Голгофа русского самодержавия… Исторические картины Павла Рыженко. Картины Павла Рыженко под угрозой

Сразу после марша нашистов поехал на выставку удивительного и талантливого художника Павла Рыженко.Давно собирался,да всё время некогда было.Художник выставлялся в нескольких местах,но информации о нём в прессе и на телевидении нет.Поговаривают,что это было сделано по настойчивой просьбе самого академика Ильи Глазунова.Увидел в нём своего конкурента.Причём удачного.Не буду судить.Всё-таки слухи есть слухи.

Если коротко,его биография выглядит так: Рыженко родился в 1970-м году в Калуге. В двенадцать лет он поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова, а по окончании её в 1990-м году - в Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества. Молодому живописцу посчастливилось учиться под началом академика Ильи Глазунова. По началу Рыженко был одним из любимых учеников мастера, чью линию в искусстве он продолжает. В настоящее время художник проводит собственные выставки и преподаёт на кафедре Композиции в стенах родной Академии.На этот раз выставка проходила в стенах Музея Вооружённых Сил(это фото я делал в прошлом году:

И первый же зал поразил меня огромными размерами картин. Из них чуть ли не диорамы можно делать.

А некоторые картины совсем маленькие. Можно сказать камерные.Такие хорошо бы гляделись в квартирах:

Ну ладно.Начнём рассматривать картины. Заранее говорю,что все тексты к картинам написал сам Мастер."КАЛКА"(1996г):

Это моя первая "дипломная" работа в академии. «Калка», посвящённая одному из самых трагических моментов отечественной истории. В 1223-м году на реке Калке произошла первая битва русских войск с моноголо-татарскими, в которой последние одержали оглушительную победу. Произошло это оттого, что русские князья, разъедаемые междоусобной враждой, не смогли объединиться перед лицом врага, и оттого сплочённый и сильный враг одолел их. Многие наши войны были убиты, другие - взяты в полон.На картине-окончание этого побоища. Вот, поле усеянное стрелами. Посреди него на ковре возлежит один их татарских ханов. Победитель! Он торжествует! И смеётся в лицо взятому в полон русскому князю, которого скручивают ханские приспешники, наглые и самодовольные, предвкушающие большую поживу. А лицо связанного князя выражает боль, но он не сломлен. И голова его поднята высоко, и взор его, гневный и мужественный, устремлён прямо на победившего врага. Силён дух князя. Столь же сильны были и братья его, сложившие свои головы в этом бою. И лишь единства не было промеж ними… И оттого пришла беда на землю русскую. И на горизонте возвышаются горы тел, наших поверженных воинов. А синее русское небо застилает уже чёрный дым. Русь горит!

Один из коньков художника в его пристрастии писать не одиночные картины,а триптихи.Картины связаны одной какой-то теме.Вот перед нами триптих "СОЛНЦЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ"("Поле Куликово"-"Сартак"-"После битвы"):

Все знают,что была Куликовская битва. А тех,кто не знает или не верит,и убеждать не стоит.Все,или почти все,знают,что решил исход сечи удар Засадного полка,возглавляли который Владимир Серпуховской и воевода Бобрюк Волынский.Но все ли знают,что победа на любом поле брани-это принесение в жертву самого дорогого-даже не собственной жизни.В картине на переднем плане я поставляю отца и умирающего у него на руках сына-богатыря,в расцвете сил отходящего к Богу,с радостью исполненного долга.Что же делать на земле старику,который в последний раз нянчит своего кровинушку?Вот тут и начинается для отца Поле Куликово длиною во всю оставшуюся жизнь.Битва за бессмертную душу сына и за душу свою собственную.

А вот одна из самых знаменитых картин."ПОБЕДА ПЕРЕСВЕТА"

Пересвет победил Челубея.Но почему он победил лучшего поединщика во всей Азии,которому как святому молятся на Тибете? На этот вопрос можно дать множество ответов,но самый правильный,по-моему,таков.Он,Пересвет,схимонах Александр,вживе ещё в Лавре отпетый преподобным Сергием,ехал на поле Куликово мёртвым для всего,кроме любви.Он любил,этот гигант-младенец.Он был послушен авве Сергию,который едва достигал плеча своего чада.Он не замечал трудностей месячного похода-он ждал.Ждал своего мига и дождалсяУвидеть бы хоть издали этот миг торжества.Нет,не тот,что изображён на картине,а реальный. Духовный. Кстати,обратите внимание на рамы многих картин.Они очень необычны.Совсем не те,которые вы видите постоянно на картинах старых мастеров,в багетных мастерских.Вот,например,картина "Победа Пересвета" сделана из старинных настоящих копий:

"БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ СЕРГИЯ":

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Какая трудная тема для картины после уже написанных до тебя!Мне показалось,что преподобный просто собрал этих суровых обветренных людей,идущих на смерть,и обнял их сердцем своим.И так это было тепло и тихо,словно победа уже свершилась и все вернулись живыми....И тихо шепчет Сергий Дмитрию,пока ещё не Донскому:"Ты победишь!" "ОСЛЯБЯ"

Тихое утро,пронизанное лучами тёплого солнца,цветущие яблони,за спиной виднеются ульи.Но главное в этой картине то,что монаха зовут Ослябя.И готовится этот монах не белить стволы,а отдать свою жизнь-за Христа и за всех людей русских.Он-воин Христов-всё же побелит свои яблони,а потом,взяв меч,устремится в самый ад Куликовской битвы,чтобы бить врагов.А потом самому быть изрубленным со своим великим собратом Пересветом. "МОЛИТВА ПЕРЕСВЕТА"

Другое название этой картины-"Молитва перед боем".Здесь самое главное-глаза Пересвета,его взгляд.Ради этого я и писал картину.Писал,как чувствовал,-что получилось,решать не мне.Главное,чтобы у каждого произошла своя встреча в глубине сердца с Пересветом и с самим собой. Рама этой картины по моему вообще уникальна.Она из мрамора.Наверное поэтому она не весит,а стоит на двух больших брусках:

В тиши и прохладе храма молятся двое.Отец и сын.Отец-Дмитрий Донской.Сын-Василий Дмитриевич.Отец плачет,глядя сквозь стены в полумраке алтаря.Рядом лежит меч.Вот о нём-то и думает князь.О его Крёстной тяжести....А сын ничего ещё не знает об этом.Он смотрит на бабочку,которая,словно осенний листочек,запорхнула в храм. "ВЕСНА НА ОКЕ"

Молчит и молится Великий Государь всея Руси Иван Васильевич Грозный.Молчит и как христианин не защищается,не оправдывается,а в спокойном величии исполненного долга,со смирением и силой,мысленно подводит итог своей жизни.Тихо,без суеты.В глубине своей душевной кельи."МАЛЮТА"

А, вот, другой видный деятель того времени, царский сатрап, палач Малюта Скуратов. Это, пожалуй, одна из самых одиозных и кровавых фигур нашей истории. Своё дело Малюта знал отлично: на его совести не одна сотня замученных людей, в том числе, недавних своих друзей. Именно Скуратов по указанию Грозного удавил в последствие прославленного в лике святых Митрополита Филиппа, обличавшего злодеяния Царя.Один вид этого человека многих повергал в трепет. Куда идёт он теперь, зажав в руке свитки приказов? Чьи ещё судьбы должны разрушить они? А какая рама шикарная!

В пяти залах,экспонирующих картины Рыженко выставлены также настоящие экспонаты:старинные пушки,ядра.Обратите внимание на ноу-хау Смутного времени:пищаль на повозке. Быть может это является прообразом тачанки в Гражданскую?

"ТАЙНА ЦАРЁВА.ФЁДОР ИОАНОВИЧ"

В самом названии картины я заложил ответ."Кругом трусость,измена и обман"-так сказал о своём времени Николай II.Есть от чего прийти в уныние.Думается,что те же мысли посещали русских людей и во времена польского наществия.Рыдали дети-сироты,грех и его следствие-мор,голод и войны-обескровили тогда Родину...

Следующая картина по размерам считается одной из самых больших.В высоту она достигает почти трёх метров.Рама весит более 500 килограмм."ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ТИШАЙШИЙ"

Царь Алексей Михайлович-отец Петра I.Принято считать это время тёмным,невежественным,а государей-почти сказочными старичками-бородачами.Но не таковыми были они в действительности.Не суетливость,выдаваемая за избыточную деловитость,а молитвенный покой и сила были присущи этим великанам духа.Недаром Алексей Михайлович был назван Тишайшим.В этом наименовании чувствуется и сыновняя любовь,и признание могучести служения царского,которое,как и всякая истинная сила,всегда тиха как океан. В четвёртом зале висят картины,рассказывающие о трагическом начале ХХ века.

И открывает зал диптихом "ВЕТЕРАН"-"ДВОРНИК".Эти две работы практически об одном и том же-великом,проявленном в малом:

Ветеран Первой мировой,или как тогда говорили,Великой войны,всё ещё не снял погон со своей шинели.Он спокоен как атлант,взирает на море безумств вокруг себя и молится,не теряя царственного достоинства.....Тихо падают осенние листья.Дворник метёт землю.Стол с самоваром: хозяева только что попили чай и незаметно ушли.А за решёткой осеннего сада притаилось "чудовище"-бесноватые с красными бантами и винтовками.Смерть уже стоит за спиной... Обратите внимание на интересное завершение рамы к картине "Дворник":

Под потолком висят настоящие знамёна Первой мировой:

Следующие картины образуют триптих "ЦАРСКАЯ ГОЛГОФА"("Николай II на смотре"-"В Гатчине после отречения"-"В ипатьевском доме")1."НИКОЛАЙ II НА СМОТРЕ"

2."В ГАТЧИНЕ ПОСЛЕ ОТРЕЧЕНИЯ"

3.В ИПАТЬЕВСКОМ ДОМЕ СРАЗУ ПОСЛЕ РАССТРЕЛА"

Может ли человек,в ослеплении злобой убивший своего отца,быть счастлив,пребывая в мире и благоденствии? Весь народ наш,к которому я и себя причисляю,до сих пор в огромной массе своей причастен к греху отцеубийства.Но убит был не только отец народа-царь,убиты были и его невинные дети и жена.Сейчас,когда открыта и доступна правда об истоках нашей сегодняшней беды-цареубийстве,нельзя отделаться неведением.Мы страдаем,но почему же не идём к покаянию,не просим прощения? Ведь за прощением следует исправление нашей жизни.... Позвольте на этом прервать рассказ о выставке. Там впереди ещё почти 30 картин. Но этот пост и так получился огромным,и мои читатели быть может устали уже "ходить" по выставке.Если кто желает продолжения,так и скажите. Я могу продолжить дальше.

Калка

Художник с мировым именем, пишущий на религиозные и исторические темы, Павел РЫЖЕНКО, приглашает всех на свою выставку, которая в Музее Советской Армии открыта с 10-00 до 17-30 ежедневно, кроме понедельника и вторника. Вход платный, цена билета - 150 рублей.

Проезд до Музея Советский Армии (выставки): на метро - до недавно открытой станции "Достоевская" или на автомобиле - до улицы Селезневской.

ТВОРЧЕСТВО ПАВЛА РЫЖЕНКО

в залах Центрального Музея Вооруженных Сил открылась персональная выставка исторической живописи одного из самых интересных и талантливых молодых русских художников Павла Рыженко (1970 г.р.).

Главная внутренняя христианская составляющая его творчества – исповедь Художника. Исповедь на холсте. Если у тебя на душе черная пустота, то это "Черный квадрат". Если открыт Художнику Божественный мір ангелов, то тогда появляется "Троица" Рублева. Мір Рыженко – мір страдания за судьбу исторической России, и в то же время светлой надежды и веры в ее возрождение.

Павел Рыженко – выпускник и преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Он пишет в стиле "классического русского реализма". Его учитель Илья Глазунов говорит, что «Павел Рыженко – страстный в работе талантливый художник, у него большое будущее». О своем творчестве сам Рыженко говорит: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый "электорат", а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, "мишурной" культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия» .

Живопись Рыженко - это не просто талантливо написанные картины. Это бронебойные снаряды, разрушающие насаждаемое ныне равнодушие к великой истории России. Это тяжелые колокола, пробуждающее в нас стремление сделать себя лучше. Картины Рыженко – выражение его внутреннего мощного духа, горячего и безкомпромиссного стремления, как он сам говорит, «видеть Россию сильной и свободной от греха».

В сентябре 2004 года в Центральном доме художника состоялась первая персональная выставка Павла Рыженко, после которой о живописце широко заговорили как о несомненном таланте, замечательном мастере кисти, работы которого наполнены щемящей сердце любовью к России. Центральное место в экспозиции заняли девять монументальных полотен, объединенных единой идеей «исторических аналогий современности»: "Калка", "Смутное время", триптих "Царская Голгофа", "Царево молчание", "Выбор веры", "Тишайший", "Молитва".

На нынешней выставке представлено более 50 картин. Главное место среди них занимают 12 новых полотен. Это картины о Куликовской битве ("Поединок Пересвета с Челубеем", "Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву", "Ослябя", "Утро перед битвой. Пересвет"), "Братия", "Тайна Царёва. Федор Иоаннович", также "Малюта Скуратов. Царский указ", "Ветеран", "Семнадцатый год", "Веночек", "Удар колокола", "Муравейник". Новые картины обозначают главную тему в творчестве художника: духовный путь России, который пролегает через разные эпохи и исторические события – от татаро-монгольского ига и смутного времени до гражданской братоубийственной войны. «Моя роль , – говорит Рыженко, - раскрыть духовный подвиг русского народа, поднять эту тему на щит, чтобы русские люди воспрянули, чтобы избавить нынешних сынов Отечества от уныния» .

Отрадно, что на выставки мастера приходит, даже к его удивлению, много молодежи. У его картин проводятся уроки русской истории как у наглядных пособий. «Я себя отождествляю не с культурой европейской общечеловеческой, но с культурой, нить которой тянется от веков апостольских, через Византию к Руси », – говорит мастер.

Сегодня пришли две новости. Одна очень хорошая, другая - очень плохая.

Хорошая звучит так: в Москве открылась и проходит выставка картин прекрасного русского художника Павла Рыженко. Выставка проходит ежедневно, кроме понедельника и вторника , с 10 до 17.30. в музее Российской Армии (людям старшего поколения более известном, как музей Советской Армии). Проезд: метро до недавно открытой станции "Достоевская" (идти ровно 15 метров), на авто - до ул. Селезневской. Цена билета - 150 рублей.

Теперь - очень плохая новость. Узнал я об этой выставке только из интернета, где художник попросил как можно шире распространить информацию, поскольку, цитирую «с недавнего времени он попал под бойкот печатных и телевизионных СМИ».

Не так давно, на проводившихся нами , кто-то говорил, что « » - только часть общего наката на русскую историю и культуру. И вот еще одно тому подтверждение - наличие бойкота в СМИ на работы лучшего художника современной России, не побоюсь резкости оценок - одного из немногих классиков во всей современной мировой живописи, - это национальный позор.


Да, Павел Рыженко, наряду со своим учителем Ильёй Глазуновым, это, безусловно, лучший современный русский живописец, который, как и Глазунов, уже стал живым классиком и вошёл в золотой фонд русской культуры. Именно по полотнам Глазунова и Рыженко потомки будут судить о современной русской живописи, и о мировой современной живописи вообще.

Кстати, Павел Рыженко открыл свой блог в Живом журнале (ЖЖ) -

Художник Павел Рыженко


Обращение сына художника, Тихона Рыженко, ко всем неравнодушным. Оригинал .

С момента ухода папы я знал, что когда-то наступит этот печальный день… День, когда вслед за ним незримо «уйдут» и те, о ком он писал… Русские святые, великие князья и государи, монахи и воины - достойно и жертвенно прошедшие путь своего земного служения и вернувшиеся ныне в своё несчастное Отечество через творчество талантливого русского художника…

Полотна, посвящённые русской национальной истории, глубоко выстраданные его душой по экономичес-ким законам нынешнего мира, нацеленного на всё рациональное и практическое - не в состоянии «окупить» себя… Окупить своё «присутствие» в выставочных залах и на складе, где они хранятся, упакованные в плотный полиэтилен. На этом складе, где находится и наша уникальная мастерская по производству репродукций сильно возросла стоимость аренды - она стала почти неподъёмной…

Картинам не нашлось места в городской галерее, где они могли бы ожидать встречи со зрителями, чтобы вновь и вновь раскрывать перед ними страницы русской истории. Не нашлось государственных средств даже просто для их хранения. Вынужденные постоянно скитаться как изгнанники по родному Отечеству, скорбели наши святые Цари, князья и воины Императорской Гвардии…

Увы, почему-то всегда находятся средства на всевозможные ток-шоу и пустые развлечения, разлагающие и убивающие дух нации, в страшном упадке ныне национальная культура, обесценены её высокие нравственные идеалы… Но нет средств на то, что формирует национальное сознание, на то, что возвращает русским людям чувство достоинства…

Лишь в выставочных залах картины на какое-то время обретали «право голоса», возвращался смысл их главного предназначения. Именно там, на выставках, они «встречались» со зрителями - с той частью русского народа, которая ждала встречи со своей историей и которая, невзирая на безумное беснование современной вседозволенности, была верна русской национальной традиции - понимая, принимая и разделяя её. И ещё герои этих картин знали, что у написавшего их художника есть силы, чтобы сберечь их как маленькое военное подразделение, готовое в любой момент выступить в бой за русского человека…

Но вот художник умер, средств на содержание картин хватило ненадолго, учитывая количество проведённых выставок, дорогостоящую перевозку и монтировку полотен в выставочных залах. И всё же, невзирая на эти технические сложности, они каким-то чудом продержали свой «фронт» и выстояли в течении трёх этих лет, сформировав одиннадцать тематических выставок. Всё это время они оставались с нами ещё и потому, что искренняя любовь и вера жены художника, раскрывающей перед зрителями правду оболганных страниц русской истории - не позволили им оставить свой «боевой пост»… И ещё, они видели слёзы людей, которые вновь и вновь приходили в залы, отказываясь расставаться с героическими, жертвенными судьбами всех тех достойных и великих, кто был запечатлён мастером…

Однако, увы, пришло это скорбное время и, возможно, в одну ночь соберут свои дружины Димитрий Донской и Александр Невский, построится перед последним маршем Царская Гвардия и они начнут свой незримый путь туда, откуда пришли, вызванные рукой Павла Викторовича ‒ они уйдут в Вечность…

Будет доснят и показан нашему несчастному народу фильм «Матильда», поднимутся к небесам новые стеклянные бизнес-центры, а они - хранители и создатели Русского христианского мира, запечатлённые на холстах, в последний раз окинув взглядом свою святую вотчину, в которой им, увы, не нашлось места ‒ уйдут… Уйдут, потому что русским людям не хватило сил и средств удержать их рядом с собой… Мы же с мамой от лица всех русских Государей, святых и князей, и воинов первый раз просим Вас - не попустите им уйти! Русские люди, любящие творчество папы на протяжении долгих лет - спасите умирающую русскую культуру!

Если у нашей власти, обитающей на Рублёвке, нет средств на поддержание папиных картин, то, возможно, эти средства найдутся у Вас - русских патриотов с искренними, живыми и любящими сердцами, русских людей, которые, быть может, помогут нам в течении этих кризисных месяцев, а потом Вы увидите эти исторические картины в залах на нашей новой выставке - «Благословенная эпоха». Вы увидите, спасённых Вами Государей, которые незримо благословят Вас, своих верноподданных, спасших их от гибели, позора и забвения…

Дорогие друзья, мы с мамой отдали всё, что имели, чтобы спасти папину коллекцию. Мы просим не для себя. Помогите нам - спасите папино наследие! Всё это создавалось для Вас…

Желающие пожертвовать средства на сохранение картин Павла Рыженко, могут это сделать лично встретившись со мной или переведя деньги на карту Сбербанка № 4274 2700 1219 9196 (Екатерина Юрьевна Исакова). Это карта моей сестры Екатерины - верного моего помощника и сотрудника Фонда сохранения наследия П. Рыженко. Имена жертвователей будут включены в список благотворителей и отмечены наградами Фонда.

Тихон Рыженко

PS. А чтобы всем стало ясно, о ком идёт речь и что Россия может потерять - прилагаю ряд репродукций с картин Павла Рыженко.


Калка


Невская битва


Благословение преподобного Сергия


Победа Пересвета


Поле Куликово


Сартак.
(Сартак был ханом Золотой Орды, по имеющимся сведениям исповедовал Христианство - М.М.)


Смутное время

Ну и, конечно, главная тема в творчестве Рыженко - это Николай Второй и судьба последней Царской Семьи.


Царская семья на Бородинских торжествах


Император Николай Второй в госпитале с ранеными


Стоход


Отречение
(На картине мы видим гвардейского офицера, спарывающего ножницами вензеля Николая Второго с погон.
Эта тема ещё получит своё продолжение - М.М.)


Прощание с Конвоем


Заточение в Царском Селе

От темы Николая Второго логично и плавно переходим к теме революции и Гражданской войны, получившей в творчестве Рыженко, я бы сказал, очень православное воплощение. Главные темы для художника здесь - верность и покаяние



Зонтик.
(На картине мы видим растерзанные тела жертв революционного террора.
И маленькую девочку, обречённо, но твёрдо держащую зонтик над телом убитой мамы -
как символ неотрёкшейся России - М.М.)

Царские погоны.
(На картине - офицер Корниловской ударной дивизии. Он отправляется
на Гражданскую войну и прощается с царскими погонами. Я обещал вернуться к теме
споротых вензелей. Этот офицер - хранит верность присяге. И готов погибнуть за неё.
Поэтому царские вензеля на его погонах сохранены. Как и платок с инициалами
императрицы Александры Фёдоровны - самого оболганного члена Царской Семьи - М.М.)


Удар колокола.


Венчик
(На картине мы видим того же красноармейца, что и на предыдущей, склонившимся в покаянном жесте
перед намогильным крестом. Возможно, на могиле матери. Возможно, эта материнская могила символизирует собой
могилу расстрелянной большевиками Родины, которую запоздало пришёл оплакивать этот человек. - М.М.)

Ну и, конечно, тема Великой Отечественной войны, священная для каждого настоящего русского. Вот только две картины Рыженко, посвященные этой теме.



Минский котёл


Конец блокады

Калка

Художник с мировым именем, пишущий на религиозные и исторические темы, Павел РЫЖЕНКО, приглашает всех на свою выставку, которая в Музее Советской Армии открыта с 10-00 до 17-30 ежедневно, кроме понедельника и вторника. Вход платный, цена билета - 150 рублей.

Проезд до Музея Советский Армии (выставки): на метро - до недавно открытой станции "Достоевская" или на автомобиле - до улицы Селезневской.

ТВОРЧЕСТВО ПАВЛА РЫЖЕНКО

в залах Центрального Музея Вооруженных Сил открылась персональная выставка исторической живописи одного из самых интересных и талантливых молодых русских художников Павла Рыженко (1970 г.р.).

Главная внутренняя христианская составляющая его творчества – исповедь Художника. Исповедь на холсте. Если у тебя на душе черная пустота, то это "Черный квадрат". Если открыт Художнику Божественный мір ангелов, то тогда появляется "Троица" Рублева. Мір Рыженко – мір страдания за судьбу исторической России, и в то же время светлой надежды и веры в ее возрождение.

Павел Рыженко – выпускник и преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Он пишет в стиле "классического русского реализма". Его учитель Илья Глазунов говорит, что «Павел Рыженко – страстный в работе талантливый художник, у него большое будущее». О своем творчестве сам Рыженко говорит: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый "электорат", а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, "мишурной" культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия» .

Живопись Рыженко - это не просто талантливо написанные картины. Это бронебойные снаряды, разрушающие насаждаемое ныне равнодушие к великой истории России. Это тяжелые колокола, пробуждающее в нас стремление сделать себя лучше. Картины Рыженко – выражение его внутреннего мощного духа, горячего и безкомпромиссного стремления, как он сам говорит, «видеть Россию сильной и свободной от греха».

В сентябре 2004 года в Центральном доме художника состоялась первая персональная выставка Павла Рыженко, после которой о живописце широко заговорили как о несомненном таланте, замечательном мастере кисти, работы которого наполнены щемящей сердце любовью к России. Центральное место в экспозиции заняли девять монументальных полотен, объединенных единой идеей «исторических аналогий современности»: "Калка", "Смутное время", триптих "Царская Голгофа", "Царево молчание", "Выбор веры", "Тишайший", "Молитва".

На нынешней выставке представлено более 50 картин. Главное место среди них занимают 12 новых полотен. Это картины о Куликовской битве ("Поединок Пересвета с Челубеем", "Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву", "Ослябя", "Утро перед битвой. Пересвет"), "Братия", "Тайна Царёва. Федор Иоаннович", также "Малюта Скуратов. Царский указ", "Ветеран", "Семнадцатый год", "Веночек", "Удар колокола", "Муравейник". Новые картины обозначают главную тему в творчестве художника: духовный путь России, который пролегает через разные эпохи и исторические события – от татаро-монгольского ига и смутного времени до гражданской братоубийственной войны. «Моя роль , – говорит Рыженко, - раскрыть духовный подвиг русского народа, поднять эту тему на щит, чтобы русские люди воспрянули, чтобы избавить нынешних сынов Отечества от уныния» .

Отрадно, что на выставки мастера приходит, даже к его удивлению, много молодежи. У его картин проводятся уроки русской истории как у наглядных пособий. «Я себя отождествляю не с культурой европейской общечеловеческой, но с культурой, нить которой тянется от веков апостольских, через Византию к Руси », – говорит мастер.