Ханс кристиан андерсен кратко. Ганс Христиан Андерсен. Будьте как дети

Биография Ганса Христиана Андерсена - тема этой статьи. Годы жизни этого великого писателя - 1805-1875. Ганс появился на свет в Оденсе, датском городе, расположенном на острове Фюн. Фото Андерсена Ганса Христиана представлено ниже.

Отец его был сапожником и мечтателем, больше всего любил мастерить различные игрушки. Он был слаб здоровьем и умер, когда Гансу исполнилось 9 лет. Мария, мать мальчика, работала прачкой. Нужда, которая наступила после смерти мужа, заставила эту женщину отдать сына на суконную фабрику в работники, после чего - на табачную, но здесь он в основном развлекал пением рабочих, а также разыгрывал сценки из Гольберга и Шекспира.

Первое появление на сцене

Ганс Христиан в подростковом возрасте много читал, расклеивал афиши и интересовался театром. В Оденсе летом 1918 года гастролировали актеры из города Копенгагена. Для массовых сцен были приглашены все желающие. Так Андерсен попал на сцену. Усердие его было отмечено, что вызвало у мальчика невероятные мечты и большие надежды.

На фото ниже - дом в Оденсе, в котором жил в детские годы будущий писатель.

Андерсен отправляется покорять Копенгаген, покровительство Сибони

Биография Ганса Христиана Андерсена продолжилась в Копенгагене. 14-летний театрал решил отправиться сюда и предстать перед балериной Шалль, примой местного театра. Он пел и танцевал перед ней. Прима посчитала, что это сумасшедший бродяга. Визит к директору также ничего не дал. Он нашел Андерсена чересчур худым и лишенным внешности, необходимой актеру (уже здесь намечалась написанная им в будущем сказка "Гадкий утенок"). Тогда Ганс отправился к певцу Сибони, которого ему удалось покорить своим пением. Была организована подписка в пользу Андерсена. Сибони стал давать ему уроки пения и музыки. Однако у Андерсена через полгода пропал голос, и певец предложил ему возвращаться домой.

Новые покровители и первый дебют

Ганс обладал невероятным упорством. Он смог найти новых покровителей - поэта Гульдберга, с братом которого он был знаком еще по Оденсу, и танцора Далена. Последний обучал мальчика танцам, а поэт - немецкому и датскому языкам. Ганс Христиан вскоре дебютировал на сцене местного королевского театра, в балете "Армида", исполнив незначительную роль 7-го тролля, которых было всего 8. Он также иногда пел в хоре воинов и пастухов.

Ганс, подружившись с библиотекарем, начал проводить большую часть своего времени среди книг, а также принялся сам сочинять стихи (украшая их без особого стеснения строфами из известных поэтов), после чего - трагедии ("Альфсоль", "Разбойники в Виссенберге"). Первым его редактором и читателем стал поэт Гульдберг.

Обучение в латинской школе и в университете, первые произведения

Театральной дирекции в конце концов удалось выхлопотать королевскую стипендию начинающему драматургу. Он также получил право обучаться бесплатно в латинской школе, где провел 5 лет. В 1828 году Андерсел сдал вступительные экзамены в университет Копенгагена. Он был к этому времени автором двух стихотворений, которые удалось опубликовать, - "Умирающее дитя" и "Вечер".

Из-под его пера через год появляется произведение "Путешествие пешком...", полное юмора и фантазии. В это же время на сцене театра Копенгагена ставится водевиль Андерсена "Любовь на Николаевой башне". Зрители благожелательно встретили эту постановку. Андерсен в 1830 году издает поэтический сборник, в который в качестве приложения была включена сказка "Мертвец".

Первая любовь

В это же время влюбляется писатель Ганс Христиан Андерсен. Сестра одного его университетского приятеля становится причиной ночных бессонниц Андерсена. Эта девушка происходила из бюргерской семьи с умеренными идеалами, в которой достаток ценился превыше всего. Нищий литератор родителям вовсе не пришелся по вкусу. К тому же мать его находилась в богадельне. Дело в том, что Мария после смерти своего второго мужа сильно сдала. Она начала выпивать, и соседи решили поместить женщину в дом призрения.

