Концертмейстер - это что за профессия? Работа, обязанности, инструкция концертмейстера. Кто такой концертмейстер

40.5

Для друзей!

Справка

Помните выражение: «Маэстро, музыку!» Концертмейстер и есть тот самый «маэстро». Среди пианистов эта профессия самая распространенная. Без работы специалисты не останутся. Высшие учебные заведения, общеобразовательные и музыкальные школы, дворцы детского творчества, центры досуга - везде необходимы квалифицированные работники данной области. В учебных заведениях музыкального профиля в концертмейстере нуждаются на занятиях по всем специальностям. Концертную эстраду, хоровые коллективы, занятия хореографии, выступления и репетиции солистов оперы также сложно представить без «маэстро». Несмотря на это, среди музыкантов существует некий стереотип концертмейстера. Игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это невероятно ошибочное заблуждение.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Концертмейстера являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Концертмейстеры .

Вся статистика

Описание деятельности

Работа концертмейстера - нечто большее, чем просто игра по нотам. Он помогает солистам разучивать их партии, контролирует качество их исполнения. При возникновении трудностей подсказывает, исправляет недостатки. Следовательно, концертмейстер не просто музыкант, но и организатор, педагог и психолог.

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Концертмейстера нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Концертмейстера , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Концертмейстера обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Концертмейстером (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Концертмейстером .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Обязанностей у концертмейстера великое множество, главное из которых профессиональное исполнение музыкального материала. Совместно с преподавателем он принимает участие в разработке тематических планов и программ. Он проводит индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, в ходе которых формирует у них исполнительские навыки, навык игры в ансамбле, развивает художественный вкус, повышает эрудицию, воспитывает творческую индивидуальность.

Вид труда

Исключительно умственный труд

Профессия Концертмейстера относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Концертмейстеры отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Есть концертмейстеры, работающие в детских музыкальных школах, а есть ведущие концертмейстеры популярных симфонических оркестров. Карьерный рост возможен. Истории известны концертмейстеры, выступавшие даже в роли дирижера. Например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра скрипач Вили Босковски. Правда, без таланта и дополнительного образования успешная карьера мало вероятна. А если мыслить более реалистично, успешной карьерой можно считать и работу в частных школах музыки, которые среди всех учреждений данной области выделяются своими высокими гонорарами.

Возможности карьерного роста

Возможностей достаточно

Значительное большинство представителей профессии Концертмейстера считают, что у них достаточно возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Если такая цель у рядового специалиста есть, то ему вполне реально занять руководящую должность в этой сфере.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Слово концертмейстер, такое похожее на два других, о которых вы можете прочесть на страницах этой книжки -- капельмейстер и хормейстер -- также состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). Имеет оно два значения. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. Концертмейстер главной группы симфонического оркестра -- группы первых скрипок -- считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер -- первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом. А еще концертмейстером называют пианиста, который работает с учащимися -- скрипачами, вокалистами, виолончелистами и т. д. Такой концертмейстер -- помощник педагога -- руководит ими, помогает разучивать свои партии, находить верную трактовку произведения. Несколько иная роль у концертмейстеров, которые аккомпанируют певцам и инструменталистам -- мастерам своего дела. Здесь они выступают как равноправные участники единого ансамбля.

  • - . 1) Первый скрипач оркестра; иногда заменяет дирижёра. В обязанности К. входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра. В струн. ансамблях К. является обычно художеств...

    Музыкальная энциклопедия

  • - в оркестре опытный и знающий музыкант, на котором лежит наблюдение за верным строем оркестра. В случаях колебания оркестра во время исполнения К. обязан первый указать вступление своей игрой...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - 1) первый скрипач оркестра, исполняющий скрипичные соло и иногда заменяющий дирижёра на репетициях. В 18 в. в инструментальных капеллах выполнял функции дирижёра...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1) музыкант, возглавляющий одну из струнных групп симфонического или оперного оркестра.2) Пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Заимств. в середине XIX в. из нем. яз., где Konzertmeister - сложение Konzert «концерт» и Meister «мастер». См. концерт, мастер. Ср. гроссмейстер...

    Этимологический словарь русского языка

  • - ; мн. концертме/йстеры, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - пиани/ст-концертме/йстер,...
  • - скрипа/ч-концертме/йстер,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - КОНЦЕРТМЕ́ЙСТЕР, -а, муж. 1. Первый скрипачсолист оркестра, а также музыкант, возглавляющий одну из струнных групп исполнителей в оркестре. 2. Пианист-аккомпаниатор, разучивающий партии с исполнителями...

    Толковый словарь Ожегова

  • - КОНЦЕРТМЕ́ЙСТЕР, концертмейстера, муж. . 1. Звание первого скрипача в оркестре, играющего сольные партии. 2. Музыкант-акомпаниатор в оперном театре, помогающий певцам разучивать их партии...

    Толковый словарь Ушакова

  • - концертме́йстер м. 1. Первый скрипач - солист симфонического или оперного оркестра. отт. Музыкант, возглавляющий одну из струнных групп оркестра. 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - концертм"...

    Русский орфографический словарь

  • - При больших оркестрах, первый скрипач, в то же время дирижер струнных инструментов...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - скрипач, аккомпаниатор, пианист,...

    Словарь синонимов

"КОНЦЕРТМЕЙСТЕР" в книгах

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ПЕРВЫХ СКРИПОК

Из книги Плен в своём Отечестве автора Разгон Лев Эммануилович

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ПЕРВЫХ СКРИПОК Сколько лет прошло, а до сих пор бешусь, когда встречаю в газетах заголовки «Этапы большого пути», «Этап новой жизни», «Счастливый этап…» и прочее в этом роде. Сейчас-то этих больших и счастливых этапов стало поменьше, а несколько лет назад

Концертмейстер Паваротти

Из книги Я, Лучано Паваротти, или Восхождение к славе автора Паваротти Лучано

Концертмейстер Паваротти Лучано - не первый великий певец, с которым я работал в качестве концертмейстера. Я занимаюсь этим уже двадцать семь лет и сотрудничал со многими выдающимися исполнителями: Нильсон, Френи, Симионато, Гедда, Тальявини…Я люблю аккомпанировать

ЧТО ДЕЛАЕТ КОНЦЕРТМЕЙСТЕР Название «концертмейстер», которым в больших оркестрах наделяются ведущие исполнители и которое в наши дни всё чаще присваивается женщинам, восходит, как и многое другое в классике, к очень давним временам. В эпоху Гайдна и Моцарта

Концертмейстер / Автомобили / Звездный тест-драйв

Из книги Итоги № 44 (2013) автора Итоги Журнал

Концертмейстер / Автомобили / Звездный тест-драйв Концертмейстер / Автомобили / Звездный тест-драйв Солист группы «Би-2» Шура - о своем Cadillac Escalade Сразу признаюсь: сам я за рулем не бываю, у меня даже нет российских прав - только «праворульные»


28.10.2007, 10:14

Господа просветите пожалуйста: каковы качества, которыми должен обладать концертмайстер оркестра?

Ольга Гинзбург

28.10.2007, 10:24

Виртуозность, коммуникабельность, и невероятное чувство юмора!

28.10.2007, 12:36

Тема очень важная, на самом деле.
Концертмейстер оркестра должен быть примером для оркестра. То есть должен обладать всеми профессиональными качествами музыканта.
В первую очередь, он должен являть пример для своей группы, группы первых скрипок и всей струнной группы. Должен не просто хорошо уметь играть соло, но и мобильно и профессионально читать с листа, читать штрихи, грамотно их ставить (согласуя со штрихами духовой группы, в частности). Концертмейстер должен иметь идеальный слух, потому что на нем лежит ответственность за настройку ВСЕГО оркестра.
Концертмейстер должен являть собою авторитет, но авторитет с потолка не берется, поэтому нужна непрерывная работа над собой. Нужно воспитывать в себе такие качества, как терпимость, терпение, нескандальность, вместе с тем настойчивость там, где ее нужно проявить, доброта и любовь к людям - коллегам и публике, чувство юмора должно присутствовать, но не зашкаливать. Концертмейстер - человек-душа, но - строгий. Он должен интересно и продуктивно проводить групповые репетиции, так, чтобы группе не хотелось быстрее разбежаться, а наоборот, чтобы группа сама спрашивала, когда будет следующая репетиция.
И, конечно, концертмейстер - это правая рука дирижера. Дирижер должен доверять концертмейстеру. А концертмейстер должен не только отвечать перед дирижером за оркестр, но также и защищать, когда нужно, своих коллег или говорить о нуждах для оркестра.
Очень, очень, очень ответственная эта должность.
Да, чуть не забыла: хорошо, когда концертмейстер играет со своим оркестром сольные концерты! :solution:
Может, еще чего и забыла написать. Потом добавлю.

28.10.2007, 12:50



На 3-м талант.

