Астраханская государственная картинная галерея им. Догадина. Картинная галерея им. П.М. Догадина (г. Астрахань)

Астраханская Государственная картинная галерея носит имя выдающегося астраханца - Павла Михайловича Догадина (1876-1919). Выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, Павел Михайлович в 1918 г. передал в дар родному городу свое уникальное собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель, а также небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где его коллекция размещалась первоначально.

Галерея располагается в здании бывшей усадьбы И.Н. Плотникова, являющемся одним из красивейших городских зданий, при этом с очень непростой судьбой.

Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня ул. Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Николаевичем Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почетный гражданин города, Николай Иванович Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (сегодня драматический театр) .

Иван Николаевич Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженера-технолога. С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира .

С 1918 г. в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. А в 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе некогда богатейшей астраханской семьи нет. Впрочем, в Астрахани можно услышать притчу о том, что после того, как особняк был отобран у Плотниковых, они еще какое-то время жили в нем на чердаке, зарабатывая на жизнь подсобными работами в картинной галерее, а после расстрела большевиками Ивана Николаевича, уехали из Астрахани.

С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. В здании картинной галереи были развернуты сначала эвакогоспиталь комитета обороны, затем госпиталь НКВД для военнопленных. Только к концу 1943 г. музей вновь вступил в права хозяина плотниковского особняка.

В течение десятилетий собрание галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций уберите двоеточие астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула австро-венгерской торговой миссии Отто Яковлевича Виблингера (1857-?), купца-мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908), собирателя Александра Александровича Перова, художницы и педагога Евдокии Иродионовны Нешмониной (1871-1961) , семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925-2008) и др.

Галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе и знаменитые астраханцы - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), дом-музей которого расположен неподалеку, и Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня фонды музея хранят более 19 тыс. художественных предметов. Среди них собрание икон XVII-XIX вв., живописные полотна Федора Степановича Рокотова (1735-1808), Карла Павловича Брюллова (1799-1852), Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), Василия Григорьевича Перова (1834-1882), Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), Василия Петровича Верещагина (1835-1909), Архипа Ивановича Куинджи (1841 или 1842-1910), Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) и многих других мастеров.

Рубеж XIX-XX вв. представляют произведения Исаака Ильича Левитана (1860-1900), Валентина Александровича Серова (1865-1911), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и др.

Гордостью собрания является коллекция русского авангарда, представленная работами Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943), Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), Марка Захаровича Шагала (1887-1985) и др.

Экспозиция отдела зарубежного искусства представляет коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII столетия.

Спустя два года после открытия галереи, фамилия Догадина уходит из ее названия: 1922-1928 - Астраханская картинная галерея, 1929-1948 - Астраханская Государственная картинная галерея, 1949-1957 - Астраханская областная картинная галерея. С 1958 по 2006 год галерея носила имя астраханского художника Б.М. Кустодиева, памятник которому, выполненный советским скульптором Борисом Евсеевичем Каплянским (1903-1985), и по сей день стоит во внутреннем дворике галереи. В 2006 году фамилия Догадина справедливо была возвращена в историческое название галереи.

Основатель Астраханской картинной галереи .

Биография

В начале 1910-х годов его увлекла идея создать в родном городе картинную галерею. Для этих целей он послал в Москву денежный задаток, чтобы известный коллекционер А. Г. Голиков приобрёл ему несколько картин. В 1912 году Голиков купил ему три первые картины: этюд к «Цветущему лугу» И. И. Левитана , «Валаам» И. И. Шишкина и «Волга. Облака» И. Л. Калмыкова .

За пять лет (1912-1917) Догадин собрал в своём собственном доме внушительную коллекцию: более ста живописных и графических произведений, около девяноста автографов писателей, поэтов, музыкантов, исторических деятелей.

Мысли о передаче своей коллекции в собственность города стали посещать П. М. Догадина в 1916 году . События октября 1917 года заставили его принять окончательное решение - Догадин отписал городу коллекции вместе с особняком и библиотекой.

Все свои средства Догадин вложил в создание художественного музея, потому похороны были совершены на казённый счёт. Из протокола заседания Президиума Совета Союзов 25 января 1920 года :

«Председатель - Трофимов,

Секретарь - Эйферт.

Слушали: ходатайство Совета картинной галереи от 17 января сего года о покрытии расходов, связанных с погребением П. М. Догадина.

Постановили: принять на счёт культотдела расход в сумме 4000 рублей на покупку гроба, перевоз тела и вскрытие склепа».

Память

В рамках реализации издательских проектов к 450-летию основания Астрахани вышла в свет книга «Коллекция Павла Догадина» Татьяны Слободских из серии «Астраханская губернская библиотека».

Музей

Поскольку музейный фонд после смерти Догадина увеличился в три раза, его дом стал тесен . 12 августа 1921 года в распоряжение галереи был передан красивый трёхэтажный особняк купца Плотникова на Большой Дмитровской (ныне улица Свердлова), куда коллекция переехала 12 августа и находится здесь по сей день. Дом Догадина был забыт, его потеснили новостройки, расположенные рядом.