Путешествие по Германии и творческий кризис

Возлюбленная Андерсена отказала ему, отдав предпочтение сыну аптекаря. Для того чтобы вылечить Ганса от любви, Коллин, его состоятельный покровитель, отправил его в путешествие по Германии. Андерсен привез оттуда книгу "Теневые картины" (год создания - 1831), которую он написал под влиянием творения Гейне "Путевые картины". В этом произведении Ганса пока еще робко, но уже зазвучали сказочные мотивы.

Продолжим описывать жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена. Безденежье и творческий кризис заставили его приняться за составление либретто по произведениям В. Скотта, что очень не понравилось критике. Ему стали напоминать все чаще, что он - сын сапожника, и не следует заноситься. Андерсену в конце концов удалось вручить королю Дании вторую свою книгу стихов "Фантазии и эскизы". Он сопроводил свой подарок прошением о пособии для совершения заграничной поездки. Просьба была удовлетворена, и писатель в 1833 году отправился в Италию и Францию. В богадельне за время этого путешествия умерла его мать. Глаза ей закрыли чужие руки.

Встреча с Гейне

Андерсен в Париже встретился с Гейне, своим кумиром. Знакомство, правда, ограничилось несколькими прогулками по бульварам Парижа. Андерсен восхищался этим человеком как поэтом, однако отнесся настороженно к нему как к атеисту и вольнодумцу. В Париже Ганс начал писать драму в стихах "Агнета и Водяной", законченную в Италии.

Роман "Импровизатор"

Италия послужила сценой действия для написанного в 1935 году романа "Импровизатор". Он был переведен в 1844 году в России, получил рецензию самого В. Белинского. Правда, похвалы удостоились лишь итальянские пейзажи, блестяще написанные Андерсеном. Русский критик, можно сказать, раскусил главного героя, не подозревая при этом того, насколько тот биографичен. Ведь не "восторженный итальянец", а сам Ганс Христиан мучился зависимостью от меценатов, и именно он расстался "по недоразумению" со своей первой возлюбленной.

Вторая влюбленность

Со второй девушкой, которая тронула сердце Андерсена, - дочерью Коллина, его покровителя, также не вышло ничего, кроме братской любви. Сам Коллин покровительствовал ему охотно, но вовсе не желал заполучить поэта в зятья. Ведь Ганс Христиан Андерсен, творчество и положение которого интересовали лишь ценителей искусства, был человеком с весьма неустойчивым будущим. Поэтому для своей дочери заботливый отец выбрал адвоката.

Последняя попытка жениться

Еще одна женщина, на которой итальянский поэт из произведения "Импровизатор" решил жениться, также появилась в судьбе его автора. Это Иенни Линд, певица, которую называли "шведским соловьем". Познакомились они в 1843 году, в котором появилась на свет сказка "Соловей".

Знакомство это состоялось во время гастролей певицы в Дании. Слово "любовь" вновь замелькало в дневнике Андерсена, однако дело не дошло до устных объяснений. Иенни на прощальном банкете произнесла тост в честь писателя, предложив ему стать ее "братом". На этом закончил свои попытки жениться Ганс Христиан Андерсен, творчество и биография которого нас интересуют. Видимо, он опасался, что Мадонна накажет его за "светскую дорогу жизни". Личная жизнь Ганса Христиана Андерсена, к сожалению, не сложилась.

Первые сказки

Еще один роман вышел после "Импровизатора" - "Только скрипач" (в 1837 году). Между двумя романами появились 2 выпуска "Сказок, рассказанных детям". Никто не обратил внимания в то время на эти произведения, которые создал Ганс Христиан Андерсен. Биография для детей и взрослых интересующего нас писателя, однако, не должна упускать этот важный момент. Вскоре появился на свет и третий выпуск. В сборники вошли ставшие классикой сказки: "Русалочка", "Принцесса на горошине", "Огниво", "Новое платье короля" и другие.

Творческий расцвет

На конец 30-х, а также 40-е годы пришелся творческий расцвет Андерсена. Появились такие его шедевры, как "Стойкий оловянный солдатик" (написан в 1838 году), "Гадкий утенок" и "Соловей" (в 1843), "Снежная королева" (в 1844 году), в следующем - "Девочка со спичками", затем - "Тень" (1847 год) и другие.

Андерсен в это время вновь посетил Париж (в 1843 году), где встретился вновь с Гейне. Тот приветствовал его уже как равного, был в восторге от сказок Андерсена. Ганс стал европейской знаменитостью. Он стал называть с тех пор сборники своих произведений "Новыми сказками", подчеркивая тем самым то, что они адресованы и детям, и взрослым.

В 1846 году создал автобиографию, названную "Сказкой моей жизни", Ганс Христиан Андерсен. Биография для детей и взрослых написана чистосердечно и откровенно. О себе Андерсен очень трогательно рассказал в третьем лице, будто создавая очередную сказку. И действительно, слава пришла к этому писателю сказочным непредусмотренным путем.

Два любопытных эпизода из жизни Андерсена

Биография Ганса Христиана Андерсена отмечена одним забавным случаем. Он произошел в 1847 году, во время путешествия Ганса в Англию. Писатель, осмотрев старинный замок, решил оставить свой автограф в книге посетителей. Вдруг к его спутнику, важному пожилому банкиру, обратился привратник, посчитав, что это Андерсен. Узнав, что ошибся, привратник воскликнул: "Такой молодой? А я думал, что писатели лишь к старости становятся знаменитыми".

Англия подарила еще одну приятную встречу датскому сказочнику. Он познакомился здесь с Диккенсом, автором "Сверчка на печи" и "Оливера Твиста", которых он очень любил. Выяснилось, что Диккенс любит сказки и рассказы Ганса Христиана Андерсена. Поскольку писатели не знали языков друг друга, они изъяснялись жестами. Растроганный Диккенс на прощание долго махал платком Андерсену с пристани.

Завершение жизненного пути

В последнюю очередь, как это нередко бывает, признание к этому писателю пришло на родине. Скульптор показал ему проект: облепленный ребятишками со всех сторон Андерсен. Однако Ганс заявил, что сказки его адресованы и взрослым, а не только детям. Проект переделали.

Фото Андерсена Ганса Христиана, датированное июлем 1860 года, представлено ниже.

В 1875 году, 4 августа, несколько месяцев после юбилейных торжеств, во сне ушел из жизни великий сказочник. Этим событием завершилась биография Ганса Христиана Андерсена. Однако сказки его и память о нем продолжают жить и по сей день.

Андерсен Ганс Христиан — датский писатель. Мировую славу принесли ему сказки, в которых сочетаются романтика и реализм, фантазия и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре (<Огниво>), проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором (<Стойкий оловянный солдатик>, <Гадкий утенок>, <Русалочка>, <Снежная королева>), сказки осуждают общественное неравенство, эгоизм, корысть, самодовольство сильных мира сего (<Новое платье короля>).

Возмущение современников Андерсена вызывали сказки «Новое платье короля» и «Огниво». Критики усматривали в них отсутствие морали и уважения к высоким особам. Это, прежде всего, наблюдалось в той сцене, когда принцессу ночью собака приносит ночью в каморку к солдату. Современники считали, что сказки предназначены исключительно детям и не чувствовали своеобразия творческой манеры датского писателя.

Впрочем, современники знали, в отличие от многих из нас, не только Андерсена-сказочника. Творческое наследие Андерсена значительно обширнее: 5 романов и повесть «Счастливчик Пер», более 20 пьес, бесчисленное множество стихотворений, 5 книг путевых очерков, мемуары «Сказка моей жизни», обширная переписка, дневники. И все эти разножанровые произведения по-своему способствовали созданию оригинальной литературной сказки Андерсена, о которой норвежский писатель Бьернстьерне Мартинус Бьернсон справедливо заметил, что в ней «есть и драма, и роман, и философия.

Биография Ганса Христиана Андерсена

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в небольшом городке Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, его мать — Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833) тоже происходила из бедной семьи: в детстве ей даже приходилось просить милостыню, работала прачкой и после смерти была похоронена на кладбище для бедных.

В Дании есть легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII, который, по словам Андерсена, был его единственным другом. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась до самой смерти последнего. Убедительность этой легенде придает тот факт, что кроме родственников только Ганс Христиан Андерсен был допущен к королевскому гробу. Однако, не стоит забывать, что к тому времени, Андерсен из сына башмачника превратился в символ и гордость Дании.

А причиной этой фантазии стали рассказы отца мальчика, что он — родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли. Ганс рос утонченно-нервным, эмоциональным и восприимчивым. Обычная школа, где в те времена практиковались физические наказания вызывала у него только страх и неприязнь. По этой причине родители отдали его в еврейскую школу, где подобных наказаний не было. Отсюда навсегда сохранившаяся связь Андерсена с еврейским народом и знание его традиций и культуры; он написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы — на русский язык они не переводились.

В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике.

В возрасте 14 лет Андерсен уехал в Копенгаген: он мечтал попасть в театр. Видел ли он себя знаменитым артистом или режиссером, что грезилось ему во снах, знал только тот долговязый мальчишка, неуклюжий как Гадкий Утенок из написанной им позже сказки. В жизни он готов был на самые маленькие роли. Но даже это далось с огромным трудом. Было все: и бесплодные походы по известным артистам, просьбы и даже нервные слезы. Наконец благодаря его настойчивости и приятному голосу, несмотря на нескладную фигуру, Ганс был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Длилось это недолго: возрастная ломка голоса лишила его возможности выступать на сцене.

Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Опыт был неудачен — книгу покупать не хотели. Точно также не захотели ставить и пьесу в театре, куда отправился юный Андерсен, все еще не потерявший надежды.

Но зато посочувствовавшие бедному и чувствительному юноше люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена, поэтому отношения с ними не складывались. Строгие правила тоже любви не вызывали, а критическое отношение ректора оставило такой неприятный осадок на всю жизнь, что однажды Андерсен написал, что видел его в кошмарах долгие годы.

В 1827 году Андерсен завершил учёбу, однако грамотой он так толком и не обладел: до конца жизни он делал множество грамматических ошибок.

В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года, когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие. Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки».

В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок». Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году, а 3-й - в 1845.

К этому времени он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе. В июне 1847 Андерсен впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи. Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист.

Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы на его памятнике, где первоначально сказочника должны были окружать дети, не было ни одного ребёнка.

Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 год. В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 и похоронен на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене.

Биография Ганса Христиана Андерсена (для детей)

Среди писателей Дании XIX в. наибольшую известность за пределами страны приобрел Ганс Христиан Андерсен. Он родился в провинциальном датском городке Оденсе, на острове Фюн. Отец писателя-сказочника был сапожником, мать – прачкой. В рассказе Андерсена «Пропащая» сынишка прачки в легонькой залатанной одежонке, обутый в тяжелые деревянные башмаки бежит к реке, где его мать, стоя по колено в ледяной воде, полощет чужое белье. Таким запомнилось Андерсену его детство.

Но и тогда ему выпадали радостные, драгоценные минуты, когда отец читал сыну удивительные сказки из «Тысячи и одной ночи», мудрые басни, веселые комедии, а мать, бабушка или старухи соседки рассказывали по вечерам изумительные народные сказки, которые через много лет Андерсен по-своему пересказал детям. Учился Ганс Христиан в школе для бедных, участвовал в самодеятельном кукольном театре, где импровизировал забавные сценки, переплетая жизненные наблюдения с ребячьим вымыслом.

Рано умер отец, и маленькому мальчику пришлось работать на швейной фабрике. В четырнадцать лет Андерсен с узелком в руке и с десятью монетами в кармане пришел пешком в столицу Дании – Копенгаген. Он принес с собой тетрадку, куда с чудовищными орфографическими ошибками записывал крупными буквами свои первые сочинения. Только в семнадцать лет ему снова удалось сесть за парту рядом с маленькими мальчиками, чтобы продолжить образование. Пять лет спустя Андерсен стал студентом Копенгагенского университета.

Бедность, голод, унижения не помешали ему писать стихи, комедии, драмы. В 1831 г. Андерсен создал первую сказку, а начиная с 1835 г. он почти ежегодно дарил детям к Новому году сборники удивительных сказок.

Андерсен много путешествовал. Он подолгу жил в Германии, не раз бывал в Италии, посетил Англию, Францию, Испанию, Португалию, Грецию, Турцию, даже Африку. Он дружил со многими поэтами, писателями, композиторами.

С Гансом Христианом Андерсеном мы часто встречаемся в его сказках. Мы узнаем его и в том студенте из сказки «Цветы маленькой Иды», который умел рассказывать чудеснейшие истории и вырезать из бумаги великолепные дворцы и затейливые фигурки; и в волшебнике Оле-Лукое; и в веселом человеке из сказки «Ель», который, сидя под елкой, рассказывал детям про удачливого Клумпе-Думпе; и в одиноком старичке из сказки «Бузинная матушка», про которого говорили, что, до чего он ни дотронется, на что ни взглянет, из всего выходит у него сказка. Так и Андерсен умел любую мелочь превратить в сказку, и для этого ему не была нужна волшебная палочка.

