"император загадок" - леонардо да винчи. Загадка леонардо да винчи. Куда ни глянь – везде Леонардо

В нашей статье «Леонардо да Винчи: биография, фото» вы узнаете о важнейших этапах жизни этого великого деятеля, а также сможете увидеть его работы.

Наверняка вы знаете, что Леонардо да Винчи, в первую очередь, прославился портретом «Мона Лиза», но не только это заставило человечество пронести сквозь века имя гения. Да Винчи – изобретатель, писатель, ученый и художник. Это был один из самых ярких персонажей своего времени – эпохи Возрождения. Очень многие считают именно Леонардо да Винчи самым великим из ученых умов.

Родился гений в 1452 году 15 апреля. Это было небольшое село под названием Анкиано (рядом с Флоренцией). Отец Леонардо звался Пьеро и был нотариусом, а мать по имени Катерина являлась самой простой крестьянкой. Когда Леонардо родился, отец бросил свою семью, выбрав богатую женщину, поэтому маленький Лео оставался на попечении разбитой горем матери.

Отец, не смотря на уход из семьи, не исчез из жизни сына, скорее наоборот. Поскольку в новой семье Пьеро не завел новых детей, то он охотно забрал Леонардо к себе, чтобы воспитывать по своим меркам.


Когда мальчик подрос (тогда ему было 13 лет), его мачеха умерла, а отец обзавелся новой женой, хотя опять, через какое-то время, остался вдовцом. Между делом, Пьеро обучал мальчика своему ремеслу, но последний не проявлял особого интереса к нотариальному делу, его постоянно влекло к искусству, и он сразу стал показывать свой великий талант художника.

Отец решил отправить сына во Флоренцию, на попечение Андрес Верроккьо, который держал мастерскую. Именно здесь Леонардо да Винчи узнал о черчении, химии, свойствах металлов и изучал гуманитарные науки. Из практических занятий юноша особенно увлекся скульптурой, моделированием и рисованием.

В 1473 году у Леонардо да Винчи появилась квалификация мастера, которую ему присвоила Гильдия Святого Луки. Это произошло, когда юноше было 20 лет. Кстати, именно тогда он поучаствовал в создании полотна «Крещение Христа», над которым работал Верроккьо. Новаторство да Винчи проявилось сразу – он использовал масляные краски, которые в Италии считали новинкой.

Свою первую самостоятельную работу художник назвал «Просвещение».

Следующий период жизни он рьяно изучает образ Мадонны. Появляются его знаменитые «Мадонна с гвоздикой», «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта». Известно, что сохранился ряд эскизов с изображением мадонны этого периода.

Со временем характер художника проявляется особенно ярко. За ним водилась привычка бросать работу неоконченной. В частности, в 1481 году ему заказали «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Скопето. Леонардо да Винчи взялся, но потом бросил. Такое поведение далеко не всем было по нраву, а правящие в то время Медичи и вовсе отказывали художнику в благоволении. Потому мастер решил покинуть Флоренцию и искать реализации в других местах.

В 1482 году да Винчи приезжает в Милан в надежде получить место изобретателя оружия для Лодовико Сфорца, но свой первый крупный заказ да Винчи получает только через год – его просят расписать алтарь во францисканском братстве Непорочного зачатия. 3 года шла работа, но когда она была окончена, возникли проблемы с оплатой, и судебные разбирательства длились еще 25 лет.

Именно в Милане художник начинает заниматься «Трактатом о живописи» и эта его работа продлилась до самой смерти.

Мастер трудится над созданием прокатного стана, станков для выделки сукна, машины для производства напильников. К сожалению, Сфорца не был заинтересован в подобных изобретениях. Казалось, Леонардо да Винчи может заниматься буквально всем – он принимает участие в строительстве Миланского собора, разрабатывает городскую канализацию, изобретает новые машины.

В 1495 году он приступает к созданию «Тайной вечери». Картина была готова через 3 года.


В 1499 году Леонардо да Винчи покидает Милан. Власть меняется, Сфорца больше не на троне и гению приходится вернуться во Флоренцию, где он пишет ряд картин, среди которых «Мадонна с веретеном».

В 1502 году да Винчи стал архитектором при дворе Чезаре Борджиа. Он занимается проектом каналов для осушения болот, трудится над созданием военных карт.

Мона Лиза появилась у мастера в 1503 году, а следующие 10 лет да Винчи погружается в анатомию (), механику и математику.

В 1513 году, найдя покровительство у Джулиана Медичи, Леонардо да Винчи отправляется в Рим, где 3 года изучает создание зеркал, создает новые краски, занимается исследованием человеческого голоса.

Да Винчи умер в 1519 году, 2 мая. Ему было 67 лет. Известно, что мастера похоронили в церкви Сен Флоран-тен, но многолетние войны не позволили сохранить погребение, и могила была утрачена.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек).

Будущий гений родился в результате любовной связи благородного Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). По социальным нормам того времени брачный союз этих людей был невозможен из-за низкого происхождения матери Леонардо. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына.

Портрет Леонардо да Винчи

Первенец Пьеро да Винчи три года жил вместе с матерью. Отец Леонардо сразу после его рождения женился на богатой представительнице знатного рода, но законная супруга так и не смогла родить ему наследника. Через три года после заключения брака Пьеро забрал сына к себе и занялся его воспитанием. Мачеха Леонардо умерла через 10 лет, пытаясь родить наследника. Пьеро женился вторично, но снова быстро овдовел. Всего у Леонардо было четыре мачехи, а также 12 сводных братьев и сестер по отцовской линии.

Творчество и изобретения да Винчи

Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.

Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.


Рисунок «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.

Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.


Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.

Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.


Портрет Франческо Мельци

Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.

Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.


Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.

Личная жизнь

Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.

Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.


К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» - это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.

Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.


К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.

Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.


Фрагмент картины «Дама с Горностаем»

Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.

Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.

Смерть и могила

Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.

Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.


Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.

К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году.


После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.


В 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ.

На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.

Тайны картин да Винчи

Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.


С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.

Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель . Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.

Утраченные и незаконченные работы

Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».

О некоторых картинах мастера современные исследователи знают благодаря сохранившимся копиям и мемуарам современников да Винчи. Например, судьба оригинала работы «Леда и лебедь» до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина, возможно, была уничтожена в середине семнадцатого века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. До нашего времени дошли наброски, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненных разными художниками.


На картине была изображена молодая обнаженная женщина в объятиях лебедя, у ног которой играют младенцы, вылупившиеся из огромных яиц. При создании этого шедевра художник был вдохновлен известным мифическим сюжетом. Интересно, что полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя, было написано не только да Винчи.

Прижизненный соперник Леонардо тоже написал картину, посвященную этому античному мифу. Полотно Буонаротти постигла та же судьба, что и работу да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно пропали из коллекции французского монаршего дома.


Среди незаконченных работ гениального итальянца выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось неоконченным по причине отъезда мастера в Милан. Заказчики нашли другого исполнителя, и Леонардо не видел смысла продолжать работу над картиной.


Фрагмент картины “Поклонение волхвов”

Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображены Мария с новорожденным Иисусом и волхвы, а за спинами паломников - всадники на конях и развалины языческого храма. Есть предположение, что Леонардо изобразил на картине среди мужчин, пришедших к сыну Божьему, и самого себя в возрасте 29 лет.

  • Исследовательница религиозных тайн Линн Пикнетт в 2009 году опубликовала книгу «Леонардо да Винчи и братство Сиона», назвав знаменитого итальянца одним из магистров тайного религиозного ордена.
  • Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Он носил одежду изо льна, пренебрегая нарядами из кожи и натурального шелка.
  • Группа исследователей планирует выделить ДНК Леонардо из сохранившихся личных вещей мастера. Историки также утверждают, что близки к тому, чтобы найти родственников да Винчи по материнской линии.
  • Эпоха Ренессанса была тем временем, когда к благородным женщинам в Италии обращались словами «моя госпожа», по-итальянски - «мадонна» (ma donna). В разговорной речи выражение сократилось до «монна» (monna). Это означает, что название картины «Мона Лиза» дословно можно перевести как «Госпожа Лиза».

  • Рафаэль Санти называл да Винчи своим учителем. Он бывал в мастерской Леонардо во Флоренции, старался перенять некоторые черты его художественного стиля. Рафаэль Санти называл также своим учителем Микеланджело Буонарроти. Три упомянутых художника считаются главными гениями эпохи Ренессанса.
  • Австралийские энтузиасты создали крупнейшую передвижную выставку изобретений великого архитектора. Экспозиции была разработана при участии Музея Леонардо да Винчи в Италии. Выставка уже побывала на шести континентах. За время ее работы пять миллионов посетителей смогли увидеть и потрогать руками произведения самого знаменитого инженера эпохи Возрождения.

В селении Акиано, что близ городка Винчи в Италии, 15 апреля 1452 г. родился мальчик, запись об имени которого в русском переводе звучит так: Леонардо - сын Пьеро из Винчи. Уже это говорит о том, что его отец, 25-летний нотариус, нисколько не стыдился сына, рождённого вне брака, что, впрочем, было типично для Италии. Впоследствии имя, данное при рождении, стало звучать короче и величественнее: Леонардо да Винчи, а часто произносилось одно только имя Леонардо.

Даже в наши дни, услышав это имя, все сразу понимают, о ком идёт речь: человек такого инженерного гения, такой изобретательской плодовитости, таких художественных дарований был и остаётся во всем мире только один. Одно время среди учёных даже бытовало мнение, что Леонардо да Винчи есть не кто иной, как пришелец с другой планеты, подаренный человечеству богами.

Социальное положение матери Леонардо, Екатерины, осталось точно не установленным, хотя есть версия, что она была крестьянкой и впоследствии вышла замуж. С матерью ребёнок оставался до трёх лет, а затем заботы о нём взял на себя отец, наезжавший в Винчи из Флоренции, расположенной неподалёку. Некоторое время мальчик жил у деда по отцовской линии - Антонио, а затем отец увёз его в славный город Флоренцию.

В ту пору здесь бурно развивалась промышленность, торговля, банковское дело, флорентийская община богатела, строила жилые дома и храмы, давала художникам большие заказы по их украшению. В 1466 году отец отдал Леонардо в школу известного художника Веррокьо, поскольку мальчик с ранних лет проявлял тягу к рисованию.

По обычаям того времени, ученики мастера жили в его доме, делали всякую подсобную работу, а затем им доверяли даже выполнение отдельных фрагментов общего полотна, заказанного мастеру. Леонардо с малых лет не расставался с записной книжкой. Дома, на улице, за городом он непрестанно делал мелкие наброски: зарисовывал цветы и жёлуди, лица людей, складки плаща, ноги коня и т. д.

Характерен такой эпизод. К Пьеро из Винчи как-то обратились с просьбой найти художника, который мог бы украсить деревянный щит - такой, какие часто вешали на дома местные обыватели. Тот передал заказ сыну. Леонардо решил изобразить на щите голову горгоны (змееголовой женщины) Медузы.

Об этом чудовище рассказывают древнегреческие мифы, интерес к которым, как и интерес ко всей культуре эллинизма, был характерен для того времени. Вместо волос у неё были змеи, а взгляд настолько злобен, что обращал человека в камень. Убил Медузу герой Персей, которому боги подарили щит, меч и сандалии с крыльями. Благодаря им, он подлетел к скале, где спала Медуза и, смотря в медный сверкающий щит, как в зеркало, чтобы уберечься от её взгляда, отсёк ей голову и поместил на щит... Именно этот финал легенды и изобразил молодой художник Леонардо.

Демонстрируя готовую работу отцу, он позаботился о наиболее выгодном её освещении, о том, чтобы она предстала перед зрителем внезапно. Увидев на щите страшилище, отец в первый момент пришёл в ужас. Ещё бы! Ведь «украшатель» так старался: он насобирал всяких змей, ящериц, гусениц и дома часами наблюдал за ними...

Время шло, животные умирали, их тела разлагались, в помещении стоял смрад, но увлёкшийся Леонардо ничего не замечал, стремясь сделать изображение как можно более реалистичным и... страшным. Так что реакцию отца молодой живописец воспринял как комплимент. А старший Винчи отдал заказчику не работу сына, а другой щит, с украшением вполне стандартным, но «голову Медузы» выгодно потом продал.

В мастерской Веррокьо Леонардо научился работать с металлом, гипсом, а также и кожей, рисовал, выполнял скульптуры и занимался моделированием. В годы ученичества он овладел и некоторыми техническими навыками, увлёкся изучением черчения, химии, металлургии, освоил ещё и гуманитарные науки. Писал он, как правило, справа налево. В этом одни усматривают склонность к скрытности, другие считают такое проявлением типичной для человека эпохи Возрождения любовью к тайнам и шифрам.

Вот это практически и всё, что точно известно об ученических годах жизни Леонардо. Не имея конкретных данных, многие авторы его биографии описывают общую атмосферу во Флоренции. А она была разнообразной и воодушевляющей! Так что пытливому и разносторонне одарённому юноше было где поучиться даже вне мастерской учителя.

В 1473 году Леонардо да Винчи получил квалификацию мастера в одной из гильдий художников. В 21 год он стал признанным мастером. По некоторым сведениям можно заключить, что у него в 1476 - 1481 гг. была даже собственная мастерская во Флоренции.

Красивый, высокий и стройный, физически очень сильный, остроумный и приятный в обращении Леонардо лидерствовал в любом обществе. Например, из дома редко выходил один: за ним следовала ватага его учеников и поклонников. Но образуя вокруг себя небольшую «академию», он не пускает в широкий оборот свои труды, делая много записей по разным поводам, считая их, видимо, планами будущих работ. Недоступные широкому читателю, они были почти забыты, а изложенные в них идеи впоследствии заново переоткрывались.

Только в двадцатом веке записи Леонардо были изданы и позволили оценить учёного в давно прославленном художнике. Выяснилось, например, что он занимался усовершенствованием как прялки, так и токарного станка и некоторых прочих механизмов. Кроме того, его увлекла идея создания подводной лодки, и был был близок к её реализации.

Его записи интересны ещё и тем, что отражают самые разные стороны восприятия окружающего мира. В них он, например, излагает «способ оставаться под водой
столько, сколько можно оставаться без пищи», и описывает впечатления от препарирования различных тел - от луковицы до... человеческой головы. В этом - весь Леонардо! С одной стороны, у него разные «приятности» вплоть до косметических рецептов и летающих бабочек, с другой - холодно-безжалостный техницизм анатомических описаний.

Леонардо да Винчи.Биография. Юность.


Юность Леонардо- Ученик поправляет учителя- Чу­довище, обратившее в бегство синьора Пьетро- Ми­фологические картины- Первые серьезные работы: два «Благовещения»

Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя. Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости. С детства он «владел пером» в самом широком смысле слова, рисовал, писал и вычислял шутя. В детстве маль­чик уже славился умением рисовать карикатуры. Кроме наук и искусств, он в молодости много занимался фи­зическими упражнениями, превосходно ездил верхом, отлично косил и рубил дрова. «Прекрасный пловец, великолепный всадник, грозный боец на шпагах»,- пишет о нем один биограф. Отличный товарищ в кругу молодых людей, Леонардо имел многих друзей, но еще больше того любил общество прекрасных флорентинок, у которых пользовался большим успехом. Все было на стороне юного художника: красота, сила, ловкость в тан­цах, все, что нравилось и нравится женщинам, к тому же выдающиеся и привлекательные таланты -живопись, музыка, даже поэзия.

Леонардо бывал на всех балах, на всех концертах, участвовал во всех блестящих каваль­кадах; его прозвали волшебником за умение очаровывать общество. Он сочинял мелодии для танцев, писал слова и составлял музыку для серенад, импро­визировал сонеты, из которых сохранился только один - элегического, скорее философского, чем любовного, характера. Несколько эксцентричная и капризная натура юноши, избалованного женщинами, сказывается в словах сонета: поэт плачет после того, как получил предмет своих пламенных желаний. «Самый красивый мужчина во всей Флоренции»,- говорили о нем не только жен­щины, но и его первые биографы, и это мнение легко проверить, взглянув на известную картину, на которой молодой Леонардо изображен в виде архангела Михаила. Мужественная сила соединилась в нем с почти женствен­ной тонкостью черт лица; густые, прекрасные волосы, дальнозоркие, живые и проницательные глаза, «повели­тельные» брови, высокий открытый лоб, несколько на­смешливая улыбка, выхоленные руки, одинаково владев­шие шпагой и кистью, нога патриция, которой восхи­щались дамы и которой повиновались самые строптивые кони.

Этот юноша вел самую разнообразную жизнь; нельзя сказать, чтобы беспорядочную, потому что она была вполне во нравах того веселого времени и еще более потому, что Леонардо умел из самой этой жизни извле­кать художественный материал. Было в его натуре, без сомнения, много эксцентричного: так, например, он лю­бил писать на манер восточных народов, то есть от правой руки к левой. Леонардо с одинаковым жаром предавался науке, искусству, забавам, любви. Его знала вся Флоренция, и часто этот весельчак, превращаясь в серьезного мечтателя, задумчиво блуждал по улицам города, в мягкой суконной шляпе, темном плаще, мод­ных кожаных башмаках и всегда с записной книжкой за поясом: сюда он вносил заметки о виденном и слы­шанном, здесь же набрасывал первые грубые эскизы.

Леонардо много учился и много влюблялся, но его лучшей учительницей и самой дорогой любовницей была природа. «Одна только природа наставница высших умов»,- сказал он, предвосхищая мысль Бэкона. Но надо не только наблюдать, а также размышлять о наблю­даемом, «Теория - полководец, практика - солдаты»,- сказал Леонардо и на деле всегда следовал этому изречению.

Такой ученик был более чем достоин иметь учителем Вероккьо, Андреа Вероккьо, впрочем, вполне заслужил репута­цию, которою пользовался. К ученикам он относился, как к своим детям, принимал бедных наравне с бога­тыми. Разносторонностью своих способностей Вероккьо несколько приближался к гениальному ученику; подобно ему, он занимался не только скульптурой, живописью и резьбой, но и музыкой. Звуки арфы постоянно разда­вались в его мастерской. Что касается манеры живописи Вероккьо, его краски несколько резки и сухи - ремесло ювелира наложило на них известный отпечаток: многие из картин Вероккьо как будто вырезаны на серебре и золоте.

Но такие гениальные натуры, какою обладал Леонар­до, не усваивают чужой манеры - ни хорошей, ни дур­ной: они создают свою собственную. Учителя дают им лишь некоторый практический навык.

Кроме Вероккьо, Леонардо имел еще двух даровитых учителей. Один из них - Лука делла Роббиа, родона­чальник целой семьи художников, прославившихся пре­красными работами из фарфора. Рельефы Луки делла Роббиа, как, например, его «Платон, спорящий с Ари­стотелем», стали почти классическими, и весьма многие из рисунков и даже картин Леонардо да Винчи нари­сованы и написаны, очевидно, под впечатлением ра­бот делла Роббиа. Другой - Сеттиньяно, замечательный скульптор, особенно удачно изображавший женщин и детей. Из старших соучеников Леонардо на него по­влиял разве один Боттичелли, прославившийся своими чудными рисунками к «Божественной комедии» Данте, настоящий живописец-поэт, мечтательный идеалист, лю­бивший, подобно Леонардо, научные и философские занятия. Что касается знаменитого Перуджино, бывшего сверстником и соучеником Леонардо, то в молодости ОН далеко отставал от да Винчи, и в первых его картинах нет и следа мечтательного пафоса, которым он так прославился впоследствии.

