Илья репин бурлаки на волге описание картины. Старт в науке

Кто такие бурлаки? Это наемные рабочие, труд которых был актуален с XVI века вплоть до изобретения паровых двигателей. Волга долгое время являлась основной транспортной артерией страны. По ней плыли огромные расшивы, которые тянули при помощи бечевы бурлаки. Эти люди выполняли убийственно тяжёлую работу. По крайней мере, такое впечатление создает всем известная картина Репина.

Ярыги

Поверхностное представление о том, кто такие бурлаки, современный человек имеет благодаря очерку Фёдора Решетникова «Подлиповцы», вышеупомянутому полотну Ильи Репина и другим произведениям живописи и литературы. Таких рабочих на севере России называли ярыгами.

Кто такой бурлак? Это трудяга, выполняющий сезонную работу. После ледохода мужики из деревень, расположенных на берегу крупных рек, объединялись в артели. Кто такой бурлак? Это человек отчаянный, потерявший хозяйство и интерес к жизни. В бурлаки шли любители вольного воздуха и путешествий.

Термины

Конечно, имелся и начальник у бурлаков. Это был самый опытный и авторитетный работник, который следил за состоянием судна, брал на себя ответственность за сохранность груза. Назывался он водоливом. Лоцман был следующим в иерархии бурлаков. Это кто такой и чем он занимался? Лоцман следил за тем, чтобы барка не села на мель, проводил без приключений груз через опасные места. Его иначе называли «дядей» или «булатником».

Немало других интересных слов присутствовало в бурлацкой терминологии. Например, «шишка». Это еще одна важная должность в артели бурлаков. Кто это такой? «Шишкой» называли передового рабочего, отвечавшего за слаженную работу своих коллег. Возможно, из бурлацкого сленга и пришло в современный язык слово, означающее большого начальника.

У рабочих было деление на коренных и добавочных. Первые нанимались на весь сезон. Вторых брали в некоторых случаях, когда требовалась дополнительная помощь.

«Эх, дубинушка, ухнем»

Бурлаки - это кто? Группа работяг, тянущая с помощью каната судно. Эта работа была крайне тяжелой и монотонной. Только попутный ветер немного облегчал работу бурлаков. Среди представителей этой профессии появилась традиция в самый тяжёлый момент заводить песню. Вероятно, это делало менее монотонным бурлацкий труд. Самая известная песня - «Эх, дубинушка, ухнем».

Русский композитор Рахманинов на основе народных мотивов написал «Бурлацкую». Произведение удивительным образом отражает тяжелую участь наемных работников. Горькая судьба мужиков, тянувших лямку (это выражение в 19-20-м столетиях использовалось именно по отношению к бурлакам), вдохновляла и современных авторов. Например, Бориса Гребенщикова. В начале девяностых вышел «Русский альбом», в котором одна из песен называется «Бурлак».

Подневольная рабочая сила

Бурлаки проходили много километров. Время от времени делали остановки: отдыхали, штопали худые рубахи. После них оставался тлеющий костер, разбитые лапти, а порой и грубо отесанный могильный крест. Тяжелый труд мог выдержать не каждый физически сильный мужчина. Хотя среди представителей этой профессии встречались и женщины.

У бурлака отбирали документы. Он становился подневольной силой. До самого конца маршрута рабочий находился в полном послушании у хозяина судна. Вставал с рассвета, двигаться должен был в течение целого дня без малейшего промедления. Нередко бурлакам встречались разбойники, от которых приходилось жестоко отбиваться.

«Бурлаки на Волге»

В 1869 году Репин работал над картиной «Иов и его друзья». Эскизы к ней он создавал на берегу реки Невы. Там он и увидел впервые бурлаков. Эти люди произвели на художника неизгладимое впечатление, прежде всего своим контрастом с живописной природой и жизнерадостными дачниками. Тогда же Репин сделал первый акварельный эскиз. В 1870 году художник создал рисунок карандашом, который сегодня находится в одном из главных музеев страны - Третьяковской галерее.

На основе этого эскиза он написал в 1873 году масляную картину «Бурлаки на Волге». Работал художник в Самаре. Он не только делал эскизы, но и общался с местными жителями, расспрашивал об их жизни. Правда, позже Репин признался, что их быт его мало интересовал. Расспрашивал, дабы придать серьёзность своему делу. По-настоящему поразил Репина один из бурлаков. Это был расстриженный священник с печальными взором и дивно повязанной тряпицей на голове - один из персонажей картины, которая сегодня находится в Русском музее.

Правда о бурлаках

Существует версия, что Репин несколько сгустил краски. Судьба бурлацкая была не такой уж и беспросветной, как он это изобразил на одной из своих самых знаменитых картин.

Образы на полотне Репина живые, эмоциональные. Когда рассматриваешь картину, создается однозначное впечатление о бурлачестве. Но на самом деле жизнь этих работяг была не такой уж и тяжелой.

На барже стоял барабан. На нём был намотан трос, к которому прикреплены якоря. Движение начиналось тогда, когда люди садились в лодку, забирали с собой бечеву и начинали плыть вверх по течению. Бурлаки находились на барже. То, что описал знаменитый русский художник, происходило не всегда. Только в том случае, если один из рабочих, а именно лоцман, сажал на мель баржу.

На картине Репина изображены истощенные, обессиленные люди. Они облачены в старую, рваную одежду. Создается впечатление, что бурлаки тяжёлую работу выполняли практически бесплатно. В действительности же представители этой профессии были далеко не нищими. За летний сезон они зарабатывали неплохо.

Каждый день бурлак получал хлеб, масло, мясо, соль, сахар, чай, крупу и табак. После обеда всегда отдыхал. А главное, работал добровольно. Отработав несколько месяцев, он имел возможность ничего не делать в зимнее время.

131,5×281 см

Государственный Русский музей , Санкт-Петербург

«Бурлаки на Волге » - картина русского художника Ильи Репина , созданная в 1870-1873 годах. Изображает артель бурлаков во время работы. Предположительно, пример критического реализма , переходящего в натурализм . Картина имеет размеры 131,5×281 см и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге .

История создания

Согласно воспоминаниям художника, замысел картины возник ещё в 1869 году , когда во время работы над конкурсной картиной «Иов и его друзья» он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды. Увиденные им там впервые бурлаки произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом и живописной природой. Тогда же был создан первый акварельный эскиз картины, включавший помимо собственно бурлаков и контрастировавших с ними дачников. Такая композиция картины была раскритикована Фёдором Васильевым как «искусственная» и «рассудочная». Последний, вместе с Иваном Крамским , нашли стеснённому в то время в средствах Репину необходимые для поездки на Волгу 200 рублей.

К этому же времени относится демарш Репина по поводу его возможного исключения из Академии художеств в связи с нежеланием сдавать экзамены по общеобразовательным предметам. Репин подал заявление об увольнении, которое не было удовлетворено, вместо этого ему была обещана заграничная стажировка и оплачен проезд по Волге от Твери до Саратова . В мае 1870 года группа в составе Ильи Репина, его брата Василия, Фёдора Васильева и Евгения Макарова на пароходе компании «Самолёт» отправилась в путешествие.

Дальнейшая судьба картины

Картина была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку . Выставка вызвала много печатных откликов, обсуждавших противостояние реалистической и академической живописи. Публика разделилась на «репинцев» и тех, кто предпочёл «Христа и блудницу», написанную в Риме академистом Семирадским . Академист Фёдор Бруни , например, разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства ». Подлинную атаку повёл на произведение Репина консервативный публицист Алексей Суворин .

В то же время Стасов и Крамской приняли полотно восторженно, как подлинный триумф национального гения, сопоставимый с реалистическими произведениями Гоголя. В своём «Дневнике писателя » Фёдор Достоевский проанализировал картину Репина и высказался о ней как о подлинном торжестве правды в искусстве. Владимир Короленко скопировал гравюрную репродукцию и повесил её у себя в комнате. На Всемирной выставке картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем , который повесил её в бильярдной комнате Владимирского дворца:

Нaдo пpaвдy cкaзaть, чтo вeликoмy князю кapтинa этa иcкpeннe нpaвилacь. Oн любил oбъяcнять oтдeльныe xapaктepы нa кapтинe: и paccтpигy пoпa Kaнинa, и coлдaтa Зoтoвa, и нижeгopoдcкoгo бoйцa, и нeтepпeливoгo мaльчишкy - yмнee вcex cвoиx cтapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликий князь, и я cлышaл coбcтвeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяcнял вce дo caмыx пocлeдниx нaмeкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины.

И. Е. Репин «Далёкое близкое»

См. также

Ссылки

Примечания

Литература

  • Elizabeth Kridl Valkenier: Ilya Repin and the world of Russian art . Columbia University Press, New York 1990. ISBN 0-231-06964-2 . стр. 36
  • Репин И. Е. Далёкое и близкое. - М ., 2002. - С. 400. - ISBN 5-8159-0204-7

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бурлаки на Волге" в других словарях:

    БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ - Картина И.Е. Репина. Создана в 1870– 1873 гг., находится в Русском музее. Размеры 131,5 × 281 см. На картине изображены бурлаки, тянущие по реке грузовое судно. Нет ветра. Ярко светит солнце. Мужчины идут тяжело и медленно. В центре картины юноша … Лингвострановедческий словарь

    Жарг. мол. Шутл. О людях, едущих в автомобиле «Волга». Максимов, 49 … Большой словарь русских поговорок

    На Волге, 1900 е. И.Репин «Бурлаки на Волге», 1870 1873 Бурлак наёмный рабочий в России XVI конца XIX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким… … Википедия

    Бурлаки - (возможно, от назв. р. Бурла, протекающей гл. обр. в Алтайском крае РФ) наемные рабочие (гл. обр. из оброчных крестьян, а также гор. низов) на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью весел. Появились в кон … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью вёсел. Б. появились в конце 16 начале 17 вв. Развитие бурлачества было вызвано ростом речных перевозок при техническом несовершенстве водного… … Большая советская энциклопедия

    Наёмные рабочие в России XVI XIX вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и вёсел. Главным образом оброчные крестьяне нечернозёмных губерний. Трудились артелями (4 40 человек), связанными круговой порукой. В начале XIX в. на Волге… … Энциклопедический словарь


Почти каждая картина Ильи Ефимовича Репина имеет свою увлекательную историю, потому что редко какая из них писалась за один год. Обычно между замыслом и окончательным его воплощением проходило три-четыре года, а иногда и больше. Смысл происходящего в картине выражался в определенной сцене, и потому общая композиция полотна ясно вырисовывалась уже в первых эскизах, а затем только уточнялась или незначительно изменялась.

Так было и с "Бурлаками на Волге" - картиной, которую И.Е. Репин создал в 29 лет, будучи еще учеником Академии художеств. В то время он работал над академическими сюжетами - "Иов и его друзья" и "Воскрешение дочери Иаира", а к замыслу "Бурлаков" его привело, казалось бы, случайное событие.

В 1868 году И. Репин со своим товарищем по учебе К. Савицким отправился на этюды на Усть-Ижору. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. "О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ".

Эта сцена так поразила И. Репина, что с того момента художник надолго увлекся темой "Бурлаков". То он набрасывал эскиз, где на берег поднимается вереница одних только бурлаков, то писал эскиз (до нас не дошедший, но виденный художником Ф. Васильевым), в котором целиком предстает виденная им картина.

