Скромный, неприметный и некрасивый. История создания «Левши»

За 10 лет (1879-1889гг) Николаем Семеновичем Лесковым был написан цикл «Праведники», состоящий из 10 рассказов, где списатель ставит евангельские вопросы в центре произведений.. Лесков говорит о том, что церковь не отличается жизнедеятельностью, а в обществе пали идеалы.
Его герои различны по своему социальному положению, по образованию, по вере. Каждому из них даны разные духовные силы. Но по мере сил и возможностей они отдают ближнему всё, что имеют. Те, кому даровано большее, являют собой примеры стойкости, достойной преклонения. Александр Афанасьевич Рыжов (Однодум), Голован, воспитатели кадетского корпуса (М. С. Перский, А. П. Бобров, доктор Зеленский, "последний архимандрит» Ириней), Брянчанинов и Чихачёв тверды в вере своей, и умеют приспособить и осуществить свои намерения на практике.
Большую роль в характеристике персонажа играет имя: Однодум, Несмертельный Голован. К работе герои подходили рьяно,ответственно, оставаясь простыми людьми. Их жизненное кредо отражено в словах Однодума: «Царь жалует, а мзду брать Бог запрещает» и «В поте лица ешь хлеб твой». Н.С.Лесков представил два разных типа праведников. Они бескорыстны и бесстрашны, действуют в соответствии со своими убеждениями.
Так Однодум сделал в храме замечание губернатору. Он бесстрашно отвечал на вопросы Ланского о своём образе мыслей. Знания с Бибилии стали основой его жизни. он « не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и особо не угождал никому». Александр Афанасьевич Рыжов получил прозвище Однодум за особую «устремлённость личности, исповедующей живой дух веры»..
Несмертельный Голован - второй тип праведника. Рассказывая священные истории, он помогал людям найти верное решение. Он человек поступка, он спасал других, подвергая себя опасностям. Он подносил воду больным, от которых мог заразиться,и погиб на пожаре, спасая «чью-то жизнь». Его прозвище объясняется бесстрашием героя. Он «кипел в работе с утра до поздней ночи», являясь и пастухом, и поставщиком, и сыроваром.
Лесковский праведник всегда бесстрашен, герои знают - над ними воля Божья. Они принимают мир таким, какой он есть, и в то же время, как деятельные натуры, вмешиваются в жизнь, противостоя несправедливостям. Они духовно высокообразованные люди. Их часто не понимают окружающие. К Однодуму они обращаются: «такой - некий - этакой». Живя в стороне от социальных битв, герои-праведники делают историю. Их главная цель - жить для других. Герои Лескова - грешные люди, но любовь, которую они излучают, характеризует их как истинных праведников. Николай Семёнович стремится «воспитать душу человека, пробудить сострадание к людям, вызвать стремление к правде и добру».
----
Хоть Александр Афанасьевич (Однодум), практически занимает третье место в стране (после императора и губернатора), он носит полосатый тиковый бешмет с крючками (просаленный и перештопанный), желтые нанковые штаны и простую крестьянскую шапку, а зимой овчинный нагольный тулуп. взяток Александр Афанасьевич не брал, а на те деньги, что получал герой, новый тулуп купить было невозможно.
А лесковским праведникам присуща идея порядка в жизни и деятельного добра. Эти люди — борцы, живущие по заповедям Христа, достойно служащие своему народу.
Иван Флягин , сын кучера из дворовых графа Каменского, всегда выбирает трудную дорогу и остается в согласии с совестью и долгом. В конце повести образ русского странника вырастает в монументальную фигуру. А героическое начало обещает неизведанные горизонты в самой судьбе народа.
Герой - “праведник” потому, что вместе с людьми в трудную минуту.
Голован - в повести Лескова - свободный христианин,еретик. Он был праведником, но он был далек от церкви, он был как бы “народным” праведником.
рассказ Лескова “Человек на часах” повествует о рядовом Постникове - простом русском герое, получивший наказание “на теле” потому, что спас утопающего в Неве.
почти в каждом произведении Лескова мы найдем праведника. В своей книге об отце в главе «Художественная проповедь» Андрей Николаевич Лесков писал: «Все они, в порядке появления в печати, располагаются примерно так: правдолюбивый Овцебык ("Овцебык", 1863 г.), непримиримо революционные Райнер, Лиза Бахарева и Помада ("Некуда", 1865 г.), младопитательный и всеприимный Пизонский, Котин Доилец и всепрощающая Платонида ("Котин Доилец и Платонида"), полный патриотизма землепроходец Иван Северьяныч Флягин ("Очарованный странник", 1873 г.), мятежный протопоп Савелий Туберозов ("Соборяне", 1873 г.), беззавистный и безгневный Памва и чудный отрок Левонтий ("Запечатленный ангел", 1873 г.), чистый душой Рыжов ("Однодум", 1879 г.), мужественный Голован ("Несмертельный Голован", 1879 г.), самоотверженный рядовой Постников ("Человек на часах", 1887 г.) и т. д. ». Как видно, диапазон праведников огромен, и все они очень разные, мало чем напоминающие друг друга и по социальному положению, и по мировоззрению, но в главном, глубинном, удивительно схожие.
Для его героев главным становится деятельное и самоотверженное добро, служение своему народу, жить в ладу со своей совестью и библейскими заповедями. Но они не стремятся и к тому, чтобы их благородство было замечено, не ждут наград и других даров. И они не ропщут на судьбу, а смиренно принимают всё, что им уготовано. нередко они одиноки, гонимы и не понимаемы окружающими их людьми. «Чудак», - вот самые мягкие из их характеристик.

Лекция, реферат. Образы праведников в творчестве Н.С. Лескова - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.









Одним из главных героев произведения является российский император Александр Павлович, являющийся карикатурным прообразом русского царя Александра Первого.

Образ Александра Павловича представлен писателем в виде шаржа на людей, обожающих все иностранное, западное, не замечающих аналогичные и даже превосходящие возможности своего отечества в области разработки новейших изобретений.

Волею обстоятельств после проведения Совета в Вене Александр Павлович в сопровождении казачьего атамана Платова оказывается в Англии, где гордые англичане ему представляют работы и творческие изделия местных мастеров, которыми русский государь искренне восторгается и умиляется. Платов не одобряет восхищений своего императора и считает, что умельцы на Руси превосходят в мастерстве заморских производителей.

В дар от англичан Александр Павлович привозит домой искусно сделанную блоху, исполняющую танцевальные движения.

После смерти Александра Павловича на престол восходит его брат Николай, который обнаруживает диковинную вещицу, однако не может ее завести. Он приглашает во дворец Платова, чтобы тот объяснил принцип действия изысканного насекомого. Атаман, поддерживающий русских творцов, жалуется царю на равнодушие к работам талантливых русских мастеров. Являясь почитателем русских талантов, он приказывает Платову найти мастеров, способных изготовить вещь, превосходящую танцующую блоху.

Платов знакомится с тульским мастером Левшой, который для императора Николая Павловича мастерит маленькую блоху с подкованными лапками, приведшую в дикий восторг не только императора и его свиту, но и западных представителей. Левшу приглашают посетить Англию и уговаривают работать в этой стране, но мастер решительно отказывается от предложения.

Повествуя о необычных событиях, писатель описывает Александра Павловича как грамотного, воспитанного и умного политика, стремящегося избежать международных конфликтов и спорных ситуаций с соседними странами, но при этом наивного и трусоватого человека, у которого полностью отсутствует чувство гордости за свою страну. Его образ противопоставляется образам брата Николая Павловича, изображенного автором истинным патриотом, любящим свое государство и атамана Платова, болезненно переживающим всяческое унижение русского народа.

Сочинение Образ и характеристика Александра Павловича в повести Левша

Александр Павлович – герой повести Левша. Он очень похож с образом Александра 1, императора, который правил в то время. Многие критики считают данный образ карикатурным. Автор повести не очень положительно относиться к Александру. Ведь мужчина ярый приверженец всего того, что производят на Западе. Все время, которое он пробыл в Англии, он только и делал, что расхваливал все кругом и восхищался. Англичане, в свою очередь, делали все, чтобы очаровать и поразить Александра Павловича.

Среди того, что вызвало наибольше восхищение и одобрение – блоха, которая была сделана из стали. Александр был под неописуемым восторгом. Эта блоха была настолько необычной, что все удивлялись. Она была очень маленькой, но умела танцевать. Невообразимо! Естественно, это была механическая игрушка, которой восхищались все – от императора до простого человека. Александр Петрович, удивленный такой диковинкой, потратил на эту игрушку целое состояние, привезя блоху домой, в столицу.

После того, как скончался Александр, Российскую империю под свою руку взял его брат, Николай. Разбирая вещи, которые остались после его брата, он наткнулся на это чудо – блоху. Долго он не мог понять, что же это такое и как это работает. Пригласив в себе Платова, с его помощь, он с горем пополам все-таки разобрался с механизмом.

Лесков описывает императора как человека грамотного, с отличным воспитанием. Он, как хороший император, старался поддерживать мир в своей страной, избегая войн с соседними державами. Но есть во всем этом и отрицательное. Автор описал Александра 1 и с другой стороны, как человека трусливого, который не гордится своей страной. Александр в повести сравнивается с его братом, Николаем. Николай, по мнению Лескова, гораздо лучше, как человек и монарх. Он всей душой любит свое государство, народ, который живёт и гордиться тем, что он император такой чудесной страны.

Николай искренне верил, что русские мастера ни капли не хуже иностранных. Он приказал Платову поехать в Тулу и отобрать лучших мастеров оружейного дела. Среди них был и Левша. Левша - настоящий патриот, который гордится своей страной и не стремится к Западу. Даже не Англии ему не понравилось, и он хотел поскорее вернуться на Родину. Этот простой человек – воистину русский, ведь в нем больше патриотизма, в чем самом императоре Александре.

Вариант 3

Александр Павлович – император Российского государства. Представляя из себя главу России, он всё же не является её патриотом. Император ярый поклонник чужеземных достижений в области искусства и техники. Монарх путешествует по Европе, и приходит в восторг от изобретений иностранных держав. Ему нравятся различные безделушки, сотворённые руками чужеземцев. Российских же мастеров, он и в грош не ставит, уверяя, что россияне не смогут изобрести и сделать что-либо стоящее, способное затмить славу иностранных умельцев.

В этом произведении Лескова, Александр Павлович выглядит слабохарактерным и мягким, не способным встать на защиту отечественных мастеров. Ему проще выразить своё восхищение главам других государств, чем поспорить с ними. Александр Павлович считает, что именно так надо вести политику, мягко и лояльно.

После проведения Венского совета, российский император, отправился в Англию. Он был поражён их новейшими достижениями. Особенно же император Александр Павлович был изумлён стальной блохой, внутри которой был вделан механизм. Отдельно от блохи был ключик, при посредстве которого блоха приходила в движение, и начинала танцевать. Эта вещица привела императора в такой восторг, что он, не думая, выложил за неё целый миллион, и отдельно за ключик.

После приобретения блохи, Александр Павлович совершенно разуверился в талантах своих соотечественников. Лишь только Платов, казак, сопровождающий императора в поездках, как истинный патриот, был уверен в непревзойдённости российских умельцев. Когда после смерти императора безделица перешла в руки Николая Павловича, нового монарха, Платову было велено разыскать таких мастеров, чтобы они смогли заткнуть за пояс иностранных выскочек. Платов нашёл мастеров, которые умудрились подковать английскую блоху, и начисто посрамили англичан, ещё раз доказав, что Россию невозможно превзойти.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Ольги Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    Одним из ключевых героев поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является Ольга Ларина, младшая сестра Татьяны. Милая, скромная девушка, которой не свойственны душевные порывы

  • Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых - тридцатых годов девятнадцатого века. Ему удалось точно и подробно показать как жителей провинции, так и столичных обывателей

Рассказы Лескова о праведниках . У Лескова есть целый цикл повестей и рассказов на тему праведничества. Понятие народ Л. интерпретировал широко, и у него праведниками оказывались и крестьяне, и купцы, и чиновники,и священники(«Однодум», «Соборяне»). Праведники наделены милосердием по отношению к больным, угнетенным, бедным. Все они обладают общечеловеческими категориями добра. Ценность этих добродетелей увеличивается от испытанных на себе гонений и преследований как со стороны властей, так и со стороны людей, живущих жестокой и корыстолюбивой жизнью. В каком- то смысле все праведники сливались в широко понимаемой народной правде и оказывались оппозиционной силой по отношению к существующему строю, несли в себе некоторый элемент соц. обличения. Протоирей Туберозов («Соборяне»), чел., живший во внешнем благополучии, вырос бунтарем, восстал против лжи священнической жизни, привилегий, зависимости от высших чинов. Все его мысли за 30 лет службы записаны в его «Демикотоновой книге». Он жаждет всенародного обличения чина священника на соборе. Туберозов отказывается от покаяния и умирает в своей правоте. Многие праведники кажутся чудаками, людьми со сдвинутой психологией, странностями. Всем им свойственна некоторая одержимость. «Праведничество» оказывается своеобразным мнением народным, которое складывается и живет стихийно, его нельзя обуздать никакими циркулярами власти. Решительно всегда «праведничесво» не получало должной оценки со стороны властей. В принципе «праведник» по соц. оценки «маленький» чел., все имущество которого нередко в небольшом заплечном мешке, а духовно он вырастает в сознании читателя в гигантскую легендарную былинную фигуру. Таков богатырь Иван Северьяныч Флягин («Очарованный странник»), напоминающий Илью Муромца. Вывод из его жизни напрашивался такой: «Русский человек со всем справится». Он многое видел и многое испытал:«Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Наиболее яркое произведение о праведниках – «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». «Праведники» несут людям очарование, но и сами они действуют словно зачарованные. Дай им вторую жизнь, они проживут ее точно также. В подвигах Левши и его друзей, тульских мастеров, много виртуозной удачливости, доже эксцентрического чудачества. А между тем жизнь их весьма скверная и большей частью бессмысленная, и народные таланты чахнут и гибнут при царском строе. Итог рассказа горек: бессмыслен подневольный труд, хотя Левша и показал русскую удаль. И все-таки Л. не теряет оптимизма. Несмотря на жестокость обстоятельств и полное забвение, которое ожидает Левшу, герой сумел сохранить «душу человечкину». Л. был убежден, что простые люди с их чистыми сердцами и помыслами, стоя в стороне от главных событий, «сильнее других делают историю».

На написание этой темы Лескова побудил разрыв с церковью. Разрыв с церковностью означал для Лескова не только критику тех или иных догматов казенного христианства. Он означал полный разрыв с официальным миром, с казенной службой во всех ее видах и формах. Отныне он довольно придирчиво отзывается о людях, так или иначе связанных с государством- хотя бы по долгу службы. Он чувствует себя протестантом, ревниво оберегающим независимость своих суждений и поступков. И здесь, как и во многих других вопросах, примером для него был Лев Толстой. Галерею лесковских праведников открывает образ Савелия Трубозорова. Пройдет всего несколько лет, и Лесков разочаруется в своих надеждах на «истинную веру». Люди- типа старгородского протопопа- будут казаться ему столь же «далекой и милой сказкой», как наивные плодомасовские или простодушный силач Ахилла Десницын. «Очарованный странник» был написан Лесковым в 1872. В этом же году Лесков предпринимает поездку по Ладожскому озеру, давшую ему фон для рассказа. Полученный материал Лесков использовал дважды. Он создал целую серию очерков « Монашеские острова на Ладожском озере», а затем обратился к художественному произведению. Как всегда, форма повествования была такой, какая свойственна только Лескову. Она предполагала идеального рассказчика и идеальных слушателей. Лесков сознательно использует такие литературные приемы, которые уже давно разрабатывались до него и в западной литературе, и в русской. Рассказ Ивана Флягина о своих приключениях напоминает и просветительский роман 18 века с его формой жизнеописания одного лица, и романы - приключения, столь популярные в русской литературе 30-х годов 19 века. Писатель искал свою форму повествования, откликаясь не только на литературные образы. Герой повести- бывший крепостной. В сущности, «очарованный странник» Иван Флягин- это народ, ищущий правды и справедливости на самых неизведанных дорогах. Для писателя он имел непосредственную связь с другим любимым персонажем- «Несмертельным Голованом», который в самую лютую чуму сознательно и добровольно спасает своих односельчан от жестокой напасти. Оба они- и Иван Флягин, и Несмертельный Голован- из Орловской губернии, где прошло детство писателя. Лесков, как всегда, опирается на какие-то личные впечатления и воспоминания об уездной русской глуши, в которой попадались люди, подобные Ивану Флягину. Если своего «Левшу» писатель сделал под русский лубок, столь популярный в простонародье, то «Очарованный странник» больше напоминает былинный эпос, герой которого «всю жизнь свою … погибал, и никак не мог погибнуть». Лесков не стремился запечатлеть эту провинциальную жизнь как сплошное царство мрака и беззакония. Не умалчивая о тягостных сторонах этого быта, он выводил на сцену героев, в которых отражался сам народный инстинкт, дух народа- жизнестроителя. Таким и был Иван Флягин, сын кучера из дворовых графа Каменского Орловской губернии- жестокого крепостника, упоминаемого и в других произведениях Лескова. На жизненном пути Ивана встречаются тяжелые испытания, но несмотря на них, остается жив. Иван Северьянович- натура незаурядная, страстная. Его поступки сродни человеку экспансивному, несмотря на мужицкое обличье и простонародное одеяние. Еще в юности он спасает княжескую чету, остановив шестерку взбесившихся коней на краю пропасти, но в благодарность получает жестокую порку, «обидев» любимую барышней кошку. И так будет складываться вся его дальнейшая жизнь. Потерпев незаслуженную обиду, он бежит на юг страны, куда уходили многие крепостные; затем проходит через новые испытания, пробуя себя в самых разных «профессиях»: он на своем месте в любом положении- может быть и нянькой при больном ребенке, и опытным ремонтером по лошадиной части, и лекарем. Лесков нисколько не идеализирует своего героя. Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев, среди которых живет, не понимает смысла некоторых своих поступков, но всегда выбирает трудную дорогу и остается неизменным в своей цели- быть в полном согласии с совестью и долгом. Праведник Лескова рассказывает о себе, ничего не скрывая,- «развязку» с цыганкой Грушей, и трактирные похождения, и тягостную жизнь в десятилетнем плену у татар. Но с ходом повествования все мелкое и бытовое в герое отходит на задний план. Действительно, мы видим сколько страданий перенес Иван, он рассказывает о своих негативных поступках, но впечатление о нем складывается положительное. В конце повести образ русского странника вырастает в монументальную фигуру. Лескову дорого в ней как раз героическое начало, оно обещало какие-то неизведанные горизонты в самой судьбе народа. Пройдет немало десятилетий, и Горький скажет о произведениях писателя этого цикла: «… он писал не о мужике, не о нигилисте, не о помещике, а всегда о русском человеке, о человеке этой страны. Каждый его герой- звено в цепи людей, в цепи поколений, и в каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума- дума не о судьбе лица, а о судьбе России». Обращение Лескова к новому для русской литературы герою имело большое принципиальное значение. Здесь писатель скоро почувствовал свое расхождение с людьми, когда-то особенно близкими ему. Среди них- А. Ф. Писемский, которому молодой Лесков был обязан поддержкой в трудные дни. Но теперь он находит свою дорогу,и не может не сказать об этом прямо. Лесков верит в силу народа. Его герой «праведник» не потому, что способен на «чудо», не потому, что возвышается над людьми, отгородившись от них, а потому, что вместе с ними в трудную минуту. Он и гибнет, спасая ближних во время пожара. Голован- в повести Лескова- назван молоканом, принадлежащим к одной из сект распространенных на юге России. По духу он- свободный христианин, то есть еретик. Этот духовный тип русского мыслителя очень привлекал писателя. По мысли автора, Голован далек от церковной обрядности, и его добрая, народная вера напоминала вредные, с официальной точки зрения, фантазии. Действительно Голован готов пройти через все испытания лишь бы спасти свою деревню. Он действительно был праведником, но он был далек от церкви, он был как бы «народным» праведником. Сам Лесков очень ценил своих положительных героев и даже противопоставлял их обличительным картинам русской жизни, созданным в это время, едва ли не приуменьшая значение последних. Создавая свои произведения «о праведниках», относящиеся к недавнему прошлому, Лесков использует приемы документальной прозы. Как правило, герои его- реальные люди, жившие в то время, которое очень интересовало писателя. Но он не следовал формулярному списку, когда рассказывал об их жизни, его интересовали типические черты эпохи, характерные события и явления, дающие красочное представление о ней. Рассказы Лескова о праведниках, живущих в самую глухую пору, и были такими «живыми впечатлениями» от ушедшего времени.

