Радищев медное анализ. Отношение к церкви. Вам также может быть интересно


Это однодомные деревья или кустарники. Цветки невзрачные, мужские - в плоских головчатых соцветиях, женские - одиночные. 5-6 видов в тропиках Азии, Африки и на острове Мадагаскар. Встречающееся в русской литературе название «Анчар», или Упас дерево, относится к высокому дереву тропиков Азии. В его сильно ядовитом соке, издавна служившем для отравления стрел, содержатся гликозиды антиарин и антиозидин.

У анчара красивая древесина, беловатая или очень светло-коричневая, средней плотности, на ощупь шелковистая, в свежесрубленном состоянии издает довольно неприятный специфический запах. Ствол заметно утолщен у основания. У дерева крупные элипсосвидные темно-зеленые блестящие листья, а многочисленные мужские и женские соцветия покрыты довольно мелкими розовыми цветами. После цветения на дереве образуются грозди темных, почти черных плодов-ягодок, немного напоминающих увеличенные гроздья черной смородины.

Ростом метров до 40, выше наших крупных сосен. У комля контрфорсы, как у сейбы. Крона наверху маленькая. Двурядные округлые листья придают ей характерный рисунок. Совершенно поразительный вид имеют цветки. Они невзрачные, как и у всех других шелковичных деревьев, но собраны в шаровидные головки зеленовато-желтого цвета. Торчат на длинных цветоножках и удивительно напоминают наши лесные грибы поганки. Впечатление такое, будто вся крона покрыта поганками. Плоды похожи на красные маленькие груши. Потом они чернеют.

Ядовитео или нет

В Европе дерево из далекой страны прославилось следующим образом. В 1783 году в «Лондонском журнале» некто Форш, служивший хирургом на Яве, опубликовал материал об анчаре, в котором, в частности, говорилось о том, что вот, мол, за морем, на острове Ява растет дерево до того ядовитое, что вокруг него гибнут все животные в радиусе 15 миль и более. И добыча древесного яда там является альтернативой смертной казни.

Осужденный преступник ждет, когда ветер подует от него к дереву, собирает яд, а потом спешит назад, до того, как ветер изменит направления. Но, несмотря на все меры предосторожности, едва ли два человека из двадцати возвращаются назад.
Несмотря на то, что опубликованные сведения были совершенно лживыми, сам образ анчара произвел такое впечатление на чувствительную часть аудитории, что дерево стало легендарным. Множество поэтов эксплуатировали образ анчара в своих стихах. Анчар, между прочим, упоминается и в поэме лорда Байрона «Паломничество Чайлд Гарольда». Английская литература в ту пору находилась под пристальным вниманием русских сочинителей, поэтому анчару не удалось ускользнуть незамеченным. Александр Пушкин пишет произведение «Анчар», в котором в поэтической форме пересказывает историю, сочиненную Форшем. И это окончательно закрепляет популярность анчара в Европе.

Это высокое красивое дерево растет на островах Малайского архипелага и особенно распространено на острове Ява. Стройный его ствол, у основания которого есть присущие многим тропическим деревьям досковидные корни-подпорки, достигает 40-метровой высоты и несет округлую небольшую крону. Принадлежит «древо смерти» к семейству тутовых и является близким родичем шелковицы.
Это вечнозеленое дерево, которое особенно распространено на Яве, но встречается и на Шри-Ланке, и Филиппинах, Фиджи и т.д. Название анчар в переводе с яванского значит: яд.

По слухам, ядовитые испарения анчара убивают все живое вокруг. В свое время об этом дереве широко распространилась слава как о «древе смерти». Пользуясь скудными и преувеличенными сведениями о ядовитом анчаре, Пушкин и написал свое великолепное стихотворение. «…И человека человек послал к анчару властным взглядом…»Однако прошло еще немало времени, прежде чем это растение удалось подвергнуть детальному научному обследованию.

В Китае анчар называют «убийца крови», у китайцев даже есть страшненькая поговорка, описывающая ядовитые свойства этого дерева: «семь вверх, восемь вниз, девять – упал». Это означает, что у отравленного анчаром есть возможность сделать только семь шагов вверх по ступеням или восемь вниз, на девятом же шаге человек падает замертво. Звучит ужасно, а смысл заставляет людей трепетать.

