Как петя оказался в партизанском отряде. Как Петя из романа "Война и мир" относится к тем,кто окружает его в отряде Денисова? Вступительное слово учителя

Ткань - совокупность клеток и межклеточного вещества, обладающих общим строением, функцией и происхождением.

Эпителиальная ткань

Функции

  • Пограничная (наружный слой кожи, внутренний слой дыхательных путей, легких, желудка, кишечника).
  • Выделение веществ (железы).

Особенности строения:

  • Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.
  • Клетки очень быстро делятся, за счет этого повреждения эпителия быстро залечиваются.

Соединительная ткань

Функции

  • Питательная (кровь, жировая ткань)
  • Опорная (кость, хрящ, соединительнотканная оболочка всех органов).

Особенность строения: межклеточного вещества очень много.

Мышечная ткань

Функции: возбудимость и сократимость.


Три типа мышечной ткани поперечно-полосатая скелетная поперечно-полосатая сердечная гладкая
Входит в состав скелетных мышц (например, мышц конечностей) сердца внутренних органов (желудок, кровеносные сосуды и т.п.)
клетки многоядерные одноядерные
управление подчиняется сознанию (иннервируется соматической нервной системой) не подчиняется сознанию (иннервируется вегетативной нервной системой)
сокращается быстро медленно

Нервная ткань

Функции: возбудимость и проводимость.


Основные клетки нервной ткани - нейроны - состоят из тела и отростков. Отростки бывают двух видов:

  • дендриты - короткие, разветвленные, принимают возбуждение;
  • аксон - длинный, неразветвленный, отдает возбуждение.

Кроме нейронов, в нервной ткани выделяют еще клетки-спутники (нейроглия), их в 10 раз больше, чем нейронов, они выполняют питательную, опорную и защитную функцию.


Аксоны могут быть покрыты белым жироподобным веществом миелином, ускоряющим проведение нервного импульса. Скопление таких аксонов образует белое вещество нервной системы. Клетки-спутники, тела нейронов и дендриты образуют серое вещество .

БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ: ,
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2:

Тесты и задания

Установите соответствие между характеристикой ткани человека и её типом: 1) эпителиальная, 2) соединительная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) осуществляет транспорт веществ в организме

В) образует эпидермис кожи
Г) вырабатывает антитела

Е) содержит много межклеточного вещества

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие функции выполняют в нервной ткани клетки-спутники
1) возникновения возбуждения и его проведения по нервным волокнам
2) питательную, опорную и защитную
3) передачи нервных импульсов от нейрона к нейрону
4) постоянного обновления нервной ткани

Ответ



Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображенной на рисунке ткани. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к сократимости
2) наличие большого количества ядер
3) способность проводить водные растворы
4) способность к проведению импульсов
5) наличие хорошо развитого межклеточного вещества

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет соединительная ткань?
1) выполняет рефлекторную функцию
2) участвует в транспорте кислорода от лёгких к клеткам
3) обеспечивает постоянство состава внутренней среды
4) вырабатывает пищеварительные ферменты
5) образует подкожную жировую клетчатку
6) задерживает и удаляет частицы пыли в носовой полости

Ответ


2. Выберите три особенности соединительной ткани.
1) Клетки плотно прилегают друг к другу
2) Межклеточного вещества мало
3) Хорошо развито межклеточное вещество
4) Заполняет промежутки между органами
5) Клетки разнообразны по строению и функциям

Ответ


3. Выберите два признака, характеризующих особенности соединительной ткани человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) межклеточное вещество хорошо развито
2) клетки всегда одноядерные
3) в клетках содержится белок миозин
4) клетки содержат много митохондрий
5) ткань может быть жидкой

Ответ


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Соединительная ткань организма человека
1) представлена кровью, лимфой, хрящом
2) выстилает слизистые оболочки желудка, ротовой полости
3) может быть жидкой или твёрдой
4) обладает возбудимостью и проводимостью
5) имеет слабо выраженное межклеточное вещество
6) выполняет транспортную функцию

Ответ


Установите соответствие между характеристикой ткани и видом ткани, обладающим этой характеристикой: 1) эпителиальная, 2) соединительная, 3) мышечная. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) состоит из одноядерных и многоядерных клеток
Б) бывает жидкой, твердой, эластичной
В) выстилает слизистые оболочки органов
Г) образует пищеварительные железы
Д) межклеточное вещество сильно развито
Е) обладает возбудимостью

Ответ


Выберите три варианта. Свойствами возбудимости и сократимости обладают ткани
1) сердечная мышечная
2) железистая эпителиальная
3) гладкая мышечная
4) нервная
5) рыхлая соединительная
6) поперечнополосатая мышечная

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Изменение диаметра кровеносных сосудов происходит за счет ткани
1) эпителиальной
2) соединительной
3) гладкой мышечной

Ответ


1. Выберите три варианта. Поперечнополосатая мышечная ткань, в отличие от гладкой





Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каковы особенности поперечнополосатой мышечной ткани?
1) образует мышцы, расположенные в стенках внутренних органов
2) состоит из веретеновидных клеток с одним ядром
3) образует скелетные мышцы
4) состоит из длинных многоядерных клеток
5) имеет волокна с поперечной исчерченностью
6) участвует в изменении просветов кровеносных сосудов

Ответ


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Поперечнополосатая мышечная ткань человека
1) образует мускулатуру кровеносных сосудов
2) входит в состав языка, глотки и начального отдела пищевода
3) выполняет непроизвольные сокращения
4) имеет двигательные центры в коре головного мозга
5) регулируется соматическим отделом нервной системы
6) состоит из одиночных веретеновидных клеток

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Изменение просвета артерий происходит у человека за счет ткани
1) эпителиальной
2) соединительной
3) гладкой мышечной
4) поперечнополосатой мышечной

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Серое вещество в головном и спинном мозге человека образовано
1) телами чувствительных нейронов
2) длинными отростками двигательных нейронов
3) длинными отростками чувствительных нейронов
4) телами двигательных и вставочных нейронов

Ответ


Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека: 1) эпителиальная, 2) соединительная, 3) нервная. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) обладает проводимостью
Б) выполняет функцию опоры и питания
В) образует наружный покров кожи
Г) вырабатывает антитела
Д) состоит из тесно прилегающих клеток
Е) образует серое вещество спинного мозга

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сердечная мышца человека характеризуется
1) наличием поперечной исчерченности
2) обилием межклеточного вещества
3) самопроизвольными ритмичными сокращениями
4) наличием веретеновидных клеток
5) многочисленными соединениями между клетками
6) отсутствием ядер в клетках

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой
1) состоит из многоядерных клеток
2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром
3) обладает большей быстротой и энергией сокращения
4) составляет основу скелетной мускулатуры
5) располагается в стенках внутренних органов
6) сокращается медленно, ритмично, непроизвольно

Ответ


Установите соответствие между характеристикой ткани и ее типом: 1) эпителиальная, 2) соединительная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) межклеточное вещество практически отсутствует
Б) выполняет питательную и опорную функции
В) выстилает изнутри полости кишечника и других органов
Г) образует подкожную жировую клетчатку
Д) является компонентом (частью) внутренней среды организма

Ответ



Установите соответствие между характеристиками и типами тканей человека, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1-4 в правильном порядке.
А) состоит из многоядерных клеток
Б) обладает возбудимостью и проводимостью
В) клетки плотно прилегают друг к другу
Г) содержит эластичные волокна
Д) клетка имеет тело и отростки
Е) способна к сократимости

Ответ




Б) содержит много межклеточного вещества
В) образует потовые железы
Г) обеспечивает транспорт газов
Д) образует поверхностный слой кожи
Е) выполняет опорную и механическую функции

Ответ


Установите соответствие между характеристикой ткани человека и ее типом: 1) эпителиальная, 2) соединительная.
А) состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток
Б) состоит из рыхло расположенных клеток
В) содержит жидкое или твердое межклеточное вещество
Г) образует ногти и волосы
Д) обеспечивает связь между органами

Ответ


Установите соответствие между характеристикой ткани и ее типом: 1) эпителиальная, 2) соединительная.
А) транспорт веществ в организме
Б) плотное прилегание клеток друг к другу
В) обилие межклеточного вещества
Г) выделение ферментов и гормонов
Д) участие в образовании кожных покровов

Ответ


Установите соответствие между характеристикой ткани человека и ее типом: 1) эпителиальная, 2) соединительная, 3) нервная.
А) регуляция движений тела


Г) защита от химических воздействий
Д) выделение пота

Ответ


Установите соответствие между функциями тканей и их типом: 1) эпителиальная, 2) соединительная, 3) нервная.
А) регуляция процессов жизнедеятельности
Б) отложение питательных веществ в запас
В) передвижение веществ в организме
Г) защита от механических повреждений
Д) обеспечение обмена веществ между организмом и средой

Ответ


Установите соответствие между особенностью и видом мышечной ткани человека, для которого она характерна: 1) гладкая, 2) сердечная
А) образована веретеновидными клетками
Б) клетки имеют поперечную исчерченность
В) клетки одноядерные
Г) мышцы имеют высокую скорость сокращения

Ответ


Установите соответствие между свойствами и тканями человека: 1) Мышечная, 2) Нервная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) проводит электрический импульс
Б) клетки способны к сокращению
В) бывает гладкой и поперечно-полосатой
Г) в клетках может быть несколько ядер
Д) в клетках строго одно ядро
Е) большинство клеток имеет множество отростков

Ответ


Установите соответствие между особенностями ткани человека и её видом: 1) Эпителиальная, 2) Соединительная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) клетки плотно прилегают друг к другу
Б) клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими
В) ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающей
Г) ткань имеет мезодермальное происхождение
Д) ткань бывает жидкой и твёрдой
Е) межклеточное вещество хорошо развито

Ответ


Установите соответствие между видами тканей и их особенностями: 1) мышечная, 2) нервная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обладает возбудимостью и проводимостью
Б) представлена миоцитами
В) способна сокращаться
Г) представлена нейронами
Д) обеспечивает связь органов и их согласованную работу
Е) обеспечивает движение тела и работу внутренних органов

Ответ


Установите соответствие между функцией ткани в организме человека и ее типом: 1) эпителиальная, 2) соединительная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) передвижение веществ в организме
Б) продуцирование гормонов
В) продуцирование фагоцитов
Г) обмен веществ между организмом и внешней средой
Д) отложение питательных веществ в запас

Ответ


Установите соответствие между строением и функциями отростков нейрона и их названием: 1) дендрит, 2) аксон. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона
Б) обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона
В) короткий и сильно ветвится
Г) длинный и не ветвится
Д) снаружи покрыт миелиновой оболочкой

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Эпителиальные ткани человека
1) выстилают изнутри полые органы
2) способны сокращаться
3) способны возбуждаться
4) содержат мало межклеточного вещества
5) клетки имеют миелиновую оболочку
6) образуют железы

Ответ


1. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и ее видом: 1) поперечно-полосатая, 2) гладкая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образует скелетные мышцы
Б) образует средний слой стенок вен и артерий
В) обеспечивает произвольные движения
Г) обеспечивает перистальтику кишечника
Д) соcтоит из клеток веретеновидной формы
Е) состоит из многоядерных клеток (волокон)

Ответ


2. Установите соответствие между характеристиками и видами мышечной ткани: 1) гладкая, 2) поперечнополосатая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) способна к быстрому мощному сокращению
Б) состоит из коротких веретеновидных клеток
В) клетка содержит большое количество ядер
Г) миофибриллы в клетке расположены неупорядоченно
Д) входит в состав стенок полых внутренних органов
Е) управляется соматической нервной системой

Ответ



Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения и функций изображенных клеток. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) являются эукариотическими
2) содержат клеточные стенки
3) образуют эпителиальную ткань
4) соматические клетки гаплоидны
5) способны к митозу

Ответ


Установите соответствие между особенностью строения и функционирования поперечнополосатых мышц и их видом: 1) скелетная, 2) сердечная
А) прикрепляется к костям
Б) состоит из длинных волокон, не соединяющихся друг с другом
В) воспринимает импульсы по соматической рефлекторной дуге
Г) волокна плотно смыкаются в определенных участках
Д) работает автономно
Е) способна сокращаться во всех направлениях

Ответ


Установите соответствие между характеристиками и типами тканей: 1) поперечно-полосатая мышечная, 2) эпителиальная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образует скелетную мускулатуру
Б) состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток
В) обладает свойствами возбудимости и сократимости
Г) выстилает носовую полость
Д) выполняет защитную функцию
Е) обеспечивает движение тела

Ответ



Рассмотрите рисунок, определите (А) тип ткани, (Б) разновидность ткани и (В) укажите местоположение этой ткани в организме человека. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) соединительная
2) эпителиальная
3) поперечнополосатая мышечная
4) гладкая мышечная
5) реснитчатый эпителий
6) многослойный эпителий
7) слизистая оболочка полости носа
8) внутренняя поверхность желудка

Ответ



Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) защитная
2) лимфатические сосуды
3) альвеолярные пузырьки
4) гладкая мышечная
5) перистальтика кишечника
6) артерии, вены, капилляры
7) поперечнополосатая мышечная
8) соединительная

Ответ


Установите соответствие между характеристиками и типами тканей: 1) эпителиальная, 2) нервная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) большинство клеток имеет многочисленные отростки
Б) клетки объединяются и образуют слои
В) клетки способны проводить электрический импульс
Г) клетки могут иметь многочисленные ворсинки
Д) клетки обладают высокой способностью к регенерации
Е) зрелые клетки не способны к делению

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каковы особенности костной ткани?
1) имеет плотное межклеточное вещество
2) содержит глиальные клетки
3) выполняет транспортную функцию
4) формируется из энтодермы
5) выполняет опорную функцию
6) состоит из пластинок

Ответ


Установите соответствие между характеристиками и видами соединительной ткани: 1) костная, 2) кровь. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) межклеточное вещество жидкой консистенции
Б) выполняет транспортную функцию
В) межклеточное вещество плотной консистенции
Г) осуществляет опорную функцию
Д) обеспечивает дыхательную функцию
Е) служит депо кальция в организме

Ответ



Установите соответствие между характеристиками и типами мышечной ткани, представленными на рисунках. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) образована многоядерными клетками, образующими длинные волокна
Б) способна генерировать и проводить электрический импульс
В) состоит из коротких веретеновидных клеток
Г) состоит из клеток с боковыми отростками, образующими контакты между собой
Д) управляется соматической нервной системой
Е) находится в стенках желудка и кишечника

Ответ


© Д.В.Поздняков, 2009-2019

В последних частях романа Л. Н. Толстого "Война и мир" воспроизводится величественная картина народного сопротивления французскому нашествию. Исход войны решило "возбуждение ненависти к врагу в русском народе", которое вылилось в партизанское движение, начавшееся раньше, чем оно было официально признано правительством. Основными чертами партизанского движения были народный характер, особое патриотическое воодушевление, ярко выраженная инициатива и непохожесть на обычное ведение сражений с их правилами.

Партизаны "уничтожали великую армию по частям... Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов". Даже маленький Петя Ростов стремился принести пользу своему отечеству.

Петя "был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом". После того как его произвели в офицеры, он поступил в действующую армию и участвовал в Вяземском сражении, "Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости..." Он спешил "не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства". Петя "был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там-то теперь и совершается самое настоящее геройское". И мальчик "торопился поспеть туда, где его не было".

Когда генерал решил "послать кого-нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать". Но, помня, как Петя в Вяземском сражении вместо того чтобы ехать "туда, куда он послал, поскакал в день под огонь французов", генерал запретил Пете "участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова".

Когда мальчик увидел французов, "узнал, что в ночь непременно атакуют", он, как это бывает у молодых людей, мгновенно решил для себя, что все вокруг герои и "что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту".

Прибыв в партизанский отряд, Петя горел желанием помочь и не стал отдыхать, а "тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола". Сидя за столом, "Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей". Он сам уже разрешил себе остаться в партизанском отряде и помогать Денисову во всех его действиях: "...ничего, что я с вами останусь на денек?.. Только вы меня пустите в самую... главную... Мне не нужно наград... А мне хочется..." Петя совсем разошелся, расхрабрился и продолжал: "Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, ну что вам стоит?"

Пете хотелось в самую гущу событий, как ребенку непременно и сейчас хочется новую игрушку. Сквозь геройство детская непосредственность в Пете не могла спрятаться и просилась наружу: "Батюшки! Я и забыл совсем. У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый - и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что-нибудь сладкое... А то не нужно ли вам кофейник?.. А может быть еще, у вас вышли, обились кремни, - ведь это бывает... Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все..." И тут Петя испугался, "не заврался ли он", "остановился и покраснел". "Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких-нибудь глупостей".

Мальчик вдруг вспомнил о таком же маленьком, как и он, французе-барабанщике: "Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?" Петя пожалел мальчика, сначала стеснялся спросить, где он, а потом все-таки не испугался и спросил, можно ли позвать и покормить мальчика, которого взяли в плен. Но Денисов не нашел ничего зазорного в том, что Петя вспомнил про мальчика, и приказал Пете позвать сюда "жалкого мальчишку".

Петя не сдержал радости, что ему разрешили позвать француза, и поцеловал Денисова: "Позвольте вас поцеловать, голубчик. Ах, как отлично! как хорошо!"

Имя французского мальчика Vincent! уже переделали на русский манер: "казаки - в Весеннего, а мужики и солдаты - в Весеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике". Петя услышал, что мальчика уже покормили: "Страсть голодный был!" Он позвал мальчика и успокоил его, что ему ничего не грозит. Барабанщик отвечал "почти детским голосом", он тоже был, как и Петя, совсем молод, и поэтому был очень близок герою. "Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожал ее".

Пете очень хотелось хоть чем-нибудь помочь маленькому барабанщику: "Ах, что бы мне ему сделать!" "Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание" - при Денисове Петя считал проявлением слабости и малодушия жалеть французского мальчика. Но для себя Петя все уже решил и "только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику".

Маленький эпизод в маленькой судьбе. Но и он имеет огромное значение. Все в романе Толстого подчинено одной главной мысли: все лучшее, что живет в душе русских людей, проявляется в экстремальных ситуациях.

В тяжелые дни войны все - от мала до велика, подчинившись главному патриотическому чувству, которое управляет и движет ими, стремятся внести свой посильный вклад в общее благородное дело. Так и молодой Петя Ростов не мыслит себя в стороне от него, и все лучшее, все самое прекрасное, что впитал он в родной семье: человечность, искренность, доброту, "непосредственную чистоту нравственного чувства" не способны заглушить ни залпы орудий, ни тяжелая работа на войне.

Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода из главы 1 части 3 тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир")

Появление ребенка и смерть жены потрясли князя Андрея. Разочаровавшись в своих прежних стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких - единственное, что ему остается. У кроватки больного Николушки вместе с сестрой князь Андрей долго стоит "в матовом свете полога, как бы не желая расстаться с этим миром, в котором они втроем были отделены от всего света".

Может ли деятельная, кипучая натура Болконского довольствоваться лишь семейным кругом? Недаром его взгляд был "потухший, мертвый", и даже в улыбке выражалась "сосредоточенность и убитость". Толстой показывает, как трудно его герой возвращается к жизни, к людям, к новым поискам.

Первая веха на этом пути возрождения - встреча с Пьером и разговор с ним на пароме. В пылу спора с другом Болконский говорит несправедливые слова, высказывает крайние суждения, но для себя делает правильный вывод. "Надо жить, надо любить, надо верить" - эти слова Пьера глубоко запали в душу князя Андрея. Его потухший взгляд ожил и стал "лучистым, детским, нежным". Именно сейчас "в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое вечное небо, которое он видел лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе... Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя по внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь". Первый шаг на этом пути - преобразования в деревне, облегчившие участь его крестьян. "Это был один из первых примеров в России", - говорит Толстой. "Кроме занятий по имениям, кроме общих занятий чтением самых разнообразных книг, князь Андрей занимался в это время критическим разбором наших двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений ".

Старый дуб помог ему осмыслить новое душевное состояние. Олицетворение, которое применил здесь Толстой, тонко и точно рисует погруженность человека в мир природы. Глядя на дуб, князь Андрей видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а "руки" и "пальцы" , "старые болячки". При первой встрече дуб представляется ему "старым, сердитым и презрительным уродом", который наделен способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать веселую семью "улыбающихся берез". Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства, и, думая о нем, употребляет местоимения "мы", "наши".

Встреча в Отрадном с Наташей, ощущение ее душевности в лунную ночь укрепляет веру Андрея в себя, любовь к окружающей жизни. И по-новому встречает он раскидистый дуб на обратном пути из Отрадного: оба они кажутся теперь преображенными.

"Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В 2012 году исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года – историческое событие национального и европейского значения. Этой дате посвящены многие мероприятия, которые проводятся как в нашей стране, так и в европейских странах – участницах тех великих событий. Именно поэтому роман Л.Н. Толстого становится ближе и понятнее современным десятиклассникам.

Немаловажную роль в изучении столь масштабного произведения играет анализ отдельных образов и эпизодов. На мой взгляд, наиболее показательным среди персонажей второго плана является Петя Ростов.

Цель урока: определение значения войны в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.

Задачи урока: проанализировать эпизоды романа, в которых представлен Петя Ростов; развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, подтверждая ее текстовым материалом; способствовать нравственному воспитанию обучающихся.

Оборудование: текст романа, презентация к уроку, карточки для работы в группах.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На прошлых уроках мы с вами подробно рассмотрели образы главных героев романа-эпопеи, но рядом с ними на страницах произведения – огромное количество второстепенных персонажей, о которых не принято говорить подробно, а их образы не менее значимы для понимания содержания и идейного своеобразия «Войны и мира». Тема сегодняшнего урока: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая» (образ Пети Ростова на страницах романа «Война и мир»). (Презентация, слайд № 2).

2. Мотивационный этап урока.

Исследователь творчества Толстого С.П. Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире» . Эти слова я взяла в качестве эпиграфа к уроку. (Презентация, слайд № 3).Согласны ли вы с этой мыслью? Какое впечатление произвел на вас этот герой? (Краткие ответы учащихся). Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, попробуйте сформулировать вопросы, на которые нам необходимо ответить в ходе урока. (Презентация, слайд № 4).

3. Изучение нового материала.

В своей статье «Портрет Пети Ростова» Н.Г. Долинина, русская писательница, так представила героя романа: «… мы видели его с первых страниц: толстый маленький мальчик, поспоривший с Наташей, что на именинном обеде она задаст свой отчаянно-весёлый вопрос о пирожном; он вертелся вокруг Николая и Денисова, приехавших в отпуск, как всякий мальчишка, который восхищается старшим братом-военным; но мы всё ещё не замечали его: он маленький…» . Каким Вам представляется маленький Петя? Достаточно ли той информации, что даёт нам Толстой о нём, чтобы создать полноценный образ Пети-ребёнка? (Презентация, слайд № 5). В каких эпизодах начинает раскрываться характер Пети Ростова? Какие черты характера присущи ему? (Презентация, слайд № 6).

4. Анализ эпизода «Петя Ростов в отряде Денисова». Работа в группах. (Презентация, слайд № 7).

Класс делится на четыре группы по пять человек. Каждая группа получает карточки с вопросами. (Вопросы я сформулировала, опираясь на УМК «Вокруг тебя - Мир» ).

1 группа: Приезд Пети Ростова в отряд Денисова.

  1. Как ведёт себя Петя с Денисовым, когда привозит пакет от генерала?
  2. Какие поступки Пети выдают его детскость?
  3. Почему Петя пожалел пленного барабанщика? Какие чувства борются в нём при этом?

2 группа: Петя Ростов в разведке с Долоховым.

  1. Почему Петя просится в разведку?
  2. Как ведёт себя мальчик в стане французов?
  3. Какое впечатление производит Петя на Долохова? Почему он простил мальчику его чувствительность?

3 группа: Петя Ростов перед боем.

  1. Какие детали говорят, что Петя – очень честный человек?
  2. Как характеризует Петю его полусон накануне сражения? С какой целью Толстой рисует музыкальные образы, звучащие в душе Пети?
  3. Почему взрослые стараются уберечь Петю от опасности? Чем Петя отличается от старшего брата Николая?

4 группа: Гибель Пети Ростова.

  1. Чьими глазами мы видим бой, в котором погибает Петя? Почему Толстой на этот раз изменяет своей традиции?
  2. В чём заключается смысл боя, в котором убит Петя? Случайна ли, на ваш взгляд, эта ситуация?
  3. Какова реакция сослуживцев Пети на его гибель?

5. Проверка работы в группах.

Обсуждение ответов на вопросы. (Для демонстрации вопросов всему классу используются слайды Презентации № 8-11).

Художественное чтение отрывка «Известие о гибели Пети», подготовленное ученицей класса.

  • Что изменилось в семье Ростовых в связи с гибелью Пети?
  • Каким теперь вам представляется Петя Ростов?
  • В чем, по-вашему, заключается значение образа Пети Ростова? (Презентация, слайд № 12).

6. Выводы по уроку:

Какое из представленных высказываний можно считать выводом к уроку? Свою мысль поясните (Презентация, слайд № 13).

  • Смерть – зло для всех. И.Гёте
  • Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою. Еврипид.
  • Всё на свете можно исправить, кроме смерти. М. Сервантес.
  • Некоторые неписаные законы тверже всех писаных . Сенека.
  • Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы. Менандр.
  • Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил. Сенека Младший.

При ответе вспомните вопросы, которые мы поставили к уроку (для этого возвращаюсь к слайду №3).

7. Домашнее задание:

Выпишите толкования слов «война» и «мир». Подберите примеры из текста романа, иллюстрирующие данные толкования.

Литература к уроку:

  1. Бычков С.П. Л.Н. Толстой: Очерк творчества. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1954.
  2. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996.
  3. Долинина Н.Г. Портрет Пети Ростова. – Журнал «Костер», январь, 1973.
  4. Лев Толстой: Война и мир: Роман-эпопея – «Эксмо», 2009.