Игрок на губной гармошке как называется. Что же всё-таки приобрести. Устройство и звукоизвлечение

Губная гармоника (разг. «(губная) гармошка», харп (от англ. harmonica)) — распространённый язычковый духовой музыкальный инструмент. Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов, гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используются язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.
Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп, различные жанры народной музыки. Музыканта, играющего на губной гармонике, называют харпером (англ. harper).

Устройство и звукоизвлечение

Губная гармошка состоит из трех основных частей:

  • Корпус (гребенка, comb). Обычно его делают из дерева, пластика или, металла. Похож на расческу. Прорези в корпусе выполняют роль воздушных туннелей.
  • Плата с язычками (reed plates). Платы обычно производят из меди. На платах заклепками или сваркой закрепляются язычки. Платы крепятся к корпусу винтами или гвоздями (классический вариант). Плата с язычками на выдох располагается над корпусом, а на вдох — под корпусом.
  • Крышка (covers). Выполняют роль звукового резонатора. Без крышек гармошка будет звучать, но очень тихо, к тому же губы будут мешать язычкам свободно колебаться. Крышки крепятся на корпусе винтами или гвоздями. На верхней крышке обычно наносят номера отверстий. Возможно для тех, кто умеет читать губами. Высота звука у гармошки повышается слева направо (как на клавиатуре фортепьяно). Длинные язычки дают низкое звучание, короткие — высокое.

Воздушная струя, направленная в корпус или из него, проходит над язычками и заставляет их вибрировать. Однако звучание инструмента определяется не вибрацией язычков. Вы можете убедиться в этом, если снимите накладку и подцепите один из них. Вы услышите тоненький звук «пинь», не имеющий ничего общего со звучанием гармошки. На самом деле эффект создается тогда, когда вибрирующий язычок прерывает воздушную струю. По тому же самому принципу работает и сирена. Зазор между язычком и краями соответствующей прорези чрезвычайно мал, поэтому, когда язычок во время вибрации попадает в прорезь, проход для воздушной струи временно перекрывается. Когда язычок проходит прорезь в ту или другую сторону, путь для воздуха вновь остается открытым. Таким образом, звучание губной гармошки определяется колебаниями воздушной струи.

Язычки это не гитарные струны, звучание которых усиливает акустический резонатор. Скорее их можно сравнить с пружинами, которые заставляют вибрировать воздушную струю. Миниатюрная губная гармошка не обладает таким большим акустическим резонатором, как скрипка или гитара. В ней нет ничего, что может усилить звук, который создается исполнителем. Вот почему гармошка настолько зависит от возможностей музыканта.

Существует мнение, что звук этого инструмента во многом определяется материалом, из которого изготовлен корпус. Возможно так оно и есть, однако уловить эту разницу могут только очень опытные специалисты.

Выделяют следующие типы:

  • Хроматические губные гармоники
  • Диатонические губные гармоники
    • Блюзовые губные гармоники
    • Тремоло губные гармоники
    • Октавные губные гармоники
  • Оркестровые губные гармоники
    • Мелодические гармоники
    • Басовые губные гармоники
    • Аккордовые губные гармоники

История

По своей сути гармошка является духовым органом западного образца. С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году популярность этого инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармошки фирмы «Hohner» репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Непосредственным предком их любимого инструмента, как, впрочем, и всех остальных европейских язычковых инструментов, является восточный духовой орган.
Первая губная гармошка была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название «аура», представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По задумке автора его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.
Еще один уроженец Германии Христиан Месснер приобрел несколько изготовленных Бушманом «аур» и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом «мундэолины». Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл «сим-фониум».

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармошки с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika» или духовой орган.
В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармошек стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармошку в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармошек, которые позволяют исполнителю свободно самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка. Есть статистика, что в США на этом инструменте играют 40 миллионов человек, и еще 5 миллионов в Канаде.

Надо сказать, что губная гармошка или духовой орган на разных языках имеет разное название. По-немецки ее именуют «Mundharmonika», по-французски — «harmonica a bouche», по-итальянски — «armonica a bocca», по-испански «armonica», по-английски — «harmonica», «mouth organ», «French harp» или «harp».

