Евгений базаров испытание любовью. Базаров и одинцова, испытание любовью. Вступительное слово учителя

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" был закончен в 1862 году. В этом произведении писатель затронул глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлел реальные жизненные конфликты, раскрыл суть идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов 19 века. Центральной фигурой романа является демократ-разночинец Евгений Базаров.

При первой встрече Базарова с остальными героями романа, автор представляет нам внешний вид молодого человека.Одежда, манеры и поведение героя говорят о его принадлежности к простому народу, и о том, что он гордится этим, и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства.Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Базаров - нигилист.Он экспериментатор,страстно увлечен наукой и медициной, работает не покладая рук.Базаров пренебрежительно относится к искусству и чувствам человека:" Рафаэль гроша ломанного не стоит". не признает красоты природы:" Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждает, что это всё "романтизм" или "вздор". Он считает, что любви нет, а есть только физиология или "потребности организма".

До встречи с Одинцовой, Базаров - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он отстаивает идеи нигилизма, спорил с Павлом Петровичем, признаваясь, что главная задача нигилистов - сломать всё старое, чтобы "место расчистить", а уж строить - это не их дело. обладая способностью влиять на других людей, он подавляет их своими знаниями, логикой и волей.

Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне, как он выражается "физиологически":" Это что за фигура? на остальных баб не похожа", "у нее такие плечи, каких я не видывал давно". Но по мере их близкого общения,Базаров уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание, и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Одинцова сама старалась выбирать темы для бесед, интересные Базарову, и поддерживала их, что не могло не влиять на взаимоотношения героев. Автор говорит о переменах, произошедших в герое так: "В Базарове, которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито, и не мог усидеть на месте, словно его что-то подмывало".

Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал:" в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе". Вызвав Базарова на откровенность, Одинцова отвергла его любовь. Он ей нравился: "Он поразил воображение Одинцовой: он занимал её, она много о нём думала". Но ей был дороже привычный уклад жизни и комфорт, чем мимолетное увлечение Евгением Базаровым.

Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису.Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Он уезжает к родителями из-за безделья, и для того, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его медицинской практике. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла,не сумев пройти испытание любовью.

Таким образом, Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. Мы видим это на примере судьбы Евгения Базарова.

И. С. Тургенев в каждом произведении испытывает героев любовью. Евгений Базаров не явился исключением. Любовная история помогает раскрыть образ главного героя наиболее полно.

Базаров знакомится с Анной Одинцовой на губернаторском балу, куда приезжает вместе с другом Аркадием. Видя ее, он говорит, что она «на остальных баб не похожа». Базарова отличает упрощенный, «анатомический» взгляд на женщин. Для героя они – всего лишь биологические объекты.

После того, как Одинцова зовет Базарова к себе в имение, он заинтересовывается ею и старается проводить с ней все свое время. Интерес к Одинцовой становится переломным в судьбе Базарова. Нигилизм, отрицающий любовь, сталкивается с реальной жизнью, в которой герой влюбляется, но все же пытается отрицать это чувство и подавить в себе. Однако реальность побеждает теорию, и Базаров влюбляется бесповоротно.

Одинцова же увлечена Базаровым, он ей любопытен. Однако, холодная и рассудительная, героиня пугается потерять ту спокойную и комфортную жизнь, которую так ценила. Ведь страстная любовь Базарова однозначно привела бы в диссонанс размеренную жизнь Одинцовой. Испуг и нежелание менять свою жизнь становится причиной несостоявшейся любви героев.

Когда Базаров объясняется с Анной и признается ей в своих чувствах, она отказывает ему. Это сильно влияет на душевное состояние героя. Испытание любовью становится для Базарова роковым. Все его убеждения ломаются, он постоянно думает об Одинцовой. И вот, переживая внутренние терзания, герой принимает решение лечить мужика от тифа. Это приводит его к заражению. Чувствуя приближающуюся смерть, Базаров хочет проститься со своей возлюбленной. Автор описывают этот эпизод не как встречу возлюбленных, а как встречу человека с умирающим родственником. Тургенев указывает на одну деталь: Одинцова даже не сняла перчатки, боясь заразиться. Скорее всего, любви по отношению к Базарову у нее и не было. Главный герой понимает, что сейчас ею движет только жалость к нему, а не любовь. В этом весь трагизм героя: он ломает все свои принципы ради женщины, которая не отвечает ему взаимностью.

Одинцова не способна на любовь. Это доказывает и эпилог романа: героиня выходит замуж по расчету.

Рассказав историю несостоявшейся любви Базарова и Одинцовой, автор показывает, что нельзя противиться человеческой природе. Он полностью развенчивает теорию нигилизма.

Тургенев дает возможность читателю поразмышлять над вопросом, что было бы, если бы любовь оказалась взаимной. Возможно, Евгений Базаров бы полностью отступил от теории нигилизма и полюбил бы жизнь такой, какой она есть. Но есть вариант, что он, разочаровавшись в любви, укрепил бы свои взгляды на жизнь.

Таким образом, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» продемонстрировал, что нигилист Базаров нуждается в любви. Его встреча с Анной Одинцовой показала, что он может искренне любить. Но его отношения с Одинцовой с самого начала были обречены. Они вспыхнули ярко, но завершились, даже не начав свое развитие.

Вариант 2

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой красной нитью проходят через сюжет романа. С первых страниц мы узнаем, что главный герой не верит в любовь, считает все романтическое и идеальное “белибердой”. С помощью любовной фабулы выражены интересные изменения, происходящие с убеждениями Евгения. Наклонности к нигилизму, внутренняя черствость теряют свою силу и власть над героем под воздействием чувств к Анне Сергеевне.

Первая встреча персонажей произошла на званом губернаторском балу, когда их общий знакомый, Аркадий Кирсанов, представил гостей друг другу. Евгений, как заметил Аркадий, сконфузился при знакомстве, но постарался скрыть это. Базаров уловил внезапно проснувшееся в нем чувство, но решил проигнорировать порыв эмоций.

Переломным моментом в сюжете послужило приглашение остановиться в поместье Одинцовых, адресованное Кирсанову и Базарову. В течение двухнедельного пребывания Анна и Евгений много времени проводили вместе: беседовали, гуляли в лесу. Именно тогда Базаров влюбляется. Тем не менее он пытается отвернуться от Анны Сергеевны, чтобы прервать мучительное чувство безответной любви.

Евгений держится уверенно в разговоре с Одинцовой, по-прежнему отрицает романтику и любовь, но наедине с самим собой герой не вправе утаить очевидного: в душе он романтик и этого не изменить. Внутренние переживания и конфликты не могли не повлиять на характер героя: он становится раздражительным, вспыльчивым и непредсказуемым. Не в силах больше сопротивляться, Базаров признается в любви, но Анна боится любви, она не готова идти на этот головокружительный шаг, который лишит ее жизнь покоя и размеренности. Одинцова отвергает его.

Любовная линия в романе не могла закончиться иначе. Во-первых, герои имеют противоположные мировоззрения. Базаров отвергает и презирает ценности, на которых выросла Одинцова. Одинцовская жизнь - это материальный достаток, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, комфорт и отсутствие забот. Евгений - выходец из народа, будущий лекарь, нигилист, самолюбивый, высокомерный и резкий человек. Ему чужда роскошь дворянской жизни, но он любит испытания, споры и трудности, чтобы лишний раз доказать самому себе превосходство его взглядов и идей над другими. Во-вторых, Тургенев заставляет героя пройти испытание любовью, чтобы показать, насколько далеки от реальности убеждения Базарова. Иван Сергеевич считает, что нигилизм противоестественен, он противоречит природе человека. Поэтому любовь меняет Евгения, разоружает его перед миром, выворачивает его душу наизнанку.

История любви Базарова и Одинцовой

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затрагивается множество важнейших вопросов, в актуальности которых невозможно усомниться и в наше время. Однако одним из важнейших аспектов произведения является тема испытание любовью героев, которая обнажает самые далёкие уголки человеческой души и попросту открывает глаза на наш мир – прекрасный, сложный и удивительный.

Один из главных героев произведения «Отцы и дети», Евгений Васильевич Базаров, славился своим рациональным отношением к жизни. Он был нигилистом, на первостепенное место возводил разум, а не чувства, буквально «жил» любимым делом – изучением медицины, и неоднократно скептически отзывался и о поэзии, и о романах, и вообще о чувственном аспекте человеческой жизни. Превыше всего Базаров оценивал разум, самодостаточность и целеустремлённость - всё то, из чего состояла его жизнь до встречи с Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна, обеспеченная вдова, притягивала внимание Базарова с самых первых минут знакомства. Красивая, статная, уверенная в себе женщина попросту не могла не заинтересовать Евгения Васильевича. Базаров влюбился. Полюбил так сильно и так трепетно, что даже разочаровался и в своих нигилистических взглядах, и в собственной системе ценностей вообще. К сожалению, со стороны Одинцовой симпатия не переросла ни в увлечение, ни в любовь. Героиня просто хотела спокойствия – комфортной и размеренной жизни, в которую Базаров со своими душевными терзаниями и влюблённостью просто никак не вписывался.

Возможно, если бы эта любовь оказалась взаимной, всё было бы иначе. Евгений Базаров полюбил бы жизнь такой, какой она является – без условностей, без вечного отрицания буквально всего на свете. А возможно, Базаров бы разочаровался и в любви, со временем вновь лишь сильнее укрепившись в нигилизме. Этого мы уже не узнаем.

Я полагаю, что испытание любовью, выпавшее на долю Евгения Васильевича Базарова, стало одним из наиболее значимых моментов в его жизни. Человек, всю жизнь уделявший внимание лишь разуму, его развитию и постижению, впервые открыл для себя другой, совершенно иррациональный мир – мир чувств, эмоций и душевных терзаний. Пожалуй, встреча с Анной Сергеевной и стала тем переломным моментом в жизни героя, после которого она словно разделилась на две части – часть «до» и часть «после». К сожалению, нам не удастся проследить за дальнейшим развитием Базарова, понаблюдать, какой жизненный путь ему бы предстояло пройти, если бы не скоропостижная смерть. В этом и заключается драма произведения, как и драма самой человеческой жизни – внезапное, такое несправедливое завершение.

  • Образ и характеристика Вити Фотография на которой меня нет Астафьева сочинение

    Основным персонажем произведения является маленький мальчик по имени Витя, от лица которого и ведется повествование рассказа.

  • Сочинение Преступление и наказание Достоевского

    На проблемы своего времени заботившие людей той эпохи, указывает Достоевский Ф.М. в своем произведении «Преступление и наказание». Уникальность этого произведения скрывается в том, что в нем человек стремится отыскать решение

  • Сочинение-рассуждение Человек и мир природы

    На планете Земля проживает около семи миллиардов человек. Не важно, живёшь ты в большом городе или в глухой деревушке, природа всё равно окружает тебя всю жизнь.

  • Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
    (И.С. Тургенев)

    Цели урока:

    • Обучающая - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений;
    • Воспитывающая - воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям;
    • Развивающая - развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное.

    Ход урока

    Вступительное слово учителя.

    Говоря о «молодых прогрессистах», называющих себя учениками Базарова и последователями нигилистического учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по отношению к тем, кого он не уважает, кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только для характеристики главного героя: они по-своему характеризуютизбранную теорию, доводят до абсурда идеи Базарова, выявляя все негативныестороны вульгарного материализмаи нигилизма.

    Образы Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения нигилизма: что-то в нем сеть привлекательное для таких пустых и поверхностных последователей. Ситников и Кукшина воплощают собой тип людей, известных ещё со времен Грибоедова, превращающих идеи в болтовню (вспомните...кого? - Репетилова). Базаров и ведетсебя с ними презрительноименно потому, что понимает это, своим презрением подчеркивая их истинную ценность.

    – В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им Ситникова? (Когда беседует с Одинцовой в гостинице, «развалясь в кресле не хуже Ситникова»)

    – Чем вызвано это сходство? (Уверенный в себе, «самоломанный» Базаров смущен, сконфужен, взволнован красотой Одинцовой и прикрывает это смущение развязностью, неестественной для него)

    – Кто же такая Одинцова, так подействовавшая на Базарова? (обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе)

    – Почему Тургенев «заставляет» её остановиться в дверях зала? (Обращаем внимание на раму, которую образует дверной проём)

    – А какие отзывы о ней мы слышим из уст Базарова? (19 глава: «Эта госпожа – ой-ой-ой», «У ней такие плечи, каких я не видывал давно», «На остальных баб не похожа» и др.)

    – Как реагирует Аркадий на эти выражения своего друга? («Аркадия покоробило от цинизма Базарова»)

    – Чем вызван этот цинизм? Это признак нарушенного душевного равновесия. Вспомним высказанное Базаровым мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество…». А что же происходит теперь? После встречи с Одинцовой «он с негодованием сознавал романтика в самом себе»; видел в выражении её лица «что-то особенное» (17 глава). Может быть, он потому отрицал любовь, что не знал её? С момента встречи Базарова с Одинцовой конфликт из внешнего (Базаров и Павел Кирсанов) становится внутренним, переносится в душу героя. Любовь, поселившаяся в душе, ставит под сомнение его идеи, а Базаров понимает это как отступничество, как слабость, поэтому и ведет с самим собой борьбу («топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком»), поэтому и стыдится Аркадия.

    – А что же Одинцова? («Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала». «…его появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала…»).

    – Вспомним, каков образ жизни Одинцовой (16 глава): её жизнь скучна, однообразна, спокойна, монотонна, а в Базарове «она видела … что-то новое». «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать». Чем же закончилось первое испытание Базарова – любовное свидание? (Ничем. Базаров продолжает бороться, не слышит Одинцову, заглушает в себе голос чувства (примеры из текста главы), не замечает открытого окна ).

    – Открытое окно – символ готовности сердца и души к чувству, к любви. Один из прибалтийских поэтов XX века, Ян Грот, написал:

    Полуоткрытое окно
    ты для меня не отворяешь,
    Не говоришь мне:
    «Вот оно,
    Все то,
    О чем ты так мечтаешь!»
    И облаком волос своих
    Меня окутать
    Ты не хочешь.
    В глазах,
    Как солнце, золотых
    Лучи не блещут мне
    Средь ночи…
    Жизнь стала бременем давно.
    Полуоткрытое окно.

    В романе Л. Толстого «Война и мир» мы узнаем, как князь Андрей случайно через открытое окно слышит разговор Наташи и Сони, и это вызывает в нем бурю чувств, желание изменить свою жизнь, возрождает его к прежней активной деятельности.

    Испытание для Базарова продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь оказывается сильнее. Однако в этот раз окно закрыто! Только раз выпадает влюблённым день, «когда у них всё получается» (Е. Шварц), и этот день прошёл. Чувства Базарова уже не встречают ответа.

    (Чтение эпизода объяснения в любви из 18 главы)

    – Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по её инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела признания от Базарова? Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым: она ходит по комнате, «изредка останавливаясь то перед окном, то перед зеркалом».

    (Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, в зеркале же мы видим себя, рассматриваем себя, думаем о себе. В романе «Война и мир» княжна Марья смотрит в зеркало, пытаясь увидеть в нём свой «кроткий, спокойный и проницательный взгляд», о котором пишет ей в письме Жюли Карагина. Но зеркало отражает «некрасивое, слабое тело и худое лицо». Княжна Марья принимает слова Жюли за лесть, но это не так. Княжна не видит «больших, лучистых, глубоких» глаз потому, что такими они бывали, «когда она не думала о себе». А глядя в зеркало, мы думаем именно о себе: «Как и у всех людей, лицо её принимало натянуто-неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало»).

    – Что же выбирает Одинцова? (Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете» То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)

    – Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это ипобеда: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, онначинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшемона неплохо пристроит сестру, да исама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце».

    В этом произведении И.С. Тургенева мужчина и женщина словно меняются местами. Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда ибескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.

    Литература:

      1. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
      2. Тургенев И.С. Избранные сочинения - М.: Худож. лит., 1987. (Б-ка учителя)
      3. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 12 томах. Том 3. – М.: Правда, 1987.
      4. Библиотека всемирной литературы. Советская поэзия. Том 1. – М.: Худож. лит., 1977.

    Тема: Испытание любовью

    (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

    Цели урока:

    образовательные

      выявить понимание обучающимися внутреннего мира главного героя и особенностей его отношения к любви;

    развивающие

      продолжить формирование умений анализировать художественный текст;

    аргументировано доказывать собственное суждение;

    воспитательные

    Методы работы на уроке:

      репродуктивный;

      частично-поисковый;

      эвристический.

    Материально-техническое оснащение:

      компьютер;

      мультимедийный проектор;

      презентация «Испытание любовью»

      фрагмент видеофильма “Отцы и дети”(1958)

      тетради по литературе;

    Тип урока: урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

    Педагогическая технология: технология проблемного обучения.

    Формы организации учебной деятельности:

      фронтальная;

      парная;

      индивидуальная.

    ХОД УРОКА

    I . Организационный момент

    Сегодня на уроке мы продолжаем изучать и анализировать роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду: Это сильнее смерти и страха смерти . Только этим держится и движется жизнь (И.С. Тургенев). Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока – «Испытание любовью». Записываем. Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев). Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.

    II . Актуализация знаний

    Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем небольшой тест.

    Тест по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

    1.Кто из персонажей романа «Отцы и дети» прямо не участвует в действии?

    А. Фенечка

    Б. Катя

    В.Одинцова

    Г. княгиня Р.

    2.Основой конфликта романа Тургенева является:

    А. Ссора между Базаровым и Кирсановым П. П.

    Б. Конфликт между Базаровым и Николаем Петровичем.

    В. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

    Г. Борьба между монархистами и народом.

    3. Кого из героев романа называют «нигилистом»?

    А. Е. Базарова. В. Николая Петровича.

    Б. Аркадия Кирсанова. Г. Другого персонажа.

    4. Какова будущая специальность Е. Базарова?

    А. Революционер. В. Дипломат.

    Б. Врач. Г. Банкир.

    5. Кто был главным оппонентом в спорах Е. Базарова?

    А. Кукшина. В. Одинцова.

    Б. Павел Петрович. Г. Аркадий.

    6. Кому принадлежат слова: «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет»?

    А. Аркадию Кирсанову. В. Е. Базарову.

    Б. Н. П. Кирсанову. Г. П. П. Кирсанову.

    7. Какой момент в биографии Базарова был переломным в осознании им своей личности?

    А. Знакомство с Фенечкой. В. Разрыв Аркадием.

    Б. Спор с П. Кирсановым. Г. Любовь к Одинцовой.

    III . Введение проблемной ситуации

    Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”.

    Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

    Сегодня мы поговорим о том, как любовь воздействует на человека. Нам предстоит раскрыть отношения героев друг к другу, понять причину перемен, происходящих в душе Базарова, проследить, как герой проходит испытание любовью.

    Проблемный вопрос

    IV . Выдвижение гипотезы

    Ответы обучающихся:

    1) В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает п роверку любовью. Базаров пожертвовал всем ради любви, не убежал от своего страстного чувства и не отверг даже на смертном одре.

    2) Выдержал ли Базаров испытание любовью? И да, и нет. Любовь в нем победила отрицание, но, победив, сломала , покачнула уверенность, лишила желания жить.

    Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему? Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

    Обращение к информационным листам с цитатами из текста.

    Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

    Мы с тобой те же лягушки… Разве у лягушек есть любовь? И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

    Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

    Аналитическая беседа по вопросам.

    Вопросы:

    1) Как относится Базаров к чувству любви между мужчиной и женщиной?

    У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила.

    2) С каким из утверждений Базарова вы бы согласились и почему?

    На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

    Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

    3) Что это за встреча? Кто эта женщина?

    Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

    4) Где Базаров впервые видит Одинцову?

    Впервые она появляется на балу у губернатора.

    5) Давайте обратимся к портрету героини и попытаемся выделить главные черты её облика.

    Работа по тексту

    (Обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе, гордости и даже высокомерия):

    Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

    Одинцовой пошел двадцать девятый год, но в ее присутствии Аркадий чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница лет между ними была гораздо значительнее. Нос у неё был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист; Аркадий решил, что он еще никогда не встречал такой прелестной женщины. Звук ее голоса не выходил у него из ушей, и движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время. Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, но спокойствие Одинцовой сообщилось и ему. Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер. Сама она говорила мало, но знание жизни сказывалось в ее словах; по иным ее замечаниям Аркадий заключил, что эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое...

    V . Проверка гипотезы

    Задание группе. Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

    Сообщение обучающегося

    Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

    Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

    6) Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, ведет себя цинично. Меняется ли его отношение к ней впоследствии?

    Тургеневский герой, отвергающий отношения мужчины и женщины, попадает в сети любви.

    Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

    Вспомните. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр» Так оценил Базаров прекрасный экземпляр той же лягушки: Одинцову

    Цинизм – конфуз – испуг – стремление понравиться - интерес – мучительное чувство.

    Цинизм – конфуз – интерес – стремление понравиться – испуг - мучительное чувство (правильно)

    Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

    С приезда в поместье Одинцовой начинается смятённость Базарова. Про себя он замечает: “Какой я смирненький стал”. За это время, проведённое в имении Одинцовой, Базаров изменился: “…что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…”

    Обращение к информационным листам. Работа по тексту:

    Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

    Сердце у него действительно так и рвалось”.

    Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

    8) Как вы думаете, что же поселилось в душе, в сердце Базарова? (Евгений не может уехать, он полюбил. Трудно бороться с самим собой, но он таит свою любовь, мечтает о нежности)

    Не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

    9) Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви? ( Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой)

    Задание группе:

    Обратимся к сцене признания (глава 16). Просмотр эпизода (проектор)

    10) Как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием? ( С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать)

    11) Почему Одинцова решила “не шутить”? (Анна Сергеевна испугалась. Она уже всё испытала в жизни. Грубость, необузданность Базарова её страшили. Одинцова привыкла к спокойной размеренной жизни. Даже заметила, что боится Евгения. Одинцова выбирает комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: то равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)

    12) Кто виноват в том, что любовь не состоялась? (Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты” и спокойно отступила.)

    Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.

    13) Скажите, когда происходит последняя встреча с Одинцовой? Как прошло испытание? Как ведет себя Базаров? (Он решителен, мужествен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться. Он просит задуть свечу и подарить прощальный поцелуй.)

    Обращение к тексту. Зачитывание эпизода «Одинцова у постели умирающего Базарова):

    Сколько страдания испытывает Базаров при последнем визите Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему.

    VI . Систематизация знаний и умений

    Напоминание проблемного вопроса:

    Выдерживает ли Базаров испытание любовью? Как заканчивается для Базарова это испытание?

    Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью?

    (Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение.

    Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам.

    Во-вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.

    Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце»)

    Вывод

    Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Любовь помогла пересмотреть Базарову свои взгляды. В любовном конфликте он выглядит крупной личностью. Автор отражает его глубокие психологические переживания. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоизмом женщины, но его чувства к ней и разрыв трагичны для него. Одинцова помогла герою открыть в самом себе тайники, о которых он даже не подозревал. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким: не боящимся, умеющим любить.

    VII . Домашнее задание

    -Написать сочинение-миниатюру Базаров умирает нигилистом, преодолевшим кризис «веры» или романтиком?

    -Доскажите судьбы героев романа

    VIII . Рефлексия

    Подводя итоги, необходимо выбрать слова, которыми мы можем оценить наш урок. Пусть каждый из вас в листе-тесте под №8 напишет цифру, название которого отражает ваше сегодняшнее отношение к занятию:

      интересно, познавательно;

      жизненно, полезно;

      скучно, посредственно;

      трудно, утомительно.

    Sine ira et studio P.C. Tacitus
    (Без гнева и пристрастия П. К. Тацит)

    В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего характера и идей, Тургенев помещает в жизненные обстоятельства, требующие характера и применения идей на практике — для преодоления конкретных жизненных препятствий. При этом ни в одном из тургеневских произведений обстоятельства «испытания любовью» не повторяются.

    Так, Дмитрия Рудина в одноимённом романе (1855) полюбила замечательная девушка Наталья Ласунская. Она первая признаётся в любви, и тут Рудин, который и сам влюблён, отступает. Он не уверен, что сможет устроить достойную жизнь для Натальи, боится взять на себя ответственность за её судьбу, поэтому советует ей покориться воле матери-аристократки, которая никогда не согласится на брак своей дочери и нищего философа Рудина. «Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах...» (IX), — подводит итог возвышенным рудинским призывам Наталья. Сцена последнего объяснения у заброшенного пруда доказывает жизненную несостоятельность Рудина, прекрасного оратора и неуверенного в себе, беспомощного в реальных обстоятельствах человека.

    Фёдор Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо» (1858) изображён зрелым человеком, много повидавшим (Россию и Францию, столицы и провинцию), много передумавшим (идеи западников и славянофилов, отношения дворянства и народа), много пережившим (любовь к жене и её измену). Лаврецкий знакомится с Лизой Калитиной, отличающейся необыкновенной душевной и нравственной чуткостью. Он влюбляется в Лизу сначала безнадёжно, а после известия о смерти жены начинает мечтать о личном счастье. Но внезапный приезд жены (известие о её смерти оказалось ложным) разбивает все его надежды. Герой и не пытается что-нибудь предпринять в сложившейся ситуации, сразу смиряется со своей трагической судьбой, о чём свидетельствует последнее свидание-прощание главных героев (ХLII). Лиза уходит в монастырь, а Лаврецкий остаётся одиноким, неприкаянным человеком.

    Главным героем романа «Накануне» (1859) становится бедный студент Московского университета, болгарин по национальности Дмитрий Инсаров, человек с сильным характером, целеустремлённый, воодушевлённый великой идеей борьбы за свободу родины. Этот герой противостоит «грызунам, гамлетикам, самоедам» — русским дворянам-интеллигентам, героям первых романов Тургенева. В Инсарова влюбляется молодая дворянка Елена Стахова, покорённая героической личностью болгарина, его страстной любовью и одновременно гордой скромностью, уверенностью в себе (чего не было в Лаврецком), отсутствием позёрства (чем грешил Рудин). В сцене объяснения в любви Инсаров заявляет, что не может отказаться от главной цели своей жизни — борьбы за освобождение Болгарии от турецкого ига, но Елена, одобряя эту высокую и благородную цель, готова разделить вместе с ним все трудности опасной героической борьбы (XVIII). Так Инсаров и Елена находят счастье, не противопоставляя свою любовь другой важной цели — борьбе за свободу Болгарии.

    Итак, главные герои рассмотренных романов Тургенева, кроме болгарского патриота Инсарова, «испытание любовью» не прошли. Что же в этом отношении можно сказать о Базарове?

    До встречи с Одинцовой Базаров вообще плохо понимал, что такое любовь. Услышав от Аркадия историю Павла Петровича и княгини Р., молодой нигилист язвительно вопрошает: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. (...) Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII). Иными словами, в любви он предполагает чистую физиологию, а духовную близость, сердечное влечение влюблённых друг к другу отрицает. Пока в женщинах его привлекает только внешняя красота. Встретив в саду Фенечку, он сразу спрашивает у Аркадия: «Кто это? Какая хорошенькая!» (IX); услышав от Ситникова об эмансипе Кукшиной, уточняет: «Хорошенькая она?» (XII); разглядев на балу красавицу Одинцову, резюмирует своё впечатление: «Кто бы она ни была — просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у неё такие плечи, каких я не видывал давно» (XIV).

    Но вот, прожив две недели в усадьбе Одинцовой, он чувствует, что влюбился не на шутку, причём теперь он оценил не только красивые плечи, но и сильный характер, тактичное поведение, интеллект, заботу о младшей сестре Кате, то есть душевные качества Анны Сергеевны. Он, вопреки своим теоретическим убеждениям, поддался тому самому романтическому чувству любви, которое «называл белибердой, непростительной дурью» (XVII). Отказаться от прежних взглядов на любовь гордому, самоуверенному Базарову нелегко, но молодой нигилист недолго носился со своей обидой на жизнь, которая опровергла его убеждения насчёт любви. «Идеальная» (то есть духовная) любовь существует, и Базаров, не тратя много времени на романтические колебания и бесплодные томления (как это делали влюблённые герои предыдущих произведений Тургенева), объясняется Одинцовой в любви. Так, благодаря своей решительности, Базаров достойно выдержал первое, но не главное «испытание любовью».

    Всё намеченное он исполняет. Думается, не случайно Аркадий выслушивает следующее рассуждение Базарова: « ...по-моему — лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. (...) Мужчине некогда заниматься такими пустяками» (XIX). Погостив с Аркадием три дня у родителей, Базаров возвращается в Марьино, где оставил «все свои препараты» (XXI) и где без помех может продолжить своё настоящее дело — исследовательские опыты. Там же молодой нигилист пытается «добиться толку» (XVII) от Фенечки, которая была с ним ласкова и показалась ему простой и нетребовательной в амурных делах. Однако и здесь он ошибся: поцелуй в беседке оскорбил Фенечку: «"Грешно вам, Евгений Васильевич", — шепнула она уходя. Неподдельный упрёк слышался в её шёпоте. Базаров вспомнил другую недавнюю сцену, и совестно ему стало, и презрительно досадно» (XXIII).

    Чтобы победить свою несчастную любовь, герою нужна не только личная решимость, но и время, которое, как известно, лечит всё. А Тургенев не даёт молодому нигилисту времени: примерно через месяц после объяснения с Одинцовой Базаров заражается трупным ядом и, проболев неделю, умирает. Только разобравшись в обстоятельствах болезни героя, можно решить, выдержал Базаров «испытание любовью» или нет. Если при вскрытии тифозного трупа герой порезался случайно, то логично предположить, что он мог бы перебороть в душе любовь к Анне Сергеевне, не «киснуть» до конца жизни, как Павел Петрович, а заняться более важным делом, к которому себя готовил. Поскольку он имел душевные силы сопротивляться смертельной болезни, постольку и несчастную любовь сумел бы со временем победить.

    Но в обстоятельствах заражения Базарова есть странные детали. Герой порезался, хотя постоянно препарировал лягушек и, следовательно, поддерживал свои хирургические навыки. Кроме того, когда у уездного лекаря не оказалось адского камня, Базаров почему-то не воспользовался другим спасительным средством — не прижёг порез железом. Возникает подозрение, что герой сознательно заразился и предпочёл умереть, чтобы не терзаться душевными муками из-за безответной любви. Стало быть, он не выдержал «испытание любовью».

    Итак, в «Отцах и детях» Тургенев применил свой любимый сюжетный ход — раскрытие характера героя (его нравственных и деловых качеств) через историю любви. Для литературных героев 30-40-х годов XIX века — «лишних людей» (именно к этому типу героев относятся Рудин и Лаврецкий) — «наука страсти нежной» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», 1, VIII) составляла главный, если не единственный, интерес в жизни. Для героев 60-х годов — «новых людей» — кроме любви, а иногда и помимо неё, в жизни существуют другие заманчивые цели: общественная и предпринимательская деятельность, наука, художественное творчество и т.д. Вопреки этим различиям прежних и современных героев, Тургенев склоняет Базарова, убеждённого демократа, перед «всесильной любовью». Писатель показывает даже, как романтическое чувство к прекрасной аристократке Одинцовой поколебало не только взгляды героя на любовь, ной его общественные и философские убеждения.

    Базаров уже засомневался, следует ли ему тратить силы на мужиков Филиппа или Сидора, которые когда-нибудь будут жить в белых избах, а о Базарове даже не вспомнят (XXI). Он начинает думать о смерти («Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может...» — XIX), о ничтожности человека («...часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет...» — там же).

    При всём том Тургенев понимал разницу между «лишними» и «новыми людьми», поэтому Базаров, в отличие от Рудина и Лаврецкого, пытается достойно выдержать «испытание любовью», победить свои романтические чувства, раз уж они безответные. Правда, пытается безуспешно, потому, может быть, что писатель дал герою слишком мало времени. Таким образом, Базаров в сравнении с прежними тургеневскими героями представлен более мужественным, волевым человеком, новее равно он трагически обречен, как, впрочем, и Инсаров, хотя последний безусловно выдержал своё «испытание любовью». Так проявилось сложное отношение автора к нигилисту Базарову — уважение его личных качеств и неприятие его общественной программы.