Этничность древнейшего населения кавказа. Народы северного кавказа


В поисках убежища в холодную пору года палеолитический человек осваивал пещерные жилища на Кавказе значительно раньше, чем в соседних районах Ближнего Востока. Кавказ занимает одно их первых мест (а возможно и первое) по количеству стоянок древнекаменного человека (Любин В.П . 1998, 49). Интенсивное заселение этой горной страны происходило в ашельское время (ранний палеолит), хотя имеются археологические находки и еще более раннего шельского времени. К концу ашельского периода (приблизительно 200 тыс. лет тому назад) человек уже заселил территорию современной Армении, Грузии, Азербайджана и Северного Кавказа (стоянки в Азыхской пещере, Дманиси, Мурадово, Кударо, Цона, Карахаче и др.)


Слева: Азыхская пещера в Азербайджане, место поселения людей преандертальского типа. Фото из Википедии.


Очевидно, с того времени Кавказ был заселен постоянно, и мы предположили, что в эпоху верхнего палеолита здесь поселились люди монголоидной антропологической расы. Основания для такого предположения появились в результате исследования родственных отношений сино-тибетских языков .


Люди европеоидного типа заселили Кавказ и Закавказье во времена мезолита и развили здесь свои собственные неолитические культуры. Вопрос о населении Закавказья, говорившого на языках ностратической макросемьи , рассматривается отдельно, здесь же мы приводим только карту расселения носителей ностратических языков (см. ниже) и далее попытаемся выяснить возможность присутствия на Кавказе древнего населения иной языковой принадлежности. При этом ключевым является вопрос, является ли какая-то часть современного населения этой территории автохтонными жителями.



Задавшись этим вопросом, попытаемся исследовать языки современных народов Северного Кавказа . В настоящее время здесь проживают носители нахских, дагестанских, абхазо-адыгских и тюркских языков. Как это будет показано далее, балкарцы, карачаевцы, кумыки и ногайцы являются населением пришлым. Поэтому нам следует установить родственные связи нахских, дагестанских и абхазо-адыгских языков и при помощи графических моделей этих языков попытаться найти прародину их носителей.

Многие лингвисты объединяют абхазско-адыгские и нахско-дагестанские языки в одну северо-кавказскую семью, иногда назаваемою просто кавказский. Южно-кавказскими языками можно назвать языки картвельской группы, принадлежащих к ностратической макросемье. Отношение абхазско-адыгских и нахско-дагестанских языках к какой-либо макросемье еще не определено. Поскольку их носители с древнейших времен проживают на Кавказе в тесном соседстве с носителями языков картвельской группы, можно предположить, что эти языки также относятся к ностратическим. В пользу такого преположепния говорят многочисленные индоевропейско-севернокавказские изоглассы (Старостин С.А . 2007, 312-358).

Лексические данные о северо-кавказских языках были собраны в таблицы группой ученых под руководством Николая Старостина в проекте The Tower of Babel . Данные, взятые из таблиц были использованы для исследования этих языков , но построить для них общую модель родства не удалось. Однако отдельные модели абхазско-адыгских и нахско-дагестанских языков были построены успешно. И это позволяет выдвинуть следующую рабочую гипотезу.


Вероятно обе группы языков, происходит от одного общего предка, который С. Старостин называл прасеверокавказским языком (ПСК). В доказательство его существования он приводил фонетические и лексические соответствия между нахско-дагестанскими и абхазо-адыгскими языками (Старостин С.А . 2007, 290-305). ПСК был разделен на два диалекта уже на ранней стадии развития. Когда носители этих диалектов мигрировали в разных направлениях, на новых местах проживания сформировались пранахско-дагестанский (ПНД) и праабхазо-адыгский (ПАА) языки, которые со временем также прошли процесс членения. Их общая прародина должна была быть расположена где-то недалеко между современными местами обитания, то есть на Кавказе. Здесь имеется только один свободный ареал, который не был заселен носителями какого-либо ностратического языка, а именно долина Куры в современном Азербайджане (см. карту выше). Язык местного населения мог также принадлежать ностратической макро-семье.



Рис. 9. Лингвистическая карта Кавказа приблизительно на период VII-V тыс. до н.э.


Носители ПАА поселились на территории современной Абхазии, а носители ПНД – в Дагестане и, очевидно, на широкой равнине Северного Кавказа. Позже последние стали создателями так называемой майкопской культуры, которая существовала в Предкавказье до конца 3-го тыс. до н.э. Это население условно далее будем называть


Абхазо-адыгские языки


Абхазо-адыгские языки представлены живыми языками абхазским, абазинским, адыгейским, кабардино-черкесским и мертвым убыхским, о котором, однако, остались задокументированные свидетельства. При этом кабардино-черкесский и адыгейский настолько близки, что можно предполагать их общее происхождение из одного праязыка. Менее уверенно можно говорить об общем праязыке абхазского и абазинскеого. Тем не менее, для построенмя графической модели родства были приняты данные Сергея Старостина, представленные для всех указанных выше пяти абхазо-адыгских языков.



В соответствии с этими данными схема родственных отношений строится очень легко, она показана на рисунке 10.


Рис. 10. Графическая модель родства абхазо-адыгских языков.