Казалось бы, в теме, избранной И. Репиным случайно, не может быть ничего поэтического. Некоторые друзья художника утверждали, что бурлаки, впряженные в лямку, могут вызвать у зрителя только жалость и сочувствие, не более... Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли.

Чтобы картина была правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, где мог ближе наблюдать жизнь народа, познакомиться с его трудом и бытом, увидеть красоту того русского характера, который потом и получил свое выражение в картине. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать.

После поездки на Волгу И.Е. Репин отказался от прямолинейного и навязчивого обличительства, в котором могла проявиться рассудочная дидактика и сухая надуманность. Внимание его приковали прежде всего люди с трудной судьбой, во всем многообразии и богатстве своих характеров. Им посвятил он свою картину, их заставил говорить на своем полотне.

На Волге "видел я и смешанные коллективные усилия людей и скотов обоего пола, тянувших все те же незероятные по своей длине бечевы; группы этих бурлаков рисовались силуэтами над высокими обрывами и составляли весьма унылый прибавок к весьма унылому пейзажу".

Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками... В разрыве между ними проглядывает клочок ясного неба и льются ослепительно яркие лучи заходящего солнца. Они прокладывают светлую, искрящуюся дорогу по холодной свинцовой поверхности притихшей реки. На фоне этого светлого пятна, но погруженные во мрак нависающей над ними тучи выделяются темные силуэты людей - медленно, с огромным усилием взбирающихся на крутой склон холма. Они с трудом отрывают от земли ноги, вязнущие в сыром, зыбком песке, и с каждым шагом все больше и больше выбиваются из сил.

Такими изобразил И. Репин бурлаков в своем первом волжском эскизе, бегло, но очень эмоционально воссоздав в нем взволновавшую его картину. Этот карандашный эскиз и стал отправной точкой, с которой начались дальнейшие поиски художника.

И.Е. Репин не остановился на первом эскизе, хотя впоследствии часто обращался к нему и творчески его перерабатывал. В конце июня 1870 года он поселился в Ширяеве, где и провел все лето. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, здесь же написал много эскизов к своим "Бурлакам" и сделал много зарисовок. В Ширяеве художник окунулся в самую гущу бурлацкого быта. Теперь уже не мимолетные впечатления, а тесное общение с бурлацкой ватагой обогатило запас жизненных наблюдений И. Репина.

Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник, чтобы потом сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам И. Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил художник. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".

Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.

Весь облик Канина, вплоть до тряпицы на голове и до закурчавившихся у шеи волос, вызывал у И. Репина восторг. "Типичнее этого настоящего бурлака ничего уже не может быть для моего сюжета", - писал он в автобиографической книге "Далекое - близкое". Вот Канин идет во главе бурлацкой артели рядом с громадным великаном и чернобородым "борцом" Илькой-моряком.

Есть среди бурлаков и еще один образ - деревенский паренек Ларька, который многое подчеркивает в духовной сути Канина. Да у них и действительно есть много общего: это прежде всего пытливый, проницательный ум, непокорность, душевная гордость и достоинство. Индивидуальные черты у них раскрываются как бы в противопоставлении: молодость, детская чистота, хрупкость Ларьки, его нетерпеливая юношеская порывистость, идущая от неопытности нетерпимость - и мужественность Канина, его накопленная годами житейская мудрость, выносливость, выдержка и стойкость во всех жизненных ситуациях.

Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Вот идет рядом с Ларькой выбивающийся из сил больной старик, вытирающий пот со лба. Несколько отстает последний, еле бредущий, бурлак. Бессильно повисли его руки, лицо опущено вниз, виден только круг его фуражки. А вот беспечно закуривает трубку другой, нисколько не думая о том, что сделанный им перерыв увеличивает нагрузку на других.

По берегу Волги, под палящими лучами солнца, тянут против течения реки тяжело груженную баржу 11 бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги их вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело обливая пустынные берега реки и выжигая растительность, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.

В одних образах бурлаков - покорность судьбе, в других - протест и озлобление, в третьих - невозмутимость или простодушие. И только в Канине, как в едином сплаве, слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Канин такой же, как все, рядом с Ильком-моряком он выглядит даже человеком среднего роста; его складная коренастая фигура как будто даже не отличается особой силой. Но одновременно он и значительней всех, будто известно ему больше, чем кому-либо из остальных - не только вся подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором они все грезят...

Картина "Бурлаки на Волге" первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в

1873 году. Репинские "Бурлаки" будили совесть, заставляли думать о судьбе народной. Ф.М. Достоевский так выразил охватившие его чувства перед картиной: "Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!"

Однако не у всех представителей русского общества произведение И.Е. Репина вызвало одинаково восторженное отношение. Многие ополчились против художника, а ректор Академии художеств профессор Бруни охарактеризовал картину "как величайшую профанацию искусства".

На академической выставке она появилась только в последние дни перед ее закрытием. А потом полотно попало к великому князю Владимиру Александровичу, который купил "Бурлаков" задолго до окончания работы над ними. С тех пор картина оказалась малодоступной для обозрения широкой публики, которая могла видеть ее только на выставках.

В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: "Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников".

Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки, несмотря на их изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются. Могучая, пока еще не обнаруженная сила живет в них, и, кажется, нет такой преграды, которая могла бы сдержать ее и встать у нее на пути.

Известную картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» знают и помнят все. О тяжкой доле несчастных героев этого произведения живописи нам рассказывали учителя, и все мы проникались жалостью и сочувствием к их нелёгкой судьбе и способу, которым они вынуждены были добывать пропитание себе и своим семьям.
Однако кое-что из важных деталей для многих из бывших учеников так и осталось нераскрытой тайной.

В картине важна каждая деталь.

1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка - бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено - солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные - ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него.

По левую руку от Канина идет Илька-моряк - артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое - 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные» , как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину.

Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.
К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман - человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.
Водолив - плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Бечева - трос, к которому чалятся бурлаки

Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз…» и т. д., пока артель не вой дет в ритм и не двинется вперед.

14. Парус

Поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

«Бурлаки на Волге» - картина Репина, которая создавалась долгих пять лет. А идея ее возникла абсолютно у другой реки.

Зарождение идеи

1868 год. Молодой Репин, ученик Академии художеств, отправившись на Усть-Ижору делать эскизы, сталкивается с неприкрытой суровой правдой жизни. Богато одетую, веселую толпу выигрышно оттеняли тянувшие свою лямку ободранные бурлаки. С тех пор художник начал вынашивать идею создания картины о суровой реальности низов Руси.

Его концепция полностью совпадала с веяниями в искусстве того времени: жанр картины «Бурлаки на Волге» относится к реалистичной живописи. Критический реализм набирал обороты. Движение передвижников выступало против порабощения народа царем, обличало существующую проблему в обществе, вело к революции.

Изначально художник хотел показать контраст между богатой, наслаждающейся жизнью толпой и нищими, изможденными бурлаками. Красноречивый прямолинейный упрек существовавшему тогда строю. Однако впоследствии идея претерпевает изменения. Несгибаемую силу русского духа - вот что следовало показать.

Создание картины

После первой встречи с бурлаками Илья Репин создавал наброски и эскизы в поисках наилучшего сюжета. Сцена, уведенная им в Усть-Ижоре, была вскоре откинута. Репин предпринимал несколько поездок на Волгу. Знакомился с бурлаками, узнавал их судьбы и характеры, выполнял портретные зарисовки. Это и сформировало окончательно замысел картины.

В 1871 году картина «Бурлаки на Волге» была впервые выставлена на всеобщее обозрение в Сообществе поощрения художников. Однако произведение не показалось Репину завершенным до конца. Еще одна поездка на Волгу, и художник создает окончательных вариант произведения.