Напишите отзыв о статье "Догадин, Павел Михайлович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Догадин, Павел Михайлович

– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.

 

Координаты: N46 20.952 E48 3.114.

Картинная галерея Догадина (Астрахань) на сегодняшний день является одним из самых богатых и интересных музеев Поволжья. Здесь можно познакомиться с картинами практически всех знаменитых русских художников, начиная от иконописцев XVI столетия, портретистов XVIII века и заканчивая современным искусством.

Картинная галерея Догадина открыла свои двери для посетителей 15 декабря 1918 года. Инициатором и первым заведующим стал астраханский инженер Павел Михайлович Догадин, который после революции передал в дар своему городу коллекцию предметов искусства конца XIX–начала XX века. Собрание включало в себя не только уникальные произведения живописи и графики, но и автографы известных людей, обширную библиотеку семьи Догадиных, мебель и даже особняк по набережной реки Кутум (сегодня это Красная Набережная, 39). Именно там на первых порах размещалась картинная галерея.

Вскоре галерея Догадина (Астрахань) заметно расширилась. Со своими коллекциями решили расстаться сначала богатые астраханские рыбопромышленники Сапожниковы, а затем и австро-венгерский вице-консул Отто фон Виблингер. Дом Догадина на набережной реки Кутум стал слишком тесным для новых шедевров, и в 1921 году их переместили в более вместительный бывший дом купца И. Н. Плотникова. Этот особняк по ул. Свердлова, 81 сам по себе тоже представляет немалую ценность: красивейшее трехэтажное здание с флигелем и внутренним двором построено в начале XX века и является памятником архитектуры («Усадьба И.Н. Плотникова»). Дом построил сам Иван Николаевич Плотников, выходец из известной астраханской семьи. Его отец, например, знаменит сооружением Зимнего (сейчас это драматический) театра в Астрахани .

Усадьбу в 1925 году национализировали. Что случилось с семьей Плотниковых потом – неизвестно. Хотя есть версия, что после 25-го года они еще некоторое время жили на чердаке своего бывшего особняка и подрабатывали в догадинской галерее. Семья покинула город после того, как большевики расстреляли Ивана Плотникова.

Во время войны в здании был госпиталь для военнопленных, коллекция же находилась в консервации. Астраханская картинная галерея Догадина вновь открылась лишь в самом конце 43-го года.

За время своей работы музей называли по-разному. Это была сначала Астраханская картинная галерея, затем Астраханская государственная картинная галерея. Дальше государственная сменилась областной, а в 1958 году Совет Министров РСФСР решил дать ей имя Б. М. Кустодиева, хотя он к собранию самого музея отношения не имел. Справедливость восстановили не так давно, в 2006 году, вернув галерее исконное название по имени ее основателя П. Догадина. Официально музей называется так: областное государственное бюджетное учреждение культуры «Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина».

Фонды картинной галереи в Астрахани включают в себя ценности Русского музея, Третьяковской галереи, бывшего Императорского Румянцевского музея, известной Цветковской галереи, а также экспонаты из частных коллекций купца-мецената И. А. Репина, художника М. П. Митурича-Хлебникова, собирателя А. А. Перова, галериста Н. М. Краевской и др. Свои картины дарили и знаменитые астраханцы: Б. М. Кустодиев и И. С. Горюшкин-Сорокопудов.

Сегодня экспозиции Астраханской картинной галереи располагаются в 23-х залах купеческой усадьбы и включают более 19 тысяч редких предметов живописи, графики и скульптуры.

Искусство XIX–XX веков воплощено в картинах К. П. Брюллова, В. Г. Перова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, М. В. Нестерова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, Н. К. Рериха и многих других знаменитых художников.

Гордостью Астраханской картинной галереи Догадина являются пейзажи А. И. Куинджи, А. П. Боголюбова, И. И. Шишкина и И. И. Левитана.

Подлинную ценность представляет собрание русского авангарда, включающее картины В. В. Кандинского, К. С. Малевича, А. В. Лентулова, Р. Р. Фалька, М. З. Шагала.

В коллекции отдела зарубежного искусства галереи Догадина множество графических произведений известных западноевропейских школ XVII–XIX веков и стран Азии и Востока XVIII–начала XXI веков. В инновационном выставочном зале «Гравюрный кабинет» есть действующая модель гравировального станка XVII века. Здесь можно посетить интерактивные занятия по классическому эстампу.

Приобщиться к прекрасному можно ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме четверга и понедельника. В четверг картинная галерея Догадина (Астрахань) работает с 13.00 до 21.00. Понедельник и каждое последнее число месяца – выходной.











Астраханская картинная галерея является одним из самых значительных художественных собраний Поволжья. Ее фонды составляют более двадцати тысяч художественных предметов. Среди них собрание русской иконы XVII -начала XX века, парадные и камерные портреты XVIII века, пейзажная, жанровая и портретная живопись русских мастеров XIX века: К.П.Брюллова, В.А.Тропинина, В.Г.Перова, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, К.Е.Маковского, А.И.Куинджи, И.И.Левитана. Рубеж XIX-XX веков представляют произведения, принадлежащие кисти В.А.Серова, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова, К.А.Сомова, К.А.Коровина, В.Э.Борисова-Мусатова, Н.К.Рериха, П.П.Кончаловского. Особой гордостью является собранная в галерее коллекция русского авангарда, представленная работами В.В.Кандинского, К.С.Малевича, А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька, В.М.Ходасевич, О.В.Розановой, М.З.Шагала.
История создания Астраханской картинной галереи связана с деятельностью ее основателя Павла Михайловича Догадина, происходящего из астраханской купеческой семьи, инженера-механика, получившего образование в Москве. В начале XX-го века Догадин начал увлеченно собирать художественную коллекцию, в которую вошли произведения лучших русских художников рубежа XIX-XX веков: В.Д. Поленова, И.И. Левитана, М.В.Нестерова. Картины приобретались Павлом Михайловичем на выставках «Мира искусства», «Союза русских художников», в частных собраниях. В 1918 году Догадин принял решение передать в дар родному городу свое собрание: более ста произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк на Красной Набережной. В этом же году 15 декабря состоялось открытие картинной галереи, где Павел Михайлович оставался хранителем и бескорыстным попечителем до своей скоропостижной кончины в декабре 1919 года.
В 1921 году галерея была переведена в одно из лучших зданий города – бывший купеческий особняк семьи Плотниковых по ул. Биржевая.
Вскоре имя Догадина уходит из официального названия музея. Постановлением Совета Министров РСФСР 1958 года Астраханской картинной галерее присвоено имя выдающегося русского художника, нашего земляка Бориса Михайловича Кустодиева. В 2007 году галерее возвращено имя её основателя.
В 1926 году в музей поступила коллекция западноевропейской гравюры из собрания библиофила и мецената, выходца из астраханской купеческой семьи Ивана Акимовича Репина. Коллекция послужила основой фонда зарубежного искусства в собрании галереи. В экспозиции отдела зарубежного искусства представлены произведения западноевропейской живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XVII-XX-го столетий и художественные изделия мастеров Азии и Востока.
Картинная галерея и ее филиалы сегодня - это живая развивающаяся система. Музейные проекты, интерактивные занятия, семейные программы, мастер-классы, виртуальные экскурсии – все эти новые формы музейной педагогики в сочетании с традиционными лекциями и экскурсиями позволяют сделать музейное пространство открытым и привлекательным для детей, юношества и взрослых.

М узей открыт 15 декабря 1918 года как Картинная галерея и музей Совета профессиональных союзов Астраханского края имени основателя П. М. Догадина. Павел Михайлович Догадин (1876–1919) – выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве. В 1918 г. он передал в дар родному городу свое собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк на набережной реки Кутум, где и размещалась галерея первоначально.

С 1921 г. галерея располагается в одном из красивейших городских зданий, построенном в начале XX в. и являющимся памятником архитектуры («Усадьба И. Н. Плотникова» – особняк с флигелем и внутренним двором) по ул. Свердлова (бывшая Биржевая). Спустя два года после открытия художественного музея имя П. М. Догадина уходит из его названия: 1922–1928 – Астраханская картинная галерея, 1929–1948 – Астраханская государственная картинная галерея, 1949–1957 – Астраханская областная картинная галерея. В 1958 г. галерее было присвоено имя Б. М. Кустодиева. В 2002 г. открылся филиал АГКГ – Дом-музей Б. М. Кустодиева, что позволило полнее раскрыть жизнь и творчество известного художника-земляка. Астраханской государственной картинной галерее в 2006 г. было возвращено имя его основателя. Современное официальное название музея: государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина».

Во время существования галереи ее фонды пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, из бывшего Императорского Румянцевского музея, знаменитой Цветковской галереи, а также предметами из частных коллекций: астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула Австро-Венгерской торговой миссии в Астрахани О. Я. Виблингера, купца-мецената И. А. Репина, собирателя А. А. Перова, художницы и педагога Е. И. Нешмониной, семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника М. П. Митурича-Хлебникова, филолога и галериста Н. М. Краевской и др. В разные годы галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе знаменитые астраханцы – Б. М. Кустодиев и И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Все эти поступления сделали собрание музея поистине уникальным. В 1939 г. был сформирован отдел советского искусства. С 1941 по 1944 гг. коллекция музея находилась в консервации, но уже в начале 1944 музей опять открыл свои залы посетителям.

Сегодня фонды Астраханской картинной галереи насчитывают более 19 000 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены русские иконы XVI–XIX вв., портреты XVIII в., написанные Ф. С. Рокотовым, Д. Г. Левицким, В. Л. Боровиковским и отражающие блестящую эпоху Просвещения. В собрании отдела зарубежного искусства – живописные работы Ж. Б. Пьяцетта, И. Планка, Ф. Томашу, большое количество графических произведений известных западноевропейских школ XVII–XIX вв., в том числе граверных мастерских П. П. Рубенса, Дж. Б. Пиранези.

В галерее имеется научная библиотека, реализуются издательские проекты, действует арт-студия «Лира», ежегодно проводятся Догадинские чтения (научно-практическая конференция для старшеклассников и студентов), издается официальная газета музея «Догадинка».