Первой серьезной работой Леонардо да Винчи было изображение одного из двух ангелов, фигурирующих на лучшей из картин его учителя Вероккьо, и именно Вазари. По его словам, дело было так. Написав Иоанна Крестителя и Христа, Вероккьо хотел во что бы то ни стало изобразить двух ангелов, благоговейно со­зерцающих происходящее в их присутствии великое со­бытие. После долгих неудачных попыток Вероккьо изо­брел одного ангела, нельзя сказать, чтобы весьма удачно; но другой положительно не удавался, и художник вре­менно оставил картину недоконченной. Воспользовав­шись отсутствием учителя, Леонардо, в то время еще мальчик, взял кисть и нарисовал другого ангела. Воз­вратившись и увидя работу ученика, Вероккьо был так изумлен, что воскликнул: «Если ты, почти не учившись, сразу превзошел меня, возьми мою палитру, а я опять возьмусь за резьбу».

Все это вполне правдоподобно, но Вазари, для вящего восхваления Леонардо, добавил, что с этих пор Вероккьо, будто бы не брал более в руки кисти и занялся исключительно ювелирным искусством и скульптурой. Это очевидное преувеличение, но зато, с другой стороны, новейшие исследования показали, что, не ограничившись фигурой ангела, мальчик-живописец переделал и усовершенствовал почти всю картину учи­теля, начиная с фигуры Христа и оканчивая руками первого, написанного учителем, ангела. Что касается второго, вполне не удавшегося Вероккьо ангела, то Лео­нардо попросту замазал его краской - следы этой работы замечаются до сих пор на картине - и сверху написал другого. Тропический ландшафт также, по всей вероят­ности, принадлежит Леонардо, и из-под скал и воды, виднеющейся вдали, еще ясно заметны следы первона­чального ландшафта, написанного Вероккьо. Только фигура Иоанна Крестителя, по-видимому, принадлежит исключительно Вероккьо и без сомнения составляет венец его художественного творчества.

По отношению к истории развития Леонардо да Винчи главный интерес картины сосредотачивается, без сомнения, на фигурах обоих ангелов. Внимательное изучение их дает полную возможность сравнить учителя с учеником, и сравнение оказывается, безусловно, в пользу гениального мальчика. Инстинктом и размышлением он угадал и оценил все ошибки учителя и избегал их. Ангел Вероккьо - детская фигура неопределенного пола с некрасивым толстым носиком, калмыцкими бро­вями, глуповатыми глазами, тарелкообразным грубым сиянием и в неуклюже намалеванном одеянии, вроде тех, какие носят мальчики на католических религиозных празднествах. Он вовсе не видит крещения и вопроси­тельно-недоумевающе смотрит на другого ангела.

Этот другой ангел, написанный юным Леонардо, в од­но и то же время и реальнее, и идеальнее своего товарища. Реальнее потому, что представляет результат внимательного наблюдения настоящих детских лиц. Это сборный тип прекрасных 11-12-летних флорентийских девочек, с которыми еще недавно играл Леонардо. Иде­альнее-по красоте и выразительности. Мечтательный, серьезный, умно удивленный и понимающий всю важ­ность и значение происходящего, взор этого ангела впол­не гармонирует с общей идеей картины. Роскошные локоны, увенчанные, как дымкой, тонким, прозрачным сиянием; пластически очерченные, резкие, но вполне естественные складки одежды - во всем видны уже при­знаки будущей манеры Леонардо. Даже непринужден­ность позы по сравнению с деревянной позой первого ангела указывает на различие между свободным гением и талантливым техником. Картина находится в настоящее время во Флорентийской академии. Она была написана по заказу одного монастыря - монахи в то время давали большой заработок художникам.

Старинный биограф Леонардо да Винчи, Вазари, сообщает любопытный рассказ, из которого видно, каким образом Леонардо брал уроки у своей лучшей наставницы - природы. Ещё мальчиком Леонардо понял, что даже ужасное и чудовищное, поскольку оно может быть предметом художественного творчества, должно быть не рабским воспроизведением природы и не плодом ничем не обузданной фантазии, а синтезом того, что наблюдается в природе. "Синьор Петро да Винчи,-повествует Вазари,-на­ходясь в деревне, встретил одного крестьянина, который попросил его отвезти во Флоренцию вырезанную им самим из фигового дерева круглую доску и отдать там живописцу, чтобы тот намалевал на ней вывеску. Отец Леонардо охотно согласился, так как часто пользовался этим крестьянином для своих целей, во время рыбной ловли и на охоте, потому что этот человек был весьма искусным рыболовом и птицеловом.

Приехав во Флоренцию с этой вывеской, Пьетро поручил своему сыну нарисовать на ней что-нибудь особенное, не сказав, зачем и для кого. Леонардо взял доску и, видя, что она была весьма грубо выстрогана и крива, выправил ее на огне и дал точильщику обточить и отполировать. Наведя затем на нее белила и приготовив по своему вкусу, Леонардо стал обсуждать, что бы такое нарисовать? Он остановился на мысли изобразить нечто ужасное, более чудовищное, чем Медуза древних. Задавшись этой целью, он поселился в уединенном месте и стал собирать всякого рода чудовищных и странных животных, кузне­чиков, саранчу, летучих мышей, змей, ящериц. Он рас­положил все это таким странным и вместе с тем остроумным образом, что составил из них ужасное чудовище, вы­ползающее из мрачной расщепленной скалы. Казалось, что дыхание этого чудовища заражало и воспламеняло воздух, черный яд вытекал из его пасти, глаза метали искры, дым клубился, выходя из широко раскрытых ноздрей. Во время этой работы Леонардо много стра­дал от смрада, распространявшегося от всех этих мерт­вых животных; по его рвение превозмогало всякие препятствия.

