Методы арт терапии. Определение, основные направления и виды арттерапии

Метод арттерапии - это соединение искусства и терапии для достижения единой цели - психологической помощи клиенту. Для клиентов, ранее не знакомых терапией искусства (арт терапия упражнения) - это очень важная работа сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний в свободном экспериментировании с творческим материалом.

Что такое арт терапия?

Арттерапия объединяет ряд направлений (виды арт терапии), в основе которых различные виды творческой деятельности: музыкальная терапия (музыкотерапия), (), (), . Использование арттерапевтических упражнений дает отличные результаты в работе со взрослыми и детьми. Основным преимуществом является то, что данная форма терапии очень комфортна для клиента.

Хотите стать психологом - арттерапевтом?

Быть арт-терапевтом - это также самое настоящее искусство! Квалифицированный специалист в области - арттерапия и психология творчества способен помочь человеку решить самые разнообразные проблемы: внутриличностные и межличностные конфликты, проблемы выбора и самоактуализации, негативные эмоциональные состояния, психологические травмы и многое другое. Методы, техники и упражнения арт терапии обладают мягким, щадящим воздействием, позволяют человеку напрямую соприкоснуться со своим Я, своими желаниями, мечтами, страхами, тревогами, опасениями, гневом, воспоминаниями. Методы арт терапии - настоящие ключи к бессознательному человека! Искусство арт-терапевта основано на знании психологии творчества, и заключается в правильном и подходящем именно для данного клиента подборе видов арт терапии, методов арттерапии, в творческом преобразовании и сочетании между собой упражнений арт терапии!

Эффективность психологии творчества или как применить упражнения арт терапии на практике

Эффективность методов арт терапии каждый не раз сам проверял на практике: например, если вы устали после трудового дня - вы можете включить диск со спокойной музыкой. Слушая музыкальные фрагменты, Вы можете расслабиться и избавиться от плохого настроения, вот вам и использование музыкотерапии! Возможны и другие варианты, чтобы отдохнуть: возьмите лист бумаги, карандаши или краски и займитесь рисованием; возьмите фотоаппарат, выйдите на улицу и займитесь фотоохотой - фотографированием всего, что привлечет Ваше внимание. Капризничает ребенок? Возьмите книгу с любимыми сказками или достаньте с полки игрушки, помогите ребенку отреагировать с помощью игры на негативную ситуацию; возможно выйти с ним на улицу и в песочнице поиграть с песком. Итоговые результаты не замедлят сказаться, они просто впечатляют!

Где можно научиться арт терапии?

В нашем Институте дистанционного обучения представлен большой выбор программ по арт-терапии (в том числе, по отдельным видам арт терапии), это программы профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации в дистанционной форме обучения (арт терапия обучение).

Обучаясь в Институте психологии, Вы сможете на практике изучить весь арсенал средств, приемов арт-терапии, упражнений, научитесь умело их использовать при работе как со взрослыми, так и детьми.
Программы обучения разработаны авторами-практиками для слушателей с высшим и средним специальным образованием и позволяют получить качественное и востребованное образование по психологии в максимально удобной для вас форме.

Спешите овладеть искусством арт-терапии в нашем Институте психологии!

Где работает арт терапевт?

Спектр проблем, которые можно решить методами арт терапии, очень широк. А потому, пройдя обучение данному направлению, Вы сможете успешно работать психологом в медицинских и психологических центрах, оказывающих помощь как детям, так и взрослым, а также использовать методы арттерапии в частной психологической практике.

"Уникальность арт-терапевтического метода состоит в том, что изменения в жизни человека и его самочувствии наступают благодаря творческому процессу самому по себе. В то же время глубинные преобразования требуют длительного времени проработки "

Что такое арт-терапия?
Арт-терапия - это современный и вдохновляющий метод психотерапии, основанный на использовании творчества человека. Это гибкий и современный подход, он может применяться как в формате краткосрочного консультирования, так и в формате долгосрочной работы. Арт-терапевты работают с детьми, начиная с самого раннего возраста, подростками, взрослыми, а также с пожилыми и престарелыми людьми. При этом уровень развития художественных навыков человека не имеет значения.

Что делает арт-терапевт, чтобы достичь результата?
Арт-терапевт предлагает человеку проявлять себя творчески - рисовать картины, создавать коллажи, скульптуры и объёмные композиции, писать тексты, фотографировать, петь, танцевать, ставить театральные постановки, тем самым призывая выражать свои чувства и мысли с помощью действий с художественными материалами, создания образов и дальнейшего взаимодействия с ними, их осмысления, трансформации, переработки. Как и в разговорной психотерапии, специалист создает доверительное пространство для самораскрытия пациента и дальнейшего исследования больных мест. Арт-терапевт помогает человеку осмыслить творческий процесс и его результат, увидеть аналогии с внутренним миром человека, опытом межличностных отношений, решить конкретные проблемы. Даже создание «нечленораздельной» изобразительной продукции (каракули, мазня, оставление следов) ведёт к выражению переживаний. Творческая продукция становится контейнером для «трудных» эмоций и помогает пережить и осмыслить аффекты гнева, беспомощности, страха. Образы, создаваемые человеком — это ключи к пониманию. Они несут в себе информацию о его внутреннем мире и сами по себе действуют целительно. Образы становятся промежуточными объектами между внутренней и внешней реальностью клиента.

На этапе осмысления и интерпретации клиент делится своими мыслями, чувствами, свободными ассоциациями по поводу художественного процесса и результата. Здесь без слов не обойтись. Образы могут толковаться и прорабатываться в зависимости от теоретической базы терапевта, однако важно, что находит в них сам автор. Арт-терапевт скорее следует за человеком. Образы не только показывают внутренние конфликты или архетипические мотивы, они помогают прийти к пониманию человеком ситуации, в которой он находится, и затем найти ресурсы, способы совладания, открыть новые эффективные способы поведения.

Уникальность арт-терапевтического метода состоит в том, что изменения в жизни человека и его самочувствии наступают благодаря творческому процессу самому по себе. В то же время глубинные преобразования требуют длительного времени проработки.

Можно ли самостоятельно использовать потенциал арт-терапии? Человек может использовать определенные техники. Например, создание мандалы-рисунка в круге - обычно помогает гармонизировать свои чувства. Однако если рассматривать арт-терапию как метод психотерапии, то ключевым моментом оказывается взаимодействие с терапевтом. Арт-терапевт выступает как посредник в диалоге клиента со своим внутренним миром через творчество. Он помогает увидеть и преодолеть клиенту свои внутренние конфликты, комплексы.

Чем арт-терапия отличается от других методов? Психологи разных направлений могут использовать рисунки в качестве проективных тестов для диагностики, оценки психологического состояния пациента. В арт-терапии на творческой активности человека строится терапевтическое взаимодействие. Художественные проявления рассматриваются в качестве аналога свободных ассоциаций и указывают на бессознательные конфликты. В арт-терапии важен творческий процесс, сопровождаемый переживаниями эмоций и активизацией когнитивных функций. Способность творить с древних времен использовалось как целительная практика, основанная на способности психики к саморегуляции. Творчество в рамках арт-терапии становится полем отношений клиента с психотерапевтом, а также отдельным значимым фактором в процессе терапевтических изменений. При этом арт-терапия использует и все достижения вербальной психотерапии.

    Случаи из практики — как конкретно помогает арт-терапия. На одном из тренингов женщина постепенно позволяла себе рисовать все свободнее. В конце концов она, экспериментируя с формами, спонтанно создала автопортрет в духе кубистов. Яркое и будто живое лицо проступало сквозь разноцветные нагромождения форм. Это стало открытием для нее и огромным шагом к внутреннему раскрепощению. Она всё больше принимала свои «слабые» стороны и в этот раз ясно ощутила в них большой ресурс.

  • Ещё пример. Молодая женщина говорила о сильной тревоге и чувстве вины, которые часто сопровождали ее при общении с важными для нее мужчинами. Это отразилось в созданном ею рисунке — воображаемая страна не имела границ, любой мог ворваться на ее территорию. Конечно, это вызывало большое беспокойство. Пациентке было достаточно добавить границы в рисунке, и вскоре она была поражена изменениями в своих отношениях. Однако потребовалось еще много сессий для проработки — чтобы достигнутое понимание привело к стойким изменениям в ее жизни.


Арт-терапия работает не только с экспрессивным аспектом человека, но и с его импрессивными способностями, т.е восприятием. То есть в ходе арт-терапевтической сессии вовсе не обязательно что-то рисовать, раскрашивать, клеить. Терапевтический эффект может быть достигнут через восприятие. Так я в своей работе использую набор карт, представляющих произведения искусства ХХ века. Почему искусства ХХ века, а не Таро, например? Художники ХХ века ушли от изображения действительности, пытаясь передать нечто большее, чем видимый мир. Поэтому именно в их картинах современному человеку легко найти аналогию или узнать свои чувства, переживания, ассоциации. Имея такое свидетельство под рукой, пациенту становится проще говорить и исследовать свои чувства, установки, отношения. Кроме того такие картины могут стимулировать к экспериментам и большей свободе в собственном творчестве, что также обеспечивает более глубокое исследование своего внутреннего мира.

