Русская культура с 13 по 17 век. Русская культура XIII-XVII вв. составлены жизнеописания церковных деятелей Руси

Тема урока: « Культура Руси конца XIII-XVII веков»

Цель урока: Показать особенности древнерусской культуры

Задачи:

Образовательная:

Познакомить учеников с лучшими произведениями русской культуры и бытом народа в

XIII-XVII вв.

Обеспечить усвоение понятий (культура, материальная культура, духовная культура, летопись, былины, мозаика, фреска, икона)

Развивающая:

Развитие яркой эмоциональной монологической речи;

Обогащение активного словаря терминами данной эпохи.

Воспитательная:

Воспитывать уважение к истории, культуре, показать её значение для современного искусства.

Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: тетради, учебник

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Орг. момент

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку.

Мотивация

Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир.

Изложение нового материала

Русская культура 14-15 вв.

Причина упадка – нашествие монголо-татар.

Следствие:

Гибель людей;

Падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;

На полвека прекратилось каменное строительство;

Разрушены городские соборы;

Сгорели литературные памятники

Устное народное творчество:

Новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» (призыв к борьбе против захватчиков);

Складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» (рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.).

4. Летописание.

Используется бумага, а также пергамент и береста;

Вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо), с 15 в. появляется скоропись;

Центры летописания: Москва с 1325 г.

В 1408 г. составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.); свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.

В 1479 г. создан Московский летописный свод (идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель);

Появление хронографов (труды по Всемирной истории): в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.

Исторические повести, героический эпос.

Во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов);

Исторические повести: «О битве на Калке»,

«Повесть о разорении Рязани Батыем» - о Евпатии Коловрате,

«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре);

подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище», Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве.

Составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;

- «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии (путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой).

Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча.

Архитектура:

Возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове (церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в., церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в.

Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.

Строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III.

Первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв.: Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

Живопись:

В 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек (Византия): его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.

Андрей Рублев – 14-15 вв., «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире (здесь работал вместе с Даниилом Черным)

Русская культура 16 века.

1.Общая характеристика:

Определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева была признана образцовой, в зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.

В 16 в. завершается формирование великорусской народности;

В 16 в. появляются элементы светской культуры.

2. Общественно-политическая мысль:

Создано сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских»;

Появляется тезис «Москва – третий Рим» (Пересветов, 16 в. о необходимости самодержавной власти)

3. Летописание:

- «Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного)

- «Книга Степенная царского родословия» - портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до Ивана Грозного;

16 в. Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод (содержит 16 тыс. миниатюр-цветных иллюстраций);

Исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.

Новые хронографы

4. Начало книгопечатания:

1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол» (ученик Христа) , но существуют семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г.

В 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский букварь – «Азбуку»,

За 16 в. 20 книг было напечатано.

5. Архитектура:

Шатровые храмы; нет столбов. Церковь Вознесения в селе Коломенском (в честь рождения Ивана Грозного) Покровский собор в Москве (в честь взятия Казани).

Строительство пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Успенский в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и др. городах.

Строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов (посвящались одному святому и находились в какой-либо слободе, где жили ремесленники одной специальности);

Строительство каменных кремлей.

а) востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской («кита» - связка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие – что-либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость»), эта стена защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы;

б) Федор Конь строит белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо);

в) в Москве возвели Земляной вал о- 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо);

г) каменные крепости-сторожи в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне, Смоленске, Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах.

6. Живопись: Дионисий – фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность).

Русская культура 17 в.

Общая характеристика:

Складывание всероссийского рынка;

Появление светских элементов (процесс «обмирщения»).

Влияние Запада (церковь сопротивляется, отсюда отдельные слободы для иностранцев).

2. Просвещение:

Гос. школы, школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др.

Массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике; («Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и таблица умножения).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно-греко-латинская академия» (во главе братья Лихуды, ученые-греки), где готовили священников и чиновников;

Процесс накопления знаний;

Русские землепроходцы:

а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой;

б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения;

в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

3. Литература:

- «Новый летописец» излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени и доказывал права Романовых на престол;

Исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др. (о Смутном времени).

Сатирическая повесть: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д.

Любовная лирика;

- «Синопсис» (обозрение) автор киевский монах Иннокентий Гизель о совместной истории Украины и России;

4. Театр:

При дворе в Москве в 1672 г., актеры – немцы и только мужчины, пьесы на библейские и на легендарно-истор. сюжеты;

Бродячий театр скоморохов и Петрушки.

5. Архитектура:

Черты: большая живописность;

асимметричны при сохранении цельности и единства;

многоцветие и декоративность;

наличники;

изразцы и украшения из резного камня и кирпича (каменное узорочье,

дивное узорочье).

Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле, палаты московских, псковских, костромских бояр 17 века; храмы Ярославля, Новоиерусалимский монастырь, ансамбли в Коровниках и Толчкове, церковь Николы в Хамовниках (у станции метро»Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади) и т.д.

Стены уже не носили характер укреплений, их делали декоративными и всячески украшали;

Стиль нарышкинский (по фамилии главных заказчиков) или московское барокко: а) белый и красный цвета;

б) этажность построек четкая;

в) в карнизах декоративные раковины;

Расцвет деревянного зодчества: дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское, построенный Петровым и Михайловым;

6. Живопись:

Симон Ушаков – парсуны (персоны), портретная живопись;

Писали на досках яичными красками, в конце 17 в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте.

Домашнее задание: учебник истории § 30.

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва (1380).

Устное народное творчество . В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы.

Летописание . Благодаря хозяйственному подъему все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену "уставу", когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифапий Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского основателя Троипе-Сергиева монастыря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордынцами.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней. В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля Успенский.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII в.

В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими "пробелами" создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.

Подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека - гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Знаменитая "Троица" (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы "Троицы" символизируют мысль о единстве мира и человечества.

Кисти А. Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее). Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Начало книгопечатания. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга "Апостол". Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы книги, изданные до 1564 г. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь "Азбуку". За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII в.

Архитектура. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому покровителю данного ремесла.

Просвещение. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора. Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня "Букваря" В.Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы "Грамматика" МелетияСмотрипкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили "от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия". Возглавили Академию братья Софроний и ИоанникийЛихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М.В. Ломоносов.

Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе "Спас Нерукотворный" хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Период начала феодальной раздробленности.
В литературных текстах проявляются местные
черты и темы.
Усиливается злободневность и публицистичность
литературы.
Основная тема литературы – призыв князей к
объединению и тоска по утраченному единству.

Произведения:
«Поучение Владимира Мономаха
своим детям»
ПОУЧЕНИЕ - дидактическое высказывание, обращенное к
слушателям или читателям.
«Моление Даниила Заточника»
МОЛЕНИЕ – просительное обращение.
«Слово о полку Игореве»

Период татаро-монгольского нашествия.
Развивается жанр воинской повести. ВОИНСКАЯ
ПОВЕСТЬ – жанр, в основу которого положено
изображение исторического события, связанного с
героической борьбой народа против внешних
врагов.
Усиливается религиозное начало в объяснении
исторических событий. Нашествие воспринимается
как угроза вере => как угроза культуре и
государству.

Произведения:
«Повесть о разорении Батыем
Рязани»
«Повесть о битве на реке Калке»

Эпоха, совпадающая с экономическим и культурным
возрождением русской земли в период до и после Куликовской
битвы.
Возрождается искусство, культура, интерес к человеку
(летописание, архитектура, историческое повествование,
создание икон).
Новое течение – исихазм. ИСИХАЗМ - христианское мистическое
мировоззрение, древняя традиция духовной практики,
составляющая основу православного аскетизма (С. Радонежский,
А. Рублев).
Появление нового стиля – «плетение словес». Стиль витиеватый,
тяжеловесный, сложные синтаксические конструкции.