Говорят, что своим названием губная гармошка обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Естественно, что другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно — «handharmonika» (ручная гармошка). Из-за похожего принципа действия духовой орган стали называть «mundharmonika» (губная гармошка).
Стремительному распространению гармошки по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: «1’Epatant» и «La Marseillaise» для Франции, «King George» и «Alliance Harp» для Англии, «El Centenario» для Мексики и даже гармошки на цепочках, для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов. Во время 1-й мировой войны различные организации снабжали гармошками немецких и английских солдат. Была даже такая модель «Kaiser Wilhelm».

Первые записи губной гармошки были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленку еще в 1894 году. В 30-е годы великая депрессия, а в 40-е — 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди черных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли «Сонни Бой» Уильямсон. В то же самое время на другом конце света в Нюрнберге Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику «Hohner», он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъем, что естественно отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармошке через микрофон и усилитель. Это было что-то новое — «мисиссиппский саксофон» (так на американском слэнге называли губную гармошку) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармошка оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в черном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.


Перед покупкой первой гармошки вам необходимо будет определиться, на гармошке какого типа вы собираетесь учиться играть.

Губные гармошки бывают разные. В основном это обусловленно тем, что для исполнения различных произведений требуется определенный строй гармошки (расположение нот) в котором удобно это произведение играть. К примеру, если вы собираетесь играть блюз или кантри, вам подойдет блюзовая диатоника. Если джаз или классику – вам нужна хроматика. С русскими-народными дружит тремоло-гармоника. Если вы собираетесь аккомпонимировать группе, то возможно вам подойдет аккордная или бас-гармошка.

В результате получается примерно такое разделение:

Блюзовая гармоника
Блюзовая гармоника - самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw ) и на выдох (англ. blow ). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов - бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распространённая - C-dur.

Хроматическая губная гармоника
Хроматическая гармошка (“хромка”, “хроматика”) дает возможность играть хроматически (т.е. использовать все ноты) без использования специальных приёмов. Как правило для этого используется кнопка (“слайдер”, “клапан”) при нажатии которой происходит сдвиг нот на полтона в ту или иную сторону, но есть и хроматические гармоники без слайдера, например бас-гармоники, или аккордные. Количество отверстий как правило 12-16. Большой размер и наличие кнопки позволяет визуально отличить большинство инструментов от других типов гармоник. Чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, джаз, поп и классика.
Хроматика с кнопкой изобретена немецкой фирмой Hohner очевидно на базе диатонической блюзовой гармоники в начале 20 века, первые модели появились около 1910.

Тремоло гармоника
В Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника
Октавная гармоника - другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника
Басовая гармоника - фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединённых шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника
Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Мир губной гармошки

По-английски название губной гармоники может звучать как harmonica, или harp. От последнего варианта пошло и прозвание музыканта, играющего на этом инструменте, - харпер.

Откуда она взялась, кто её придумал? Чтобы ответить на эти вопросы, придётся немного окунуться в историю.

Откуда есть пошла…

Губная гармошка стала известна не так давно. Её историю, конечно, не сравнить с историями более чем древней или той же . Тем не менее как раз с флейтой гармоника имеет кое-что общее: обе они принадлежат к одному и тому же семейству духовых язычковых инструментов.

В отличие от большинства музыкальных инструментов гармоника имеет практически точную дату создания. Её запатентовал в 1821 году 16-летний немец Х.Ф.Л. Бушман, "часовых дел мастер". Конечно, тогда она имела вид, явно отличающийся от современной внешности этого инструмента: металлическая пластинка с пятнадцатью отверстиями, прикрываемыми стальными язычками. Звук извлекался только на выдохе, и, как и в наши времена, его громкость и чистота зависели исключительно от умения мастера.

Так выглядела первая гармошка

Конструкция первой гармошки не была идеальной. Многие это понимали, пытались внести изменения. Дальше всех пошёл опять же немец, некто Рихтер из Богемии. Уже в 1826 году он предложил музыкантам свой вариант инструмента. Отверстий было уже 10, а язычков - 20, то есть по два на каждое: один из язычков отвечал за извлечение звука на вдохе, другой - на выдохе. Предложенная Рихтером схема с диатоническим звукорядом оказалась настолько хороша и удобна, что существует и по сей день.

