Трагедия катерины в драме гроза. Душевная трагедия Катерины (по драме А.Н. Островского «Гроза»). В чем трагедия катерины по драме островского гроза

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.

Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» порядков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.

Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужала духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.

Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету;, «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомолок, которые каждый день были в доме, и на шитье по бархату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).

После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не то не мог понять, Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.

Еще одна боль Катерины - непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения - он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.

Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружающие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!».

Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье - ему вечный позор!».

Нравы города Калинова, его грубость да «бедность нагольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков

характер у меня».

Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Катерину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролюбов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Катерины неоднозначен.

Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.

Катерина – главный персонаж драмы Островского "Гроза", жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с "темным царством", царством самодуров, деспотов и невежд.

Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: "Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю". Но это была "воля", совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: "Да ведь у нас то же самое". "Да здесь все как будто из под неволи", – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.

Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь ("Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…" – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: "Мне жалко его очень!" И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.

Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.

В ЧЕМ ТРАГЕДИЯ КАТЕРИНЫ? В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60-х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назре­вают революционные выступления народа. Они направлены на улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островс­кого «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере об­раза Катерины изображена борьба всего народа против «тем­ного царства» и его патриархальных порядков.

Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабацовских» поряд­ков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.

Катерина выросла в доме небогатого купца, там воз­мужала Духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной кра­сотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не ту­жила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и ког­да хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.

Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Кате­рина была очень поэтической натурой с богатым воображе­нием. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и на­родные высказывания. Ее душа стремилась к полету: «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я пти­ца. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомо­лок, которые каждый день были в доме, и на шитье по ^ар- хату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и Х®бра, в мир искусства).

После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник­то не мог понять. Это одиночество было первым шагом к тра­гедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обыча­ев, как родительский дом Катерины, но здесь, «все как буд­то из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.

Еще одна боль Катерины - непонимание ее мужем. Ти­хон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения - он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катери­ну еще на один шаг к катастрофе.

Трагедией для Катерины стала и лгббовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и по­пал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царс­тва» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружаю­щие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на распра­ву «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее,чтобы ей не му­читься долго! Прощай!».

Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду вве­ла? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погуби­ла, себе бесчестье - ему вечный позор!».

Нравы города Калинова, его грубость да «бедность на­гольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков характер у меня».

Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Кате­рину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее тра­гическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозгла­шенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролю­бов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Кате­рины неоднозначен.

Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.

Одним из шедевров русской драматургии по праву считается пьеса А.Н. Островского «Гроза», которую сам автор оценивал как творческую удачу.
Главный конфликт «Грозы» - это столкновение пробуждающейся личности в условиях «темного царства» с его догмами, деспотизмом и фальшью. Этой личностью была Катерина.
Ее жизнь немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порхания бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. Через всю пьесу проходит светлый образ птицы, поднявшейся к голубым просторам небес. Это образ одухотворенной души, поднявшейся на высоты духовного совершенства. И сама Катерина мечтает стать птицей: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Нужно обратить особое внимание на то, как молится Катерина, «какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится», что-то иконописное есть в этом лице, от которого исходит светлое сияние, ее молитва - светлый праздник души, это ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, перекликающиеся с пением странниц, щебетанием птиц. «Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».
Всю радость жизни Катерина переживает в храме, в саду, среди трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. В мечтах юной Катерины есть отзвук христианской легенды о рае, божественном саде, возделывать который было завещано первородным людям. Жили они, как птицы небесные, и труд их был трудом свободных и вольных людей. Они были бессмертны, и время не имело над ними губительной власти: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю... Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много». Позднее, в трудную минуту жизни, Катерина сетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы... с василька на василек, по ветру, как бабочка».
В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь, от нее героиня ждет слишком многого. Женщина гордая, волевая, она отдана замуж за слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу лжи, жестоких законов, полюбила «бескрылого», несамостоятельного Бориса, любовь к которому не утолила ее тоску. Катерина чувствует свою вину перед Тихоном и Кабанихой, и не столько перед ними, сколько перед всем миром, перед царством добра. Ей кажется, что вся вселенная оскорблена ее падением. Только полнокровная и духовная личность может так ощущать свое единство с мирозданием и обладать столь высоким чувством ответственности перед высшей правдой и гармонией, которая в нем заключена. Решение покончить с собой приходит к Катерине вместе с внутренним оправданием, ощущением свободы и безгреховности после пережитых ею нравственных бурь. К концу драмы исчезает страх геенны огненной, и героиня считает себя вправе предстать перед высшим нравственным судом. «Смерть по грехам страшна», - говорят в народе.
Но вместе с одухотворенностью в Катерине живут и слабости. Она с детских лет привыкла к мечтаниям и наслаждению красотами природы и не привыкла к оскорблениям, с которыми она встретилась позднее в «темном царстве». До ее падения у нее не было никакого сомнения, что она после смерти попадет в рай, и она не задумывалась о страшных муках в аду. Катерина не замечала своей гордости, и это погубило ее после того, как она столкнулась с трудностями жизни. С первого взгляда кажется, что она совершила подвиг, на самом же деле она уклонилась от него. Нам кажется, что добровольно уйти из жизни - это страшно, на самом же деле это во много раз легче, чем переносить страдания и оскорбления людей и бороться со всеми трудностями жизни, что и есть настоящий подвиг; ибо в Библии сказано: «Претерпевший же до конца, спасется». Все грехи прощаются тому, кто искренне раскаивается в них: «Покайтесь, и помилованы будете». Только один грех не прощается человеку - это самоубийство.
Пьеса очень близка нашему времени, хотя и была написана более века назад, так как в наш век с пристрастием к спиртному, наркотикам участились случаи самоубийств, и многие забыли о душе и любви. Господь говорил: «Многие прейдут под именем беззакония, во многих охладеет любовь». И мы видим это в распространении многочисленных религий и популярности экстрасенсорики, «которые приходят к нам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные». Немногие сейчас заботятся о своей душе, а больше о теле, как бы больше поесть и попить да посмотреть что-то интересное по телевизору. Так проходит наша скучная, однообразная жизнь, и только некоторые из нас по-настоящему задумываются о ней, только ближе к старости мы начинаем понимать, что не сделали ничего полезного никому и прожили жизнь напрасно. Апостол Павел говорил о человеческом теле: «Земля есть и в землю отыдеши», но душа бессмертна, и нужно задуматься, куда она попадет - в рай или ад.

"Гроза"- наиболее сильное и решительное произведение А. Н. Островского, в котором ярко описаны картины мрачной действительности России дореформенного периода. Центральный конфликт драмы - столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром " тёмного царства", с царством лжи, лицемерия, ханжества, невежества, власти денег, в котором правят "хозяева", сильные и властные люди. Именно им противопоставлена светлая и чистая душа главной героини Катерины Кабановой.

С самых первых сцен она привлекает к себе особое внимание. Катерина отличается от всех представителей "тёмного царства" глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, поэтичностью натуры. В её образе автор запечатлел всю красоту народной души. Свои думы и чувства Катерина выражает простым народным языком, не употребляя обычных в купеческой среде искажённых слов и выражений. Речь героини музыкальна, напевна, напоминает народные песни. В ней много ласкательных и уменьшительных слов: солнышко, водица, дождичек, травка. А какое чистосердечие звучит в рассказе о её вольной жизни в родном доме, среди цветов, икон, молитв. "Я жила,ни об чём не тужила, точно птичка на воле". Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица-символ воли. И Катерина,как "вольная птица" ,верна чувству свободы, лишь в ней она видит содержание и смысл жизни. "Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. "Но эта вольная птица попала в железную клетку. И она бьётся, тоскует в неволе.

Со своей мечтательной и романтической душой Катерина чужая в доме Кабановых. С таким характером она не может жить там, где всё держится на лжи, лицемерии, тирании. Не может жить в доме, где жизненная философия хозяйки - пугать, унижать и держать всех в страхе. Ей тяжело терпеть унизительные упрёки свекрови. Но цельная,сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. "А уж коли очень мне здесь опостынет, -говорит она, - так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" Среди жертв "тёмного царства" она выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу," -отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживёшь. Самодурная сила "тёмного царства" не согнула Катерину, не отравила её сознания, не заставила лицемерить и лгать. Она живёт с мечтой о настоящей, человеческой жизни.

Её попытка вырваться из "опостылевшего" мира сливается с проснувшимся чувством любви. И в этот момент происходит столкновение любви и долга. Ведь Катерина не может любить так, как робкие жертвы "тёмного царства". Она хочет открытости, свободы, "честного" счастья. Борис говорит ей: "Никто и не узнает про нашу любовь..." А Катерина отвечает: "Пусть все знают,пусть все видят, что я делаю!" Она изменяет своему мужу Тихону, но при этом воспринимает своё светлое чувство любви как смертный грех. И здесь перед нами открывается трагедия женской души, её муки и страдания. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собою. Она не может выбрать между долгом и любовью. Героиня находится в мучительном разладе со своей совестью. Она мечется, тоскует, пытается подавить в себе радость любви, озарившей её жизнь, пытается запретить себе любить и быть счастливой. Но эта борьба с собой, со своими чувствами оказывается героине не по силам. Законы окружающего мира, его уклад и порядок давят на неё. И Катерина жаждет очистить свою совесть покаянием. Она не может больше терпеть. И когда видит на стене галереи в церкви картину "Страшного суда" ,то не выдерживает, падает на колени и принародно кается в грехе. Но это не приносит облегчения. Трагизм заключается в том,что героиня нигде не находит поддержки. Даже у любимого человека. "Возьми меня с собой отсюда!" -молит она Бориса. Но слаб и забит её друг. "Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду..." -таков его ответ. Борис -не герой, он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. Невозможность найти поддержку и опору в любимом человеке, травля со стороны деспотичной свекрови, столкновение любви и долга -всё это приводит к трагическому концу, ломает судьбу Катерины, толкает её к обрыву.

Она уже не представляет своей жизни без любви и счастья, поэтому жить в доме Кабановой, для которой эти понятия чужды, Катерина не может. И единственный возможный выход для себя героиня находит в самоубийстве. Мысль о будущем только пугает её, а могила кажется спасением от душевных мук. Катерина уходит из жизни. Но в этом проявляется скорее её сила, чем слабость. Потому что она не захотела пользоваться жалким прозябанием, которое ей предлагали в обмен за её живую душу, не захотела жить в обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка.

Смерть героини не была бесполезной. Нравственная победа Катерины над "тёмным царством" несомненна. Она озарила царящий в душах и сердцах людей мрак, открыла им глаза, побудила к действию. Её смерть-это страшный вызов самодурной силе, это приговор всему "тёмному царству". Жизнь героини была коротка, но она, как "луч света", полыхнула во мраке и оставила зарево над царством тьмы и безумия.

Текст сочинения перенесён на наш новый сайт -