Произведения:
Цикл повестей о Куликовской битве
«Сказание о Мамаевом побоище»
«Задонщина»
(Рассказывает о победе русских войск, возглавляемых великим
князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его
двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголотатарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая)

Строительство, формирование
централизованного Московского государства.
Бурное развитие общественной мысли и
публицистики. Литературе и публицистике
свойственны вера в силу слова и убеждений, в
силу разума.
Создаются произведения, которые можно
отнести к беллетристике (в основе произведений
повести исторического и бытового характера).

Произведения:
«Повесть о Дракуле»
«Повесть о Петре и Февронии»
(соединение жития, исторической повести и
волшебной сказки)
«Хождение тверского купца Афанасия
Никитина за три моря» (первый светский
текст в жанре хождения, этот текст дает
начало литературе путешествий)

10.

Утверждение (организация) Русского централизованного
государства.
В литературе развивается публицистика (в жанре писем),
например, «Переписка А. Курбского и Ивана IV». В XV веке
переписка не носила личный характер.
В этот период сильно сказывается влияние официальной
власти и политики. От митрополита, царя или бояр
проводятся литературные предприятия, которые носят
характер предписания.

11.

Литературные предприятия:
«Стоглав» (документ, регламентирующий
церковную жизнь русского государства)
«Домострой» (сборник правил, советов и
наставлений по всем направлениям жизни
человека и семьи, включая общественные,
семейные, хозяйственные и религиозные
вопросы)

12.

Век перехода к литературе Нового времени.
Век развития индивидуального начала во всем: появляются
первые профессиональные писатели, развиваются
индивидуальные стили, появляется чувство авторской
собственности, появляются личностные черты в героях
литературных произведений.
Разрушаются старые литературные жанры (воинская
повесть => «Повесть об Азовском осадном сидении донских
казаков; житие => «Житие протопопа Аввакума»,
написанное им самим).
Появляется жанр повести (написаны для чтения, не имеют
никакой функции кроме литературной).

13.

Произведения:
«Повесть о Шемякином суде»
«Повесть о Савве Грудцыне»
«Повесть о Фроле Скобеееве»
«Повесть о Ерше Ершовиче»
«Повесть о голом и небогатом человеке»
«Повесть о куре и лисице»

Культура нашей страны, настолько интересна и многообразна, что хочется изучать ее все глубже и глубже. Окунемся в историю нашей страны XIII века.
Русский человек – это великий человек, он обязательно должен знать историю своей Родины.
Не зная историю своей страны, ни одно цивилизованное общество не будет развиваться, а наоборот начнет отставать в своем развитии, а возможно и вовсе остановится.
Период культуры XIII века принято называть домонгольским периодом, то есть до прихода монгол в наше государство. В этот период времени на развитие культуры большое влияние оказывала Византия. Благодаря Византии на Руси появилось православие.

Культура Древней Руси XIII века – великое творение прошлого времени. Каждый период времени в истории настолько не повторим, что каждый период по отдельности достоин глубочайшего изучения. Смотря на памятники истории можно говорить о том, что культура вошла в современную духовную жизнь. Несмотря на то, что многие произведения искусств не дошли до наших времен, красота того времени продолжает нас радовать и удивлять своим масштабом.

Особенности культуры XIII века:
- преобладало религиозное мировоззрение;
- в этот период придумали много примет, им не было объяснений наукой, и по сей день их не могут объяснить;
- большое внимание уделялось традициям, почитали дедов;
-медленные темпы развития;
Задачи, стоящие перед мастерами того времени:
- единство - сплочение всего русского народа, на тот момент времени в борьбе с недругами;
- прославление великих князей и бояр;
- оценивали все предыдущие исторические события. Культура XIII века тесно связана с прошлым.