Композиция и художественная ценность

Природа создает пластику и фон главного сюжета. Жаркий летний день и безбрежная река. На фоне предгрозового неба и чистого песка движется на зрителя толпа тянущих свою лямку бурлаков. Значимость их фигур подчеркивается намеренно заниженной линией горизонта. С первого взгляда картина «Бурлаки на Волге» притягивает внимание коричневым пятном рабочих, будто слившихся воедино. Однако присмотревшись, рельефно выделяется каждая фигура. Спины бурлаков опущены под тяжестью выполняемой работы. Идущие в одном ритме ноги вязнут в песке.

Игра светотени, ритмичность линий, уверенность мазков создают впечатление простоты картины и в то же время ее суровости. Цветовая гамма подчеркивает эмоциональное настроение произведения - уныние и безнадежность. Однако описание картины «Бурлаки на Волге» лишь блекло передает впечатление от ее созерцания.

Поражает не только техника исполнения Репиным картины, но и размеры - около трех метров в ширину и полутора в высоту. Если размышлять глобально, «Бурлаки на Волге» — картина Репина в некотором отношении эпическая, монументальная.

Персонажи картины

Во время пребывания на Волге Репин часто сопровождал бурлаков в их работе. Каждый персонаж имеет реального прототипа.

Возглавляет артель поп-расстрига Канин. Его задача - задавать ритм движения. Если группа сбивается, то командой «сено-солома» он восстанавливает синхронность. Справа и слева Канина окружают Илька-матрос и дюжий бородач. Их задача в этой ватаге - контроль идущих позади, потому как были они нерадивыми - кто трубку курил, а кто и демонстративно протестовал против нечеловеческой работы. Халтурщиков понукали и позади идущие - самые добросовестные бурлаки. Замыкает процессию опытный мужик, но уже старый и больной. Он идет особняком, чтобы не нарушать общий ритм движения.

Детали

Реалистичность картине придают тщательно прописанные детали. Взгляд и выражения лица каждого из персонажей. Исхудавшаяся одежда, стоптанные лапти, напряженные лица. Курительная трубка как символ безразличия к происходящему. Открытый кисет - желание переложить свою ношу на плечи рядом идущего. Молодой Ларька, будто скидывающий с себя лямку, - надежда избавиться от кабальной, отупляющей работы. Акцентирована каждая деталь, отражен характер каждого из связанных одним делом, одной судьбой.

А вдалеке можно рассмотреть дымящий пароход. Немое доказательство того, что людской изнуряющий труд намного дешевле, нежели «паровая тяга».

Судьба картины

Даже в период, когда произведение было лишь набором эскизов, на него собирались посмотреть петербуржские художники. Еще в пору создания картина «Бурлаки на Волге» очень заинтересовала Павла Третьякова - тонкого ценителя искусства.

Окончательная версия впервые была выставлена в 1873 году на художественной выставке произведений живописи и искусства. Не могли заставить зрителя пройти мимо «Бурлаки на Волге». Картина вызвала резонанс в среде творцов и противоречивые мнения. Одна часть интеллигенции возносила произведение, называла «первой картиной всей русской школы», олицетворением эпохи. Другая хаяла «лапотность» «Бурлаков». Профессор Академии искусства Бруни и его приверженцы-консерваторы нарекли картину «великой профанацией искусства».

В том же году полотно было показано на всемирной выставке в Вене. Завоевав бронзовую медаль, оно нашло и своего покупателя - князя Владимира Александровича. С тех пор «Бурлаки» долгое время не выставлялись, поскольку заняли свое место в биллиардной княжеского дворца.

Октябрьская революция вернула народу великую картину. Сегодня живописное произведение находится в Государственном русском музее.

В широком смысле картина «Бурлаки на Волге» — это ода несокрушимости духа русского народа. Человек все ниже и ниже наклоняется к земле, но продолжает, стиснув зубы, идти вперед. Наверное, поэтому она по сей день актуальна и не оставляет равнодушными зрителей.