Основные художественные методы в литературе. Художественное направление – Оценка. Барокко как литературное направление

Художественный метод - это принцип (способ) отбора явлений действительности, особенности их оценки и свое­образие их художественного воплощения; то есть метод - категория, относящаяся как к содержанию, так и к худо­жественной форме. Определить своеобразие того или друго­го метода можно, только рассмотрев общие исторические тенденции развития искусства. В различные периоды разви­тия литературы мы можем наблюдать, что разные писатели или поэты руководствуются одними и теми же принципами осмысления и изображения действительности. Другими словами, метод универсален и напрямую не связан с кон­кретными историческими условиями: мы говорим о реали­стическом методе и в связи с комедией А.С. Грибоедова, и в связи с творчеством Ф.М. Достоевского, и в связи с прозой М.А. Шолохова. А черты романтического метода обнаружи­ваются как в поэзии В.А. Жуковского, так и в рассказах А.С. Грина. Однако в истории литературы есть периоды, ко­гда тот или иной метод становится главенствующим и при­обретает более определенные черты, связанные с особенно­стями эпохи и тенденциями в культуре. И в этом случае мы уже говорим о литературном направлении . Направления в самых разнообразных формах и соотношениях могут прояв­ляться в любом методе. Например, и Л.Н. Толстой, и М. Горь­кий - реалисты. Но, только определив, к какому направ­лению принадлежит творчество того или другого писателя, мы сможем понять различия и особенности их художествен­ных систем.

Литературное течение - проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Часто писатели сами осозна­ют эту близость и выражают ее в так называемых «литератур­ных манифестах», объявляя себя литературной группой или школой и присваивая себе определенное название.

Классицизм (от лат. classicus - образец) - направление, возникшее в европейском искусстве и литературе XVII века, опиравшееся на культ разума и представление об абсолютном (не зависящем от времени и национальности) характере эстети­ческого идеала. Отсюда главной задачей искусства становится максимально возможное приближение к этому идеалу, наибо­лее полное выражение получившему в античности. Поэтому принцип «работы по образцу» является одним из основопола­гающих в эстетике классицизма.

Эстетика классицизма нормативна; «неорганизованному и своевольному» вдохновению противопоставлялась дисцип­лина, строгое соблюдение раз и навсегда установленных пра­вил. Например, правило «трех единств» в драме: единство действия, единство времени и единство места. Или правило «чистоты жанра»: принадлежность произведения к «высоко­му» (трагедия, ода и др.) или «низкому» (комедия, басня и др.) жанру определяла и его проблематику, и типы героев, и даже развитие сюжета и стиль. Противопоставление долга чувству, рационального - эмоциональному, требование всегда жерт­вовать личными желаниями ради общественного блага во многом объясняется огромной воспитательной ролью, кото­рую классицисты отводили искусству.

Наиболее законченную форму классицизм получил во Франции (комедии Мольера, басни Лафонтена, трагедии Корнеля и Расина).

Русский классицизм возник во 2-й четверти XVIII века и был связан с просветительской идеологией (например, пред­ставление о внесословной ценности человека), характерной для продолжателей реформ Петра I. Для русского классициз­ма уже в самом его начале была характерна сатирическая, об­личительная направленность. Для русских классицистов ли­тературное произведение не самоцель: оно - только путь к со­вершенствованию человеческой натуры. Кроме того, именно русский классицизм большее внимание уделял национальным особенностям и народному творчеству, не ориентируясь исклю­чительно на зарубежные образцы.

Большое место в литературе русского классицизма занима­ют стихотворные жанры: оды, басни, сатиры. Разные аспекты русского классицизма отразились в одах М.В. Ломоносова (высо­кий гражданский пафос, научная и философская тематика, патриотическая направленность), в поэзии Г.Р. Державина, в бас­нях И.А. Крылова и в комедиях Д.И. Фонвизина.

Сентиментализм (от santimentas - чувство) - литера­турное течение в Западной Европе и России конца XVIII - нача­ла XIX века, характеризующееся возведением чувства в ос­новную эстетическую категорию. Сентиментализм стал свое­образной реакцией на рассудочность классицизма. Культ чув­ства вел к более полному раскрытию внутреннего мира человека, к индивидуализации образов героев. Он породил и новое отношение к природе: пейзаж стал не просто фоном для развития действия, он оказался созвучным личным пережи­ваниям автора или героев. Эмоциональное видение мира по­требовало и иных поэтических жанров (элегии, пасторали, по­слания), и иной лексики - образного, окрашенного чувством слова. В этой связи автор-повествователь начинает играть большую роль в произведении, свободно выражая свое «чувст­вительное» отношение к героям и их поступкам, как бы при­глашая читателя разделить эти эмоции (как правило, главная из них - «растроганность», то есть жалость, сострадание).

Эстетическая программа русского сентиментализма наи­более полно отражена в сочинениях Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»). Связь русского сентиментализма с просве­тительскими идеями можно заметить в творчестве А.Н. Ра­дищева («Путешествие из Петербурга в Москву»).

Романтизм - творческий метод и художественное на­правление в русской и европейской (а также американской) литературе конца XVIII - первой половины XIX века. Главным предметом изображения в романтизме становится человек, личность. Романтический герой - это прежде всего сильная, неординарная натура, это человек, обуреваемый страстями и способный творчески воспринимать (иногда и преобразовы­вать) окружающий мир. Романтический герой в силу своей исключительности и необыкновенности несовместим с об­ществом: он одинок и чаще всего находится в конфликте с обыденной жизнью. Из этого конфликта рождается своеоб­разное романтическое двоемирие: противостояние возвы­шенного мира мечты и тусклой, «бескрылой» действитель­ности. В «точке пересечения» этих пространств и находится романтический герой. Такой исключительный характер мо­жет действовать только в исключительных обстоятельствах, поэтому события романтических произведений разворачива­ются в экзотической, необычной обстановке: в неведомых чи­тателям странах, в далеких исторических эпохах, в иных ми­рах...

В отличие от классицизма романтизм обращается к народ­но-поэтической старине не только с этнографическими, но и с эстетическими целями, находя источник вдохновения в на­циональном фольклоре. В романтическом произведении под­робно воспроизводятся исторический и национальный коло­рит, исторические детали, фон эпохи, но все это становится только своеобразной декорацией для воссоздания внутренне­го мира человека, его переживаний, стремлений. Чтобы точ­нее передать переживания неординарной личности, писатели­-романтики изображали их на фоне природы, которая своеоб­разно «преломляла» и отражала особенности характера ге­роя. Особенно привлекательной для романтиков была бурная стихия - море, метель, гроза. У героя с природой сложные отношения: с одной стороны, природная стихия родствен­на его страстному характеру, с другой стороны - романти­ческий герой борется со стихией, не желая признавать ника­ких ограничений собственной свободы. Страстное стремле­ние к свободе как к самоцели становится одним из главных для романтического героя и нередко приводит его к трагиче­ской гибели.

