Как рисовать сухой пастелью. Какие мелки выбрать? Виды пастели для рисования

В этом уроке я познакомлю вас с пастельными мелками ; расскажу, что они собой представляют и как ими пользоваться. Вы откроете для себя новое направление в создании ярких и красочных работ, которые не теряют своих качеств и которые можно рисовать как дома, так и вне его.

Почему именно пастель?

Должна признать, что пастель – мой абсолютный фаворит среди всех способов рисования. Динамика невероятного разнообразия цветов потрясает воображение, а детализация иногда поражает. Для работы вам нужны всего лишь лист бумаги и пастель – больше ничего. Вы можете быстро получить готовый рисунок дома или вне стен, и вам не придется ждать, когда он подсохнет.

Для меня рисование пастелью – что-то вроде осознанного выбора преимущества тонкостей, и под этим я подразумеваю:

разные оттенки пастельных мелков и карандашей, с которыми я работаю;

— цвет бумаги или картона, которые я использую (должны ли они блестеть под моим рисунком или нет?);

— цвета, которые я уже использовала и тот эффект, который появляется при нанесении на них новых цветов;

— как растушевка пальцем может изменить рисунок;

— хватит ли мне духа оставить четкие линии нерастушеванными.

Чем не являются пастельные мелки

Мел

Пастель – не то, чем учителя пишут на классной доске и не то, чем дети рисуют на асфальте. Мел изготавливают из карбонатной извести и смешивают с красителем, и обычно он слишком блеклый и достаточно твердый.

Масляная пастель

Как и пастельные мелки, масляную пастель делают полностью из пигмента, однако масляную пастель смешивают с невысыхающей масляной субстанцией и восковым связующим веществом. Ее можно использовать вместе со смолой, чтобы приготовить пасту.

1. Пастель

Пастель – это чистый пудрообразный пигмент, смешанный с небольшим количеством связующего вещества. Это и делает их мягче мела, а область применения более универсальной. Они отличаются по цвету от спокойных тонов до очень ярких и являются прекрасным инструментом для создания больших и маленьких картин в любых условиях.

Некоторая пастель тверже, чем обычно, и мне кажется, что между ними небольшая разница. Я пользуюсь и теми, и другими как для масштабного рисования, так и для создания деталей – правда, некоторые виды более хрупкие. Я чувствую разницу только в цвете.

Пастель выпускают круглой и квадратной формы. Опять же, я пользуюсь и теми, и другими мелками как для масштаба, так и для деталей. Тем не менее, у каждого из видов есть свои преимущества – они дают разные типы штрихов. Внизу вы можете увидеть фрагмент картины с шерстью воющего волка. Вы видите разные штрихи и те места, где я пользовалась круглыми и квадратными мелками, но я сознательно наносила штрихи краем квадратного мелка, чтобы придать шерсти эффект спутанности.

Совет

Когда вы начинаете рисовать, не намечайте основу графитным карандашом, так как на него плохо ложится мелок. Пользуйтесь пастельным карандашом или, если у вас его нет, карандашом конте, углём или, наконец, самой пастелью.

Какие мелки выбрать?

Вы можете купить коробку пастелей с разными цветами. Компания Inscribe предлагает неплохой набор для начинающих, 48 цветов с различными оттенками по разумной цене. Однако их мелки довольно твёрдые, немного размазывающиеся; ими сложно рисовать тонкие линии. Избегайте наборов, в которых много ярких цветов, так как при рисовании вы поймете, что такое «разнообразие» слишком ограничивает.

Урок переведен с сайта design.tutsplus.com.

Среди множества техник и инструментов, которые применяют современные художники, пастель выделяется необычной фактурой и яркостью цвета. Портрет пастелью нарисовать непросто, но увлекшись этим направлением, совершенствуя собственные навыки и прилагая усилия для получения нужного результата, можно добиться желаемого. Тем более что сам по себе процесс приносит удовольствие и увлекает в работу с головой.

Прежде чем начинать рисование пастелью, важно понять особенности этой техники, а также приобрести необходимые материалы для творческого процесса. Для новичков и профессионалов не подходит один и тот же набор инструментов, поэтому и подготовка к творческому процессу будет разной. Только после этого можно начинать разбираться в том, как нарисовать портрет пастелью.