Разоблачение анчара состоялось уже в начале прошлого столетия. Дерево оказалось вполне безобидным. Растет не в чахлой и скупой пустыне, а в сырых лесах среди вечнозеленых и листопадных деревьев. В Индии, на Цейлоне, в Бирме и до самых Филиппин.

Из ствола при поранении бежит мутный, быстро темнеющий млечный сок - латекс. Туземцы в свое время смазывали им наконечники стрел. Правда, попадая на тело, сок способен только вызвать нарывы на коже, но ухищрения людей, применивших перегонку анчарового сока со спиртом, помогли в некоторой мере оправдать «былую славу» дерева. Так получают сильнейший яд антиарин (от научного названия анчара – «антиарис»).

Антиарин и строфантин оказывают исключительно сильное действие на сердечную мышцу - в этом их особая опасность. Если сердце остановилось и прошло две-три минуты, то восстановить его сокращения практически невозможно. Небезынтересно, что к открытию влияния строфантина на сердце привело... случайное загрязнение зубной щетки африканским стрельным ядом (это произошло во время одной из экспедиций Ливингстона).

Современный химический анализ показал, что латекс анчара состоит более 30 редко встречающихся сердечных карденолидов - сильнейших ядовитых алкалоидов. Наиболее принципиальным токсическим агентом является антиарин, который составляет около 2% всей массы латекса. Молекула антиарина состоит из двух компонентов: стерина антиаригенина (Sterin аntiarigenin), представляющего собой яд, и гликозида L-Rhamnose, являющимся композитом сахаров. Сахарная составляющаяся, соединяется с ядовитой посредством очень чувствительного к нагреванию кислородного моста – гликозидного соединения. Именно сахар делает вещество молекулы быстрорастворимой в воде и крови.

Однако, если латекс или уже выделенный яд подвергнуть сильному нагреванию, например, при при варке мяса отравленного животного в процессе приготовления пищи, гликозидное соединение разрушается, сахарная составляющая высвобождается и яд теряет свои губительные свойства.

Также химики отметили интересный факт, что яд антиариса (анчара) содержится в коре, древесине, корнях и семенах растения, в то время как в листьях, мужских соцветиях и мякоти плодов он отсутствует.

Процесс приготовления яда для стрел начинается с того, что в коре дерева ножом делается надрез, из которого вытекает латекс, который собирают наподобие того, как мы собираем весной березовый сок. Когда натекает достаточное количество, его переливают в бамбуковый контейнер. Иногда латекс собирают непосредственно в молодые, еще не полностью раскрывшиеся листья пальмы Licuala spinosa, напоминающие собой меха аккордеона. Эти листья настолько прочны и огнестойки, что их можно спокойно класть на горящую газовую конфорку. Эти качества и являются одним из секретов приготовления яда: в контейнер из такого листа, сложенный в виде лодочки, помещают латекс для последующего, довольно продолжительного процесса дегидратизации.

Затем разводят очень слабый огонь и на высоте примерно 70см, на очищенных веточках подвешивают пальмовый контейнер с латексом. В случае, если пойдет дождь, контейнер временно убирают с костра и заносят в хижину. Процесс дегидратизации требует огромного терпения и осторожности. Для получения среднего количества готового яда необходимо его прогревание в течение недели. В процессе приготовления латекс становится сначала темно-коричневым, а к концу процесса масса делается все более и более вязкой и приобретает черный с металлическим блеском цвет.

Но, конечно, самое большое внимание следует уделять температурному режиму, так как, если допустить чуть более сильный нагрев, ядовитые свойства латекса разрушатся, а продукт приобретет сладкий вкус. Это хорошо известно местным охотникам, поэтому в процессе приготовления они время от времени пробуют массу на вкус, кончиком языка – тут же сплевывая и полоща рот. Правильно приготовленный яд должен быть очень горьким. Если вкус сладковатый, масса выбрасывается и вся работа начинается сначала.

Сок анчара действительно ядовит, хотя не у всех видов. Малайцы собирают его без каких-либо предосторожностей. Плоды у некоторых видов тоже содержат ядовитый сок. Правда, Э. Корнер видел, как их с удовольствием ели дети. Однако сам попробовать плоды не решился.

