Эрзянская литература. Мордовский писатель Андрей Куторкин

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Мордовские поэты и писатели.

Руководитель проекта: Кольцова Т.С.Авторы проекта: Учащиеся 6 класса МБОУ «Спасская СОШ» Большеигнатовского муниципального района РМ - Горбунов Александр, Дорофеев Данила, Зайцева Ольга, Ольхова Анастасия, Рычагова Елена. Чачома край, тирень масторЭжди эйсэнь лембе седетьЭльнить – кольнить, теке сазортСурась ды Мокшась – валдо лееть.Мокшо-эрзянь вечкевикс край!Мон секс моросо шнан тонь эйсэ.Што свал сыргостят валдо майГайтевстэ морыця седейсэнь.
Эрзянь кель Монь чачтымим эрзянь ава, Эрзянь масторсо касынь, Эрзякс кортамо баславазь Весе пингем, весе чим. Эрзянь кель, эрзянь кель, Ашо килей, чуди лей, Чольдердиця горнипов, Гайсэ морыця цёков. Эрьва келесь эсь койсэнзэ. Мазый, эрявикс, питней. Илядо стувто эйсэнзэ, Путодо тензэ седей. Тиринь мастор, вечкень веле, Седеем кецни тонь кис. Мон пек вечкса эсень келем, А стувтса меельце чис! Серафи́ма Ма́рковна Люля́кина - эрзянская сказительница, писатель. Родилась 29 июля 1922 года в селе Ягодное Бугурусланского уезда (ныне Похвистневский район) Самарской губернии РСФСР.Серафима Марковна родилась в многодетной крестьянской семье, в которой умели ценить меткое народное слово, сказки, песни. Кроме Симы в семье росло три брата. Девочка росла любознательной, озорной. Все знали ее как выдумщицу и затейницу. От сверстниц она отличалась необычайной чуткостью и впечатлительностью, легко перенимала меткое народное слово, острую прибаутку, задушевный напев. Но больше всего Серафима любила песни, благо не было им числа в родном эрзянском селе. Песни звучали повсюду – свои деревенские и чужие, прилетевшие из соседних сел и краев.

Сайгин, Михаил Лукьянович (Лукич)– мокша-мордовский писатель, прозаик. Родился 21 ноября 1913 в селе Ежовка Ковылкинского района Республики Мордовия, в крестьянской семье. Литературная деятельность Михаила Сайгина началась в 1930-е годы. С 1937 года он публикует стихи в газете «Комсомолонь вайгяль» («Голос комсомола»).Свое настоящее призвание Михаил Сайгин нашел в художественной прозе. После возвращения с Великой Отечественной Войны он посвящает свои рассказы и повести художественному осмыслению ряда социально-бытовых проблем и вопросов послевоенного строительства («Мундштук» 1959, «Огненное сердце», 1961, «Папин сын», 1962, «Материнское сердце», 1980, и другие). Произведения Михаила Сайгина переведены с мордовского на русский, чувашский, карельский, удмуртский, марийский и другие языки. Умер Михаил Лукьянович Сайгин 27 апреля 2007 года в своей квартире в г. Саранске, в возрасте 93 лет.
Тамара Сергеевна Баргова родилась 13 августа 1955 года в селе Андреевка Большеигнатовского района ныне Республики Мордовия. Окончила факультет журналистики Уральского госуниверситета им. М. Горького (г. Екатеринбург, 1977). Трудовую деятельность начала в редакции Большеигнатовской районной газеты «Восход» заведующим отделом, впоследствии работала корреспондентом, заведующим отделом республиканской газеты «Эрзянь правда». В настоящее время трудится в Мордовском книжном издательстве главным редактором. Член Союза журналистов (1982), Союза писателей России (2003).Первые публикации художественных произведений - новеллы, зарисовки - выходили в районной газете «Восход», когда училась еще в восьмом классе Андреевской восьмилетней школы.

