Конспект экскурсии в мини-музей «Мордовская изба. Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы. Мордовское подворье. Экскурсия

Галина Трофимова

Программное содержание: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа; воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное.

Предварительная работа.

Рассматривание мордовских национальных костюмов.

Рассматривание книг – альбомов и презентаций: «Мой край», «Стихи и песни Мордовии», «Здравствуй, Мордовия!».

Беседы и рассматривание картин о быте мордвы.

НОД по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.

Отгадывание загадок.

Заучивание пословиц, потешек, закличек.

Слушание национальной мордовской музыки.

Проведение мордовских подвижных игр.

Оборудование:

Экспонаты в мини-музее «Мордовская изба», альбомные листы 15*15 на каждого ребенка, цветные карандаши. Фонограмма с мордовскими песнями.

Ход экскурсии.

В: Ребята сегодня мы с вами посетим музей мордовской избы, который находится в нашем саду. Но перед тем как идти туда давайте вспомним правила поведения в музее:

1. Предметы, находящиеся в музее старинные и называются экспонатами. Их нельзя трогать, можно только рассматривать.

2. В музее нужно смотреть, слушать и отвечать на вопросы, но ни в коем не озоровать, не толкаться и не кричать.

Дети с воспитателем заходят в избу.

В: Давным-давно мордва строили себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах.

Что первое вы увидели, когда зашли сюда? (ответы детей)

Конечно печку, потому что она занимает очень много места. Скажите, для чего нужно была печь в избе? (Ответы детей)

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница».

Посмотрите, как вы думаете, что стоит рядом с печкой в углу? (В углу стоят кочерга, ухват, чугунок)

Воспитатель задает загадки:

1. Железный конь

Скачет в огонь. (кочерга)

2. В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке (чугунок)

3. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.

В: Что еще необычного вы видите в избе? (Ответы детей) Правильно. Большой стол. В старину мордовские семьи были большие. В каждой избе жили мама, папа и много детей. За обедом большая мордовская семья размещалась за большим столом на лавках.

Обратите внимание, в избе нет кроватей. Так как места всем в избе не хватало, ночью все члены семьи спали на лавках, на печке. Маленьких детей укладывали спать вот в такой зыбке. Она прибита к потолку, чтобы мама могла качать ее, когда маленький ребенок плачет.

В: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами все от мала до велика резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели мордовские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Мордовская подвижная игра «Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

В: Поиграли, а теперь продолжим осмотр мордовской избы. Вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

Правильно на прялке пряли пряжу. Вот так клали шерсть. И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено).

В: Посмотрите на мордовскую национальную одежду. Ткань для одежды ткали вручную, затем женщины, сидя долгими вечерами за лучиной вышивали ее красивыми мордовскими узорами. Давайте вспомним, какие основные цвета у мордовской вышивки и какие элементы мордовского орнамента вам знакомы (ответы детей) Молодцы.

В. Я предлагаю разместиться за большим столом и разукрасить вот эти салфетки мордовскими узорами.

Дети проходят за стол и приступают к выполнению задания.

Итог занятия:

В: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Мордовская изба».

Вам понравилось? (Ответ детей).

Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Публикации по теме:

«Был великий День Победы много лет тому назад. День Победы помнят деды, знает каждый из внучат.» МКОУ Касьяновская СОШ Детский сад.

Целью нашей экскурсии является:Вызвать у детей желание узнать о прошлом наших предков. Воспитание духовно -патриотических чувств. Сегодня.

Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Цель: познакомить детей с историей русского народа: с бытом,.

Конспект экскурсии в мини-музей «Народные промыслы» Цель: Знакомство детей с народными промыслами: Дымковской игрушкой, Гжелью, Городецкой росписью, Золотой Хохломой, Русской матрешкой. Задачи:.

Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» (подготовительная группа) Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» Подготовительная группа, Логвинова О. А задачи: Образовательные: познакомить детей с историей.

В каждом приличном городе должно быть место, в котором можно посмотреть на быт местных народностей и поесть национальной кухни. В одном из недавних постов я показывала такой . А теперь покажу наш, саранский. В один из летних дней мне все-таки удалось попасть на экскурсию в этнографическом комплексе "Мордовское подворье". Три раза пыталась я) И вот смогла!
Предлагаю посмотреть, что же там внутри.

Сначала зрелища, а потом уже хлеб! Поэтому идем в музей.
Чтоб вам было проще попасть внутрь , я просто сфотографировала раскладушку со всей информацией:)

Сразу стоит отметить, что это не совсем аутентичные предметы быта. Это скорее стилизованное, но максимально приближенное к реальности. Скажем так, это "лубок" для туристов города:) Но все равно красиво.

Экскурсия начинается с избы. Достаточно просторная, хочется сказать. Не совсем отражает историческую правду, т.к. мордва изначально жила в землянках. Потом переселилась в избы с парой окон и очагом в середине избы. Этот дом скорее отражает обычную деревенскую современную избу, максимум - столетней давности.

Первым делом проходим в кухню, или как она называется в моей деревне в Дубенском районе - "заднюю" избу. В ней обычно размещается печь, место для приготовления еды, кухонная утварь и обеденный стол.
Над обеденным столом обязательно висит икона в рушниках.

А вот и печь. В то время, когда еще не было умывальников, вместо них служили обычные ведра. Конечно же, рушники с национальной вышивкой. У моей бабушки в деревне очень похожий узор на рушнике, кстати:)
Кухонная утварь на фото справа - ухваты, деревянные ломаты, чтобы "садить" в печь хлеб, коромысло, кочерги. Вообще здесь вся утварь вперемешку, без деления по эпохам. Даже примус затесался:)

Вот рыжая глиняная посуда мне знакома по бабушкиному дому. Черную первый раз вижу.

В Подлесной Тавле у нас развито ремесло резьбы по дереву. Эту скульптуру выполнена там, если нам сказали правду. Ветеце обозначает "пятый":)

А вот "норов" в переводе обозначает "земля". Кстати, в углу правого снимка вы видите зубчатую доску - стиральную машинку прошлого:)

В Мордовии, как и в других регионах страны, было принято собирать целебные или пряные травы и сушили их у печи.

В этой избе "задняя" изба и "передняя" разделены коридором. В нашей деревне коридор обычно проходит сбоку .

Передняя изба. Обычно здесь находились спальные места членов семьи, комоды/шкафы с вещами и сакральные семейные ценности вроде фотографий. В музее в передней избе представлены национальные костюмы. Это, конечно, костюмы праздничные. На вешалке висят пулай - пояс с монетками и вышивкой, обычно украшаемый бахромой. Он был обязательным элементом одежды, также как и головной убор. И нижняя рубашка, обязательно с вышивкой. По крою и вышивке можно было определить к какой этнической группе относилась женщина, ее носившая. Обязательным элементом был и передник.

Полотенца и подушки тоже украшались вышивкой. Одеяло на кровати лоскутное, но я не уверена на 100%, что так было в действительности.

Прялки. В детстве я даже пыталась учиться прясть:) Кстати, коврик на лавочке вязался из тонких полосок ткани. Таким же способом производились и половики.

Интересной особенностью у мордвы является оформление коллажей фотографий. Я так пишу потому, что больше нигде не видела подобного. Бралась большая деревянная рама и в нее в произвольном порядке вставлялись фотографии различного формата. На фото в музее изображены мордовки в национальной одежде. Говорят, что часть из этих фото - подлинники, подаренные музею.

Избу осмотрели, теперь отправляемся осматривать хозяйство. Первым делом - амбар. Вот он, справа.

Во всех амбарах страны. Сусеки:)


Здесь все знакомо каждому - ведерки (хотя лично я такие в мордовской деревне не встречала), гири для весов и рамки для меда. Слева возле гирек можно заметить кусочек интересного девайса. Это терка для картошки. На ней натирали картошку, отжимали сок и производили крахмал. А из крахмала делалась лапша, которую, в свою очередь, использовали в мордовском блюде "лапшевник".

Знаете, что это? Маслобойка или "пахталка". В ней пахтают масло. Я в свое время участвовала в процессе. Потом свежие хлопья масла вылавливают, слипают в комочки, отжимают пахту и бросают в ледяную воду, чтоб застыло. Какую-то часть этого масла используют как обычно - намазывают на хлеб или блины, а большую часть топят в печи, получая топленое масло. Оно ярко-желтого цвета и немного крупинчатой структуры, с ореховым запахом. Меня тут некоторые пытались удивить индийским маслом топленым. Ну что с москвичей возьмешь, им все в диковинку. Ну а мы, дети Поволжья, знаем, что топленое масло это вам никакое не индийское изобретение:) Хотя точно не уверена, что мордва не переняла это от русских.

Перемещаемся во двор, или по-мордовски "кардаз". Дворы бывают как под одной крышей с домом, так и отдельно стоящие. В музее перед сараем находится стилизованный загон для птицы и крупного и мелкого рогатого скота.

Внутри все обычно - ясли для сена или соломы. И макеты животных:) В частности, в Мордовии многие держат овец и баранов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№16 «Солнышко» компенсирующего вида

Щёлковского муниципального района МО

Сценарий

экскурсии в мини-музей

«Русская изба»

(по изодеятельности)

с детьми подготовительной к школе группы

с общим недоразвитием речи.

Составил и провёл:

Степанькова Г.Г.

воспитатель МБДОУ №16

10.03.2015г.

Конспект: «Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; « Познавательное развитие»

Цель: Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская, богородская игрушка, павлово-посадский платок) и с их характерными особенностями.

Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Инициировать декоративное оформление фигур из бумаги – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.

Развивающие :

Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре.

Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Прививать интерес к посещению музея.

Словарная работа : народные промыслы, прикладное искусство, элементы росписи.

Предварительная работа: знакомство с экспонатами музея, заучивание стихотворений; беседы с детьми о народном прикладном искусстве;

лепка игрушек, расписывание силуэтов; рассматривание иллюстраций с узорами декоративной росписи; повторение правил поведения в музее.

Предполагаемый результат:

1. Расширится кругозор, воображение, художественный вкус, творческие способности.

2. Дети познакомятся со старинными и современными изделиями народных мастеров.

3. Словарный запас обогатится названиями городов и сел – родиной народных промыслов.

Материалы и оборудование: предметы хохломской, гжельской, дымковской росписи и другие предметы народно-прикладного искусства, наглядно – иллюстрационный материал элементов дымковской росписи, вырезанные из бумаги фигуры по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, аудиозапись « Русские напевы».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на экскурсию по нашему музею. Мы вспомним и заново полюбуемся теми предметами народных промыслов, которые собраны в нашем музее, и познакомимся с новыми. Очень много прекрасных вещей создавали русские мастера. Их и вещами то назвать нельзя. Это настоящие произведения искусства!

Рассмотрим эти с вами предметы старины

Поведают они нам секреты красоты,

Введут нас в мир России,

Приданий и добра.

Расскажут о народных

Чудо - мастерах!

Воспитатель: Сегодня у нас гости, а гостям мы всегда рады. Я их приглашаю присоединиться к нашей экскурсии посмотреть и послушать о наших экспонатах, а вы мне в этом поможете.

-Ну, ребята, подходите –

На игрушки поглядите.

(дети подходят к выставке дымковских игрушек, их встречает дымковский индюк)

А вот и наш первый гость. Что вы можете рассказать ему об этих игрушках.

(дети рассказывают о дымковской игрушке)

Воспитатель: Ребята, раньше игрушки расписывали сухими красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Да и красок было не так много, а сейчас какие цвета используют мастера для росписи игрушек? (ответы детей)

Индюк : Молодцы ребята! Как много вы знаете о Дымковской игрушке.

А я игрушка знатная,

Складная, да ладная.

Я повсюду славлюсь,

Может вам понравлюсь.

Воспитатель: Вы догадались, что это за игрушка? (ответы детей, индюк распускает хвост)

Воспитатель:

Да! Это дымковский индюк!

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите: пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок;

А высокий гребешок,

Красной краскою горя, –

Как корона у царя!

Оперенье индюка от раза к разу изготавливалось все более мастерски, именно поэтому фигурка перестала быть пригодной для игры. Отныне она начала занимать почетные места на комодах и украшать любую другую мебель. Дымковская игрушка делается вручную и раскрашивается каждый раз по- новому, поэтому нет двух одинаковых фигурок, каждая является единственным экземпляром, каждая дымка уникальна, каждую игрушку согревают своими руками мастерица.

Индюк: Я хочу подарить для вашего музея игрушку на память!(ковровская барыня)

Воспитатель: Посмотрите какая красивая барыня. Как вы думаете, что это за игрушка?(ответы детей)На самом деле эта игрушка наша с вами землячка. Её сделали мастера из города Коврова, что на реке Клязьме. Она очень похожа на дымковскую, такая же яркая, расписная, но все же отличается. Посмотрите, у нее элементы росписи совсем другие……... Спасибо гость дорогой за твой подарок!

Вот наша следующая гостья.

Матрешка : Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока

А внутри секреты есть:

Может - три, а может шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская... . (матрешка ) (ответы детей)

Матрешка : Молодцы ребята!Вы меня узнали, а если вы еще скажете откуда я родом.(ответы детей)

Сергиев Посад святой –

для матрешки дом родной!

Куклы более ста лет

радуют весь белый свет!

Воспитатель : Посмотрите сколько матрешек собрано у нас в музее. Они все такие разные. В каких уголках России только не делают эту игрушку. Матрешка считается исконно русским сувениром, который стараются привезти из России иностранные гости.

Но вы знаете, прообразом русской матрешки стала фигурка японского божка, которая, как и матрешка, раздвигалась, представляя собой, вместилище для более мелкой фигурки. Русские умельцы решили сделать свою игрушку. Мастер Звездочкин В.П. выточил первые фигурки кукол (трех- и шестиместных), которые вкладывались одна в другую. Эти матрёшки не сохранились. Поэтому первой матрёшкой считается восьмиместная кукла, изображающая крестьянскую девушку с петухом, вскоре окрещенной в народе распространенным в то время именем Матрешка (Матрена).Игрушка состояла из восьми фигур - девочек и мальчиков. Последняя изображала спеленутого младенца. Мастера неустанно соревновались друг с другом, увеличивая количество вкладываемых фигурок.В наши дни в фондах Исторического музея в Москве хранится и 100-местная матрешка. Она изготовлена в единственном экземпляре.

Ребята, а каких еще матрешек вы знаете? (ответы детей) А из чего их делают? (ответы детей)

Воспитатель: Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.

Матрешка: Какие молодцы! Вот вам подарок для вашего музея.(дарит матрешку)

Воспитатель: Спасибо Матрешка! Ребята, а какие еще изделия народных мастеров из дерева вы знаете?(ответы детей: (Городец, Хохлома, Богородская игрушка)

Правильно, Золотая Хохлома!

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь,

Полюбуйтесь, как старался мастер, чтобы порадовать нас своей работой. Красива, удобна деревянная посуда.

Ребята, вы знаете, если ешь щи или кашу такой ложкой, она рот не обжигает.

А почему ее называют - Золотая Хохлома? (ответы детей)

(Воспитатель подводит детей к выставке богородской игрушки)

А что это за волшебные игрушки, кто мне скажет?

(ответы детей)

Богородская игрушка –

деревянная зверушка.

Мишка, зайка, петушок –

полюбуйся-ка, дружок!

Мастера взялись за дело –

вырежут из липы белой

или мишку-кузнеца,

или в пляске удальца!

Да, это богородская игрушка. Почему она так называется? (ответы детей)

А село это находится в Московской области.

У этих игрушек есть хитрость, которую придумали богородские мастера, они умеют оживать. Возьмите их в руки, поиграйте с ними. (дети рассматривают игрушки)

Все игрушки делаются из липы, которая просушивается около четырех лет. Дерево мягкое и с ним легко работать.

Воспитатель: Проходите к следующей выставке (дети подходят к Гжели)

У нас еще одна гостья.

Гжель:

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась. Теперь

Известно всем в народе

Ее названье - (Гжель)

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, а как вы догадались, что это именно Гжель? (ответы детей)

Интересно, что еще в стародавние времена, когда гжельский промысел только зарождался, гжель была разноцветной. Посуда, фигурки людей и зверей расписывались яркими красками: зелеными, желтыми, красными. А в наши дни гжель известна своими синими и голубыми узорами, нарисованными на белом фоне. Ставшая традиционной бело-голубая гжель не является исконно русской – эти цвета русские мастера подсмотрели у голландцев.

Какими узорами любят гжельские мастера расписывать свою посуду? (ответы детей)

Гжель тоже наша с вами землячка она находится в Московской области.

Гжель : Молодцы, вот вам подарок для вашего музея.(Гжель дарит гжельскую кружку)

Воспитатель: Спасибо! Ой, а это что за красота такая?(накидывает на плечи платок) Кто мне скажет?

(ответ детей)

Разноцветные платки,

Набивные шали

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали.

Научились мастера

Павлова посада

Рисовать узор из трав

Леса, луга, сада.

Воспитатель: Павловский Посад - еще один город с берегов реки Клязьмы. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Их носили и простые люди, и знатные персоны. Раньше многие женщины носили яркие платки на голове, плечах, а иногда даже просто сложенным на руке, как украшение(демонстрация). Во многих богатых семьях было по сорок платков в распоряжении барышень. Именно платок был одним из самых желанных подарков. А еще, в Павлово-Посадском районе сегодня создают волшебство. Ведь именно здесь, в деревне Данилово существует фабрика елочных игрушек «Иней». Стеклянные елочные игрушки - настоящее чудо. Ведь каждый такой шарик, шишка, фигурка создаются вручную. А значит, они уникальны и неповторимы. Завод проводит экскурсии для детей и взрослых, так что каждый имеет возможность увидеть весь процесс создания игрушек собственными глазами.

Вот какими замечательными изделиями народных мастеров богато наше любимое Подмосковье! Ребята, вам понравилась наша экскурсия? А сколько еще интересного я могу вам рассказать и про филимоновскую игрушку, и про Золотую Хохлому, и про расписные жостовские подносы! И мы с вами неприменно встретимся в другой раз в нашей Русской избе и продолжим знакомство с народными мастерами и их чудесными изделиями.

А сейчас, я предлагаю вам представить себя народными мастерами и расписать эскиз будущей дымковской игрушки. Проходите в зал,выбирайте рабочее место. Но прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

О левой и правой руке

Посмотри-ка, две руки:

Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть -

И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)

С руками я всегда дружу –

И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)

(дети вместе с родителями расписывают силуэты дымковских игрушек)

Воспитатель: Замечательные игрушки у вас получились.

В заключении я хочу сказать одно, что народное творчество не уходит в прошлое пока оно кому то интересно, что каждому поколению чем-то оно нравится. А значит, что народное искусство будет жить ещё много лет, а народные умельцы будут прославлять свою страну.

Список использованной литературы:


Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.

Ермолаева Н.В.Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно- прикладное искусство. Парциальная программа. – СПб. ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011г.

Экскурсия в школьный мини-музей «Русская изба» с элементами театрализованного представления.

Цель:

Познакомить детей с элементами быта русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

    познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, кухонные принадлежности и т.д.);

    обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами;

    воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

    воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Методы и приёмы:

    вопросно-ответный метод;

    использование загадок, пословиц;

    опросно-ответная беседа;

    использование музейных предметов.

Оборудование: интерьер«Русской избы», оснащённый предметами русского быта (печь, стол, лавка, половички, сундук, божница и др.), запись русской народной мелодии в исполнении балалайки, русские народные костюмы для ведущих Ангелины и Насти.

Ведущий: Здравствуйте, ребята.Сегодня вы пришли в гости в школьный музей.

-Кто из вас раньше был в музее? Какие предметы вы там видели?

Что такое музей?

Музей – это место, где изучаются и хранятся необычные вещи, которыми люди пользовались много лет назад. В нашем школьном музее тоже много старинных вещей. Сегодня мы пойдем в гости в настоящую русскую избу. Там мы увидим много интересного. Узнаем, как жили наши с вами далекие предки. Прежде чем мы отправимся в избу, давайте вспомним, что мы уже знаем о предметах старинного русского быта. Какой посудой и приспособлениями пользовались наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки. Давайте посмотрим на экран…

(показ презентации на тему «Предметы старинного русского быта, их назначение).

1 слайд: Как называется этот предмет (картинка «самовар» )? Для чего использовался самовар? (картинка «чашка», звук воды) . С этим продуктом русские люди любили пить чай? Назовите его (картинка «баранки (сушки)»). Русские люди очень любили пить чай из самовара (картинка «семья за столом»). За столом собиралась вся семья. Поэтому самовар считается символом русского гостеприимства. Интересно, что самовар появился после того, как в Россию из Азии был завезен чай. Еще некоторое время чай считался лекарственным напитком. Повседневным напитком на русском столе считался сбитень, когда в горячую воду добавляли мед и пряности. Позже чай почти полностью вытеснил сбитень и стал основным напитком на столах в русских семьях.

2 слайд : А в этой посуде варили еду, его ставили в жаркую печку. Как называется этот предмет (картинка «чугунок»). Посмотрите и скажите: что варили в чугунке? (картинка «суп» ). Кто из вас любит кушать суп? А еще варили…? (картинка «каша» ). Чугунок был сделан из очень прочного металла - чугуна (картинка «чугунок ставят в печь на огонь») . Он мог выдержать любой огонь. Хозяйка ставила чугунок в печь и вынимала оттуда с помощью – ухвата. Это «рогатое» приспособление хорошо поддерживало чугунок.

3 слайд : У русских людей было много одежды. Чем же они ее гладили? Как называется этот предмет? (картинка «утюг» ). Зачем у старинного утюга открывалась крышка? Что закладывали внутрь, чтобы утюг был горячий? (картинка «раскаленные угли»). От горячих углей утюг нагревался, а затем хозяйка горячим утюгом гладила одежду. Вот так. (картинка «утюг гладит рубашку»). Кто из вас умеет гладить? Интересно, что утюг появился еще в тот период, когда одежда людей состояла только из шкур животных. Гладить старинным утюгом было сложно, так как вес некоторых из них доходил до 10 кг. Небезопасно было и то, что во время глажения из жаровни вылетали мелкие угольки и искры и прожигали одежду. Для мелких деталей одежды и тонких тканей использовали маленькие утюжки, размером с полладони.

4 слайд : Был в русской избе предмет, в котором хранили одежду. Скажите, как он назывался?(картинка «сундук»). Сейчас мы будем складывать в него вещи, а вы их мне называйте (картинки «сарафан», «кокошник», «платок»). В сундуках хранилось добро. Поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.

5 слайд :Известно, что хозяюшки в избе умели изготавливать тонкие нити из растений или шерсти животных. Из этих нитей они затем ткали или вязали одежду. Как называлась эта тонкая палочка, на которую девушка накручивала нить? (картинка «веретено»). А эта плоская дощечка, на которой укреплялась пряжа? (картинка «прялка» ). Посмотрите, как ловко крутилось веретено в руках у девушки (картинка «вертящееся веретено»).

Русские девушки учились прясть с 5-6 лет. Всю осень и зиму вплоть до Масленицы они свое свободное от других домашних дел время посвящали прядению. Чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной, нужна была ловкость и терпение. С прялками девушки ходили на посиделки. Работа чередовалась пением, играми и плясками.

6 слайд : А для чего служили эти два предмета и как они называются? (картинка «свеча, лампа»). Когда вечером в избушке зажигали свечку или лампу, в ней становилось уютно. Вот так (картинка «русская изба вечером»)

Ребята, я вижу, вы уже многое знаете о русской избе. А сейчас мы с вами идем туда в гости и посмотрим, кто в ней живет (ведущий и дети подходят к избе) . Давайте постучим… (навстречу гостям выходят две девушки в русских народных костюмах).

Настя : - Здравствуйте, гости дорогие! (поклон) Я рада видеть вас в нашей русской избе. Меня зовут Настенька. А это моя подружка Ангелина. А еще в нашей избушке живет дедушка Кузьма и кот Василий (показывает на куклы «Дед Кузьма», «Кот Василий»).

Ангелина : - Ребята, а в каком классе вы учитесь? Вам нравится учиться?

Настя : - Сегодня мы с вами побываем в настоящей русской избе. Я покажу вам, как в старину жили русские люди. Ребята, будьте внимательны, я буду давать вам задания.

Ангелина : За правильные ответы мы вас будем награждать «смайликами».

(карточки «смайлик в кокошнике» (для девочек), «смайлик в русских сапогах» (для мальчиков) ).

Настя : - Ребята, а вы знаете русские пословицы?Я сейчас буду говорить вам начало русской пословицы, а вы ее продолжите.

1. Поспешишь: (людей насмешишь).

2. Как аукнется: (так и откликнется).

3. Семь раз отмерь: (один раз отрежь).

4. Делу - время: (потехе - час).

5. Без труда: (не вытащишь рыбку из пруда)

6. Трудно в учении: (легко в бою).

7. В здоровом теле: (здоровый дух).

8. Не имей сто рублей: (а имей сто друзей).

Ангелина: - Ребята, посмотрите, какие крепкие стены в нашей избушке. Не верите? Проверьте сами! (Дети подходят, трогают стены руками ).

Настя: - А из чего делали стены в русской избе? Как называется это дерево? (показывает картинки «ель», «сосна», «лиственница»).

Ангелина: - А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом!

Настя: - Повторяйте за нами! (дети повторяют за ведущими слова и движения под звук балалайки).

Рубим деревья, тук-тук-тук,

Очищаем бревна от коры, вжик-вжик-вжик,

Укладываем бревна в сруб, раз-два-три,

Прорубаем окна, раз-два-три,

Строим крышу, раз-два-три,

Моем в доме полы, шух-шух-шух,

Пускаем в дом петуха, ку-ка-ре-ку,

И кричим «С новосельем!»

Настя: - А сейчас еще раз и побыстрее!

Геля : - Вы все были молодцы и построили отличный дом!

(Слышится стук в окно).

Настя : - Ой! Кто это стучит к нам в окошко? Может, это нечистая сила? Ребята, вы боитесь нечистой силы?

Ангелина: - Какие вы смелые. А вот русские люди боялись нечистой силы. Кого раньше считали нечистой силой? (показывает картинки «Леший», «Баба-Яга», «Кикимора»).

Настя :- Чтобы защитить себя от напастей, наши предки изготавливали «обереги» - предметы, которые защищали их жилье от бед и несчастий. Пойдемте посмотрим какие. (дети проходят к экрану )

1 слайд: Окна в русской избе украшали наличниками. Вот такими. (картинка «наличник» ). Это были деревянные дощечки, на которых вырезали е фигурки птиц и зверей, растительные орнамент и другие символы. Считалось, что они оберегают дом от разных бед. Назовите, кого вы видите на этих наличниках?(картинки «фрагменты наличников»).

Ангелина : 2 слайд: Считалось, что этот предмет также оберегал русское жилище от бед, а также приносил счастье в дом. Что это? (картинка «подкова» ). Подкову вешали над дверью (картинка «подкова над дверью» ), чтобы нечистая сила не могла зайти в дом.

Настя: 3 слайд: А если ей удалось туда проникнуть, там ее ждали вот такие вещицы. (картинка «куклы-обереги (пеленашка, зерновушка, кормилица)» ). Ребята, что это? Это куклы-берегини древних славян. Их называли «мотанки». Русские девушки делали их из кусочков ткани без ножниц и иголок. У каждой куклы было свое назначение. Как вы думаете, какая из этих куколок отводила беду от маленьких детей. Ее называли «пеленашка». Какая из них приносила урожай и богатство в дом? Эту куклу называли «зерновушка». Третья кукла заботилась о том, чтобы в доме был достаток и благополучие. Как бы вы ее назвали? («кормилица»).

4 слайд: (звук – скрип дверей).

Ангелина: Ребята, вы слышите шум? Кто-то завелся в нашей избушке. Кто бы это мог быть? Кто знает, как зовут это существо?(картинка «домовой») Верно. Это домовой. Он считался хозяином и защитником в доме. Обычно домовой сидел за печкой (картинка «домовой прячется за печку»). Домочадцы следили, чтобы «хозяин» был сытый и довольный и хорошо охранял дом. Ему за печку ставили кашу (картинка «чугунок с кашей») и приговаривали:« Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги - наш дом береги!».

Настя: В нашей избушке тоже есть домовой. Пойдемте найдем его и накормим кашей.(дети проходят в избушку, ищут домового, находят.)

Давайте накормим домового, чтобы он стал добрым и хорошо охранял дом. Нужно поставить перед ним чугунок с кашей и блюдо с пирогами и сказать: « Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги - наш дом береги!» (Дети по желанию «кормят» домового ).

Ангелина: Ну что ж, наш домовой сытый и довольный.Теперь у нас в избе все будет хорошо. Ребята, вы запомнили, как называется этот предмет посуды, в котором готовили еду (показывает на чугунок ). Сосчитайте, сколько чугунков в нашей избе? А где стояли чугунки, когда в них готовилась пища? Правильно, в русской печке. Русская находилась в центре избы. Она была большой и долго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки было тепло и уютно. Ее можно по праву считать гордостью русского народа. В печи готовили еду. Самое жаркое место в печи, где готовилась пища, называлось «горнило». Также на печи сушили грибы и ягоды. Тепло от русской печи хорошо лечило разные хвори. Поэтому на ней любили спать старики и дети. Наш дедушка Кузьма тоже любит спать на печке. Посмотрите, как он устраивается на лежанке. (Ангелина укладывает Кузьму на печь ). Не зря в старину говорили: «Печка кормит, печка греет, печка мать родная».

Ангелина: А еще печь часто упоминается в сказках. Персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, помните? Как называются эти русские народные сказки? (картинки со сказками «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Лисичка со скалочкой» ).

Вижу, притомились вы, ребята. Садитесь сюда, на лавочку. А я вам расскажу про «красный угол». Это был главный угол крестьянского дома. Здесь висела особая полочка с иконами – божница. Божницу украшали вышитыми полотенцами - «рушниками». Гость, входивший в избу, обязательно снимал шапку, крестился на иконы, кланялся (показывает обряд ) и только потом здоровался с хозяевами. В красном углу стоял обеденный стол. Хозяева дома усаживали за него только самых почетных гостей. Ну а сейчас мы вам загадки загадаем. Все ответы к загадкам находятся в нашей избе.

Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (Стол)

В избе - изба, на избе - труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар )

Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Таять может, а не лед.

Не фонарь, а свет дает. (Свечка)

Гладит все, чего касается.

А дотронешься – кусается. (Утюг )

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею.(Веретено)

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Лампа )

Книзу узок, верх широк.

Не кастрюля …. (Чугунок)

Стригли, щипали,

А после чесали.

Чисто, пушисто

К доске привязали. (Прялка)

Настя: Ну что же, гости дорогие, вы сегодня были молодцы: задания наши выполнили, загадки отгадали, пословицы рассказали. Понравилось вам в нашей избе?

Ангелина: Мы надеемся, что вы еще к нам еще в гости придете! Ну а пока, до свиданья! (Поклон. )

Ведущий : Ну что же ребята. Вот и закончилась наша экскурсия. Старое уходит, но его важно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас! Всех гостей, которые к нам приходят, мы просим приносить в наш музей старинные вещи, которые мы потом сможем показывать другим гостям. Мы будем рады, если вы принесете в нашу избушку новые экспонаты. (Ведущий раздает гостям «памятку – просьбу о сборе старинных вещей для школьного музея» ). До свиданья, до скорых встреч.

Использованная литература:

    Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа: обряды, обычаи, занятия, фольклор.- СПб.: «Паритет», 2004.

    История русской печи, 2011, адрес доступа http//pechky.ru/novosti/istoriya ruskoi pechi/

    Славянские обереги, адрес доступа http://lavkaoberegov.ru/

    Семенова М., Быт и верования древних славян, -СПб.: «Азбука», 2000.

ЧАХАЛЯН ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА Музыкальный руководитель высшей категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ МУЗЕЙ

«РУССКАЯ ИЗБА"
Экскурсоводы дети от 6-7 лет (экскурсию проводит один ребенок или текст можно разделить на несколько детей) Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Это комната русской избы, она еще называется –
изба.
Такая раньше была у наших прабабушек в деревне. Центральное место в доме занимала
печь
, её топили дровами и чтоб они хорошо горели их помешивали вот такой
кочергой
.
Печь обогревала дом и в ней готовили еду в
чугунных горшках
. Горшок ставили в печь, а из неё доставали
ухватом
, чтоб хозяйка не обожгла свои руки. Главной едой была каша. Есть русская пословица; "Щи да каша - еда наша. Еду ели деревянными ложками. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.

Стол
– одна из основных частей избы. Его делали большим, чтобы за ним сразу могла разместиться вся семья на деревянных лавках. На столе стоял большой
самовар
и вся крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Рядом с лавками стояли сундуки и в них хранили не только вещи, но и все ценности. «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой - пряжу отдает?» (
прялка
Зимними долгими вечерами хозяйки на ней пряли нитки, а из ниток вязали половики, ткали полотно, шили одежду, а из лоскутков собирали покрывала на кровать. Гладили белье деревянным утюгом, который называется -рубель. Возле прялки всегда стояла детская колыбель - маленькая кроватка для грудных детей. Первой колыбелью ребенка была люлька или ещё её называли зыбка. Люльку подвешивали к потолку. Положит мама ребенка в люльку, качнет, а сама в это время прядет пряжу и напевает колыбельные песенки. Воды в доме не было и женщины с коромыслом ходили по воду к колодцу. Стирали белье в деревянном корыте, на такой вот стиральной доске. Живы традиции на Руси, какого б не было пути, От старины нельзя нам отступать, традиции России, нам надо соблюдать! Все эти предметы собраны родителями воспитанников и сотрудниками детского сада.
Прощайте, гости дорогие! (поклон)