Уже в середине XIX века началось массовое производство губных гармошек, и первым в ряду её производителей стал М. Хонер. Основанная им в 1857 году фирма, названная в честь создателя, быстро завоевала рынок. В том числе и за счёт того, что Хонер сделал ставку не только на Европу. В начале 60-х годов того же века он привёз свои губные гармошки в Америку, и это стало самым правильным шагом. С тех пор немецкая фирма Hohner - мировой лидер по производству именно этих музыкальных инструментов. Впрочем, на этом их ассортимент не кончается, в него входят и аккордеоны, и блокфлейты, и гитары. Но начиналось-то всё с обыкновенной губной гармоники!

Сейчас можно встретить даже такое: гармошка и флешка - два в одном

Устройство гармоники

Внутри инструмента находятся две пластины с язычками, одна из которых работает на вдохе, а другая - на выдохе. То есть звук фактически возникает, когда язычок, расположенный напротив отверстия, в которое вы вдыхаете (или, наоборот, из которого "забираете" воздух), разбивает воздушную струю.

Поскольку гармошка - очень маленький сам по себе инструмент, никакой акустический резонатор, как, например, в гитаре, там просто бы не уместился. Потому сила звука зависит в первую (и единственную) очередь от самого музыканта, от положения его рук, разработанности лёгких и степени мастерства.

Делают гармошки из дерева, пластика или металла. Дерево, как ему и положено, требует более тщательного ухода, чувствительней к погоде и капризнее относится к прочим житейским неприятностям.

Губные гармошки, кроме прочего, различаются ещё и тональностью. Самый распространённый тип инструмента - в тональности до мажор (C major). Среди "китайцев" таких гармошек большинство. Фирмы Японии и Германии вносят больше разнообразия: часто встречаются харпы в соль мажоре (G major), а также - реже - и остальных тональностей.

Разновидности

Какие же бывают гармоники? Если совсем просто, без редко встречающихся профессиональных инструментов, то делятся они на диатонические и хроматические.


Диатоническая (внизу) и хроматическая губные гармошки

Диатонические позволяют музыканту "по умолчанию" извлекать из инструмента только основные ноты - до, ре, ми и т. д. Хроматические же дают возможность играть всю хроматическую гамму целиком, используя и полутона (до-диез, ре-диез и др.). Если проводить аналогию с фортепиано, то диатоника - это игра только белыми клавишами, а хроматика - и чёрными тоже.

Конечно, когда вы как следует освоите игру на диатонической гармонике, все специальные приёмы - бенд, оверблоу, овердро и другие, для вас не составит особого труда извлекать из инструмента звуки "чёрных клавиш". Но для всего этого требуется время.

Различить гармошки можно уже на вид. Основное отличие - у хроматики сбоку имеются слайдер, специальная кнопка, позволяющая повышать ноту на полтона.

Правда, и здесь есть исключения! Например, Tombo Chromatic Single S50. Без слайдера, но хроматика. Полутона извлекаются из второго ряда отверстий.

Что касается отверстий, то у диатонической губной гармоники их количество неизменно - 10. А вот у хроматического инструмента эта позиция может изменяться. Конечно, в основном это от 12 до 16 отверстий, но могут встретиться и больше, и меньше - и 8, и 22. И даже 10, как на диатонике. Чем их больше, тем шире нотный ряд, который вы можете использовать при игре.

Ну и, конечно, хроматическая гармошка будет габаритистее, нежели диатоническая. Количество отверстий делает своё дело.

Сразу предупреждаю: на хроматике научиться играть сложнее. Может быть, поэтому она менее распространена. На прилавках магазинов чаще лежит приличный выбор диатоники и гораздо меньший - хроматического инструмента. И кстати, цена тоже довольно сильно различается, но об этом - ниже.

Кроме основного деления, есть ещё и более мелкое дробление на подвиды.

Так, диатоническая гармоника бывает блюзовой, октавной и тремоло.

Блюзовая - самая известная. 10 отверстий, звук извлекается на вдох и выдох. Может стать для вас и хроматической, если, как уже сказано выше, овладеть в совершенстве всеми приёмами игры на ней.

Hohner Blues Harp, блюзовая (цена примерно 1000 руб.)

Тремоло - замечательно подходит для исполнения народных песен. Если заглянуть внутрь такой гармошки, то найти можно сразу две звуковые пластины. Они чуть-чуть расстроены по отношению друг к другу, при этом звучат одновременно. От такого сочетания получается эффект тремоло, собственно, и давший название инструменту.