17. Поэтика Лескова: жанры, стиль; проблема сказа. (+ см. билет 14)

На начальном этапе своего тв-ва одновременно с рассказами из крестьянского быта он создает произведения, посвященные родовитому русскому дворянству («Старые годы в селе Плодомасове», 1869; «Захудалый род», 1874) и провинциальному духовенству («Соборяне», 1872). Отвергая узкое «направленство», Лесков стремится убедить современников в высокой ценности исторического опыта каждого сословия, каждого рода, каждой семьи, пренебрежение которым, по его мысли, не может не отозваться обмелением нравственного уровня русской жизни, опасной нивелировкой характеров, утратой богатства человеческих взаимосвязей.

Полемические по своей идейной концепции, эти произведения выделяются на фоне современной им литературы и оригинальностью своей жанровой формы. Художественные искания Лескова в этой области отличались большой степенью теоретической осознанности. Будучи писателем ярко выраженного гражданского темперамента, принимая близко к сердцу боли и скорби своего времени, он, подобно Щедрину, с самого начала своей литературной работы высказывает крайне скептическое отношение к жанру семейного романа с любовной интригой, не отвечающего, по его убеждению, изменившемуся содержанию русской жизни, в которой общественные интересы значительно потеснили интересы частные, личные. Размышляя об этом жанре, Лесков нередко насмешливо пародирует его сюжетную формулу, передавая ее присловьем: «влюбился да женился, или влюбился да застрелился». Отталкиваясь от канонического образца, писатель разрабатывает оригинальный жанр романа-хроники, в основе которого оказываются иные - социально-этические - коллизии.