Де́вин Илья́ Макси́мович (20.07.1922-13.11.1998) - мокшанский писатель (поэт и прозаик). Родился в селе Старая Теризморга, ныне входящем в состав Старошайговского района Мордовии. Участник Великой Отечественной войны. В послевоенные годы работал в Мордовском радиокомитете, в редакции газеты «Мокшень правда», редактором журнала «Мокша». С 1971 по 1984 гг. Илья Максимович Девин возглавлял Союз писателей МАССР. Один за другим выходят в свет его поэтические сборники: «Шобдавань заря» («Утренняя заря») (1945), «Моим товарищам по счастью» (1953). Вершиной творчества Ильи Девина является роман «Нардише» («Трава-мурава») (1975), опубликованный московскими издательствами. Роман отражает жизнь мордовской деревни в годы Великой Отечественной войны. Девин, как публицист, выступал на страницах газет и журналов, избирался депутатом Верховного Совета МАССР (1975-1980), за многолетний труд награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Кривошеева Ефимия Петровна - мордовская народная сказительница, одна из зачинателей мордовского сказительского искусстваРодилась 1 июня 1867 года в деревне Тарасовка, сейчас входящей в состав Камешкирского района Пензенской области, в многодетной крестьянской семье. Национальность - эрзя.Открытие творческого таланта Ефимии Петровны принадлежит её сыну, Илье Петровичу Кривошееву, который с 1922 года записывал исполняемые ею произведения. Широкую известность имя Кривошеевой получило после публикации в 1936 году в газете «Правда» произведения «Лайшема Кировдо» (эрз. «Плач о Кирове»).Всего от Е. П. Кривошеевой записано более 50 произведений разных жанров. Первый сборник её произведений «Лайшемат ды морот» (эрз. «Плачи и песни») был издан в 1937 году.Умерла 24 июня 1936 года, в городе Саранск. Маризь Кемаль (Кемайкина Раиса Степановна) родилась 13 августа 1950 года в селе Малое Маресево Чамзинского района ныне Республики Мордовия в крестьянской семье. В 1965 году после окончания восьми классов в своей сельской школе два года училась в Большемаресевской средней школе. Окончила филологический факультет Мордовского университета.С 1972 по 1975 год работала учительницей в школе родного села. Летом 1975 переехала в Саранск и в течение двух лет была корреспондентом газеты «Эрзянь правда». Затем семь с половиной лет работала в Мордовской республиканской библиотеке им. А.С. Пушкина.С 1985 по 1988 год - зав. отделом поэзии в журнале «Сятко», с 1989 года является ответственным секретарем эрзянского детского журнала «Чилисема». Маризь Кемаль много времени и сил отдает общественной деятельности. В 1989 году была одним из инициаторов создания культурно-просветительского общества «Масторава» и первым его секретарем, с декабря 1993 по 1997 год - организатором женского движения «Эрзява», создателем и руководителем самодеятельного фольклорно-этнографического ансамбля «Ламзурь». Член Союза писателей России с 1996 года. Числа́в Григо́рьевич Журавлёв (настоящее имя - Вячеслав, родился 27 апреля 1935 года в эрзянском селе Большой Толкай Подбельского района (ныне Похвистневского района) Куйбышевской (ныне Самарской) области) - эрзянский поэт, писатель, прозаик. Закончил Мало-Толкайское педучилище, работал учителем физкультуры в Чесноковской средней школе Кошкинского района Куйбышевской области. С 1954 по 1957 год служил в армии. Затем более 12-ти лет работал на разных должностях в Сибири. В 1967 году вернулся в Куйбышев. В 1975 году закончил Волгоградский институт физической культуры.В 60-е гг. - тренер по тяжёлой атлетике, старатель на золотых приисках, бортрадист (Магаданская обл.).С 1967 года - учитель физкультуры, тренер, спортивный судья. В настоящее время живёт в Самаре.Писать стихи начал ещё в школе. Первым его учителем и наставником был В. К. Радаев, преподававший в то время эрзянский язык и литературу. Он вёл также литературный кружок. Мировоззрение и нравственный опыт будущего писателя складывались под непосредственным влиянием нелёгких жизненных впечатлений.Первые произведения опубликованы на русском языке в куйбышевских сборниках «День поэзии» (1977), «Радуга» (1979), «Волжские зори» (1981) и др. Василий Кузьмич Радаев - эрзянский народный поэт и писатель, создатель народного эпоса «Сияжар». Василий Кузьмич Радаев родился 13 марта 1907 года в селе Большой Толкай Подбельского района, ныне Похвистневский район Самарской области, в семье крестьянина. Свою трудовую деятельность начал с помощника библиотекаря (1920). В 1925-28 гг. - ответственный секретарь волостного комитета ВЛКСМ в селе Малый и Большой Толкай. В 1929-30 годах - председатель сельсовета и колхоза «Май»(Большой Толкай). После окончания рабфака в комвузе поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета, который закончил в 1934 году. 1934-35 гг. - редактор ардатовской («За колхозы») и дубёнской («Омбоце пятилетканть кис» - «За вторую пятилетку») районных газет республики Мордовии, литературный редактор журнала «Сятко»;В 1935-37 годах - учёный секретарь, научный, старший научный сотрудник Мордовского научно-исследовательского института национальной культуры. Работал учителем в школе села Большой Толкай), преподавателем Ичалковского педучилища в Мордовии. Результатом его педагогической деятельности явилось воспитание следующего поколения эрзянских поэтов и деятелей культуры Мордовии (Числав Журавлев, Михаил Втулкин и другие). Дата смерти 6.12.1991 год. Федор Семенович Атянин родился 19 июня 1910 года в селе Мордовская Муромка Голицынского района (ныне Мокшанского района) Пензенской области в семье крестьянина. С малых лет он познал нелегкий труд. Рано остался без родителей, воспитывался в детдоме. С четырнадцати лет началась трудовая биография писателя. Многое пришлось испытать ему: и голод, и холод. Был учеником у сапожника, рабочим в порту, шахтером в Донбассе, куда уехал в 1927 году.С 1939 по 1944 год служил в рядах Красной Армии. После демобилизации работал преподавателем мордовского языка в Институте театрального искусства им. А. Луначарского. В 1948 году переехал в Саранск и начал работать в республиканских газетах «Мокшень правда» и «Молодой ленинец».Первые его стихотворения были опубликованы в 1939 году. Литературная деятельность Атянина многогранна. Он обогатил мордовскую литературу стихотворениями и песнями, поэмами, рассказами, повестями, сказками, пьесами. Первый сборник его стихов «Мазы пинге» («Прекрасная пора») вышел в 1954 году. В 1956 году в Саранске выходят сборники его рассказов и повестей для детей «Сельведь-богатырь» («Слеза-богатырь») и «Пусма панчф» («Букет цветов»). Умер 10 июля 1975 года. Похоронен в Саранске. ДОРОНИН Александр МакаровичИзвестный эрзянский прозаик, поэт и очеркист Александр Макарович Доронин родился в деревне Петровка Большеигнатовского района Республики Мордовия. Окончил Ичалковское педучилище и Литературный институт имени А.М. Горького. Работал секретарем райкома комсомола, собкором республиканской газеты “Эрзянь правда”, в течение 16 лет был главным редактором журнала «Сятко».Александр Макарович Доронин родился 7 января 1947 года в деревне Петровка Большеигнатовского района. Поэт, прозаик, переводчик. Заслуженный писатель Республики Мордовия (1996), лауреат премии Ленинского комсомола (1991), лауреат Государственной премии Республики Мордовия (1998), лауреат премии М.А. Кастрена (Финляндия, 2000). С 1985 года - член Союза писателей СССР. Виктор Леонидович Алтышкин родился 27 сентября 1934 года в деревне Малые Ремезенки Чамзинского района Мордовской АССР в семье крестьянина. В 1942 году поступил в первый класс Малоремезенской начальной школы, затем учился в Маломаресевской семилетней школе, в 1952 году окончил Большемаресевскую среднюю школу.В 1952 - 53 годах работал в г. Куйбышеве на военном авиационном заводе токарем-револьверщиком, мастером-распределителем. В 1953 году поступил учиться в Нижнетагильский горно-металлургический техникум. В 1954 году призван в армию, служил в военно-морском флоте. В 1958 году демобилизовался и вернулся в Мордовию, в поселок Комсомольский Чамзинского района. Работал на строительстве Алексеевского шиферного завода, а после пуска завода - мастером на Алексеевской ТЭЦ. Окончив курсы машинистов электровоза, до 1989 года работал машинистом. Николай Борисович Голенков (печатается под псевдонимами: Н. Грозов, Н. Булдыгин, Н. Борисов, Н. Лунданов, Н. Кужин) родился 17 августа 1958 года в селе Булдыгине Зубово-Полянского района Мордовской АССР. В 1965 году поступил учиться в Булдыгинскую среднюю школу Зубово-Полянского райна. С 1973 года продолжил учебу в Зубово-Полянской средней школе, которую окончил в 1975 году.В 1976 году поступил учиться на филологический факультет Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Со студенческой скамьи посещал литературные объединения при факультете, при газете «Молодой ленинец». Его первые публикации (стихи, рассказы) были опубликованы на страницах газет «Мордовский университет», «Мокшень правда», «Молодой ленинец», в журнале «Мокша»Н.Б. Голенков - член Союза журналистов СССР (1984 г.), член Союза писателей России (1993 г.). Иван Алексеевич Калинкин родился 23 июня 1935 года в эрзянском селе Чей (Челдаево) Инзенского района Ульяновской области. Родители трудились в колхозе. Отец с первых дней войны ушел на фронт и погиб в 1944 году.Военное лихолетье вынудило будущего поэта в 1944 году вместе с матерью оставить родные места и перебраться в Большеигнатовский район МАССР. С тех пор стал жить в Мордовии. Сначала в поселках Семеновка, Коммунары, затем в селе Большое Игнатово.Учился в Спасской средней школе Большеигнатовского района, служил в Советской Армии. После учебы в Ардатовской культпросветшколе с 1956 по 1959 год заведовал клубом в селе Старое Чамзино того же района. Михаил Трофимович Петров родился 19 ноября 1924 года в селе Мордовская Паевка ныне Инсарского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Окончил Пензенский лесотехнический техникум (1942), исторический факультет Мордовского госпединститута (1951). Долгое время занимался журналистской деятельностью. Был собственным корреспондентом газеты «Пензенская правда» (1947-1953), собкором, заместителем ответственного секретаря газеты «Советская Мордовия» (1954-1962). Работал в Мордовском книжном издательстве: вначале редактором (1970), затем директором (1971-1975).Член Союза писателей СССР с 1975 года, заслуженный писатель Мордовской АССР, народный писатель Республики Мордовия (1995), лауреат Государственной премии Мордовии. Участник Великой Отечественной войны. Тимофей Федорович Якушкин родился 21 февраля 1916 года в селе Карсаевка ныне Белинского района Пензенской области. Его отец погиб в Гражданскую войну, рано остался без матери. Детские годы провел в детдоме. Окончил Мордовский педтехникум (1933), Пензенскую газетную школу (1936), Ленинградский институт журналистики им. Воровского (1940). Трудовая деятельность связана с журналистикой, литературным творчеством. Он трудился в газете «Красная Мордовия», радиокомитете, Мордовском книжном издательстве, редакции альманаха «Литературная Мордовия». Был литературным консультантом правления Союза писателей Мордовии.С 1963 года - член Союза писателей СССР. Заслуженный писатель МАССР (1980).Умер 26 марта 1986 года, похоронен в Саранске. Кирилл Тимофеевич Самородов родился 15 апреля 1910 года в селе Новая Толковка ныне Ковылкинского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Окончил Мамолаевскую школу крестьянской молодежи (1929), Саранский педагогический техникум (1931), Московский государственный институт истории, философии и литературы им. Н.Г.Чернышевского (1939). В 1988 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук.Член Союза писателей СССР (1964), заслуженный работник культуры Мордовской АССР (1985), лауреат Государственной премии МАССР (1989).К. Самородов занимался и переводческой деятельностью. Им переведены на мокшанский язык «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя, с эрзянского на мокшанский драма П. Кириллова «Литова», повесть «Татю» Т. Раптанова, поэма «Галё» А.Рогожина и другие.Умер 7 декабря 1991 года, похоронен в Саранске.

Введение


Традиционная этнология достаточно давно занимается проблемой описания материальной культуры по литературному источнику. Существует также стойкий интерес филологов к изучению роли национальных элементов быта в художественном произведении . Литературный источник дает возможность изучать функционирование элементов культуры в быту изучаемого этноса. В этой связи проблема должна решаться комплексно: этнологический анализ необходимо совмещать с литературоведческим.

Мордовия характеризуется наличием богатого песенного материала, сказками, пословицами, загадками и т. д. Однако мордовский фольклор не только не изучен, но до сих пор еще далеко не собран. До революции имелся единственный сборник М. Е. Евсевьева «Мокшанские песни» (вып. I, Казань, 1897). В 1928 вышли в издании Мокшанской секции Центриздата под ред. Б. Корсаевского «Мокшеть моронза» (Песня мордвина) и сборник «Эрзянь евкст» (Сказки эрзи, ЦИЗ, 1928), «Эрзянь морат» (Песни эрзи, ЦИЗ, 1928) - в изд. Эрзянской секции. Темы мордовских песен таковы: суровая жизнь крестьянства, обусловленная колонизаторской политикой царизма; восстания С. Разина и Е. Пугачева, эксплоатация кулаком бедняка, семейный быт, неравный брак, тяжелое положение женщины (непосильный труд, бесправие), слезы рекрутов и солдат; царь - кровожадный деспот, хвастающийся тем, что он выпустил целые реки солдатской крови, из «народных костей» построил мосты. В мордовском фольклоре доминируют социальные мотивы.

Литературная продукция на мордовском языке, дореволюционного периода исчерпывается «Евангелием» (Казань, 1910) и «Деяниями апостольскими» в переводе на мордовский язык <#"justify">Эрзянская литература


Начало развития литературы относится к периоду гражданской войны. В 1920 на родине Ленина, в гор. Ульяновске, начинает издаваться эрзянская газета «Чинь стямо» (Восход солнца). В Москве выходила центральная мордовская газета «Якстере теште», значительно способствовавшая развитию мордовской литературы. Был издан первый эрзянский букварь «Тундонь чи» (Весенний день). Этот букварь, несмотря на целый ряд недостатков (методических и идеологических), был целым событием в эрзянской школе и жизни людей.

Следует отметить первый коллективный сборник «Эрзянь пьесат» (Эрзянские пьесы) Чеснокова (М., ЦИЗ, 1924), целый ряд сборников и отдельных произведений Чеснокова, который становится видным представителем эрзянской литературы. Его главные произведения: «Лия-киява» (сборник рассказов, ЦИЗ, 1926), «Явовсь велесь», «Васень толт» (сборник рассказов, ГИХЛ, 1932). Перу Чеснокова принадлежит также хорошо сделанный перевод пьесы Неверова <#"justify">Образы мордвы в литературно-публицистических произведениях мордовских и русских писателей

мордовия горький литература есенин

Можно рассмотреть стороны материальной культуры народов России, на материале произведений М. Горького «Ледоход» и Мельникова - романы «В лесах», «На горах», повести В. Г. Короленко «В голодный год» и стихaх С. А. Есенина.

Каждое произведение несет на себе отчетливые приметы времени создания. Так, в самые главные качества мордвы - гордость, сила воли и некая стремительность. Этим пропитана огромная книга «МОРДВА. Эрзя. Мокша» (991 страница), выпущенная в Саранске в 2004 году. Рассказывая о своей истории, авторы подчеркивают самодостаточность эрзян и мокшан. В частности, в главе о присоединении к России отмечается, что покорения не было. Саранские ученые также пишут, что неверно считать, будто мордва была частью Волжской Булгарии (современного Татарстана). Четко просматривается стремление мордвы соответствовать определенному уровню. Она хочет быть не объектом, а субъектом исторического процесса.

Или другой пример. В повести В. Г. Короленко «В голодный год» писатель «...вывел колоритные образы представителей мордовского народа». Он несколько раз бывал на территории нынешней Мордовии, что нашло отражение в его очерках и рассказах. Так, в июне 1890 г. В. Г. Короленко съездил в Арзамас (ныне Нижегородская область), конечно же, зная, что «...первопоселенцами «Эрземаза» были мордва-эрзя. «Маз» означал красный, красивый, то есть хороший, знатный город, где жили эрзяне». Также В. Г. Короленко посетил с. Дивеево Ардатовского уезда и мордовские деревни Нижегородской губернии.

Посетив с. Старые Пичингуши Ельниковского района, литератор писал:

«Мордва - народ вообще менее сдержанный, и притом дело здесь усложняется несомненными злоупотреблениями сельских властей. В избе стоит гул жалоб, которых я никак не могу прекратить...И жалобы, упреки, едкие замечания стоят в воздухе во все время моей работы. Мордва, очевидно, надеется, что приезжий «его благородие» все-таки кое-что запишет».

Кроме того, Короленко посещал Починки, Большое Болдино, где встречался с мордовскими женщинами, а также был в с. Пермеево Ичалковского района, д. Раксажены Большеигнатовского района, в г. Сарове.

Небезынтересным для культуры Мордовии можно считать и тот факт, что выдающийся литературный критик В. Г. Белинский проявлял огромный интерес к мордовскому языку. В его замыслы входило составление «Мордовского словаря». Знание Белинским жизни и быта мордовского народа, несомненно, отразилось в высказываниях по национальному вопросу, позволило теоретически осмыслить эту сложнейшую проблему и образно выразить ее суть в своих статьях.

Глубокий интерес к жизни и культуре мордовского народа проявлял великий русский поэт А. С. Пушкин. Причина тому - близость родового имения Пушкиных с. Болдино, расположенного в трех километрах от эрзянского с. Пикшень Большеболдинского района Нижегородской области. В 1830 г. поэт впервые приехал в Болдино. Архивные данные Симбирской губернии дают возможность сделать вывод о том, что А. С. Пушкин проезжал через Мордовский край. О пребывании Пушкина на территории нынешней Мордовии, в Большеигнатовском и Ардатовском районах, сохранилось множество воспоминаний. Рукою Пушкина сделана запись на мокшанском языке: «Оцюм кайбас, бог». Пушкин интересовался мифологией и эпическими сказаниями мордовского народа. В 8-ой главе «Истории Пугачева» он дает подробное описание пребывания Е. И. Пугачева в г. Саранске, показывает его встречу с местным населением.

Это очень важно знать читающей аудитории, учитывая то, что в Мордовии есть пушкинские места, где проживали и пребывали потомки и родственники великого поэта. Предания, бытующие в селах Большеигнатовского района, повествуют, что в период трехмесячного пребывания в Болдине Пушкин посещал соседние с его имением села Пикмень, Ракмазон, Чукалы, Селищи. Кроме того, сыновья А. С. Пушкина в 1854 г. приобрели у помещицы Суковкиной в Мордовской даче Ардатовского уезда Симбирской губернии 669 десятин земли и основали там новую деревню под названием Александровка. Предполагается, что название новой деревни братья дали в честь своего отца.

С мордовской землей было связано творчество С. А. Есенина. Поэт начал писать о мордве еще в годы своей юности. В стихотворении «В том краю, где желтая крапива» (1915) поэт явно намекает на то обстоятельство, что русские и мордва еще в условиях самодержавной России исторически слились в единую семью: «Затерялась Русь в мордве и чуди». Известно уважительно-любовное отношение поэта к мордве, которое особенно ярко проявилось в обобщении: «Край мой! Любимая Русь и Мордва»!

В том краю, где желтая крапива


И сухой плетень,

Приютились к вербам сиротливо

Избы деревень.

Там в полях, за синей гущей лога,

В зелени озер,

Пролегла песчаная дорога

До сибирских гор.

Затерялась Русь в Мордве и Чуди,

Нипочем ей страх.

И идут по той дороге люди,

Люди в кандалах.

Все они убийцы или воры,

Как судил им рок.

Полюбил я грустные их взоры

С впадинами щек.


Синее небо, цветная дуга <#"justify">Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и медом от ос.

Край мой! Любимая Русь и Мордва!

Притчею мглы ты, как прежде, жива.

Нежно под трепетом ангельских крыл

Звонят кресты безымянных могил.

Многих ты, родина, ликом своим

Жгла и томила по шахтам сырым.

Много мечтает их, сильных и злых,

Выкусить ягоды персей твоих.


С мордовским краем также связано творчество Л. Н. Толстого. 4 сентября 1869 года Саранск посетил писатель Л. Н. Толстой, находясь в поездке из" Москвы в село Ильино, расположенное на берегу реки Суры. По преданию, записанному И. Д. Ворониным, в Саранске Толстой останавливался в доме купца Коровина "в номерах" (позднее гостиница "Россия") по Московской улице, а так же А. Мельникова-Печерского, М.Е.Салтыков-Щедринa и других писателей, произведения которых посвящены мордовскому краю.

Согласно русской литературной традиции образ уездного города формировался как целостная структура, организованная не иначе как социальная модель, сконструированная по законам бытия. Яркие образы уездного города создал выдающийся русский писатель-сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин. В 1866 г. он ревизовал казначейства в Саранске, Инсаре и Краснослободске. Характер проблем многих городов, в которых бывал писатель и которые послужили ему прототипами, совпадал, делал их типичными для всей русской провинции. Приметы городов и сел мордовского края мы находим в «Пошехонских рассказах», повести «Испорченные дети» и других.

Изучение литературной истории региона способствует более глубокому осмыслению культуры своего народа. Этому призвано помочь исследование особенностей края, исходя из представленности его в художественной литературе. Здесь материалом для изучения служат произведения писателей, в которых запечатлена жизнь региона в ее пространственной и культурной характеристиках, имеются наблюдения над повседневной жизнью людей. Такие тексты я использую на практических уроках дисциплины Русский язык и культура речи (рассказы Горького Знахарка, Ледоход). Также использую тексты о Саранске, Республике.


«Ледоход»


Произведение «Ледоход» рассказывает о событиях, произошедших ранней весной при починке ледореза. Рассказ ведется от лица пятнадцатилетнего мальчика, который приставлен подрядчиком - записывать расход материала и следить за рабочими. Работа тяжело даётся ему - староста Осип бранит, рабочие недолюбливают, требуют покрывать воровство. Однако, поговорив как-то раз с Осипом по душам, юноша обнаруживает, что староста стал ему приятно интересен, и с тех пор они часто беседовали. Героя изумляет разительный контраст между тем, как Осип общается с ним, и тем, как общается с другими, и мальчик всё не может понять, нравится ему староста или нет.

Однажды ночью происходит подвижка льда, и рабочие в канун праздника оказываются отрезанными от деревни рекой - по льду идти опасно. Однако Осип убеждает людей, что ничего не случится, если они всё же пройдут по реке. Рабочие идут за ним, иногда проваливаясь под лёд, и Горький весьма любопытно показывает разницу между их поведением - кто-то выбирается сам, а кто-то кричит и требует помощи. До берега, однако, добрались все. На берегу уже толпились люди, кто-то позвал полицию, но Осип спас положение, ловко оправдавшись перед полицейским. Рассказ завершается тем, что мальчик выбрасывает книжку с записями о расходах в воду, и по дороге домой ведёт разговор с Осипом о том, что же является правильным для человека.

В своих произведениях Горький уделяет немалое внимание пейзажу. С его помощью передается социальная обстановка, настроение, эмоции персонажей. В пейзаже «Ледоход», пожалуй, наиболее ярко противопоставление реки до ледохода и после. Сначала она предстает до скуки спокойной:

«Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер.»

Герой рассказа М. Горького «Ледоход» - плотник Осип - и похож на Тюлина, и не похож на него: он заключает в себе и продолжение королевковской традиции <#"justify">Проблема отображения образа мордвы в литературно-публицистических произведениях мордовских и русских писателей рассматривается с позиции творчества таких мастеров письма, как В. В. Бажанов, В. В. Берви-Флеровский, П. И. Мельников. Именно в их творческом наследии выявляются наиболее сущностно-содержательные тенденции, при изучении которых предоставляется возможность ощутить воплощение мордовских литературных героев в литературном творческом наследии XIX - начала XX века. Произведения вышеназванных просветителей явились той основой, которая сохранила на века духовную культуру мордовского этноса.

Первые литературные опыты В. В. Бажанов предпринял в конце XIX - начале XX века, сотрудничая в губернских и столичных изданиях: «Симбирском вестнике», петербургском журнале «Воскресение», в котором было опубликовано пять работ В. В. Бажанова: рассказы «В сельской лавочке», «Волостной суд», «Сельский сход», очерк «Серый и белый», картина с натуры «Старшина». В рассказе «Волостной суд» раскрывается образ чиновника низшего звена, где основными фигурами были председатель волостного суда и писарь. Они судят так: богатого обеляют, бедного очерняют. Мастерство автора проявляется в тонком юморе, остроте сюжета. В произведении «Старшина» показан «новоиспеченный» начальник волости. Внутренний мир героя отображен его внешним видом. Он носит «валенки с красными крапинками», «походка тяжелая, уверенная». Создается солидный образ, но ненадолго. В конце произведения старшина посылает своего сына за водочкой, чтобы угостить выборщиков.

Произведения В. В. Бажанова читаются очень легко, стиль описания яркий и красочный. В каждом из них раскрывается жизнь деревенских обитателей; автор умело выстраивает сюжет, правильно подбирает стиль повествования. Художественное творчество В. В. Бажанова явились одним из звеньев, которые скрепляли великую русскую литературу с зарождавшейся в то время письменной культурой мордвы.

Мордовская тематика (общественные отношения, быт и нравы мордвы) нашла широкое отражение и в литературно-публицистическом творчестве П. И. Мельникова. Это одна из наиболее колоритных фигур русской этнографической науки. Своими историко-этнографическими работами писатель внес заметный вклад в изучение мордовского народа. Он автор многих повестей, рассказов, очерков, романа-дилогии «В лесах» и «На горах», замечательный знаток провинциального быта и языка.

Мельников Павел Иванович (1818-1883), русский писатель. Родился в дворянской семье. Окончил словесный факультет Казанского университета (1837). Был учителем. С 1847, служа чиновником особых поручений при нижегородском губернаторе, а затем (с 1850) в министерстве внутренних дел, участвовал в мероприятиях по «искоренению раскола». В 1866 вышел в отставку. Рассказы М. «Красильниковы» (1852), «Поярков», «Дедушка Поликарп», «Непременный» (все 1857) и др. привлекли внимание читателей и критиков откровенным разоблачением «тайн» бюрократической администрации и крепостнических нравов, а также художественным мастерством. Лучшие произведения Мельникова - романы «В лесах» (1871-74) и «На горах» (1875-81). В романе «В лесах» изображение жизни Заволжья (ремёсел, семейных отношений, обычаев и обрядов) даётся на фоне поэтических картин природы. Любуясь самобытной цельностью характеров героев - носителей древних национальных традиций, Мельников показывает неизбежность разрушения этой старины под натиском цинично-деловых отношений, укрепляющихся в купеческой среде. Особенно сильны обличительные мотивы в романе «На горах», рисующем быт волжского правобережья. Если ряд героев романа «В лесах» наделён привлекательными чертами национального характера, то в романе «На горах» резко сатирически очерчены колоритные фигуры «тёмного царства». Мельникову принадлежат также многочисленные труды по этнографии, статистике и истории раскола.

Существенное место в творческом наследии Мельникова занимают этнографические сочинения, посвященные мордве. Интерес к мордовскому народу у него зародился довольно рано, о чем свидетельствуют опубликованные им работы «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь» (1839-1840 г. г.), «Нижегородская мордва», «Общественные моления крестьян», «Эрзянская свадьба», «Мокшанская свадьба» (1851 г.). В очерке «Дорожные записки» П. И. Мельников выступил как беллетрист-исследователь, умело подчинивший свои этнографические знания и наблюдения задачам художественно-изобразительного порядка. В его стиле нашли место и лирические интонации, и публицистичность в показе жизни. Автор «Дорожных записок…» увлечен всеми подробностями мордовского быта, повествует об историческом прошлом народа. Он показал «неуклюжего и скучного мордвина, который, сидя на козлах, покачивался, лениво помахивал плетью и по временам затягивал какую-то бессвязную песню…». Успеху данного произведения способствовало превосходное знание автором самых разнообразных сторон народной жизни.

В 1857-1859 годах вышли повести и рассказы П. И. Мельникова «Дедушка Поликарп», «Поярков», «Непременный», «Медвежий угол», «Именинный пирог», «Старые годы», «Бабушкины россказни» преимущественно в «Русском вестнике», темами которых были чиновничий карьеризм и казнокрадство, жестокое притеснение крестьян, ужасы крепостного права. После появления этих произведений в периодической печати к П. И. Мельникову пришла настоящая известность.

Среди большого числа русских писателей и публицистов, которые внесли неоценимый вклад в раскрытие жизни мордовского народа, следует отметить В. В. Берви-Флеровского. В повести «В глуши», напечатанной в «Современнике», автор описывает жизнь самарской деревни с ее мордовским и татарским населением. Множество публикаций современников автора повести «В глуши» утверждали, что природные условия обусловили основные виды хозяйственной деятельности мордвы (охота, рыбная ловля, пчеловодство, земледелие, скотоводство), отразились на физическом типе народа. Хороший климат и здоровый образ жизни, плодородные земли в совокупности с благами, доставляемыми лесом (целебным воздухом, обилием дичи, разнообразных растительных продуктов), способствовали формированию физически крепкого населения.


Список литературы


1. Хализев В. Е., Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н. С. Лескова) // Континент, 1981, лит. - теор. исследования М., 1982, с. 110-145

Этнография питания народов стран Зарубежной Азии, М., 1981

Есенин С.А. Избранное./ Сост., вступ. статья и комментарий Ю. Прокушева. М.: Худож. лит., 2005. 575 с.

Тынянов Ю.Н. Пушкин. М.: Худож. лит., 1987. 544 с.

Бялый Г. А. В.Г. Короленко. Монография. Л.: Худож. лит., 1983. 352 с.

Лесков Н. С. Повести и рассказы./ Сост., предисл. М.С. Горячкиной. М.: Дет. лит., 1982. 366 с

Рябов А., О мордовской художественной литературе, «Красная печать», 1427, №12;

Рябов А., Литературная мордва, «Читатель и писатель», 1928, №22; Васильев Т., Мордовия, ЦИЗ, 1931;

Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с- (Б-ка классики. Сов. лит-ра)

10.

.

Http://lib.rus.ec/b/156971/read


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Мордовская литература своими корнями уходит в дореволюционное прошлое. Ее первые ростки появились во второй половине XVIII века.
Первые книги о языке и быте мордвы, переводы религиозных текстов, первый букварь Авксентия Юртова, материалы экспедиций мордовского просветителя Макара Евсевьева заложили надежную основу мордовской литературы. Так называемая мордовская народная и крестьянская литература, собранная в трудах ученых Х. Паасонена и А.А. Шахматова питали и до сих пор питают своими сокровищами творчество многих авторов.
У истоков традиций мордовской профессиональной литературы находятся прежде всего произведения полупрофессиональных литераторов - воспоминания, жизнеописания Р.Ф. Учаева, В.С. Саюшкина, И.А. Цыбина, различного рода «истории» Т.Е. Завражнова и С.А. Ларионова, поэмы сказового типа И.Т. Зорина, дошедшие до современности благодаря научным усилиям русского академика А.А. Шахматова и финского фольклориста Хейкки Паасонена.
Судьбы мордовских русскоязычных писателей конца XIX - начала XX в., вернее, судьбы книг, в которые вложены их думы и чувства, складывались по-разному. Наследие одних, как, например, Захара Дорофеева, Дмитрия Морского и Алексея Дорогойченко, давно уже прочно вошло в активный фонд мордовской национальной литературы. Произведения других, как это случилось с наследием Степана Аникина, признание в литературе родного народа получили лишь сравнительно недавно. Книги третьих, в свое время привлекших внимание и сочувствие современников и составивших передовую часть российской демократической литературы, полосу забвения начинают преодолевать только сейчас, в конце XX века.
На ход литературной консолидации мордовского народа отрицательное воздействие оказали и внелитературные факторы - вынужденные миграционные процессы, политические репрессии 30 -50-х годов. Репрессиям были подвергнуты лучшие мордовские писатели. В застенках сталинских лагерей погибли Ф.М. Чесноков, А.И. Завалишин, С.И. Салдин, поэт В.П. Рябов и его брат профессор-филолог А.П. Рябов, почти по 20 лет провели в ссылках и тюрьмах Я.Я. Кулдуркаев, П.И. Левчаев, В.И. Виард.
Тридцатые годы были пиком нашей мордовской литературы. Именно в эти годы проявили свой яркий талант Федор Чесноков, Яков Кулдуркаев, написал свой первый роман «Раужо палмань» Андрей Куторкин. Слово, эрзянское и мокшанское, заиграло в произведениях активно вошедших в литературу Тимофея Раптанова, Алексея Рогожина, Михаила Безбородова.
Как лучшие достижения национальной классики того периода в активный фонд мордовской литературы прочно вошли созданная по фольклорным мотивам поэма-сказка «Эрьмезь» Я.Я. Кулдуркаева, стихотворный роман о крестьянском движении мордвы XVIII в. «Ламзурь» А.Д. Куторкина, драма об участии мордвы и других народов Поволжья в антикрепостническом восстании под руководством Степана Разина «Литова» П.С. Кириллова, неоконченная поэтиче¬ская трилогия о тяжкой доле женщины-мордовки, втянутой в водоворот трех революций, «Три песни, или Три века» М.И. Безбородова (были завершены две части - поэмы «Сказка-быль» и «За волю»). В русле национально-возрожденче¬ского направления были созданы и поныне недооцененные, к сожалению, документально-художественные очерки М.И. Зевакина «Терюшевское восстание» и «Кузьма Алексеев».
В 1934 году, вскоре после создания Союза писателей СССР, был создан Союз писателей Мордовии. Организация литературного процесса со стороны Союза с самого начала мыслилась не как командование, а как право учить друг друга, взаимно делиться опытом. Ломка старого, созидание нового в те годы стояли на повестке дня, и организация творческого Союза писателей была яркой иллюстрацией времени. Союз поддерживал начинающих, поднимал авторитет писателя в обществе, обращая внимание власти на условия творческого труда и быта писателей. Писатели призваны были активно участвовать в духовном становлении нашего общества созданием художественных произведений, отражающих социалистическую действительность, своей жизненной позицией.
Существует мнение, что мордовская советская литература на всем протяжении своего развития была литературой социалистического реализма. В действительности же критический реализм в ней был, и по-своему он довольно отчетливо проявился, например, в рассказах о тяжелом положении мордовской сельской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны, в частности в прозе Ф.М. Чеснокова (рассказ «Старый учитель»). О драматической судьбе крестьянства, вынужденного покидать родные земли, писал в своих рассказах «Митрей», «Очистились» и «По верному пути» А.И. Мокшони (Кочетков), трагизм братоубийственной Гражданской войны реалистически отражен в драме Ф.М. Чеснокова «Два пути», в пьесах К.С. Петровой «В летнюю ночь» и «Темная сила», в повести «Первый урок» П.С. Кириллова, события времен коллективизации оригинальное решение получили в первом варианте романа В.М. Коломасова «Лавгинов» (1940).
Довоенная редакция романа «Лавгинов» - это единственное произведение мордовской советской литературы, в котором реализм как таковой оказался несовместимым с тем, что было принято называть «социалистическим реализмом». Главного героя романа - умного острослова, человека, мечтающего жить «по правде», крестьянина Яхима Лавгинова читатель застает на страницах произведения уже вполне сформировавшимся взрослым человеком. Средствами сатиры и юмора, доходящими иногда до откровенного сарказма (сцены чтения Лавгиновым лекции о международном положении России и дисциплине труда, надувания лягушек через соломинку и др.), В. Коломасов по-своему завуалировал народное отношение к правде нового социалистического строя с его «радостным совместным трудом». Завуалированный смысл скрыт и в фамилии главного героя - Лавгинов, т. е. человек, несущий вздор и несуразицу. В условиях коллективизации герой писателя не находит своего места в общем строю, покидает родную деревню, уезжает в поисках лучшей доли в хлебный город Ташкент. Не сумев и там осуществить свои мечты, Лавгинов возвращается восвояси, постепенно превращаясь в пьяницу и лежебоку, и в конце концов почти полностью деградирует. Такое изображение «нового, советского человека» критикой было воспринято в штыки, и в результате роман оказался в ряду запрещенных и подлежащих изъятию. Под давлением резкой критики роман был автором переработан, и в издании 1958 года Яхим Лавгинов при активной помощи секретаря парторганизации, образа которого не было в первом издании романа, исправился, перевоспитавшись настолько, что в конце второй редакции романа он с гордо поднятой головой уходит воевать на фронт начавшейся Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война подвергла тяжелейшим испытаниям все стороны человече¬ского бытия. Ни в какой другой войне не было проявлено такого единодушия и массового патриотизма, такого мужества и упорства с врагом, как в Великой Отечествен-ной войне.
С первых дней Великой Отечественной войны мордовские писатели, как и их собратья по перу других национальностей, горячо откликнулись на события, вызванные вероломным вторжением фашистов в любимое Отечество. В строй сражающихся встали мордовские писатели А. Лукьянов, С. Вечканов, П. Кириллов, А. Моро, П. Гайни, В. Радин, И. Чигодайкин, Е. Пятаев, Я. Пинясов, А. Щеглов, И. Девин, И. Чумаков, К. Абрамов, Ф. Андрианов, М. Петров, В. Радин, П. Любаев и другие. Многие из писателей отдали жизнь во имя Родины: С. Родькин, А. Рогожин, Ф. Дурнов, П. Батаев, В. Водясов, Н. Филиппов, А. Зиньков, П. Кономанин.
В те годы хрестоматийной стала героическая баллада «Гайкстак, бандура!» («Звени, бандура!») А. Щеглова, где эмоционально, с глубокой проникновенностью воспевается беспримерный подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, вставших на защиту столицы нашей Родины Москвы.
Особая тональность присуща произведениям поэта-фронтовика П. Кириллова. Все его стихи отличаются яркостью, эмоциональной насыщенностью, богатством и музыкальностью языка. Автор доходчиво, убедительно показал духовный мир наших соотечественников, всенародную веру в победу.
Искренним патриотическим чувством проникнуты стихотворения военных лет И. Кривошеева, вошедшие в сборники «Голос народа» и «Мой путь», М. Бебана «Был бы я птицей», «Герою Сталинграда», А. Мартынова «Мой товарищ», «В саду», «Эрзянский молодец», А. Мо¬ро «Русь», «Бухарест», С. Вечканова «Человек-герой», «Отец», «Смерть шофера», И. Девина «Мать солдата», «Сад», «Письмо укра¬инке» и других авторов.
В республиканской периодической печати с призывным пафо¬сом прозвучали публицистиче¬ские статьи Н. Филиппова, Д. Учаева, Т. Якушкина, К. Самаркина и других. Лейтмотивом их произведений стала тема защиты Родины. Публицисты стремились помочь быстрее мобилизовать все силы и энергию на разгром врага, на защиту любимой Отчизны, раскрывали человеконенавистническую идеологию фашизма, вселяли в людей веру в победу. Они писали страстно, эмоционально, образным языком.
В первое послевоенное десятилетие мордовская писательская организация пополнилась новым отрядом молодых литераторов: И. Кишняков, А. Малькин, С. Ларионов, М. Сайгин, Т. Якушкин и многие другие. Заметно окрепли мордовская литературная критика и лите-ратуроведение. Составлен первый библиографический справочник о национальных писателях, издан «Очерк истории мордовской советской литературы», выпущены значительные работы по проблемам мордовской литературы В.В. Горбуновым, Н.И. Черапкиным, Б.Е. Кирюшкиным, И.Д. Ворониным. Мордовскими литературоведами были подготовлены учебники, хрестоматии и программы по национальной литературе для средних школ и педучилищ республики.
Появился ряд произведений, ставших достоянием всесоюзного читателя. На русском языке в Москве выходят сборники «Поэты Мордовии», «Стихи» П. Кириллова и многие другие. В Будапеште вышла «Антология советской поэзии», куда вошли стихотворения А. Моро, Ф. Беззубовой, Н. Эркая.
Качественно и количественно выросла мордовская поэзия. В центре внимания поэтов - злободневные вопросы современной жизни, образ воина-освободителя, органическое слияние военных событий с темой мирного труда. Образ воина-победителя в стихотворе-нии «Прощание с полковым знаменем» И. Девина выражает благородное нетерпение сменить оружие воина на орудие мирного труда.
Этим же настроением проникнуты стихи поэтов-фронтовиков И. Шумилкина, И. Чигодайкина, А. Малькина, П. Любаева.
Широкое художественное отображение во многих стихах мор¬довских поэтов находит тема возвращения солдата к мирной жизни, участия его в мирном созидательном труде. Эта тематика по¬лучила глубокую разработку в стихах И. Кривошеева «Комбайнер», М. Бебана «Полевод», С. Вечканова «Знамя бригады», «Учитель», Ф. Атянина «Пахарь», Н. Эркая «Колхозный конюх», А. Малькина «Учительница», С. Платонова «Яблоня», Е. Пятаева «Хлеба высокие» и других.
В 1954 г. выходит роман И. Антонова «В семье единой», в сюжетную основу которого легли события Великой Отечественной войны, подвиг народов нашей страны на фронте и в тылу. Популяр¬ными стали его же очерки, опубликованные в журналах «Дружба народов», «Наш современник», в «Литературной газете». В 1953 г. в серии массовой библиотеки «Огонька» выпущена книга очерков И. Антонова «Разлив на Алатырь-реке» тиражом в 500 тысяч экзем¬пляров.
Выходит роман А. Лукьянова «Валдо ки» («Светлый путь»). Главной идейно-художественной задачей автора было стремление отразить важный этап в жизни послевоенной мордовской деревни, раскрыть внутренний мир людей, сполна испивших горькую чашу как на фронте, так и в тылу.
Значительным событием в культурной жизни Мордовии стал выход в 1953 году романа Т. Кирдяшкина «Широкая Мокша», где воссоздаются события, отражающие борьбу мордовского народа за социальное и национальное освобождение в конце ХIХ - начале XX в.
В идейно-художественном отношении удачна психологическая драма П.С. Кириллова «Свет над дальним углом», изображающая события, связанные со строительством электростанции. Драматический конфликт пьесы отражает острую проблему и сложные ситуации во взаимоотношениях людей послевоенной колхозной деревни, когда необходимо было заново восстанавливать хозяйство, а вместе с тем и менять психологию людей, на которых трудности военного времени наложили свой отпечаток.
В ряде городов страны на сценах ставились драмы Г.Я. Меркушкина «Во имя народа», «На рассвете». Эти пьесы в 1957 г. изданы отдельной книгой.
Говоря в целом о пути развития мордовской литературы первого послевоенного десятилетия, следует отметить углубление в ней отображения жизни и борьбы народа, расширение и обогащение художественных форм, стилей и жанров. Несмотря на некоторые недостатки, она в основном правдиво отражала важнейшие процессы нашей действительности, нацеливая читателей на скорейшее восстановление разрушенного войной народного хозяйства.
Современная мордовская литература преемственно продолжает литературу предшествующих лет и в то же время отличается от нее многими существенными чертами: постановкой масштабных проблем, жанровым многообразием, появлением многочисленных романов, поэтических произведений крупного плана, ростом критики и литературоведения. Усилился исследовательский, аналитический характер литературы. Ощущается стремление писателей к овладению методами психологического анализа, философскому осмыслению явлений действительности, решению морально-эстетических проблем, углублению лиризма, раскрытию внутреннего мира героев. Расширяется география изображаемых событий. Эти качественные изменения, отмеченные на XIV съезде писателей Мордовии (1999), свидетельствуют о том, что литература уверенно идет вперед в своем развитии.
С большим интересом встречены читателями исторические романы К. Абрамова «Пургаз», «Олячинть кисэ («За волю»), А. Доронина «Баягань сулейть» («Тени колоколов»), «Кузьма Алексеев», удостоенный главной литературной премии Финского общества М.А. Кастрена.
Значительную лепту в развитие мордов¬ской романистики внесли и известные прозаики республики С. Ларионов («Хрусталень пайкт» - «Хрустальные колокола»), Т. Якушкин («Лысая гора»), А. Мартынов («Розень кши» - «Ржаной хлеб»), А. Щеглов («Кавксть чачозь» - «Дважды рожденный»), И. Девин («Нар¬дише» - «Трава-мурава»), А. Моро («Степан Эрьзя»), М. Сайгин («Давол» - «Ураган») и другие.
В значительной степени определяющей в целом состояние современной мордовской прозы сегодня является повесть. В дальнейшую разработку жанра значительный вклад внес мордов¬ский прозаик Г. Пинясов, отличительной особенностью произведений которого является органическое сочетание лиризма с публицистичностью, основательными аналитическими началами («Пси киза» - «Жаркое лето», «Ветецесь» -«Пятый», «Мекольцесь Каргужеста» - «Последний из Каргушей»).
В современной мордовской прозе большое место начинает занимать лирико-философская повесть. К такой жанровой разновидности повести в своем творчестве обращались А. Тяпаев, А. Щеглов, Н. Эркай, В. Мишанина, С. Ларионов и другие.
Лиризм характерен также для многих рассказов и таких писателей, как И. Девин, Н. Эркай, М. Бебан, А. Куторкин, А. Малькин, В. Радин, Г. Пинясов, А. Соболевский, В. Мишанина и другие.
Многие писатели посвящают свое творчество детям - Я. Пинясов, Е. Терешкина, И. Девин, П. Левчаев, Ф. Андрианов, М. Петров, А. Тяпаев, Н. Мирская, Н. Голенков, В. Ивенин, А. Ежов, Т. Баргова и др. Их рассказы и стихи воспитывают в подрастающем поколении высокие моральные качества, учат доброте, трудолюбию.
Народный поэт Мордовии И. Девин как зрелый мастер сложился в послевоенные годы. Это художник большого внутреннего горения. Его лирика - «Кода парцень пандомс» («Как отблагодарить тебя»), «Земля моя» - открывает новые грани в нашей сложной, многогранной жизни, движениях человеческой души, говорит о том, что сейчас волнует людей, окрыляет их.
Талантливый поэт А. Малькин до конца своих дней оставался верен девизу открывать неизведанное в поэзии. Многочисленные находки музыкальных и зрительных образов А. Малькин подчинял раскрытию тем и мотивов современности, передаче больших мыслей и чувств.
Многоцветие поэтических красок озаряет поэзию С. Кинякина. На его счету 11 поэтических сборников, вышедших за 30 плодотворных творческих лет (с 1967 по 1997 г.).
С интересом встречены читателем сборники А. Доронина «Чачома енкс» («Родная сторона»), «Од порань валдо» («Свет юности»), «Велев кись юты седейгам» («Дорога в село - через сердце мое»). Естественность чувства, задушевность, свежесть поэтических образов - отличительная особенность поэзии эрзянского поэта.
Художественному отображению злободневных проблем современности посвятили стихи многие поэты: Е. Тимошкин, П. Бардин, И. Кудашкин, В. Юшкин, В. Егоров, А. Громыхин, К. Тангалычев, П. Любаев, А. Норкин, В. Волков, П. Черняев, В. Гадаев, Д. Надькин, И. Шумилкин, А. Арапов, Н. Ишуткин, В. Нестеров, В. Демин, Р. Кемайкина, В. Лобанов.
Ярким явлением последних десятилетий стала поэзия Александра Арапова, Анны и Константина Смородиных, Маризь Кемаль, Николая Ишуткина, Марии Малькиной, Полины Алешиной, Натальи Рузанкиной, Василия Федосеева.
Их творчество объединяет проникновение в духовный мир человека и вместе с тем каждый поэт неповторим и ярок своими особыми красками. В стихах А. Арапова особенно выразительно звучит тревожная нота о будущем страны, о судьбах живущих в ней людей.
Василия Федосеева, захваченного любовью, не покидает боль Чернобыля. Стихи Константина Смородина отличает внутренняя музыкальность, композиторы Мордовии нередко обращаются к его творчеству.
На новую ступень своего развития в 70 - 80-е годы поднимается мордовская драматургия, популярность которой прежде всего связана с именами Г. Меркушкина «Дорогой жизни», «На рассвете», И. Антонова «В добрый путь», К. Абрамова «Новоселье», «Золотые зори», В. Коломасова «Свадьба в Каракужах». Опубликовано несколь¬ко многоактных пьес: В. Пурьгине (В. Горбунова) «Валскесь кирвайсь» («Заря занялась»), С. Фетисова «Осенние звезды», П. Черняева и Н. Учватова «Кафта свадьбат» («Две свадьбы»), А. Терешкина «В то жаркое лето», Н. Тремаскина «Вирьса аф сетьме» («В лесу не тихо»), «Велеста саф стирьхть» («Девушки, приехавшие из села») и другие. В них повествуется об историческом прошлом народа, Граждан¬ской вой¬не, мирном строительстве в годы пятилеток, борьбе нашего народа против немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны.
Различные проблемы нравственности нашли глубокую разработку в произведениях К. Абрамова «От себя никуда не уйдешь», «У каждого своя болезнь», «Гость издалека», Г. Меркушкина «Дорогой жизни», «Голубое сияние», А. Щеглова «Осторожно: плохой человек», А. Пудина «Шава кудса ломатть» («В пустом доме люди») и других. С большим успехом идут на сцене национального театра пьесы В. Мишаниной «Кда орта лангса суви пине» («Если у ворот воет собака»), «Тят шава, тят сала» («Не убей, не укради»).
Огромный вклад в формирование в Мордовии литературоведения как науки внесли В. Горбунов, Н. Черапкин, А. Маскаев, Л. Кавтаськин, В. Пешонова, Б. Кирюшкин, И. Инжеватов и др.
В последние годы в нашей республике выросло значительное число литературно одаренных молодых людей. Об этом свидетельствуют их успехи: книги, выпущенные всеми возможными способами (за свой счет, с помощью спонсоров), а также награды, полученные за отдельные произведения. Имена Натальи Рузанкиной, Данилы Гурьянова, Александра Бажанова (Санди Саба), Сергея Фомина, Александра Баталова, Олега Коршунова, Жанны Тундавиной и других давно известны любителям и ценителям литературы в нашей республике. А некоторых, как, например, Д. Гурьянова, лауреата Всероссийского конкурса драматургов «Долг. Честь. Достоинство», публикуют в Москве.
Большинство из новых имен воспитанники Союза молодых литераторов г. Саранска, плодотворно и активно функционирующего в республике с 1996 года. Интерес вызывает творчество молодых эрзянских и мокшанских авторов: Дмитрия Таганова, Юрия Пальтина, Александра Захарова, Людмилы Рябовой, Марины Слугиной, Ольги Сусоревой, Татьяны Мокшановой, Марии Ереминой, Федора Матюшкина, Владимира Попова, Петра Кирдяшкина, Оксаны Ошкиной, Марины Окиной, Татьяны Милкиной и других. Приятно осознавать, что у Союза писателей Мордовии подрастают творческие наследники и история его будет продолжаться.

По материалам книги «Писатели Мордовии. Биографический справочник». Составители Е.М.Голубчик, Т.С.Баргова (Саранск, 2004 год).

ПРЕДСЕДАТЕЛИ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ МОРДОВИИ:

Нуянзин К.Г. (1934 - 1936)
Дорогойченко Алексей Яковлевич (1937 - 1938)
Куторкин Андрей Дмитриевич (1945 - 1954)
Воронин Иван Дмитриевич (1951 - 1960)
Вечканов Серафим Емельянович (1960 - 1964)
Мартынов Александр Константинович (1964 - 1971)
Девин Илья Максимович (1971 - 1984)
Калинкин Иван Алексеевич (1984 - 2000)
Доронин Александр Макарович (2000 - по настоящее время)

НАРОДНЫЕ ПИСАТЕЛИ

Пинясов Яков Максимович, Куторкин Андрей Дмитриевич, Радаев Василий Кузьмич, Абрамов Кузьма Григорьевич, Сайгин Михаил Лукьянович, Андрианов Федор Константинович, Петров Михаил Трофимович.

НАРОДНЫЕ ПОЭТЫ

Девин Илья Максимович, Калинкин Иван Алексеевич

п»ї

Книга - величайшее достижение культуры, произведение искус­ства, могучее средство воспитания. Свежо и современно звучат се­годня слова великого русского критика Б.Г. Белинского: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека». Огромные богатства для формирования личности таятся в детской книге. Сколько нового и интересного узнают дети из книги! Она рассказывает им о жизни и приключениях их сверстников, о людях труда, о незнакомых городах, о животных наших лесов, об окружающей нас природе. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедли­вости, добра, честности, мужества, сострадания: формировать правильное отношение к людям, к самому себе, поступкам, к труду, к природе. В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мордовские писатели – детям

Книга - величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания. Свежо и современно звучат сегодня слова великого русского критика Б.Г. Белинского: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека». Огромные богатства для формирования личности таятся в детской книге. Сколько нового и интересного узнают дети из книги! Она рассказывает им о жизни и приключениях их сверстников, о людях труда, о незнакомых городах, о животных наших лесов, об окружающей нас природе. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: формировать правильное отношение к людям, к самому себе, поступкам, к труду, к природе. В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам.

Вопросами детского чтения занимались такие известные литераторы и педагоги, как В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. Они подчеркивали мысль, что круг детского чтения должен включать в себя произведения, составляющие его основу, «книжное ядро».

Для детей дошкольного возраста это лучшие фольклорные произведения, стихи, сказки А.С. Пушкина, П.II.Ершова, рассказы и сказки К.Д. Ушинского, стихи для маленьких Н.А. Некрасова, М.М. Маяковского, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто и других. В золотой фонд библиотеки для дошкольников вошла проза наших отечественных писателей А.М. Горького, А.Н. Толстого, М.М. Пришвина, Б.С. Житкова и других. В круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произведения зарубежных писателей для детей.

Большое значение в нашей стране придается развитию национальной культуры. Особенно важным делом является издание юношеской и детской литературы на национальных языках.

О быстром развитии нашей мордовской детской литература говорит такой факт, что до войны имелись 5-6 книжек стихов и одна повесть для юных читателей, то сейчас мы имеем десятки книжек стихов, поэм, сказок, рассказов, повестей. Наши мордовские писатели, шлифуя своё мастерство, учась мастерству у русских писателей, в основном черпают темы для своих произведений из окружающей жизни, из героических событий и замечательных дел нашего народа. Их произведения помогают воспитывать детей настоящими патриотами своей Родины. Еще до войны хорошие поэтические произведения для детей создали Ф. Фролов «Тяфтамоль эряфсь», А. Лукьянов «Минёк Вася», И. Кривошеев, А. Чекашкин и другие писатели.

В годы Великой Отечественной войны детская поэзия обогатилась многими новыми произведениями как по теме, так и по содержанию. В этот период были опубликованы поэма Р. Федькина «Ёмла партизан» («Маленький партизан»), поэма В. Чукарова «Якстерь знамя» («Красное знамя»), стихи П. Кириллова, А. Мартынова.

Из поэтических произведений для детей наиболее видное место занимают книжки стихов И. Кривошеева, поэмы С. Вечканова «Дед Богдан», «Василек», «Поэма о сыне» И. Девина.

Для маленьких читателей интересны стихи Ф. Бобылева, П. Машканцева, М. Бебана. Мордовскими поэтами создано немало хороших и разнообразных поэтических сказок. К числу их можно отнести сказки Л. Макулова «0рдаж яксярга лефкс» («Строптивый утенок»), П. Гайни «Душман овто» («Шайтан медведь»), В. Виарда «Старик со старухой и петух».

До войны замечательные рассказы для детей создали Д. Мокшони, Т. Раптанов, Ф. Чесноков, В. Аношкин и др. Об участии детей в Великой Отечественной войне повествуют рассказы А. Шеглова «Герои одного села», В. Коломасова «Два мальчика». Юным читателям полюбились книжки рассказов В. Радина «Наташа ды сонзэ оянзо» («Наташа и ее товарищи») и «Част» («Часы»). Немало удачных рассказов для детей младшего возраста написано мокшанскими писателями Ф. Атяниным и М. Сайниным, а также эрзянской писательницей Т. Тимохиной, переведенные на русский язык, например, «Мои хорошие друзья», «Мамина хитрость», «Андрюшка».

Много интересного и полезного для детей в произведениях Л. Макулова «Кафта ялгат» («Два друга»), «Данилка», «Павазу тунда» («Счастливая весна»), М. Имярекова «Настоящие друзья», «Кто важней», «Помощник» и др.

Особенной популярностью пользуются книги Я. Пинясова, которые написаны как стихами, так и прозой. Большим успехом пользуется книга Я. Пинясова «Живые фонарики», несколько раз изданная в Детгизе в Москве. Эта книга развивает фантазию детей, воспитывает чувства дружбы, осмеивает зазнайство, обман. В 1972 г. в Москве была издана книга Я. Пинясова «Дедушкин полюс». В ней много поучительных и забавных историй, рассказанных ясно и просто. Писателем создано более 60 книг, некоторые из них переведены на многие языки народов России, издавались и за рубежом.

Широко известен в Мордовии и за ее пределами писатель М. Бебан. Он мастер басенного жанра для детей и взрослых. Автор высмеивает недостатки нашего общества, бюрократизм, невежество. Лучшие его басни вошли в поэтический сборники «Моя весна», «Свирель и оса», «Золотой орешек» и другие. Для детей М. Бебан написал повесть «Красные жаворонки». В центре повести шестилетний мальчик Сандр.

Отрадно то, что, знакомя детей с произведениями мордовских писателей, мы можем прочитать многие из них как на мокшанском и эрзянском языках, так и на русском языке.


Введение

Традиционная этнология достаточно давно занимается проблемой описания материальной культуры по литературному источнику. Существует также стойкий интерес филологов к изучению роли национальных элементов быта в художественном произведении . Литературный источник дает возможность изучать функционирование элементов культуры в быту изучаемого этноса. В этой связи проблема должна решаться комплексно: этнологический анализ необходимо совмещать с литературоведческим.

Мордовия характеризуется наличием богатого песенного материала, сказками, пословицами, загадками и т. д. Однако мордовский фольклор не только не изучен, но до сих пор еще далеко не собран. До революции имелся единственный сборник М. Е. Евсевьева «Мокшанские песни» (вып. I, Казань, 1897). В 1928 вышли в издании Мокшанской секции Центриздата под ред. Б. Корсаевского «Мокшеть моронза» (Песня мордвина) и сборник «Эрзянь евкст» (Сказки эрзи, ЦИЗ, 1928), «Эрзянь морат» (Песни эрзи, ЦИЗ, 1928) -- в изд. Эрзянской секции. Темы мордовских песен таковы: суровая жизнь крестьянства, обусловленная колонизаторской политикой царизма; восстания С. Разина и Е. Пугачева, эксплоатация кулаком бедняка, семейный быт, неравный брак, тяжелое положение женщины (непосильный труд, бесправие), слезы рекрутов и солдат; царь -- кровожадный деспот, хвастающийся тем, что он выпустил целые реки солдатской крови, из «народных костей» построил мосты. В мордовском фольклоре доминируют социальные мотивы.

Литературная продукция на мордовском языке, дореволюционного периода исчерпывается «Евангелием» (Казань, 1910) и «Деяниями апостольскими» в переводе на мордовский язык. Из учебной литературы, изданной для мордвы до революции, имелись: «Первоначальный учебник русского языка для мордвы эрзи». Эти книжки издавались в целях насаждения православия. Позднее у мордвы растет и ширится подлинная, рожденная революцией художественная, учебная, периодическая и непериодическая литература.

Эрзянская литература

Начало развития литературы относится к периоду гражданской войны. В 1920 на родине Ленина, в гор. Ульяновске, начинает издаваться эрзянская газета «Чинь стямо» (Восход солнца). В Москве выходила центральная мордовская газета «Якстере теште», значительно способствовавшая развитию мордовской литературы. Был издан первый эрзянский букварь «Тундонь чи» (Весенний день). Этот букварь, несмотря на целый ряд недостатков (методических и идеологических), был целым событием в эрзянской школе и жизни людей.

Следует отметить первый коллективный сборник «Эрзянь пьесат» (Эрзянские пьесы) Чеснокова (М., ЦИЗ, 1924), целый ряд сборников и отдельных произведений Чеснокова, который становится видным представителем эрзянской литературы. Его главные произведения: «Лия-киява» (сборник рассказов, ЦИЗ, 1926), «Явовсь велесь», «Васень толт» (сборник рассказов, ГИХЛ, 1932). Перу Чеснокова принадлежит также хорошо сделанный перевод пьесы Неверова «Смерть Захара» и много других произведений. Красочный и сочный язык, яркое художественное изображение мордовской действительности, классовой борьбы в мордовской деревне -- вот что характеризует творчество Ф. М. Чеснокова, оказывающего большое влияние на молодое поколение писателей.В 1929 вышел сборник художественной литературы «Васень сятк» (Первые искры, М., ЦИЗ), содержащий образцы произведений почти всех прозаиков и поэтов эрзи (Чесноков, Лукьянов, Артур Моро, Дуняшин, Григошин, Кривошеев и др.). Изданы произведения поэтов и прозаиков: Лукьянова, Артура Моро, Куторкина, Н. Иркаева, Зинькова, П. Кирилова. Ранние эрзянские писатели (Григошин, Кривошеев) в своем творчестве идеализировали старую мордовскую деревню и проводили идеи националистического и правоуклонистского характера. За последнее время под влиянием марксистско-ленинской критики они стали перестраиваться, включившись в соц-стройку.В настоящее время из самой гущи колхозного крестьянства выдвигаются новые писатели и поэты: Раптанов, Радин и др. Новая революционная тематика и попытки изображать достижения соцстроительства характеризуют устремления молодняка. На эрзя язык переведены «Мои университеты», «Мордовка», «Песнь о соколе», «Песнь о буревестнике», и др. отдельные рассказы М. Горького, «Чапаев» Фурманова, отдельные рассказы Серафимовича, «Сон Макара» Короленко, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и др.

Вишка лейне чуди, -

Это музыка,

Ставшая словом.

Вишка лейне чуди, -

Повторяю я снова

И снова…

Вишка лейне чуди, -

Это музыка ставшая словом.

Я мордовскую речь,

Как цветущего детства

В своем сердце беречь

До последнего дня

Не устану.

(Вишка лейне чуди - «маленькая речка течет»)

Образы мордвы в литературно-публицистических произведениях мордовских и русских писателей

мордовия горький литература есенин

Можно рассмотреть стороны материальной культуры народов России, на материале произведений М. Горького «Ледоход» и Мельникова - романы «В лесах», «На горах», повести В. Г. Короленко «В голодный год» и стихaх С. А. Есенина.

Каждое произведение несет на себе отчетливые приметы времени создания. Так, в самые главные качества мордвы - гордость, сила воли и некая стремительность. Этим пропитана огромная книга «МОРДВА. Эрзя. Мокша» (991 страница), выпущенная в Саранске в 2004 году. Рассказывая о своей истории, авторы подчеркивают самодостаточность эрзян и мокшан. В частности, в главе о присоединении к России отмечается, что покорения не было. Саранские ученые также пишут, что неверно считать, будто мордва была частью Волжской Булгарии (современного Татарстана). Четко просматривается стремление мордвы соответствовать определенному уровню. Она хочет быть не объектом, а субъектом исторического процесса.

Или другой пример. В повести В. Г. Короленко «В голодный год» писатель «...вывел колоритные образы представителей мордовского народа». Он несколько раз бывал на территории нынешней Мордовии, что нашло отражение в его очерках и рассказах. Так, в июне 1890 г. В. Г. Короленко съездил в Арзамас (ныне Нижегородская область), конечно же, зная, что «...первопоселенцами «Эрземаза» были мордва-эрзя. «Маз» означал красный, красивый, то есть хороший, знатный город, где жили эрзяне». Также В. Г. Короленко посетил с. Дивеево Ардатовского уезда и мордовские деревни Нижегородской губернии.

Посетив с. Старые Пичингуши Ельниковского района, литератор писал:

«Мордва - народ вообще менее сдержанный, и притом дело здесь усложняется несомненными злоупотреблениями сельских властей. В избе стоит гул жалоб, которых я никак не могу прекратить...И жалобы, упреки, едкие замечания стоят в воздухе во все время моей работы. Мордва, очевидно, надеется, что приезжий «его благородие» все-таки кое-что запишет».

Кроме того, Короленко посещал Починки, Большое Болдино, где встречался с мордовскими женщинами, а также был в с. Пермеево Ичалковского района, д. Раксажены Большеигнатовского района, в г. Сарове.

Небезынтересным для культуры Мордовии можно считать и тот факт, что выдающийся литературный критик В. Г. Белинский проявлял огромный интерес к мордовскому языку. В его замыслы входило составление «Мордовского словаря». Знание Белинским жизни и быта мордовского народа, несомненно, отразилось в высказываниях по национальному вопросу, позволило теоретически осмыслить эту сложнейшую проблему и образно выразить ее суть в своих статьях.

Глубокий интерес к жизни и культуре мордовского народа проявлял великий русский поэт А. С. Пушкин. Причина тому - близость родового имения Пушкиных с. Болдино, расположенного в трех километрах от эрзянского с. Пикшень Большеболдинского района Нижегородской области. В 1830 г. поэт впервые приехал в Болдино. Архивные данные Симбирской губернии дают возможность сделать вывод о том, что А. С. Пушкин проезжал через Мордовский край. О пребывании Пушкина на территории нынешней Мордовии, в Большеигнатовском и Ардатовском районах, сохранилось множество воспоминаний. Рукою Пушкина сделана запись на мокшанском языке: «Оцюм кайбас, бог». Пушкин интересовался мифологией и эпическими сказаниями мордовского народа. В 8-ой главе «Истории Пугачева» он дает подробное описание пребывания Е. И. Пугачева в г. Саранске, показывает его встречу с местным населением.

Это очень важно знать читающей аудитории, учитывая то, что в Мордовии есть пушкинские места, где проживали и пребывали потомки и родственники великого поэта. Предания, бытующие в селах Большеигнатовского района, повествуют, что в период трехмесячного пребывания в Болдине Пушкин посещал соседние с его имением села Пикмень, Ракмазон, Чукалы, Селищи. Кроме того, сыновья А. С. Пушкина в 1854 г. приобрели у помещицы Суковкиной в Мордовской даче Ардатовского уезда Симбирской губернии 669 десятин земли и основали там новую деревню под названием Александровка. Предполагается, что название новой деревни братья дали в честь своего отца.

С мордовской землей было связано творчество С. А. Есенина. Поэт начал писать о мордве еще в годы своей юности. В стихотворении «В том краю, где желтая крапива» (1915) поэт явно намекает на то обстоятельство, что русские и мордва еще в условиях самодержавной России исторически слились в единую семью: «Затерялась Русь в мордве и чуди». Известно уважительно-любовное отношение поэта к мордве, которое особенно ярко проявилось в обобщении: «Край мой! Любимая Русь и Мордва»!

В том краю, где желтая крапива

И сухой плетень,

Приютились к вербам сиротливо

Избы деревень.

Там в полях, за синей гущей лога,

В зелени озер,

Пролегла песчаная дорога

До сибирских гор.

Затерялась Русь в Мордве и Чуди,

Нипочем ей страх.

И идут по той дороге люди,

Люди в кандалах.

Все они убийцы или воры,

Как судил им рок.

Полюбил я грустные их взоры

С впадинами щек.

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел

Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и медом от ос.

Край мой! Любимая Русь и Мордва!

Притчею мглы ты, как прежде, жива.

Нежно под трепетом ангельских крыл

Звонят кресты безымянных могил.

Многих ты, родина, ликом своим

Жгла и томила по шахтам сырым.

Много мечтает их, сильных и злых,

Выкусить ягоды персей твоих.

С мордовским краем также связано творчество Л. Н. Толстого. 4 сентября 1869 года Саранск посетил писатель Л. Н. Толстой, находясь в поездке из" Москвы в село Ильино, расположенное на берегу реки Суры. По преданию, записанному И. Д. Ворониным, в Саранске Толстой останавливался в доме купца Коровина "в номерах" (позднее гостиница "Россия") по Московской улице, а так же А. Мельникова-Печерского, М.Е.Салтыков-Щедринa и других писателей, произведения которых посвящены мордовскому краю.

Согласно русской литературной традиции образ уездного города формировался как целостная структура, организованная не иначе как социальная модель, сконструированная по законам бытия. Яркие образы уездного города создал выдающийся русский писатель-сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин. В 1866 г. он ревизовал казначейства в Саранске, Инсаре и Краснослободске. Характер проблем многих городов, в которых бывал писатель и которые послужили ему прототипами, совпадал, делал их типичными для всей русской провинции. Приметы городов и сел мордовского края мы находим в «Пошехонских рассказах», повести «Испорченные дети» и других.

Изучение литературной истории региона способствует более глубокому осмыслению культуры своего народа. Этому призвано помочь исследование особенностей края, исходя из представленности его в художественной литературе. Здесь материалом для изучения служат произведения писателей, в которых запечатлена жизнь региона в ее пространственной и культурной характеристиках, имеются наблюдения над повседневной жизнью людей. Такие тексты я использую на практических уроках дисциплины “Русский язык и культура речи ”(рассказы Горького “Знахарка”, “Ледоход”). Также использую тексты о Саранске, Республике.