Hohner Tremolo Soloist CG (цена около 2300 руб.)

Октавная губная гармошка отличается от тремоло только тем, что две её звуковые пластины не расстроены по отношению друг к другу, а, наоборот, настроены "в октаву". Звук они издают тоже вместе, и из-за таких особенностей строения музыка громче и несколько специфичней по сравнению с другими.

Есть ещё, конечно, и оркестровые гармоники (басовая, аккордовая), но они настолько редки и узкопрофессиональны, что приобретают их лишь для игры в ансамблях, когда это является основной работой. Думаю, что в таком случае человек и сам, без этой статьи, знает, что ему нужно.

Что вы собираетесь играть

Выбор губной гармошки в немалой степени зависит от того, какую музыку вы собираетесь на ней преимущественно исполнять. Для разных произведений требуется определённое расположение нот, наиболее удобное именно для избранного вами стиля.

Например, если вы хотите играть джазовые произведения или вообще классику - выбирайте хроматическую гармонику. Блюз - это уже диатоника, причём, соответственно, блюзовая. Для мелодий попроще, со своеобразным звучанием в стиле русских-народных да плясовых-хороводных, подойдёт тремоло. Октавная и прочие оркестровые - это уже очень на любителя либо для активно исполняющего профессионала.

Что же всё-таки приобрести

Первый вопрос новичка, собирающегося всерьёз заняться игрой на губной гармошке: "Какой инструмент купить?"

Если вы собираетесь заниматься с преподавателем, то тут всё зависит от предпочтений педагога.

Кстати, для профессионала вопрос "что мне взять - хроматику или диатонику?" звучит так же, как для любого другого музыканта, - чья-то проблема выбора между гитарой и саксофоном. Просто и хроматическая, и диатоническая гармошки, несмотря на всю внешнюю схожесть, всё-таки разные инструменты в плане сложности освоения, приёмов звукоизвлечения и т. д.

Но вернёмся к конкретным моделям. Если смотреть в сторону диатоники, то наиболее популярный выбор - это Hohner Blues Harp (стоимость примерно 1000 руб.), Hohner Special 20 (около 930 руб.), Suzuki ProMaster (цена в районе 2000 руб.), Lee Oscar Major Diatonic (можно найти за 1200 руб.), Seydel 1847 (уже где-то 3000 руб.).

Suzuki ProMaster

С хроматикой всё не так просто. Во-первых, стоит сразу определиться, инструмент со сколькими отверстиями вам нужен. Как уже говорилось выше, чем их больше, тем богаче звукоряд (то есть больше нот можно извлечь из инструмента).

Тем не менее и среди них можно найти самые популярные у новичков модели. Пожалуй, в первую очередь это Hohner Chromonika 40 (где-то 3700 руб.), Tombo Uni Chromatic (стоимость примерно 3800 руб.), Hohner Super 64 Х (уже около 10 000 руб.).

Tombo Uni Chromatic Gold 1248

Советы при покупке

Вполне приличный инструмент (из ряда диатонических) можно купить уже в районе $20. В магазинах, конечно, предлагают гармоники уже начиная от 300 руб., но всё же ориентироваться лучше на средний ценовой порог.

При этом учитывайте, что хроматическая гармоника обойдётся в несколько раз дороже. Просто хороший инструмент начинается от 3-4 тысяч руб., очень хороший может стоить около 35 000 руб.

Hohner Amadeus Chromatik Harmonika (стоимость около $1500)

Покупать лучше в компании с человеком, который в гармониках разбирается. А если вы всё-таки пришли в магазин один, не стесняйтесь продавцов - попробуйте сами, как звучит понравившаяся вам модель.

В большинстве российских городов вряд ли можно достать что-то, кроме Hohner. Если ваша душа возжаждала чего-то другого, то добро пожаловать в мир Интернета. Всё-таки это, скорее всего, выйдет дешевле, чем ехать самому в другой город.

В конце концов, никто не мешает вам позже купить ещё пару представителей любимого инструмента и затем играть на той гармошке, звук которой больше придётся по душе. Большинство моделей стоят не запредельно, этот инструмент всё-таки проще в изготовлении, чем, например, синтезатор.

А вообще, всё зависит от мастерства. Новичок на дорогом харпе вряд ли сможет обойти профи на дешёвенькой гармонике, верно? Другое дело, что в умелых руках хороший инструмент может творить чудеса.

Кстати, губная гармошка - это отличный подарок ребёнку. Сейчас их выпускают великое множество именно детских - цветных, с какими-то рисунками, популярными персонажами из мультиков.

Это и интересное, и увлекательное, и в то же время обучающее занятие. Может быть, таким путём ваши сын или дочь приобщатся к музыке, может, позднее это станет их профессией. Причём совершенно необязательно, что дальнейший выбор падёт именно на гармошку.

Но как знать - а вдруг рядом с вами растёт новый Стиви Уандер?

Разновидности губных гармоник

Губные гармоники делятся на:

  • Хроматические гармоники
  • Диатонические гармоники
    • Тремоло гармоники
    • Октавные гармоники
  • Оркестровые гармоники
    • Басовые гармоники
    • Аккордовые гармоники

Хроматические гармоники позволяют извлекать все 12 нот в октаве (включая полутона). Научиться играть на них сложнее, чем на диатонических, зато на них можно сыграть любую мелодию без освоения особых техник игры, таких как бенд . Гармошки такого типа фактически состоят из 2-х гармоник в одном корпусе. Переключение между ними и извлечение полутонов достигается использованием специальной кнопки-переключателя - слайдера, расположенной на одной из боковых сторон инструмента.

Блюзовая гармоника

- самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw ) и на выдох (англ. blow ). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов - бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распостронённая - C major.

В Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло -эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника - другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника - фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединенных шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Настройки инструмента и расположение нот

Расположение нот на блюзовой 10-дырочной диатонической гармонике тональности C

Темперированый строй - язычки настроены так, что когда музыкант играет, к примеру, ноту ля , то язычок колеблется с частотой 440 Гц , в то время как, если подцепить язычок ногтем, то он будет колебаться с частотой 445 Гц.

отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika» или духовой орган.

Первые записи губной гармоники были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленке еще в 1894 году. В 30-е годы Великая депрессия , а в 40-е - 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди чёрных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли «Сонни Бой» Уильямсон. В то же самое время на другом конце света, в Нюрнберге , Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику «Hohner», он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъём, что, естественно, отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер , Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармонике через микрофон и усилитель. Это было что-то новое - «миссисипский саксофон» (так на американском сленге называли губную гармонику) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармоника оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в чёрном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.

Выбор губной гармошки для начинающих

  • не стоит сразу покупать дорогую гармошку. В процессе освоения различных приёмов игры (таких как бенд) есть большой шанс сломать язычки;
  • некоторые популярные типы гармошек сложны для начинающих и их надо «доводить» до рабочего состояния;
  • покупка дешевой гармошки тоже может усложнить процесс обучения;
  • при покупке диатонической гармошки лучше покупать гармошки в тональности C-мажор, так как как она находится в середине нотного диапазона и большинство обучающих школ написаны именно для этой тональности;
  • непосредственно при покупке в магазине проверьте все отверстия на вдох и выдох. Если освоили бенды , проверьте и на них;
  • если гармошка вас устраивает, но немного не строит - это не страшно. Её можно подстраивать.

Структура занятий

Важна регулярность. Постройте себе график. Не отклоняйтесь от него. Занятия рекомендуется начинать с медленной игры аккордами. Важно придерживаться «диафрагмального дыхания». Потом постепенно переходите к игре риффов, мелодий. Лучше всего снимать лики и мелодии по слуху, с записей профессионалов. Но все же для начала рекомендуется выучить не меньше 10-ти риффов/мелодий, по нотам, это даст вам уверенность в игре и позволит быстрее подбирать по слуху. Кроме того полезно играть под так называемые минуса, записывая это в виде звуковых файлов. Это поможет вам почувствовать, как вас будет слышать зритель (губной гармонист по другому воспринимает звук, издаваемый его инструментом, так как вибрации передаются через руки и мышцы рта), а также позволит относиться к своей игре с большей критикой.

Исполнители в России

  • Александр Братецкий (Официальный сайт)
  • Александр Домбров
  • Виктор Сколозубов
  • Борис Линников
  • Евгений Зайцев
  • Виктор Петровский
  • Роман Гегарт (R.I.P.)
  • Михаил Владимиров
  • Владимир Кожекин и «Станция Мир»
  • Михаил Петрович Соколов (Петрович)
  • Борис Плотников («экс-Эталобстер»)
  • Игорь Ойстрах («Умка и Броневик »)
  • Александр Гордеев «Гордей» («Разные Люди »)
  • Влад Крыжановский

Ссылки

  • Крупнейший русскоязычный ресурс, посвященный губной гармонике (отсюда был с разрешения взят первоначальный вариант статьи)
  • Видео-уроки игры на губной гармошке (Adam Gussow) (англ.)
  • todoarmonica.org (исп.)
  • HarmoPoint (англ.)
  • Harmonica’s blog (англ.) (фр.)

См. также

Губная гармошка - это небольшой, универсальный инструмент, на котором большинство народов мира играет почти любой вид музыки. Хотя на первый взгляд может показаться, что научиться играть на гармошке трудно, но губная гармошка на самом деле легкий и веселый инструмент, чтобы научится играть. Читайте указанные ниже действия, чтобы узнать, как играть на губной гармошке.

Шаги

Приступая к работе

Выберите губную гармонь. Есть много различных видов губных гармоней, доступных для покупки, которые различаются по использованию и по цене. На сегодняшний день, приобрести можно диатоническую или хроматическую гармонику. Любой вид может быть использован, чтобы играть самую популярную музыку, например, блюз или фолк.

  • Диатонические губные гармоники - самый распространенный и доступный вид, и, конечно, самый дешевый. Она настроена на определенную тональность, которая не может быть изменена. Большинство диатонических губных гармоней настроено на тональность C. Виды диатонической гармоники включают “блюз гармоника”, “тремоло гармоника” и “октава гармоника.”
    • Гармоника блюз является распространенной на западе, а в Восточной Азии чаще встречается тремоло гармоника.
  • Хроматическая гармоника является одним из видов губной гармошки, в которой используется механический аппарат, который контролирует, какие отверстия издают звук. Основные хроматические гармоники из 10 нот могут играть только один полный звук (так же, как диатоническая гармоника), но хроматические с 12-16 отверстиями могут быть настроены на любую тональность. Хроматические стоят значительно дороже, чем большинство диатонических гармоник; качественная хроматическая гармонь от известного бренда может стоить несколько сотен долларов.
    • Благодаря своей настраиваемости, 12-ти нотная хроматическая гармошка, как правило, предпочтительнее для джазовой музыки.
  • Общим сокращенным термином для губной гармошки является “гармоника”. Это название происходит от других традиционных названий, включая “французскую гармонику” и “блюз гармонику”. Пока контекст ясен, слова “гармошка” и “гармоника” можно взаимозаменять.

Узнайте о губной гармошке. Гармоника – это язычковый музыкальный инструмент, в котором используются медные язычки. Язычки используются для создания тона, когда вы дуете или выдуваете воздух через отверстия. Язычки установлены на пластине, называемой язычковая пластина, которая обычно сделана из латуни. Часть гармоники, в которой установлена язычковая пластина, называется гребень, и, как правило, изготовлена из пластмассы или металла. Мундштук гармоники может быть встроен в гребень, или как в хроматических гармониках, привинчен отдельно. Защитные панели остальной части аппарата, могут быть изготовлены из дерева, металла или пластмассы.

  • Направляющая планка хроматической гармоники также сделана из металла.
  • В зависимости от того, вдыхаете вы или выдыхаете в гармонику, различные ноты воспроизводятся язычками. Обычная диатоническая арфа настроена на C (до-мажор) на выдохе, и на G (соль – мажор) на вдохе. Они прекрасно дополняют друг друга, и нет необходимости добавлять дополнительные отверстия.
  • Язычки внутри губной гармоники тонкие и со временем изнашиваются. Легкая игра и регулярный уход сохранят хороший звук как можно дольше.
  • Учитесь читать табулатуру гармоники. Как и гитары, на гармонике можно играть по табулатуре, что упрощает ноты на нотном листе до легко наблюдаемой шаблонной системы отверстий и вдохов/выдохов. Также табулатура подходит для крупных хроматических гармоник, но она несколько отличается от диатонической табулатуры и обычно реже используется.