Родоначальником русского романтизма традиционно счи­тают В.А. Жуковского; наиболее ярко романтизм проявился в поэзии М.Ю. Лермонтова, в творчестве А.А. Фета и А.К. Тол­стого; в определенный период своего творчества дань ро­мантизму отдали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев.

Реализм (от realis - вещественный) - творческий метод и литературное направление в русской и мировой литера­туре XIX и XX веков. Словом «реализм» часто называют разные понятия (критический реализм, социалистический реализм; есть даже термин «магический реализм»). Попро­буем выделить основные признаки русского реализма XIX-XX веков.

Реализм строится на принципах художественного исто­ризма, т.е. он признает существование объективных причин, социальных и исторических закономерностей, которые влия­ют на личность героя и помогают объяснить его характер и по­ступки. Это значит, что у героя может быть разная мотивация поступков и переживаний. Закономерность действий и при­чинно-следственная связь личности и обстоятельств - вот один из принципов реалистического психологизма. Вместо исключительной, неординарной романтической личности реалисты ставят в центр повествования типический харак­тер - героя, в чертах которого (при всей индивидуальной не­повторимости его характера) отражены некие общие призна­ки или определенного поколения, или определенной социаль­ной группы. Авторы-реалисты избегают однозначной оценки героев, не делят их на положительных и отрицательных, как это часто бывает в классицистических произведениях. Харак­теры героев даются в развитии, под влиянием объективных обстоятельств происходит эволюция взглядов героев (напри­мер, путь исканий Андрея Болконского в романе Л.Н. Толсто­го «Война и мир»). Вместо необычных исключительных обстоятельств, так любимых романтиками, реализм выбирает местом развития событий художественного произведения обыденные, повседневные условия жизни. Реалистические произведения стремятся наиболее полно изобразить причины конфликтов, несовершенство человека и общества, динамику их развития.

Наиболее яркие представители реализма в русской лите­ратуре: А.Н. Островский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А. П. Чехов.

Реализм и романтизм - два разных способа видения дей­ствительности, они базируются на разных концепциях мира и человека. Но это не взаимоисключающие друг друга методы: многие достижения реализма стали возможными только бла­годаря творческому освоению и переосмыслению романтиче­ских принципов изображения личности и Вселенной. В рус­ской литературе многие произведения соединяют в себе и тот, и другой способ изображения, например поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» или роман М.А. Булгакова «Мастер и Марга­рита».

Модернизм (от франц. moderne - новейший, современ­ный) - общее название новых (нереалистических) явлений в литературе первой половины XX века. Эпоха появления мо­дернизма была кризисной, переломной, ознаменованной со­бытиями Первой мировой войны, подъемом революционных настроений в разных странах Европы, В условиях крушения одного миропорядка и зарождения другого, в период усиле­ния идейной борьбы особую значимость приобретали филосо­фия и литература. Этот историко-литературный период (в ча­стности, поэзия, созданная между 1890 и 1917 годами) полу­чил в истории русской литературы название Серебряного века.

Русский модернизм, несмотря на разнообразие эстетиче­ских программ, был объединен общей задачей: поиск новых художественных средств изображения новой действительно­сти. Наиболее последовательно и определенно это стремление было реализовано в четырех литературных течениях: симво­лизме, футуризме, акмеизме и имажинизме.

Символизм - литературное течение, в России возникшее в начале 90-х годов XIX века. В основе его лежат философские идеи Ницше и Шопенгауэра, а также учение B.C. Соловьева о «Душе мира». Традиционному способу познания действитель­ности символисты противопоставляли идею создания миров в процессе творчества. Именно искусство, по их мнению, спо­собно зафиксировать высшую реальность, являющуюся ху­дожнику в момент вдохновения. Поэтому творчество в понима­нии символистов - созерцание «тайных смыслов» - доступно только поэту-творцу. Ценность поэтической речи - в недоска­занности, сокрытии смысла сказанного. Как видно из самого названия направления, основная роль в нем отводится симво­лу - главному средству, способному передать увиденный, «уловленный» тайный смысл происходящего. Символ и ста­новится центральной эстетической категорией нового литера­турного течения.

Среди символистов традиционно принято различать «старших» символистов и «младших». Среди «старших» сим­волистов наиболее известны К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб. Эти поэты заявили о себе и о новом литератур­ном направлении в 90-е годы XIX века. «Младшие» симво­листы Вяч. Иванов, А. Белый, А.А. Блок пришли в литературу в начале 1900-х годов. «Старшие» символисты отрицали окру­жающую действительность, противопоставляли реальности мечту и творчество (часто для определения такой эмоциональ­ной и мировоззренческой позиции используют слово «дека­данс»). «Младшие» считали, что в реальной действительности «старый мир», изживший себя, погибнет, а грядущий «новый мир» будет построен на основе высокой духовности и куль­туры.

Акмеизм (от греч. akme - цветущая сила, высшая степень чего-либо) - литературное течение в поэзии русского модер­низма, противопоставлявшее эстетике символизма «ясный взгляд» на жизнь. Недаром другие названия акмеизма - кларизм (от лат. clarus - ясный) и «адамизм» по имени библей­ского праотца всех людей Адама, давшего имена всему окру­жающему. Сторонники акмеизма пытались реформировать эстетику и поэтику русского символизма, они отказались от чрезмерной метафоричности, усложненности, односторонне­го увлечения символикой и призывали «вернуться» к точному значению слова, «к земле». Реальной признавалась только материальная природа. Но «земное» мировосприятие у ак­меистов носило исключительно эстетический характер. По­этам-акмеистам свойственно обращение к единичному пред­мету быта или явлению природы, поэтизация единичных «ве­щей», отказ от социально-политической тематики. «Тоска по мировой культуре» - так определил акмеизм О.Э. Мандель­штам.

Представителями акмеизма были Н.С. Гумилев, А.А. Ах­матова, О.Э. Мандельштам и др., которые объединились в кружок «Цех поэтов» и группировались вокруг журнала «Аполлон».

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - литературное тече­ние авангардистского характера. В первом манифесте русских футуристов (нередко они называли себя «будетлянами») прозву­чал призыв разорвать с традиционной культурой, пересмотреть значимость классического художественного наследия: «Сбро­сить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохо­да Современности». Футуристы объявили себя противниками существующего буржуазного общества, стремились осознать и предвосхитить в своем искусстве грядущий мировой переворот. Футуристы выступали за разрушение устоявшихся литератур­ных жанров, намеренно обращались к «сниженной, площад­ной» лексике, призывали создавать новый язык, не ограничи­вающий словотворчество. Футуристическое искусство на пер­вый план выдвигало совершенствование и обновление формы произведения, а содержание либо отходило на второй план, либо признавалось незначимым.

