Английские панки. Значение слова "панк"

Чтобы понять, кто такие панки, необходимо изучить это довольно сложное культурное явления во всех его аспектах. Прежде всего - это молодежная субкультура, характерной особенностью которой является ярко выраженный протест господствующей культуре, массовому суррогату. Что означало понятие изначально, где и когда оно зародилось, какой образ жизни ведут представители этой субкультуры - можно будет узнать из статьи.

Этимология понятия

Для понимания, кто такие панки, следует разобраться со значением слова «панк». В словарях оно имеет различные переводы и значения:

  • в кратком оксфордском словаре переводится как «уличная девка»;
  • в старом американском - «гнилое дерево», «гнилушка»;
  • в современном американском - «подонок», «неопытный юнец», «шпана»;
  • в современном англо-русском словаре слово имеет несколько значений («никчемный человек», «чепуха», «что-либо ненужное»).

В середине прошлого века словом «панк» в Америке называли молодежные группы, находившиеся на социальном дне. Например, бродяги и заключенные-гомосексуалисты.

История субкультуры

История субкультуры панков началась с 60-70-х годов прошлого века. Так, в Великобритании появление подобной контркультуры связано с самой массовой безработицей среди молодежи. Атмосферу негатива и безысходности дополнил мировой энергетический кризис. Все это обусловило распространение в среде молодых людей состояния отчаянья и обреченности. При этом люди не видели выхода в существующей на тот момент пацифистской субкультуре хиппи. Они стремились вызвать протест всему обществу и политике.

Первой волной в развитии стали 1976-1978 годы. Несмотря на общепринятое мнение, панки состояли не только из жителей трущоб и представителей рабочего класса. Среди них было много людей из среднего класса, а также подростков из богатых семей. Все они выступали против общества и хиппи. Последних панки ненавидели за вялость, лень и скуку.

Второй волной считается рубеж 1970-1980-х годов. В это время субкультура политизируется. Многие панк-группы выступают с концертами в защиту животных, а также против фашизма. В это время из субкультуры выходит течение "хардкор". Музыка таких групп большей частью политизирована. Движение "панк" от полного нигилизма перешло к позитивизму.

История субкультуры в России

В отличие от английского направления, которое возникло в результате социально-экономического кризиса, "панк" в СССР распространился в качестве протеста против тоталитарного мышления. Произошло это в 80-х годах прошлого века.

Во многих городах молодые люди приобретали у фарцовщиков музыкальные записи известных западных панк-групп. Существовала информация о западной субкультуре и в советских журналах, которые преподносили ее как пример загнивания буржуазной культуры. Движение считалось подпольем подполья из-за своей запрещенности и противостоянию принятой системе. Субкультура "панк" в СССР вносила в умы молодежи новые ценности: она не была проявлением простого бунта и протеста, как в Англии.

Лидеры субкультуры

Ярко выраженных лидеров в субкультуре не было. В основном пользовались популярностью музыкальные хард-рок группы. Наиболее известными из них были «Секс Пистолс», «Клеш», «Дамнед» и другие.

С развитием панк-рока связано имя американского художника и продюсера группы «Вельвет Андеграунд» Энди Уорхола. Солиста этой группы Лу Рида относят к отцам-основателям альтернативного рока, который связывают с "панком".

Жизнь представителей субкультуры

Чтобы понять, кто такие панки, следует узнать больше об их способе жизни. Большую часть времени она состоит из общения в кругу единомышленников. При этом для них неважно, о чем они говорят - главное, что все друг друга понимают. Все они ощущают себя свободными, как в словах, так и в действиях.

Жизнь панка не обходится без больших молодежных собраний, которые называются в их лексиконе «сейшенами». На них они слушают музыку, общаются, живут в своем отдельном мире, который со стороны напоминает сумасшедший дом. Сами же молодые люди находят на таких сейшенах новых знакомых и весело проводят время.

Есть в группах и девушки. Как правило, они воспринимаются как сестры или подруги воинов. Девушкам также хочется показать свое умение гонять на мотоцикле или возможность плевать дальше всех. А благодаря тому, что тема секса в группах является довольно обсуждаемой и абсолютно свободной, среди участников практически не бывает случаев изнасилования.

Как попасть в контркультуру

Сперва необходимо узнать, какие группы есть в регионе проживания, и пообщаться с ними на сейшене. Далее все будет зависеть от желания приобщиться к одной из групп. Для того чтобы быть принятым в ряды группы, необходимо, как правило, пройти некое испытание. Его характер зависит от ее представителей. Это может быть все что угодно, доказывающее, что человек способен переступить через общепринятые нормы. "Панк" как субкультура протестует против стереотипов, поэтому новенький не должен испытывать чувства брезгливости и стыда.

Примеры испытаний для обряда посвящения:

  • питаться неделю из помойки;
  • просидеть несколько дней в мусорном контейнере, говоря прохожим «Доброе утро».

Не применяются для обряда посвящения зверские или же религиозно-романтические методы.

Если панк пожелает покинуть свою группу, ему достаточно после своей фразы сказать что-то умное, например «Так говорил Заратустра». Человек даст понять всем, что он больше не панк, поскольку протестующий против общепринятых норм не должен развиваться, он должен жить в свое удовольствие.

Внешний вид

Кто такие панки, четко показывает их стиль одежды и атрибутика. Она у них довольно агрессивная и вызывающая:

  • волосы часто выкрашены в яркий цвет, при этом их начесывают торчком и фиксируют с помощью лака или других подобных средств;
  • наиболее узнаваемой приметой является прическа «ирокез», которая распространилась в 80-х годах;
  • в качестве обуви приветствуются "гриндерсы", кеды, любые тяжелые ботинки с металлическими носками;
  • наличие экзотического оружия является воплощением определенной идеи;
  • популярной одеждой являются джинсы, которые имеют порванный и потрепанный вид;
  • куртка-косуха перешла в "панк" из рок-н-ролла;
  • среди атрибутики популярны ошейники, кожаные браслеты с шипами, напульсники.

В одежде преобладающим является так называемый «мертвый стиль». То есть присутствуют элементы или изображения черепов, костей.

Большой вклад в стиль субкультуры "панки" внесла британская дизайнер Вивьен Вествуд. Она сделала их атрибутику модной для массового потребителя. Стиль настоящего панка сложно отнести к моде, поскольку одежда специально подбирается без вкуса. Например, джинсы специально вымачиваются в отбеливателе для создания на них ржавых разводов, а классические брюки заправляются в тяжелые ботинки.

Неформальное движение панков своим стилем желает, прежде всего, выделится из общества, показать ему свой протест.

Молодежные субкультуры

Панки делятся на множество подгрупп, которые отличаются между собой стилем одежды, поведением, музыкальными предпочтениями.

Разновидности субкультур "панк":

  • "анархо" - зародился в Англии в 70-80-х годах прошлого века;
  • "кельтский" - зародился в Ирландии в 70-х годах, раскрывал духовные и социальные вопросы рабочего класса;
  • "краст" - появился в конце 80-х - начале 90-х годов, распространял идеи анархизма;
  • "готик-рок" возник в конце 70-х, воплотив в себе идеи нигилизма, апатии, отчуждения;
  • "фолк" - появился тогда же и отображал всевозможные темы, в том числе и левые политические взгляды;
  • "глэм" - возник в начале 70-х на северо-востоке США, был связан с идеями эстетизма, дендизма, нарциссизма;
  • "гаражный" - возник в конце 80-х в Детройте, а к началу 90-х появился в Японии;
  • "хардкор" - существует и сегодня, отличается разными темами, в том числе политическими, социальными и антивоенными;
  • "хоррор" - связан с 70-ми годами в Нью-Джерси и фильмами ужасов, а также научной фантастикой;
  • "серф" - появился в Калифорнии в 80-х, связан с идеями окружающей среды и океана.

Существует еще с десяток молодежных субкультур, которые связаны с понятием "панк". Объединяет их протест против окружающего общества и любовь к свободе от стереотипов.

Не поспоришь, что большинство людей представляют панков в рваных джинсах, футболках и балахонах, с немытыми волосами, а также с изображениями неизвестных групп на одежде, в кедах, берцах и вечно увешенных металлом, и кроме того, постоянно пьяных. Но мы позволим себе выделить несколько видов панков:

«Гламурный панк». Они в свою очередь также делятся на две группы. Первая – это те, кто на самом деле гламурный (добренький, чистенький, не курящий, не пьющий, прилизанный), вторая – те, кто ставит ирокез и одевает панковскую одежду только на концерты, разные сборища и другое, а в жизни носит обычные вещи с бусичками, фенечками и т.д.

«Обычный панк» — тот, что носит традиционные панковские вещи, но ведет себя как нормальный, обычный человек, который считает себя истинным панком. Некоторые из них даже пытаются что-то понимать в панке.

«Опущенный панк» — это немытый, заблеванный, прокуренный, проколотый, пропитый, ограниченный и агрессивный человек, что не ставит для себя моральных принципов и убеждений. Часто это хулиганы, вечно обдолбанные, страшные, неприличные и тупые бомжи, алкоголики, наркоманы и так далее. Именно такими панками и пугают маленьких детей, а при их упоминании бабушек кидает в жар.

«Говнопанк» — совсем тупые существа, которые ничего не понимают в панке, но зацикливаются на одной группе и считают себя крутыми панками. Их панк именно такой, каким его сотворило их воображение. Главные признаки говнопанков: национализм, расизм, сексизм, пофигизм, классизм, эйджизм и другое.

«Рокер» — это люди, которые играют панк-рок, не представляют собой ничего особенного, при этом внешне не совсем похожие на панков, а зачастую вообще не понимающие, что такое настоящий панк.

«Свободный панк» (или настоящий) – всегда разбирается в идеологии, философии и мировоззрении панка, всегда носит и делает то, что ему нравится. Никогда не ставит перед собой ограничений, которые выработали стереотипы. Они живут свободно и не ограничивают свободу другим.

Панк или панки (англ. «punk») молодежное направление в культуре, возникшее в конце 60-х — начале 70-х годов в Великобритании; стиль — панк неотъемлемо связан с именем .

Слово «punk» в английском языке до появления собственно самого панк-течения использовалось как ругательство, означавшее примерно то же, что и «подонок». В других случаях оно могло употребляться, как обычное нецензурное выражение.

В американском жаргоне слово «punk» использовалось по отношению к заключенным-шестеркам или же просто к людям, имеющим отношение к преступной деятельности. Также слово «punk» могло означать «отбросы», «гнилье», «грязь».

Внешний вид и атрибуты панков:

Истоки панка, как стиля, берут свое начало в 60-х годах, когда в эпоху под влиянием «Beatles» и «Rolling Stones» появились молодежные команды, исполняющие рок-н-ролл. Несмотря на то, что хиппи оказали сильнейшее влияние на мировую культуру, в 70-х годах они уже немного поднадоели. Молодежи хотелось чего-то нового и острого. Вместо мирного лозунга хиппи «Любовь и мир» панки предпочли формулу «Секс и насилие», а главными словами панк-стиля стали «анархия», «бунт» и «помойка».

Изначально стиль «панк» возник как направление в музыке благодаря американской группе «Ramones». Жанр «панк-рок» предполагал не столько умение, сколько стремление играть в сочетании с нарочито примитивным звучанием, вызывающе вульгарным поведением на сцене и нырянием в зрительскую толпу.

Идеологом популяризации стиля «панк» в моде стал Малкольм Макларен, британский музыкант и продюсер. Начало стилю было положено в 1975 году в Лондоне, когда Макларен в связи с новыми провокационными анархистскими веяниями, пришедшими из Америки, решил сменить модное направление своего , открытого в 1971 году совместно с Вивьен Вествуд. Так бутик, пользовавшийся достаточно большой популярностью, сменил свое название «Let it Rock» на дерзкое «Sex». Новый магазин был ориентирован на маргинальную молодежь. И здесь нельзя умолчать о Вивьен Вествуд, которая и считается создательницей направления «панк» в моде.

Далеко не все современные панки знают о том, что их любимые ирокезы, рваные джинсы и прочие атрибуты стиля придумала Вивьен Вествуд. Сейчас она является одним из самых знаменитых дизайнеров в мире, однако в то время такое нельзя было и предположить. Рано вышедшая замуж лишь для того, чтобы сбежать из бедной и нищей семьи, Вивьен Вествуд забросила художественную школу. Правда, она все же получила педагогическое образование и даже успела поработать учителем. Однако спокойная и размеренная жизнь продлилась всего три года, пока Вествуд не развелась с мужем и не встретила Макларена. Вместе они стали активно заниматься делами магазина.

Не получившая никакого специального образования или опыта в портновском деле, она первой изобрела совершенно сумасшедшие одеяния – рваные и майки с вызывающими надписями, которые сочинял Макларен.

«Я не террорист, не арестовывайте меня», «Будь разумным - требуй невозможного!», «Пустое поколение» или фашистский лозунг «Мы не боимся руин!»

— такие надписи украшали разодранные со всех сторон футболки.

Вивьен первая сделала себе ежик из обесцвеченных волос – фирменная прическа в стиле панков всего мира. Она также первой поиздевалась над футболкой, оторвав ей рукава, распоров плечевые швы и завязав лоскуты узлом на спине. Самое скандальное ее произведение – майка с портретом английской королевы Елизаветы II с английской булавкой в губе, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Каждая создаваемая Вествуд модель призывала потрясать морально устоявшееся общество. Для этого в их совместном с Маклареном магазине было все – со свастикой на рукавах, майки и футболки с нецензурными надписями, драные колготки, все в заклепках и шипах кожанки, брутальные ремни и, конечно же, в неимоверных количествах английские булавки, которые скрепляли лоскуты рваной одежды. Нетрудно себе представить, какой бешеной популярностью пользовался в Лондоне бутик «Sex». Это была настоящая Мекка панков, которая с радостью открывала двери для всех желающих.

В 1974 году Мальком Макларен становится менеджером группы, для которой сам придумал скандальное название «Sex Pistols». Играли они примерно так же профессионально, как Вивьен Вествуд – шила, однако это не воспрепятствовало им стать скандальными кумирами нового поколения и содействовать популяризации панк-стиля.

При всей своей вульгарности и маргинальности панк-стиль настолько захватил умы, что даже итальянская версия издания « » в 1976 году посвятила несколько страниц панковской антимоде. В 1977 году Зандра Роудс (прозванная «принцесса панка») представила свою коллекцию под названием «Концептуальный шик», где были показаны нарядные атласные с прорехами и английскими булавками. Мода на панк-стиль привела к тому, что многие ведущие решили использовать его с коммерческой точки зрения. Они начали выпускать специальные коллекции, которые отличались высоким качеством (в отличие от самоделок самих панков) и шли нарасхват, принося высокую прибыль.

После того как группа «Sex Pistols» распалась, Вивьен Вествуд покинула Макларена и продолжила работать самостоятельно. Она увлеклась созданием коллекций в историческом стиле, но, разумеется, не без панковской эстетики. В начале 80-х годов ее модели на были размалеваны краской, волосы их были покрыты грязью и шляпами из мешковины.

Сейчас панк-стиль в одежде встречается редко. Довольно часто можно услышать о том, что итальянские и французские мастера создают коллекции под влиянием стиля «панк», но это уже скорее пост-панк, где от панк-стиля остались немногочисленные элементы.

В новой рубрике «Субкультуры» мы будем говорить о знаменитых и неизвестных субкультурах прошлого и настоящего, об их колоссальном влиянии на культуру и о том, как им удается создавать знаковые образы.

Кто такие

Панки – одна из известнейших субкультур XX века, узнать ее представителя на улице сможет даже школьная учительница. Краткий пересказ статей «Панк» и «Панк-рок» в Википедии выглядит примерно так:

1. Субкультура возникла в конце 1960-х – начале 1970-х в Великобритании, США, Канаде и Австралии.
2. Фундамент – музыка, агрессивная, скандальная, незамысловатая с точки зрения мелодии и не особо обремененная смыслом, но задорная и насквозь проникнутая духом протеста.
3. Первой настоящей панк-рок группой принято считать нью-йоркских The Ramones.
4. Идеологическая основа – нигилизм и нонконформизм во всех сферах жизни.

Классический панк – бунтарь, циник и раздолбай, отвергающий общественные ценности, не жалующий политическую власть и отстаивающий права сексуальных меньшинств (расцвет субкультуры пришелся на сексуальную революцию). Его религия – эпатаж.

Самый отвязный представитель – участник знаменитой группы Sex Pistols Сид Вишес, получивший известность благодаря обвинению в убийстве своей подружки Нэнси. Что случилось в ночь с 11 на 12 октября 1978 года никто не знает, но история облетела весь мир и сделала Сида наиболее узнаваемой и даже попсовой фигурой панк-культуры, несмотря на то, что, по мнению многих современников, музыкального таланта у него не было. Еще более знаменитым его сделал Гэри Олдмен, сыгравший музыканта в фильме Алекса Кокса «Сид и Нэнси».

Что носили

Первые панки носили грязное, рваное старье, много пили, злоупотребляли наркотиками, ненавидели Тэтчер и плохо пахли. Панк сегодня – в гораздо большей степени модник, нежели человек, плюющий на окружающих и их мнение о его внешнем виде. Учитывая насколько популярной стала панк-культура, этот результат можно назвать закономерным. Как бы то ни было, панки создали оригинальный стиль, самобытный и символичный, любимый, копируемый и интерпретируемый на разный лад миллионами обывателей и людей искусства. Панк-культурой вдохновлялся даже Энди Уорхол. Малькольму Макларену, музыканту и продюсеру Sex Pistols, принадлежит очень точное высказывание: «Мы сделали уродство прекрасным. Вот что такое панк».

Знаковыми атрибутами панк-культуры стали:

Косухи

Их любили первенцы Ramones, британцы Sex Pistols, и продолжают любить все последователи жанра. Чем больше металлических заклепок, цепей и шипов, причем не обязательно на одежде или обуви, тем лучше.


Ботинки Dr.Martens – любимая обувь представителей очень многих субкультур, возникших во второй половине XX века. Среди панков, как и среди скинхедов, готов, рокеров, футбольных хулиганов и поклонников гранжа, марка завоевала популярность благодаря массивности, брутальности и небывалому удобству в носке. Ироничность ситуации в том, что первоначальной целевой аудиторией компании были пожилые дамы и садоводы.


Клетка и леопард

Клетку изначально носила исключительно английская аристократия. С появлением панков ситуация кардинально поменялась, и благопристойный рисунок стали соотносить с дебоширами и анархистами не реже, чем с лордами и леди. Леопард, напротив, испокон веков считался адептом вульгарности. Мастерство провокации, оно в мелочах.


Union Jack

Несмотря на то, что субкультура панков зарождалась одновременно в Великобритании, США, Австралии и Канаде, ассоциируется она исключительно с туманным Альбионом. Поэтому английский флаг мелькает на футболках панков значительно чаще звездно-полосатого рисунка и кленового листа.


Рваная одежда

Щепетильностью эти ребята, как уже было сказано, на отличались.

Сид Вишес

Черные колготки в сетку

Девушки, как правило, не отставали от парней по части скандальности. Сетка и сейчас считается пошлостью, а в 1970-х и вовсе вызывала повсеместное возмущение.


Ирокезы

Если сетка, рваные джинсы, грубые ботинки и обилие металла еще можно было стерпеть, то ирокез стал настоящим вызовом обществу. Авангардность прически потрясла всех. И, надо сказать, к ней до сих пор не привыкли.


Rebellion Festival. Фото: daypic.ru

Возникновение панк-культуры вызвало ажиотаж и повсеместное подражание не из-за того, что первым трендсеттерам пришло в голову, что ирокез - это отличный повод выделиться из толпы. Панки транслировали свои принципы не только через внешний вид, но и через философию потребления в целом. Вместо того чтобы покупать придуманные и изготовленные в рамках фабричного производства вещи, они либо делали их сами, либо изменяли до неузнаваемости. И неважно, каков был конечный результат. Протест против капитализма нашел выражение не в словах, а в образе жизни. Именно поэтому созданные ими символы обрели смысл. Надевая косуху и грубые ботинки на платформе, делая пирсинг и набивая татуировки, мы в XXI веке пытаемся донести до окружающих то, о чем панки говорили сорок лет назад: невозможно существовать в мире, где основная ценность - это экономическая выгода.

Высокая мода

Представителем интересов панков в мире haute couture традиционно считают Вивьен Вествуд. В прошлом учительница, она первой прониклась духом либерализма и стремлением к свободе самовыражения. Отчасти это случилось благодаря ее браку с Малькольмом Маклареном. Союз распался, зато интерес к культуре панков остался. Принципиальное отличие Вествуд от других дизайнеров, вдохновляющихся панком, в том, что Вивьен воплощает этот стиль не только в коллекциях, но и в собственном образе.



Помимо Вивьен Вествуд эстетику панка в той или иной степени в своем творчестве использовали такие марки и дизайнеры, как Александр Маккуин (поздние коллекции), Сандра Родес, Жан Поль Готье, Versace, Givenchy, Any Old Iron, Zana Bayne. За подтверждением колоссальной степени влияния этой субкультуры на высокую моду далеко ходить не надо: летом 2013 года выставка «PUNK: Chaos to Couture» проводилась в Нью-Йоркском Метрополитен-музее.


Панк сегодня

Для панк-культуры XXI век оказался гораздо менее плодотворным, нежели XX, и вряд ли можно ждать такого же разрыва шаблонов, какой произошел в 1970-х. Панк, каким его знали в предыдущем столетии, умер, но его символы еще долго будут мелькать в коллекциях, кинематографе, литературе и на улицах. А все потому что дух бунтарства будет жить вечно.



Мужская футболка Bershka, 599 рублей, женская косуха Topshop, 20500 рублей (premium collection), женские леопардовые брюки Roberto Cavalli, 38400 рублей (FarFetch), мужские полосатые брюки Any Old Iron, 8700 рублей, клатч Alexander McQueen, 61400 рублей (FarFetch), ботинки Dr.Martens, 4500 рублей

Посмотреть:

  • Энгель и Джо Класс 1984

Послушать:

  • Ramones
  • Misfits
  • Sex Pistols
  • Clash
  • Johny Thunders
  • Crass
  • The Stooges
  • Anti flag

Жанр фантастической литературы, ставящий целью раскрытие всех потенциальных возможностей той или иной технологии, господствовавшей в определённый временной период или в определённой цивилизации. Жанр представлен моделями, которые также включают в группу «таймпанк» (паропанк, дизельпанк, атомпанк, киберпанк, нанопанк, биопанк), а также гибридным поджанром технофэнтези, изображающим технически продвинутую цивилизацию, но с основными атрибутами жанра фэнтези.

Технопанк очень близок к альтернативной истории, но принципиальное отличие в том, что это реконструкция стилистическая, а не историческая. Технопанк не занимается поиском точек бифуркации, в которых небольшое внешнее вмешательство или иной выбор, сделанный историческим лицом, мог бы изменить развитие человечества. Обычно технопанк изображает уже сложившуюся цивилизацию, долгое время развивающуюся в том русле, которое привело её к современному состоянию, и читатель может только догадываться, где началось расхождение, а в случае с технофэнтези лишён и этой возможности.

(Timepunk) - поджанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на каком-то ином технологическом уровне, что чаще всего подразумевает иные законы социума. Данный термин является обобщающим для большого количества родственных направлений фантастики, часто - производных от киберпанка и стимпанка (который сам изначально появился в качестве отдельного направления как пародия на киберпанк), и довольно близок по значению к понятиям технопанка, технофентези и альтернативной истории.

Виды Таймпанка:

(Stonepunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне каменного века.

Бронзпанк (Bronzepunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне Бронзового века.

Сандалпанк (Sandalpunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне поздней античности.

Плэйгпанк (Plaguepunk), также Миддлпанк (Middlepunk) и редко Кэндлпанк (Candlepunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне Средних веков.

Клокпанк (Clockpunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне эпох Возрождения и барокко: придворные инженеры, куртизанки, гвардейцы.

(Steampunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, который в совершенстве освоил технологию паровых машин.

(Бензопанк) (Dieselpunk) - жанр фантастики, описывающий технологический мир уровня 20-50-х гг XX века.

Атомикпанк (Atomicpunk) и Транзисторпанк (Transistorpunk) - жанр научной фантастики, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне 1945 - 1990 гг.

(Cyberpunk) - поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах.

(Post-Cyberpunk) - жанр научной фантастики, развившийся из киберпанка, который, как и предшественник, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы (всеобщее проникновение информационных технологий, генной и молекулярной инженерии, технологий модификации человеческого тела и др.), однако при этом, в отличие от «классического» киберпанка, главные герои произведений активно стремятся улучшить социальные условия или, по крайней мере, не допустить деградации общества.

Виды Посткиберпанка (также входят в число видов Таймпанка):

(Nanopunk) - направление в научной фантастике (разновидность посткиберпанка), посвящённое социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий.

(Biopunk) - направление в научной фантастике (разновидность посткиберпанка), посвящённое социальным и психологическим аспектам применения генной инженерии и биологического оружия.

Космопанк (Spacepunk) - смесь киберпанка и космооперы, отличается от космооперы не только киберпанковским антуражем, но часто и более жёстким и циничным миром.

(Splatterpunk) - литературно-кинематографический жанр на грани фэнтези и ужасов, появившийся в середине 1980-х. Сплаттерпанк представлет собой небольшие произведения с циничным описанием насилия в крупных современных городах. Герои сплаттерпанка - антисоциальные отчужденные маргиналы. Антигерои - серийные убийцы, психопаты и маньяки.

(Post-Apocalyptic) - жанр научной фантастики, в котором действия развиваются в мире после какой-либо глобальной катастрофы.

Также существует ещё ряд интересных направлений, близких данной тематике:

(Stitchpunk)(от stitch - «швейный стежок» и punk - «что-л. бесполезное, ненужное; дрянь, рвань») - направление научной фантастики. Производное от киберпанка и стимпанка, рассматривающее альтернативный вариант развития человечества или материальных следов его обитания, в пост-апокалиптическом мире, основными жителями которого, как правило являются куклы, плюшевые игрушки и т. п. Стиль ститчпанка более пародичен и не столь пессимистичен, как киберпанк или стимпанк, хотя и носит аналогичные черты социальной антиутопии.

(Apocalyptic) - жанр научной фантастики, в котором рассказывается о наступлении какой-либо глобальной катастрофы. Первые произведения этого жанра появились ещё в эпоху романтизма в самом начале XIX века, но настоящиий расцвет жанра пришёлся на «холодную войну», в связи с чем классический сюжет этого жанра повествует о термоядерной войне.

(Dystopia) - направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле - любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития

(Alternative History) - жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история, в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.

Жанр фантастики, поджанр фэнтези, описывающий мир в котором бок о бок соседствуют технология и магия. Жанр имеет несколько вариаций миров.

Термин, объединяющий в себе понятия «ретро» и «футуризм» (также футурологию). Ретрофутуризм - это то, как люди представляли будущее в прошлом.