    • Дыхание отмечено стрелками. Стрелка вверх указывает на выдох; стрелка вниз - на вдох.
      • Большинство отверстий на диатонической гармонике производят две “соседние” ноты при заданной гамме, таким образом играя C, а затем D в той же гамме, это осуществляется дутьем в соответствующее отверстие, а затем втягиванием воздуха из того же отверстия.
    • Отверстия отмечены числами, начиная с самой низкой (левая) ноты и движется вверх. Таким образом, две нижние ноты (вверх) 1 и (вниз) 1. На 10-дырочной гармонике самая высокая нота будет (вниз) 10.
      • Некоторые ноты обычной 10-дырочной гармоники частично перекрываются, особенно (вниз) 2 и (вверх) 3. Это необходимо для обеспечения правильного диапазона для игры.
    • Более продвинутые методы обозначены косыми чертами или другой небольшой меткой. Диагональные косые стрелками указывают, что требуется кривизна ноты (будет рассмотрено позднее), чтобы получить правильный звук. Шевроны или косые черты на хроматической табулатуре могут указать, следует ли удерживать кнопку или нет.
      • Не существует стандартизированная система табулатуры, которая используется всеми гармонистами. Однако, как только вы попрактикуетесь и освоите чтение одного вида, большинство других видов вы освоите быстро.

    Основная техника игры на губной гармошке

    Воспроизведите ноты на выдохе. Самое первое, что нужно сделать - попрактиковаться с новым инструментом воспроизводя ноты. Выберите отверстие или несколько отверстий на мундштуке и мягко дуйте в них. Соседние отверстия, как правило, рассчитаны автоматически гармонизировать мелодию друг с другом, поэтому постарайтесь, дуя в три отверстия одновременно, воспроизвести приятный звук. Практикуйтесь, то дуя в одно отверстие, то играя аккорды на несколько отверстий.

    • Этот тип игры называется “прямая гармоника” или “первая позиция.”
    • Как вы можете предположить, количество отверстий, через которые вы дуете, частично контролируют губы. В конечном итоге, вы научитесь использовать переднюю часть языка, чтобы заблокировать отверстия, для обеспечения контроля над нотами, которые вы играете. Это описывается ниже.
  • Сделайте глубокий вдох, чтобы изменить ноты. Помня о том, что воздух через язычки нужно вдыхать нежно, вдыхайте, увеличивая ноты на шаг. Вдыхая и выдыхая через мундштук, вы можете получить доступ ко всем настроенным для гармоники нотам.

    • Этот вид игры называется “кросс-гармоника” или “вторая позиция.” Ноты кросс-гармоники часто подходят для блюзовых риффов.
    • Если у вас есть хроматическая гармоника, практикуйтесь нажимать и удерживать кнопку для дополнительного контроля нот, которые вы воспроизводите.
  • Попробуйте сыграть весь диапазон. На диатонической гармонике, настроенной на С, C гамма начинается с (до) 4 и поднимается на (до) 7. Стандартный из/в шаблон повторяется за исключением 7-го отверстия, где он переключается (вдох, а затем выход). Эта шкала является единственной полной шкалой на C настроенной гармонике, но иногда можно играть песни на других диапазонах, при условии, что они не требуют недостающие нот(ы) диапазона.

  • Практикуйтесь. Продолжайте практиковаться играть диапазон и отдельные ноты, пока вы не почувствуете себя комфортно, играя только одну ноту за раз. Как только вы сможете достичь нужного контроля над инструментом, выберите простые песни и тренируйтесь на них. Табулатуру для песен, таких как “У Мэри был барашек” и “О, Сюзанна” легко найти в Интернете, если у вас нет.

    • Попробуйте добавить своеобразия, играя несколько нот одновременно. Следующий шаг в вашей практике - немного ослабить контроль и добавить двух-нотные и трех-нотные аккорды к песням, которые вы отрабатываете, играя два или три смежных отверстия сразу. Это поможет вам больше контролировать рот и дыхание, и играть песни более звучно.
      • Не играйте все в аккордах! Попробуйте добавить аккорд в конце стиха или фразы. Важно то, что нужно освоить переключение между одиночными нотами и несколькими нотами.

    Продвинутые техники

    Платите за уроки. С этого момента, если вы находитесь под руководством опытного игрока, вы увидите быстрые и технически обоснованные результаты, хотя можно, конечно, продолжать учиться самому. Уроки на гармонике различаются по цене и частоте; не стесняйтесь попробовать несколько уроков у одного преподавателя, а затем перейти к другому, который соответствует вашим требованиям.

    • Даже если вы берете уроки, продолжайте полагаться на руководства и книги, чтобы улучшить игру. Нет причин бросать другие материалы только потому, что вы дополняете их профессиональными занятиями.
  • Пропускайте отверстия. Легко привыкнуть к шаблону, постоянно заставляя воздух входить и выходить через гармонику, но как только вы начнете играть более продвинутые песни, вы должны на практике пропускать некоторые отверстия, чтобы достигнуть других. Играть песни по нотам, которые требуют перепрыгнуть отверстие или два, например, американская традиционная мелодия, “Шенандоа”, которая перепрыгивает с 4-го на 6-е отверстие, ближе к концу второй фразы (на стандартной C диатонической).

    • Практикуйте пропуски, потянув губную гармошку немного в сторону, а затем возвратив в нужное положение (для дальнейшего ознакомления с положением каждого отверстия) и, остановив воздушный поток, не убирая губную гармошку (чтобы больше попрактиковаться с контролем дыхания).
  • Играйте двумя руками, сложенными чашечкой. Начнем с того, что вы, вероятно, удерживали губную гармошку указательным и большим пальцами левой (или не доминирующей) руки, и двигая им во время игры. Добавьте в игру правую (или доминирующую) руку. Дайте отдых пятке правой ладони и большому пальцу левой руки, а затем положите ребром правую ладонь вместе с левой так, чтобы ваши пальцы сомкнулись вокруг левого мизинца. Это создает “звучащую дыру”, которая может использоваться для воздействия на звук, исходящий из гармоники.

    • Добавьте тихую мелодию или вопите, хлопая по звучащему отверстию, открывая его и закрывая. Используйте это в конце стиха, чтобы добавить эмоций, или просто попрактиковаться.
    • Создайте эффект паровозного гудка, начиная с открытым звучащим отверстием, затем закрыв его и открыв снова.
    • Играйте приглушенный, тихий звук, оставляя звучащее отверстие почти закрытым.
    • Вы, вероятно, обнаружите, что это положение заставляет вас удерживать гармонику под углом, левым краем направлена вниз и внутрь. Это положение, на самом деле, идеально подходит для других техник, так что воспользуйтесь ним.
  • Научитесь блокировать язык. Блокировка языка – это отличный способ превратить одиночные ноты в красивые аккорды, не нарушая первоначальных нот. Используя сторону (ребро) языка, вы будете блокировать некоторые ноты аккорда, а затем поднимать его частично по мере звучания ноты, чтобы добавить их. Эта техника требует практики, но позиция отверстия должна помочь натурально представить сторону вашего языка мундштуку.

    • Для начала откройте рот, чтобы охватить первые четыре отверстия арфы. Используя язык, блокируйте отверстия с 1 по 3 и играйте прямую ноту на отверстии 4. Если вы все сделали правильно, то должны слышать только проигрываемую (вверх) 4. После того, как вы сделаете это легко, играйте устойчивую ноту, а затем поднимите язык, находящийся на середине, чтобы сделать полную гармонию.
    • Основная техника для изменения нот - сделать губное отверстие очень и очень маленьким, и резко втягивать воздух через них в отверстие, которое вы хотите, чтобы было изменено. Вытягивайте ноты перекрестной гармоники и постепенно сжимайте губы, пока вы не услышите изменение тона. Сжимая губы в большей или меньшей степени, можно дополнительно контролировать тон ноты.
    • Будьте очень осторожны, когда практикуете изменение нот. Потому что воздух пересекает язычки так резко, что он может легко ослабить или согнуть их, разрушая инструмент. Чтобы найти золотую середину между не изменением ноты и ее слишком сильным изменением, необходимы терпение и осторожность.
    • Когда люди начинают играть на губной гармошке, звук звучит плохо, и многим надо больше времени, чтобы воспроизвести хороший звук. Практикуйтесь каждый день, и не сдавайтесь.
    • При изменении нот вдыхайте/выдыхайте очень глубоко. Изменение нот на гармонике требует основательной подготовки и сильных легких.