Русский футуризм стал самобытным художественным движением и был связан с четырьмя основными группами: «Гилея» (кубофутуристы В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Д.Д. Бурлюк и др.), «Центрифуга» (Н.Н. Асеев, Б.Л. Пастернак и др.), «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин и др.), «Ме­зонин поэзии» (Р. Ивнев, В.Г. Шершеневич и др.).

Имажинизм (от англ. или франц. image - образ) - ли­тературное течение, возникшее в русской литературе в первые годы после Октябрьской революции. Самые «левые» имажини­сты провозглашали главной задачей поэзии «поедание образом смысла», шли по пути самоценности образа, плетения цепи метафор. «Стихотворение - ... волна образов», - писал один из теоретиков имажинизма. На практике многие имажинисты тяготели к органическому образу, слитному по настроению и мысли с целостным восприятием стихотворения. Представителями русского имажинизма были А.Б. Мари­енгоф, В.Г. Шершеневич. Наиболее талантливым поэтом, тео­ретически и практически далеко выходившим за рамки мани­фестов имажинизма, был С.А. Есенин.

Какой творческий метод, основанный на принципах худо­жественного историзма, является ведущим в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Ответ: реализм.

Укажите название литературного направления, возник­шего в России во 2-й четверти XVIII века, к которому традици­онно относят творчество М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина.

Ответ: классицизм.

Какой из названных поэтических жанров является жан­ром сентименталистской поэзии?

2) баллада

3) элегия

4) басня


Ответ: 3.

Родоначальником какого литературного направления в русской литературе называют В.А. Жуковского?

Ответ: романтизм.

Какое литературное направление, признающее суще­ствование объективных социально-исторических зако­номерностей, является ведущим в творчестве Л.Н. Тол­стого?

Ответ: реализм.

Укажите название литературного направления, воз­никшего в русской литературе в 30~40-е годы XIX века и стремившегося объективно изобразить причины несовер­шенства социально-политических отношений; направле­ния, к которому принадлежит творчество М.Е. Салтыко­ва-Щедрина.

Ответ: реализм/критический реализм.

В манифесте какого литературного течения в начале XX века утверждалось: «Только мы - лицо нашего Времени» и предлагалось «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода Современности» ?

1) символизма

2) акмеизма

3) футуризма

4) имажинизма

На раннем этапе своего творчества А.А. Ахматова вы­ступала как одна из представительниц литературного на­правления

1) акмеизма 2) символизма 3) футуризма 4) реализма

Серебряным веком в русской литературе называют пери­од развития литературы, в частности поэзии

1) после 1917г.

2) с 1905 по 1917 г.

3) конца XIX века

4) между 1890 и 1917 гг.

Начиная поэтическую деятельность, В.В. Маяковский выступал как один из активных представителей

1) акмеизма

2) символизма

3) футуризма

4) реализма

На одном из этапов творческого пути С.А. Есенин примк­нул к группе поэтов 1) акмеистов

2) символистов

3) футуристов

4) имажинистов

В русской поэзии К.Д. Бальмонт выступал как один из представителей

1) акмеизма

2) символизма

Художественный метод - это способ освоения и отображения мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении. Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев литературного произведения, в мотивировках их поведения, поступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

Художественный метод - система принципов отбора жизненного материала, его оценки, принципов и преобладающих форм художественного обобщения и переосмысления. Он характеризует комплекс факторов: целостное идеологическое, оценочное, индивидуально-неповторимое, социальное отношение художника к действительности, к сознательно или стихийно отраженным потребностям, идеологическим и художественным традициям. Художественный метод во многом определяет специфику художественного образа.

Худо́жественный стиль - Система языковых средств и идей, характерных для того или иного литературного произведения, жанра, автора или литературного направления (Стиль Гоголя. Романтический стиль).В этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т.п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п. Троп (от др.-греч. τρόπος - оборот) - в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Литературное направление - это совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ. Существуют следующие литературные направления:

1. Барокко (порт. perola barrocco - жемчужина неправильной формы).

Появляется с сер. 16 - 17 века в искусстве многих европейских стран (особенно в Италии и Испании). Больше всего проявляется в манере письма или живописном изображении. Выделяются такие важные черты барокко:

Витийственность,

Помпезность,

Декоративность,

Склонность к иносказательности, аллегоризму,

Сложная метафоричность,

Соединение комического и трагического,

Обилие стилистических украшений в художественной речи.

Ярким представителем барокко был П. Кальдерон. В России черты этого стиля проявились в поэзии С.Полоцкого, С.Медведева, К.Истомина. Основные произведения барокко: Э.Тезауро "Подзорная труба Аристотеля", Б.Грасиан "Остромыслие, или Искусство изощренного ума".

2.Классицизм -(лат. classicus -образцовый) литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого (по С.П. Белокуровой (3)):

1. Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности - художественной нормой.

2. Принцип рационализма и "подражания природе".

3. Культ разума.

4. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

5. Подчеркнутая объективность повествования.

6. Строгая иерархия жанров

3.Сентиментализм -(от фр. sentiment - чувство, чувствительность) - литературное направление второй половины XVIII в. - нач. XIX в. (3). Основные жанры - сентиментальный роман, повесть, дневник, путешествие, письмо, элегия, послание.

В произведениях этого направления человеческая личность трактовалась как отзывчивая, способная к состраданию, гуманная, добрая, обладающая высокими нравственными принципами. Крупнейшие представители в европейской литературе - Л. Стерн ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"), Ж.-Ж. Руссо ("Юлия, или Новая Элоиза"), С. Ричардсон ("Ппамела, или Вознагражденная добродетель", "Кларисса, или История молодой леди"), И.-В. Гете ("Страдания юного Вертера") и др.; в русской литературе второй половины XVIII в. - М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, А.Н. Радищев, ранний В.А. Жуковский.

Свой слог на важный лад настроя, Бывало, пламенный творец Являл нам своего героя Как совершенства образец.

("Евгений Онегин" Гл.3 Строфа 11)

4. Романтизм (от франц. roman - произведение на романских языках). Романтизм относится к первой трети 19 века. Родиной романтизма стала Германия (бр. Ф. и А. Шлегели, Л.Тик, Новалис). Для романтизма характерно "внимание к личности как духовному существу, обладающему суверенным внутренним миром, независимым от условий существования и исторических обстоятельств"(1).

5. Реализм - "(от лат. realis - вещественный) - художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью" (3). В центре внимания реализма - факты, события, люди и вещи, закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет.Писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни.

6. Символизм "- (фр. symbollisme < от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - явление художественной культуры последней трети XIX - нач. ХХ вв., противопоставившее себя реализму и сделавшее основой своей художественной системы философскую концепцию о принципиальной непознаваемости мира и человека средствами научного опыта, логического анализа и реалистического изображения" (3). Как отмечал Д.С.Мережковский, три главных элемента символизма - мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.

7. Модернизм - (от франц. moderne - современный, новейший). Для модернизма характерны "антиисторизм мышления (история подменяется некоей моделью мира, в котором ничего не меняется, мифологизацией прошлого, настоящего и будущего), интерес к человеку вообще, а не к человеку как продукту своей эпохи (конкретно-историческая обстановка в произведениях модернизма не имеет значения, ибо "человек, как лошадь, вечно ходит с закрытыми глазами по одним и тем же кругам" (Д. Джойс)), отсутствие социальной типизации" .

8. Постмодернизм (от франц. post - после и moderne - современный, новейший) - направление в литературе 20 века. Для данного направления характерно восприятие мира как хаоса, отображение бессознательного, случайного в поведении героев, обилие иронии (Ирония) и пародийности. Особенностью произведений постмодернизма является то, что они часто состоят из слов, ситуаций, которые автор подает читателю пародийно. Так,например, к таковым относятся произведения В.Пелевина, Д.Пригова.

Литературное течение - это совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Проще говоря, литературное течение - это разновидность литературного направления. Например, в русском романтизме существуют такие течения, как «философское», «психологическое» и «гражданское», а в русском реализме некоторые выделяют «психологическое» и «социологическое» течение и т.д. и т.п...

С точки зрения литературоведческого понимания «Стиль – это индивидуально-очерченная и замкнутая целенаправленная система средств словесно-эстетического выражения и воплощения художественной действительности. Широкое литературоведческое определение стиля художника как "основных идейно-художественных особенностей, присущих его творчеству (идейных позиций, круга характеров и сюжетов, своеобразие языка). Согласно взглядам Г.Н. Поспелова, в стиль входят три главных элемента: язык, композиция, детали предметной изобразительности. Язык – наиболее явный, ощутимый элемент стиля. Сюда относится ритм, интонация, лексика и тропы. С точки зрения лингвистического понимания: Стиль- разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от др. разновидностей того же языка по всем основным параметрам - лексикой, грамматикой, фонетикой;


Похожая информация.


Как известно, слово является основной единицей любого языка, а также самым важным составным элементом его художественных средств. Правильное использование лексики во многом определяет выразительность речи.

В контексте слово - это особый мир, зеркало авторского восприятия и отношения к действительности. В имеется своя, метафорическая, точность, свои особые истины, называемые художественными откровениями, от контекста зависят функции лексики.

Индивидуальное восприятие окружающего нас мира отражается в таком тексте с помощью метафорических высказываний. Ведь искусство - это прежде всего самовыражение отдельной личности. Литературная ткань сплетается из метафор, создающих волнующий и воздействующий на эмоции образ того или иного художественного произведения. В словах появляются дополнительные значения, особая стилистическая окраска, создающая своеобразный мир, который мы открываем для себя, читая текст.

Не только в литературной, но и в устной, мы используем, не задумываясь, различные приемы художественной выразительности, чтобы придать ей эмоциональность, убедительность, образность. Давайте разберемся, какие художественные приемы бывают в русском языке.

Особенно способствует созданию выразительности использование метафор, поэтому начнем с них.

Метафора

Художественные приемы в литературе нельзя себе представить без упоминания важнейшего из них - способ создания языковой картины мира на основе уже имеющихся в самом языке значений.

Виды метафор можно выделить следующие:

  1. Окаменелая, стертая, сухая или историческая (нос лодки, игольное ушко).
  2. Фразеологизмы - устойчивые образные сочетания слов, которые обладают эмоциональностью, метафоричностью, воспроизводимостью в памяти многих носителей языка, экспрессивностью (мертвая хватка, замкнутый круг и т. д.).
  3. Одиночная метафора (например, бездомное сердце).
  4. Развернутая (сердце - "колокольчик фарфоровый в желтом Китае" - Николай Гумилев).
  5. Традиционно-поэтическая (утро жизни, огонь любви).
  6. Индивидуально-авторская (горб тротуара).

Кроме того, метафора одновременно может являться аллегорией, олицетворением, гиперболой, перифразой, мейозисом, литотой и другими тропами.

Само слово "метафора" означает в переводе с греческого "перенос". В данном случае мы имеем дело с переносом наименования с одного предмета на другой. Чтобы он стал возможным, у них непременно должно существовать какое-то сходство, они должны быть в чем-то смежными. Метафора представляет собой слово или выражение, употребляющееся в переносном значении благодаря сходству двух явлений или предметов по некоторому признаку.

В результате такого переноса создается образ. Поэтому метафора - одно из самых ярких средств выразительности художественной, поэтической речи. Однако отсутствие этого тропа не означает отсутствие выразительности произведения.

Метафора может быть как простой, так и развернутой. В двадцатом веке возрождается употребление развернутых в поэзии, а характер простых значительно меняется.

Метонимия

Метонимия - это одна из разновидностей метафоры. В переводе с греческого это слово значит "переименование", то есть это передача имени одного предмета другому. Метонимия является заменой некоторого слова другим на основании существующей смежности двух понятий, предметов и т. д. Это наложение на прямое значение переносного. Например: "Я две тарелки съел". Смешение значений, их перенос возможны потому, что предметы являются смежными, причем смежность может быть во времени, в пространстве и т. д.

Синекдоха

Синекдоха - это разновидность метонимии. В переводе с греческого это слово означает "соотнесение". Такой перенос значения имеет место, когда вместо большего называется меньшее, или наоборот; вместо части - целое, и наоборот. Например: "По сообщениям Москвы".

Эпитет

Художественные приемы в литературе, список которых мы сейчас составляем, невозможно представить без эпитета. Это фигура, троп, образное определение, словосочетание или слово, обозначающее лицо, явление, предмет или действие с субъективной

В переводе с греческого этот термин означает "приложенное, приложение", то есть в нашем случае одно слово приставлено к некоторому другому.

Эпитет от простого определения отличается своей художественной выразительностью.

Постоянные эпитеты используются в фольклоре как средство типизации, а также как одно из важнейших средств художественной выразительности. В строгом значении термина к тропам принадлежат лишь такие из них, функцию которых имеют слова в переносном значении, в отличие от так называемых точных эпитетов, которые выражаются словами в прямом значении (красная ягода, прекрасные цветы). Образные создаются при использовании слов в переносном значении. Подобные эпитеты принято называть метафорическими. Метонимический перенос названия также может лежать в основе данного тропа.

Оксюморон - это разновидность эпитета, так называемые контрастные эпитеты, образующие сочетания с определяемыми существительными противоположных им по смыслу слов (ненавидящая любовь, радостная печаль).

Сравнение

Сравнение - троп, в котором один предмет характеризуется через сопоставление с другим. То есть это сопоставление различных предметов по сходству, которое бывает как явным, так и неожиданным, отдаленным. Обычно оно выражается с помощью определенных слов: "точно", "как будто", "похоже", "словно". Также сравнения могут иметь форму творительного падежа.

Олицетворение

Описывая художественные приемы в литературе, необходимо упомянуть и олицетворение. Это разновидность метафоры, представляющая собой присвоение свойств живых существ предметам неживой природы. Часто оно создается с помощью обращений к подобным явлениям природы как к сознательным живым существам. Олицетворением также является перенос на животных человеческих свойств.

Гипербола и литота

Отметим такие приемы художественной выразительности в литературе, как гипербола и литота.

Гипербола (в переводе - "преувеличение") - одно из выразительных средств речи, представляющее собой фигуру со значением преувеличения того, о чем идет речь.

Литота (в переводе - "простота") - противоположность гиперболе - чрезмерное преуменьшение того, о чем идет речь (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок).

Сарказм, ирония и юмор

Продолжаем описывать художественные приемы в литературе. Список наш дополнят сарказм, ирония и юмор.

  • Сарказм означает в переводе с греческого "рву мясо". Это злая ирония, язвительная насмешка, едкое замечание. При использовании сарказма создается комический эффект, однако при этом ощущается явно идейная и эмоциональная оценка.
  • Ирония в переводе означает "притворство", "насмешка". Она возникает, когда на словах говорится одно, а подразумевается совсем другое, противоположное.
  • Юмор - одно из лексических средств выразительности, в переводе означающее "настроение", "нрав". В комическом, иносказательном ключе могут быть написаны порой целые произведения, в которых ощущается насмешливо-добродушное отношение к чему-то. Например, рассказ "Хамелеон" А. П. Чехова, а также многие басни И. А. Крылова.

Виды художественных приемов в литературе на этом не заканчиваются. Представляем вашему вниманию следующий.

Гротеск

Важнейшие художественные приемы в литературе включают в себя и гротеск. Слово "гротеск" означает "затейливый", "причудливый". Данный художественный прием представляет собой нарушение пропорций явлений, предметов, событий, изображаемых в произведении. Он широко используется в творчестве, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Господа Головлевы", "История одного города", сказки). Это художественный прием, основанный на преувеличении. Однако степень его намного больше, чем у гиперболы.

Сарказм, ирония, юмор и гротеск - популярные художественные приемы в литературе. Примеры первых трех - рассказы А. П. Чехова и Н. Н. Гоголя. Гротескно творчество Дж. Свифта (например, "Путешествие Гулливера").

Какой художественный прием использует автор (Салтыков-Щедрин) для создания в романе "Господа Головлевы" образа Иудушки? Конечно, гротеск. Ирония и сарказм присутствуют в стихотворениях В. Маяковского. Юмором наполнены произведения Зощенко, Шукшина, Козьмы Пруткова. Данные художественные приемы в литературе, примеры которых мы только что привели, как вы видите, очень часто используются русскими писателями.

Каламбур

Каламбур - фигура речи, представляющая собой невольную или нарочитую двусмысленность, возникающую при употреблении в контексте двух или более значений слова или при сходстве их звучания. Его разновидности - парономазия, ложная этимологизация, зевгма и конкретизация.

В каламбурах игра слов основана на омонимии и многозначности. Из них возникают анекдоты. Эти художественные приемы в литературе можно отыскать в творчестве В. Маяковского, Омара Хайяма, Козьмы Пруткова, А. П. Чехова.

Фигура речи - что это такое?

Само слово "фигура" с латыни переводится как "внешний вид, очертание, образ". Слово это многозначно. Что же обозначает данный термин применительно к художественной речи? Синтаксические средства выразительности, относящиеся к фигурам: вопросы, обращения.

Что такое "троп"?

"Как называется художественный прием, использующий слово в переносном значении?" - спросите вы. Термином "троп" объединяются различные приемы: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение и другие. В переводе слово "троп" означает "оборот". От обычной речи художественная отличается тем, что в ней применяются особые обороты, украшающие речь, делающие ее выразительнее. В разных стилях используются разные выразительные средства. Важнейшее в понятии "выразительность" для речи художественной - способность текста, художественного произведения оказывать эстетическое, эмоциональное воздействие на читателя, создавать поэтические картины и яркие образы.

Все мы живем в мире звуков. Некоторые из них вызывают у нас положительные эмоции, другие, наоборот, волнуют, настораживают, вызывают тревогу, успокаивают или же навевают сон. Различные звуки вызывают различные образы. При помощи их комбинации можно эмоционально воздействовать на человека. Читая художественные произведения литературы и русского народного творчества, мы особенно остро воспринимаем их звучание.

Основные приемы создания звуковой выразительности

  • Аллитерация - это повтор сходных или одинаковых согласных.
  • Ассонанс - намеренный гармоничный повтор гласных.

Часто аллитерация и ассонанс употребляются в произведениях одновременно. Эти приемы направлены на то, чтобы вызвать различные ассоциации у читателя.

Прием звукописи в художественной литературе

Звукопись - это художественный прием, представляющий собой использование определенных звуков в конкретном порядке для создания определенного образа, то есть подбор слов, имитирующих звуки реального мира. Прием этот в художественной литературе используется как в поэзии, так и в прозе.

Разновидности звукописи:

  1. Ассонанс - в переводе с французского означает "созвучие". Ассонанс представляет собой повторение одинаковых или схожих гласных звуков в тексте для создания определенного звукового образа. Он способствует выразительности речи, его используют поэты в ритмике, рифме стихотворений.
  2. Аллитерация - от Этот прием является повторением согласных в художественном тексте для создания некоторого звукового образа, для того, чтобы сделать поэтическую речь более выразительной.
  3. Звукоподражание - передача особыми словами, напоминающими звуки явлений окружающего мира, слуховых впечатлений.

Эти художественные приемы в стихах очень распространены, без них поэтическая речь была бы не столь мелодичной.

У каждого писателя есть особенности творчества (в выборе тем, изображении лиц, отдельных общественных групп, в своеобразии художественных приемов и языка произведения). Например, манеру выражать мысли А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого трудно перепутать. Отсюда и произошло понятие авторского стиля (стиль - это заостренная палочка и лопатка на другом конце для письма на дощечке, натертой воском).

