтому изобретались единые формулы, составлялись правила создания ясных, чётких, символических линий, контуров, обобщённых образов.

В Древнем царстве Египта появляется особая модель статуй. В это время искусство отражает военно-политический и культурный подъём государства. В нём ощущается величие, торжественность, спокойствие, ритмичность, размеренность, уравновешенность, которые чувствуются в египетском искусстве всех времён. В древнеегипетском искусстве сохранялась каноничность.

Несмотря на это, в различных позах людей, зафиксированных в статуях, просматривается совершенство пластики тела, которое создаёт иллюзию жизни.

Искусство в египетских землях начало формироваться тысячи лет назад. Уже в эпоху Древнего царства сложился свой оригинальный стиль в архитектуре, скульптуре и живописи Египта. Он стал образцом для подражания следующим поколениям египтян.

Древний Египет: архитектура, скульптура и живопись

Культовые здания строились из камня, и отличались строгими масштабными геометрическими формами. Вначале египтяне строили простую форму усыпальницы - мастабу. Позже появились ступенчатые пирамиды, из которых состояли огромные погребальные комплексы для фараонов и знати. Египетские зодчие сооружали храмы, оснащенные колоннами в виде цветка лотоса или папируса.
Скульптура и живопись являлись неотъемлемой частью . Статуи и памятники органично вписывались в оформление гробниц и храмов. Массивные изваяния богов и царей показывали власть и мощь страны. Рельефы и росписи украшали усыпальницы и дворцы. На них красочно изображали человеческую деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их деяния.

Скульптура и живопись Древнего Египта

Живопись, как и скульптура служила для декорирования стен усыпальниц и религиозных зданий. отличалась своей монументальностью, достигая колоссальных размеров. Древние художники создавали сцены, в которых участвовали люди, животные и божества. Живопись вместе со скульптурой прекрасно дополняли архитектурные шедевры древних египтян, превознося религию и культовое могущество державы.

Каноны живописи в Древнем Египте

В египетских росписях преобладали яркие насыщенные оттенки. Основные цвета - белый, красный, черный, синий, зеленый и желтый. Краски долго сохраняли яркость, вдобавок сверху рисунки покрывали слоем смолы.
Древнеегипетская живопись подчинялась определенным канонам, которые никогда не нарушались. Так, лицо нарисованного человека принято было изображать в профиль, а другие части тела - в анфас. Фигуры людей обводились четким контуром. Он был красного

Белякова О. Ю.

Историю и искусство Древнего Египта можно разделить на несколько этапов:

Додинастический период - 4 тыс. до н. э.

Раннее царство (31-29 века до н. э.). Правление I-II династий.

Древнее царство(28-23 века до н. э.). Правление III-IV династий.

Среднее царство (21-18 века до н. э.). Правление XI-XIII династий.

Новое царство (16-11 века до н. э.). Правление XVIII-XX династий.

Позднее царство (11-8 века до н. э.). Иноземные XXII-XXV династии (11-8 века до н. э.). Расцвет Египта при XXVI саисской династии (VII-VI века до н. э.)

Завоевание Египта персами. Египет в составе персидской державы (6-4 века до н. э.). Правление XXVII - XXX династий.

Эпоха эллинизма (332 год до н. э.- 1 век до н. э.). Династия Птолемидов.

Период римского владычества (1 век до н. э.-5 век н. э.)

Египет являлся колыбелью цивилизации. Уже с самого начала государственности (период энеолита) в египетском искусстве складывается особый взгляд на реальность, что повлекло за собой сложение единого канона. Особенность менталитета древних египтян заключалась в том, что огромное значение придавалось загробной жизни и в течение всего своего существования египтянин готовился к последнему шагу на земле - шагу в вечность. Почти все известные нам произведения искусства наполняли собой гробницы фараонов, а монументальные росписи в большинстве своём предназначались для сакрального пространства храмов или усыпальниц. Подобно двум берегам Нила - западному и восточному, светское и религиозное искусство Древнего Египта также отделены друг от друга великой рекой, и главные сохранившиеся до нашего времени шедевры- это преимущественно памятники из страны мёртвых, с необитаемого западного берега Нила.