Между тем, ни отец Леонардо, ни крестьянин не требовали вывески, может быть, оба забыли о ней. Леонардо предупредил с-ра Пьетро, что работа готова и что отец может прислать за ней. С-р Пьетро явился сам однажды утром в мастерскую сына. Он постучал, Леонардо отворил и просил подождать, так как надо поставить вывеску на подставку и осветить надлежащим образом. Осветив свою картину яркими лучами света, сын попросил отца войти. Отец, увидя это чудовище и забыв о цели своего посещения, не мог поверить тому, что видит только картину, и бросился бежать. Леонардо удержал его и сказал: "Отец, эта картина производит как раз такое впечатление, какого я ожидал; возьмите же ее". С-р Пьетро был восхищен. Он потихоньку купил у одного лавочника другую вывеску, на которой было изображено сердце, пронзенное стрелой, и подарил крестьянину, который на всю жизнь остался благодарным за этот дар. А добрый отец, не говоря ни слова, продал картину сына флорентийским купцам за сто дукатов, эти же купцы вскоре получили за нее от миланского герцога втрое более».

Преимущественное внимание юного Леонардо было всегда обращено на изучение человека, причем он на­блюдал, где мог, и все, что мог, и, Не ограничиваясь наблюдениями, производил даже настоящие художествен­ные опыты. Об этих наблюдениях и опытах сохранилось много анекдотов. Леонардо любил бродить по городским площадям, вмешиваясь в толпу торгующего или гуляю­щего народа, и всюду высматривал, не найдется ли какой-нибудь странной головы, с необычными чертами лица или редкой формой бороды. Увидев подобную фигуру, он нередко целый час следил за таким челове­ком, стараясь запечатлеть в своем уме черты его лица и, возвращаясь домой, рисовал его по памяти. Часто также Леонардо отправлялся на рынок, где торговали крестьяне, выбирал между ними наиболее поражавшие его фигуры, приглашал их к себе домой и угощал на славу. Расположив их, таким образом, в свою пользу, Леонардо рассказывал им уморительнейшие истории, до­водя их до того, что гости надрывали, как говорится, животики от смеха; или же он старался вызвать в своих добровольных натурщиках чувство страха, внезапно вы­нимая из-под плаща фантастических животных, вылепленных им из воска и двигавшихся по столу вследствие движения наполнявшей их внутренность ртути.

Иногда также Леонардо, любивший физические опыты, брал препараты из птичьих внутренностей, которые казались простыми клубками, затем наполнял их искусственно вгоняемым воздухом до такой степени, что, принимая чудовищные размеры, они, казалось, готовы были занять всю комнату. Простоватые зрители, видя в этом демо­ническую силу, в ужасе прятались или принимали естественнодраматические позы. Как только крестьяне ухо­дили, Леонардо, все время внимательно наблюдавший за их жестами, позами и выражениями лиц, поспешно брал уголь, перо или кисть и набрасывал свои впечатления. Страсть к наблюдению результатов сильных ощущений доходила у Леонардо до такой степени, что он нарочно отправлялся на площади, где совершались казни,- при­сматриваться к выражению лиц преступников и зрителей. Эти вполне исторические анекдоты о Леонардо до­полняются многочисленными сохранившимися до нашего времени рисунками и эскизами, по которым можно получить понятие о том, как велика и разнообразна была черновая работа великого художника.

В самые первые годы его вполне самостоятельной деятельности, в начале 70-х годов XV столетия, Леонардо усиленно учился и нарисовал множество эскизов и этюдов, из которых особенно важны головки, по преимуществу жен­ские. Почти каждая из таких головок выражает какое-нибудь чувство - то тихую грусть, то благоговение, то радостную надежду. Но и в чисто техническом отноше­нии эти ранние рисунки Леонардо имеют важное значе­ние. Вместо того, чтобы, по тогдашнему обычаю, об­рабатывать рисунок перекрестными штрихами, Леонар­до употребляет тонкие параллельные штрихи. Наблюдая природу, изучая эффекты света и теней, Леонардо убе­дился, что в природе почти нет резко ограниченных линий, и вместо них он пользуется переливами и полу­тенями. По словам самого Леонардо, переход от света к тени «подобен дыму».

Там, где Леонардо чувствовал недостаток в живых моделях, он старался пополнить его моделями искусст­венными. Впрочем, такие модели он делал постоянно для того, чтобы вернее соблюсти условия освещения и перспективы. Живописец постоянно призывал на по­мощь скульптора. Изучив тот или иной человеческий тип, набросав несколько первых грубых эскизов, Лео­нардо брал глину или гипс и лепил модель. Работая таким образом, он-первый из художников всего ми­ра - постиг в совершенстве искусство распределения света и теней.

Склонность к изображению причудливого и эксцент­ричного, часто свойственная юношескому возрасту Леонардо, никогда не переходила в нем за должные пределы, и, обладая богатой фантазией и живым юмором, он не стал ни автором многочисленных сюжетов, ни карика­туристом. Счеты с мифологией Леонардо покончил еще в первом флорентийском периоде своей деятельности, когда он нарисовал, между прочим, голову Медузы и Нептуна во время бури, окруженного всеми атрибутами его власти, на колеснице, влекомой морскими конями, и со свитой очаровательных нимф. Картина эта погибла, но современники отзывались о ней с восторженными похвалами. Морской бог, казалось, дышал, море бурно волновалось, обрызгивая пеной дельфинов и акул. Один из современных поэтов воспел картину латинскими сти­хами, которые в переводе означают: «Вергилий и Гомер нарисовали Нептуна, направляю­щего бег своих коней по широкошумным волнам бурного моря. Оба поэта умственно созерцали бога: но Винчи лицезрел его очами и победил их обоих».

О карикатурах, нарисованных Леонардо да Винчи в различные периоды его жизни, говорили очень много и еще более старались отыскать их даже там, где их не было. Можно указать на целый ряд карикатур, припи­сываемых да Винчи положительно без всякого серьезного основания. Несомненно, однако, что Леонардо имел из­вестную склонность к юмору. «Надо, если возможно, заставить смеяться даже мертвецов»,- сказал он однаж­ды. Великолепные офорты графа Кэлюса дают лишь слабое понятие о смеющихся лицах, изображенных Лео­нардо: надо видеть хотя некоторые из них в оригинале, например в Лувре или в Виндзоре, чтобы убедиться в том, как искусно умел Леонардо комбинировать раз­ные естественные недостатки, стараясь при этом выразить какую-нибудь душевную страсть - скупость, рев­ность, зависть.

Все эти мелкие сюжеты были, однако, не более как этюдами. Настоящим поприщем Леонардо должны были стать крупные исторические сюжеты, в том числе, со­гласно требованиям того времени, также и сюжеты из Ветхого и Нового Завета. В числе самых ранних произ­ведений Леонардо находятся сюжеты, так сказать, вво­дящие в Ветхий и Новый Завет - «Адам и Ева», с одной стороны, и «Благовещение» - с другой. Картон, изобра­жавший грехопадение, к сожалению, пропал. По словам Вазари, «юному Леонардо поручили нарисовать картон, который должен был послужить моделью для фландрских ткачей, получивших от португальского короля заказ сде­лать шелковый златотканый занавес. Картон изображал Адама и Еву в момент грехопадения. Для украшения картона Леонардо изобразил множество животных на лугу, испещренном тысячами цветов, которые были изо­бражены им с поразительной точностью и необычайной правдивостью. Листья и ветви фигового дерева были исполнены с таким терпением и такой любовью, что просто нельзя не подивиться удивительному постоянству этого таланта. Здесь же изображена пальма, которой он сумел придать такую гибкость благодаря удачному рас­положению и совершенной гармонии кривизны ее листь­ев, что никто не достиг подобного совершенства».

Более посчастливилось «Благовещению»: сохранились две картины Леонардо, написанные на этот сюжет.

Первая из них, находящаяся теперь в Лувре, бы­ла написана да Винчи в восемнадцатилетнем возрасте (1470 год) и может считаться его первым крупным про­изведением. Для того, чтобы оценить картину не с со­временной, а с исторической точки зрения, необходимо сравнить эту юношескую работу с лучшими произведе­ниями на ту же тему, вышедшими из рук художников первой половины пятнадцатого столетия. Стоит посмо­треть, например, сначала на картину талантливого Филиппо Липли, все еще не сумевшего освободиться от рутины, требовавшей чисто условного изображения еван­гельских эпизодов. У Филиппо Липли мы видим тра­диционную богато убранную комнату, Святая Дева стоит в полумонашеском облачении и застывшей позе. Это хорошая икона, но еще не художественное произведение.

Леонардо да Винчи в своей первой картине «Благовещение» уже старается, по возможности, обойтись без всякого символизма и заменяет сухую аллегорию дви­жением и жизнью. Мы не видим ни херувимов, витающих под потолком на картинах многих прежних худож­ников, ни Святого Духа в виде голубя, ни неизвестно откуда появившихся в комнате облаков. Со смелостью, свойственной юному гению, Леонардо впервые решает перенести место действия на свежий воздух, под открытое небо, что дает ему возможность обставить действие прекрасным пейзажем. Святая Дева изображена реально, с сохранением еврейского типа. Преклонив колени, бла­гоговейно скрестив руки на груди, опустив глаза, она слушает ангела, который с радостной и немножко лу­кавой улыбкой сообщает ей Благую Весть. Только крылья ангела и два поднятые пальца согла­суются вполне с традицией итальянских иконописцев. Но чудный дерн, но цветущие лилии, веселый пейзаж; живописные группы дерев, река, окаймленная холмами,- все эти подробности, дополняющие впечатление, при­надлежат счастливому воображению художника.

На этом, однако, не остановился Леонардо. Два года спустя он берется за тот же сюжет (1472 год) и подго­тавливается к работе, рисуя новые эскизы головок Ма­донны и ангела; дивная голова Мадонны из этого пери­ода хранится во Флоренции. Трудно сказать, чему здесь более следует удивляться,-правильности ли черт лица прекрасного североитальянского типа, или роскошным кудрям, небрежно, но грациозно падающим на плечи и прикрывающим виски, или, наконец, чувствуемой ду­шевной красоте наивной Девы Марии, едва осмеливаю­щейся смотреть из-под полуопущенных век. Чрезвычайно добросовестна и тщательна отделка подробностей, не исключая красивого головного убора с жемчужной диаде­мой во флорентийском вкусе. Леонардо было в то время двадцать лет, и кто знает, какая дева вдохновила его артистическую душу?

Окончательным плодом этого вдохновения была вто­рая картина «Благовещение», хранящаяся во Флоренции. По сравнению с первой здесь- новый шаг вперед. Ангел уже не улыбается лукаво, он стал серьезен и задумчив, недаром сам Леонардо состарился на два года. Зато Святая Дева значительно помолодела. Это уже не еврей­ская женщина лет двадцати, как на первой картине, а совершенно еще юная флорентийская красавица. Ра­достно-удивленно слушает она серьезные, почти непо­нятные ей слова ангела. Невольным движением руки отстраняет она Благую Весть, которая ее столько же радует, сколько и пугает. Пейзажная рамка почти та же, что и в первой картине: тот же душистый дерн и отдаленные кипарисы, ещё дальше - вода и скалы. Стена дома, близ которого происходит действие, отделана тщательнее и с еще большим, чем прежде, знанием пер­спективы, а столик, на котором лежала книга,- ангел застал Деву во время чтения,-простой и безыскусст­венный на первой картине, превратился на этот раз в чудо художественной отделки. С такой же любовью написаны малейшие складки платья Девы, превосходно обрисовывающего ее грациозную фигуру и девический стан.


Самый знаменитый итальянец эпохи Возрождения Леонардо да Винчи прославился как художник, изобретатель, музыкант и ученый. Но мало кто знает, что он ещё и организовывал свадьбы, настолько же яркие, как вся жизнь и деятельность этого человека.



Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи родился в 1452 году. В то время, как другие одаренные люди тех лет проводили время за войнами или в борьбе за власть, да Винчи проектировал машины, которые опережали свое время на несколько веков.

Поэтому неудивительно, что достижения в живописи и изобретениях да Винчи затмили его известность свадебного планировщика. Он был устроителем торжеств пять лет и в это, как и все остальное, что он делал, вложил свой ум и смелость.



Молодой Леонардо да Винчи помогал своему отчиму-кондитеру делать марципаны. В возрасте 20 лет он стал учеником в ресторане под названием «Три улитки», а уже через год был поставлен во главу кухни. Да Винчи полностью изменил меню, но посетители не оценили нововведений и Леонардо выгнали с работы.

В это время да Винчи проявил большой интерес к столовому этикету. Некоторые историки даже приписывают ему изобретение салфетки.



Но все же очевидно, что да Винчи был предназначен для более важных вещей. И он стал организатором свадеб. Не обращая внимания на свои уникальные навыки в науке, математике и анатомии человека, не говоря уже о талантах в живописи и скульптуре, он занял должность Мастера праздников и банкетов.

В 1489 году да Винчи организовал свадьбу герцога Джованни Галеаццо с Изабеллой Арагона. Церемония включала декорации с небом и вращающимися планетами. По мере того, как жених и невеста проходили мимо, каждая планета по очереди раскрывалась, представляя внутри человека, одетого божеством. Один за другим, эти «боги» читали молодоженам любовную поэму.



Для свадьбы герцога Милана в 1491 году Леонардо да Винчи разработал меню, развлечения и украшения и костюмы для приглашенных гостей. Особенно необычной была планировка столовой. Все празднующие садились за один стол только с одной стороны. Эта идея позже была использована для картины «Тайная вечеря».

Не все торжества проходили гладко. Лодовико Сфорца тоже хотел сделать что-то из ряда вон выходящее на свадьбу с принцессой Беатрис д"Эсте. Да Винчи из торта и поленты создал полностью съедобный многометровый алтарь. Буквально накануне свадьбы табуны изумленных крыс напали на вкуснятину и все уничтожили. Этого да Винчи не учел. Свадьба была отложена, пока не испекли новый алтарь.



Со временем планирование свадеб отошло в сторону, и гений да Винчи переключился на работы по проектированию военного оружия и разработку военной стратегии для итальянских тиранов. Он изобрел подводную лодку, автомобиль, парашют, гигантский арбалет и прообраз современного танка.

Кроме проведения свадеб, живописи и механики, Леонардо да Винчи прославился изучением тела человека, оставив .