Предположительно место для полученной схемы на карте следует искать где-то вблизи современных поселений абхазо-адыгских народов, однако небольшое количество языков этой группы не позволяет точно локализовать их доисторическую прародину. Кроме того, в районе ее предполагаемого расположения не находится места для ареала кабардино-черкесского праязыка. Очевидно кабардино-черкесский и адыгейский, действительно, имели общего отдельного генетического предка. При таком предположении схема может быть соотнесена с территорией Западного Кавказа, где на побережье Черного моря можно выделить четыре достаточно выраженных географических ареала. При этом предки адыгейцев, кабардинцев и черкесов, которых назовем условным именем адыге, должны были проживать в ареале между реками Мзымта и Бзыбь, а предки убыхов – между реками Мзымта и Шахе.



Такая локализация графической модели (см. карту на рисунке 11) позволяет утверждать, что на местах своего первичного поселения между реками Бзыбь и Кяласур остались абхазцы, несколько расширив к настоящему времени свою исконную территорию за реки Бзыбь и Кодори.


Рис. 11. Ареалы формирования абхазо-адыгских языков в западной части Кавказа .


Наличие ареала между реками Кяласур и Кодори, соответствующего модели родства, дает основание утверждать, что абазинский язык развился именно там, по соседству с ареалом абхазского и это обусловило особенную близость этих языков. Абазины являются предками исторических абазгов (абасков), страна которых располагалась приблизительно в этих же местах.


Нахско-дагестанские языки


В состав нахско-дагестанских языков входят лакский и даргинский (даргва) языки, а также такие группы языков: нахская (вейнахская), цези, аваро-андийская, лезгинская.

Очевидно, на территрии Дагестана сначала сформировались шесть первичных языков, то есть каждая из четырех групп имела свой отдельный праязык, которые будем называть нахским, цези, аваро-андийским и лезгинским. Построенная на материалах Tower of Babel графическая модель родства нахско-дагестанских языков имеет вид, показанный на рисунке 12.


Рис. 12. Графическая модель родства нахско-дагестанских языков .


Полученная схема неплохо размещается в долинах горной страны Дагестана. Границами между ареалами являются горные хребты (см. карту на рисунке 13)



Рис. 13. Ареалы формирования нахско-дагестанских языков.


Густая сеть горных хребтов Дагестана, хотя и создавала достаточно большое количество изолированных , тем не менее оставляла населению возможность миграции через доступные перевалы. Понятно, что необходимость миграций возникла с ростом численности населения. Впоследствии произошло небольшое расселение носителей нахско-дагестанских языков вдоль хребта Большого Кавказа (направления расселения показаны на карте стрелками), и на новых местах поселений некоторые языки расчленились вновь.


Языки, развившиеся из первоначального нахского языка .


Из нахского праязыка развились современные чеченский, ингушский, бацбийскмй и кистинский языки. Он сформировался в большом ареале, ограниченном Главным Кавказским, Богосским и Снеговым хребтами. Теперь эта местность частично находится в пределах территории Грузии, современная граница которой с Россией разделяет ареал на две части. Западную часть ареала образуют долины рек Пирикетельская Алазани и Тушетская Алазани, сливающихся в Андское Койсу. Восточная часть ареала расположена в долине его притока Метлюды. Очевидно, предки чеченцев и ингушей оставили свою прародину под давлением аваро-андских племен, пришедших через Цунтинский перевал (2464 м над уровнем моря) из долины реки Аварское Койсу. Пройдя через проход между горой Большое Борбало на Главном Кавказском хребте и хребтом Нукатль нахские племена вышли в верховья реки Аргун и спустившись по ней до слияния с Шароаргуном, заселили долины обеих рек. В этих долинах окончательно и сформировались чеченский и ингушский языки. Бацбийский и кистинский языки развились в западной части ареала под влиянием грузинского.



Рис. 14. Ареалы формирования нахских и дагестанских языков.


Определение ареалов дагестанских языков показанных на карте выше было проведено с помощью графических моделей (см. рис. 15, 16, 17 ниже).


Языки, развившиеся из первоначального аваро-андийского языка .


Рис. 15. Слева: Графическая модель родства аваро-андийских языков. Справа: Территория формирования аваро-андийских языков на современной карте.


Сравнение модели и территории формирования аваро-андийских языков подтверждает достоверность модели и локализации ее в долине Аварского Койсу. Язык багвала сформировался в западной части того ареала, где раньше возник первоначальный нахский язык, то есть на территории, которая теперь принадлежит Грузии. Теперь носители языка багвала (иначе багулалы) ни в одном из районов Дагестана не образуют большинства и проживают в местности, которая как раз примыкает к их исторической родине, в Цумадинском районе Дагестана. Очевидно, их основная масса была ассимилирована грузинами.

Язык чамвала (чамала)сформировался в ареале по оба берега реки Аварское Койсу, ограниченного с севера Снеговым хребтом с главной вершиной Диклосмта, на востоке – горой Аддала-Шухгельмеэр. Как раз здесь расположен Цумадинский район Дагестана, где сконцентрирована основная масса народности чамвала, которая составляет здесь составляет относительное большинство населения (до 40%) хотя большинство чамвалинцев идентифицирует себя с аварцами.

Носители языка тинди (тиндалы) зеселяют тот же Цумадинский район, составляя 15% населения. Большая часть тиндалов живет в селе Тинди. Это севернее их прародины, которая находится в Цунтинском районе, где абсолютное большинство составляют носители языков, принадлежащих к группе цези (дидойцы, бежитинцы, гунзибцы, гинухцы). В этом районе большинство населения также относит себя к аврцам.