Стилем называется - идейно-художественное своеобразие творчества писателя, которое проявляется в особенностях тем, идейного смысла, системы образов, приемах их построения, в композиции и языке произведения. Это единство основных идейно-художественных особенностей (темы, идеи, характеров, сюжета, языка), обнаруживающееся на протяжении всей творческой работы писателя, обуславливается эпохой, жизненным опытом, взглядами художника и особенностями его таланта. Стиль одного и того же автора может развиваться и изменяться с течением времени (А.С. Пушкин ранний и поздний существенно отличаются друг от друга как по творческому методу - романтик и реалист, так и по форме произведений - поэт и прозаик).

В стиле ряда писателей можно найти одинаковые черты - общие темы, близкие по социальному положению и взглядам герои (например, тема "лишних" людей в первой половине 19 века в России, о трагической судьбе молодых дворян, непонятых обществом).

Таким образом формируется литературная школа, направление, группа, течение - единство формы и содержания, единство метода, сближающее писателей друг с другом. В зависимости от особенностей исторической обстановки оно получает определенную политическую окраску и политическую целеустремленность (например, натуральная школа последователей Н.В. Гоголя в России).

Более высокую ступень общности представляет собой творческий художественный метод. Художественный метод - общие для писателей принципы отбора жизненных явлений и их изображения. Он зависит прежде всего от изменений общественной жизни (реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм, постмодернизм).

Литературный процесс - процесс взаимодействия стилей, течений, методов, направлений художественной литературы в один и тот же исторический период. Самым древним и самым известным методом изображения действительности в художественной литературе является реализм. Именно с него литературный процесс начался в Древней Греции и Древнем Риме, с формирования так называемого античного реализма, потом в средние века можно говорить о средневековом реализме, эпоха Возрождения дает толчок развитию идей возрождения в реалистическом творчестве того периода. Эпоха Просвещения же впервые позволяет говорить о появлении зрелого литературного течения с четко сформулированными законами творчества - классицизма.

Классицизм (от лат. classicus - первоклассный) - течение в литературе Западной Европы и России (17-18 века) после окончания религиозных войн. Классицизм возник как подражание образцам античного (классического) искусства. Представителями его являются Расин, Корнель, Буало, Мольер, Сумароков, Херасков, Кантемир, Ломоносов, Тредиаковский, Державин. Они старались в изображении жизненных коллизий обратить внимание на чувство долга и патриотизм героев.

Классицизм является образцом литературы, созданной по нормативным принципам. Основные идеи классицизма связаны с идеей прогрессивной абсолютистской королевской власти, что выражало во Франции, где зародился классицизм, гражданские, общенациональные идеалы, идею гражданского разума, которую герой должен предпочитать другим человеческим чувствам. Рассудочно-гражданское мышление классицизма было связано с публицистичностью, дидактичностью, публицистическими настроениями, выраженными в произведениях.

Классицизм был связан с дворянской, аристократической, придворной культурой. Это вело в определенной сословной ограниченности - не допускалось изображение народа, народной жизни, природы, сюжеты брались, в основном, из древнегреческой или древнеримской истории.

Все произведения четко делились на высокие и низкие, так же, как и жанры, было введено правило "трех единств" - единства времени (весь конфликт должен получить разрешение в течение суток), места (действие разворачивалось в одном месте), действия (один сюжет, герои - носители какого-то одного качества, амплуа актеров). Все это вело к нарушению жизненной правды, созданию условных, надуманных образов, схематических характеров, сложному языку.

Русский классицизм боролся за самобытность русской культуры, чистоту русского языка, отразил существенные моменты развития России.

Сентиментализм (от франц. sentimental - чувствительный) - литературное течение в русской и западной литературе конца 18 - начала 19 веков, возникшее первоначально в Англии и отразившее борьбу буржуазии с феодалами. Сентиментализм содержал протест против развращенных нравов дворянской аристократии, ей противопоставлялась жизнь ремесленников, купцов, крестьянства, сочувствие людям, угнетенным феодалами.

Как направление, оно было целиком противопоставлено рассудочности произведений классицизма, содержало протест против отвлеченных идеалов разума, противопоставляя им искренние чувства, стремясь изобразить особенности человеческой психологии.

Воспевание патриархальных устоев и чувств приводило к идее о том, что естественными люди могут быть только на природе. Город и городская культура противопоставлялись природе, деревне и наделялись всеми отрицательными чертами (разврат, корыстолюбие, отсутствие моральных устоев). В свою очередь, деревня идиллически и патриархально изображенная, представлялась только с положительной стороны без всякой критики.

Для сентиментализма были характерны и другие черты. Например, стремление к историзму, прославлению прошлого своей страны, характеры героев изображались главным образом через эмоционально-психологическую характеристику с устранение всякой реальной обстановки, вне реальных событий.

В системе языка сложился особый стиль сентиментализма - стиль интонационно-чувствительного характера (с обилием обращений и восклицаний), авторы полностью отказываются от "высокого штиля" классицизма, но создают свой собственный искусственно-чувствительный язык.

В русской литературе сентиментализм имел иную социальную основу в конце 18 века (Карамзин, Богданович, Дмитриев, Шальков, ранний Жуковский) - выражал настроения дворянства в эпоху усиливающегося буржуазного развития России и обостряющегося освободительного крестьянского движения. Характерные черты этого русского направления - фальшивое изображение крестьянства, деревни, идеализация крепостнического строя. Стремление замолчать факт эксплуатации крепостных, условное изображение русской деревни как места игр счастливых поселян, изображение отца-покровителя и благодетеля -помещика, исполненного заботы о своих крепостных ("Вы мне будьте вечно чада, я вам буду век отец") - все это характерные черты русского сентиментализма.

Были и положительные моменты. Впервые крепостные и их чувства были изображены наряду с чувствами помещиков ("И крестьянки любить умеют" - Н.М. Карамзин). Это произвело огромное влияние на развитие русской литературы, так как уделялось внимание чувствам простых людей, изображению психологии человека.

Романтизм - творческий метод, появившийся в Западной Европе в конце 18 - начале 19 веков - принято рассматривать как реакцию на буржуазные революции в Англии и Франции, так как он выражал недовольство широких общественных кругов новой буржуазной действительностью. Вместо царства свободы, равенства и братства, ради которого были принесены огромные жертвы, в буржуазном обществе начинает господствовать дух наживы, власть денег, новое угнетение личности. Поэтому основной принцип этого движения - противопоставление реальной жизни иного мира, созданного творческой фантазией писателя. Для романтического произведения характерны: необыкновенный герой, обуреваемый неистовыми страстями, необыкновенные обстоятельства, в которых происходит действие, пелена недосказанности и тайны, которая опутывает прошлое героя.