Защищая в одном из писем свою излюбленную жанровую форму, Лесков замечает, что она «живее, или лучше сказать, истовее рисовки сценами, в группировке которых и у таких больших мастеров, как Вальтер Скотт, бывает видна натяжка, или то, что люди простые называют: „случается точно, как в романе“» (10, 452). Именно жанр хроники позволяет писателю изображать жизнь человека так, как она идет, - «лентою», «развивающейся хартией», не заботясь о закругленности фабулы и о сосредоточенности повествования около главного центра.

Позднее, следуя тому же стремлению изгнать из своих произведений, сколь это возможно, литературную условность, еще более освободиться от влияния книжности, максимально приблизить повествование к естественному течению и говору самой народной жизни, Лесков создает такие оригинальные жанровые формы, близкие хронике, как «пейзаж и жанр», «рассказ-полубыль», «рассказ-обозрение», «рапсодию», обогатившие современную ему литературу и в значительной степени подготовившие расцвет свободных жанров в русской литературе XX в.

Лескова характеризует то, что он идет от жизненного факта. "У меня есть наблюдательность, но у меня мало фантазии и поэтому я всегда нуждался в живых лицах", - пишет Лесков в письме. Он очень гордился тем, что знает народ изнутри, потому что он много общался с ним, торговал, ловил рыбу. У него огромный материал жизни, н насобирал огромное количество фактов. Огромный задел, и он берет необработанную жизнь во всей ее простоте, не прилагая к ней какой-либо систем и теоретических обоснований. Он иногда опирается на мелочь, на деталь, на анекдот. Он подчеркивает достоверность, истинность описываемого. Во всех произведениях фигурируют настоящие исторические лица. Придает рассказам вид воспоминаний, мемуаров, документального свидетельствования. "Левша" вся выдумана.

Вводит в литературу новые типы героев. Упирает всегда на что-то неожиданное в людях. Его герои раскрываются в какие-то привычках и странностях поведения. Люди в основном берутся из мещан, простых мужиков, духовенства, сектантов, ремесленников городских, чудаков, то есть тех, которые до него не описывали подробно. "Глубочайшая суть человека там, где его лучшие симпатии", - говорит Лесков. Считает, что в человеке есть четкие ориентиры, которым они не изменяют, нет на самом деле внутренней двойственности. Не изменяет человек натуре. Героям Лескова всегда чужд самоанализ. Свойственна стихийная вера, загадочность поступков, они мечтательны, иногда одержимы идеей, но, в отличие от героев Достоевского, кроме мечтаний, обладают активной жизненной позицией, то есть действительно пытаются изменить что-то, а не сидеть сложа руки. У Достоевского есть этюд о картине "Морской созерцатель" в "Братьях Карамазовых". Эти созерцания он копит, а потом возможно, что-то деятельное сделает. В этом образе удивительно Достоевский и Лесков сходятся. Чудаков, очарованных миром, не мыслящих рационально, очень много у Лескова. Они даже предстают в виде символических обобщений (герои мифов, легенд будто бы). Героям свойственна романтизация как героям не от мира сего. Они не перестают удивляться миру, они в антитезе с миром, хотя их открытость мирозданию сближают их с ним. Для Лескова сказка и легенда - это мировоззрение, средство познания мира. Это действительность пронизана легендой. То, что происходит в легенде, принадлежит вечности.

Удивителен язык Лескова. Языком по тонкости его разработки встает рядом с Буниным, Тургеневым. Он одинаково вживается в язык легенды, в язык Гофмана, в язык документальной хроники, каждый персонаж говорит у него своим языком. Это не значит, чт персонаж его индивидуализирован: язык - отражение среды у писателя. Воссоздает язык народного рассказа в первых произведениях. Они построены как живой рассказ женщины из народа. Можно просто заслушаться, а не зачитаться этими словами. Потом он начал с языком экспериментировать, и "Левша" написана языком, которым никто никогда не говорил. Он стилизует под народные слова фразы. Сочиняет новые слова, которые никогда не существовали в народе. В позднем своем творчестве, например, в "Полуночниках" язык необыкновенный.

Эксперименты Лескова с жанром. Старается не повториться всякий раз. Он называет их так: авторское признание, биографический очерк, фантастический рассказ, общественная заметка, семейная хроника, легендарный случай, заметки о родовых прозвищах, краткая трилогия в просонке, отрывки из юношеских воспоминаниях, рапсодия, буколическая повесть. Он старается уйти от классических принципов в литературе. "Чертовы куклы" - стилизация под Гофмана. Кроме того, очень разрабатывает жанр жития ("Житие одной бабы"). Его часто ставят в один рад с Писемским как знатока провинциальной жизни. Очень поздно начал свой писательский путь. Долго являлся журналистом, зарабатывая написанием заметками о происшествиях. Написал статью о петербургских пожарах и очень оплошал в этом. В пожарах обвиняли студентов-нигилистов. Лесков написал заметку, в которой трудно найти какую-либо крамолу, однако, ее восприняли как клевету на студентов, ведь так или иначе он первым этот слух озвучил. Тогда обвинили, что он политический доносчик. Тогда н разозлился и написал свой роман "Некуда". В первой очерковой части он пишет о теории заговоров, передает свои впечатления от случившегося. Главным героем оказывается Розанов. Роман антинигилистический. Потом появляется роман "На ножах". Злые нигилисты молятся ножу. Там распространяются листовки о топорах. Роман вышел очень удачным, решил больше не писать романов.

Писал у Каткова в журнале. С ним были полемики. Несколько позже после скандала с пожаром стал писать хроники. "Захудалый род" послужил разрыву с Катковым. Пишет очерки "Овцебык", "Воительница", "Разбойник", в них обращает особое внимание на национальный русский характер. Спорит с теми, кто видит в народе только пьяниц и дураков. Утверждает, что русский народ очень талантлив, самобытен. В каждом есть свой особый талант.

Рассказ Лескова «Левша», который обычно воспринимается как явно патриотический, как воспевающий труд и умение тульских рабочих, далеко не прост в своей тенденции. Он патриотичен, но не только... Лесков по каким-то соображениям снял авторское предисловие, где указывается, что автора нельзя отождествлять с рассказчиком. И вопрос остается без ответа: почему же все умение тульских кузнецов привело только к тому результату, что блоха перестала «дансы танцевать» и «вариации делать»? Ответ, очевидно, в том, что все искусство тульских кузнецов поставлено на службу капризам господ. Это не воспевание труда, а изображение трагического положения русских умельцев.

Обратим внимание еще на один чрезвычайно характерный прием художественной прозы Лескова - его пристрастие к особым словечкам-искажениям в духе народной этимологии и к созданию загадочных терминов для разных явлений. Прием этот известен главным образом по самой популярной повести Лескова «Левша» и неоднократно исследовался как явление языкового стиля. Но прием этот никак не может быть сведен только к стилю - к балагурству, желанию рассмешить читателя. Это и прием литературной интриги, существенный элемент сюжетного построения его произведений. «Словечки» и «термины», искусственно создаваемые в языке произведений Лескова самыми различными способами (здесь не только народная этимология, но и использование местных выражений, иногда прозвищ и пр.), также ставят перед читателем загадки, которые интригуют читателя на промежуточных этапах развития сюжета. Лесков сообщает читателю свои термины и загадочные определения, странные прозвища и пр. раньше, чем дает читателю материал, чтобы понять их значение, и именно этим он придает дополнительный интерес главной интриге.

Не много надо было наблюдательности, чтобы видеть человека много видевшего и “бывалого”.

Н. Лесков

Николай Семенович Лесков - самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова, полно, своеобразно и реально показавшего русского человека без прикрас, со всеми его противоречиями. Его произведения парадоксальны, лубочные на первый взгляд, они не так однозначны, как могут показаться поначалу.

Патриотический рассказ “Левша” при серьезном и детальном рассмотрении оказывается намного сложнее. Да, рассказ повествует о мастерстве тульских оружейников, сумевших подковать малюсенькую металлическую блоху. “На каждой подковке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал... моего одного имени нет... Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал... там уж никакой мелкоскоп взять не может...” -говорит о своей работе Левша.- А работают бедняки без “мелкоскопа”, а у нас глаз так пристрелявши...” Но в результате этой удивительной, почти фантастической работы блоха перестала танцевать, “вариации делать”. В этом, вероятно, вина не тульских мастеров, золотые руки которых способны творить чудеса, а их господ, которые заставляют крепостных выполнять любую свою прихоть, даже самую абсурдную. Это не гимн труду и русскому умельцу, а скорее драматическое изображение его тяжелого положения. Очень своеобразен и язык Лескова. Особенно в рассказе “Левша”. Народная этимология играет здесь особую роль. Хотя автор и говорит от первого лица, но народный язык, специфический говор позволяет ему спрятаться за “чужими” словами, не давая оценки событиям. Он лишь бытописатель, сторонний, но очень заинтересованный рассказчик. Тема самородного русского таланта развивается Лесковым в повестях “Тупейных художник” и “Очарованный странник”. У Лескова вечные вопросы. Господи, на что человек способен? На величайший взлет и величайшее падение.