Применение растения

Не смотря на всю свою ужасную репутацию, у анчара есть и достоинства: его кора настолько толстая и эластичная, что местное население часто использует ее для производства ковриков и одежды. Сначала подбирается кусок коры нужного размера и отрезается от дерева. Затем кору размягчают путем поколачивания деревянными молоточками, одновременно растягивая ее до нужной длины. Когда кора полностью отделилась от остатков внутренней древесины и приобрела необходимые размеры, ее погружают в воду сроком, примерно, на месяц. После этого кору моют и еще раз выколачивают, чтобы избавится от остатков жидкости, клейковины и яда. Теперь кора становится похожа на белую плотную мягкую ткань, из которой делают штаны и рубашки, а также мягкие и удобные коврики-циновки, которые не теряют своей мягкости и эластичности десятки лет.
Древесину анчара используют для производства шпона. В настоящее время анчар реабилитирован, научно описан и впервые наречен научным именем - антиарис токсикария (анчар ядовитый) ботаником Лешено.



Сразу же оговоримся, что речь пойдет не о страшном дереве — людоеде, нередко фигурирующем в старинных легендах, поверьях и не столь давних газетных сенсациях. Ботаники тщательно обследовали самые отдаленные и малодоступные уголки нашей планеты и ничего подобного не встретили. Речь пойдет об анчаре.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила…
А. С. Пушкин

В прошлом о нем было широко распространено мнение как о «древе смерти». Положил начало недоброй славе анчара голландский ботаник Г. Румпф. В середине XVII столетия он был командирован в колонию (в Макассару) с целью выяснить, какие растения дают туземцам яд для отравляющих стрел. В течение 15 лет Румпф попросту бездельничал, выуживая нужные ему сведения из всяких россказней, передававшихся из уст в уста в кулуарах местного губернатора, и в результате составил «авторитетный » отчет о «ядовитом дереве». Вот что он писал о нем:

«Под самым деревом не растут ни другие деревья, ни кусты, ни травы — не только под его кроной, но даже на расстоянии брошенного камня: почва там бесплодна, темна и словно обуглена. Ядовитость дерева такова, что садящиеся на его ветви птицы, наглотавшись отравленного воздуха, одурманенные падают на землю и умирают, и их перья устилают почву. Все, чего коснутся его испарения, гибнет, так что все животные его избегают и птицы стараются не летать над ним. Ни один человек не осмелится приблизиться к нему ».

Пользуясь этими недобросовестными, безбожно преувеличенными сведениями, Александр Сергеевич Пушкин в свое время написал великолепное, всем известное стихотворение «Анчар». Немало времени прошло, прежде чем это растение удалось детально исследовать, развеять неправильное представление о нем, дополняемое с легкой руки Румпфа новыми наговорами.

Анчар реабилитирован, научно описан и впервые наречен научным именем — Антиарис Токсикария (анчар ядовитый) (Antiaris toxicaria ) ботаником Лешено. Оказалось, что это высокое красивое дерево растет на островах Малайского архипелага, а особенно распространено на Яве. Стройный его ствол, у основания которого есть присущие многим тропическим деревьям досковидные корни-подпорки, достигает 40-метровой высоты и несет на себе округлую небольшую крону. Принадлежит «дерево смерти» к семейству тутовых и является близким родичем шелковицы и тропического обитателя фикуса.

Wibowo Djatmiko

Первые исследователи, наслушавшись немало страшных рассказов об этом дереве, были удивлены, завидев птиц, безнаказанно сидевших на его ветвях. Со временем выяснилось, что не только ветви, но и другие части анчара вполне безвредны как для животных, так и для человека. Только густой млечный сок, вытекающий в местах повреждения его ствола, действительно ядовит, и туземцы в свое время смазывали им наконечники стрел. Правда, попадая на тело, сок способен только вызвать нарывы на коже, но перегонкой анчарового сока со спиртом достигается высокая концентрация яда (антиарина), опасная для жизни.

Но оставим на время эту тему и послушаем ботаников. Они установили, что анчар — растение с мужскими и женскими цветками, причем женские соцветия очень напоминают цветки нашего орешника, тогда как мужские похожи на мелкие грибы опенки. Плоды у анчара мелкие, продолговато-округлые, зеленоватые. Листья схожи с листьями шелковицы, но опадают, как и у всех вечнозеленых деревьев, постепенно.

