Как создать иллюстрации к детской книжке. Создаём миксовую иллюстрацию в Фотошоп. Создание иллюстрации по фотографии

Привет! Давно не виделись и наверно еще больше не списывались. Сегодня я хочу передать тебе весь свой опыт, который я приобрел рисую для этого блога в течении прошедшего года . Понеслась!

Хотелось бы похвастаться большим его количеством, да еще и в качестве применения к газетам, журналам, новостным порталам, книгам, что могут оценить десятки тысяч человек ежедневно… но, опыт скромен и состоит из одной газеты для пенсионеров и этого блога.

Не буду говорить тебе что «нужно делать именно так, и никак иначе»… хотя, я в принципе никогда так не говорил, и всего лишь поделюсь своими наработками создания иллюстраций к статьям для блога сайт

Что такое иллюстрация

Вольное трактованные этого термина оставим в глубинах моей головы, а обратимся к глобальной паутине.

Иллюстрация – это рисунок или любое другое изображение, поясняющее текст, сюда можно отнести и фотографии, и гравюры, да и много чего еще .

Цель рисунка как правило выделить субъект, о котором идет речь, а не показать форму, объяснить или показать текстовое содержимое графическими методами.

Используется для передачи эмоций, атмосферы творящейся в тексте, изображении героев повествования, демонстрации объектов, пошаговых инструкций и схем в технической документации.

Как используются иллюстрации

Где мы встречаемся с ними чаще всего? ИМХО, приоритет такой — детские книги, затем сайты, газеты, журналы, остальные книги.

В газетах изображают в основном карикатуры, высмеивающие описываемую в тексте ситуацию, а журналы больше используют на фото коллажи и, если есть необходимость, рисунки, которые могут покупать на стоках.

Настоящий кладезь - это детские книги и сайты. Есть мнение, и не только мое, что на рисование иллюстраций к книге возьмут человека, у которого портфолио выполнено в одном стиле и схожей тематике, чем того, у кого сборная солянка из стилей, техник, тем и т.д.

И какой из этого напрашивается вывод? Правильно если ты хочешь заработать на рисовании картинок, сопровождающих текст, то это тебе необходимо подстраиваться под рынок, а не рынку под тебя.

На самом деле когда ты поймешь правила игры и перестанешь сопротивляться , выпячивая своего «Д’Артаньяна» на показ вот тогда ты можешь рассчитывать на работу в этой сфере.

С сайтами, на мой взгляд ситуация иная. Их много, и не смотря на то что ты все еще должен подстраиваться под клиента, тут тебе никто не запрещает, а даже рекомендует сделать свое портфолио как можно разнообразней, что бы заказчик мог выбрать стиль, в котором хочет сопровождать иллюстрации на своем портале.

Итак, подытожим, чтобы рисовать коммерческую иллюстрацию, а именно так называются оплачиваемые рисунки, тебе необходимо выбрать сферу, в которой ты хочешь применять свои таланты, создать богатое портфолио в одном стиле (для узкой сферы, вроде детских книг ), либо в разных (для сайтов и проектов с широкой тематикой ), чтобы продемонстрировать свой опыт заказчику.

Я надеюсь мы оба пониманием что сегодня будет опущен вопрос того как вообще рисовать и поговорим об идее и концепции, а не формах и линиях. Понеслась… опять!

1. Во первых строках нужно понять, а точнее спросить как видит иллюстрацию сам заказчик . Если ответ будет в стиле «На ваше усмотрение», то считай, что повезло, иные же заранее создают у себя в голове картинку и сетуют, когда она не совпадает с тем что вышло из-под твоего пера.

Я конечно сам себе заказчик и исполнитель, но если бы заказывал иллюстрации «кому-нибудь», то обязательно сказал бы, что конкретно нужно нарисовать и как я это вижу, а не «есть текст – иллюстрируйте».

2. Как правило мои иллюстрации опираются на подзаголовки , но не всегда информации хватает для составления четкой картины. В иных случаях, я перечитываю текст и вычленяю предложение из всего раздела, а еще лучше контекст и пытаюсь как-то его обыграть.

3. У меня блог и по моим наблюдениям большинство нарисованных для интернет-сайтов иллюстраций имеют развлекательный характер и хотят насмешить читателя, разбавить атмосферу, дать передохнуть.

Крупным интернет-изданиям, ну вроде adme, lookatme и иже с ними, часто нужны специфичные и креативные рисунки. С книгами проще – просто рисунок, иллюстрирующий текст, без всяких аллюзий и тайных смыслов.

4. Иллюстрации на сайтах нужны в первую очередь что бы читатель с катушек не съехал пока прочитает эту простыню . Поэтому чем больше будет рисунков, тем лучше. Однако осторожно, нарисовать восемь иллюстраций для одной статьи – сложно, но можно, а рисовать по восемь иллюстраций к десяти статьям, это бл*дь самоубийство (я знаю Т_Т).

То же справедливо и для книг. Если заказчик строго определяет количество рисунков на квадратный сантиметр, то в первую очередь необходимо оценить по силам ли тебе это. Как оценить? Возьми тестовое задание, можно даже не оплачиваемое, ведь если тебе подойдет, то с тобой будут сотрудничать, а если нет, то ты купишь себе СВОБОДУ от рабства над проектом, который в будущем будет ассоциироваться у тебя только с болью .

5. Цвет в иллюстрации задает настроение для всего текста . Светлые и яркие рисунки ассоциируются с хорошим настроением и говорят о том, что текст «настроен дружелюбно», не написан в депрессивных тонах, не стремиться тебя напугать. Темные цвета напротив могут сгустить краски что бы передать весь ужас, который описывается в тексте.

6. Черно-белые рисунки создаются быстрее цветных, но не так быстро, как кажется на первый взгляд … Ладно этот совет полезен, возможно, исключительно только для меня (с моим то стилем рисовки…), но в последнее время все чаще начинаю добавлять цвета и… не сказал бы что рисую заметно дольше. Так что это так, совет для тех, кто пока не умеет красить и думает «мой стиль будет черно-белым» — как думал я.

7. Оптимизируй задники . Часто в иллюстрации важен объект и совершенно не важен фон. Фон может быть абстрактным или просто каким-то пастельным. Если заказчик не требует от тебя подобной «Атмосферы», то не заморачивайся – кучу времени себе сэкономишь.

8. Старайся придерживаться одной рисовки . Да, весьма странный совет ответом, на который может служить фраза: «Ясен пень!». Но мы — начинающие художники (если ты нет, то что ты здесь забыл?) и каждый наш рисунок учит нас чему-то новому и после каждой работы мы рисуем все лучше и лучше.

9. Для сайтов, газет, журналов: когда ты выбираешь единый стиль рисовки, то иногда есть возможность придумать и персонажа . Если вспомнить иллюстрации к газете, которые я в детстве постоянно выискивал, то там был такой персонаж как Петрович. Честно скажу нарисован он был ужасно, но цепляло то как один и тот же персонаж попадает в разные ситуации.

Так и я сделал для своего блога, у меня два основных персонажа (ну и я на подстановке), которые иллюстрируют все происходящее в моих статьях.

10. Если текст описательный – рисуй объект, если повествовательный – действие . Сейчас объясню – если мне описывают, то какая шикарная ваза у моего соседа, то я рисую вазу, если мне рассказывают о том, как эта ваза к нему попала, то я могу нарисовать весь ее путь от фабрики до дома, как ее произвели, уронили, склеили, транспортировали и т.д.

11. Не самый категоричный совет, сугубо на мой взгляд, чем больше деталей, тем лучше . Да большое количество мелочей удлиняет процесс производства, но в то же время помогает читателю лучше прочитать картинку. Глаза цепляются то за одну вещь то за другую и образ откладывается в голове. Но есть тонкая грань между умеренным количеством и сильным переизбытком… эту грань ты должен найти сам;)

Ну, тут не так много, но как я и говорил это мой опыт создания иллюстраций и некоторые моменты которые я подметил лично для себя.

Надеюсь тебе было интересно, и ты получил парочку полезных знаний.

И, да, не забывай что для создания цифровых иллюстраций тебе необходим графический планшет)) Я последнее время присматриваюсь к Алиэкспрессу, там есть много планшетов по низким ценам . Я уже не раз покупал вещи у китайцев и в ближайшее время планирую купить себе новенький планшетик... а то мой ваком уже совсем стерся Т_Т

Всем творческого настроения друзья!

Привет! Меня зовут Hatice Bayramoglu, я художник по 3D и иллюстратор из Турции. В этом уроке я покажу, как нарисовать и раскрасить героя - иллюстрацию для детской книги. По ходу урока я буду разъяснять свой выбор тех или иных инструментов и свои мысли на счет иллюстрации. Мой урок показывает, как я создаю иллюстрацию от начального наброска до полноценного рисунка. Полагаю, что после прочтения данного урока вы найдете что-то полезное для себя. Для создания работы я буду использовать Photoshop и планшет Wacom.

Этот рисунок будет полностью создан в Photoshop CS2.

Шаг 1: Набросок
Начните с создания нового документа в Photoshop. Его размеры должны быть около 800х778 пикс. Я начала с создания быстрого наброска, отражающего мою основную идею. Вот набросок основной окружающей среды вокруг главного героя.

Итак, как видите, на этом наброске изображена главная героиня - маленькая девочка, стоящая рядом с яблочным деревом с яблоком в руках. Она улыбается, потому что счастлива, а, возможно, немного грустна.

Шаг 2: Настройка кистей в Photoshop
Вот одна единственная кисть, которую я использую для раскрашивания своей героини. Для рисования я буду использовать стандартные кисти.

Прежде, чем вы начнете рисовать, необходимо настроить кисть. Начните с выбора инструмента Кисть (Brush), затем используйте стандартную кисть, которая представлена ниже.


(нажмите на изображение, чтобы увеличить)

Шаг 3: Цветовая палитра
Вы должны определиться с цветами, которые будете использовать, прежде, чем начать рисовать. Вот мои цвета, используемые в работе:

Шаг 4: Слои (Layers)
Создайте Новый слой (New Layer) и назовите его Sketch (Набросок). Этот набросок вы можете создать в Photoshop или на бумаге. После того, как вы создали слой с наброском, измените его Режим смешивания (Blending Mode) на Умножение (Multiply) и всегда держите его поверх всех слоев, чтобы видеть то, что вы закрашиваете.
Теперь посмотрите на мою палитру слоев. Здесь представлены отдельные слои для каждого объекта наброска. Раскрашивание каждой детали на новом слое, позволяет легко вносить коррективы в процессе рисования. Намного легче исправлять ошибки, если основные элементы вашей иллюстрации расположены на отдельных слоях. Этот шаг действительно очень важен!

Шаг 5: Работа над цветом фона
Здесь позвольте мне показать вам, как я раскрашиваю фон. Выбираем инструмент Заливка (Paint Bucket) (G). После того, как вы зальете фон, он должен выглядеть вот так. Убедитесь, что слои расположены так, как показано на изображении ниже.

Шаг 6: Раскрашивание основных фигур
Перед тем как приступить к раскрашиванию, позвольте мне снова показать порядок расположения слоев. Я его изменила, поскольку слой с наброском должен быть над всеми слоями, а также установлен в режиме Умножение (Multiply). На данном этапе мы можем начать раскрашивание наброска и можем определить основные фигуры. Используя инструмент Кисть (Brush) (B), начните раскрашивать главного героя и дерево на отдельных слоях. Убедитесь, что Жесткость (Hardness) кисти установлена на 100%. Кисть с мягкими краями может привести к несколько размытому результату.

А в этом шаге я бы хотела изменить размер своего файла, поскольку хочу добавить более тонкие детали. Поэтому я открываю Изображение (Image) - Размер изображения (Image Size) и увеличиваю размеры файла до 1500х1495.

Шаг 7: Добавление деталей
Теперь я могу приступить к добавлению деталей. В этом шаге я начала с раскрашивания лица главной героини. Убедитесь, что вы работаете на надлежащем слое, прежде чем раскрашивать.

А здесь я создала копию слоя с деревом и добавила некоторые детали к нему. Также я спрятала первый слой с деревом.

А вот скриншот для рассмотрения деталей. Я начала добавлять еще больше деталей к своему рисунку, такие как трава и маленькие цветочки. На данном этапе я создала слой с именем Flowers (Цветы).

Я добавляю еще больше цветов и тонких детальных линий на дереве.

Теперь посмотрите на детали, которые я только создала. Продолжаю добавлять детали и, при необходимости, создавать новые слои.

Шаг 8: Особое внимание главному герою
Теперь, поскольку я довольна детализацией декораций и дерева, я добавлю деталей к одежде девочки. На данном этапе я заметила, что моя героиня выглядит очень просто и не очень привлекательно, поэтому я подумала, что надо уделить время для внесения некоторых изменений. Я попыталась придать несколько другой вид героине и продолжила добавлять больше деталей. Снова обратите внимание на порядок слоев. Как видите, в этом шаге у меня появилось еще несколько новых слоев. Все слои имеют свои имена.

Теперь я начинаю добавлять маленькие детали героине, добавляя больше желтых и зеленых цветов. Кстати, не забывайте, что в этом шаге вы не должны детализировать всё. На этом этапе я работаю над основными деталями и светом до тех пор, пока не получу приятный контраст. Иногда я изменяю некоторые цвета. Я почти закончила раскрашивание ее одежды и тела. Также немного сдвинула в одну сторону слой с наброском, чтобы вы могли видеть, как выглядит героиня без основы с наброском.

Шаг 9: Добавление бликов и контраста
Я использовала инструмент Осветлитель (Dodge) (O) для осветления участков. Вот так выглядит работа после проведения всех корректировок, сделанных инструментами Осветлитель (Dodge) (O) и Затемнитель (Burn). Продолжаю добавлять еще больше деталей на дереве, используя кисти различных размеров и цветов. Как только было добавлено достаточно деталей, я начала сглаживать их, используя кисть с мягкими краями. Я также использую инструменты Осветлитель (Dodge) (O) и Затемнитель (Burn) для придания тени веткам.

Также добавляю несколько штрихов инструментом Палец (Smudge). Его я использую, потому что хочу добавить мягкие размытые участки к облакам и фону. На данном этапе я обратила внимание, что мои облака не слишком детализированы. Поэтому я создала новый слой, чтобы нарисовать деталей к облаку, используя два инструмента: Палец (Smudge) и Кисть (Brush).

Шаг 10: Добавляем еще деталей
На данном этапе я заметила, что к моему рисунку нужно добавить еще цветочков. Поэтому я создаю новый слой и, как видите, рисую несколько симпатичных и простых цветочков. Продолжаю добавлять больше деталей. Добавляю немного штрихов инструментом Осветлитель (Dodge) (O), делаю это потому, что хочу добавить немного легко освещенных участков травы.

Теперь, по завершении работы над травой и фоном, я могу начать добавлять больше деталей на волосах девочки и на ее лице. Выбираю для кисти режим Осветление Основы (Color Dodge) и добавляю несколько штрихов на ее лице.

Теперь обратите внимание на детали, которые я добавила, используя только кисть в режиме Осветление Основы (Color Dodge).

Шаг 11: Коррекция цветов
Работа над рисунком почти закончена за исключением цветовой коррекции. Для начала Слейте (Merge) все слои. Теперь в Изображение (Image) - Коррекции (Adjustments) - Яркость/Контраст (Brightness/Contrast) изменим немного цвета. Я хочу придать иллюстрации более солнечный эффект.

Установите параметры, которые установила я. Вот как выглядит иллюстрация - более солнечно и радостно.

Законченная иллюстрация
А вот и законченная иллюстрация, надеюсь, вы нашли этот урок интересным. Спасибо за прочтение.

Для многих художников, создание иллюстрации начинается с карандаша и листа бумаги. В этом уроке Andreas Preis покажет, как создать красивую миксовую иллюстрацию. Для начала, он создаст иллюстрацию в виде наброска на бумаге, а затем в Фотошопе добавит цвет и эффекты.

Финальное изображение:

Перед тем, как начать, посмотрите видео о том, как создавался эскиз:

Шаг 1

Все начинается с белого листа бумаги. Вы можете нарисовать иллюстрацию, которую использовал автор, а можете и свою.

Шаг 2

Прежде всего, создайте набросок иллюстрации карандашом.

Шаг 3

Теперь прорисуйте контуры:

Шаг 4

Это финальный шаг: начинаем рисовать чернилами. Если на иллюстрации предусмотрено много деталей, рисование может занять какое-то время.

Шаг 5

После нескольких часов рисования, иллюстрация выглядит так:

Шаг 6

Отсканируйте эскиз в оттенках серого, разрешение установите между 600-800 пикселями. Однако, обратите внимание на то, что чем больше файл, тем медленнее компьютер будет работать. После сканирования, откройте иллюстрацию в Фотошопе.

Шаг 7

Нужно усилить контраст изображения при помощи команды Кривые (Изображение - Коррекция - Кривые) (Curves) (Ctrl + M). Нужно добавить изображению как можно больше белых и черных оттенков:

Шаг 8

Теперь нужно исправить некоторые неточности на иллюстрации (к примеру, удалить лишние линии). Инвертируйте изображение (Ctrl + I) - тогда легче будет увидеть те неточности, которые нужно будет исправить.

Используя инструменты Осветлитель и Затемнитель (Burn/Dodge Tool) (O). Удалите все неточности, а затем снова инвертируйте изображение.

Шаг 9

Теперь нужно отделить изображение от белого фона. Для этого, выделите изображение (Ctrl + A) и скопируйте (Ctrl + C), затем добавьте маску . Кликните по маске, удерживая нажатой клавишу ALT. Теперь, вы сможете вставить иллюстрацию на маску (Ctrl + V).

Шаг 10

Инвертируйте слой-маску (Ctrl + I).

Перейдите с маски на слой, кликнув по его миниатюре, и залейте холст черным цветом.

Примените маску: сначала нажмите клавиши Ctrl + G , а затем Ctrl + E (этот способ позволит сначала поместить слой с изображением в группу, а затем объединить группу).

Шаг 13

При необходимости, можно скорректировать пропорции на изображении. Для этого, воспользуйтесь фильтром Пластика (Фильтр - Пластика) (Filter > Liquify).Здесь можно изменить некоторые линии и кривые.

Шаг 14

Теперь добавьте белый фоновый слой.

Шаг 15

Выделите изображение инструментом Волшебная палочка (Wand Tool) (W) и инвертируйте выделение (Ctrl + Shift + I). Сожмите выделение на 5 пикселей (Выделение - Модификация - Сжать) (Selection > Modify > Contract). Создайте новый слой (Shift + Ctrl + N) под слоем с иллюстрацией и залейте его темным цветом - это будет цвет волос.

Шаг 16

Над слоем с волосами создайте новый слой - это будет слой для лица. Для закрашивания лица используйте белый цвет и инструмент Кисть (Brush Tool) (B).

Шаг 17

Для каждой отдельной детали, которую собираетесь раскрашивать, создавайте отдельный слой. Теперь под слоем с лицом создайте новый слой для шарфа.

Шаг 18

В финале, создайте новый слой с названием «Pearls» и нарисуйте жемчуг в волосах.

Шаг 19

Теперь нужно заблокировать непрозрачность для каждого слоя, который расцвечивали. Это поможет не выйти за края каждого из слоев, когда Вы их будете затемнять.

Шаг 20

Теперь нужно раскрасить волосы в разные оттенки. Это можно сделать инструментом Кисть (Brush Tool) (В).

Шаг 21

Для создания света и тени будем использовать разные кисти. Загрузите изображение темного пятна из ресурсов урока - из него мы сделаем кисть.

Шаг 22

На этом этапе нужно снова усилить контраст изображения. Для этого, создайте кисть и изображения темного пятна (Редактирование - Определить кисть / Edit > Define Brush Preset).

В открывшемся окне задайте имя кисти:

Шаг 23

Откройте палитру Кисти (F5) и выберите только что созданную кисть:

Перейдите на вкладку Динамика формы (Shape Dynamics) и поэкспериментируйте с настройками пунктов Колебание размера (Size Jitter) и Колебание угла (Angle Jitter).

Шаг 24

Используя эту кисть, начните добавлять к каждому слою свет и тень. Начните с волос.

Шаг 25

Вы можете использовать дополнительные цвета, например те, которые использованы мной при раскрашивании шарфа.

Шаг 26

Жемчуг раскрасьте разными оттенками желтого и коричневого цветов:

Шаг 27

Работа с лицом - самая сложная часть. Нужно понять, где добавить тени и светлые области. Ориентируйтесь на скриншот:

Шаг 28

Создайте новый слой с названием «Makeup», нарисуйте на нем макияж и измените режим наложения на Умножение (Multiply).

Шаг 29

Переходим к созданию фона. Для его создания Вы можете использовать краски любого типа: акриловые, аэрозоли, также кисти. Не бойтесь экспериментировать.

Шаг 30

Фон может быть любой, включая окраску и царапины.

Шаг 31

Для этой конкретной части понадобятся цветные пятна, капли и т.д.

Это фотографии двух частей фона (для примера):

Шаг 32

Отсканируйте созданный фон (убедитесь, что краска на нем высохла). Желательно использовать довольно большое разрешение (около 900 пикселей).

Шаг 33

Перенесите отсканированный фон на основное изображение. Вы можете удалить белый фоновый слой, а все слои, относящиеся к иллюстрации поместить в отдельную группу. Для того, чтобы изменить цвет фона, добавьте к нему (Hue/Saturation).

Шаг 34

Вы можете использовать любой понравившийся цвет в качестве фона. Я выбрал бирюзовый оттенок.

Шаг 35

Добавьте второй фон и поверните его (Ctrl + T).

Шаг 36

Создайте новый слой (Shift + Ctrl + N) под вторым слоем с фоном, залейте его черным цветом и объедините этот слой с фоном со слоем, залитым черным цветом (Ctrl + E).

Шаг 37

К объединенному слою добавьте маску и загрузите выделение (Ctrl + A). Удерживая клавишу ALT, кликните по миниатюре маски. Нажмите Ctrl + V , чтобы вставить все. Цветной фон теперь работает в качестве маски.

Шаг 38

Перейдите с маски на слой, а теперь снова перейдите на маску, только уже не нажимая клавишу Alt. Таким образом, вы можете видеть, что происходит на холсте, но на маске можно также продолжать работать. Теперь примените команду Кривые (Curves) (Ctrl + M).

Шаг 39

Яркие области на втором фоне теперь станут видны:

Шаг 40

Создайте новый слой выше всех слоев и на нем добавьте тень на плечи.

Шаг 41

Теперь добавьте больше цветных пятен. Это придаст иллюстрации ощущение стиля «street art». Каждую каплю рисуйте на отдельном слое.

Шаг 42

Уменьшите непрозрачность каждого слоя с каплей приблизительно до 33%.

Шаг 43

Выделите при нажатой клавише Shift все слои с каплями и поместите их в группу (Ctrl + G). К группе с каплями добавьте маску и на ней различными кистями удалите некоторые части капель, чтобы придать им более интересный вид.

Шаг 44

Теперь я собираюсь использовать текстуру старой бумаги - ее можно найти в Интернете, а можно отсканировать.

Шаг 45

Перенесите изображение старой бумаги в наш документ и поместите над всеми слоями и группами. Добавьте к ней корректирующий слой Цветовой тон/Насыщенность (Слой - Корректирующий слой - Цветовой тон / Насыщенность) (Layer > New Adjustment Layer >Hue/Saturation)и уменьшите яркость текстуры.

Шаг 46

Для того, чтобы смешать текстуру старой бумаги с фоном, который был нарисован красками, измените режим наложения текстуры старой бумаги на Умножение (Multiply). Добавьте к слою с текстурой старой бумаги маску и удалите текстуру старой бумаги в некоторых местах изображения (например, с лица).

Шаг 47

Теперь можно использовать тот же трюк, который использовали при создании цветных капель. Добавьте маску к группе «Woman» (в ней находятся все слои, относящиеся к иллюстрации). Теперь сотрите некоторые мелкие детали с изображения разными кистями, чтобы придать текстуры.

Перевод: Слуцкая Светлана

Одним и тем же словом «иллюстрация» называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, по связи между рисунком и текстом, по технике исполнения.«По целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст» .

«В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

- Фронтиспис. Элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой странице в развороте с титульным листом.

-Заставка . Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него. Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.

- Полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная (на половине страницы), разворотная (на двух страницах). Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения. Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.

- Оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях - менее значимых событий.

- Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.

Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте».

Техник выполнения иллюстраций большое множество. Их можно использовать как самостоятельно, так и сочетать друг с другом. Рассмотрим некоторые из них.

- Живописные материалы (акварель, гуашь, акрил);

- Графические материалы (уголь, сангина, соус, ретушь, итальянский карандаш);

- Коллаж (фр. collage –приклеивание, наклейка) – техника создания художественного произведения, когда различные материалы (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей, проволоки, дерева, веревок, металла) крепятся на основу и воспринимаются как фрагмент реальности. Коллаж был введен П.Пикассо и Ж.Бракомв 1912. В этой технике работали К.Карра, Дж. Северини, Х.Арп, А.В.Лентулов.

- Аппликация - лат. applicatio – прикладывание). Кусочки какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т.п.) нашиваются, наклеиваются на ткань, бумагу, картон. Созданные таким образом изображения или орнамент придают произведению особую рельефность и выразительность.

- Фотомонтаж – композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, иногда дополненная графическими элементами. Применяется в ХХ в. в печатной графике, плакате. Название было придумано берлинскими дадаистами для обозначения произведений, смонтированных из фотографий. Фотомонтаж использовали Дж. Хартфилд (1891–1968), А.М.Родченко, Л.М.Лисицкий.

- компьютерная графика:

«Растровое изображение - это файл данных или структура, представляющая собой сетку пикселов или точек цветов (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах.

Ве́кторная гра́фика - это использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике. Термин используется в противоположность к растровой графике, которая представляет изображения как матрицу пикселов (точек)».

Трёхмерная графика (3D, 3 Dimensions, русск. 3 измерения ) - раздел компьютерной графики, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов. Больше всего применяется для создания изображений на плоскости экрана или листа печатной продукции в архитектурной визуализации,кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке и промышленности.

Самый древний способ иллюстрирования – это использование печатной графики. Линогравюра, ксилография, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла.

У каждого инструмента есть свой звук и свое ощущение в пальцах. От выбора инструментов во многом влияет на характер изображения. Зачастую сама тематика иллюстрации выбирает технику и стиль изображения. «Стиль - это в значительной степени выбор инструмента. В хорошей типографике всегда виден след каллиграфического инструмента. Это не проблема, если делать иллюстрацию на бумаге, но в цифровой графике нужно прилагать отдельные усилия, чтобы сохранить генетический отпечаток живого рисования». Например, Jonathan Edwards - использует вектор, но его иллюстрация живёт (Рис 25. Приложение 1). Рисование даже с использованием растровой, векторной или трёхмерной графики необходимо «сохранять жизнь» изображения.

Абсолютно все техники изобразительного искусства доступны иллюстрации, по традиции сложилось, что в иллюстрировании используются графические материалы, но это далеко не так.

В современной иллюстрации постоянно образуются определённые новшества, тренды, это может быть черно-белый линарт (использование при изображении одной чёрной линии, без штриховки, пятен и заливок), включение в рисунок немного такой странной неоготики, могут быть небольшие оп-арт эффекты, ядреный колороэкспрессизм, стритарт.

Но вопрос в том, какой, тренд поддерживать современному иллюстратору - тот, которого много в различных изданиях или тот, который нравится?

И все же есть признаки того, что векторная, и вообще цифровая графика начинает надоедать и публике.

Существует тренд недавно открытый Сергеем Первушиным (Рис 26. Приложение 1), известным иллюстратором: фото с рисованными элементами, способ рассказать о присутствии неведомого. «Присутствие в иллюстрации фотографических элементов (вроде бы скорее наоборот, тут фотография занимает большую часть площади - но рисованные элементы уверенно подгребают ее под себя и превращают в иллюстрацию) сообщает ей столько графических изысков, столько достоверности, что, в общем, странно, что эта история до сих пор не влилась в нормальную иллюстрацию, а остается какой-то самодостаточной игрой». Стоит чуть выйти за плоскость листа, как начинаются вещи гораздо более интересные. Иллюстраторы работают с коллажем, с использованием традиционных материалов (бумага, ткань, фотографии), или такого средства как

- пластилин (Рис 27, Приложение 1);

- папье-маше; (фр.papier-mâché «жёваная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги,картона) склеящимивеществами,крахмалом,гипсоми т. д. Из папье-маше делаютмуляжи,маски, учебные пособия, игрушки, театральнуюбутафорию, шкатулки и т.д. В отдельных случаях дажеиллюстрации;

- скульптуры из книжек (Рис 28. Приложение 1) - Книги можно не только читать, а, оказывается, из них можно творить. Как, например, Николас Джонс.

- бумагопластика (Рис 29. Приложение 1) - по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета.

В результате сгиба листа бумаги, создаётся система рёбер жесткости для любой конструкции. Для более сложных изделий применяются, помимо прямых линий, криволинейные. Объектами для изображения в этой технике могут быть и иллюстрации.

Да чего угодно, главное, что бы материал соответствовал теме произведения. «Рукоделие - прекрасный способ компенсировать недостаток навыков чистого рисования - способ более эффектный и главное, трендовый, чем навязшие тренды, связанные с чистым использованием технологий графических редакторов».

Вид и техника иллюстрации должны быть функцией от творческой задачи. Выбор техники, как связки проверенных ходов, позволяет художнику быть уверенным в качестве иллюстрации.

Выводы по второй главе

В истории иллюстрации, речь идёт о её постоянном изменении, в соответствии с развитием культуры и искусства в целом. О её синтезе с изобразительным искусством, дизайном и книжной графикой. Также рассматриваются тенденции иллюстрации XX в. влиянии на неё стилей эпохи Модерна. И основные тренды н. XXI в., относятся больше к стороне техники выполнениятиллюстрации. Понятие иллюстрация раскрывается по трём признакам, по одним признакам её можно отнести ее к высокому искусству. Что выделяет её как особый жанр изобразительного искусства. Это рисунки, произведения живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. По другим иллюстрация – вид книжной графики, которая является произведением, предназначенным для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящееся в книге и участвующее в ее восприятии в процессе чтения. По третьим иллюстрация - пояснение текста путем демонстрации зрительного образа, активное толкование текста. Это научно-познавательные иллюстрации (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.), а также иллюстрации, которые оформляют утилитарную продукцию (изображение на деньгах, марках, информационных материалах, конвертах, упаковке). Такую иллюстрацию можно отнести к прикладной графике.………………………… Правильный выбор техники и вида иллюстрации позволяет художнику быть уверенным в качестве и актуальности иллюстрации.

Вы долго готовились к изданию собственной книги: материал отобран, отредактирован, проверен на близких; вы уже нашли издательство , в которое будете обращаться… Казалось бы - еще немного, и у вас в руках окажется книга с вашими инициалами на обложке.

Но будьте внимательны - и не забудьте о еще одном, более чем важном аспекте публикации книги. Речь идет о её иллюстрировании. Уже из перевода слова «иллюстрация» становится понятно, почему визуальное оформление книги важно - это не что иное как «наглядное изображение» её содержания.

К подбору иллюстраций (как для оформления обложки, так и текста произведения) необходимо подойти наиболее ответственно, ведь, как правило, потенциальный читатель оценивает книгу именно исходя из ее оформления. Поэтому иллюстрации, в первую очередь, должны точно отражать суть книги, и при этом задерживать на себе взгляд. "Тусклая" обложка способна "убить" даже самое гениальное произведения, т.к. потенциальный читатель вряд ли перевернет даже ее, не говоря уже о чтении самого текста.

Лучший вариант (но и самый самый затратный) - доверить иллюстрирование текста профессиональному художнику. Главное, что требуется от автора, это определить желаемый стиль иллюстраций: графика, аниме, карикатура, сказочные иллюстрации и т.п. В зависимости от стиля нашим издательством определяется художник для будущей книги, который знакомится с произведением, и в конечном итоге иллюстрации воспринимаются как единое с текстом и помогают читателю еще до чтения сориентироваться в содержании книги.

Если же вы планируете искать художника самостоятельно, и позже просто предоставить издательству готовые иллюстрации - обратите внимание на следующее.

По сути художник - это соавтор книги. Идея и образы, в которых автор ее воплощает, могут нуждаться в визуальной поддержке - и при достаточном мастерстве художника иллюстрация может не только обеспечить эту визуальную поддержку, но и отвлечь от возможных мелких недостатков стиля автора. Например, в исторических романах или в фэнтези: автор может недостаточно владеть искусством описания быта, и тогда читатель будет «выпадать» из эпохи или не верить происходящему в книге - так как события разворачиваются «неизвестно где и неизвестно когда». В этом случае мастерство художника может «оживить» и дополнить картинку, возникающую в голове у читателя - и недостатки литературного стиля будут восприниматься не так категорично.

Когда вы определились с художником - будьте внимательны в выборе содержания иллюстраций. Большая разворотная иллюстрация, на которой изображено малозначительное событие, вызовет у читателя только чувство недоумения, так как он не сразу сможет соотнести картинку и сюжет произведения.

Иллюстрирование поэтических сборников требует особого подхода. Обязательно учитывайте, что небольшой объем произведений требует от читателя бОльшей сосредоточенности, чем при чтении прозы - и значит, слишком яркие иллюстрации могут просто «перетянуть одеяло» на себя: ваша книга привлечет внимание, но исключительно картинками (и станут ли после их просмотра читать сами стихотворения?).

Если у вас нет знакомых художников, и вы даже не представляете, к кому можно обратиться - воспользуйтесь услугами фрилансеров. Сегодня, когда мы больше не ограничены территориальными рамками - ничто не мешает вам, готовя книгу во Владивостоке, использовать иллюстрации, созданные художником из Крыма.