Как человеку понять, что это именно его метод? Арт-терапия призвана помочь детям и взрослым, которые сталкиваются с трудностями в выражении и вербализации своих чувств и мыслей. Трудные темы могут сначала открыться через художественную экспрессию и уже потом быть проговоренными и осмысленными. С другой стороны, использование творческих способов выражения довербально, оно прямо отсылает нас к детскому опыту, в котором спрятаны эмоциональные травмы и дискомфорт, ситуации бессилия в отношениях и другие моменты, с которыми взрослый человек приходит в психотерапию. Главное, что не играет существенной роли наличие у человека художественных навыков или способностей. Хотя, возможно, определенный интерес и склонность может подталкивать человека именно к этому методу консультационной и психотерапевтической работы.

Забавное в методе, анекдот? По-английски слово «арт-терапевт» (art-therapist) созвучно слову «арт-террорист» (art-terrorist). Получается, что представители этой профессии сотрясатели устоев, революционеры, террористы? Вероятно, это вообще свойственно позиции психотерапевта, ведь он всегда имеет дело со взрывоопасными чувствами. А в арт-терапии такие чувства проявляются в красках.

  • Подготовлено на основе авторской публикации в журнале Cosmo Психология №5 2012 год. www.cosmo.ru/your_career/psihologia/1167773/

Арт терапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арт терапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.

Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Термин "арт терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Это специализированная форма , основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей 3. и К. Г. , а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. (1951) и А. (1956).

Гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

В начале своего развития арт терапия отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, картина, скульптура) считался выражением неосознаваемых психических процессов. Арттерапия достаточно широко распространена. В 1960 г. в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голландии. Несколько сотен профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, университетах.

Арт терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение" (Л. С. , 1987).

Цели арттерапии
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Использование элементов арт терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

Первоначально арт терапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арттерапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической первоосновы.

Приемы арт терапии используются при исследовании внутрисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изображать свои представления состояния дел в их семействе.

Арт терапия дает выход и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Во время творческого самовыражения в ходе проведения арт терапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке психолога, работающего в технике арттерапии.

Арт терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнерами и повышению самооценки.

Недостатком арт терапии может являться то, что глубоко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает очень сильный протест, хотя для большинства такие способы самовыражения представляются наиболее безопасными.

Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.

При пассивной форме клиент "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.

При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Существуют различные варианты использования метода арттерапии:
использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;
побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;
использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;
творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом.

Основные направления в арт терапии
Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен

164 выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.

В США одним из родоначальников использования искусства в терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966). Ее работы были основаны на представлениях 3. Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения, все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической ориентации.

В рамках динамически ориентированной арт терапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

Гештальториентированная арт терапия. Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают:
излечивание или восстановление адекватной "Я-функции";
помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;
пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Методами арт терапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

Арт терапевтические занятия проводятся двумя способами. В первом случае клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арттерапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента.

Второй вариант - неструктурированное занятие. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д.

Основная роль в арт терапии отводится самому психологу, его взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству. Основная задача арт терапевта на первых этапах - преодоление смущения клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно. Функции арт терапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Некоторые авторы считают, что арт терапевту необходимо владеть всеми видами перечисленных работ, поскольку при проведении занятий приходится не только рассказывать, но и непременно показывать и обучать. Другие считают, что задачей арттерапевта является создание особой атмосферы, которая будет способствовать спонтанному проявлению творчества клиента, и при этом невладение арттерапевтом в совершенстве используемым материалом ставит его как бы на одну линию в творческом плане с клиентом и способствует самораскрытию клиентов.

Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов. Дополнительные возможности самовыражения и новые навыки способствуют ликвидации негативного отношения к арт терапевтическим занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играют постоянный интерес и положительная оценка со стороны арттерапевта, других клиентов. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку ("Я не хуже других"). Эмоциональная заинтересованность активирует клиента и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.

Основная цель арт терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт терапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арт терапии в форме рисунка и живописи.

Арт терапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции. Подростковый возраст в связи с возрастанием в этом возрасте самовыражения и в связи с овладением техникой изобразительной деятельности представляет особо благодатную среду для применения артгерапии.

Арт терапия, направленная на коррекцию личностного развития, в зарубежной психологии широко применяется для разных возрастных групп: для детей с 6 лет, подростков, для взрослых и юношей. В последнее время широко применяется и в коррекции негативных личностных тенденций у лиц старшего и пожилого возраста.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.

Наиболее полно разработана арт терапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия и драмтерапия.
Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Применение методов арт терапии , в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, аргтерапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом.

Методы арт терапии позволяют психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:
стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;
потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;
стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

Методы арт терапии в коррекционной работе позволяют получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний,
168 создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.

Об эффективности арт терапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что клиенты нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

На портале psy.firmika.ru собраны все центры Москвы и области, в которых проводятся арт-терапевтические занятия. В удобных для сравнения таблицах представлены цены на услугу - можно сравнить предложения разных центров и подобрать оптимальный по стоимости вариант. Отдельного внимания заслуживают отзывы, оставленные реальными клиентами.

Что такое арт-терапия, и что она лечит?

Арт-терапия для детей и взрослых – одна из популярных практик в современной психотерапии, которая помогает решить различные виды психологических проблем. Основоположником метода является швейцарский психолог К.Г.Юнг, считавший, что в творческой деятельности человека находят отражение все протекающие в нем глубинные процессы.

Как это работает?

Основное средство, которое используется в арт-терапии, - творчество. Видов арт-терапии существует столько же, сколько направлений в искусстве:

  • создание картин из песка;
  • рисование;
  • лепка из глины;
  • рукоделие;
  • изготовление коллажей и др.

Сочинение сказок, музыкальные занятия, создание кукол, танцы – каким бы творчеством человек ни занимался, посредством его он выражает свое «Я» и выплескивает чувства. А ведь часто именно невысказанные мысли и эмоции становятся причиной физических и невротических расстройств. Выражая чувства красками, в танце, на песке, человек тем самым психологически «разгружает» тело и сознание. А психолог, видя результат творческого процесса, способен понять, с какой проблемой предстоит работать.

Кому полезна методика?

В Москве арт-терапия активно используется в психологическом и психиатрическом консультировании в качестве дополнения при лечении многих заболеваний и нарушений:

  • неврозов;
  • повышенной тревожности;
  • депрессий;
  • излишней агрессивности;
  • расстройств аутистического характера;
  • бессонницы.

В некоторых психиатрических клиниках курсы коррекционных занятий по арт-терапии являются обязательной частью комплексного лечения душевнобольных. Однако психологи используют эту методику и для здоровых пациентов, имеющих проблемы в личной жизни, с семьей. В центры арт-терапии обращаются также клиенты, подверженные частым стрессам. Благодаря релаксации во время творческого процесса арт-терапия является эффективным антистресс-методом.

Безусловным преимуществом арт-терапии перед прочими видами направлений психотерапии состоит в том, что она доступна даже тем, кто в силу возраста, заболевания или своего характера не может (или не хочет) говорить со специалистом. Именно поэтому арт-терапию часто используют при работе с детьми. Ребенок редко сам понимает, почему он стал бояться темноты, не хочет идти в детский сад или не отпускает от себя маму.

Для работы с детьми арт-терапевты чаще всего прибегают к рисованию или песочной терапии. В увлекательной игровой форме психолог прорабатывает глубинные травмы, помогает ребенку справиться с трудностями адаптации в социуме и снять тревоги и страхи.

Куда обратиться?

В Москве работают психологи и психотерапевты, практикующие арт-терапию. Формат занятий зависит от типа проблемы и ее глубины. Это могут быть индивидуальные сеансы или же групповые тренинги, объединяющие детей и подростков, беременных женщин, пожилых людей с целью уделить время проблемам, характерным для этой социальной группы. Центры, проводящие курсы арт-терапии, как правило, имеют сайт, где можно получить информацию о специалисте (квалификация, опыт, отзывы) и цене занятий.

У практикующего специалиста обязательно должен быть сертификат по специальности. Рекомендуется выбирать арт-терапевта с богатым опытом работы и большим числом положительных откликов от клиентов.

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, нераздельна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете».

Ф.М. Достоевский

Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали обращаться за помощью. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Произведение искусства способно вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будить творческий потенциал человека.

Термин арт-терапия образован от английских слов art – «искусство, мастерство» и therapy – «лечение, терапия» и дословно понимается как терапия искусством. Его ввел британский художник и врач Адриан Хилл. Ещё в 1938 г., занимаясь с больными, он сделал вывод, что творчество помогает пациентам быстрее выздоравливать, отвлекает их от страданий и переживаний, помогает успешнее сопротивляться болезни.

В нашей стране арт-терапия получила толчок к развитию благодаря тому, что более десяти лет назад первые специалисты из-за рубежа стали приезжать в Россию и знакомить психологов и врачей со своими достижениями. Например, Алан Виттенберг из США еще в конце 80-х гг. создал в нашем городе школу музыкальных терапевтов. Сейчас отечественная арт-терапия начинает развиваться сама.

Арт-терапия – это исцеление посредством любого художественного творчества (рисунок, живопись, лепка, музыка, танец и др.). Она незаменима в тех ситуациях, где вербальный способ коммуникаций невозможен и нежелателен. Например, часто невозможно словами выразить определенные переживания и состояния. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Существуют различные направления арт-терапии. В настоящее время их очень много и они продолжают увеличиваться.

Самые распространенные виды арт-терапии:
— Музыкотерапия
— Куклотерапия
— Библиотерапия
— Мандалотерапия
— Сказкотерапия
— Видеотерапия
— Изотерапия
— Драматерапия
— Маскотерапия
— Игротерапия
Песочная терапия
— Цветотерапия
Танцевальная терапия
— Фототерапия
— Ландшафтотерапия
— Этнотерапия

Разберем некоторые подробнее:

— Музыкотерапия . Люди еще много тысячелетий назад знали о силе музыкального воздействия на человека. Благодаря многим научным исследованиям стало известно, что прослушивание музыки определенного типа может поднять настроение, замедлить сердцебиение, уменьшить головные боли и даже снизить кровяное давление. Сегодня музыкотерапия активно применяется для расслабления, снятия неуверенности и тревоги. Благодаря этой науке можно легко и приятно избавиться от недугов.

Библиотерапия . Это направление арт-терапии основано на исцеляющем воздействии слова (т.е. самовыражение через творческое сочинение). Художественное сочинение дает возможность красиво рассказать о чем угодно и «не про себя». А использовать для работы можно любые техники: стихи, саги, сказки, страшилки, письма и др.

— Мандалотерапия (мандала переводится с санскрита как «круг», «центр»). Мандала – глубокий архитипический символ, который существовал во всех культурах. Например, витражи христианских соборов чаще всего представляют собой мандалы, т.е. рисунки в круге. Мандала может использоваться как средство помощи при неврозах, в сложных жизненных ситуациях, при агрессивности, при проблеме самооценки, при любых кризисных состояниях. Работа с мандалой – это способ личностного роста, развитие креативности, внутренней свободы, внутреннего спокойствия и равновесия.

— Сказкотерапия . Сказки – это про всех и всегда. Метафорический язык сказок доступен и понятен каждому, позволяет описать словами то, что словами не описывается. Сказка всегда повествует о глубинных категориях: красота, правда и ложь, добро и зло, любовь, свобода и др. Сказка дает указание на имеющиеся ресурсные области, которые не видны сразу.

— Изотерапия (работа с рисунком). Выражая себя через рисунок, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Показания к применению арт-терапии:
— неврозы,
— депрессия,
комплексы неполноценности,
— страхи и фобии,
— замкнутость,
— стресс,
внутренние блоки и зажимы,
внутриличностные конфликты,
— эмоциональная нестабильность,
— повышенная тревожность,
— различные психические травмы,
— психосоматические расстройства.

Но вместе с тем, арт-терапия может использоваться не только тогда, когда у человека возникают проблемы. Каждый человек в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений: происходит самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. Причем, совершенно не важно, есть ли у человека какие-либо художественные способности или навыки изобразительной деятельности. И также нет ограничений по возрасту.

Основной акцент в арт-терапевтическом процессе делается на свободном выражении участниками своих чувств и мыслей. Искусство здесь – не самоцель, а лишь средство, позволяющее заглянуть человеку в свой внутренний мир. Арт-терапия предоставляет нам прекрасную возможность выразить себя, обрести исцеление и реализовать свой внутренний потенциал.

Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты. Также арт-терапия помогает человеку укрепить память, развить внимание и мышление, формирует творческое отношение к жизни.

Главное преимущество арт-терапии – действенность и совершенная безопасность.

Цель арт-терапии — помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее.