Лабиринты без минотавра. Минотавр — чудовище из критского лабиринта

Лабиринт Минотавра на Крите – мировая археологическая достопримечательность. Каждый год популярный архитектурный памятник, расположенный на сказочно красивом греческом острове, манит к себе нескончаемый поток туристов со всех уголков мира.

Древнегреческая легенда о Минотавре словно оживает перед глазами для тех, кто хоть однажды побывал в многочисленных коридорах знаменитого лабиринта. Позволяет абсолютно всем с наслаждением окунуться в мифическое прошлое и прикоснуться к великой древней истории.

Вконтакте

Миф о лабиринте Минотавра

Чтобы раскрыть тайну и узнать, кто построил лабиринт для Минотавра и с какой целью, нужно рассказать о самом мифе.

Греческая достопримечательность повествует о правлении царя Миноса на острове Крит в тот период, когда необходимо было преподнести богу Посейдону священное животное — быка, в качестве жертвоприношения. Минос не захотел отдавать красивого белого быка, оставив его себе, а принес в жертву обычного быка, тем самым сильно разгневал бога. В ответ на это непослушание Посейдон придумал изощренное наказание и околдовал жену царя Пасифаю, внушив ей безумную страсть к священному белому быку. Под воздействием чар царица совершила акт прелюбодеяния с быком в изготовленной архитектором Дедалом деревянной корове, обтянутой шкурой. В последствии родила полубыка со специфическим строением, с человеческим телом и бычьей головой, которого назвали Минотавром.

Отвратительное совокупление породило страшное и свирепое чудовище. По приказу царя, чтобы скрыть позор жены, Дедалом был построен Кносский лабиринт, представляющий длинные запутанные коридоры подземелья, из стен которых невозможно было выйти. Минотавра поместили в подземный лабиринт, где он одновременно являлся заложником и охранником огромной постройки. Ходили поверья, что любому попавшему туда человеку обречено было заблудиться и остаться там навеки.

Для того чтобы прокормить Минотавра, ежегодно привозили преступников, а 7 юношей и 7 девушек поставляли каждые 7 лет. Количество «семь» с давних времен относится к магическому числу, и только таким образом можно было задобрить чудовище. Всем обреченным выкалывали глаза и запускали в лабиринт, где они бродили, не находя выхода, или были заживо съедены настигшим их чудовищем. Провинившихся перед правителем Крита за смерть сына Андрогея доставляли из Афин, правители которых не хотели войны, и подчиняясь, каждый год отправляли корабль под черным парусом.

А кто же победил Минотавра в лабиринте? Героический освободитель Тесей – сын афинского царя Эгея появился в Афинах в то время, когда собирались третий раз отправлять ужасную дань царю Миносу. Он отправился на остров в качестве одного из обреченных юношей. Его целью было погубить кровожадного человека-людоеда. Юноша был решительно настроен покончить с традицией жертвоприношения, тем самым освободить людей от постоянного страха. Поклялся покончить с чудовищем, а белый парус на корабле по его возвращении будет тому свидетельством.

Тесей убил мечом в грудь спящего Минотавра в его логове. Википедия повествует о том, что выйти из лабиринта победителю и обреченным молодым людям помог клубок ниток, который дала ему дочь царя Миноса — Ариадна. Она влюбилась в молодого красивого юношу с героическим сердцем. Привязав конец нити к двери в лабиринт, Тесей опустил клубок по ходу своего движения. Наматывая нить в клубок, он легко дошел обратно до выхода.

Ликованием и смехом был наполнен остров от радости людей, которые были освобождены от страшного чудовища. Влюбленные Тесей и Ариадна решились бежать вместе в Афины, невзирая на угрозы Миноса. Но судьба была несправедлива к возлюбленным. Разгневанный Посейдон морской пучиной навсегда забрал девушку к себе во владычество.

Опечаленный гибелью любимой, Тесей забыл заменить черный флаг на белый по возвращению в Афины. Его отец Эгей, увидев издалека черный флаг, не смог вынести смерть сына и бросился вниз со скалы и погиб. С тех пор и появилось знаменитое Эгейское море. Трагическая легенда о Минотавре проникла в каждый ход лабиринта, чем и привлекательна для бесконечного потока туристов и путешественников.

Лабиринт Минотавра на Крите — где находится и как добраться

Знаменитый лабиринт расположен в Кносском дворце. Представляет огромную территорию, по которой придется ходить очень долго, чтобы детально все рассмотреть. От столицы островного города Ираклион размещается южнее, на расстоянии 5 км. Самостоятельно добраться к лабиринту Минотавра можно с помощью регулярных автобусных рейсов от городской автостанции, а также от площади Свободы. Отправление автобусов в 7 часов с интервалом в 30 минут позволяет достаточно быстро добраться к месту назначения.

Любители езды на автомобиле могут арендовать машину, и, любуясь красотами острова Крит, спокойно и не спеша добраться ко дворцу. С помощью указателей, расставленных по ходу движения, дорога приводит к бесплатной парковке, на которой можно оставить свой автомобиль и пешком дойти к знаменитому лабиринту. По открытой территории исторического объекта советуют ходить в головных уборах и солнцезащитных очках.

Следует учесть: в курортный сезон к лабиринту лучше добираться к началу открытия. В это время меньше туристов, не такая сильная жара, можно сделать замечательные фотографии без большого скопления народа и яркого солнца.

Часы работы и цена билетов

Музейный комплекс лабиринта Минотавр открыт для желающих посетить знаменитую достопримечательность в будние дни с 8 часов до 19 часов, в период с июня до конца октября месяца. В остальной период – ноябрь-май часы работы с 8 часов до 15 часов. В выходные дни до 15 часов. Стоимость посещения с одного взрослого человека составляет 6 евро, льготной категории и детям от 5 до 12 лет – 3 евро, самым маленьким посетителям до 5 лет – бесплатный вход.

Обратите внимание: существуют и особенные дни в музее, когда вход для всех желающих абсолютно бесплатный: 27 сентября, 15 августа, 5 июня, 18 мая.

Билеты на популярнейшую достопримечательность острова Крит можно приобрести повсюду. Также на месте можно присоединиться к одной из экскурсионных групп или нанять гида. С экскурсоводом путешествие в мифическое прошлое будет намного более информативным и познавательным. Приобретя русскоязычный путеводитель, можно смело двигаться в лабиринт, самостоятельно планируя экскурсию.

Лабиринт Минотавра - подробные фото

Лабиринт Минотавра в Кносском дворце имеет статус самой величественной постройки, превосходящий по своим размерам Версаль и Ватикан. Построенный на прочной фундаментной основе имеет сложную структуру ходов со множественными коридорами и обилием различных залов и помещений.

Многоуровневые постройки дворца соединяются многоступенчатыми лестницами и витиеватыми переходами. Внутренние дворовые пространства, постройки, летнее представительство, театр и сад имеют точный продуманный архитектурный план, не использовавшийся нигде и никогда в мировой истории.

Роскошный дворцовый вход украшает величественный портик, колоннада, а также роспись стен. Великолепнейший декор с фресками и художественной живописью изобилует непростой композицией, показывающей высокий архитектурный уровень мастеров. Найденные при раскопках артефакты показывают роскошь древней обстановки. Дошедшие до нашего времени женские украшения, статуэтки богов, вазы и светильники из золота – свидетельство огромного богатства. Инкрустированные драгоценными камнями доспехи показывают величие и мощь военных того времени.

Стоит отметить: найти выход из нарисованного схематичного лабиринта Минотавра можно только за полчаса, что явно свидетельствует о непростом таинственном и запутанном мифическом строении.

Парадные залы имеют необыкновенное эстетичное оформление, изящество линий и палитру разных оттенков. Повсюду можно увидеть диковинных тотемных животных с птичьими головами. Настенные росписи рассказывают о жизни, идеале и ценности ушедшей греческой цивилизации. Живописно оформленные стены показывают понимание народа о боге, а также о мироздании.

Каждый настенный сюжет повествует о материальной культуре, показывая бытовые вещи, национальную одежду и занятия греческого народа. Древнейшие художники-декораторы использовали при оформлении основные цвета и оттенки. Детализировано написаны фрески с изображениями красивых юношей и молодых девушек, прыгающих через огромного быка.

Тронный зал украшают росписи с преобладанием красных и белых цветов. Изображенные величавые грифы охраняют трон царя Миноса. Копии фресок «Игра с быками», «Собиратель шафрана», «Голубая обезьяна», «Дама в голубом», «Голубая птица» находятся в помещении над тронным залом. Также привлекает огромное внимание фреска под названием «Носитель ритона», где изображен молодой миносец с коническим сосудом для возлияний. Фреска «Принц с лилиями» показывает роскошного жреца того времени.

Особое внимание привлекает мегарон царицы. В большом зале находятся знаменитые фрески — «Танцующая девушка» и «Дельфины». На частично сохранившейся фреске можно явно увидеть девушку с развевающимися волосами в движении. Дельфины, рыбы и морские ежи словно ожили после детальной реконструкции великим архитектором Эвансом.

Греческая культура подарила человечеству громадное количество мифов и легенд в отличие от других культур, и лабиринт Минотавра тому бесценное архитектурное доказательство. Мнение древнегреческих историков разнятся между собой, считая описанное событие мифом и реальностью.

Не стоит теряться в догадках, лучше запастись «нитью Ариадны» и отправиться в интересный и уникальный лабиринт Минотавра.

Предлагаем Вашему вниманию интересное видео, повествующее о знаменитом лабиринте Минотавра:

На студенческие каникулы мы съездили с Крошкой в страну изучаемого языка, где он исправно читал и даже отчасти переводил мне ветвистые надписи на памятниках. Пытался, конечно, аппелировать к тому, что словарный запас его невелик, да и вообще, но я рычала сурово: «У нас образовательная поездка!»

Крошка вздыхал, читал очередные латинские славословия, а выйдя из музея, требовал макарон, сиречь пасты. От моих предложений разнообразить меню он отмахивался: «У нас образовательная поездка!»
Крошке скоро восемнадцать, и он отлично усвоил нашу концепцию путешествий.

Искать гильзы на бородинском плац-театре после традиционной сентябрьской реконструкции, пройти полный круг по гребню городского вала в Переславле-Залесском, обойти «эмоцiйны» кофейни Львова, положить камуфляжной расцветки бандану перед памятником поручику Тенгинского пехотного полка, одному из создателей российского спецназа, в Геленджике, подпеть льющейся с диска старой песне о подвиге рядового того же полка, проезжая на машине через бывшие Михайловские укрепления на Черноморском побережье, покататься на велосипедах в Гайд-парке, сходить на сырную ярмарку в Алкмааре или выискивать античные обломки в более поздних постройках вдоль Аппиевой дороги — все это считается у нас в семье образовательной поездкой.

На самом деле, конечно, я так успокаиваю свою совесть, когда она голосом классной руководительницы советует обратить внимание на отметки сына. Хорошо, что Крошка наконец-то закончил школу. Но ведь есть еще и Малютка, его брат, тот еще оболтус.

У оболтуса оценка по истории колеблется между двойкой и тройкой. Он никогда не помнит дат и принципиально не читает учебник. Зато оболтус видел в нескольких провинциальных музеев утюги «Лев Толстой горит в аду», рулил вместе с братом двумя видами дрезин, отличает мундир Ахтырского полка от мундира Гродненского или, скажем, Лейб-гусарского, а древнеримскую кладку стен - от средневековой английской.
«И что ему это дало?!» - возмущенно спрашивает бабушка.

В плане оценок - пожалуй, что и ничего. А вот в плане понимания реальности и живости истории, думаю, многое. Как и в плане семейного взаимопонимания.

И мне тоже иногда очень хочется мыслить оценками. Рисовать на полях палочки и галочки, разбавляя их иногда плюсиками и вопросительными знаками. Это соблазнительно, потому что понятно. План урока.

Объяснение-усвоение-закрепление. Знания-умения-навыки. Что должно получиться на выходе. Каждый учитель точно знает, что должно получиться на выходе.

Я тоже знаю. Должен получиться друг, с которым мне интересно и которому интересно со мной. Только не на выходе, а в процессе. Потому что какой уж тут выход. Тут сплошной лабиринт - и надо постараться не поселить в него случайно какого-нибудь Минотавра. Есть у меня такое ощущение, что Минотавры любят селиться в лабиринтах из палочек, галочек, плюсиков и поурочных планов. Поэтому в свой лабиринт мы с удовольствием добавляем для профилактики легкого безумия.