Ареал формирования ахвахского языка мы определили в том месте, где теперь находится Бежитский участок Дагестана с незначительным количеством населения (менее 10-ти тысяч). Кроме бежитинцев тут же проживают гунзибцы и дидойцы. Напротив, ахвахцы, тоже в незначительном количестве (семь тысяч) населяют теперь Ахвахский район, где относительное большинство составляют каратинцы, ареал формирования языка которых как раз находится в этом районе. Поскольку ахвахцы живут также в одном из сел Азербайджана, то можно предполагать, что они оставили свою прародину, мигрируя как на север, так и на юг.

Ареалы формирования ботлихского и андского языков в общих чертах определены правильно. В настоящее время носители этих языков проживающих в Ботлихском районе, который частично соответствует ареалу ботлихского языка, в то время как ареал андского языка определен южнее и четкой границы между этими ареалами нет.

В том ареале, в котором произошло формирование аварского языка, находящегося в Тляратинском районе Дагестана, аварцы составляют теперь абсолютное большинство населения (99, 07%), так же, ка и в более северном соседнем Шамильськом районе, где предположительно сформировался язык годобери. Но годоберинцев здесь нет, они в основном проживают в нескольких селах Ботлихского района (Верхний и Нижный Годобери и др.) Данные о их численности, так же как и других небольших этнических групп аваро-андийской языковой принадлежности противоречивы.


Языки, развившиеся из первоначального дидойского (цези) языка


Рис. 16. Графическая модель родства дидойских языков (цези) .


Достоверность определения ареалов формирования языков дидойской группы проверить невозможно, поскольку абсолютное большинство населения Шамильского, Чародинского, Гунибского, Хунзахского, Гергебильского, Унцукульского, Гумбетовского и Кизилюртовского районов также причисляет себя к аварцам.

В то же время большинство носителей этих языков в незначительном количестве проживает значительно южнее той территории, которая была определена их прародиной. Однако вблизи старых мест поселений в Хасавюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском районах осталось по несколько сел, в которых проживают люди, говорящие на языках цези, хварши и инхоквари. Можно предполагать, что в какое-то время часть дидойцев, бежитинцев, гунзибцев и гинухцев мигрировала на юг из-за нашествия новых пришельцев, в то время как носители языков хварши и инхоквари остались на месте.



Справа:Гунибское плато. Фото Андрея Шлыкова.


Двигаясь вверх по долине Андского Койсу, переселенцы не могли найти себе места среди аваро-андийцев, пока не пришли в верховья Метлуды, и поселились на территории, которая теперь входит в Цунтинский и Цумадинский районы и Бежитинский участок Дагестана. Здесь они живут рассеяно отдельными группами вперемешку друг с другом и аварцами, сохраняя родные языки. Пришельцами, которые заставили пуститься в путешествие дидойцев, бежитинцев, гунзибцев и гинухцев, очевидно были племена кипчаков, потомками которых являются современные кумыки. Эту гипотезу подтверждает местная топонимика, в частности названия рек, имеющих в своем названии элемент Койсу, явно тюркского происхождения (quj , qoj "лить, литься, течь", su "вода"). Со временем могло начаться обратное движение населения, потому что ни в бассейнах Андского и Аварского Койсу, ни в бассейне Каракойсу тюрков в настоящее время нет. Теперь тут проживают аварцы.


Лакский и даргинский языки .


Под давлением аваро-андийцев носители лакского языка оставили свою прародину в верховье Джурмута и перешли в долину Каракойсу и его притоков. Здесь они проживают до сих пор в Лакском и Кулинском районах Дагестана, сохраняя свой единый язык, хотя небольшая часть лпкцев осталась на прародине, которая входит в Чародинский район. Предки даргинцив заселяли местность в низовьях рек, текущих к Каспийскому морю. Здесь нет особых географических препятствий, поэтому язык даргва не прошел процесс членения. Его носители расселились на широком пространстве очевидно до реки Сулак. Упомянутые уже кипчаки, придя в Предкавказье, продвинулись к Каспийскому морю южнее устья Терека и заняли часть территории даргинцив в степной части в предгорьях и вдоль моря, оттеснив даргинцев за Дербент. Свидетельством этому являются современные поселения кумыков в нескольких предгорных районах среднего Дагестана.


Лезгинские языки


Рис. 17. Графическая модель родства лезгинских языков.


Вытесненные из долины Каракойсу лакцами, предки носителей лезгинских языков перешли в верховья рек Самур и Хунних. Современные поселения народов этой группы соотвествуют модели родства их языков лишь частично. В соответствии со схемой рутульцы и цахуры проживают в Рутульский районе Дагестана, лезгинцы – в Ахтинском, Магарамкентском и Курахском районах, агулы – в Агульском, табасараны – в Хивском. Совершенно не соответствуют схеме местожительство малочисленных народов. Так арчинцы вместе с аварцами проживают в Чародинском районе Дагестана, народы будух и крыз заселяют несколько сел Азербайджана, а удинцы проживают в разных местах в Азербайджане, Грузии, Дагестане и даже в Казахстане.




Справа: Этно-лингвистическая карта Дагестана на середину 20-го ст.


Картвельские языки 1. Грузинский
Нахские языки 7. Чеченский 8. Ингушский 9. Кысти 10. Бацбийский
Дагестанские языки 11. Аварский 12. Лакский 13. Даргинский 14. Табасаранский 15. Лезгинский 16. Агули 17. Рутульский 18. Цахурский 19. Киналуги 20. Крызский 21. Будухский 22. Уди
Тюркские языки 34. Азербайджанский 35. Карачаевский 36. Балкарский 37. Кумыкский 38. Ногайский 39. Туркменский 40. Татарский 41. Казахский
Индоевропейские языки 23. Русский 24. Украинский 25. Армянский 26. Осетинский 27. Курдский 28. Талышский 29. Татский 30. Еврейско-татский 31. Греческий 32. Немецкий 33. Молдавский


Проведенное сравнение карт ареалов формирования нахско-дагестанских языков с современными местами поселений их соответствующих носителей показало, что они действительно формировались на территории Дагестана и мы видим, что родственные абхазо-адыгские и нахско-дагестанские языки проходили процесс членения на достаточно большом расстоянии друг от друга, т. е. на этих территориях они проживают исторически длительное время. Очевидно, как мы и предположили, в глубокой древности две группы носителей общего северокавказского языка расселились с общей прародины по разным направлениям, а именно- предки абхазо-адыгцев мигрировали в направлении к Черному морю севернее поселений картвелов, а предки вейнахов и дагестанцев поселились в горной стране Дагестана.


Слева: Население Кавказа в скифское время.


Проведенные исследования позволяют также заключить, что вплоть до наших дней древнейшее население Кавказа, за исключением майкопцев, оставалось на местах своего проживания или же вблизи них. Тут древний картвельский праязык прошел процесс своего членения на отдельные диалекты, из которых позднее развились современные грузинский, мегрельский (мингрельский), лазский и сванский языки. Однако время от времени на Кавказ прибывали новые поселенцы.


На рубеже 3-го и 2-го тыс до н.э. во времена Северный Кавказ заселили тюркские племена (предки современных турок, кумыков, карачаевцев и балкарцев, туркмен и гагаузов), а позднее в Закавказье поселились армяне и иранское племя мидян, к которым присоединились позже другие иранцы: талыши, гилянцы, белуджи, мазендаранцы. Известные из истории албаны и каспии, населявшие Закавказье в скифское время, очевидно, принадлежали к той части носителей гипотетического северокавказского языка, которые осталась на своей исторической прародине. Упоминавшиеся в исторических документах колхи были предками современных мегрелов и лазов.


Осетины, которые составляют значительную часть населения Северного Кавказа, прнибыли к местам своего теперешнего поселения в историческое время и пути их миграций отражены в . Они, как с другие народы Северного Кавказа, в частности чеченцы, играли определенную роль в скифо-сарматский период (см. "К вопросу об этнической принадлежности печенегов ")

– множество народов, разговаривавших на разных языках. Однако, такая систематизация сложилась не сразу. Несмотря на одинаковый бытовой уклад, каждый из местных народов имеет свое уникальное происхождение.

Открыть в полном размере

Ученые выделяют группу автохтонных народов , (в переводе с греческого – местный, коренной, абориген ), которые обитают на данной местности со времен своего становления. На северном и Центральном Кавказе таковыми являются , которые представлены тремя народами

  • кабардинцы , 386 тысяч человек, обитают в Кабардино-Балкарской Республике, в Ставропольском и Краснодарском краях, Северной Осетии. Язык относится к абхазо-адыгской группе иберийско-кавказского языка. Верующие – мусульмане-сунниты;
  • адыгейцы , 123 000, из них 96 тысяч проживают в Республике Адыгея, мусульмане-сунниты
  • черкесы , 51 000 человек, более 40 тысяч проживают в Карачаево-Черкесской Республике.

Потомки Адыгов проживают в целом ряде государств: Турция, Иордания, Сирия, Саудовская Аравия.

В абхазо-адыгскую языковую группу входит народ абазины (самоназвание абаза ), 33 000 человек, 27 тысяч проживают в КЧР и Республике Адыгея (восточная часть), сунниты. Потомки абазин как и Адыгов проживают в Турции и странах Ближнего Востока и в языковом отношении их потомками являются абхазы (самоназвание- абсула ).

Другая крупная группа коренных народов, которая занимает Северный Кавказ – представители нахской группы языков :

  • чеченцы (самоназвание – нохчий ), 800 000 человек, проживают в Республике Ингушетия, Чечне, Дагестане (чеченцы-аккинцы, 58 000 человек), мусульмане-сунниты. Диаспоры потомков чеченцев проживают на Ближнем Востоке;
  • ингуши (самоназвание – галгай ), 215 000 человек, большая часть живет в Республике Ингушетия, Чеченской Республике и Северной Осетии, мусульмане -сунниты;
  • кистины (самоназвание – кисты ), в горных районах Республики Чечня, разговаривают на нахских диалектах.

Чеченцы и ингуши имеют общее название вайнахи .

Наиболее сложно выглядит дагестанская ветвь иберийско-кавказских языков , ее подразделят на четыре группы:

  1. Аваро-андо-цезская группа , к которой относятся 14 языков. Наиболее значимым является язык, на котором говорят аварцы (самоназвание – маарулал ), 544 000 человек, центральные и горные районы Дагестана, поселения аварцев есть и Ставропольском крае и северном Азербайджане, мусульмане -сунниты.
    Прочие 13 народов, относящиеся к данной группе, намного уступают в численном отношении и имеют существенные отличия от аварского языка (например, андийцы – 25 тысяч, тиндинцы или тиндалы – 10 тысяч человек).
  2. Группа даргинского языка . Главный народдагринцы (самоназвание – дарган ), 354 тысяч человек, при этом более 280 тысяч проживают в горных районах Дагестана. Крупные диаспоры даргинцев проживают в Ставропольском крае и Калмыкии. Мусульмане – сунниты.
  3. Группа лакского языка . Основной народ – лакцы (лаки, казикумух) , 106 тысяч человек, в горном Дагестане – 92 000, мусульмане – сунниты.
  4. Лезгинская языковая группа – юг Дагестана с городом Дербент, народ лезгины (самоназвание – лезгияр ), 257 000, в самом Дагестане проживают свыше 200 000. Крупная диаспора существует в Азербайджане. В религиозном плане: дагестанские лезгины – мусульмане-сунниты, а азербайджанские лезгины – мусульмане-шииты.
    • табасаранцы (табасаран) , 94 000 человек, 80 000 из них проживают в Дагестане, остальные в Азербайджане, мусульмане-сунниты;
    • рутульцы (мых абдыр) , 20 000 человек, из них 15 000 живут в Дагестане, мусульмане-сунниты;
    • цахуры (йыхбы) , 20 000, большая часть проживает в Азербайджане, мусульмане-сунниты;
    • агулы (агул) , 18 000 человек, 14 000 – в Дагестане, мусульмане-сунниты.
      К лезгинской группе относятся еще 5 языков , на которых говорят незначительные по численности народы.