В это время продолжала развиваться литература. Было написано произведение «Моление» Даниилом Заточником. Книга была посвящена князю Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое гнездо. В книге использовалась разговорная речь, совмещенная с сатирой. В ней автор осуждает засилье бояр, тот произвол, который они чинили. Он создал князя, защищающего сирот и вдов, тем самым пытаясь показать, что хорошие и добродушные люди не перевелись на Руси.
Центрами хранения книжности все еще оставались монастыри и церкви. На их территории переписывались книги, велись летописи.
Большое распространение получил жанр – Житие, основной мысль. Данных произведений было описание жизни святых. Особое внимание уделялось жизни монахов и простых людей.

Стали писать притчи.

Большое место в развитии литературы занимали летописи, где писалось все, что происходит в жизни людей, описывалось все по годам.
Былины прославляли подвиги воинов защищавших свою Родину. В основе былин, были события, происходящие на самом деле.

Архитектура.

В этот период получило свое развитие строительство. Как уже говорилось, вся культура этого периода прониклась веяниями Византии, что не могла положительно сказаться на культуре Руси. Начинается переход от деревянного строительства к каменному.
Кроме того, Византийская культура на первое место всегда ставила церковь, иконопись, отсекая все, что противоречило христианским принципам.
Пришедшие принципы искусства столкнулись с тем, что восточные славяне поклоняются солнцу, ветру. Но сила культурного наследия Византии оставила отпечаток на культуре Древней Руси.
Главным символом строительства этого периода времени стал Софийский собор. Стены собора, впервые на Руси, были сложены из красного кирпича. Церковь была с пятью куполами, за ними стояли еще восемь маленьких. Потолок и стены были украшены фресками и мозаикой. Многие фрески были не на религиозную тему, было много бытовых рисунков, посвященных семье великого князя.
Большое развитие получила резьба по дереву. Резками украшались дома бояр.
Помимо церквей в это время, зажиточные слои населения, начинают строить каменные дома из розового кирпича.

Живопись.

На живопись 13 века наложили свой отпечаток города, где творили мастера. Так новгородские живописцы стремились упростить стиль своего мастерства. Наибольшего своего выражения он достиг в росписи церкви Георгия в Старой Ладоге.
При этом стали рисовать мозаики прямо на стенах храмов. Большое распространение получили фрески. Фреска – живопись написанная водяными красками, прямо на стенах покрытых штукатуркой.

Фольклор.

История Руси настолько велика, что нельзя не сказать о фольклоре. Фольклор занимает огромное место в жизни русского народа. Читая былины можно узнать про все жизнь русского народа. В них воспевались подвиги богатырей, их сила и мужество. Богатыри всегда воспевались как защитники русского населения.

Быт и нравы народа.

Культура нашей страны неразрывно связана с его народом, бытом, нравами. Люди жили в городах, селах. Основной тип жилья была усадьба, дома строили их бревенчатого сруба. Киев в XIII веке был очень богатым городом. В нем были дворцы, усадьбы, терема бояр и богатых купцов. Любимой забавой богатого населения была охота на ястреба, сокола. Простое население устраивало кулачные бои, скачки.
Одежда была сшита из сукна. Основным костюмом была длинная рубаха и штаны у мужчин.
Женщины носили длинные юбки, сшитые из сукна. Замужние женщины носили платок. У незамужних девушек были длинные красивые косы, отрезать их можно было лишь, когда выйдет замуж.
С большим размахом играли в деревнях свадьбы, на них собиралось все село. Прямо во дворе дома накрывались огромные, длинные столы.
Так как в жизни населения в XIII веке большую роль играла церковь, церковные посты, праздники свято соблюдались жителями.

Русская культура 13 – 17 вв.

    Причина упадка – нашествие монголо-татар.

    Следствие:

- гибель людей;

- падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;

- на полвека прекратилось каменное строительство;

- разрушены городские соборы;

- сгорели литературные памятники

    Устное народное творчество:

- новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» (призыв к борьбе против захватчиков);

Складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» (рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.).

4. Летописание.

- используется бумага, а также пергамент и береста;

Вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо), с 15 в. появляется скоропись;

- центры летописания: Москва с 1325 г.

В 1408 г. составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.); свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.