Андерсен горячо любил простых, трудолюбивых людей, сочувствовал бедным и несправедливо обиженным: Маленькому Клаусу, пахавшему свое поле только по воскресеньям, потому что шесть дней в неделю он работал на поле Большого Клауса; бедной женщине, которая жила на чердаке и каждое утро уходила топить печи в чужих домах, оставив дома больную дочку; садовнику Ларсену, выращивавшему для своих спесивых господ удивительные плоды и цветы. Андерсен ненавидел всех тех, кто считает, что за деньги можно купить все, что в мире ничего нет дороже богатства, и мечтал о счастье для всех людей с добрым сердцем и умелыми руками.

В сказочных историях Андерсена, словно в волшебном уменьшительном зеркале, отразились картины настоящей жизни буржуазной Дании прошлого века. Поэтому даже в его фантастических сказках так много глубокой жизненной правды.

Любимые герои Андерсена – это Соловей, певший звонко и сладостно, живший в зеленом лесу у моря; это Гадкий утенок, которого все обижают; Оловянный солдатик, всегда державшийся стойко, даже в темном брюхе большой рыбы.

В сказках Андерсена счастлив не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принес людям радость и надежду. Счастлив розовый куст, каждый день даривший миру новые розы, а не улитка, закупорившаяся в своей раковине («Улитка и розовый куст»). А из пяти горошин, выросших в одном стручке («Пятеро из одного стручка»), самой замечательной оказалась не та, которая раздобрела в затхлой воде водосточного желоба и гордилась тем, что скоро лопнет, а та, которая проросла в щели дощатого подоконника под чердачным окошком. Росток выпустил зеленые листочки, стебелек обвился вокруг бечевки, и однажды весенним утром распустился светло-розовый цветок… Жизнь этой горошины не прошла даром – каждый день зеленое растеньице приносило новую радость больной девочке.

Много лет прошло после смерти великого сказочника, а мы все еще слышим его живой мудрый голос.

Использованы материалы:
Википедия, Энциклопедия для детей

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (в некоторых источниках назван остров Фиония), в семье сапожника и прачки. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи»; наряду со сказками отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ганс Христиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных». С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли.

В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Позднее Андерсен работал на сигаретной фабрике.

В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ганс Христиан Андерсен отправился в Копенгаген. Первые три года в Копенгагене Андерсен связывает свою жизнь с театром: делает попытку стать актером, пишет трагедии и драмы. В 1822 году выходит пьеса «Солнце эльфов». Драма оказалась незрелым, слабым произведением, но привлекла внимание дирекции театра, с которым на то время сотрудничал начинающий автор. Совет директоров добился для Андерсена стипендии и права бесплатной учебы в гимназии. Семнадцатилетний юноша попадает во второй класс латинской школы и, невзирая на насмешки товарищей, заканчивает ее.

В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики. В 1829 году был опубликован его рассказ в фантастическом стиле «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». В 1835 году Андерсену приносят известность «Сказки». В 1839 и 1845 годах были написаны соответственно вторая и третья книги сказок.

Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист. В то же время он презирал свои сказки, принёсшие ему заслуженную славу. Тем не менее он продолжал писать всё новые и новые. Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 года.

В 1872 году писатель получил серьезные травмы в результате падения, от которых лечился в течение трех лет. В 1875 году, 4 августа, Ганс Христиан Андерсен скончался. Его похоронили в Копенгагене на кладбище Ассистэнс.

  • Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы с его памятника, где первоначально сказочника должны были окружать дети, убрали все детские фигуры.
  • У Андерсена был автограф А. С. Пушкина.
  • Сказку Г. Х. Андерсена «Новое платье короля» разместил в первом букваре Л. Н. Толстой.
  • У Андерсена есть сказка про Исаака Ньютона.
  • В сказке «Два брата» Г. Х. Андерсен писал про знаменитых братьев Ганса Христиана и Андерса Эрстед.
  • Название сказки «Оле-Лукойе» переводится как «Оле-Закрой глазки».
  • Андерсен уделял очень мало внимания своей внешности. Он постоянно гулял по улицам Копенгагена в старой шляпе и поношенном плаще. Однажды на улице его остановил один щеголь и спросил:
    «Скажите, эта жалкая штука у вас на голове называется шляпой?»
    На что последовал немедленный ответ:
    «А эта жалкая штука под вашей модной шляпой называется головой?»

Будьте как дети

«Моя жизнь прекрасная история, счастливая и полная инцидентов».

(Ганс Христиан Андерсен)

Известный датский сказочник Ганс (Ханс) Христиан Андерсен (1805-1875) родился в небольшом городке Оденсе, что располагается на острове Фюн. Семья будущего писателя была самая что ни на есть простонародная, отец Ханса Андерсена (1782-1816) зарабатывал на кусок хлеба сапожным делом, а мать Анна Мари (1775-1833) была прачкой. Материальное положение семьи было крайне скудным и вот в такой непростой обстановке рос и развивался маленький Ганс.

Мальчик, как, впрочем, все творческие личности, отличался обостренно-эмоциональным восприятием окружающей действительности, был мнительно-тревожным и достаточно нервозным человеком. Фобии преследовали его на протяжении всей жизни и порядком отравляли ее.

Андерсен очень опасался ограблений, потери документов, в частности, паспорта. Он панически боялся собак, а также смерти при пожаре. На последний случай, известный ныне датчанин, везде и всюду брал с собой веревку, которая могла бы помочь ему спастись из огненного плена.

Всю свою жизнь он мужественно терпел болезненные ощущения от нездоровых зубов, ибо полагал что с их количеством напрямую связана его творческая деятельность. А значит, терять их было попросту нельзя.

Еще один серьезный страх сказочника — страх быть отравленным. В связи с этим примечателен случай из биографии Андерсена. Однажды группа почитателей его таланта, собрала весьма немалую сумму на подарок. В качестве презента была заказана огромная коробка («самая большая в мире»), шоколадных конфет. Ганса Христиана настолько привел в панику этот гостинец, что он был немедленно перенаправлен ближайшим родственникам сказочника, племянницам.

Сочинять и фантазировать Андерсен любил буквально с самого раннего возраста. И, возможно, его стремление к выдумке подпитывалось и поощрялось со стороны деда Андерса Хансена. Большинство горожан Оденса, считали старика полусумасшедшим. Всему причиной служило странное, по мнению обывателей, увлечение деда вырезанием из дерева фантастических существ. Не они ли стали впоследствии прообразами многих героев сказок Ганса Христиана? Не они ли сподвигли будущего сказочника на написание мистических историй, известных ныне широкому кругу читателей всех возрастов?

К слову, не так давно среди архивных бумаг датского Оденса, местные историки нашли рукопись, названную «Сальная свеча». После проведения ряда исследований, специалистами была подтверждена подлинность и принадлежность перу Андерсена этого произведения. Предположительно, автор создал ее еще будучи школьником.

А вот сами школьные годы были, по мнению исследователей творческого пути Ганса Христиана, для него весьма непростыми. Школу мальчик не любил. Учился он очень посредственно и даже грамоту одолеть полностью не смог. Общеизвестный факт- писал сказочник до конца дней своих с грубейшими орфографическими и грамматическими ошибками. Но даже это не помешало Андерсену впоследствии обрести мировую известность.

Еще при жизни ему был установлен памятник, причем проект утверждал он лично. Первоначально, по задумке скульптора Огюста Сабё, Андерсен восседал в большом кресле в окружении маленьких детей. Но сказочник отверг эту идею. Поэтому Сабё пришлось спешно вносить коррективы в первоначальный проект. И сейчас в городе Копенгагене, на одной из площадей можно увидеть одобренный Гансом Христианом монумент.

Андерсен увековечен также в кресле, с книгой в руке, но в одиночестве. Однако, несмотря на неоднозначность личности известного датчанина, его творческое наследие до сих пор имеет огромную популярность среди читателей всех возрастов.