Народы позднее поселившиеся в Северо-Кавказском регионе

В отличие от автохтонных народов предки осетин пришли на Северный Кавказ позднее и долгое время они были известны под названием алан с 1 века нашей эры. По языку осетины относятся к иранской языковой группе и их ближайшими родственниками являются иранцы (персы) и таджики . Осетины живут на территории Северной Осетии, численность 340 000 человек. В самом осетинском языке различаются три крупных диалекта, в соответствии с которыми выводят самоназвания:

  • иранцы (ирон) – православные;
  • дигорцы (дигорон) – мусульмане-сунниты;
  • кударцы (кударон) – Южная Осетия, православные.

Особую группу составляют народы, чье формирование и появление на Северном Кавказе связано с поздним средневековьем (15-17 века). В языковом отношении они причисляются к тюркам :

  1. карачаевцы (карачайлы) , 150 000 человек, из них 129 тысяч живут в Карачаево-Черкесской Республике. Диаспоры карачаевцев имеются в Ставропольском крае, Средней Азии, Турции, Сирии. Язык относится к кыпчакской группе тюркских языков (половцы). Мусульмане-сунниты;
  2. балкарцы (таулу) , горцы, 80 000 человек, из них 70 000 проживают в Кабардино-Балкарской республике. Крупные диаспоры в Казахстане и Киргизии. Мусульмане – сунниты;
  3. кумыки (къумукъ) , 278 000 человек, в основном проживают в Северном Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии. Мусульмане – сунниты;
  4. ногайцы (ногъайлар) , 75 000, по территории и диалектном отношении делятся на три группы:
    • кубанские ногайцы (ак нагайцы) , живущие в Карачаевско-Черкесской Республике;
    • ачикулакские ногайцы , проживающие в нефтекумском районе Ставропольского края;
    • кара нагайцы (ногайская степь), мусульмане-сунниты.
  5. туркмены (трухмены) , 13,5 тысяч человек, живут в Туркменском районе Ставропольского края, но язык относится к огузской группе тюркских зыков , мусульмане-сунниты.

Отдельно следует выделить , появившихся на Северном Кавказе в середине 17 века. Калмыки (хальмг) , 146 000 человек, язык относится к монгольской языковой группе (родственны по языку монголы и буряты). В религиозном отношении – буддисты. Те из калмыков, которые были в казачьем сословии войска Донского, исповедовали православие, назывались бузаавы . Большая часть – кочевые калмыки – тургуты .

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров

Абхазия. Почему-то горная её часть закрашена в "русский цвет",хотя понятно что русские там не жили,ну по крайней мере она вообще к 1870 году не была заселена. Также непонятны "абхазские пятна" в Кодорском ущелье,хотя там уже никого не осталось. "Мингрельские острова" в восточной части Сухумского округа тоже непонятны. .

Мингрелия,Имеретия,Сванети. Цвета мингрелов и имеретин почти одинаковы,но можно разглядеть границы. Часть Лечхума помечена как мингрельская,также южный берег Риона внезапно гурийский,хотя известно что он не заселен и к тому же входил в Зугдидский и Сенакский уезды. Куда-то исчезли осетины-кударцы в обществе Часавали.

Гурия,Месхети. Обратите внимание на границу РИ с Османской империей. На гурийском участке вдоль границы никаких русских полос,зато на Ахалцыхском участке вереница русских поселений) Грузины редкость в Месхети,даже бОльшая редкость чем на самом деле - известно что с.Уде населено было грузинами-католиками,но тут оно обозначено как насенное...армянами,тогда как армяне там вообще не жили.

Тифлисская губерния,нагорная часть. Мохевцы причислены к Хевсурам,грузины в ущ.М.Лиахвы вообще не помечены,осетины в Триалети также проигнорированы.


Кабарда и Пятигорье. На карте вообще нет балкарцев) ,



Осетия и Чечня. Пригородный р-н полностью "русский" ,русские живут аж в Бамуте и в верховьях р.Асса. Ингуши видимо причислены к чеченцам.

На северном Кавказе компактными группами на землях своих древних предков проживают более 50 самобытных национальных этносов. Веками в ходе богатого событиями исторического процесса в данном регионе совершенно разные народы имели единую судьбу, и постепенно сформировалось так называемое общекавказское этнографическое единство.

Всего в Северо-Кавказском ФО проживает 9 428 826 человек, из них подавляющее большинство составляют русские – 2 854 040 жителей, но в национальных областях и республиках доля русских заметно меньше. Вторым по численности народом Северного являются чеченцы, их доля составляет 1 355 857 человек. И третьей нацией по численности на Северном Кавказе являются аварцы, их здесь проживает 865 348 человек.

Адыгейцы

Адыгейцы относятся к адыгской этнической группе и называют себя «адыгэ». Сегодня адыгейцы представляют собой самостоятельную в этническом отношении общность и имеют административную территорию проживания Адыгейскую АО в Краснодарском крае. Проживают они числом 107 048 человек в нижнем течении Лабы и Кубани на площади 4654 кв. км.

Благодатные края обширной равнины и предгорий с умеренно-теплым климатом и черноземными почвами, дубовыми и буковыми лесами прекрасно подходят для развития сельского хозяйства. Адыги издавна были аборигенами этой северо-кавказской местности. После отделения кабардинцев от единой общности адыгов, последующего их переселения, в родных краях на Кубани остались племена темиргоевцев, бжедугов, абадзехов, шапсугов, натухайцев, из которых образовалась единая адыгейская народность.

Численность всех адыгских племен к концу Кавказской войны доходило до 1 млн. человек, но в 1864 году много адыгов переселилось в Турцию. Российские адыги сосредоточились на небольшой площади исконных земель на и Лабе. После революции в 1922 году адыгейцев выделили по национальному признаку в автономную область.

В 1936 году область существенно расширена присоединением Гиагинского района и г. Майкопа. Майкоп становится столичным городом области. В 1990 году Адыгейская АССР выделена из Краснодарского края, а чуть позже в 1992 году образована самостоятельная республика . Со времен Средневековья адыгейцы сохранили традиционное хозяйство, выращивание пшеницы, кукурузы, ячменя, садов и виноградников, оседлое разведение скота.

Армяне

В регионе проживает 190 825 армян, и хотя армянский этнос исторически формировался заметно южнее на Армянском нагорье, часть этого народа проживает в пределах Северо-Кавказского ФО. Армяне древний народ, появившийся на исторической арене в XIII-VI вв. до н. э. в результате смешения большого количества разноязычных племен урартов, лувийцев и хурритов на Армянском нагорье. Армянский язык принадлежит к крупной индоевропейской семье языков.

Исторический процесс государственности армян насчитывает 2,5 тысячелетия, еще при Александре Великом была известна Малая Армения, затем в 316 г до н. э. Айраратское царство, позже Софенское царство. В III-II вв. до н. э. политический и культурный центр армян переместился в Закавказье в Араратскую долину. С IV в. н. э. армяне приняли христианство, здесь образовалась уважаемая в христианском мире Армянская апостольская церковь. Большинство армян после страшного геноцида 1915 года, произведенного турками-османами, сегодня проживают вне своей исторической родины.

Черкесы

Коренными жителями Карачаево-Черкесии, Адыгеи и некоторых районов Кабардино-Балкарии являются черкесы, северокавказский народ численностью 61 409 человек из которых 56,5 тысяч проживают плотно в 17 высокогорных аулах Карачаево-Черкесии. Древнегреческие историки называли их «керкет».

К данному этносу, по мнению археологов, относится древняя Кобанская культура, датируемая XIII в. до н. э. В образовании этнографической группы черкесов могли участвовать «проадыги» и «провайнахи». Ученые отрицают участие в образовании этноса черкесов участие древних скифов.

В 1921 году образована Горская АССР, а позже в 1922 году в РСФСР образовали национальную Карачаево-Черкесскую АО. Именно поэтому адыгов долго именовали соответственно черкесами, и прошло много времени до определения адыгов самостоятельным народом. В 1957 году в Ставропольском крае образована отдельная по этническому принципу Карачаево-Черкесская АО.

Основными традиционными занятиями черкесов издавна являются отгонное горное скотоводство, разведение коров, овец, коней, коз. В долинах Карачаево-Черкесии с древности растут сады и виноградники, выращивается ячмень, вес и пшеница. Черкесы славились среди других народов выделкой высококачественного сукна и изготовлением одежды из него, кузнечным ремеслом и изготовлением оружия.


Карачаевцы

Другой коренной тюркоязычной народностью, испокон веков проживающей в Карачаево-Черкесии по долинам Кубани, Теберды, Урупа и Большой Лабы являются довольно немногочисленные карачаевцы. В Северо-Кавказском ФО сегодня их проживает 211 122 человек.

Впервые о народности «корачее» или «карочае» упоминается в записях русского посла Федота Елчина в Мергелию в 1639 году. Позже о «харачаях», живущих на высоких вершинах Кубани и говорящих на «татарском» языке упоминается неоднократно.

В образовании этноса карачаевцев в VIII-XIV вв. участвовали местные аланы и тюрки-кипчаки. Ближайшими по генофонду и языку народностями к карачаевцам являются черкесы и абазины. После переговоров и решением старейшин в 1828 году земли карачаев вошли в Русское государство.

В ходе ВОВ Карачаевская АО долгое время 1942-1943 гг. находилась под фашистской оккупацией. Из-за пособничества врагам, показа фашистам перевалов в Закавказье, массового вступления в ряды захватчиков, укрывательства немецких шпионов осенью 1943 года вышло постановление СНК СССР о переселении 69 267 корочаевцев в Киргизию и Казахстан. Карачаевцев разыскивали в других регионах Кавказа, 2543 человек демобилизовали из армии.

Долго, в течение трех веков с XVI по XIX века шел процесс исламизации карачаевских племен, они все равно в своих верованиях сохраняли некую смесь язычества, поклонения высшему духу природы Тенгри, веры в природную магию, священные камни и деревья с христианским учением и исламом. Сегодня большинство карачаевцев являются мусльманами-суннитами.

Балкарцы

Одним из тюркоязычных народов региона, проживающим в предгорьях и горах в центре территории региона в верховьях Хазнидона, Чегема, Черека, Малки и Баксана являются балкарцы. Существуют две версии на происхождение этнонима, одни ученые предполагают, что слово «балкар» является видоизмененным от «малкар», житель Малкарского ущелья, либо от балканских болгар.

Сегодня основное население балкарцев 110 215 человек проживает в Кабардино-Балкарии. Разговаривают балкарцы на карачаево-балкарском языке, который практически не разделяется на диалекты. Балкарцы живут высоко в горах и считаются одним из немногих высокогорных народов в Европе. В длительном этногенезе балкарцев участвовали алано-осетинские, сванские и адыгские племена.

Впервые об этнониме «балкар» упоминает в своих записках IV в. Мар Абас Катина, эти бесценные сведения сохранились «Истории Армении», записанной в V веке Мовсесом Хоренаци. В русских исторических документах впервые этноним «басианы», относящийся к балкарцам появился в 1629 году. Осетины-аланы издавна называют балкарцев асами.

Кабардинцы

Более 57% населения республики Кабардино-Балкария составляет довольно многочисленная для данного региона народность кабардинцы. В пределах российской части региона представителей данного этноса проживает 502 817 человек. Ближе всего по языку и культурным традициям к кабардинцам стоят черкесы, абхазы и адыгейцы. Разговоривают кабардинцы на своем кабардинском языке, близком к черкесскому, который относится к абхазо-адыгской языковой группе. Кроме России крупнейшая диаспора кабардинцев проживает в Турции.

До XIV века у ближайших народов адыгов была общая история. Много позже разные из этих народов обрели свою историю. А древности с IV тыс. до н. э. под общим этнонимом адыги были потомками представителей самобытной майкопской культуры, именно из нее появились впоследствии северокавказская, прикубанская и кобанская культуры.

О стране косогов, современных кабардинцев впервые упоминает император Византии Константин Багрянородный в 957 г. В энтогенезе кабардинцев, по мнению многих исследователей, участвовали скифы и сарматы. С 1552 года кабардинские князья во главе с Темрюком Идаровым начинают политику сближения с Россией, дабы она помогла им защититься от крымского хана. Позже участвовали в захвате Казани на стороне Ивана Грозного, русский царь даже заключил политический брак с дочерью Темрюка Идарова.

Осетины

Основным населением Северной Осетии Алании и Южной Осетии являются потомки бесстрашных воинов древности алан, противостоящих, и так и непокоренных великим Тамерланом — осетины. Всего на северном Кавказе проживает 481 492 человека, чувствующих себя принадлежащими к осетинскому этносу.

Этноним «осетин» появился по названию региона, где издавна проживали представители данного народа «Осети». Так называли эту область в кавказских горах грузины. Слово «оси» происходит от самоназвания одного из родов алан «асы». В известном кодексе воинов «Нартском эпосе» еще одно самоназвание осетин «аллон», от которого произошло слово «алан».

Осетинский разговорный язык принадлежит к иранской группе и является единственным среди языков мира, ближе всего стоящим к древнему скифо-сарматскому языку. В нем лингвисты различают два родственных диалекта по двум субэтническим группам осетин: иронский и дигорский. Первенство по числу носителей принадлежит иронскому диалекту, он стал основой для литературного осетинского языка.

В этногенезе осетин участвовали древние аланы, потомки понтийских скифов, они смешивались с местными племенами. Бесстрашные аланы еще в Средневековье представляли большую опасность для хазар, были интересны как доблестные воины и союзники для Византии, сражались на равных с монголами и противостояли Тамерлану.

Ингуши

Коренным народом Ингушетии, Северной Осетии и Сунженского района Чечни являются упоминаемые еще Страбоном «гаргареи» – северокавказские ингуши. Их предки были носителями родной для многих кавказских народов кобанской культуры. Сегодня на родных землях здесь проживает 418 996 ингушей.

В средневековом периоде ингуши были в союзе аланских племен, вместе с предками балкарцев и осетин, чеченцев и карачаевцев. Именно здесь в Ингушетии находятся руины так называемого Экажевско-Яндырского городища, по мнению археологов, столичного города Алании – Магаса.

После разгрома Алании монголами и столкновения алан с Тамерланом остатки родственных племен ушли в горы, и там началось образование ингушского этноса. В XV столетии ингуши предприняли несколько попыток вернуться на равнину, но в походе 1562 года князя Темрюка вынуждены вернуться в горы.

Переселение ингушей в Тарскую долину закончилось уже после присоединения к России только в XIX веке. В составе России ингуши находятся после решения старейшин с 1770 года. При строительстве через земли ингушей Военно-Грузинской дороги в 1784 году на берегу Терека была основана крепость Владикавказ.

Чеченцы

Коренным население Чечни являются чеченцы, самоназвание вайнахского племени «нохчий». Впервые народ с названием «сасан», тождественного «нохча», упомянут в летописи перса Рашида-ад-Дина XIII-XIV вв. Сегодня в регионе проживает 1 335 857 чеченцев, большинство из них именно в Чечне.

Горная Чечня вошла в Русское государство в 1781 году решением почетных старейшин 15 сел южной части республики. После затяжной и кровопролитной Кавказской войны более 5 тысяч семей чеченцев ушли в Османскую империю, их потомки стали основой диаспор чеченцев в Сирии и Турции.

В 1944 году более 0,5 миллиона чеченцев переселены в Среднюю Азию. Причиной депортации стал бандитизм, здесь действовали до 200 бандформирований числом до 2-3 тыс. человек. Мало, кто знает, что серьезной причиной депортации стала работа с 1940 года подпольной организации Хасана Исраилова, целью которой было отделение региона от СССР и уничтожение здесь всех русских.

Ногайцы

Еще одним тюркским народом региона являются ногайцы, самоназвание этноса – «ногай», иногда их называют ногайскими татарами или крымскими степными татарами. В образовании этноса участвовало более 20 древних народов, среди них сираки и уйгуры, нойманы и дормены, кереиты и асы, кипчаки и булгары, аргыны и кенегесы.

Этноним «ногай» принадлежит к имени золотоордынского политического деятеля XIII века темника Беклербека Ногая, объединившего все разрозненные протоногайские этнические группы в единый этнос под своим началом. Первым государственным объединение ногайцев стала так называемая Ногайская Орда, появилась она на исторической арене с распадом Золотой Орды.

Становление ногайского государства продолжилось при золотоордынском темнике Эдыге, легендарный и героический правитель, проповедник ислама продолжил объединять ногайцев. Он продолжил все традиции правления Ногая и полностью отделил ногайцев от власти ханов Золотой Орды. Ногайская Орда упоминается в летописях и русских посольских книгах за 1479, 1481, 1486 гг., письмах европейских правителей, короля Польши Сигизмунда I, в грамотах и письмах Руси и средневековой Польши, крымских ханов.

Через столичный город Ногайской Орды Сарайчик на речке Урал проходили караванные пути между Средней Азией и Европой. В состав Русского государства ногайцы вошли решением старейшин родов в 1783 году, сто подтвердилось Манифестом Екатерины II. Отдельными группами ногайцы еще боролись за независимость, но полководческие талант А. В. Суворова не оставил им шанса. Только малая часть ногайцев укрылась в междуречье Терека и Кумы, на территории современной Чечни.

Другие народы

В предгорьях Кавказа проживает множество других этносов и народностей. Аварцев здесь проживает 865 348 человек, кумыки численностью 466 769 человек, лакцев насчитывается 166 526 человек, даргинцев по результатам последней переписи населения 541 552 человека, 396 408 человек — лезгинов, 29 979 человек – агулы, 29 413 человек — рутульцы, 127 941 – табасараны и другие.

Кавказ является южной границей, разделяющей Европу и Азию. Здесь проживает около тридцати разных национальностей.

Его часть, Северный Кавказ, практически вся входит в состав России, а южную делят между собой такие республики, как Армения, Грузия и Азербайджан.

Народы Северного Кавказа живут в наиболее сложном во многих отношениях регионе нашей страны, который включает в себя много территориальных образований, сформировавшихся по национальному типу. Этот густонаселенный и многонациональный район с его различными традициями, языками, а также верованиями принято считать Россией в миниатюре.

Благодаря своему уникальному геополитическому и геокультурному положению, относительно небольшой Северный Кавказ с давних пор считался контактной зоной и одновременно барьером, разделяющим цивилизации Средиземноморья, Восточной Европы и Именно этим и определяются многие процессы, происходящие в данном регионе.

В большинстве своем народы Северного Кавказа одинаковы внешне: как правило, темноглазые, светлокожие и темноволосые, у них резкие черты лица, и узкие губы. Обычно горцы по сравнению с равнинными жителями более высокого роста.

Их отличает полиэтничность, религиозный синкретизм, своеобразные этнические кодексы, в которых преобладают определенные черты, обусловленные их древнейшими родами занятий, такими, как террасное земледелие, альпийское скотоводство, наездничество.

По своей языковой классификации народы Северного Кавказа относятся к трем группам: к адыго-абхазской (на этом языке говорят адыги, абхазы, черкесы и кабардинцы), к вайнахской - чечены, ингуши, и к картвельской группе, родной для сванов, аджаров и мегрелов.

История Северного Кавказа во многом переплетена с Россией, которая всегда связывала с этим регионом большие планы. Еще с шестнадцатого-семнадцатого веков начинает налаживать интенсивные контакты с местными народами, особенно с черкесами и кабардинцами, помогая им в борьбе против

Народы Северного Кавказа, страдающие от агрессии Турции и Шахского Ирана, всегда видели в русских реальных союзников, которые помогут им остаться независимыми. Восемнадцатый век стал новым этапом в этих отношениях. После удачно завершившегося Петр I взял под свой суверенитет многие районы, в результате чего резко обострились его отношения с Турцией.

Проблемы Северного Кавказа всегда были на первом плане внешнеполитических задач России. Это объяснялось значимостью данного региона в борьбе за выход к стратегически важному для русских Черному морю. Вот почему с целью закрепления своих позиций царское правительство щедро одаривало горских князей, перешедших на его сторону, плодородными землями.

Недовольство Османской Турции привело к русско-турецкой войне, в которой России удалось отвоевать большие территории.

Однако итоговым фактором для окончательного вхождения всего этого региона в состав России стала Кавказская война.

И сегодня в Северо-Кавказском регионе, границы которого определились в девятнадцатом веке, расположились семь автономных республик РФ: Карачаево-Черкесия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Алания, Ингушетия, Дагестан и Чеченская Республика.

Площадь, на которой они находятся - это меньше одного процента от всей территории нашей страны.

В России живет около ста национальностей и народностей, и почти половина из них - это народы Северного Кавказа. Причем по оценкам демографической статистики, именно их численность постоянно увеличивается, и сегодня эта цифра превосходит шестнадцать миллионов человек.