Египет известен не только своим в высшей степени своеобразным искусством - порождением замкнутой цивилизации. Эта страна в христианское время стала известна своими аскетами - пустынниками. Именно в Фиваиде - области на юге Египта, начиная с 3 века н. э., зарождается движение анахоретов - первых христиан - подвижников, посвятивших свою жизнь Господу и оставивших всё мирское. Славу великих святых пустынников снискали святые Павел Фиваидский и Антоний. К концу IV века н. э. уже насчитывалось около 24000 анахоретов, которые стали организовывать свои колонии- первые монастыри. Со II века до н. э. широкую известность в Древнем Египте приобретает новый для него вид искусства - портрет. Под влиянием связанных с заупокойным культом фаюмских портретов, в более позднее время появляются первые зримые образы христианских святых. Выполняются они, в технике энкаустики (восковой живописи) и, в отличие от последующей традиции иконописания, в некоторых из них ещё слишком сильна связь с чувственностью и натуралистичностью художественного языка античного мира. Создатели этих первых образов - принявшие христианство египтяне, называемые коптами. Они являются, также, авторами удивительных тканей, где, благодаря виртуозной технике запечатлены и яркие, ещё по - античному реальные натюрморты, исполненные христианской символики, и библейские сюжеты, и первые прославленные святые.

Если следовать цивилизационному подходу Тойнби, то Древний Египет представляется замкнутой цивилизацией: всё новое, что несут с собой другие культуры, попадая в эту страну, обретает новую жизнь, теряет самостоятельность и независимость, становясь египетским. Подобно топи болот дельты, египетская цивилизация полностью поглощает другие культуры, не вступая с ними в диалог.

Увлечение Египтом привело в начале XIX века к появлению "египетского стиля". Он зародился во Франции под влиянием военной и одновременно научной экспедиции Наполеона Бонапарта в эту страну. В результате архитектура, живопись и декоративно- прикладное искусство приобретают египетские мотивы. Некоторые скульптуры и малые архитектурные формы, привезённые из Египта, зажили новой жизнью в совершенно ином пространственном и временом контексте. Они - хранители памяти о некогда славном прошлом своей страны и вечные сфинксы, отказывающие нам в возможности познания древней культуры. Эти великие диссонансы отражают бессилие исследователей со своей современной техникой "анимировать" египетские тексты и вновь "разыграть" на наших глазах канувшие в Лету исторические события. Главным формообразующим элементом площади Согласия стал древнеегипетский обелиск, а у нас в России набережную Невы украшают древние сфинксы. Они были привезены к нам в период царствования императрицы Анны Иоанновны. Особенно массовый характер приобрело увлечение Египтом в 20-е-30-е годы двадцатого века, в годы становления молодого советского государства. Идея увековечивания двойника усопшего в долговечных материалах- граните, базальте, порфире принадлежала египтянам, и потому знаменитые гранитные монументы Ленину и его окружению воспринимаются как органическая часть древнеегипетского заупокойного культа. Своего апогея близость к древнеегипетскому погребальному ритуалу достигается в мумификации вождя и погребению его в гранитной гробнице- пирамиде- Мавзолее. Это архитектурное сооружение следует рассматривать ещё как аналог вавилонскому зиккурату, но первична связь с египетской архитектурой, поскольку в достроенном виде гробница Ленина должна была увенчиваться небольшой пирамидкой - пирамидионом.

Конечно, влияние Египта на искусство последующего времени нельзя, конечно, преувеличивать, - античность в этом его опередила, но в определённые эпохи под "египетским" подразумевалось сокрытое, обязательно красочное, полное в своём графическом совершенстве недомолвок и загадок, и, главное - противопоставленное античности искусство. Египетское искусство пользовались популярностью у романтиков, масонов, а в двадцатые годы XX века стало лейтмотивом стиля ар - деко и, как уже говорилось, повлияло на искусство и обряды коммунистической России.

Далёкое прошлое этой древней цивилизации вызывает в нашей памяти странных, добрых и одновременно зловещих и беспощаднах зооморфных богов и, на первых взгляд, похожих на забавные раскрашенные картинки, иероглифы. Боги и иероглифы присутствуют в каждом произведении египетского искусства, превращая любое из них в священный объект, постигнуть который могут только посвящённые.

У египтян было огромное количество богов, и они отличались от божеств других древневосточных государств, потому что в них органично уживались черты зверей и человека. Это были люди со звериными головами. От простых людей и животных их отличали особые головные уборы. Количество богов в период правления Тутмоса III приближалось к 740. Подобное количество объясняется тем, что наряду с официальными культами, связывающихся с царствующей династией фараонов, бытовали ещё местные боги, почитаемые в каждом номе (единица административного деления Египта). Что же касается происхождения столь странного изображения богов в виде полулюдей - полуживотных, то здесь свою роль сыграли восходящие к первобытному периоду тотемистические верования, когда почитаемым прародителем каждого племени или племенного союза было священное животное (птица, рыба). В каждом центре нома чтился свой верховный бог и связанное с ним священное животное. В Мемфисе обитал бык Апис, в Гелиополе (Оне) - священный бык бога Ра- Мневис, баран Осириса в Мендесе, священный ибис- в Гермополисе, священный окунь Абиджу - в Абидосе. В Абидосе - сначала почитался бог Анхер – Шу (в гелиопольской теологии Шу- космогоническое божество, бог воздуха), а затем этот город стал колыбелью распространения культа Осириса, которого изображали в виде мумии с зелёным лицом- бога возрождающейся и умирающей природы, властителя загробного мира. Главным богом Гелиополя (Она) был Атум. Он стоял во главе гелиопольской эннеады(девятки главных богов). Здесь же зародилась так называемая солнечная теология, и главным богом становится Ра- божество дневного святила, в то время, как Атум начинает отождествляться с ночным солнцем, святящем в подземном мире. В другом важнейшем городе Древнего Египта - Фивах,- почитался распространённый первоначально только в этом месте бог Амон, который был, возможно, подобно коптскому Мину, богом плодородия. В период среднего царства - эпоху возвышения Фив, откуда происходила правящая династия фараонов начала Нового царства, Амон соединяется с солнечным богом Ра. Амон- Ра становится самым могущественным богом Египта. По всей стране в его честь возводятся святилища.

Именно ему посвящено два грандиозных храмовых комплекса, которые связаны друг с другом двухкилометровой аллеей сфинксов - храм Амона в Карнаке и храм Амона в Луксоре. Святилища Амона - Ра известны, также, в Сирии и Нубии. По приказу Рамсеса III на территории Египта и в соседних странах было заложено 65 храмов Амона- Ра. Во главе эннеады Мемфиса - крупнейшего центра Египта- стоял бог Птах (Пта) - демиург, создавший первые восемь богов. Во все эпохи культ Пта был чрезвычайно популярен в Египте. Он создал всех богов, людей и ремёсла. В городе Элефантина создателем мира считался бараноголовый бог Хнум, в Шедите – бог - крокодил Себек. Пожалуй, самой стройной и последовательной была гелиопольская теологическая система. Согласно ей, в самом начале существовал только бог Нун - первобытный водный хаос, содержащий в себе зародыши всех вещей. Из него появился другой бог – Атум - воплощение первичной тверди. Он создал первый холм, выступивший из хаоса. Позднее Атум получил другое имя - Ра. Атум - Ра является создателем первой пары богов - бога воздуха Шу и его жены Тефнут (влажность). Они, в свою очередь, произвели на свет бога земли Геба и богиню неба Нут, котроые явились родителями Осириса и Исиды, Сета и Нефтиды. Рассмотренная нами девятка получила название Великой девятки или Великой эннеады. Кроме выделения главных богов в девятки, жрецы Древнего Египта разделяли их на небольшие семьи- триады, которые состояли из бога - отца, богини - матери и бога сына. Осирис, Исида и Хор представляли так называемую абидосскую триаду; Птах, Сохмет и Нефертум - мемфисскую; Амон, Мут и Хонсу - фиванскую. Несмотря на стремление жрецов систематизировать этот сонм богов, особой ясности в их функциях и именах, которые иногда совпадали (как в случае с Гором), внесено не было и, пожалуй, только два культа стали общеегипетскими, поскольку были связаны с официальным культом фараона. Царствующий фараон имел две природы: божественную и человеческую. Он был рождён от земной матери и Амона- Ра. При жизни он являлся, соответственно, воплощением Хора, а после смерти - владыки загробного мира - Осириса. Оссирический культ, связанный с верованиями первобытных земледельческих культур в воскрешение и смерть, имел особую популярность. В каждом номе, как и во времена доцивилизационные, по - прежнему выдвигалась своя теологическая версия и бытовали свои мифы.

Мастабы (усыпальницы трапециевидной формы, сооружавшиеся для египетских вельмож, а не фараонов) и скальные гробницы.

Наиболее крупные храмы стали воздвигаться в период Нового царства . Особенно замечательны фиванские храмы – Луксорский и Карнакский – с огромными залами и открытыми колонными дворами. Стены храмов были покрыты раскрашенными рельефами и иероглифическими надписями .

В древнеегипетском скульптурном искусстве заметно стремление к монументальности. Нередки грандиозные статуи, достигающие 20 метров в высоту, высеченные из скал. Таким колоссом является в первую очередь Большой Сфинкс (статуя льва с человеческой головой, символизирующая могущество и мудрость фараона), и столь же гигантские статуи Рамзеса II .

В скульптуре и живописи Древнего Египта очень часто чувствуется условность. Особенно проявляется она в изображении человеческой фигуры на плоскости (на рельефах и в живописи). Лицо изображалось в строгом профиле, но при этом глаз был повернут en face. При изображении в профиль груди полностью давались очертания обоих плеч, хотя при подобном повороте фигуры одно из них должно было быть скрыто. Египетский художник, следуя вековым традициям, стремился изображать то, что существует на самом деле, а не то, что он видел, рассматривая модель с той или иной стороны, когда многое ускользает из поля зрения. При желании египетские художники могли идеально точно передать вид натуры и в профиль и en face, но решались на это очень редко, ибо были связаны традицией.

Особенно сильна была зависимость скульптора или живописца от установленных норм при изображении высокопоставленных лиц. Фараонов и вельмож приходилось изображать в величественной и неподвижной позе, с застывшей стандартной улыбкой на лице. Художники избегали отмечать у них какие-либо физические недостатки, иногда придавали им чрезмерно большой рост. Естественнее изображались в древнеегипетском искусстве простые люди (пастухи, земледельцы) и чужеземцы. Полная свобода предоставлялась художнику при изображении фауны. Изумительно точно и ярко показаны дикая кошка, гуси, утки и т. д.

Образец древнеегипетской живописи. Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса

Значительная ломка художественных традиций произошла в тель-эль-амарнском искусстве, т. е. во времена фараона-реформатора Аменхотепа IV (Эхнатона). И сам он, и его жена, и дочери, не говоря о других персонажах, изображаются натуралистически, причем недостатки даже подчеркиваются.

Рельеф из Амарны, предположительно изображающий Эхнатона и Нефертити, ок. 1335 до Р. Х.

Большого развития достигли в Египте музыка и танцы. Существовали духовые инструменты (флейты), ударные (систры, кастаньеты) и струнные (арфы, лютни и пр.). Танцовщицы иногда разыгрывали целые сложные пантомимы, изображая фараона и побежденного врага или травы, которые клонятся от дуновения ветерка. В храмах ставились религиозные драмы (мистерии), в которых представлялись смерть и воскресение Осириса . Это были зачатки театра, который получил полное развитие уже в античном мире .

Достижения древнеегипетской культуры и искусства Египта заметно повлияли на потомков и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты в видоизмененной форме перешли от египтян к другим народам. Образ сфинкса стал классическим в европейском искусстве. Подлинные египетские обелиски возвышаются в Риме и Париже. Сфинксы из красного гранита, привезенные из Египта (они относятся к XV в. до н. э.), украшают набережную Невы в Петербурге.