28.10.2007, 13:18

На самом деле, главное качество, которое я применил бы к концертмейстеру - надёжность.
Концекртмейстер, который просчитывается 2 раза в месяц - это уже не товарчик.
Когда группа уверена в концертмейстере, она и по непонятной руке сыграет уверенно и хорошо.
На 2-м месте мастерство и компетентность плюс корректность обращения с коллегами.
На 3-м талант.
Хотелось бы, конечно, поставить талант на 1-е место, но соляги случаются не каждый день, а концерты - почти каждый.

Да-да! Именно: надежность! У Вас, Аллегро, всегда находятся самые нужные слова. Надежность, корректность - да! тысячу раз да. А мастерство без таланта не бывает, как мне кажется. Нет у тебя таланта, хоть ты вывернись, мастерства не достичь.

хулиганка

28.10.2007, 17:58

28.10.2007, 22:02

Слова известной песенки(поются после постов(абсолютно верных))Княжны и Аллегро: "...где это видано,где это слыхано..."

Знаете, без ложной скромности - теперь у нас:-)

28.10.2007, 23:05

Харизмой, великолепно играть на скрипке и чувствовать музыку. Железными нервами и ритмом, коммуникабельностью, стабильностью, штриховой и аппликатурной грамотностью. Умением показывать вступление. Умением быстро собирать на репетициях произведение.

29.10.2007, 17:30


Благодаря тому, что она серьезно относится к своему делу и требует этого от остальных, уважение к ней всего коллектива растет не по дням, а по часам.

29.10.2007, 19:54

Еще у концертмейстера должно быть понимание того, что работа - выше всего остального...Приведу пример из жизни. Наша новая концертмейстер не то, чтобы совсем молоденькая, но по сравнению с остальными концертмейстерами групп и солистами оркестра довольно молода, моложе всех. У нее были настоящие трудности в начале ее работы по этому поводу: ее все время пытались поучать старшие товарищи. Но она не стушевалась, и не смотря на привилегии и звания, не боялась сказать тому же первому кларнету (профессору, кстати!), что ему надо настроить свою "ля" выше,чтоб было как у всех остальных, а не как ему кажется. Или не переправляла продуманные ею штрихи только потому, что концертмейстер альтов ей выговаривала, что здесь всю жизнь оркестр играет только так, потому что это непоколебимая "традиция".
Благодаря тому, что она серьезно относится к своему делу и требует этого от остальных, уважение к ней всего коллектива растет не по дням, а по часам.Уверенность в собственных знаниях - это очень хорошо!!! Огромный плюс Вашей концертмейстерше, что она еще эти знания отстаивает. Умница

Б.Ф.Строганоф

29.10.2007, 21:22

Знаете, без ложной скромности - теперь у нас:-)
Уважаемая Княжна! Если это правда-от души поздравляю. И поздравляю Вашего концертмейстера с тем, что о ней сложилось такое мнение. Это дорогого стоит. Если не секрет-кто она? Откуда? Впрочем, это не суть важно -главное, что она есть. С уважением. Б.Ф.Строганоф.:solution:

30.10.2007, 01:52

Http://www..php?p=394266&postcount=3
Это действительно ОЧЕНЬ нужно. Может, не концерт продирижировать, но грамотный ауфтакт на той же настройке при прохождении проблемных мест - да!

14.11.2007, 20:14

А вот вопрос, в принципе относящийся к теме. Это уже ближе к тому, чем и как живут концертмейстера.
У нас в оркестре устойчивое мнение, что концертмейстеру положена квартира. В основном, такое мнение имеют ветераны оркестра, которые помнят, как было хорошо при Советской власти. А вообще, кем положена, куда положена? Мне кажется, в наше время это невозможно, хоть ты трижды концертмейстер. Это должен дирижер ходить и обивать пороги за своих музыкантов. А автоматически квартиры не раздают.
Было ли так раньше, интересует меня? И как сейчас поживают концертмейстера?

Музыкальный мир предлагает множество различных профессий, одна из них - концертмейстер. Это, по сути, аккомпаниатор, но круг его обязанностей велик, так же как и спектр умений и способностей. Велика роль концертмейстера в педагогической деятельности, в работе ансамблей, особые обязанности ложатся на его плечи в оперном искусстве. Расскажем о том, из чего состоит работа концертмейстера, и о том, какими качествами он должен обладать.

Понятие «концертмейстер»

Есть мнение, что концертмейстер - это простая профессия, в которую идут люди, не способные стать солистами. Но на самом деле эти музыканты должны обладать гораздо большим арсеналом способностей и умений, так как им недостаточно просто быть хорошими исполнителями, но и нужно иметь чувство ансамбля, уметь эффектно подать солиста и т. д. Концертмейстер сопровождает других музыкантов, учеников, музыкальные представления. Уже само название профессии говорит о том, что этот человек - мастер ведения концертов, он является объединяющим началом концертного действия.

История профессии

Становление профессии концертмейстера происходит в 17-м веке, когда появляются специальные пианисты, которые сопровождают выступления певцов. Эта специализация вырастает из практики домашних концертов, когда в гостиных проводились камерные концерты музыкантов и их сопровождали специально подготовленные для этого пианисты. Постепенно профессия кристаллизуется и обрастает новыми нюансами и обязанностями. Аккомпаниаторы становятся востребованными в музыкальной педагогике, в оперном искусстве, в симфонических оркестрах. Сегодня концертмейстер - это помощник дирижера и распорядитель концерта. Постепенно формируются несколько разновидностей этой профессии: собственно аккомпаниатор, пианист-концертмейстер, педагог и оперный концертмейстер. Рассмотрим специфику каждого вида.

Аккомпаниатор

Концертмейстер, сопровождающий вокалиста, предоставляет ему музыкальный фон. Однако это простая профессия только на первый взгляд. На плечи аккомпаниатора ложится задача поиска гармоничного сосуществования партии клавирного сопровождения и солирующего голоса или инструмента. Концертмейстер этой разновидности решает задачу создания акустического ансамбля, для этого ему необходимо быть единомышленником солиста, его партнером. Но при необходимости аккомпаниатор должен становиться лидером, руководителем концерта, он направляет вокалиста, ведет его и одновременно подчеркивает красоту звучания солиста. Концертмейстер должен быть по уровню таланта и мастерства не ниже солиста, у них должно быть единое дыхание. Нередко аккомпаниатор выручает вокалиста, помогает ему в непредвиденных и трудных ситуациях. Не напрасно многие вокалисты ищут «своего» концертмейстера и годами работают с одними и теми же партнерами.

Концертмейстер-пианист

Концертмейстер - это всегда виртуозный музыкант, ведь ему приходится решать несколько одновременно. Нередко аккомпаниаторы работают и как пианисты, а вот далеко не каждый, даже очень талантливый, исполнитель может стать концертмейстером.

Со второй половины 19-го века, когда начинает формироваться профессиональное исполнительское искусство, выделяется отдельная специальность - пианист, тогда же начинают формироваться специфические критерии оценки мастерства аккомпаниатора. И совмещать эти две профессии удавалось не всем. Существуют обывательские представления, что каждый, кто владеет пианистической техникой, с легкостью может стать аккомпаниатором. Они, естественно, не соответствуют действительности. Концертмейстер-пианист, нередко работающий в оркестре или ансамбле, должен тонко чувствовать групповое творчество, уметь направлять партии других музыкантов, управлять течением мелодии.

Становлению русской школы аккомпаниаторов немало способствовали выдающиеся композиторы: М. Глинка, С. Рахманинов, М. Мусоргский, Они внесли в культуру концертмейстерства такие черты, как плавное звукоизвлечение, образность, идеальная техника. Благодаря их деятельности происходит переоценка значимости фигуры аккомпаниатора и его мастерства. Из второстепенного действующего лица он превращается в полноценного партнера ансамбля.

Концертмейстер-педагог

Исторически деятельность концертмейстера была связана также с педагогикой. Аккомпанирование на уроках вокала и хореографии - это особое мастерство и искусство. Концертмейстер - важная фигура в педагогическом процессе. Тонкий слух аккомпаниатора позволяет уловить ошибки ученика. Пианист помогает студенту лучше показать возможности своего голоса, раскрыть глубину произведения, найти верную интерпретацию. Аккомпаниатор-педагог должен не только обладать техникой и музыкальным чутьем, но и он должен уметь проникнуть в психологию ученика, найти с ним контакт.

Концертмейстер оперы

Еще одно важное амплуа концертмейстера - это работа в опере. В этом статусе сливаются сразу несколько ролей. Во-первых, концертмейстер является репетитором для певца, помогает ему найти верное звучание, контролирует точность исполнения. Поэтому у него должен быть тонкий слух и большая музыкальная эрудиция. Во-вторых, он является руководителем струнной группы в оркестре, помощником и опорой дирижера. Проводником творческого замысла постановщика к оркестру также является концертмейстер. Ноты - это лишь фактура, которую еще нужно сыграть с определенным темпом, настроением, душой. Вот это глубокое содержание и передает концертмейстер и четко контролирует его поддержание во время спектакля.