Выделяется два основных направления романтизма: пассивный (консервативный) и революционный (прогрессивный).

Консервативный романтизм (Новалис, Уланд, Шатобриан, Виньи, Вордсворт, Гейне, Шиллер, Жуковский, Батюшков, Дельвиг) стремился увести читателя в мир мечты, фантазии, мистики или исторического прошлого (средневековья). В произведениях этих романтиков существовали два типа героев: мечтатели, живущие только в мире своих личных чувств и души, и деятельные натуры, стремящиеся возродить рыцарские чувства и благородные принципы жизни.

Революционный романтизм (Байрон, Гюго, Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Одоевский)) изображал протест, страсти исключительной личности, не смиряющейся с обстоятельствами окружающей действительности, борющейся, стремящейся к свободе, действию, к будущей свободной жизни.

В русской литературе возникший в самом начале 19 века (особенно широко распространившийся после Отечественной войны 1812 года) романтизм отражал недовольство русского дворянства двумя основными бедами того времени: самодержавием и крепостным правом.

Реализм - предполагает показ действительности, реальной жизни человека, правдивое исторически-конкретное изображение человека и общества, изображение связей и взаимодействий человека и общества ("правдивость изображения типических характеров в типических обстоятельствах" - Ф. Энгельс).

Типические герои отражают характеры и собирательные черты многих людей, общественных групп (или героев и образы, отражающих типичные тенденции развития общества). Типические обстоятельства - описание особенностей быта, нравов того общества и в тот исторический момент, когда сформировались герои.

Это самый древний и самый мощный творческий метод изображения действительности, известный в истории литературы. Отдельные элементы реализма уже встречались в античной литературе 5-3 веков до н.э. Несмотря на то, что её герой пока не выделился из общей массы, он мыслит как все общество (Ахилл у Гомера).

Далее, в эпоху Возрождения (13-16 вв.), по время роста общественного самосознания, герой уже выделился из общества, ему присуще чувство справедливости и ответственности (Гамлет, Дон Кихот), хотя он пока руководствуется не классовыми, а нравственными критериями (защитники человечества от несовершенств).

В эпоху Просвещения (18 в.) происходит усиление критического начала реализма. Против феодализма и церковной идеологии выступает молодая революционная буржуазия с критикой права, морали, религии (Вольтер, Дидро, Д.И. Фонвизин). Недостатки общества объяснялись ими недостатками системы политических нравов, моральных взглядов.

Критический реализм начал формироваться в творчестве Бальзака и Пушкина благодаря недовольству романтических представлений о путях изменения жизни и разочарованию буржуазной действительностью. Аналитическая устремленность и усиление критического начала были связаны с разоблачением и отрицанием основ феодального и буржуазного общества через изображение человека в его различных связях с обществом. Человека изображали таким образом, как часть и продукт среды (характер, взгляды, поведение, образ жизни формируется обществом), но при этом стремились к будущему, к идеалу.

В истории реализма бывало так, что наряду с исторически неверным, отвлеченным пониманием характеров персонажей осуществлялось верное, конкретное, реалистическое их воспроизведение (Н.В. Гоголь "Мертвые души") - надо различать миросозерцание художника и его теоретические взгляды.

Модернизм (от фр. moderne - новый, современный) - различные течения в современной литературе 20 века (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм ), противопоставляющие себя реализму. Их не устраивает основной принцип реализма - отражение объективной действительности, они считают его натуралистическим копированием жизни.

Основой искусства должно стать продуцирование вовне внутреннего "я" героя, его внутреннего мира. Черты модернизма - максимально открытое и свободное самораскрытие авторов, их настойчивое стремление обновить художественный язык, сосредоточенность более на универсальном и культурно-исторически далеком, нежели на близкой реальности.

Постмодернизм как литературное течение сформировался во второй половине 20 века и представляет собой попытку современных авторов во главе с Ж. Деррида философски осмыслить историю литературы и культуры в целом с позиции деконструкции (то есть отвержения) всего устойчивого, стабильного, безусловного, что есть в ней. Понятие симулякра и постмодернистская концепция тотальной неупорядоченности мира порой находит формы выражения, родственные мифологической архаике, что позволяет трансформировать сюжеты, образы, обстоятельства в новые произведения, используя их в соответствии с современными условиями.

Течение - это группа писателей, объединенных идейно-эстетическими взглядами и художественно стилевыми особенностями. Это историко-типологическое образования, охватывает как содержательный, так и формальный уровне искусства, которые между собой взаимосвязаны. По словам Ю. Кузнецова - "динамическое единство концептуальных идейно-эстетических, мировоззренческих, прежде всего стилевых принципов, охватывает творчество многих писателей, сложившаяся на определенной стадии литературного процесса".

В.М. Лесин и А.С. Пулинець ("Словарь литературоведческих терминов") отождествляют течение с направлением. Во многих вузовских учебниках термин "течение" не выделяется как отдельное специфическое явление в развитии литературы. В статье "Литературный направление" ("Литературоведческий словарь-справочник". - М., 1997. - С. 419) читаем: "Стилевые тенденции меньшего масштаба, чем литературное направление, называются течениями, струями и т.п.". Мы придерживаемся мнения, что направления шире течения, они могут иметь течения. Категория "течение" узкая от категории "направление", "метод", но шире литературной школы. Как составную часть направления рассматривают литературные течения А. Соколов, М. Каган, А. Ревьякин, В. Воробьев, Г. Сидоренко, Ю. Кузнецов.

Литературная теч и я должен конкретно-исторический характер, творческую историю, национальные особенности. Украинский символизм, например, появился позже, чем французский. Он отличается от западноевропейского и русского. Как отмечают Ю. Кузнецов и И. Дзюба, "Украинский символизм в целом уступал им философской концептуальностью и эстетической определенностью; в то же время в нем меньше эзотеризма, окультности и мистицизма, больше отзывов на жизнь, он неравнодушен к идее национального освобождения, что набирала время формы" национального мистицизма... ".

Литературное течение может иметь свой стиль. Его должны символисты, футуристы, импрессионисты.

Художественный метод

Художественный метод (греч. Methodos - путь исследования, способ изложения) - одна из самых молодых категорий в литературоведении. Она появилась в 20-30-х годах XX в. Этот срок использовали русские символисты Брюсов, А. Белый. А. Соколов считает, что метол зародился вместе с искусством. Вопросам метода интересовался еще Аристотель. Он называл три типа мимезису:

1) следовать действительность такой, какая она есть;

2) такой, как о нем думают или говорят;

3) какой должна быть.

Аристотель говорит о различные методы творчества, но термин "метод" не употребляет. Р. Декарт в философском трактате «Рассуждения о методе» (1637) изложил основные принципы рационализма: требование строгой систематизации знаний, выработки канонов и правил, регулирующих познавательную деятельность людей.

Ведущие ученые сходятся во мнении, что художественный метод - это общие принципы отражения действительности. "Нет произведения искусства без художественного метода, как нет научного исследования без научного метода". В теоретических взглядах на художественный метод не хватает четкости. Метол отождествляют с направлением, течением, стилем. В. Лесин и А. Пулинець под методом понимают «совокупность основных принципов художественного отбора жиги них явлений, их обобщения, осмысления и идейно-эстетической оценки с позиций определенного эстетического идеала, а также соответствующих способов художественного отображения действительности и воплощение ее в образах искусства". "Одни ученые, - замечает Ю. Борев, - определяют его как совокупность художественных приемов и средств, вторые - как принципы эстетического отношения искусства к действительности, третьи - как систему мировоззренческих направляющих творчества". Размышляя над этими определениями, Ю. Борев отмечает, что на формирование метода влияют все три фактора: "действительность в ее эстетическом богатстве, мировоззрение в Его исторической и социальной определенности и художественно-мыслительный материал, накопленный в предыдущие периоды".

Д. Наливайко считает метод главным нервом направления, категории гносеологической и аксиологической. А. Ткаченко отмечает, что метод как категория гносеологическая (познавательная) и аксиологическая (оценочная), "не обязательно должен быть" главным нервом "напрямую. Хотя бы потому, что искусство вообще и искусство слова в частности, имеют собственные" нервы ", которые отличаются от философии, социологии, других проявлений человеческого рацио. Другое дело - наука (в том числе - искусство и литературоведение), которая пользуется определенными методами... анализа, синтеза, прогноза ". По мнению Е. Васильева, каждый метод имеет направления, "метод, как путь художественного познания не ограничен временными и географическими рамками, хотя и исторически обусловленными. Направление же является общностью художников на основе метода, он связан с определенной эпохой и страной (странами) "3. Известны сроки "античный реализм", "реализм Возрождения", "реализм Просвещения" можно, считает Е. Васильев, применять к реализму как метода, которому, по наблюдению С. Петрова, присущи:

1) универсальность изображение человека;

2) социальный и психологический детерминизм;

3) историческая точка зрения на жизнь.

В истории литературы выделяют следующие методы: барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, модернизм. Интересно рисует мини-портреты этих методов П. Сакулин. "Классицизм - стройная фигура воина в гордой позе, с величественной протянутой рукой. Сентиментализм - нежная, хрупкая девушка, сидит подперев подбородок рукой, на лице грустная задумчивость, глаза мечтательно направлены вдаль: на ресницах блестит нависла слеза. Романтизм - красивый юноша в плаще и широкополой шляпе; вьющиеся волосы развеваются по ветру; зрение, пылающий от восторга, обращенный к небу. Художественный реализм - зрелый человек со здоровым цветом лица, со спокойным и вдумчивым взглядом. Натурализм - нечупарно одетый человек в кепке, волосы стоят дыбом, в руках - блокнот, на ремне висит кодак; беспокойно и критически оглядывается по сторонам. Символизм - нервная молодой человек; сильно жестикулирует; громко и протяжно декламирует стихи о метафизическую красоту потустороннего мира ".

"Категорию художественного метода, - отмечает Е. Васильев, - необходимо воспринимать не догматически и абстрактно... Художественный метод -... живой, образный регулятор творческой деятельности. Методы не является принятым формами. Они сосуществуют, взаимопроникают, обогащают друг друга. Разные художественные методы сочетаются и в отдельном литературном направлении, и в индивидуальном стиле писателя ".

Художественные методы по-разному исследуют действительность. Реалистический метод предоставляет рациональный, детерминированном подхода к миру перед чувственно-интуитивным, направляет внимание на общественную жизнь (проблемы экономики, политики, морали, быта). Романтический сосредоточивает внимание на желаемом, должном, на идеале. Он предпочитает чувственно-интуитивном подхода к действительности, используя и рациональный.

Реалистичный и романтический методы изображают мир в разной последовательности. Реалистичный прежде всего материальной, приближаясь к духовному, романтический - сначала духовное. Особенности этих методов хорошо раскрыл Д. Чижевский, сравнивая их. Любовь к простоте - уклон к усложненности; наклон "в ясных, по некоторым предписаниям выстроенных рамок или, наоборот, стремление предоставить произведению умышленно незаконченной, разорванной" свободной "формы, стремление к прозрачной ясности мысли - пренебрежение ясностью, мол, важнее" глубина ", хоть бы она читателю и не всегда была до конца понятна "; стремление выработать нормированной, нормализованную, "чистый язык" - поиски своеобразной оригинальной языка, любовь к языковым странностей, использование диалектизмов и жаргонов; стремление дать точный выражение - попытка раскрыть наибольшую полноту языкового проявления, хотя бы это и не в пользу творчества; "стремление достичь в общем впечатление спокойной гармонии или, наоборот, напряжение, движения, динамики. Представители этих двух разных типов литературных стилей ценят не то же самое: ясность или глубину, простоту или великолепие, спокойствие или движение, законченность в себе или бесконечность перспектив, законченность или стремление и изменчивость, концентрированность или разнообразие, традиционную каноничность или новизну и т. д. С одной стороны, преобладает идеал спокойной уравновешенной красоты, с другой - красота не является единственной эстетической ценностью литературного произведения, рядом красоты стоят другие ценности, и к эстетической сферы принимается даже нелепое ".

М. Моклица к романтическим методов относит барокко, сентиментализм, романтизм и неоромантизм, к реалистическим - античный реализм, классицизм, просветительский реализм, критический реализм, натурализм, социалистический реализм. "Все они, - отмечает исследовательница, - разные, потому сформировались в разные эпохи, но родственные между собой одинаковыми эстетическими установками: романтики всех времен воспроизводят свой внутренний мир, и это для них главное (фантазия и воображение вызывает распространение условных форм), реалисты всех времен пытаются воссоздать действительность, потому подчиняют искусство жизни (в таком случае господствуют жизнеподобного или, используя термин Аристотеля, миметического, то есть подражательные формы в искусстве). В эпоху модернизма произошло органическое соединение романтического и реалистического типа мировосприятия, когда субъект, то есть художник, осознал себя как главный объект для эстетического освоения ".

Художественные методы постоянно чередуются, направления рождаются только раз, развиваются и впоследствии навсегда прекращают свое существование.