Преимущества рисования пастелью

Многие художники разного уровня профессионализма предпочитают всем другим техникам именно живопись пастелью. Портрет в такой технике смотрится необычно и позволяет передать малейшие особенности настроения художника. Среди других преимуществ пастели можно назвать:

  • простоту процесса - пастель легко ложится, особенно если грамотно подобрать все материалы и инструменты;
  • разнообразие цветов - пастель известна своими мягкими переходами и сочетанием разных оттенков;
  • светостойкость - в отличие от многих других красок она не выгорает на солнце;
  • бархатистость поверхности.

Эти плюсы способствуют той популярности и любви среди художников, которые с удовольствием используют пастель: техника портрета этим инструментом позволяет сделать красивое и необычное изображение человека. Хотя это и не так просто, как хотелось бы начинающим художникам.

Инструменты для рисования новичкам

Рисование пастелью нужно начинать с подготовки материалов и места для будущего творчества. Этот инструмент художника бывает нескольких видов: сухая, масляная и восковая пастель. Сухая, в свою очередь, может быть мягкой и твердой.

Кроме того, потребуются:

  • специальная бумага;
  • кисти;
  • чертежная доска или любая другая ровная поверхность, на которой можно будет закрепить лист для рисования;
  • ластик, которым можно будет аккуратно удалить лишние линии;
  • обычная наждачная бумага, с помощью которой можно будет заточить мелок при необходимости.

Эти инструменты необходимы, чтобы рисовать портреты пастелью для начинающих. Чтобы научиться и постичь премудрости этой техники, такого набора будет достаточно. А в дальнейшем придется расширять свой арсенал материалов и инструментов.

Инструменты для работы профессионалов

Простые и доступные материалы применяются новичками, но по ходу обучения и наработки профессионализма ассортимент их будет расти и расширяться. В дальнейшем можно использовать также:

  • фиксативы - вещества, которые распыляются на лист бумаги перед началом работы, чтобы закрепить будущий рисунок;
  • терпентин или другой разбавитель пастели, который позволит выровнять и обобщить слои красок;
  • маска для работы, чтобы минимизировать попадание меловой пыли в дыхательные пути;
  • холст - используется вместо бумаги.

Тщательная подготовка и выбор всех материалов позволят сделать процесс более комфортным и легким. В процессе работы каждый художник сможет оценить полезность и целесообразность каждого инструмента.

Особенности выбора пастели

Для начинающих художников лучше всего подходит сухая пастель в виде мелков. Она может быть мягкой или твердой, нужно приобрести оба вида и попробовать рисовать тем и другим. Выбирая краски, необходимо изначально понимать, что будет нарисовано, и какая цветовая гамма для этого понадобится.

Приобретая пастель, нужно обращать внимание на качество красок и фирму-производителя. Лучше изначально заплатить чуть дороже, но купить подходящие материалы, которыми будет комфортно рисовать. Постигая тонкости и нюансы рисования пастелью, оттачивая навык, можно будет попробовать рисовать масляной и восковой пастелью. Они отличаются по технике нанесения, но при определенных усилиях не представляют особой сложности.

Какая нужна бумага для пастели

На обычной бумаге рисовать такими красками нельзя, потому что портрет пастелью будет расплываться, пропитывать тонкий лист и смазываться. Поэтому лучше взять специальную бумагу. Для пастели подойдут такие разновидности:

  • бумага с крупнозернистой поверхностью, которая бывает различных цветов;
  • акварельная бумага холодной прессовки;
  • бумага для угольного карандаша - выдерживает пастель, но больше подходит для черновых набросков и кратковременных этюдов;
  • бумага с «наждачным» покрытием - имеет мелкое абразивное покрытие, поэтому отлично удерживает пастель.

Выбор бумаги - важный этап подготовки к рисованию, поскольку от этого будет зависеть не только комфорт процесса, но и конечный результат.

Правила рисования пастелью

Чтобы портрет пастелью получился красивым и достоверным, важно соблюдать некоторые правила его изображения. И даже если с первого раза результат получится не таким, как хотелось бы, по мере приобретения навыка и профессионализма он выйдет реалистичным.

Создавая портрет при помощи пастели, нужно помнить следующие рекомендации:

  1. Для начала важно представить общий образ предстоящего рисунка и выделить основные черты, которые будут отличать этого человека от всех других. В лице каждого человека есть что-то уникальное, не похожее на другие.
  2. Перед началом рисования нужно определить цветовую гамму предстоящего изображения. Какие оттенки преобладают в лице и образе человека, как они сочетаются между собой?
  3. Начиная рисовать, нужно сначала сделать слабые наброски и контур, на которые потом ляжет весь портрет.
  4. Несмотря на то что человеческое лицо, как правило, представляется теплым и требует соответствующих красок, в нем будут присутствовать и холодные оттенки.
  5. Для послойного рисунка лучше выбирать мягкую пастель, тогда слои будут легко ложиться друг на друга.

Правил рисования пастелью гораздо больше, но с этих простых рекомендаций можно начать обучение, а остальные нюансы понять и применить в процессе практики.

Последовательность рисования портрета

Чтобы нарисовать красивый и правдоподобный портрет, нужно соблюсти определенную последовательность нанесения линий и слоев пастели.

К этапам изображения относятся:

  1. Представление общего образа лица, отделение светлых и темных участков.
  2. Слабое нанесение линий, набросок общей концепции рисунка.
  3. Деталировка контура, прорисовка глаз, носа, губ согласно пропорциям человеческого лица.
  4. Нанесение слоев телесной пастели с сочетанием теплых и холодных оттенков.
  5. Наведение основных частей лица, детализация.
  6. Окончательные штрихи, придание лицу естественного выражения, прорисовка мелких элементов.

Рисование портрета - непростой процесс, и с первого раза художнику может показаться, что ошибок и огрехов слишком много. Но усердие и желание научиться рисовать пастелью стоят того результата, который получится в конечном итоге. Важно получать удовольствие от процесса рисования и не отчаиваться после первой неудачной попытки.

Часто, когда начинающему художнику необходимо определиться, каким материалом работать, он склонен выбирать между маслом и акварелью. Но существует еще одна категория художественных материалов, называемая «мягкие». К ним и относится простой и приятный в работе материал – пастель.

Рисование пастельными мелками предполагает тесный контакт пальцев руки с бумагой, так как штрихи часто растушевываются для получения нужного оттенка или фактуры. Благодаря этому можно в буквальном смысле слова «почувствовать» рисунок во время работы. К тому же техника рисования пастелью обладает волшебным свойством – она склонна превращать простоту и даже «примитивность» рисунка из недостатка в достоинство.

От классики к импрессионизму

История пастели началась еще в 15 веке. Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи. Само же французское слово «пастель» начало употребляться намного позже – в середине 17 века. Происходит оно от латинского pastellum – паста. Из чистого темного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».

Этим материалом пользовались многие художники эпохи Возрождения, а также выдающиеся представители искусства Нового времени: Энгр, Жан Этьен Лиотар, Джон Рассел, Морис де Ла Тур. Особенно популярным было использование пастели в классическом портретном жанре, как в чистом виде, так и в комбинации с гуашью.

Позднее технику использовал для своих знаменитых атмосферных пейзажей Джеймс Уистлер. Также этот материал был популярен среди художников, представлявших главные направления живописи 19-го, начала 20 века, – импрессионистов и художников группы «Наби» (Les Nabis). Пастелью рисовали Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Эдуард Мане и многие другие.

Удивительно, но пастель, которую использовал Дега, можно купить и сейчас – маленький магазинчик «La Maison du Pastel» в одном из переулков Парижа почти не изменился с 1920-х. Производством по технологии, придуманной Анри Роша, занимаются его наследники.

В семейной мастерской до сих пор используют старинные инструменты и изготавливают пастель вручную. Полный спектр цветов составляет 567 оттенков, а цена за один мелок достигает 12-18 евро. Именно такой пастелью были написана знаменитая серия балерин Дега и некоторые работы Сислея.

Виды пастели для рисования

Пастельные мелки бывают трех видов:

  • сухая – самая удобная для новичков, она легко растушевывается и ее можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;
  • масляная – требует определенных навыков, так как исправить нарисованное сложно;
  • восковая – не растушевывается, и хотя она ложится красивым глянцевым слоем, работать с ней не просто; ее часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки;

Сочетать в одном рисунке несколько видов пастели не принято. Начинающим художникам лучше остановиться на первом варианте.

Пастель, будучи материалом нежным и хрупким, требует бережного обращения, как с самими мелками, так и с готовой работой. Рисование сухой пастелью хорошо подходит как для быстрых набросков или этюдов, так и длительных постановок – возвращаясь к работе снова и снова, при желании, ее можно довести до фотографического сходства (если речь идет о рисовании с натуры). Поэтому этот материал одинаково хорош как для любителей экспрессии, так и для сторонников кропотливого вырисовывания.

Пастель можно смело брать с собой в путешествие или на прогулку – она замечательно подходит для пленера (рисования на природе). Уловить игру света, передать фактуру облаков или ритм волн – сделать это совсем не сложно.

Пожалуй, единственный минус этого материала – необходимость соблюдения определенных условий хранения пастельных работ (это не касается восковой пастели). А именно:

  • работу необходимо вскрывать фиксатором, иначе со временем она осыплется;
  • если вы хотите повесить пастельный рисунок в интерьере, он должен быть помещен под стекло или пластик, и лучше всего там, где его не достанут солнечные лучи;
  • для хранения работ нужно завести папку, в которой каждый рисунок будет переложен листом кальки, либо можно изначально пользоваться специальным альбомом для пастели.

Что нужно для рисования пастелью

Планшет или мольберт

Рисуя пастелью, удобно располагать лист бумаги вертикально либо под наклоном. Так будет намного легче оценить общую картину, а также проще переносить линии с натуры (натюрморта или портрета) на бумагу. Поэтому удобнее всего обзавестись мольбертом либо планшетом, который можно опереть о стол или спинку стула.

Пастельные мелки

Качественную пастель нельзя назвать дешевым материалом, однако при рациональном использовании одного набора хватит надолго. К тому же начинающим художникам не стоит гнаться за количеством цветов – 12-15 будет вполне достаточно. Выбирая материал в магазине, обычно его можно попробовать – хорошая пастель должна ложится на бумагу бархатистым слоем, не оставляя мелких крошек на поверхности бумаги, и хорошо растушевываться.

Бумага для рисования

Кроме пастельных мелков, потребуется тонированная рифленая бумага – она позволит максимально использовать возможности мелков. Можно приобрести и готовые альбомы для пастели – в них обычно находится бумага 4-5 цветов (обычно это неяркие светло-коричневые, серые, терракотовые цвета), а после каждого листа бумаги идет лист кальки. Рисуя допустимо оставлять незаполненные цветом фрагменты – можно «сыграть» на этом, подобрав бумагу такого же цвета как один из изображаемых объектов. Пользуясь таким приемом вы создадите эффект профессионального владения материалом.

Кисти и губки

При желании можно использовать плоские кисти или кусочки губки для растушевки, однако на начальном этапе предпочтительнее пользоваться пальцем – так вы сможете «почувствовать» материал и понять, как добиться нужного эффекта.

Фиксатор

Пастельные рисунки нужно обязательно вскрывать специальным лаком из пульверизатора.
Но можно воспользоваться и лаком для волос. Вскрывать работу нужно держа распылитель на расстоянии 30-40 см от поверхности.

Особенности техники

Хотя рисунок пастелью чаще классифицируют как графику, этот материал можно использовать и в чисто живописной манере.

Основное, чему нужно научиться перед тем, как начинать рисунок пастелью – это видеть цвета. Рисуя с натуры, нужно улавливать рефлексы, которые отбрасывают одни предметы на другие, всматриваться в тени и находить в них разные оттенки, а не «закрашивать» одним цветом от одного края к другому.

Важно также уделять внимание направлению штрихов – они должны ложиться по форме, а не произвольно. Таким образом, предметы будут выглядеть объемными. Большие пятна цвета лучше прокрывать, держа мелок плашмя.

Работать над рисунком нужно равномерно – не стоит браться за что-то одно. Вначале стоит слегка прокрыть все светлые места, затем темные, самые активные акценты и блики нужно ставить в самом конце. В процессе рисования с натуры нужно постоянно сравнивать тон предметов: предмет белого цвета не обязательно должен быть самым светлым.

Рисуя пастелью, как, впрочем, и любым другим материалом, нужно помнить о воздушной перспективе – границы дальних предметов должны быть более мягкие, чем очертания ближних; то, что находиться вдалеке (на пейзаже) по тону должно быть холоднее, чем то, что на переднем плане.

Добиться нужного оттенка в пастельном рисунке можно либо чередованием разноцветных штрихов (оптическое смешивание), либо перекрыванием одного цвета другим (механическое смешивание). Регулировать резкость контуров или насыщенность цвета можно с помощью растушевки. Если возникает необходимость прорисовать очень мелкие детали – в дополнение к мелкам можно использовать пастельные карандаши.

Рисование масляной пастелью позволяет добиться особо ярких цветов. Этот материал очень мягкий, немного «жирный» и имеет хорошую укрывистость. Работать им приятно, однако можно увлечься красками, позабыв об объеме и форме. Поэтому, к масляной пастели лучше обратиться уже после того как вы освоите основы рисования сухой.

Пастель материал очень «благодарный» – недостатки мастерства выгодно скрываются эффектным видом готового рисунка. Также не составит труда для начинающего художника найти свою особую манеру рисования. Пастельные работы, даже самые простые, хорошо смотрятся в интерьере.

Если вы увлечены , то обязательно познакомьтесь и с другими техниками: , . Все они могут не только радовать, но и приносить от продаж готовых работ, став хорошим подспорьем для семейного бюджета.

Пастель — это практически чистый пигмент. Она позволяет создавать яркие и насыщенные изображения. С её помощью создают эскизы и рисунки. Плюсом пастели является то, что для рисования вам не понадобится масса принадлежностей. Достаточно бумаги и самой пастели.

Сухая пастель

1. Очень важно купить качественную бумагу. Экономия здесь неуместна. Иначе новичок рискует не продвинуться в обучении. Техника рисования пастелью требует использования специальной зернистой бумаги, чья поверхность похожа на замшу и способна удерживать частицы красителя.

Бумагу для пастели выпускают различных цветов. Выберите ту, которая вам понравится, но учитывайте, что цвет должен контрастировать с изображаемым объектом. Оттенок не должен быть слишком тёмным или очень светлым, чтобы на бумаге хорошо смотрелись светлые и тёмные тона.

Не выбирайте белую бумагу, потому что работа на цветной будет смотреться эффектнее. Бесцветный лист потребует полного заполнения светлых пятен.

2. Торцом пастели рисуют широкую линию, а тонкую — краем. Регулировать толщину штриха можно с помощью силы нажима и угла наклона карандаша. Если нужно закрасить большую поверхность, то положите мелок на бок и покрывайте и закрашивайте бумагу.

3. Наборы пастели могут включать до шести десятков цветов. Но не все художники пользуются огромным количеством оттенков. Многие используют лишь несколько. Выбирайте так, как вам нравится.

4. Лист можно располагать горизонтально или на мольберте. Вертикальное положение позволяет крошкам падать и не оставаться на рисунке.

5. Пастель допускает большое разнообразия применения техник. Нет универсального рецепта и вы можете выработать свои способы работы с ней.

6. Начните с наброска углем или слабо выделяющимся на тоне бумаги мелком. Простой карандаш не подходит, потому что на нем плохо держится пастель.

7. На светлой бумаге хорошо разметить тона серой или чёрной пастелью. Чтобы правильно определить тоновые соотношения, определите, что должно быть самым темным, а что самым светлым. От основных форм переходите к уточнению и работе с объемами. Используйте штрихи, линии и точки. Растирайте пастель, где нужно обобщить изображение. Если растирать всё, то последующие слои будут плохо держаться на бумаге.

8. Готовый рисунок закрепите специальным раствором. Его можно купить в специализированном магазине в виде спрея. Наносите закрепитель аккуратно. Толстый слой повлияет на цвет рисунка. Универсальные закрепители и лак для волос не слишком подходят. Сухая пастель из-за содержания мела не очень насыщенная, а после закрепления становится контраснее. Это нужно учитывать.

9. Готовые работы, тем более незакрепленные, нужно хранить аккуратно. Желательно поместить под стекло и использовать паспарту. Если рисунки будут храниться в папке, то проложите их гладкой бумагой.

Масляная пастель

1. Масляная пастель на растушевывается и хуже растирается, чем сухая. Поэтому её следует разбавить пиненом.

2. Предварительный рисунок выполняйте масляной пастелью. Если предпочитаете уголь, то перед использованием пастели удалите его почти полностью, чтобы не запачкать пастель.

3. После нанесения основных тонов размойте их пиненом.

4. Уточняйте рисунок и если нужно, то размывайте. Но не увлекайтесь, потому что слишком размытая работа будет выглядеть замыленной. Должны оставаться прорисованные участки, самые важные по мнению художника.

5. В течение нескольких месяцев масляная пастель подсохнет и немного потемнеет. Учитывайте этот эффект в процессе работы.

6. Нет необходимости закреплять работу, выполненную такой пастелью. Но хранить её всё равно нужно аккуратно. Красочный слой может прилипнуть к соприкасающейся с рисунком поверхности. Лучше всего хранить работу под стеклом, но оно не должно касаться рисунка.

Как рисовать пастелью? — видео