Качества концертмейстера

Столь разнообразные обязанности концертмейстера требуют от него особых качеств. Кроме того, что он должен виртуозно владеть инструментом, у него должен быть хороший слух, он должен владеть ансамблевой техникой, иметь представления о певческом искусстве. Хороший аккомпаниатор должен не только легко играть ноты с листа, но и следить за мелодией, уметь направить солиста по правильному пути. Также концертмейстеру необходимо терпение, умение не ставить свои амбиции выше общего интереса.

Хороший аккомпаниатор обязательно обладает интуицией, имеет быструю реакцию и умение мгновенно перестраиваться. Ведь в случае ошибки солиста во время концерта он должен быстро подстроиться под артиста, не сбив ритма выступления. Концертмейстер должен быть контактным человеком. При работе с ансамблем или солистом чрезвычайно важно взаимодействие между участниками. Во время концерта музыканты ориентируются не только на движения дирижера, но и на взгляды и мимику концертмейстера.

Востребованность концертмейстеров

Профессия аккомпаниаторов остается престижной и востребованной на рынке. Это связано с тем, что хороший концертмейстер - это штучный товар, уникальное сочетание таланта и школы. Сегодня ставка концертмейстера есть в каждом учебном музыкальном заведении, в театрах, оркестрах, концертных организациях. Многочисленные исполнители хотят работать с личными аккомпаниаторами, которые хорошо знают их манеру и возможности. Поэтому за хороших специалистов часто идет охота и борьба.

Должностная инструкция концертмейстера

В разных организациях на аккомпаниатора возлагаются разные обязанности. Однако в целом должностная инструкция концертмейстера включает такие требования, как умение читать с листа, транспонировать музыкальные произведения, педагогические навыки. Аккомпаниатор должен знать партии, в которых он участвует, соблюдать дисциплину и нести ответственность за исполнение своих обязанностей. На концертмейстера возлагаются организационные, педагогические и психологические обязанности.

Известные аккомпаниаторы

Как мы выяснили, работа концертмейстера творческая, сложная, многозадачная. Далеко не каждый исполнитель может стать хорошим аккомпаниатором, поэтому специалисты ценятся на вес золота. Многие вокалисты годами работают с одними концертмейстерами, между ними складываются дружеские, почти родственные отношения. Самыми известными представителями этой профессии являются М. Бихтер, Б. Мандрус, Д. Ашкенази, М. Неменова-Лунц.

  • Концертме́йстер (от нем. Konzertmeister) - 1) руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава, обычно наиболее опытный и/или одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе.

    2) Пианист, который помогает исполнителям(певцам, скрипачам) при разучивании репертуара и выступает с ним на концертах. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении (речь не идёт о жанре инструментального концерта, при исполнении которого в современной - начиная с XIX века - музыкальной практике партию солиста обыкновенно исполняет приглашённый музыкант). Второй по старшинству участник группы называется вторым концертмейстером.

    Под концертмейстером оркестра понимается концертмейстер группы первых скрипок - традиционно одна из центральных фигур оркестра, в ряде случаев берущая на себя в той или иной мере руководство им, вплоть до исполнения обязанностей дирижёра (известны, в частности, концертмейстеры, систематически выступавшие в роли дирижёра, - например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски, по традиции дирижировавший Венскими новогодними концертами).

    Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Поворачиваясь к оркестру и начиная «настройку», он готовит не только оркестр, но и публику к началу концерта. Это то, что видит зритель. Остальное - творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений - это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера.

    В духовых оркестрах обязанности концертмейстера оркестра может выполнять первый кларнетист или, реже, первый флейтист.

    Концертмейстером называется также пианист, разучивающий партии с певцами или инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах.

    Концертмейстер оперы - это не просто пианист-аккомпаниатор, это главный помощник дирижера, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне. Именно концертмейстер доносит до исполнителей концепцию дирижера-постановщика, и в соответствии с ней готовит вокальные партии с солистами, что очень важно при работе над оперным спектаклем. Концертмейстера скорее можно было бы назвать ассистентом дирижера. Концертмейстер по просьбе дирижера (в случае его отсутствия) проводит спевки с участниками оперного спектакля сохраняя дирижерскую концепцию. И как концертмейстер оркестра держит строй и ансамбль всего оркестра, так и концертмейстер оперы держит ансамбль всех солистов, занятых в спектакле и способствует успеху спектакля.