Федор рокотов картины. Федор степанович рокотов биография

Ф.С.Рокотов (1735-1808) Достоверных сведений о рождении и первых годах жизни Федора Степановича Рокотова не сохранилось.
«Важный барин»,состоятельный домовладелец, один из учредителей московского Английского клуба долгое время считался выходцем из дворянской среды. Затем обнаружились материалы, свидетельствующие, что Федор Степанович родился в семье крепостных, принадлежавших князю П.И. Репнину.

То, что талантливый мальчик благодаря покровителям быстро «выбился в люди» и стал знаменитым художником, в общем-то, никого не смущало. Удивляло одно обстоятельство: где и как он получил такое широкое образование и у кого и когда учился живописи?

Исследования последних лет обнаружили следующие подробности: Рокотов родился в селе Воронцове, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы., и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме.
Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных. К 50-ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества.

В 1755 году в Москву приехал граф И.И.Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И.И.Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его.
Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.

В Государственном Историческом музее сохранилась копия картины Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» (около 1757). Помимо художественной она представляет и ценность историческую как первое изображение русской портретной галереи, сделанное русским художником.
Кстати, это, вероятно, одна из очень немногих, если не единственная из работ, не относящихся к богатейшему портретному наследию Рокотова.

Из портретов тех лет сохранился только “Портрет неизвестного(1757г)”, предположительно единственный автопортрет художника, остальное утеряно.

Рокотову повезло. Он нашел себе покровителя в высшем свете. Однако, главными его покровителями были талант и огромный труд с юных лет. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о нем уже знали при дворе.

На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В. Ломоносова в 1757 г. художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета.
Эта работа имела успех. Так что к 1760 г., когда «по словесному приказанию» И. И. Шувалова, первого президента Академии художеств, Рокотова зачислили в ее стены, он был уже подготовленным мастером, о котором знали при дворе.

В эти годы в России открывались два высших учебных заведения - университет в Москве и Академия художеств в Петербурге. Способных к наукам и искусствам разыскивали повсюду: в солдатских ротах и сиротских приютах, в помещичьих усадьбах и среди истопников. Одних оставляли в Москве, других отсылали в Петербург. Рокотов оказался среди первых студентов академии

Еще не было учителей, не знали, как и чему станут учить, даже здание академии еще не начали строить, а занятия уже шли. Под классы наскоро сняли дом князя Мещерского на 7-й линии Васильевского острова. У студентов был разный возраст и неодинаковые способности: одни, как Рокотов, уже могли писать картины, другие едва держали карандаш. Пока дожидались приглашенных из Европы учителей, умеющие рисовать и писать занимались с новичками. Некоторые из них, так и не став студентами, назначались преподавателями.

Два года спустя за портрет вступившего на престол Петра Ш художник получил звание адъюнкта, в обязанности которого входило «смот- рение за классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения, и опрятность».

Положение Рокотова в академии укрепилось после его участия в торжествах по случаю восшествия на престол Екатерины II. Исполняя коронационный портрет (1763 г.),художник соединил почти геральдический по своей отточенности профиль императрицы с общим картинным решени- ем композиции. Работа принесла Рокотову большой успех и признание. Портрет Екатерины II так польстил императрице, что та приказала впредь писать ее лицо с оригиналов Рокотова.

Живописцу позировал фаворит императрицы Г. Г. Орлов (1762-1763 гг.). Портрет этого румяного красавца в эффектном парадном мундире, не отличающегося богатым внутренним содержанием, очень близок оригиналу. А в камерном портрете его брата И. Г. Орлова (I пол. 1760-х rr.) проступают черты умного расчетливого человека, сумевшего, оставаясь в тени, оказывать влияние на государственные дела.

Судьба продолжала благоволить к художнику. Придворные наперебой заказывали ему портреты. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. В конце работы живописец наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Выразительное свечение красочных слоев, подвижность и легкость мазка поражали современников. Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками.

Художнику едва минуло тридцать два года. Он достиг того, о чем, казалось, даже мечтать не мог крепостной. Рокотовские портреты украшали салоны и гостиные петербургской знати. Позировать молодому живописцу считалось честью. Жизнь испытывала его славой.

Но самое серьезное испытание она приберегла на 1765 год. 25 июня этого года Федор Степанович Рокотов, уже всеми признанный художник, наконец-то, получил звание академика, правда, для этого ему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» (1763-1765 rr.), так как «портретные» в академии были не в чести».
В блистательном официальном Петербурге художнику душно было от дворцовых церемониалов, лжи, лести и интриг. Душно становилось и в академии. Приезжих иностранцев лелеяли, угождали их прихотям и капризам.

К русским относились равнодушно, подчас с небрежением. Кто мог - приспосабливался. Спустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора. Преподавательская работа отнимала массу сил и времени. Кроме того, президент АХ И.И.Бецкой запретил художникам, преподававшим в классах, заниматься собственной творческой деятельностью, что для Рокотова было неприемлемо. Военная карьера оказалась для Рокотова более надежной: еще в 1762 г. он был зачислен в Кадетский корпус в чине сержанта и успешно соединял службу и живопись.
(В начале 1780-х гг., дослужившись до ротмистра - звания, дававшего право на дворянство - он оставил армию.)
Рокотов не мог и не желал мириться с прихотью Бецкого Ему нужна была свобода, чтобы творить, Через несколько месяцев он покинул стены АХ.

Рокотов уехал из Петербурга в родную ему Москву.(1766-1767гг)
Здесь, вдали от официального Петербурга, среди людей, проникнутых идеалами просветительства, художник нашел понимание, признание и благоприятные условия
для творчества. Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесиви важен». Рокотов, надо полагать, всегда помнил: он не из знати - и это определяло его подчас подчеркнуто-заносчивое поведение, направленное на тех, кто хотел унизить его.

В Москве интеллектуальная жизнь била ключом и время с конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. стало периодом наивысшего расцвета портретного мастерства художника. Он написал «всю Москву».

Заказов было множество. Порой он создавал целые галереи портретов представителей одного рода в различных его поколениях. Рокотов так великолепно передавал характер портретируемых еще и потому, что он поддерживал дружеские связи не только с главами семейств, но и со всеми домочадцами.

Рокотов не стремился подчеркивать внешние достоинства своих моделей - яркость и красоту лиц, пышность нарядов, напротив, его привлекал внутренний мир человека, личность и обаяние натуры, зыбкость и переменчивость затаенных чувств и переживаний.

Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. В Николае Еремеевиче сочетались замысловатое чудачество, благородные порывы, варварская жестокость к крепостным и фанатичная страсть к литературному творчеству. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы, и зал искусств «Парнас». Струйский преклонялся перед талантом Рокотова, собирал его произведения, а в мастерской художника обучался его крепостной А. Зяблов. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит… мимо зрителя. Фигура, лицо и глаза обращены в разные стороны, что усиливает лихорадочность и истеричность образа.

Портрет. его супруги Александры Петровны строится на плавных дугообразных линиях и поражает своей сдержанностью и гармонией. Это эталон женских портретов - «рокотовская дымка», «рокотовское выражение чуть прищуренных глаз», «по-рокотовски тающие черты лица». Видно, что сам художник находился под обаянием личности и красоты Струйской.

Писал Рокотов и известных литераторов своего времени – поэтов В.И.Майкова и А.П.Сумарокова

Женские портреты кисти Рокотова загадочны и трепетны. В них «души изменчивой приметы» освещают лица и взгляды изнутри. Словно чарующее волшебное видение возникает из дымки жемчужно-розовых тонов исполненная непреходящей красоты юности В. Н. Суровцева; из серебристого каскада пенных кружев, как туманная мечта - П. Н. Ланская. Неуловимая мимика лица и взгляд удлиненных темно-голубых глаз создают какую-то отчужденность между зрителем и портретным изображением княгини Е. Н. Орловой.

Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов, их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения, из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками, и нынешним поколением любителей искусства. Женские портреты Рокотова имеют часто овальную форму, и это тоже придает им особое изящество и романтичность.

Среди всех женских портретов Рокотова «Портрет В.Е. Новосельцевой» (1780 г.) явственнее всего представляет тип женщины, которая «может сметь свое суждение иметь». С этими произведениями в русском искусстве впервые появился образ, одновременно исполненный женской прелести, сознания своего достоинства, внутренней силы и стойкости. И не случайно творчество Рокотова связывают с сентиментализмом, провозгласившим превосходство чувств над разумом.

Как тонкий психолог, художник передает чувственный, непосредственный мир детства и предельно деликатен в изображении людей преклонного возраста.

В мудром спокойном взгляде А. Ю. Квашниной-Самариной просматривается большой жизненный путь, наполненный радостями и разочарованиями, приобретениями и потерями.

Художник, который первым внес в портретное искусство поэтичность и лиризм, воспел человеческое благородство и душевную красоту женщины, прожил свою жизнь в одиночестве.
Он был окружен славой, не знал отбоя от заказчи ков, жил в полном достатке. Еще в 1776 г. Рокотов выхлопотал освобождение от крепостной зависимости для детей своего покойного брата «Ивана Большого да Ивана Меньшого», дал племянникам хорошее образование, что позволило им сделать военную карьеру, сделал наследниками.

Сведения о последних годах жизни художника очень скупы.1770 – 80ые гг. оказались наиболее плодотворными в жизни и творчестве Рокотова, Со II половины 1790-х гг. он уже не мог работать, писал гораздо реже, а в последние годы жизни совсем не работал - стал плохо видеть, спрос на его картины значительно упал и очень быстро был забыт.
А ему на смену пришли талантливые художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский.

В последние годы жизни Рокотов безвыездно жил в Москве.

Рокотов умер 24 декабря 1808 г. и был похоронен племянниками на кладбище Ново-Спасского монастыря. Смерть его прошла незамеченной современниками.
Ещё четыре года фамилия умершего художника механически оставлялась в АХ в списках живущих. Академия художеств удивительно легко забыла человека, которого избрала когда-то одним из первых своих членов, не помнила лучшего портретиста второй половины прошлого века.
Вряд ли знала Академия, где находятся его многочисленные портреты, поднявшие русскую живопись на уровень европейской. Ни одна газета не поместила некролога, и могила со временем затерялась.
О Рокотове надолго забыли…

Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова, вновь осознали, как велик этот мастер - художник, сумевший виртуозно перенести на полотно не просто образ человека, но и все многообразие тончайших чувств и ощущений его души.

Стали разыскивать и собирать его портреты. Их сохранилось много, но только некоторые были подписаны мастером.

This entry was posted on Friday, October 31st, 2008 at 10:34 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

Биография

Часть 1

Достоверных сведений о рождении и первых годах жизни Федора Степановича Рокотова не сохранилось.
«Важный барин»,состоятельный домовладелец, один из учредителей московского Английского клуба долгое время считался выходцем из дворянской среды. Затем обнаружились материалы, свидетельствующие, что Федор Степанович родился в семье крепостных, принадлежавших князю П.И. Репнину.
То, что талантливый мальчик благодаря покровителям быстро «выбился в люди» и стал знаменитым художником, в общем-то, никого не смущало. Удивляло одно обстоятельство: где и как он получил такое широкое образование и у кого и когда учился живописи?

Исследования последних лет обнаружили следующие подробности: Рокотов родился в селе Воронцове, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы., и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме.
Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных. К 50-ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества.

В 1755 году в Москву приехал граф И.И.Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И.И.Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его.
Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.

В Государственном Историческом музее сохранилась копия картины Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» (около 1757). Помимо художественной она представляет и ценность историческую как первое изображение русской портретной галереи, сделанное русским художником.
Кстати, это, вероятно, одна из очень немногих, если не единственная из работ, не относящихся к богатейшему портретному наследию Рокотова.

Из портретов тех лет сохранился только "Портрет неизвестного(1757г)", предположительно единственный автопортрет художника, остальное утеряно.

Рокотову повезло. Он нашел себе покровителя в высшем свете. Однако, главными его покровителями были талант и огромный труд с юных лет. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о нем уже знали при дворе.

На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В. Ломоносова в 1757 г. художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета.
Эта работа имела успех. Так что к 1760 г., когда «по словесному приказанию» И. И. Шувалова, первого президента Академии художеств, Рокотова зачислили в ее стены, он был уже подготовленным мастером, о котором знали при дворе.

В эти годы в России открывались два высших учебных заведения - университет в Москве и Академия художеств в Петербурге. Способных к наукам и искусствам разыскивали повсюду: в солдатских ротах и сиротских приютах, в помещичьих усадьбах и среди истопников. Одних оставляли в Москве, других отсылали в Петербург. Рокотов оказался среди первых студентов академии

Еще не было учителей, не знали, как и чему станут учить, даже здание академии еще не начали строить, а занятия уже шли. Под классы наскоро сняли дом князя Мещерского на 7-й линии Васильевского острова. У студентов был разный возраст и неодинаковые способности: одни, как Рокотов, уже могли писать картины, другие едва держали карандаш. Пока дожидались приглашенных из Европы учителей, умеющие рисовать и писать занимались с новичками. Некоторые из них, так и не став студентами, назначались преподавателями.

Два года спустя за портрет вступившего на престол Петра Ш художник получил звание адъюнкта, в обязанности которого входило «смот- рение за классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения, и опрятность».

Положение Рокотова в академии укрепилось после его участия в торжествах по случаю восшествия на престол Екатерины II. Исполняя коронационный портрет (1763 г.),художник соединил почти геральдический по своей отточенности профиль императрицы с общим картинным решени- ем композиции. Работа принесла Рокотову большой успех и признание. Портрет Екатерины II так польстил императрице, что та приказала впредь писать ее лицо с оригиналов Рокотова.

Живописцу позировал фаворит императрицы Г. Г. Орлов (1762-1763 гг.). Портрет этого румяного красавца в эффектном парадном мундире, не отличающегося богатым внутренним содержанием, очень близок оригиналу. А в камерном портрете его брата И. Г. Орлова (I пол. 1760-х rr.) проступают черты умного расчетливого человека, сумевшего, оставаясь в тени, оказывать влияние на государственные дела.

Судьба продолжала благоволить к художнику. Придворные наперебой заказывали ему портреты. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. В конце работы живописец наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Выразительное свечение красочных слоев, подвижность и легкость мазка поражали современников. Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками.


Художнику едва минуло тридцать два года. Он достиг того, о чем, казалось, даже мечтать не мог крепостной. Рокотовские портреты украшали салоны и гостиные петербургской знати. Позировать молодому живописцу считалось честью. Жизнь испытывала его славой.

Но самое серьезное испытание она приберегла на 1765 год. 25 июня этого года Федор Степанович Рокотов, уже всеми признанный художник, наконец-то, получил звание академика, правда, для этого ему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» (1763-1765 rr.), так как «портретные» в академии были не в чести».
В блистательном официальном Петербурге художнику душно было от дворцовых церемониалов, лжи, лести и интриг. Душно становилось и в академии. Приезжих иностранцев лелеяли, угождали их прихотям и капризам.

К русским относились равнодушно, подчас с небрежением. Кто мог - приспосабливался. Спустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора. Преподавательская работа отнимала массу сил и времени. Кроме того, президент АХ И.И.Бецкой запретил художникам, преподававшим в классах, заниматься собственной творческой деятельностью, что для Рокотова было неприемлемо. Военная карьера оказалась для Рокотова более надежной: еще в 1762 г. он был зачислен в Кадетский корпус в чине сержанта и успешно соединял службу и живопись.
(В начале 1780-х гг., дослужившись до ротмистра - звания, дававшего право на дворянство - он оставил армию.)
Рокотов не мог и не желал мириться с прихотью Бецкого Ему нужна была свобода, чтобы творить, Через несколько месяцев он покинул стены АХ.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?


Эти строки написаны Николаем Заболоцким на портрет Струйской кисти Федора Степановича Рокотова. Во время создания шедевра он был уже сформировавшимся талантливым мастером со своим неповторимым и узнаваемым почерком. Но ранние годы его жизни скрыты туманом прошедших лет, так как точных документальных данных почти не сохранилось.

Родился будущий художник в Воронцово - имении князей Репниных. Никаких сведений указывающих на его происхождение нет. Однако, есть предположения, что он учился в Сухопутном Шляхетском корпусе параллельно с обучением в Академии художеств. Он вышел в отставку, получив чин ротмистра, дававшего право на получение дворянства.

Буквально с первых опытов в живописи мастер определился с направлением своего творчества - портретом. Первоначально его работы были достаточно простыми и ничем особенным не выделялись, но его будущее как великого портретиста было еще впереди.

После окончания Академии он стал преподавать там же, а в 1763 году создал настолько удачный коронационный портрет императрицы Екатерины II, что по ее указу все последующие изображения должны были опираться на его произведение. Однако даже после получения звания академика у художника не было возможности продолжать деятельность портретиста, так как это запрещалось руководством Академии. Во многом из-за этого он был вынужден переехать в .

Московский период творчества живописца принес ему огромное количество заказов и невероятную популярность. Примерно за 30 мастер создал множество семейных портретов, в которых проявились основные черты творчества художника - повышенное внимание к чертам лица и характера персонажа, а не к антуражу.

Есть предположение, что Рокотов входил в масонское братство и живо интересовался политическими событиями. Собственной семьи у него не было, но он сумел выкупить племянников из крепостного рабства и сделал их своими наследниками.

За годы своего творчества мастер создал множество портретов, наиболее ценными с художественной точки зрения из которых были те, которые отличались особой «рокотовской» дымкой. После 80-х годов эта особенность в его работах постепенно исчезает, а художник начинает больше внимания уделять мелким деталям и тонкостям нарядов и обстановки.

После того, как в Москве были ликвидированы масонские общества и с падением зрения художника, изменяется и колорит его полотен. Из них уходит та красочность и тонкие переливы, которые были так характерны для его работ.

Есть предположения, что в последние годы мастер работал с группой учеников, что объясняет большое количество неподписанных полотен в стиле художника. Так как он был необычайно моден в высшем обществе, ему подражали и пытались скопировать его оригинальную манеру письма. Однако мастер оставил много портретов, безусловно подтверждающих его авторство и создавших ему бессмертную славу. Один из них, и, пожалуй, самый известный - это портрет Струйской, поражающий нас живостью изображения этой юной женщины и особой атмосферой, окружающей ее облик.

Рокотов Федор Степанович (1735-1808), портреты.

Рокотов Федор Степанович (1735? - 1808), художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.

Родился в селе Воронцово (ныне - в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.
При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.
Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета - камерный интимный портрет - составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.

«Портрет Александры Петровны Струйской»
1772 г.
Холст, масло 59,8 x 47,5

Москва. “Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) - Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.
Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность - все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.



«Портрет Александра Даниловича Меншикова»
1727 г



«Портрет Варвары Николаевны Суровцевой»
1780-е гг.
Холст, масло 67,5 x 52

Санкт-Петербург
В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.



«Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына»
1760-е
Холст, масло. 62.7 x 51.8 см
Государственная Третьяковская галерея



«Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III»
1763г



«Портрет поэта Василия Ивановича Майкова»
1760г
Холст, масло 60 x 47,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет неизвестной в красном платье»
1760г

Желающих заказать портрет много, поэтому приходится ждать своей очереди. Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно.
Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика.
Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности - в них все более наблюдается правдивость портретных образов.
Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.). В нем художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов.



«Портрет неизвестной в синем платье с жёлтой отделкой»
1760-e



«Портрет неизвестной в треуголке»
1770г
Холст, масло 58 x 47
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет неизвестной в розовом платье»
1770г
Холст, масло 58,8 x 46,7
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового - от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.



«Портрет неизвестной»
Холст, масло 57 х 46
Самарский областной художественный музей
Самара



«Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности»
Конец 1760-х гг.



«Портрет Ивана Григориевича Орлова»
1762-1765г
Холст, масло 58,5 x 46,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



«Портрет Портрет А.И.Воронцова»
1765г
Холст, масло 55,8 x 46,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет И.И.Воронцова»
1765г



«Портрет Анны Юрьевны Самариной-Квашниной»
~1770г
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет Н.Е.Струйского»
1772



«Портрет Е.Н.Орловой»
1779г



«Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой»
1780г
Холст, масло 70,5 x 59 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет Прасковьи Николаевны Ланской»
~ 1790г
Холст, масло 74 x 53 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет князя И.И.Барятинского»
Начало 1780-х.



«Портрет А.П.Кутайсовой»
Начало 1780-х



«Портрет А.Г.Бобринского в детстве»
1760-е
Холст, масло 59,5 x 47
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



«Портрет И.Н.Тютчева»
1768
Холст, масло 141,9 х 106,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет П.И.Вырубова»
1768
Холст, масло 138 х 106
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»
1785
Холст, масло 72,5 x 56 (овал)
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
“Портрет графини Санти” - удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность.



«Портрет Петра III»
Холст, масло. 157 x 111 см
Нижегородский художественный музей



«Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной»
Тверская областная картинная галерея
Тверь


«Портрет Екатерины II»
Конец 1770-1880-е гг.


«Портрет Екатерины II»
1763г
Холст, масло 155,5 x 139
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Портреты Рокотова Ф.С.. - это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи .

Проходит всего каких-нибудь пара столетий, и жизнь творца затягивается флером, и вот мы уже не знаем в деталях, как жил Федор Рокотов, биография его скрывается за завесой времени. Историки, искусствоведы заново открывают прославленного живописца, чье имя гремело во времена Екатерины II.

Краткие сведения о жизни художника

Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П.И. Репнина. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Так собирая способных юношей для обучения в Академии художеств, отыскал бриллиант чистой воды. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Именно у него дома брал свои первые уроки молодой живописец под руководством Пьетро Ротари. Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Академия пока еще не открылась.

Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым

Когда юный Федор Рокотов писал выдающегося ученого, общение с ним, несомненно, повлияло на формирование личности молодого человека.

Полотно написано в излюбленных Рокотовым красных и зеленых цветах. Великий просветитель изображен в алом камзоле на фоне бархатной зеленой драпировки. Ученый изображен с атрибутами работы. В руках он держит перо, а на столе перед ним находится лист бумаги. Его задумчивый взгляд устремлен вверх. Именно благодаря этому произведению художника нам известен облик ученого.

В Петербурге

Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показываеткартину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил.

Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. Его успехи были замечены. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Он становится адъюнктом, преподавателем. Следующим званием будет академик. Эталонными стали два портрета. Первый написан в 1763 году, после коронации Екатерины II, для его написания Рокотова специально отвезли в Москву.

Портрет императрицы очень декоративен. Скульптурный профиль и грудь ярко выделяются на фоне благородных коричневато-бордовых драпировок. И сама свежая и молодая государыня, как экзотический цветок, помещена на трон с алой обивкой. У нее все положенные регалии: корона, Портрет очень понравился Екатерине II. С него были сделаны две копии.

Граф Г. Орлов

Фаворит императрицы, влиятельный вельможа, красавец Григорий Орлов изображен в камзоле с золотым шитьем, надетом поверх лат.

Он с алой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. Орлов похож на переодетого античного бога. В 1765 году живописец пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Его произведения крайне отличаются от всего, что создают иноземные мастера, которые работают в России в восемнадцатом веке в Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Поэтому в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. При просмотре работ раннего периода становится видно, что краски еще пестры и слишком контрастны, а рисунок излишне жесткий.

Федор Рокотов: биография и картины

В 1778 году умирает князь Репнин. Предполагают, что на оставленное им наследство художник через три года купит имение на Басманной за две тысячи шестьсот рублей. Потому что Рокотов денег быстро заработать не мог. Художник брал за работы крайне низкую оплату - по сто или даже по пятьдесят рублей. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Московское общество с восторгом встречает молодого известного портретиста, вполне определившегося мастера, который написал в Санкт-Петербурге несколько интимных мужских портретов. Среди них можно выделить портрет И.Г. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца, или И.Г. Орлова, умного изысканного вельможи. Портреты петербургского периода отличаются интересом к своеобразию облика модели и его психологической характеристике. В портрете В.И. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей».

Лицо написано чуть ли не осязаемо. Палитра картины сочетает красные и зеленые тона, что еще больше подчеркивает полнокровность созданного художником образа.

Федор Рокотов: биография и творчество

А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Масон разворачивает сеть типографий, где печатается переводная и отечественная литература. Новиков старается, чтобы его издания по цене были доступны даже самым беднейшим слоям общества. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет», имевший масонское направление, который издавал Новиков. Однако сведений, что сам художник был масоном, нет, как нет в его произведениях и масонской атрибутики. В Москве ставятся пьесы драматурга А.П. Сумарокова. А поэт М.М. Херасков образовал литературный кружок. В этом духе свободы и просвещения формируются воззрения на мир и художественное творчество у мастера. В Москве Рокотова приняли как равного, и он стал членом Английского клуба.

Стиль Рокотова

В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. Они, как правило, изображают верхнюю часть тела модели. Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Особое внимание живописец уделяет глазам и мимике. Она мимолетна. Мастер ловит неуловимое - чувства человека, перенося их на полотно. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Богатство оттенков, их игра, утонченность цветовой гаммы призваны передать сложный внутренний мир модели. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись.

Творческий расцвет (1770 - 1780)

Особенно глубоко и полно художник в свои 35-45 лет сумел раскрыть женские образы. Они полны загадки и тайны. Вот изображение В.Е. Новосильцевой.

Величавость, достоинство, уверенность в себе - все передано живописцем. Глаза с легким «рокотовским» прищуром насмешливы, как и сложенные в легкую улыбку губы. Тщательно выписано ее полупрозрачное белое платье, рюши и голубоватый атласный бант. Светлая фигура модели выступает из темного фона и приближается к зрителю.

Е.В. Санти и В.Н. Суровцева

1785 год - время создания образа графини Елизаветы Васильевны Санти, которая удачно вышла замуж и заняла высокое положение в обществе.

Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Прекрасная роза украшает прическу дамы, подчеркивают красивый овал лица, изысканная зеленовато-розовая, с пепельными переливами гамма ее платья - все говорит о спокойной уверенности в себе этой равнодушной, ироничной и холодной аристократки. Колористическое решение художника безупречно. Очаровательная, молодая, с простым русским лицом, полным достоинства и затаенной нежности, предстает перед зрителем Варвара Николаевна Суровцева. Здесь представлена духовная красота молодой женщины, которая очаровывает больше, чем ее черты лица.

Обобщающее в картинах Рокотова

Каждый портрет индивидуален. Он зримо передает изображаемой им женщины. Но главным и общим становится передача сложного духовного мира, богатства и красоты внутренней жизни, возвышенного строя человеческих чувств. Когда художником раскрывается сокровенность души, то всегда остается недосказанность, загадка и тайна. Это и придает образам особую поэтичность.

Мужские портреты

Идеал человека века Просвещения выразил в них художник - честь и достоинство. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А.Н. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А.М. Обрезков, который был послом в Османской империи. Изображение особенно интересно тем, что показывает энергичного, умного и проницательного человека. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице.

Он в опале, и выражение презрительной горечи отражает его ощущения.

О Рокотове вообще практически не сохранилось сведений. Нет ни записок, ни частной переписки с ним. О последних годах известно лишь, что он безвыездно жил в Москве и похоронен своими племянниками (женат художник не был) в декабре 1808 года в Ново-Спасском монастыре.