Творчество Ханса Кристиана Андерсена одно из самых значительных явлений в истории датской и мировой литературы XIХ века. Автор многочисленных произведений в различных жанрах, он достиг вершины в своих сказках, ибо необычайно велики гуманистическое, идейное и эстетическое значение этих сказок, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.
Сказки Андерсена - одно из значительнейших явлений мировой литературы XIX века. Они занимают важное место в истории национальной культуры Дании, так как писатель вложил в них глубокий конкретно-исторический смысл. В его произведениях дана широкая критика датского общества 20—70-х годов XIX века.
Сказки Андерсена дороги и понятны людям разных возрастов, разных эпох, разных стран. Они способствуют формированию детского сознания, воспитывают в духе демократизма. Глубокое философское содержание видят в них взрослые.
Необыкновенная, увлекательная фабула соединяется в сказках Андерсена с высокими нравственными идеалами, простодушная наивность переплетается с глубокой жизненной мудростью, реальная действительность - с вдохновенным поэтическим вымыслом, благодушный юмор - с тончайшей иронией и сарказмом. Удивительное смешение забавного и серьезного, смешного и печального, обыденного и чудесного составляет особенность стиля Андерсена. Его сказки, подлинно демократические по всему строю мыслей и чувств, проникнуты верой писателя-гуманиста в грядущее торжество социальной справедливости, в победу доброго, истинно человеческого начала над силами зла.
Жизнь Андерсена проходила в странствиях. Страной, явившейся в глазах путешественника земным воплощением Эдема, стала Италия. Действие многих его сказок и историй разворачивается в Италии или переносится туда («Дюймовочка», «Русалочка» и др.). Будучи в Германии, беседовал он с Якобом Гриммом. Сказки братьев Гримм повлияли на его творчество: следы влияния особенно отчетливы в сказках «Большой Клаус и Маленький Клаус», «Огниво», «Голубой огонь». Жанр сказки стал для Андерсена универсальной формой эстетического постижения действительности. Именно он ввел сказку в систему «высоких» жанров.
Основная часть наследия Андерсена — его сказки и истории (сборники: «Сказки, рассказанные детям», 1835—1842; «Новые сказки», 1843—1848; «Истории», 1852—1855; «Новые сказки и истории», 1858—1872), сделавшие его имя всемирно известным.
«Сказки, рассказанные детям» (1835—1842) основаны на переосмыслении народных мотивов («Огниво», «Дикие лебеди», «Свинопас» и др.), а «Истории, рассказанные детям» (1852) — на переосмыслении истории и современной действительности. При этом даже арабские, греческие, испанские и иные сюжеты обретали у Андерсена колорит датской народной жизни.
Пользуясь народными датскими сюжетами и создавая новые оригинальные сказки, Андерсен внес глубоко актуальное содержание в свои произведения, отразил в них сложные противоречия современной ему действительности («Маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля» (любимая сказка Льва Толстого), «Калоши счастья» и др.).
В ранних сказках Андерсен особенно близок фольклорным источникам. «В первом выпуске,- писал он в автобиографии,- находились сказки, слышанные мною в детстве; я же только записал их». Но в действительности дело не ограничилось простой записью. Писатель преобразовал каждый сюжет, подчиняя его своей собственной художественной манере. С первых же строк в произведении развертывается стремительное действие и перед глазами читателя возникает живой образ героя. Андерсен сознательно подчеркивал в народных сказочных сюжетах социальный подтекст, еще более усиливал присущий народному творчеству оптимизм. Когда лихой солдат из сказки «Огниво» одолел злого короля и его советников, «весь народ закричал: «Служивый, будь нашим королем и женись на прекрасной принцессе!»
Маленький Клаус благодаря природному уму и находчивости решительно расправляется со своим мучителем - жадным и завистливым богачом Большим Клаусом, и в тоне автора чувствуется удовлетворение («Маленький Клаус и Большой Клаус»).
Необыкновенная сила самоотверженной любви Элизы к своим братьям помогает ей выдержать все испытания и одержать победу над злыми чарами. При этом среди врагов доброй девушки мы видим не только сказочную королеву-колдунью, но и обыкновенного католического епископа («Дикие лебеди»).
Творческий расцвет Андерсена, сделавший его королем сказочников, пришелся на конец тридцатых и сороковые годы. Появляются такие шедевры, как "Стойкий оловянный солдатик" (1838), "Соловей", "Гадкий утенок" (обе - 1843), "Снежная королева" (1844), "Девочка со спичками" (1845), "Тень" (1847), "Мать" (1848) и другие.
Иногда сказки превращаются в целые повести, в которых фольклорная основа сочетается со свободным вымыслом. В «Снежной королеве», как и в других сказках, высокая нравственная идея вытекает из самого сюжета. В сердце маленького Кая попадает осколок дьявольского зеркала. «Отражаясь в нем, все великое и доброе казалось ничтожным и скверным, все злое и худое выглядело еще злее, и недостатки каждой вещи тотчас бросались в глаза». Но Герда не может оставить друга в беде. Чтобы освободить его от колдовства, она выдерживает немыслимые испытания, обходит босиком полсвета. И когда мальчик и девочка вернулись из холодной Лапландии в родной дом, они почувствовали себя совсем взрослыми.
Размышления о собственной необыкновенной судьбе определили характер многих героев Андерсена — маленьких, беззащитных в огромном мире, средь закоулков которого так легко затеряться. Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка, Герда, Трубочист, Ромашка — эти и другие герои воплощают авторский идеал мужества и веры в добро.
Всемирно известная сказка «Стойкий оловянный солдатик» - печальная история беззаветной любви одноногого оловянного солдатика к картонной танцовщице полна глубокого гуманистического смысла. Награда Стойкому оловянному солдатику — возможность взглянуть на прелестную танцовщицу и сгореть то ли от огня печки, то ли от любви; гибель обоих воспринимается не как трагедия, а как торжество любви. Эта сказка звучит как гимн человеческому достоинству и самоотверженности. Игрушки ведут себя, как люди, они наделяются разумом и чувствами.
Своеобразие замечательных сказок Андерсена заключается в том, что он, с одной стороны, необычайно очеловечил, приблизил к жизни самые фантастические персонажи своих произведений («Дюймовочка», «Русалочка»). С другой стороны, он придал фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям. Люди, игрушки, предметы домашнего обихода и т. д. становятся героями его произведений, переживают невиданные волшебные приключения («Бронзовый кабан», «Штопальная игла», «Воротничок» и т. д.).
Неувядаемую прелесть придают сказкам андерсеновский юмор и живой разговорный язык. Необычайно велика в них и роль рассказчика. Сказочник выработал свою манеру повествования — непосредственно-наивную, мягко-ироничную. Его рассказчик умеет любоваться всем тем, что нравится детям, оставаясь при этом взрослым. Рассказчик является носителем этического идеала Андерсена, выразителем его кредо, образцом его положительного героя. Он раскрывает бедственное положение народа и осуждает его поработителей, он обличает пороки светского общества.
Андерсен становился европейской знаменитостью: его сказки сдали экзамен на вечность в столице мировой культуры - Париже. С тех пор Андерсен стал называть свои сборники "Новые сказки", подчеркивая, что они адресованы не только детям, но и взрослым. Ведь именно взрослые оценили философскую сатиру "Нового платья короля" и "Тени", антиобывательский пафос "Дюймовочки", поднятые проблемы искусства в "Соловье".Действительно, сказки Андерсена многожанровы. Так, "Штопальная игла", "Жених и невеста", "Воротничок", "Свинья-копилка", "Истинная правда" близки к басне; "Старый дом", "Девочка со спичками" по сути новеллы; "Новое платье короля", "Снежная королева" - философские притчи.
Андерсен не берет на себя миссию морализатора, хотя его сказки и истории в высшей степени поучительны. Они развивают в читателе неизменную любовь к жизни, мудрость по отношению ко злу, формируют то гармоничное состояние духа, которое и является залогом счастья. Философия жизни выражается в словах сказочника: «Нет на свете такого человека, которому бы хоть раз в жизни не улыбнулось счастье. Только до поры до времени счастье это скрывается там, где его меньше всего ожидают найти».
В России сказки Андерсена появились в середине 40-х годов 19в. благодаря профессору Петербургского университета П. А. Плетневу, опубликовавшему первые переводы. Это были сказки «Лист», «Бронзовый кабан», «Роза с могилы Гомера», «Союз дружбы». И вот уже более столетия они наводят на размышления не только детей, но и взрослых. Их герои, сюжеты, положения подарили нам афоризмы и поговорки, метафоры и аллегории, темы и философские обобщения... Голый король ("А король-то голый!"), гадкий утенок, ставший прекрасным лебедем, принцесса на горошине, бедный Кай, верная Герда, бессердечная Снежная королева, стойкий оловянный солдатик, нежная Дюймовочка... - в нашей культуре они стали устойчивыми образами, которые можно встретить в самых разных текстах: художественных, публицистических, критических, научно-популярных. Андерсену, как никому в мире, удалось в сказке выразить целую философию жизни, оттого его книги сопровождают нас от колыбели до мудрых седин.