В чем победа чацкого горе от ума. Победил ли Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


1. «Болото» незнания и невежества. 2. Бисер для свиней. 3. Победа или поражение. Задумываясь над вопросом, победил ли главный герой «Горе от ума» в описанном автором противостоянии, можно ответить только одно - нет. Александр Андреевич Чацкий проиграл. И такой ответ не безоснователен. Мы понимаем это уже из самого названия комедии: горе, беда от ума. Умные люди не нужны тому обществу, в которое попадает Чацкий. Главенствующую роль там играют не ум или знания, а положение. Потому Фамусов и отзывается так лестно о Скалозубе: «Известный человек, солидный, / И знаков тьму отличья нахватал: / Не по летам; и чин завидный, / Не нынче завтра генерал». И потом Скалозуб сам подтверждает ходячее мнение о вреде учебы, о заболевании людей этой «болезнью». «Но крепко набрался каких-то правил. / Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. / В деревни книги стал читать». Просвещение вредно тем, кто живет во тьме и не хочет преодолеть этого порога. Люди по собст­венной воле погибают в «болоте» незнания и невежества. Понятие чина царит в пьесе, оно словно одушевляется. Только чин может стать той заветной дверцей, что открывает большой мир. Возможно, поэтому у чинов нет собственного мнения. Да и источником информации становятся «дряхлые» новости. В этом ключе начинается знаменитый монолог Чацкого: «А судьи кто? - За древностию лет / К свободной жизни их вражда непримирима, / Сужденья черпают из забытых газет / Времен Очаковских и покоренья Крыма...» Люди, в мир которых попал Чацкий, нисколько не изменились. Он словно вернулся в ту же атмосферу, которую оставил на время. Но если это время ему пошло на пользу, то миру Фамусовых это время ничего не дало. Да и что оно может дать, если у них балом правит Максим Петрович. Одной из тем, которая оказывается в центре всеобщего внимания, становится слух о помешательстве Чацкого. «Нелепость обо мне все в голос повторяют! / И для иных как словно торжество, / Другие будто сострадают... / О! если кто в людей проник: / Что хуже в них? душа или язык!» И кто становится виновником подобных сплетен - любимый человек - София! Можно сказать, что Чацкий бьется головой о глухую стену непонимания и неспособности воспринять что-либо новое и прогрессивное. Он пытается открыть окружающим дверь в другой мир, полный интересного и непознанного. Напрасный труд! «Желаю вам дремать в неведенье счастливом», - так комментирует свое отступление Чацкий. В свой приезд Чацкий сталкивается еще с одной неоднозначной и интересной фигурой - Молчалиным. Само имя выдает сущность данного персонажа. Он нашел свою нишу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». С этим девизом он идет по жизни. А зачем высказывать что-либо, если окружающие все равно все решают за тебя. Надо просто найти соответствующее окружение, и Молчалин этого достиг. Вполне справедливо говорит о нем Чацкий: «Другой найдется, благонравный, / Низкопоклонник и делец, / Достоинствами, наконец, / Он будущему тестю равный». В этом мире и стар и млад идут по одной и той же дороге, которая никуда не ведет. Молодежь даже не пытается сопротивляться этому. Старается изменить ситуацию только Чацкий. Он открыто вступает в борьбу. А надо ли все это хоть кому-нибудь? В данном случае вполне справедливы слова, что вспоминает Кутейкин: «...писано бо есть, не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами». Однако чем дальше углубляешься в произведение, тем больше сомневаешься в категоричности ответа на главный вопрос - победил ли Чацкий? Несмотря на всю картину в целом, которая формируется довольно-таки быстро, можно найти небольшие эпизоды, где ответ на вопрос может быть положительным. Примером может служить облик бывшего друга Чацкого - Платона Михайловича. Когда-то их объединял «шум лагерный, товарищи и братья». Однако теперь приятель Чацкого женат, слаб здоровьем. «Да, брат, теперь не так...» - печально констатирует Платон Михайлович. И впоследствии он несколько раз повторяет, что «теперь, брат, я не тот...» Бывший военный, которому все было по плечу, сожалеет, что славное время прошло. Перед нами - наглядный пример того, что могло бы случиться с самим Чацким, если бы он остался в Москве. Судьба подарила Александру Андреевичу Чацкому возможность не сожалеть о славном житье, а с восторгом его вспоминать. Словами Чацкого рисуется портрет холостого Платона Михайловича. «Не в прошлом ли году, в конце, / В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя / И носишься на борзом жеребце; /Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла». Грибоедов не зря вводит в комедию образ Платона Михайловича. С помощью него автор подсказывает читателям, что ответ на вопрос, победил ли Чацкий, очень неоднозначен. В мире, куда попал главный герой спустя некоторое время, он оказался в проигрыше. Но если вспомнить о Платоне Михайловиче, то в этом случае Чацкого можно назвать победителем. Он не позволил уничтожить себя на бытовом уровне, начинающимся в семейной жизни. Его пытливый ум, который, в конечном счете, ведет к проигрышу, способен воспринимать новые знания. И в данном случае Чацкий, несомненно,победил. Поэтому, наверное, достаточно сложно дать категоричный ответ: победа это или поражение. Общество, в которое попадает Чацкий, оказывается сильнее. Но даже в нем встречаются, которые близки по духу Чацкому. Среди них можно назвать Платона Михайловича. И по сравнению с этим образом видна победа Чацкого. Александр Андреевич не опускается так, как делает это его друг. Он выбирает другой путь - бегство. Мир не готов для новых веяний и, тем более, кардинальных изменений. Поэтому главному герою приходится констатировать: «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, / Кто с вами день пробыть успеет, / Подышит воздухом одним /И в нем рассудок уцелеет». Так что отъезд Чацкого - не бегство в прямом смысле этого слова. Это временное отступление. Когда невозможно идти напролом, существуют обходные пути. И какое бы горе ни было от ума, все-таки только ум движет человека вперед. В комедии Грибоедова победа и поражение находятся на разных чашах весов. И пока приходится констатировать, что чаша «поражение» перевешивает. Но это не окончательный ответ. Хоть Чацкий практически одинок, однако он есть - а значит, есть и надежда на лучшее.

Или поражение.

Задумываясь над вопросом, победил ли главный «Горе от ума» в описанном автором противостоянии, можно ответить только одно - нет. Александр Андреевич Чацкий проиграл. И такой ответ не безоснователен. Мы понимаем это уже из самого названия комедии: горе, беда от ума. Умные люди не нужны тому обществу, в которое попадает Чацкий. Главенствующую роль там играют не ум или знания, а положение. Потому Фамусов и отзывается так лестно о Скалозубе: «Известный человек, солидный, /И знаков тьму отличья нахватал: /Не по летам; и чин завидный, /Не нынче завтра генерал». И потом Скалозуб сам подтверждает ходячее мнение о вреде учебы, о заболевании людей этой «болезнью». «Но крепко набрался каких-то правил. /Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. /В деревни книги стал читать». Просвещение вредно тем, кто живет во тьме и не хочет преодолеть этого порога. Люди по собст­венной воле погибают в «болоте» незнания и невежества.

Понятие чина царит в пьесе, оно словно одушевляется. Только чин может стать той заветной дверцей, что открывает большой мир. Возможно, поэтому у чинов нет собственного мнения. Да и источником информации становятся «дряхлые» новости. В этом ключе начинается знаменитый монолог Чацкого: «А судьи кто? - За древностию лет /К свободной жизни их вражда непримирима, /Сужденья черпают из забытых газет /Времен Очаковских и покоренья Крыма...»

Люди, в мир которых попал Чацкий, нисколько не изменились. Он словно вернулся в ту же атмосферу, которую оставил на время. Но если это время ему пошло на пользу, то миру Фамусовых это время ничего не дало. Да и что оно может дать, если у них балом правит Максим Петрович.

Одной из тем, которая оказывается в центре всеобщего внимания, становится слух о помешательстве Чацкого. «Нелепость обо мне все в голос повторяют! /И для иных как словно торжество, /Другие будто сострадают... /О! если кто в людей проник: /Что хуже в них? душа или язык!» И кто становится виновником подобных сплетен - любимый человек - София!

Можно сказать, что Чацкий бьется головой о глухую стену непонимания и неспособности воспринять что-либо новое и прогрессивное. Он пытается открыть окружающим дверь в другой мир, полный интересного и непознанного. Напрасный труд! «Желаю вам дремать в неведенье счастливом», - так комментирует свое отступление Чацкий.

В свой приезд Чацкий сталкивается еще с одной неоднозначной и интересной фигурой - Молчалиным. Само имя выдает сущность данного персонажа. Он нашел свою нишу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». С этим девизом он идет по жизни. А зачем высказывать что-либо, если окружающие все равно все решают за тебя. Надо просто найти соответствующее окружение, и Молчалин этого достиг. Вполне справедливо говорит о нем Чацкий: «Другой найдется, благонравный, /Низкопоклонник и делец, /Достоинствами, наконец, /Он будущему тестю равный». В этом мире и стар и млад идут по одной и той же дороге, которая никуда не ведет. Молодежь даже не пытается сопротивляться этому. Старается изменить ситуацию только Чацкий. Он открыто вступает в борьбу. А надо ли все это хоть кому-нибудь? В данном случае вполне справедливы слова, что вспоминает Кутейкин: «...писано бо есть, не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами».

Несмотря на всю картину в целом, которая формируется довольно-таки быстро, можно найти небольшие эпизоды, где ответ на вопрос может быть положительным. Примером может служить облик бывшего друга Чацкого - Платона Михайловича. Когда-то их объединял «шум лагерный, товарищи и братья». Однако теперь приятель Чацкого женат, слаб здоровьем. «Да, брат, теперь не так...» - печально констатирует Платон Михайлович. И впоследствии он несколько раз повторяет, что «теперь, брат, я не тот...» Бывший военный, которому все было по плечу, сожалеет, что славное время прошло.

Перед нами - наглядный пример того, что могло бы случиться с самим Чацким, если бы он остался в Москве. Судьба подарила Александру Андреевичу Чацкому возможность не сожалеть о славном житье, а с восторгом его вспоминать. Словами Чацкого рисуется портрет холостого Платона Михайловича. «Не в прошлом ли году, в конце, /В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя /И носишься на борзом жеребце; /Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла».

Грибоедов не зря вводит в комедию образ Платона Михайловича. С помощью него автор подсказывает читателям, что ответ на вопрос, победил ли Чацкий, очень неоднозначен. В мире, куда попал главный герой спустя некоторое время, он оказался в проигрыше. Но если вспомнить о Платоне Михайловиче, то в этом случае Чацкого можно назвать победителем. Он не позволил уничтожить себя на бытовом уровне, начинающимся в семейной жизни. Его пытливый ум, который, в конечном счете, ведет к проигрышу, способен воспринимать новые знания. И в данном случае Чацкий, несомненно, победил.

Поэтому, наверное, достаточно сложно дать категоричный ответ: победа это или поражение. Общество, в которое попадает Чацкий, оказывается сильнее. Но даже в нем встречаются, которые близки по духу Чацкому. Среди них можно назвать Платона Михайловича. И по сравнению с этим образом видна победа Чацкого. Александр Андреевич не опускается так, как делает это его друг. Он выбирает другой путь - бегство. Мир не готов для новых веяний и, тем более, кардинальных изменений. Поэтому главному герою приходится констатировать: «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, /Кто с вами день пробыть успеет, /Подышит воздухом одним /И в нем рассудок уцелеет». Так что отъезд Чацкого - не бегство в прямом смысле этого слова. Это временное отступление. Когда невозможно идти напролом, существуют обходные пути. И какое бы горе ни было от ума, все-таки только ум движет человека вперед.

В комедии Грибоедова победа и поражение находятся на разных чашах весов. И пока приходится констатировать, что чаша «поражение» перевешивает. Но это не окончательный ответ. Хоть Чацкий практически одинок, однако он есть - а значит, есть и надежда на лучшее.

Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем от Лизы, что он «чувствителен, и весел, и остер». Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен ее холодным приемом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо, было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то степени то же, что и между Софьей и Молчаливым: от любит не ту Софью, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал. Поэтому возникновение психологического конфликта неизбежно. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчали-на, что любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая ее неприязнь. Оправдать Чацкого может его ослеплен* ность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу».

Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный ее холодным приемом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он высказывает взгляды, прямо противоположные взглядам фамусовского общества. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе:

Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?

Он не признает чинопочитания и подхалимства:

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

Чацкий полон искреннего патриотизма:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Характерно, что начало этому слуху положила именно Софья. Чацкий пытается открыть ей глаза на Молчалина, Софья страшится истины:

Ах! Этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

В разговоре с господином N она заявляет: «Он не в своем уме». Ей так легче, ей приятнее объяснить язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам говорил ей. Ее невольное предательство становится уже обдуманной местью:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?

Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...» Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». И. А. Гончаров оценивает финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость его устоев. Софья произносит: «себя я, стен стыжусь!»

Русской классической литературе известно немало героев, вокруг которых ни на миг не утихают споры. Сюда можно отнести Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, Базарова из «Отцов и детей» И. С. Тургенева, Евгения Онегина из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. Всех этих персонажей объединяет то, что охарактеризовать их только в одном ключе нельзя: они и не положительны, и не отрицательны, потому что подлинно живы, а потому сочетают в себе и одно, и другое. Сегодня речь пойдет о таком герое, как Чацкий. Побежденный или победитель - кто он, главное действующее лицо комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Кратко об истории создания произведения

Великая комедия в стихах появилась на свет в далеком 1825 году. Это время, когда она была впервые опубликована. Непосредственное же её написание пришлось на 1822-1824 год. Повод к созданию этого произведения, в стиле классицизма с добавлением элементов тогда ещё новых для литературы реализма и романтизма, оказался знаковым, и сегодня может быть отчетливо прослежен в сюжете.

Дело в том, что вернувшийся из-за границы в 1816 году в Петербург, Грибоедов был поражен преклонением русского общества перед французами. На одном из светских раутов Александр Сергеевич не выдержал и разразился пламенной обличительной речью, из-за чего прослыл сумасшедшим. Именно этот слух послужил импульсом для создания «Горя от ума», автор которого пожелал отомстить высшему свету.

Первоначально комедия называлась «Горе уму», в ней ещё не существовало сцены с объяснением Молчалина и Лизы, а также ряда других эпизодов. В 1825 году в альманахе «Русская Талия» был опубликован первый фрагмент - 7-10 действия I явления, которые подверглись цензуре. Основным текстом, оставшимся потомкам, является тот, что был оставлен Грибоедовым в 1828 году перед поездкой на Кавказ в Петербурге у друга Ф.В. Булгарина.

Сегодня эта авторизованная рукопись называется Булгаринской. А.С. Грибоедов трагически погиб в 1829 году в Тегеране. Это значит, что авторской рукописи произведения не сохранилось. Попытки найти её в Грузии в 1940-60-х годах закончились неудачей. Кстати, полная публикация произведения, без сокращений и изъятий, появилась в России, по одним сведениям, в 1862-м, по другим - в 1875 году.

Сюжет

Для того чтобы ответить на вопрос, кто же такой Чацкий, побежденный или победитель, необходимо вспомнить сюжет комедии, её действующих лиц и основные поворотные моменты. Краткое содержание четырех действий комедии таково: сначала читатель знакомится с домом Фамусова Павла Афанасьевича, чиновника, управляющего казенным местом. Здесь служанка Лиза, с которой Павел Афанасьевич заигрывает, дочь Фамусова Софья и Молчалин, его секретарь. Между двумя последними имеется связь, которой отец не одобряет: он велит секретарю знать свое место, гулять подальше от покоев молодой девушки и быть благодарным за предоставленное место и чин.

Обычное течение жизни нарушает приезд Александра Андреевича Чацкого - молодого мужчины, который раньше был влюблен в Софью, но потом уехал странствовать. Как оказалось, он все ещё испытывает чувства к дочери Фамусова и, не зная, что она влюблена в Молчалина, постоянно подтрунивает над последним. Этот любовный треугольник будет являться двигателем действия на протяжении всей комедии. Девушка окажется той, кто разнесет весть о сумасшествии Чацкого, и все примут это за чистую монету, потому что на протяжении всей комедии главный герой будет говорить людям правду в глаза, вскрывать пороки и разоблачать недостойное поведение светского общества.

В результате Чацкий поймет, что Софья любит Молчалина - этого недостойного, готового на все ради продвижения по службе, негодяя. И это она, та, кого он любил, распространила о нем нелепый слух. Обманувшийся в своих ожиданиях и словно внезапно прозревший, Чацкий садится в карету и уносится прочь из лицемерного московского общества - на поиски такой части света, «где оскорбленному есть чувству уголок».

Образ Чацкого

Кто же такой Чацкий? Побежденный или победитель? Выяснить это не представляется возможным без анализа всех характеристик главного героя. Это человек, который положительно умён, остёр на язык, наблюдателен, активен, остроумен. Но его способность широко мыслить в итоге сыграла против него, о чём говорит само заглавие произведения. Вне зависимости от того, каков в финале Чацкий (побежденный или победитель), не отнять у него того, что он честен и умеет искренне любить.

Александр Андреевич увидел мир, выучился, прочел много книг, даже знался с министрами, но разошёлся с ними. Фамусов замечает, что он хорошо пишет, переводит. Смелый, открытый, правдивый, Чацкий - это «новый человек», способный положить на алтарь своей борьбы за идею все силы и средства. В этом философия героя была очень похожа на жизненную позицию его создателя - Александра Сергеевича Грибоедова.

Почему Чацкий - победитель?

Потому что на протяжении всех эпизодов читатель видит его искрометные, блестящие, полные оправданной едкости высказывания в адрес действительно недостойных, низких людей. Хотя Александр Андреевич одинок и противостоит в лице московского общества целому миру лжи, притворства, выслуживания перед власть имущими, всё же он не теряет себя, не переступает через свои принципы. Его не способны поколебать Молчалины, Скалозубы, Фамусовы, Загорецкие и другие. Потому что он априори выше и сильнее их за счет глубины своих суждений, силы, вольности и независимости мысли.

По факту читатель становится свидетелем того, как живую страсть, человеческую честь и индивидуальность в условиях крепостнической системы хотят поколебать, сломать, исправить. Но волевой характер не поддается - он живет и, пусть и отвергнутый, не предает свои убеждения. А значит, в идейном и моральном плане остается победителем.
Это одна точка зрения. Существует ли иная позиция в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Чацкий: победитель или побежденный? На самом деле, ответ до конца ещё не найден.

Почему Чацкий - побежденный?

Что будет, если задать вопрос читателям, кто же всё-таки Чацкий - победитель или побежденный? Ответ одного, другого и третьего человека будет абсолютно разный. Точка зрения, согласно которой Чацкий в результате проиграл, может быть обоснована тем, что он всё равно жертва по природе своей. Коллектив, пусть и недостойный, гонит и не принимает его, любимая девушка не видит высоких качеств характера - лишь спесь, злобу и чванство.

Аргументом может являться и финал: Чацкий уезжает, буквально бежит в «никуда». Его не ждет счастливая развязка, и в этом трагизм его истории. Не московская элита побеждает его. Он сам не способен адаптироваться к неидеальному миру. Чацкий вынужден вечно скитаться в неизвестности, как бы спасаясь от себя самого. В результате его таланты, его отточенный ум растрачиваются понапрасну, без пользы: он лишь «мечет бисер перед свиньями». А будь он победителем от начала и до конца, разве не понял бы сразу, что это гиблое дело?

Цитаты главного героя

Таким образом, если браться за сочинение «Чацкий: победитель или побежденный?», кратко или полно, можно раскрыть как одну, так и другую точку зрения. Единого мнения здесь нет. Именно поэтому статья эта началась с того, что противоречивость и многоплановость - характерная черта многих героев русской классики. Главное, что необходимо делать, - это соотносить поведение персонажа с собственными взглядами на жизнь и сообразно с ними аргументировать выбранную позицию.

Вне зависимости от того, кто такой Чацкий, победитель или побежденный, цитаты этого героя ещё долго будут оставаться крылатыми. Например:

  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • А судьи кто?

Именно они закрепили память о А.С. Грибоедове в веках, равно как и даровали бессмертную жизнь главному герою его комедии.

Идейная и моральная победа Чацкого в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".

Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается более крепкой живучестью от других произведений слова.

Главная роль в комедии “Горе от ума”, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.

Можно было бы подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него неумны. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Однако о Чацком многие недоумевают: что он такое?

Фамусов говорит о Чацком: “Он славно пишет, переводит”. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, был в сношениях с министрами и разошелся - нетрудно догадаться почему.

“Служить бы рад, - прислуживаться тошно!” - намекает он сам.

Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену.

Чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Для Чацкого Молчалин - полное ничтожество, “жалчайшее созданье”. А.С. Пушкин писал: “Между мастерскими чертами этой прелестной комедии -недоверчивость Чацкого в любви Софьи к Молчалину - прелестна! - и как натурально! Вот на нем должна была вертеться вся комедия...”

Черты характера и мировоззрения Грибоедова нашли глубокое отражение в комедии “Горе от ума”, прежде всего в образе Чацкого. В этом образе Грибоедов впервые показал “нового человека”. Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идею, за правду.

Печальна была судьба такого одинокого борца, каким изображен Чацкий, он противопоставлен миру Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это происходит от его ума. С понятием “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном. Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, Загорецких. Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.

Так кто же все-таки Чацкий? Я считаю, что несмотря на свое положение, на свое вынужденное бегство из Москвы, в идейном и моральном плане Чацкий остается победителем. Это и подтверждают слова И. А. Гончарова: “Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы своей. Чацкий - победитель, передовой воин, застрельщик и - всегда жертва”.