В “Очарованном страннике” его герой похож на Илью Муромца. Илья Флягин - это прямая связь с Иванушкой из сказки. Два Иванушки: дурачок и добрый молодец. Иван Флягин соединяет в себе характеры обоих Иванов, то есть его характер двойственный. Как всегда у Лескова, говорящее имя. Фляга - сосуд, что ни налей, будет носить в себе. Иван Флягин - огромная сила, но в рясе. Всю жизнь погибал, а не погиб, по-прежнему полон сил, с удивлением и восхищением смотрит на окружающий мир. Он рвется из колеи, которая для него проложена судьбой: “Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес...

А когда же вы в монастырь пошли? - Это недавно-с...

И тоже призвание к этому почувствовали? - М-м-м не знаю, как это объяснить, впрочем, надо полагать, что имел-с”.

Он прошел все свои испытания. И что потом? Повествование от первого лица позволяет создать доверительность, почти интимность. Особая доверительность реализуется и через композицию. Вся эта вещь построена не традиционно, а как цепочка новелл: крепостной форейтор - нянька - плен татарский- любовь - без имени; и подвиг - монастырь. Герой проходит различные “испытанья”: любовью, отношением к женщине, к ребенку. Он вырывается из-под чар судьбы, мечется. Дурацкая слепая сила кипит, убил ни за что монашка. И вот он в финале повести моленый сын. А за что ему монастырь? За убийство. Богатырь, который защищал родную землю, и убийца... Да и в монастыре силы его гуляют, страсти кипят. Идет человек во власти предсказанных чар и странствует он; герой, богатырь, мученик и убийца одновременно. Простой русский человек, жаждущий подвига, смиряющий себя во имя Бога или людей? - Непременно-с: мне за народ очень умереть хочется.

— произведение удивительной судьбы. Многие критики считали, что в нем смеется над русским народом, что он просто собрал в одно произведение рассказы тульских мастеровых. Это говорит о том, что Лесков очень хорошо знал жизнь народа, его характер, речь и нравы. Это произведение Лесков придумал сам — таким замечательным писателем он был.
В своем произведении Лесков показывает нам простого мастерового из Тулы, который на самом деле оказывается совсем не простым. У него золотые руки, он может сделать все, что угодно. Этот Левша похож на Левшу из народной сказки, который подковал блоху, но у Лескова все заканчивается плохо. Тульский Левша может подковать блоху, но он сломал механизм. От этого и автору, и читателю становится грустно.
Лесков очень хорошо знал русскую душу. Он также очень любил русский народ, болел за него душой. К своему герою он относится с теплотой и состраданием, ему больно оттого, что его не оценили по достоинству в России. Мне кажется, что «Левша» — грустная сказка, потому что в ней много несправедливого. Ведь несправедливо, что английского шкипера встречают с любовь и радостью, а своего Левшу, который так рвался домой и не соблазнился на английские деньги, так не встречают. Ему даже «спасибо» никто не сказал. А ведь было за что — Левша узнал самый главный английский секрет. Но его арестовывают, потому что у него нет документов, раздевают. Когда его тащили, то уронили на парапет и разбили ему затылок. От этого он и умер, а еще от того, что не смогли найти доктора, потому что на человека из народа всем наплевать. А он так любил Родину, что даже не взял денег у англичан.
Вообще, Лесков показывает, что его герой очень любит Родину и готов совершить для нее подвиг. Он делает свои удивительные вещи и открывает секрет чистки ружья не ради славы, а для того, чтобы в России стало лучше. Секрет же заключался в том, что ружья не надо чистить кирпичом — от этого они ломаются. Этот секрет он сказал перед смертью, но ни один генерал ему не поверил. Ведь Левша — представитель народа, а народ должен молчать. У Лескова же народ говорит своей особой речью. Слова у него меткие, хлесткие, так может говорить только народ. Лесков подает свой голос в защиту русского народа, но делает это не прямо, а от лица приехавшего англичанина: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».
Я знаю, что сейчас творчество Н.С. Лескова не очень популярно. Мне кажется, что оно очень важно для современных русских людей, потому что заставляет задуматься о русском характере, о нашей жизни, о том, почему у нас так все странно устроено. Читая Лескова, понимаешь, что настоящий патриот любит свою Родину несмотря ни на что, всегда остается с ней в тяжелые времена. В этом главный нравственный урок произведений Лескова.