Позже ботаники обнаружили в Индии второй вид анчара — анчар безвредный. Из его плодов добывают превосходную карминовую краску, а из луба — грубые волокна и даже целые мешки. Недаром местные жители называют его мешочным деревом. Способ получения мешков довольно прост: отпиливают нужного размера бревно и, поколотив основательно по коре, легко снимают ее вместе с лубом. Отделив луб от коры, получают готовую «ткань», которую надо только сшить, чтобы вышел прочный и легкий мешок.

Но, разыскивая подлинное «дерево смерти», мы должны вспомнить еще о двух страшных растениях.

Если вам доведется быть в Сухумском ботаническом саду, ваше внимание, конечно, привлечет дерево, которое ограждено железной решеткой. Рядом табличка с предостерегающей надписью: «Руками не трогать! Ядовито! »

Экскурсовод вам расскажет, что это лаковое дерево из далекой Японии. Там из его белого млечного сока варят знаменитый черный лак, широко известный своими редкими качествами: долговечностью, красотой и стойкостью. Нарядные перистые листья дерева в действительности сильно ядовиты.

Не уступают им и листья сумаха — лианы, известной ботаникам под названием токсидендрон радиканс. Ее можно встретить в североамериканском отделе Сухумского ботанического сада. Сумах ядовитый вьется там по могучим стволам болотных кипарисов и других деревьев. Гибкие, тонкие его стебли-канаты буквально врезаются в чужие стволы, а тройчатые листья, напоминающие листья фасоли, сплошь покрывают и самые лианы и могучие штамбы кипарисов. Осенью листья сумаха особенно красивы, расцвечены на редкость красивой гаммой пунцово-оранжевых красок. Но привлекательность их обманчива. Стоит только дотронуться, как начинается сильный зуд кожи, который, правда, скоро проходит. Через несколько часов возникает слабая припухлость с небольшими очагами сильно лоснящейся кожи, зуд возобновляется, все возрастает, затем появляется и острая боль. В следующие дни боль усиливается, и только срочное вмешательство врачей способно предотвратить тяжелые последствия отравления. Сильное отравление ядом сумаха может закончиться даже смертью. Кстати, у него ядовиты не только листья и стебли, но и плоды, и даже корни. Вот уж настоящее дерево смерти.

Anna Frodesiak

Наконец, в тропической Америке и на Антильских островах растет еще одно дерево, имеющее отношение к нашей теме. Оно принадлежит к семейству молочайных, зовется марцинелла, или по-латыни хипомане марцинелла. Вот оно, пожалуй, больше сумаха соответствует пушкинскому анчару, так как способно поражать даже на расстоянии. Достаточно постоять некоторое время вблизи него и вдохнуть его запах, как наступит тяжелое отравление дыхательных путей.

Кстати, виды с ядовитыми свойствами известны не только среди деревьев, но и среди травянистых растений. Ядовитыми свойствами обладают все части наших чудесных ландышей, листья и стебли томатов, табака.

Яд, извлекаемый из растений, в прошлом часто служил целям мрачным и страшным. Теперь же растительные яды строфантин, кураре и другие используют в медицине: строфантин лечит сердце, а кураре помогает при операциях на сердце и легких. Ядовитый сок сумаха искусные фармацевты превращают в лечебные средства, излечивающие параличи, ревматизм, нервные и кожные заболевания. Перед деревьями смерти ныне открываются широкие горизонты.

С. И. Ивченко — Книга о деревьях

Описание

См. также

Литература

  • Hutchinson J., The genera of flowering plants, v. 2, Oxf., 1967.
  • А.С.Пушкин: Анчар 1828.г.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Анчар" в других словарях:

    См. АНТИАР. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНЧАР Сок ядовитого дерева упас, которым жители Индийского архипелага отравляют свои стрелы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка

    АНЧАР, анчара, муж. (малайск.). Дерево Малайского архипелага с ядовитым соком. «Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Род деревьев и кустарников семейства тутовых. 5 6 видов, в тропиках Азии, Африки. Один из азиатских видов, т. н. упас дерево, содержит ядовитый млечный сок, использовавшийся для отравления стрел … Большой Энциклопедический словарь

    АНЧАР, а, муж. Тропическое южноазиатское дерево (также кустарник) сем. тутовых, один из видов к рого содержит ядовитый млечный сок. Древесный а. Кустарниковый а. | прил. анчарный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    - (Antiaris), род деревьев и кустарников сем. тутовых. 5 6 видов, в тропиках Ст. Света. А. ядовитый, или упас дерево (A. toxicaria), высокое дерево, растущее в Юж. Азии; содержит ядовитый млечный сок, к рый служил местному населению для смазывания… … Биологический энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 8 антар (1) антиар (2) боа упас (1) … Словарь синонимов

    АНЧАР - акустическая разведка на нефть энерг … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (Antiaris) род растений семейства тутовых. Однодомные деревья или кустарники. Цветки невзрачные, мужские в плоских головчатых соцветиях, женские одиночные. 5 6 видов в тропиках Азии, Африки и на о. Мадагаскар. Встречающееся в русской… … Большая советская энциклопедия

    А; м. [малайск. ančar]. Тропическое дерево сем. тутовых, содержащее ядовитый млечный сок. * * * анчар род деревьев и кустарников семейства тутовых. 5 6 видов, в тропиках Азии, Африки. Один из азиатских видов, так называемое упас дерево, содержит… … Энциклопедический словарь

    анчар - а, м. Ядовитое тропическое дерево, соком которого смазывались смертоносные стрелы. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. // Пушкин. Стихотворения // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

А.Н. Радищев Анализ "Путешествие из Петербурга в Москву"

Революционные идеи Радищева наиболее полно выражены в «Путешествии из Петербурга в Москву » (1790). Образно характеризуя русское самодержавие, Радищев поставил эпиграфом к своему произведению стих из поэмы В.К. Тредиаковского «Телемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Эпитеты к слову чудище означают: обло – круглое, жирное; озорно – творящее безобразие, беззакония; стозевно – имеющие сто глоток, жадное, ненасытное; лаяй – лающее, ругающееся. В предисловии автор указывает причину, побудившую его писать: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

Книга Радищева написана в форме путевых заметок, а главы ее поименованы названия тех почтовых станций, на которых останавливался герой-путешественник. Это дало автору возможность широко охватить русскую действительность конца XVIII века. Перед читателем предстают люди всех слоев общества: поместные и служилые дворяне, чиновники-разночинцы, дворовые слуги, крепостные крестьяне. Форма путевого дневника позволяла Радищеву глубоко раскрыть мысли, чувства, переживания путешественника, передать его впечатления от увиденного.

Екатерина II утверждала, что «лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во вселенной». Эту насквозь лживую мысль развенчал в своей книге Радищев. Крестьяне, справедливо утверждает он, отданы в кабалу помещикам: «Се-жребий заклепанного во узы… се жребий вола во ярме».

В главе «Любани» рассказано о встрече путешественника с крепостным крестьянином, который вынужден все шесть дней недели работать на барщине. Чтобы обеспечить пропитание своей семье, он трудится и в праздники, и в лунные ночи. Крестьянин мечтает о том, чтобы с него брали оброк: «Правда, что иногда и добрые господа берут более трех рублей с души, но все лучше барщины». Варварская эксплуатация крестьян производит на путешественника такое гнетущее впечатление, что, оставшись наедине с собой, он мысленно восклицает: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».

В главе «Пешки» открывается поразительное зрелище крестьянской нищеты. Вместе с радищевским героем-путешественником читатель видит тесную, задымленную избу, жалкую крестьянскую одежду («посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода»). Пища крестьян – хлеб «из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки»; сахар для них – «боярское кушанье».

Сила книги Радищева не только в обличении крепостного права. Важно и другое: писатель показывает, что русский крестьянин не стал рабом по натуре. Крестьяне умны, предприимчивы, они не утратили человеческого достоинства, способны к протесту против насилия и угнетения. В главе «Едрово» герой-путешественник взволнованно восклицает: «Нет, нет, но (крестьянин) ив, он жив будет, если того восхочет!» Эта мысль очень существенна. В ней утверждается нравственная стойкость русского народа и его святое право на восстание против угнетателей.

Радищеву были хорошо известны грозные события Крестьянской войны 1773-1775 годов. Об этих событиях он с беспощадной прямотой напоминает дворянству, угрожая ему новым Пугачевым: угнетенные «ждут случая и часа. Колокол ударяет… Мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будут посул за нашу суровость и бесчеловечие» (глава «Хотилов»).

Особое место в «Путешествии…» занимает глава «Спасская полесть», посвященная обличению «чудища стозевна» - самодержавной власти. Основная часть «Спасской полести» построена как развернутая аллегория (иносказание). Путешественнику приснилось, что он царь, окруженный раболепными придворными. Царедворцы подобострастно ловят каждое его слово, каждый взгляд. Все безудержно восхваляют монарха за то, что он «усмирил внешних и внутренних врагов, расширил пределы отечества», восхищаются милосердием самодержца, его справедливостью. Но вот появляется скромно одетая женщина, Прямовзора, которая называет себя Истиной, и снимает пелену с глаз царя. Что же видит он? Оказывается, одеяния его, «столь блестящие… замараны кровию и омочены слезами»; на перстах у него «остатки мозга человеческого», ноги стоят в тине. Во взорах окружающих – «хищность, зависть, коварство и ненависть». Военачальники и министры утопают «в роскоши и веселии», вместо того чтобы исполнять свой долг. Речь в этой аллегории идет о неправой власти тирана, в частности екатерининском царствовании, внешне блистательном, а по сути своей несущем народу неисчислимые бедствия.

В «Путешествии…» Радищев показывает, что самодержавие и власть помещиков над крестьянами могут быть уничтожены только насильственным путем. В главу «Тверь» писатель включил свою оду «Вольность». В ней дана впечатляющая картина народного восстания:

Возникнет рать повсюду бранна,

Надежда всех вооружит;

В крови мучителя венчанна

Омыть свой стыд уж всяк спешит.

Восставшие, захватив власть, вершат строгий суд над царем-преступником, забывшим о своем долге перед народом. Суровый приговор грозных мстителей гласит: «Умри! Умри же ты сто крат!»

Оду «Вольность» Екатерина II признала «совершенно явно и ясно бунтовской, где царям грозится плахою…»

Радищев поставил свое дарование на службу народу. Писатель сделал именно народ центральным героем «Путешествия из Петербурга в Москву» - самой яркой своей книги.

Народ в изображении Радищева – не безликая масса. Каждое действующее лицо «Путешествия…» наделено своими отличительными чертами. Вдумчивый читатель запомнит и неутомимого крестьянина-пахаря («Любани»), и скромную, но гордую девушку Анюту («Едровово»), и крепостного интеллигента, предпочитающего двадцатипятилетнюю солдатскую службу унизительному существованию дворового слуги («Городня»), и многих других героев-крестьян.

Писатель-революционер в созданных им художественных образах раскрыл зависимость взглядов и поступков человека от социальных условий. На страницах «Путешествия…» мы встречаем не только сильных духом крестьян-тружеников, но и крестьян-холопов, развращенных крепостным правом. И дворянская среда, по мысли писателя, порождает не одних лишь «пиявиц ненасытных», но и критически мыслящих, гуманных людей, способных подняться над интересами своего класса и идейно порвать с ним.

Осуждение развращенных нравов самодержавно-крепостнической России неразрывно связано у Радищева с поисками правды и красоты. Высокую красоту писатель находил в трудовой деятельности народа, в нравственном облике труженика, создателя материальных и культурных ценностей. Писатель верил в великое будущее народа:

О, народ, народ преславный!

Твои поздник потомки

Превзойдут тебя во славе…

………………………………

Все преграды, все оплоты

Сокрушат рукою сильной,

Победят – природу даже, -

И пред их могущим взором,

Пред лицом их озаренным

Славою побед огромных

Ниц падут цари и царства.

«Песни, петые на состязаниях…»

В «Путешествии» уделяется значительное внимание «волнениям сердца». Эта особенность нашла отражение и в языке книги, во внутренних монологах путешественника, в риторических вопросах, обращениях и восклицаниях.

В книге Радищева еще немало славянизмов: окрест (вокруг), мраз (мороз), вещаю (говорю), ведаешь (знаешь) и т.п. Пользуясь примерами ораторского красноречия, характерными для его времени, Радищев вводил в текст славянизмы именно там, где хотел достигнуть возвышенного, торжественного звучания художественного слова. И все же в «Путешествии» преобладает живой русский язык, на котором говорило большинство современников писателя.

Обращение Радищева к народному языку позволило ему воспроизвести стиль крестьянской речи, точной и выразительной: «Да хотя растянись крестьянской речи, точной и выразительной: «Да хотя растянись на барской работе, и то спасибо не скажут»; «Небось, барин, не захочешь в мою кожу» («Любани»). Порой крестьянская речь в передаче Радищева близка к песне, печальной, заунывной

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах.

Радищев – предшественник великих русских писателей XIX века.

Русская литература. Учебник для 8 класса средней школы. Н.И. Громов Н.А. Спицына В.И. Коровин Н.К. Семенова 1988 г.


Основные темы и идейное содержание.

Эпиграфом к своей книге Радищев взял стих и поэмы Тредиаковского «Тилемахида», несколько и идейное видоизменив его: «Чудище обло (т. с, круглое), содержание. озорно, огромно, стозевно и лаяй». (В этом месте поэмы Тредиаковского описываются мучения порочных людей, «а особливо злых царей», в загробном мире. Это описание заканчивается тем, что цари-деспоты, смотревшиеся в зеркало, которое показывало «мерзость их пороков», выглядели в нём страшнее разных адских чудовищ.

Одно из них (пёс) и есть - «чудище обло» и т. д. Таким чудищем и называет Радищев самодержавно - крепостнический строй России своего времени.)

Посвящая свою книгу другу своему Алексею Михайловичу Кутузову, Радищев в этом посвящении пишет: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает не прямо на окружающие его предметы».

Это слова пламенного патриота, который горячо любит свою родину и свой народ, страдает при виде бедствий народа и желает сказать правду о своей стране, оружием художественного слова бороться против царящего зла.

Поставив себе такую задачу, Радищев рисует в своей книге широчайшую картину жизни России своего времени. Он показывает жизнь разных слоев общества (царского двора, поместного дворянства, чиновников, купцов, крестьян), говорит об административном произволе, о неправосудии, о всевозможных злоупотреблениях вельмож, чиновников и помещиков, высказывается по вопросам культуры, образования и воспитания, семейных отношений, войны и мира и т. д. И все эти вопросы он освещает с точки зрения революционера, непримиримого борца против угнетения человека человеком. Он обличает самый строй, самодержавно-крепостнический порядок, справедливо видя в нём источник зла. Но он не только обличает, он зовет к революции. Только революция, мыслит Радищев, может избавить народ от его тиранов - царей и помещиков Так центральными темами книги становятся две: крепостное право и самодержавие» а основной идеей - идея народной революции.

Тема крепостного права.

Тема крепостного права раскрыта в «Путешествии» широко, даны потрясающие картины жизни крепостного крестьянства, ею страдании. В главе «Пешки», описывая внутренность крестьянской избы, одежду, обувь крестьян, Радищев показывает всю ужасающую нищету народа. «Алчность дворянства, грабёж, мучительство - вот что довело крестьян до такого состояния», - говорит Радищев.

Писатель гневно восклицает: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, воздух. Да, один воздух!».

О том, как крестьянин работает, каков его труд, Радищев рассказывает в главе «Любани». Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина, а крестьянки ещё и по праздникам ходят в лес за грибами и ягодами для помещичьего стола. Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни праздники да ночи. Разговор с крестьянином потрясает Радищева, и он не может не воскликнуть: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».

Картину беспощадной эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев в главе «Вышний Волочок». Здесь рассказывается об одном помещике, который отнял у своих крестьян «малый удел пашни и сенных покосов, которые им на необходимое пропитание дают обыкновенно дворяне, яко в воздаяние, за все принуждённые работы, которые они от крестьян требуют. Словом, сей дворянин некто всех крестьян, жён их и детей заставил во все дни года работать на себя». Кормил же их пустыми щами, а в посты и в постные дни (среду и пятницу) - хлебом с квасом. «Обувь для зимы, т. е. лапти, делали они сами, ..а летом ходили босы». Ни скота, ни птиц у крестьян не было. Таким путём помещик умножил своё состояние. «Варвар! недостоин ты носить имя гражданина», - говорит, обращаясь к помещику, Радищев. И заканчивает главу революционным призывом: «Сокрушите орудия его земледелия; сожгите его риги, овины, житницы и развейте пепл по нивам, на них же совершалося его мучительство».

В главе «Медное» описывается продажа крестьян с публичного торга. «Каждую неделю два раза, - пишет Радищев, - в газетах публикуется о продаже крепостных разорившимися помещиками. Например: «Сего... дня, по полуночи в 10 часов, по определению уездного суда, или городового магистрата (управы), продаваться будет с публичного торга отставного капитана Г... недвижимое именье, дом, состоящий в... части, под №... и при нём шесть душ мужского и женского полу; продажа будет при оном доме. Желающие могут осмотреть заблаговременно». Кого же продают? - Старика 75 лет, который отца этого капитана, Г. вынес на плечах раненого с поля битвы, а потом был дядькою молодого барина, спас его, когда он тонул в реке, потом выкупил его из тюрьмы, куда барин попал за долги. Старуху, жену старика, которая была кормилицей матери барина, а потом его нянькою. Женщину 40 лет, кормилицу молодого барина. Её дочь - с младенцем и мужем, И всей этой семье грозит опасность быть распроданной в разные руки. Потрясённый и возмущённый этим зрелищем, Радищев заканчивает тяжёлое описание продажи поразительным по глубине понимания утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а «от самой тяжести порабощения», т. е. от революции, вызванной тяжестью рабства.

Радищев говорит о развращающем влиянии крепостного права на помещиков. Жестокость, хищничество, разврат, бескультурье характеризуют помещиков-крепостников. Даже отдельные хорошие люди, изредка встречающиеся среди помещиков, ничего не могут сделать, так как весь строй против них. Исправить положение в стране может только революция, и Радищев убеждён, что она будет.

Тема самодержавия.

Вторая основная тема «Путешествия» - самодержавие - другой, наряду с крепостным правом, источник зла. К этой теме Радищев подходит как революционер, республиканец.

В литературе XVIII века нередко изображались пари-тираны, но им всегда противопоставлялись добрые цари. Для Радищева нет добрых царей, так как само положение царя, неограниченная царская власть, неизбежно развращает ее носителей. С негодованием и возмущением говорит о царской власти Радищев. Екатерина II была права, когда, читая книгу Радищева, писала в своих заметках: «Сочинитель не любит царей и, где может к ним убавить любовь и почтение, тут жадно прицепляется с редкой смелостью». С особой полнотой и силой обличения Радищев говорит о самодержавии в главе «Спасская Полесть» и в оде «Вольность».

«Спасская Полесть» и ода «Вольность».

Центральное место в главе «Спасская Полесть» занимает сон путешественника. Начинается сон картиной великолепия царского трона, на котором восседает правитель страны. Окружающие престол царя сановники придворные раболепствуют, превозносят его мудрость, справедливость, могущество, милосердие, заботу о государстве и народе.

Принимая эту хвалу за чистую монету, царь мнил о себе как о премудрейшем существе. Он повелел первому военачальнику отправиться на завоевание новой земли, командующему флотом - «рассеять корабли по всем морям»; приказал выпустить узников из темниц на волю; повелел архитекторам соорудить великолепные здания. Слушая эти повеления, все стоявшие у трона воздавали хвалу царю. Но Истина-Прямовзора сняла бельма с глаз царя, и он увидел всё в истинном свете. «Одежды мои, столь блестящие, казались замараны кровью и омочены слезами. На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого; ноги мои стояли в тине». Но ещё «скареднее» показались ему придворные. «Вся внутренность их казалась чёрною и сгораемою тусклым огнём ненасытности. Они метали на меня и друг на друга искажённые взоры, в коих господствовали: хищность, зависть, коварство и ненависть».

Царь увидел, что отправленный им на войну военачальник «утопал в роскоши и веселии». Нужные для этого деньги забирались из сумм, отпущенных на нужды войска. Солдаты находились в бедственном состоянии, «почитались хуже скота», «жизнь их ни во что вменялася». Корабли не вышли в море, а их начальник приказал выполнить на чертежах те новые острова, которые он якобы открыл. Повеление царя о прощении преступников или совсем не было выполнено, или задерживалось исполнением, или коснулось только тех, кто мог дать взятку начальникам. И «вместо того, чтобы в народе моём прослыть милосердным, я прослыл обманщиком, ханжою и пагубным комедиантом».