В 1479 г. создан Московский летописный свод (идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель);

- появление хронографов (труды по Всемирной истории): в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.

    Исторические повести, героический эпос.

Во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов);

- исторические повести: «О битве на Калке»,

«Повесть о разорении Рязани Батыем»- о Евпатии Коловрате,

«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре);

подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище», Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве.

- составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;

- «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии (путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой).

    Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча.

    Архитектура:

Возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове (церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в., церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в..

Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.

- строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III .

Первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв.: Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

    Живопись:

В 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек (Византия): его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.

Андрей Рублев – 14-15 вв., «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире (здесь работал вместе с Даниилом Черным)

Русская культура 16 века.

1.Общая характеристика:

Определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева была признана образцовой, в зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.

- в 16 в. завершается формирование великорусской народности;

- в 16 в. появляются элементы светской культуры.

2. Общественно-политическая мысль:

- создано сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских»;

- появляется тезис «Москва – третий Рим» (Пересветов, 16 в. о необходимости самодержавной власти)

3. Летописание:

- «Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного)

- «Книга Степенная царского родословия» - портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до Ивана Грозного;

16 в. Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод (содержит 16 тыс. миниатюр-цветных иллюстраций);

- исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.

- новые хронографы

4. Начало книгопечатания:

1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол» (ученик Христа) , но существуют семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г.

- в 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский букварь –«Азбуку»,

- за 16 в. 20 книг было напечатано.

5. Архитектура:

Шатровые храмы; нет столбов. Церковь Вознесения в селе Коломенском (в честь рождения Ивана Грозного) Покровский собор в Москве (в честь взятия Казани).

Строительство пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Успенский в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и др. городах.

Строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов (посвящались одному святому и находились в какой-либо слободе, где жили ремесленники одной специальности);

- строительство каменных кремлей.

а) востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской («кита» - связка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие – что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость»), эта стена защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы;

б) Федор Конь строит белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо);

в) в Москве возвели Земляной вал о- 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо);

г) каменные крепости-сторожи в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне, Смоленске, Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах.

6. Живопись: Дионисий – фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность).

Русская культура 17 в.

    Общая характеристика:

- складывание всероссийского рынка;

- появление светских элементов (процесс «обмирщения»).

- влияние Запада (церковь сопротивляется, отсюда отдельные слободы для иностранцев).

2. Просвещение:

Гос. школы, школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др.

Массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике; («Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и таблица умножения).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно-греко-латинская академия» (во главе братья Лихуды, ученые-греки), где готовили священников и чиновников;

- процесс накопления знаний;

- русские землепроходцы:

а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой;

б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения;

в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

3. Литература:

- «Новый летописец» излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени и доказывал права Романовых на престол;

Исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др. (о Смутном времени).

- сатирическая повесть: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д.

- любовная лирика;

4. Театр:

При дворе в Москве в 1672 г., актеры – немцы и только мужчины, пьесы на библейские и на легендарно-истор. сюжеты;

- бродячий театр скоморохов и Петрушки.

5. Архитектура:

Черты: большая живописность;

асимметричны при сохранении цельности и единства;

многоцветие и декоративность;

наличники;

изразцы и украшения из резного камня и кирпича (каменное узорочье,

дивное узорочье).

Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле, палаты московских, псковских, костромских бояр 17 века; храмы Ярославля, Новоиерусалимский монастырь, ансамбли в Коровниках и Толчкове, церковь Николы в Хамовниках (у станции метро»Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади) и т.д.

- стены уже не носили характер укреплений, их делали декоративными и всячески украшали;

- стиль нарышкинский (по фамилии главных заказчиков) или московское барокко: а) белый и красный цвета;

б) этажность построек четкая;

в) в карнизах декоративные раковины;

Расцвет деревянного зодчества: дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское, построенный Петровым и Михайловым;

6. Живопись:

- Симон Ушаков – парсуны (персоны), портретная живопись;

- писали на досках яичными красками, в конце 17 в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте.