Сообщение мотивы в творчестве куприна и бунина. Сочинение на тему «Тема любви в творчестве Бунина и Куприна. Несовершенство человека и жизнеутверждающие моменты

24.10.2014 5025 640 Альтергот Светлана Ивановна

Целевая установка: Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть, какова основная идея сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один Мужик двух Генералов прокормил»
Тестирование на знание текста:
1. Чем по дороге в Петербург Мужик двух Генералов кормил?
А) киселем
Б) селедками
В) вяленой воблой
Г) булками
2. Какую газету читают на острове два Генерала?
А) «Уединенный пошехонец»
Б) «Московский телеграф»
В) «Московские ведомости»
Г) «Московские новости»
3. Как Генералы отблагодарили Мужика за верную службу?
А) дали вольную
Б) взяли в Петербург в лакеи
В) выслали рюмку водки да пятак серебра
Г) назначили пожизненную пенсию
4. Как пытался заглушить голод один из Генералов?
А) сосал палец
Б) ел землю
В) откусил у другого Генерала орден
Г) жевал перчатку
5. Какой была штатская профессия одного из Генералов?
А) учитель танцев
Б) учитель каллиграфии
В) учитель словесности

Беседа:
1. Как определяет жанр этого произведения Салтыков-Щедрин? Как называется это произведение?
2. Какие признаки сказки имеет это произведение?
3. В чем необычность этой сказки? Что явно не вписывается в жанр сказки? («Московские ведомости», «регистратура», «Большая Подьячая»)
4. Вам хорошо известно сказочное устойчивое выражение «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Где оно обычно находится в сказке?
В «Сказке о мертвой царевне..» А.С.Пушкина читаем:
И никто с начала мира,
Не видал такого пира.
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
В сказках не имеется в виду ни еда, ни застолье – это лишь концовка, которая имеет смысл, что добро победило, зло наказано. А у Салтыкова-Щедрина как?
Художественное рисование.
5.Как вы представляете себе главных героев – Генералов?
6.Дайте характеристику Генералам. Какие они? Какие качества характера в них доминируют?
Заполняется схема:
Генералы
Глупость
Невежество
Никчемность
Пустота
7.Что говорит Салтыков-Щедрин о регистратуре, в которой служили Генералы? Почему ее упразднили? (В никому не нужной регистратуре служили ненужные люди. Всю жизнь они провели над составлением никому ненужных бумаг)
Дописываем в схему:

Цели:
1.Способствовать пониманию идейного содержания «Повести о том, как один Мужик двух генералов прокормил», усвоению едкого щедринского сарказма;
2. Помочь увидеть авторскую позицию, осмыслить иносказательность сказки, почувствовать глубину сатирических образов.
3. Содействовать обогащению словарного запаса учащихся образными средствами языка.
5. Воспитывать непримиримость ко злу, насилию, тупости.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Творчество великого русского писателя М. Е. Сал-тыкова-Щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализ-мом и художественным совершенством. Высоко его оценивали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Горький.

Достойное место в литературном наследии сатири-ка занимают сказки. Многие из них посвящены уча-сти простого народа в царской России. Писатель про-тивопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. Этой темы он касается и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Герои сказки — генералы — по своей легкомыслен-ности оказываются на необитаемом острове. Ни к чему не способные, едва не погибают они от голода среди обилия плодов, дичи и рыбы. Поняв, что их спасение в мужике, бросаются ободрившиеся гене-ралы на его поиски. Найдя спящего «лежебоку», ге-нералы заставляют его на себя работать. Автор не слу-чайно называет мужика мужичиной. Он подчеркива-ет в его облике физическую мощь, громадную силу. И тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.

Мужичина - мастер на все руки. Он находчив, умел, сноровист. Все у него получается споро. Яблоки с дерева доставать - легко, картофель в земле добыть - тоже, силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовить - не проблема. Огонь добыть, пищу на нем приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, - все это получается у мужика без затруднений. И этим писатель восхищается и гордится.

С некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в Петербург, на Подъяческую. "И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!" - с едкой насмешкой говорит сатирик.

Великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным "океан-море переплыть", а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: "кормит генералов селедками".

Весьма скромна генеральская благодарность: рюм-ка водки да пятак серебра. Но ведь большего мужичи-на и не требует.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает одновре-менно силу и слабость простого русского народа в эпо-ху самодержавия. Сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на кресть-янскую пассивность, покорность, долготерпение. В сказке звучит боль писателя за русского мужика. Горькими раздумьями о судьбе родного народа, род-ной страны полна «Повесть...».

М. Горький справедливо писал о Щедрине: «Значе-ние его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское обще-ство...Предвидение это объясняется тем, что Салты-ков прекрасно знал психику представителей культур-ного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах. Он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб-на...»

Главные герои сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» — простой русский мужик и два генерала, которые всю жизнь ходили на службу, вышли в отставку и неожиданно очутились на необитаемом острове. И хотя на острове росло много вкусных плодов, и водилась разная съедобная живность, генералы вскоре сильно оголодали, потому что сами ничего делать не умели. И подумали они, что надо им мужика найти. Стали они ходить по острову, и вскоре удалось им найти здоровенного мужика, спящего под деревом.

Мужик им и яблок нарвал и дичи наловил и костер запалил. Сыты и довольны стали генералы. Мужик их и кормит и поит, а они только газетку почитывают. Но со временем наскучила генералам жизнь на необитаемом острове и стали они донимать мужика, чтобы он их домой, в Петербург доставил. Подумал мужик, подумал, да и смастерил кораблик, на котором и повез генералов домой. А по дороге их селедкой кормил.

Приехали генералы домой, белые да румяные и давай кофе пить. А мужику потом в благодарность рюмку водки отправили, да маленькую денежку. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» состоит в том, что человек, привыкший трудиться, не только сам выживет на необитаемом острове, но еще и двух бездельников без труда прокормит. Сказка учит быть самостоятельным и трудолюбивым, осваивать различные полезные ремесла, которые всегда могут пригодиться в жизни.

В сказке мне понравился мужик, который многое умел, и все у него в руках спорилось. Даже суп в пригоршне сумел для двух генералов сварить. А когда те домой захотели, он им корабль построил и на том корабле домой отвез.

Какие пословицы подходят к сказке «Как один мужик двух генералов прокормил»?

Труд кормит, а лень портит.
За рыбой на дерево не лазят.
Мужик умен, да мир дурак.

Урок «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тема и идея сказки»

Цель:

    Обучающая: определить тему и идею сказки, сопоставить образы генералов и мужика, изображенные в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Развивающая: развивать умение анализировать литературное произведение, сравнивать литературные персонажи.

    Воспитывающая: воспитывать потребность ценить труд людей.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: усвоение новых знаний

Прогнозируемый результат: учащиеся знают тему и идею сказки, сравнили образы генералов и мужика

Ход урока

I .Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания. Работа над развитием памяти

1) Викторина «Кто лучше знает сказку?»

1.Как два генерала оказались на необитаемом острове?

2. В чём мужик варил суп?

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

6. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?

7. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

8. Из чего мужик сделал силки для птиц?

9. Как генералы вернулись домой?

10. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

11. Чем генералы наградили мужика?

III . Новая тема.

Работа над развитием памяти, речемыслительной деятельности

1) Словарная работа

Невежество – отсутствие знаний, некультурность.

2) Вступительное слово

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор затронул очень серьезную проблему: почему одни люди живут за счет других? Почему люди безропотно подчиняются другим? Что делать, чтобы подобного не было? В «Повести…» автор обвиняет общество, в котором такое возможно. Чтобы избежать цензуры, он пишет повесть в виде сказки.

3) Вопросно-ответная беседа

Почему генералы оказались на необитаемом острове? (Генералы «оба были легкомысленны», т.е. несерьезны, и за это неожиданно для себя наказаны.)

Что вы можете сказать о «биографии» генералов? (У генералов нет семьи, нет близких.) «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились и воспитывались и даже состарились, следовательно, ничего не понимали, - говорит о них сатирик. Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю.

Как крестьян выпускали на «волю»? (Значительно обобрав их)

Как генералов выпустили на «волю»? (Обеспечили солидной пенсией)

Что символизирует необитаемый остров? (Символ перемен, символ новой жизни. Не случайно там оказались не только генералы, но и мужик.)

Почему генералы взволнованы? (Лишились привычного комфорта)

Что происходит с генералами?

4) Вывод: генералы начинают понимать суть вещей. Но у них нет сноровки, нет упорства, нет привычки трудиться, хотя они не раз слыхали библейскую заповедь – в поте лица добывать свой хлеб. Но они привыкли к мысли, что хлеб для них должен добывать кто-то другой.

5) Работа с текстом.

Чтение со слов «Сказано – сделано.» на с. 271 до слов «Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками»

6) Вопросно-ответная беседа

Что генералы нашли на острове? (газету «Московские ведомости»)

Подумайте, почему Салтыков-Щедрин так настойчиво говорит о состоянии голода у генералов?

7) Работа с текстом

Чтение эпизода, как генералы нашли мужика, как он выглядит: «Под деревом, брюхом кверху и положив голову под кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы» на с. 274

8) Вопросно-ответная беседа

Каково было состояние мужика на необитаемом острове? (Мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов)

Как отреагировали на это генералы? (Даже отдых воспринимается как вина, и негодованию их нет предела.)

Что предпринимает мужик, чтобы прокормить генералов? («1. Полез на дерево и нарвал генералам … самых спелых яблоков, а себе взял одно – кислое.» 2. «…покопался в земле – и добыл оттуда картофелю» 3. «извлек огонь» 4. «из собственных волос сделал силок и поймал рябчика»

5. «… развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже мысль: «не дать ли тунеядцу частичку?»

Почему мужик при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

ΙΥ. Закрепление новой темы

1) Вопросно-ответная беседа

Как служит мужик генералам? («…стал в пригоршне суп варить», свил веревку, а генералы привязали его к дереву, чтобы спокойно спать.

Как мужик распорядился своей свободой? (он не может победить своей психологии раба и даже гордится тем, что умело служит генералам»

Что требуют от мужика генералы? (Чтобы доставил домой на улицу Подьяческую)

Почему мужик стал даже гордиться тем, что его трудами не гнушаются генералы? (Мужик полностью утратил чувство человеческого достоинства. Он рад, что сумел угодить генералам)

2) Работа с текстом. Чтение эпизода как они добрались до Петербурга.

3) Вопросно-ответная беседа

Помогли ли генералы мужику? (Ни разу не помогли ни словом, ни делом, и даже не забывали ругать мужика за его тунеядство.)

Что ожидало генералов в Петербурге? («Поехали в казначейство, и столько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Как отблагодарили мужика генералы? («Выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Почему генералы и мужик по-своему несчастливы?

Ребята, а цените ли вы труд тех, кто вокруг вас: родителей, учителей, одноклассников?

Цените ли вы себя? Знаете ли вы свои достоинства?

Учащиеся записывают, а потом зачитывают свои достоинства.

4) Вывод.

Знать свои достоинства – значит знать дорогу в будущее. Человек может преуспеть там, где он силен. Следовательно, ему надо заниматься тем делом, которое по душе. Нужно знать свои сильные стороны и развивать их.

V. Подведение итогов, комментирование оценок

VΙ. Домашнее задание.

Выразительное чтение отрывка на стр. 276