В летнем Петербурге мои дети кричали «ужо!» Медному всаднику (и да, после этого город залило, вода на Невском стояла выше колена), в Лондоне искали синюю полицейскую будку (нашли!), а в Амстердаме из всех возможных музеев выбрали Музей кошечек (где обнаружили среди статуэток и афиш кабаре Chat Noir портрет Ленина и крутящийся нон-стопом советский мультфильм «Кошка, которая гуляла сама по себе»). Это все отлично укладывается в нашу концепцию. Проверяем суеверия, отдаем дань любимым сериалам и подчиняемся внезапным порывам. Так мы образуем свою жизнь. Следовательно, образовательной может стать любая поездка - если, конечно, ее правильно позиционировать.

Кстати. В Риме, где мы оба были впервые, Крошка довольно уверенно водил меня по Замку Святого Ангела. В ответ же на мои комплименты его способности ориентироваться сын скромно промолвил: «Я столько раз здесь бегал в игре Assassin’s Creed…»

Ну что сказать. Образование нынче многолико. И это тоже укладывается в нашу семейную концепцию.

Чаще всего от старинных мифов и легенд остаются лишь ветхие воспоминания, считающиеся сказками, что передаются из поколения в поколение. Но иногда тонкая грань между былью и фантазией стирается, являя миру неоспоримые факты. Таким исключением стал Кносский Лабиринт Минотавра на острове Крит, руины которого мы можем созерцать и по сей день.

Согласно одному из древнегреческих мифов на этом острове во время правления царя Миноса был возведён огромный дворец с запутанной системой ходов. Этот лабиринт был построен не просто так. Именно в его стенах царь поселил : чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном, богом морей, быку.

Каждые семь лет порабощённые Миносом Афины присылали на Крит семь красивейших девушек и семь юношей, которые отдавались на растерзание свирепому Минотавру. Шли десятилетия и число жертв неумолимо возрастало, неся боль и страдания жителям Афин…

Когда в очередной раз траурный корабль с чёрными парусами должен был доставить ужасную дань, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками, чтобы положить конец этому безумию. Выбор был невелик: сразить Минотавра или сгинуть самому.

Престарелый Эгей не хотел и слышать о дикой задумке своего единственного сына, но отважный Тесей был непоколебим. Он принёс жертву самому Аполлону-Дельфинию, покровителю морских путешествий, и оракул дал наставление, чтобы покровительницей в этом подвиге он избрал себе богиню любви Афродиту. Призвав на помощь Афродиту и принеся ей жертву, юный герой отправился на Крит.

Когда корабль приплыл к злополучному острову, афинских юношей и девушек отвели к Миносу. Царь сразу же обратил внимание на атлетически сложенного и прекрасного юношу, коим являлся Тесей. Заметила его и дочь царя, Ариадна, а покровительница Тесея, Афродита, вызвала в её сердце сильную любовь к юному сыну Эгея.

Ариадна, очарованная Тесеем, решила помочь храброму юноше и, чтобы он не погиб во мрачном лабиринте, тайно передала ему меч и клубок ниток.

Когда Тесея и всех обреченных отвели ко входу в Лабиринт, он незаметно привязал нить к одной из каменных колонн, чтобы в случае победы по ней найти обратный путь. Затем герой ступил в тёмную и запутанную обитель чудовища, где за каждым поворотом его могла ждать смерть.

Тесей пробирался всё дальше и, наконец, пришел в то место, где находился Минотавр. С грозным рёвом, наклонив голову с громадными острыми рогами, Минотавр бросился на храбреца, и начался страшный бой. Полузверь-получеловек, полный ненависти к людям, яростно атаковал Тесея, но он отражал его удары своим мечом. Наконец, сын Эгея схватил чудовище за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Душераздирающий рёв эхом пронёсся по лабиринту и затерялся в его недрах.

Этот подвиг часто изображается на многих аттических предметах быта. К примеру на широкогорлой амфоре, что хранится в Григорианском Этрусском музее Ватикана, расположенном во дворце Иннокентия VIII.

Сразив Минотавра, Тесей по нити вышел из подземелья, ведя за собой всех афинских юношей и девушек. У выхода его встретила Ариадна, радуясь тому, что её возлюбленный остался жив. Ликовали и те, кого он спас - славя героя и его покровительницу Афродиту, они водили весёлый хоровод.

Чтобы избежать гнева царя, Тесей, Ариадна и афиняне прорубили дно у всех вытащенных на берег кораблей критян, снарядили корабль и на всех парусах отправились обратно в Афины.

На обратном пути Тесей вышел на берег Наксоса. Когда герой и его спутники отдыхали от странствий, Тесею во сне явился бог вина Дионис и поведал ему, что он должен покинуть Ариадну на пустынном берегу Наксоса, так как боги назначили её в жены ему, богу Дионису. Тесей проснулся и полный грусти быстро собрался в путь. Он не смел ослушаться воли богов. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Громко приветствовали спутники Диониса Ариадну и славили пением жену великого бога.

Корабль Тесея быстро нёсся на своих чёрных парусах, разрезая морские волны. Вот уже показался вдали берег Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, данное Эгею обещание - заменить чёрные паруса на белые, если он с победой будет возвращаться в Афины.

Эгей часто стоял на высокой скале и смотрел в морскую даль, ища там белую точку - символ возвращения сына домой. Когда вдали показалась чёрная точка, надежды отца стали рушиться, но он до последнего всматривался в приближающийся корабль. Когда сомнений в чёрных парусах не осталось, охваченный отчаяньем Эгей бросился с обрыва в бушующее море. А через какое-то время его безжизненное тело волны вынесли на берег.

Тесей причалил к берегам Аттики и уже приносил богам благодарственные жертвы, как вдруг, к ужасу своему, узнал, что стал невольной причиной смерти отца. С великими почестями похоронил убитый горем Тесей тело отца, а после похорон принял власть над Афинами.

На данный момент известно, в Кносский Лабиринт отводили не только афинян, но и различного рода преступников. По одной из версий убийцам даже выкалывали глаза, чтобы до наступления смерти они ощущали на себе весь ужас зловещей неизвестности, царящей там. Существовал Минотавр или нет, но в тех тёмных коридорах, явно обитало нечто сильное, питающееся человеческой плотью...

Видео - Крит лабиринт минотавра



September 23rd, 2013

Критскую культуру ученые причисляют к одной из самых таинственных в мировой истории. Вплоть до 30-х годов XX ст. о ней практически ничего не было известно, пока английский археолог Артур Эванс не сделал открытие, ставшее настоящей сенсацией, возможно, даже большей, чем раскопки гробницы Тутанхамона.

На след древней цивилизации, которая была распространена на всем восточном побережье Греции и на островах Эгейского моря с центром на острове Крит, вышел еще Генрих Шлиман, первооткрыватель легендарной Трои. Но к раскопкам памятников культуры, получившей название «крито-микенская» («крито-минойская»), ученый приступить так и не успел - умер. Зато Эвансу удалось найти нечто совершенно фантастическое, чего не мог предположить даже Шлиман: существование народа и государства, которые были на тысячу лет старше Древней Греции. Впервые воткнув заступ в землю Крита, Эванс встретился с настоящим островом загадок.


Об этой некогда цветущей местности было известно лишь то, что относится к области мифологии. Согласно мифам, здесь родился сам Зевс-громовержец, а затем на Крите царствовал его сын Минос, один из могущественных властителей древнего мира. Искусный мастер Дедал соорудил для царя легендарный лабиринт, который впоследствии стал прообразом всех будущих лабиринтов.

Артур Эванс начал с раскопок близ Кносса. Уже спустя несколько часов можно было говорить о первых результатах, а через две недели изумленный археолог стоял перед остатками строений, которые занимали площадь в 2,5 гектара. На этом огромном прямоугольнике располагалось сооружение, стены которого были сложены из полых кирпичей, а плоские крыши поддерживались колоннами. Но покои, залы и коридоры Кносского дворца размещались в таком причудливом порядке, что посетители рисковали и впрямь заблудиться среди бесчисленных поворотов и хаотически размещенных комнат. Это действительно напоминало лабиринт, что дало повод Эвансу не колеблясь заявить о том, что он нашел дворец Миноса, отца Ариадны и Федры, хозяина ужасного человека-быка Минотавра.

Археолог действительно открыл нечто удивительное. Оказывается, народ, о котором до этого ничего не было известно, утопал в роскоши и сладострастии и, вероятно, на вершине своего развития дошел до того сибаритствующего «декаданса», который уже таил в себе зародыши упадка и регресса.

Жемчужиной моря, драгоценным алмазом, вправленным в синь небес, должна была казаться эта столица приближающимся к острову морякам. По крайней мере, два великих человека - Овидий и Геродот, видевшие Критский дворец в более или менее сохранившемся виде, - описали его в необычайно восторженных тонах. Правда, сами эллины уже смутно представляли себе, что такое лабиринт и каково его предназначение. Они лишь пересказывали предания и красивые легенды, наподобие мифической «нити Ариадны», которая помогла возлюбленному царевны Тесею выбраться из лабиринта.

Достаточно окинуть взглядом план Кносского дворца, чтобы убедиться, что это было грандиозное здание, превосходившее и Ватикан, и Эскориал, и Версаль. Лабиринт состоял из центрального двора, окруженного множеством строений, внутренних двориков, театра и летней виллы царя. Сооружение стоит на прочном фундаменте и образует сложную систему храмов, залов, комнат, коридоров, проходов и складов, находящихся на разных уровнях и соединяющихся бесчисленными лестницами и переходами. Но это отнюдь не беспорядочное нагромождение зданий, а единый архитектурный замысел, один огромный дворец-город, здание-государство, не имеющее аналогов в истории зодчества. Богато разукрашенный вход во дворец представлял собой величественный портик с колоннадой, нижняя часть стены которого была покрыта росписью, перемежающейся фресками со сложными композициями.

Через главный портик посетитель входил в парадный зал, затем в тронный зал и зал для выходов. По полу коридора, ведущего в эту часть дворца, проложена дорожка из плит известняка, окаймленная полосками из синего аспида. Особый ход вел прямо из покоев царя в театр, в царскую ложу, куда Минос проходил, минуя любопытные взгляды толпы. Далее следовали покои царицы, царской семьи, вельмож и приближенных государя.

Вещи, найденные в лабиринте, подтверждают представления о богатстве его обстановки. До нашего времени уцелели предметы и обломки великолепной мебели, среди которых - столы с затейливо сделанными ножками, изукрашенные ларцы из алебастра, металлические светильники, золотые, серебряные и фаянсовые вазы. Сохранились также статуи и статуэтки богов, изображающие священные символы, весьма распространенные у эгейцев. В кладовых были обнаружены и другие сокровища, к примеру мечи с изящной инкрустацией, мужские пояса с драгоценными камнями, запасы золота. Особенно много было всяких женских украшений - ожерелья, диадемы, браслеты, перстни, серьги, флаконы для духов, ящики для помад и пр.

Эванс нашел также кладовые, заставленные гигантскими сосудами (пифосами) с вином, общая емкость которых составила, по подсчетам археолога, 80 тысяч литров. Таким оказался дворцовый запас одного только питья.

Период расцвета крито-микенской культуры ученые отнесли к 1600 г. до н. э. - предположительному времени жизни и царствованию Миноса, предводителя критского флота и властелина морей. Цивилизация уже переживала явные признаки упадка, ей на смену шла неуемная роскошь, а красота была возведена в культ. На фресках изображали юношей, собиравших на лугах крокусы и наполнявших ими вазы, девушек среди лилий. В живописи, которая раньше была подчинена определенным формам, теперь господствовало буйное сверкание красок, жилище служило не только обителью - оно призвано было услаждать глаз; даже в одежде видели лишь средство для проявления утонченности и индивидуальности вкуса.

Надо ли удивляться тому, что ученые, исследовавшие характер настенных росписей и архитектурных особенностей лабиринта, употребили слово «модерн»? В самом деле, в этом дворце, который не уступал по своим размерам Букингемскому, были и водоотводные каналы, и великолепные банные помещения, и даже вентиляция. Параллель с современностью напрашивалась и в изображениях людей, позволявших судить об их манерах и критской моде. Если в начале среднеминойского периода женщины носили высокие остроконечные головные уборы и длинные пестрые платья с поясом, глубоким декольте и высоким корсажем, то затем их одежда приобрела еще более изысканный вид. И когда сегодня мы говорим, что женщины в подражание мужчинам носят короткие волосы, то критские дамы были с нынешней точки зрения сверхмодницами, ибо имели прически еще короче, нежели их кавалеры.

На стенах Критского лабиринта были обнаружены и другие, более глубокие, и даже философские сюжеты, раскрывающие представление минойцев о мироздании. Это не просто символы, а сама жизнь материи, отражающая ритм космоса, проступающего в керамическом орнаменте. Тем же мироощущением пронизаны и все росписи критских зданий. В центре этих горизонтально бегущих рисунков находится человек, окруженный сверху землей в обрамлении цветов, а внизу - горами. Фигуры напоминают изображение Богини-матери, покровительницы природного мира. «Все течет» - эта мысль Гераклита полностью отражает мироощущение минойской цивилизации.

Строители проявили немалое архитектурное мастерство и фантазию в составлении самого плана дворца. Они искусно разместили отдельные его части, соединив большие залы и храмы в одно целое, не оставив без внимания возможность оптимального освещения здания. С этой целью в лабиринте устроены особые пролеты, внутренние дворики-колодцы, через которые свет падал или на лестницы, или непосредственно в залы, получавшие таким образом освещение е одной стороны. Применение колонн позволяло при этюд увеличивать размеры комнат, приближая их по площади к самым обширным залам современных дворцов.

Тем не менее настал период, когда все это огромное царство с населением не менее ста тысяч человек было по каким-то причинам разрушено. Первую версию гибели Кносса выдвинул все тот же Артур Эванс. Он исходил из того, что- Крит - один из наиболее подверженных землетрясениям район Европы, и потому гипотеза ученого сводилась к тому, что только сильнейший подземный толчок был в состоянии до основания разрушить дворец Миноса.

Однако далеко не все ученые разделяют эту гипотезу. Возражения сводятся к следующему: допустим, что стихийного бедствия, включая землетрясение или пожар, вполне достаточно для разрушения дворцовых построек. Но для гибели всей критской цивилизации - вряд ли.

Вот уже почти столетие историки ищут ответ на этот вопрос. И только в наши дни после очередных раскопок на Крите всплыли новые факты, которые в очередной раз поставили специалистов в тупик. Чем же на самом деле был Кносский лабиринт? Оказалось, что некоторые детали и общая конфигурация ансамбля дают основание предполагать о совершенно ином его предназначении. Не дворцом, а своеобразным колумбарием, то есть священным захоронением умерших людей, - вот чем мог быть на самом деле Кносский лабиринт. Во-первых, люди на фресках показаны не в повседневной одежде и не в бытовой обстановке. И всем им не совсем весело. Ни на одной из фресок ни один человек не улыбается - лица изображены подчеркнуто суровыми и сдержанными. Утонченные и изысканные женщины с открытой грудью одеты в голубоватые платья и переднички с вышитыми на них горными цветками. Можно прийти к выводу, что перед нами не придворные артистки, а плакальщицы. Кстати, жрицы Древнего Египта тоже обнажали грудь во время панихиды, а Геродот писал о сходном знаке траура у греков.

В Кносском лабиринте было довольно большое помещение со ступенчатыми трибунами, которое коллеги Эванса назвали «придворным театром увеселений». На одной из знаменитых фресок есть изображение этого «театра». Ничего праздничного там тоже усмотреть нельзя. Четырнадцать жриц на прямоугольной сцене стоят в ритуальных позах, одеты они в голубые платья. На трибунах - женщины с белыми лицами и мужчины с коричневой краской на лице, что может означать ритуал, который был в обиходе при отпевании покойников. Словом, вполне возможно, что здесь происходит отпевание, на которое собрались родственники умершего.

Впрочем, еще раз надо подчеркнуть, что это лишь гипотеза, которая ждет своего подтверждения, попытка нового прочтения истории Кносского лабиринта. Его загадка и по сей день остается не до конца разгаданной. Возможно, главные открытия еще впереди, если найдутся специалисты, которым выпадет удача полностью расшифровать надписи, получившие название «критское линейное письмо В», и весьма вероятно, что древняя цивилизация предстанет в еще более удивительном свете.
А что мы знаем про сам лабиринт?

По преданиям, этот лабиринт был построен Дедалом для того, чтобы заключить в него Минотавра. Средневековые ученые считали этот лабиринт самым сложным из всех когда-либо созданных. Математические шансы выбраться оттуда крайне малы, Дедал так остроумно использовал психологические факторы поведения, что вероятность побега из лабиринта практически равняется нулю. Если же проходы этого лабиринта были в метр шириной, а стены – по 30 сантиметров толщиной, единственный ведущий из него путь имел бы длину более километра. Вероятней всего, что любой человек скорее умер бы от голода или жажды, прежде чем отыскал бы выход.

За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А.Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки. Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.

Лабиринт - это настоящий Миф, это рассказ о героях и событиях, которые историческая наука не признаёт реальными, но рассматривает как символы. Мы считаем, что в основе любого мифа, любого образа, любого символического повествования лежит реальность, пусть не всегда историческая. Миф точно описывает реальность психологическую: человеческие переживания, психические процессы и формы скрываются за символами, которые передавались из поколения в поколение и наконец дошли до нас, чтобы мы разгадали их, сняли с них вуаль и вновь увидели их сокровенный смысл, осознали их глубинную суть. Миф о Лабиринте - один из древнейших, он похож на мифы всех древних цивилизаций, говорящие, что лабиринт - это труднопроходимый и неясный путь, на сложных и извилистых тропах которого немудрено затеряться.

Иногда в сюжет этого мифа вплетается рассказ о необыкновенном человеке, о герое или мифическом персонаже, который преодолевает лабиринт и находит ключ к решению загадки, представшей перед ним в форме пути. Когда мы говорим о лабиринтах, то сразу же вспоминаем самый известный из них, о котором сохранилось свидетельство в греческой мифологии - в простой и доступной форме, близкой к детской сказке: лабиринт острова Крит. Я не хочу говорить о нём так же упрощённо, как это делается в известных легендах, мы откроем более глубокие его пласты и проанализируем археологические находки, сделанные на Крите, чтобы понять, чему поклонялись критяне и чем в действительности был для них лабиринт. И мы увидим, как этот рассказ приобретёт сложную символическую форму, и он уже не будет казаться нам таким детским.

Итак, одним из древних символов Крита, связанных с его верховным божеством, была обоюдоострая секира, которую можно представить в виде двух пар рогов, одна из которых направлена вверх, другая вниз. Эта секира связывалась со священным быком, культ которого был широко распространён на Крите. Она получила название Лабрис и, согласно более древней традиции, послужила орудием, с помощью которого бог, позже получивший от греков имя Арес-Дионис, прорезал Первый Лабиринт. Вот его история. Когда Арес-Дионис, бог изначальных времён, очень древний бог, сошёл на землю, ничто ещё не было сотворено, ничто не обрело ещё форму, существовал лишь мрак, темнота. Но, согласно легенде, с небес Аресу-Дионису было дано орудие, Лабрис, и именно этим орудием, этим оружием он сотворил мир.

Арес-Дионис начал ходить посреди мрака, описывая круг за кругом. (Это весьма любопытно, ведь современная наука открыла, что мы, оказавшись в темноте в незнакомом помещении или пытаясь выйти из какого-то просторного, но неосвещенного места, чаще всего начинаем ходить по кругу; так же происходит, когда мы теряемся или блуждаем по лесу. Мы дали такое сравнение, потому что с самого начала хотим подчеркнуть, что символизм лабиринта связан с определёнными атавизмами, присущими человеку.) И вот Арес-Дионис начал ходить по кругу, рассекая темноту и прорезая борозды своей секирой. Дорога, которую он прорезал и которая с каждым шагом становилась светлее, и называется «лабиринт», то есть «путь, прорубленный Лабрисом».

Когда Арес-Дионис, рассекая мрак, дошёл до самого центра, до цели своего пути, он увидел вдруг, что у него уже нет той секиры, что была вначале. Его секира превратилась в чистый свет - он держал в своих руках пламя, огонь, факел, который ярко освещал всё вокруг, ибо бог совершил двойное чудо: одним остриём секиры он рассёк тьму вовне, а другим - свою внутреннюю тьму. Таким же способом, как он создал свет снаружи, он создал свет в самом себе; так же как он прорезал внешний путь, он прорезал и путь внутренний. И когда Арес-Дионис дошёл до центра лабиринта, он достиг конечной точки своего пути: он достиг света, достиг внутреннего совершенства.

Таков символизм критского мифа о лабиринте, самого древнего из дошедших до нас. Более поздние предания мы знаем намного лучше. Самое известное из них - миф о загадочном лабиринте, созданном Дедалом, удивительным архитектором и изобретателем с древнего Крита, чьё имя теперь уже всегда ассоциируется с лабиринтом, запутанным путём. Имя Дедал, или Дактиль, как его иногда называют, на древнем языке греков означает «Тот, кто создаёт», «Тот, кто работает руками, строит». Дедал - символ строителя, но не просто создателя комплекса парков и дворцов, коим являлся лабиринт царя Миноса, а строителя в более глубоком смысле слова, возможно сходном с символикой самого первого божества, построившего во мраке Лабиринт Света.

Лабиринт Дедала не был ни подземным сооружением, ни чем-то тёмным и извилистым; это был огромный комплекс домов, дворцов и парков, задуманный так, что тот, кто в него входил, не мог найти выхода. Дело не в том, что лабиринт Дедала был ужасен, а в том, что из него невозможно было выйти. Дедал построил этот лабиринт для критского царя Миноса, почти легендарного персонажа, чьё имя позволяет нам познакомиться с очень древними преданиями всех народов той эпохи. Минос жил в сказочном дворце, и у него была жена Пасифая, из-за которой разыгралась вся драма, связанная с лабиринтом.

Желая стать царем, Минос рассчитывал на помощь ещё одного могущественного бога, повелителя вод и океанов Посейдона. Для того чтобы Минос чувствовал его поддержку, Посейдон совершил чудо: из вод и морской пены он создал белого быка и подарил его Миносу в знак того, что тот действительно является царём Крита. Однако, как говорит греческий миф, случилось так, что супруга Миноса безнадёжно влюбилась в белого быка, мечтала только о нём и желала лишь его. Не зная, как к нему приблизиться, она попросила Дедала, великого строителя, соорудить огромную бронзовую корову, прекрасную и привлекательную, чтобы бык ощутил влечение, в то время как Пасифая скроется внутри неё. И вот разыгрывается подлинная трагедия: Дедал создаёт корову, Пасифая прячется в ней, бык подходит к корове, и от этого странного союза женщины и быка появляется наполовину бык, наполовину человек - Минотавр.

Это чудовище, этот монстр поселился в центре лабиринта, который в тот же миг превратился из комплекса парков и дворцов в мрачное место, внушающее страх и печаль, в вечное напоминание о несчастье царя Крита. Некоторые древние предания, помимо критских, сохранили менее упрощённое толкование трагедии Пасифаи и Белого быка. Например, в легендах доколумбовой Америки и Индии есть упоминания о том, что миллионы лет тому назад, на определённом этапе эволюции человека, люди сбились с пути и смешались с животными, и из-за этого извращения и нарушения законов природы на земле появились настоящие чудища, гибриды, которых сложно даже описать. Они вселяли страх не только потому, что обладали, подобно Минотавру, злым нравом; на них лежала печать позора от союза, который никогда не должен был состояться, от тайны, которая не должна была открыться до тех пор, пока все эти события не сотрутся из памяти человечества.

Итак, связь Пасифаи с Быком и рождение Минотавра имеет отношение к древним расам и к тем давним событиям, которые в определённый момент стерлись из памяти людей. С другой стороны, чудовище, Минотавр - это слепая, аморфная материя без разума и цели, которая скрывается в центре лабиринта, ожидая жертв от своего благодетеля. Проходят годы, продолжает легенда, и Минотавр в своём лабиринте действительно превращается в нечто ужасающее. Царь Крита, победив афинян в войне, облагает их страшной данью: каждые девять лет они должны направлять семь юношей и семь невинных девушек в жертву Минотавру. Когда наступает срок выплаты третьей дани, в Афинах против этого восстаёт герой, обладающий всеми достоинствами, - Тесей. Он даёт себе обещание не принимать правление городом до тех пор, пока не освободит его от напасти, пока не убьёт Минотавра.

Тесей сам записывается в число юношей, которые должны стать жертвами чудовища, отправляется на Крит, пленяет сердце Ариадны, дочери Миноса, и добивается, чтобы она дала ему клубок ниток, с помощью которого он сможет пройти через лабиринт и затем, убив Минотавра, найти из него выход. Клубок сыграл в этой истории важнейшую роль. Тесей входит в лабиринт и, проникая всё дальше в его сложные и запутанные коридоры, разматывает нить. Дойдя до центра, он благодаря своей колоссальной силе и воле убивает Минотавра и находит выход. В простых и наивных историях Тесей убивает Минотавра мечом, иногда - кинжалом. Но в самых древних повествованиях, а также на изображениях на древних аттических вазах Тесей убивает Минотавра секирой с двойным лезвием. И вновь герой, проложивший себе путь в лабиринте, дойдя до центра, совершает чудо с помощью Лабриса, двойной секиры.

Нам предстоит решить ещё одну загадку: Ариадна передаёт Тесею не клубок - а веретено с нитками. И, проникая в глубь лабиринта, Тесей разматывает именно его. Но герой возвращается к выходу, подбирая нить и снова сматывая её, и из лабиринта выносит уже действительно клубок - идеально круглый шар. Этот символ также нельзя назвать новым. Веретено, с которым Тесей идёт в лабиринт, символизирует несовершенство его внутреннего мира, который он должен «развернуть», то есть пройти ряд испытаний.

Шар, что он создаёт, подбирая нить, - это совершенство, которого он достиг, предав смерти Минотавра, а значит, пройдя испытания и выйдя из лабиринта. Лабиринтов, так же как и Тесеев, было много. Есть они и в Испании. На протяжении всего пути к Сантьяго де Компостелла и во всей Галисии есть бесконечное множество древнейших изображений лабиринтов на камне, которые зовут пилигрима ступить на путь к Сантьяго и пройти эту дорогу, а нам они прямо указывают на то, что в своём символическом и духовном значении этот путь является лабиринтом

В Англии, в знаменитом замке Тинтагель, где, согласно легенде, родился Король Артур, тоже есть свои лабиринты. Мы встречаем их и в Индии, где они были символом размышления, сосредоточения, обращения к истинному центру. В Древнем Египте в древнейшем, основанном почти в додинастический период городе Абидосе существовал лабиринт, представлявший собой круглый храм. В его галереях проводились церемонии, посвящённые времени, эволюции, а также бесконечным дорогам, которые проходил человек, прежде чем достичь центра, что означало встречу с истинным человеком. Согласно истории Египта, лабиринт из Абидоса был, судя по всему, лишь очень малой частью огромного лабиринта, описанного Геродотом, который считал египетский лабиринт столь колоссальным, удивительным и невообразимым, что рядом с ним меркнет даже Великая Пирамида. Сегодня мы уже не можем увидеть этот лабиринт, у нас есть только свидетельство Геродота. Долгие века за особенности изложения люди называли его отцом истории, Геродотом правдивым и давали ещё много похожих имен, но когда не все его описания подтвердились, мы, естественно, решили, что Геродот не всегда был уверен в своих словах. С другой стороны, современная наука подтвердила истинность стольких его описаний, что, наверное, стоит набраться терпения и подождать - вдруг археологи откроют лабиринт, о котором писал греческий историк. Немало лабиринтов было и в готических соборах Средних веков.

Один из самых известных, изображения которого довольно распространены, - лабиринт, выложенный на каменном полу главного собора в Шартре. Он был создан не для того, чтобы кто-то в нём затерялся, но для того, чтобы по нему шли: это был своего рода путь инициации, путь свершения и путь достижений, который должен был преодолеть кандидат, ученик, тот, кто стремился быть принятым в Мистерии. Действительно, потеряться в лабиринте Шартра крайне сложно: все его дороги исключительно символические, все повороты и перепутья видны. Самое главное здесь - достичь центра, квадратного камня, на котором гвоздями обозначены различные созвездия. Для человека это аллегорически означает достичь Неба и стать в один ряд с божествами. Очень похоже, что все подобные мифы древности и все символические лабиринты готических соборов отражают не столько историческую реальность, сколько психологическую. А психологическая реальность лабиринта жива и поныне. Если в древности говорили об инициатическом лабиринте как о пути, проходя который человек мог реализовать себя, сегодня мы должны говорить о лабиринте материальном и психологическом. Увидеть материальный лабиринт нетрудно: окружающий нас мир, то, с чем мы сталкиваемся в жизни, то, как мы живём и как себя проявляем, - всё это часть одного лабиринта. Сложность в другом: тот, кто попадал в критские парки и дворцы, даже не подозревал, что вошёл в лабиринт; так и мы в нашей повседневной жизни не осознаём, что находимся в лабиринте, который затягивает в себя человека.

С психологической точки зрения смятение Тесея, жаждавшего убить Минотавра, имеет ту же природу, что и смятение человека, который растерян и испуган. Мы испуганы потому, что чего-то не знаем и не умеем; испуганы потому, что чего-то не понимаем и из-за этого чувствуем себя неуверенными. Наш страх обычно проявляется в том, что мы не можем выбрать, не знаем, куда идти, чему посвятить свою жизнь; он проявляется в вечной обыденности и посредственности, изнурительной и печальной: мы готовы на всё, лишь бы не принимать решения и не проявлять хотя бы немного твердости. Растерянность - ещё одна болезнь, которая преследует нас в современном лабиринте на психологическом плане. Эта растерянность возникает оттого, что нам самим очень сложно решить, кто мы, откуда пришли и куда идём. Эти три вопроса - главная причина нашей растерянности, хотя они столь просты и бесхитростны, что кажутся нам детскими. Есть же какой-то смысл в нашей жизни, кроме постоянного пребывания в растерянности? Для чего мы работаем и ради чего учимся? Для чего мы живём и что такое счастье? К чему мы стремимся? Что такое страдание и как его распознать? С психологической точки зрения мы по-прежнему блуждаем в лабиринте, и, хотя в нём нет чудовищ и узких коридорчиков, нас постоянно подстерегают ловушки. И конечно же именно миф предлагает нам решение. Тесей не входит в лабиринт с пустыми руками, и было бы странно, если бы мы с пустыми руками искали выход из него. Тесей берёт с собой два предмета: секиру (или меч - как вам больше нравится), чтобы убить чудовище, и веретено с нитками, свой клубок, чтобы найти путь обратно.

< http://infoglaz.ru/?p=35047

Имя: Минотавр (Minotaur)

Страна: Греция

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: чудовище с телом человека и головой быка

Семейное положение: не женат

Минотавр: история персонажа

Персонаж древнегреческой мифологии, монстр с человеческим телом и бычьей головой. Родился у Пасифаи, супруги критского царя , после того как та вступила в интимную связь с быком. Царь Минос поселил чудовище в Кносском лабиринте. Минотавра кормили человечиной, отправляя к нему в лабиринт преступников. Раз в девять лет также приходила партия юношей и девушек из Афин, которых отдавали на растерзание чудовищу. Убит сыном афинского царя . Имя «Минотавр» означает «бык Миноса».

История происхождения

Есть несколько трактовок образа Минотавра и его возможного происхождения. Историк Владимир Борухович указывает на сходство Минотавра с богами Древнего Египта, которые также изображались в виде людей с головами животных. Другая похожая версия гласит, что образ Минотавра в Древней Греции - это вариация на тему финикийского божества по имени Молох, которое тоже выглядело как бык и человек в одном теле. Этому божеству приносили в жертву детей. Убийство Минотавра символизирует ликвидацию культа Молоха.


Древнегреческий философ рационалистически толкует миф и считает, что в образе Минотавра воплотилась память о некогда взаправду существовавшем человеке. Якобы у царя Миноса был лютый начальник стражи по имени Тавр, и тот принимал участие в боях, которые устраивали в Лабиринте с пленниками развлечения ради. Позже этот Тавр был убит афинянином Тесеем во время боя в гавани.

Английская писательница Мэри Рено создала роман «Тесей» на основе мифов Древней Греции. В этой литературной версии истории появления образа Минотавра в миф преобразилась взаправду существовавшая на острове Крит традиция «бычьей пляски» - вида жертвоприношения. На критских фресках якобы можно увидеть изображения «бычьей пляски».


В греческой мифологии много персонажей, во внешнем облике которых сочетаются человеческие и звериные черты. Минотавра иногда путают с кентавром, однако это разные персонажи. Кентавр - это существо с человеческим торсом, который «растет» из тела коня, мифологизированный образ всадника. У Минотавра голова быка «сидит» на человеческом теле. Еще один звероподобный персонаж - фавн. Человек с козлиными ногами, рогами и бородой, покровитель пастухов и скотоводов.

Легенда о Минотавре

Бог морей (либо, как вариант, громовержец ) послал царю острова Крит Миносу белого быка, чтобы царь принес того в жертву богам. Бык так понравился Миносу, что царю стало жалко убивать роскошное животное. В жертву был принесен обычный бык. Боги отомстили Миносу: жена царя, Пасифая, воспылала к быку страстью и возлегла со зверем. Чтобы привлечь внимание быка, царица ложилась в деревянную корову, которую изготовили специально с этой целью. От этого противоестественного союза и родился Минотавр.


Чудовищный сын Пасифаи демонстрировал характер зверя и на человека походил мало. Минотавр жил в Лабиринте, выстроенном для него, и на обед предпочитал людей. Минотавру отдавали преступников. Раз в девять лет на Крит приходил корабль из Афин, который нес на борту четырнадцать юношей и девушек. Афины таким образом платили Криту дань. Этих молодых людей бросали на растерзание Минотавру.

Однажды с группой молодежи из Афин прибыл сын афинского царя Тесей. Юноша решил положить конец выплатам чудовищной дани и расправиться с Минотавром. Дочь Миноса влюбилась в Тесея и дала тому клубок ниток. Афинский герой привязал конец нити у входа и разматывал клубок, пока пробирался по лабиринту, а затем по этой нити Ариадны вышел обратно вместе со спасенными соплеменниками. В лабиринте Тесею удалось убить Минотавра голыми руками или, по другой версии, мечом.


Экранизации

Образ Минотавра появляется в кино и мультфильмах, созданных по мотивам греческих мифов, но персонаж обычно предстает там в облике монстра, противника героев - без реплик и осмысленной роли в сюжете.

В приключенческом фильме «Синдбад и Минотавр», вышедшем в 2011 году в Австралии, царь Минос превращается в капитана пиратов Миноса, который хранит небывалое сокровище - голову Колосса Родосского, отлитую из чистого золота. Главный герой хочет добыть это сокровище, но для этого Синдбаду придется столкнуться с чудовищем Минотавром, которое охраняет лабиринт Миноса.


В том же 2011 году вышел американский фэнтезийный боевик «Война богов: Бессмертные». Фильм снят по мотивам древнегреческих мифов о Тесее и Минотавре и о Войнах Титанов. Мифологические сюжеты в сценарии претерпели сильные изменения. Для начала, главный герой Тесей в фильме - не сын афинского царя, а простой крестьянский юноша. Герой противостоит деспотическому царю Гипериону. Этот царь в одном из эпизодов посылает против Тесея чудовищного Минотавра, которого герой побеждает.

В 2006 году вышел фильм ужасов «Минотавр» с английским актером в роли Тео - главного героя, который становится в сценарии на место Тесея. Афины в сюжете заменены неким поселением, жители которого убили наследника критского царя и теперь обречены платить дань юношами и девушками, которых приносят в жертву Минотавру.


Тео - сын старейшины этого поселения и находится в привилегированном положении по отношению к остальным молодым людям. «Попасть под раздачу» герою не грозит, отец бережет героя. Тео, однако, сам тайно пробирается на корабль, который везет к Минотавру очередную партию жертв, потому что в предыдущую партию попала невеста Тео. Герой хочет сразиться с Минотавром и вернуть невесту, пока та еще жива.

Анимационное воплощение Минотавра можно увидеть в советском мультипликационном фильме «Лабиринт. Подвиги Тесея», вышедшем в 1971 году.


Минотавры как народ присутствуют в книгах и фильмах серии «Хроники Нарнии». Это гуманоидного типа существа с человеческим телом и бычьей головой. Состоят на службе у Белой Колдуньи. В фильме «Лев, Колдунья и волшебный шкаф» (2005) фигурирует минотавр Отмин, которого играет актер Шейн Ранги. В «Принце Каспиане» (2008) и «Покорителе зари» (2010) тоже есть персонажи из народа минотавров. Всех этих второстепенных героев, хоть они и представляют «разных» минотавров, играет один и тот же актер.

Цитаты

«Построю лабиринт, в котором смогу затеряться с тем, кто захочет меня найти, - кто это сказал и о чем?»

( , «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре»)