Основные темы и проблемы творчества А. Нравственная проблематика, художественное своеобразие творчества А.И. Куприна

Александр Иванович Куприн – очень яркий и самобытный писатель конца XIX – начала XX столетия. В его таланте современники видели первозданную мощь русского народа, что-то могучее и сильное. Таковы и его лучшие произведения – в них отразилась жизнь различных классов и сословий русского общества.
В своем творчестве Куприн продолжал демократические и гуманистические традиции русской литературы, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. Он всегда старался затрагивать актуальные события своего времени.
Заниматься литературой Куприн начал еще когда учился в кадетском корпусе. Тогда он писал стихи. В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн напечатал свой первый небольшой рассказ в журнале “Русский сатирический листок”, который называется “Последний дебют”. За этот поступок его арестовали и посадили на гауптвахту. В 1841 году Куприн вышел в отставку, поселился в Киеве и стал писать для газет.
Куприн написал очень много рассказов, все они прекрасны, необычны, поднимают актуальные проблемы нравственной ответственности интеллигенции за страдания и плохую

жизнь народа. Мне хотелось бы остановиться на двух произведениях А. И. Куприна – “Молохе” и “Гамбринусе”.
“Молох” написан после того, как Куприн побывал в Донецке и увидел жизнь рабочих. Надо сказать, что жизнь у рабочих сталелитейного завода была страшная. И Куприн очень красочно и достоверно воспроизводит ее в своей повести. В ней Куприн показывает противоречия между богатыми и бедными, между теми, кто работает, и теми, кто наживается на их труде. Мы видим будни крупного капиталистического завода, убогий быт рабочих, их нищету, а также нежелание так жить, которое выливается в мятежи и грабежи. Главный герой повести – инженер Бобров, который все это видит и задумывается над происходящим. Он очень остро и болезненно реагирует на несправедливость, на страдания и боль. Писатель сравнивает капиталистический порядок со злым и страшным богом Молохом, который требует человеческих жертв. В повести служителем этого Молоха является хозяин завода – Квашнин. Он делает деньги на всем, но также он хочет быть вождем своей буржуазной партии: “Нам принадлежит будущее”, – говорит он. На заводе Квашнина боятся и делают все, чтобы ему угодить и не разозлить его. Ему даже отдают лучшую девушку – невесту Боброва Нину Зиненко.
Это вызывает в Боброве протест, и он хочет взорвать заводские склады, уничтожив это чудище. Однако дальше мысли дело не идет. Здесь Куприн показывает, что интеллигенция того времени еще не готова к решительным действиям. И в этом ее трагедия.
Тем не менее будущее Куприн связывает с восстанием народа – повесть заканчивается бунтом рабочих. Они все-таки подожгли завод, Квашнин убежал, а из Москвы прислали карателей для усмирения восставших. Так писатель показал, что изменить жизнь и сложившиеся устои может только сам народ.
Еще мне очень нравится замечательный рассказ “Гамбринус”, который был написан в 1907 году. Здесь опять возникает тема революции – очень актуальная тема для того времени. Только здесь нет ни революционеров, ни заговоров. “Гамбринус” – это рассказ о маленьком человеке, который посмел бросить вызов властям. Это рассказ о том, что у каждого должна быть своя позиция и ее надо отстаивать. Главный герой произведения – еврейский музыкант Сашка, которого все любят. У него есть талант скрипача, и он собирает своей музыкой всех простых людей. Он играет разные мелодии, но больше всего всем нравится “Марсельеза” – революционная музыка. Эта музыка необходима, потому что идет революция. Однако вскоре наступила реакция, и Сашка отказывается играть гимн по заказу полицейских. Тогда его избивают, ломают ему пальцы, чтобы впредь неповадно было.
Но Сашка не унывает – он вернулся в кабачок и продолжил играть веселую и задорную музыку. Так Куприн хотел показать, что сила искусства и дух свободы непобедимы. Эта тема будет продолжаться и в других рассказах писателя.
Рассказ “Гамбринус” учит нас не предавать свои идеалы и не падать духом ни при каких обстоятельствах.


Другие работы по этой теме:

  1. Александр Иванович Куприн – русский писатель начала XIX – конца XX века. Он относился к реалистическому направлению, поэтому его произведения красочны, достоверны, содержат много подробностей....
  2. Тема любви была одной из главных тем писателей 20 века. О любви писали во все века, и даже с наступлением нового времени она не остается...
  3. “Тапер” – рождественский рассказ А. И. Куприна В рассказе “Тапер” Александр Иванович Куприн знакомит нас с семьей Рудневых, которая “принад­лежала к одной из самых безалаберных,...
  4. 1. Главная героиня повести, ее жизнь в замужестве. 2. Чувства таинственного Г. С. Ж. 3. Любовь в рассуждениях генерала Аносова. 4. Смысл любви для главного...

Александр Иванович Куприн - очень яркий и самобытный писатель конца XIX - начала XX столетия. В его таланте современники видели первозданную мощь русского народа, что-то могучее и сильное. Таковы и его лучшие произведения - в них отразилась жизнь различных классов и сословий русского общества.

В своем творчестве Куприн продолжал демократические и гуманистические традиции русской литературы, особенно Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Он всегда старался затрагивать актуальные события своего времени.

Заниматься литературой Куприн начал еще когда учился в кадетском корпусе. Тогда он писал стихи. В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн напечатал свой первый небольшой рассказ в журнале «Русский сатирический листок», который называется «Последний дебют». За этот поступок его арестовали и посадили на гауптвахту. В 1841 году Куприн вышел в отставку, поселился в Киеве и стал писать для газет.

Куприн написал очень много рассказов, все они прекрасны, необычны, поднимают актуальные проблемы нравственной ответственности интеллигенции за страдания и плохую жизнь народа. Мне хотелось бы остановиться на двух произведениях А.И. Куприна- «Молохе» и «Гамбринусе».

«Молох» написан после того, как Куприн побывал в Донецке и увидел жизнь рабочих. Надо сказать, что жизнь у рабочих сталелитейного завода была страшная. И Куприн очень красочно и достоверно воспроизводит ее в своей повести. В ней Куприн показывает противоречия между богатыми и бедными, между теми, кто работает, и теми, кто наживается на их труде. Мы видим будни крупного капиталистического завода, убогий быт рабочих, их нищету, а также нежелание так жить, которое выливается в мятежи и грабежи. Главный герой повести - инженер Бобров, который все это видит и задумывается над происходящим. Он очень остро и болезненно реагирует на несправедливость, на страдания и боль. Писатель сравнивает капиталистический порядок со злым и страшным богом Молохом, который требует человеческих жертв. В повести служителем этого Молоха является хозяин завода - Квашнин. Он делает деньги на всем, но также он хочет быть вождем своей буржуазной партии: «Нам принадлежит будущее», - говорит он. На заводе Квашнина боятся и делают все, чтобы ему угодить и не разозлить его. Ему даже отдают лучшую девушку - невесту Боброва Нину Зиненко.

Это вызывает в Боброве протест, и он хочет взорвать заводские склады, уничтожив это чудище. Однако дальше мысли дело не идет. Здесь Куприн показывает, что интеллигенция того времени еще не готова к решительным действиям. И в этом ее трагедия.

Тем не менее будущее Куприн связывает с восстанием народа - повесть заканчивается бунтом рабочих. Они все-таки подожгли завод, Квашнин убежал, а из Москвы прислали карателей для усмирения восставших. Так писатель показал, что изменить жизнь и сложившиеся устои может только сам народ.

Еще мне очень нравится замечательный рассказ «Гамбринус», который был написан в 1907 году. Здесь опять возникает тема революции - очень актуальная тема для того времени. Только здесь нет ни революционеров, ни заговоров. «Гамбринус» - это рассказ о маленьком человеке, который посмел бросить вызов властям. Это рассказ о том, что у каждого должна быть своя позиция и ее надо отстаивать. Главный герой произведения - еврейский музыкант Сашка, которого все любят. У него есть талант скрипача, и он собирает своей музыкой всех простых людей. Он играет разные мелодии, но больше всего всем нравится «Марсельеза» - революционная музыка. Эта музыка необходима, потому что идет революция. Однако вскоре наступила реакция, и Сашка отказывается играть гимн по заказу полицейских. Тогда его избивают, ломают ему пальцы, чтобы впредь неповадно было.

Но Сашка не унывает - он вернулся в кабачок и продолжил играть веселую и задорную музыку. Так Куприн хотел показать, что сила искусства и дух свободы непобедимы. Эта тема будет продолжаться и в других рассказах писателя.

Рассказ «Гамбринус» учит нас не предавать свои идеалы и не падать духом ни при каких обстоятельствах.

    И. Бунин и А. Куприн жили и творили в непростые для России времена. Может быть, поэтому так своеобразны их взгляды на жизнь. Постараемся разобраться, в чём писатели видят горечь и сладость человеческой жизни. "Я хочу говорить о печали" -...

    А.И. Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий. В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия.- Продолжая демократические...

    В мировой литературе вообще, а в русской литературе особенно, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает большое место. Личность и среда, индивидуум и общество – об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды этих размышлений...

    “Любовь же бедной девушки из виноградника и великрго царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, - царица, потому что любовь прекрасна”. А.И Куприн Гуманист и правдоискатель,...

Александр Иванович Куприн - очень яркий и самобытный писатель конца XIX - начала XX столетия. В его таланте современники видели первозданную мощь русского народа, что-то могучее и сильное. Таковы и его лучшие произведения - в них отразилась жизнь различных классов и сословий русского общества.

В своем творчестве Куприн продолжал демократические и гуманистические традиции русской литературы, особенно Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Он всегда старался затрагивать актуальные события своего времени.

Заниматься литературой Куприн начал еще когда учился в кадетском корпусе. Тогда он писал стихи. В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн напечатал свой первый небольшой рассказ в журнале «Русский сатирический листок», который называется «Последний дебют». За этот поступок его арестовали и посадили на гауптвахту. В 1841 году Куприн вышел в отставку, поселился в Киеве и стал писать для газет.

Куприн написал очень много рассказов, все они прекрасны, необычны, поднимают актуальные проблемы нравственной ответственности интеллигенции за страдания и плохую жизнь народа. Мне хотелось бы остановиться на двух произведениях А.И. Куприна- «Молохе» и «Гамбринусе».

«Молох» написан после того, как Куприн побывал в Донецке и увидел жизнь рабочих. Надо сказать, что жизнь у рабочих сталелитейного завода была страшная. И Куприн очень красочно и достоверно воспроизводит ее в своей повести. В ней Куприн показывает противоречия между богатыми и бедными, между теми, кто работает, и теми, кто наживается на их труде. Мы видим будни крупного капиталистического завода, убогий быт рабочих, их нищету, а также нежелание так жить, которое выливается в мятежи и грабежи. Главный герой повести - инженер Бобров, который все это видит и задумывается над происходящим. Он очень остро и болезненно реагирует на несправедливость, на страдания и боль. Писатель сравнивает капиталистический порядок со злым и страшным богом Молохом, который требует человеческих жертв. В повести служителем этого Молоха является хозяин завода - Квашнин. Он делает деньги на всем, но также он хочет быть вождем своей буржуазной партии: «Нам принадлежит будущее», - говорит он. На заводе Квашнина боятся и делают все, чтобы ему угодить и не разозлить его. Ему даже отдают лучшую девушку - невесту Боброва Нину Зиненко.

Тем не менее будущее Куприн связывает с восстанием народа - повесть заканчивается бунтом рабочих. Они все-таки подожгли завод, Квашнин убежал, а из Москвы прислали карателей для усмирения восставших. Так писатель показал, что изменить жизнь и сложившиеся устои может только сам народ.

Еще мне очень нравится замечательный рассказ «Гамбринус», который был написан в 1907 году. Здесь опять возникает тема революции - очень актуальная тема для того времени. Только здесь нет ни революционеров, ни заговоров. «Гамбринус» - это рассказ о маленьком человеке, который посмел бросить вызов властям. Это рассказ о том, что у каждого должна быть своя позиция и ее надо отстаивать. Главный герой произведения - еврейский музыкант Сашка, которого все любят. У него есть талант скрипача, и он собирает своей музыкой всех простых людей. Он играет разные мелодии, но больше всего всем нравится «Марсельеза» - революционная музыка. Эта музыка необходима, потому что идет революция. Однако вскоре наступила реакция, и Сашка отказывается играть гимн по заказу полицейских. Тогда его избивают, ломают ему пальцы, чтобы впредь неповадно было.

Но Сашка не унывает - он вернулся в кабачок и продолжил играть веселую и задорную музыку. Так Куприн хотел показать, что сила искусства и дух свободы непобедимы. Эта тема будет продолжаться и в других рассказах писателя.

Рассказ «Гамбринус» учит нас не предавать свои идеалы и не падать духом ни при каких обстоятельствах.

Куприн всегда горячо и нежно любил Россию. Это чувство нашло отражение в его творчестве. Основными темами творчества писателя-реалиста становятся обычные рабочие люди, великолепные в труде и разгуле балаклавские рыбаки, философствующие поручики и замученные рядовые, великолепная природа России с её обитателями, цирк и дети, а так же ряд произведений, в которых есть место мистическому и даже фантастическому.

Переживания и накопленный жизненный опыт, полученный в учебных военных заведениях и на службе, Куприн передаёт в своих произведениях через образ «маленького» человека, угнетаемого оскорбительно чужой и враждебной ему средой. Тема угнетения и оскорбления «маленького» человека передаётся
в повести «Поединок» (1905), рассказе «Дознание» (1894), а также в раннем произведении Куприна – повести «На переломе» («Кадеты», 1900). В повести «На переломе» «Куприн подробно запечатлел калечащие детскую душу нравы, косность начальства, “всеобщий культ кулака„, отдавший слабого на растерзание более сильному, наконец, отчаянную тоску по семье
и дому
» . Этой же глубокой симпатией к простому человеку проникнуты ранние рассказы Куприна из армейской жизни («Дознание»
и «Прапорщик армейский»), а также рассказы, обличающие чиновников-взяточников и пройдох («Негласная ревизия» и «Просительница»).

Работа на заводах Донецкого бассейна в 1896 году послужила материалом для цикла очерков о положении рабочих, которые впоследствии преобразовались в первое крупное произведение Куприна – повесть «Молохов». Темой этих рассказов и повести стали обычные рабочие люди .

Куприн и дальше продолжает развивать тему простых, обычных людей, рабочих разных профессий . Ещё одна известная группа произведений, посвященных обычным людям, - очерки «Листригоны». В очерках развивается тема жизни балаклавских рыбаков, воспевается их тяжёлый труд,
а также здоровые и мужественные люди, живущие суровой, но богатой чувствами жизнью. Эта тема начинала развиваться ещё в очерках «Господня рыба», «Тишина» и «Макрель» (выпущенные под общим заглавием «Балаклава» в 1908 году), а так же в последующих очерках: «Воровство»
и «Белуга», выпущенных под общим названием «Листригоны». Среди произведений, написанных вдали от Родины, следует отметить рассказ Куприна «Светлана» (1934).

В своей повести «Яма» Куприн открывает весьма необычную для литературы того времени тему, тему женщин, оказавшихся на дне жизни . Куприн описывает образы проституток, создавая живые и прекрасные характеры. Автор с глубоким сочувствием относится к своим персонажам, вызывающим сожаление и глубокое сострадание. К сожалению, повесть «Яма» не стала выдающимся явлением в русской литературе. Это связано
с тем, что «возникшая в “Яме„ натуралистическая описательность находилась в противоречии с теми эстетическими принципами, которые воплотились в ряде его предшествующих произведений, - с верой в человека,
с воспеванием красоты, ненавистью к социальным силам, губящим красоту
» . В намерения Куприна не входило любование «дном», однако при чтении повести возникает ощущение, что автор иногда любуется создаваемыми им картинами. В своей повести Куприн показал уже изуродованного обществом человека, скатившегося на дно буржуазного общества, а не процесс уродования человеческой личности. Столь противоречивое произведение для самого автора, однако, не отклонилось от его основной темы, темы «маленького» человека, при этом добавляя тему буржуазного общества.

Тема буржуазного общества , а точнее критика Куприна в адрес буржуазной интеллигенции представлена в рассказах «Убийца», «Обида», «Бред» и сказке «Механическое правосудие». Эти произведения связаны общей идеей протеста против насилия над человеком.

Актёрская деятельность Куприна способствовала написанию произведений о цирке, о простых и благородных людях – борцах, клоунах, дрессировщиках, акробатах. Этой теме посвящено несколько новелл
и рассказов Куприна: «Ольга Сур» (1929), «Дурной каламбур» (1929), «Блондель» (1933), «Белый пудель».

Одной из распространённых тем в творчестве А. И. Куприна является тема природы , любви и уважения к окружающему миру. Куприн как писатель-реалист достаточно полно и красочно описывает пейзажи любимой родины
и других мест. В описаниях природы чувствуется глубокая симпатия и любовь к этим местам, а так же уважение к её жителям. Тема окружающего мира
в творчестве Куприна присутствует во многих его произведениях: где-то она показывается в обычных описаниях местности, где-то помогает понять сюжет произведения и душевное состояние героев, а где-то является ключевой темой произведения. Среди рассказов Куприна есть несколько про окружающий мир, где героями становятся самые обычные животные, которые на страницах произведения превращаются в героев. В творчестве Куприна среди рассказов, повествующих о животных, выделились рассказы «Белый пудель», «Барбос и Жулька», «Изумруд», «Ральф», «Ю-ю», «Слон». Эти рассказы были написаны автором в разные годы, однако они объединены общей идеей – показать читателям возможности и способности животных, их достоинства
и качества, а также убедить будущих писателей уделять внимание миру природы и её представителям.

Говоря о теме природы, не следует забывать, что в своих произведениях Куприн много писал о детях и для детей. Куприн очень любил детей.
Он обращался с ними по-дружески и считал, что с ними нельзя обращаться легкомысленно, по-шутовски. Куприн много произведений написал для детей,
к ним можно отнести произведения жанра легенды-сказки («Синяя звезда»), а так же несколько произведений о животных.

Не менее важной в творчестве Куприна стала тема любви
и романтических чувств
. Этой темой наполнены строки таких
известных произведений, как повести «Олеся», «Гранатовый браслет»
и повесть «Колесо времени», написанная в Марселе, а так же ранний рассказ «Странный случай» и многих других произведениях.

В повести «Олеся» затронута тема простого рабочего народа ,
тема стремления к природе , а также в сюжете повести есть и мистика. Тема любви в повести «Олеся» передаётся через романтику любовного
и драматического чувства.

«Любовь до самоотречения и даже до самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины… » – именно в таком
понимании раскрывается тема любви в раннем рассказе Куприна
«Странный случай» (1895), а позднее в «Гранатовом браслете». О теме любви в повести «Гранатовый браслет» писал К. Паустовский:
“… любовь существует как неожиданный подарок – поэтический,
озаряющий жизнь, среди обыденщины, среди трезвой реальности
и устоявшегося быта
” .

Тема войны в произведениях Куприна наиболее полно представлена
в рассказе «Канталупы». В рассказе, незатейливом и «бессюжетном»,
автор через характер героя обличает лицемера, «… зловеще окрашивает фигуры буржуазных стяжателей, для которых народное горе – источник новых прибылей » .

В своих произведениях Куприн рассматривал тему войны не только
со стороны угнетения и получения прибыли буржуазными стяжателями.
В своих произведениях о войне писатель рассказывает про жизнь простых русских людей, на долю которых выпала обязанность выполнить свой долг перед родиной. Создавая образы героев, Куприн наделяет их душевной теплотой и добродушным юмором. Таким героем стал военный лётчик
в рассказе «Сашка и Яшка».

В годы изгнания Куприн тоскует по Родине, о чём пишет в своём очерке «Родина». Тема тоски по России отчётливо выражена в крупном произведении Куприна – повести «Жанета». В своей автобиографии «Юнкера» Куприн дополнительно открывает тему Москвы, Москвы «сорока сороков » .

Кроме своих обычных, уже устоявшихся тем, Куприн пробует себя
в таких жанрах как фантастическая новелла , легенда-сказка , религиозная легенда и других. Однако, создавая некий вымысел, изменяя образы
и окружающей мир героев произведений, Куприн остаётся верным своим принципам реалистичности.

В своих произведениях фантастического жанра он лишь раскрывает умение соединить фантастическое с жизненно-конкретным. Это умение раскрывается в фантастической повести «Звезда Соломона».

Очень интересны и занимательны произведения Куприна в жанре легенды-сказки. Немного юмористические, жизненные и поучительные они нашли своего читателя, как среди детей, так и взрослых. Особенно остроумной и поучительной сказкой стала «Синяя звезда», которая по своему мотиву напоминает сказку Андерсена «Гадкий утёнок». К этому жанру относятся произведения «Четверо нищих» и «Геро, Леандр и пастух».

К жанру религиозных легенд Куприн обращается в годы войны.
В произведениях «Два святителя» и «Сад пречистой девы» (1915) высказано глубокое уважение и сочувствие к простому народу, угнетённому
и униженному.

Куприн известен литературе не только как писатель , но и как журналист , публицист и даже редактор .

Будучи еще молодым писателем, в 1894 году Куприн подает прошение
об отставке и переезжает в Киев. Писатель работает в газетах, пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этой полуписательской, полурепортёрской работы стали два сборника: очерки «Киевские типы» (1896) и рассказы «Миниатюры» (1897).

После 1902 г. Куприн участвует в издании журнала «Мир Божий» как редактор, а также публикует в нём несколько своих произведений: «В цирке», «Болото» (1902), «Корь» (1904), «С улицы» (1904), однако к редакторской работе, мешавшей его творчеству, вскоре охладевает.

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.

На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.

Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.

Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.



В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой - простой солдат. Герой - не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.

В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман “Юнкера”.

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Военная карьера

Родился в семье мелкого чиновника, умершего, когда сыну шел второй год. Мать из татарского княжеского рода, после смерти мужа бедствовала и вынуждена была отдать сына в сиротское училище для малолетних (1876), затем военная гимназия, позже преобразованная в кадетский корпус, который окончил в 1888. В 1890 окончил Александровское военное училище. Затем служил в 46-м пехотном Днепровском полку, подготовка к военной карьере. Не поступив в Академию Генштаба (этому помешал скандал, связанный с буйным, особенно во хмелю, нравом юнкера, сбросившего в воду полицейского), поручик Куприн в 1894 подал в отставку.

Стиль жизни

Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии - от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.

О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни), организовывал атлетическое общество... Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.

Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики... Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.

Охотно занимался Куприн и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

Писатель и революция

Неудовлетворенность существующим социальным порядком влекла писателя к революции, так что Куприн, как и многие другие писатели, его современники, отдал дань революционным настроениям. Однако к большевистскому перевороту и к власти большевиков отнесся резко негативно. Поначалу он все-таки пытался сотрудничать с большевистской властью и даже собирался издавать крестьянскую газету «Земля», для чего встречался с Лениным.

Но вскоре неожиданно перешел на сторону Белого движения, а после его поражения уезжает сначала в Финляндию, а затем во Францию, где обосновывается в Париже (до 1937). Там он активно участвовал в антибольшевистской прессе, продолжал литературную деятельность (романы «Колесо времени», 1929; «Юнкера», 1928-32; «Жанета», 1932-33; статьи и рассказы). Но живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдая как от невостребованности, так и оторванности от родной почвы, а незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 возвратился вместе с женой в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен.

Сочувствие простому человеку

Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909-15 и др.), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев. Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн. Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Н. Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот - не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908-11).

Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

Радость бытия Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа - в любви, творчестве, доброте... Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества... ало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. «Гранатовый браслет» (1911) стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.

Блестящий изобразитель нравов самых разных слоев общества, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт (за что ему не раз доставалось от критики). В его творчестве присутствовала и натуралистическая тенденция.

Вместе с тем писатель как никто умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни - его рассказы «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся», 1898) для Куприна очень важен как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь, находя в ней печальные уклонения от этого идеала.

Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

Литературное мастерство Куприн - превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни (Бунин и Куприн состязались, кто более точно определит запах того или иного явления), но и литературного характера: портрет, психология, речь - все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.

Повествование в купринских произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено - ненавязчиво и без ложной умозрительности - именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.