О композиции художественного произведения. Композиция художественного произведения

Значительно влияет на выражение его идеи. Писатель сосредотачивает свое внимание на привлекающих его в данное время жизненных явлениях и воплощает их посредством художественного изображения характеров, пейзажей, настроения. При этом он стремится так их соединить, чтобы они по-настоящему были убедительны и действительно раскрыли то, что он хотел показать, чтобы они побуждали читателя к размышлениям.

На то, что композиция в литературе существенно влияет на раскрытие идейного замысла писателя, постоянно указывал в своих работах и Белинский. Он считал, что главной мысли автора должны соответствовать следующие критерии: замкнутость и полнота целого, законченность, соразмерное распределение ролей между героями художественного произведения. Таким образом, композиция в литературе определяется позициями автора: идейной и эстетической. Но гармонично соединяться идея и тема могут только в зрелом произведении.

Композиция текста рассматривается литературоведами с разных точек зрения. Причем на общем определении они не сошлись и по сей день. Чаще всего композиция в литературе определяется как построение соотнесение всех его частей с единым целым. Известно, что она имеет множество компонентов, которые писатели применяют в произведениях для полноты изображения жизненных картин. Основные элементы, из которых состоит композиция в литературе, - это и лирические отступления, и портреты, и вставные эпизоды, эпиграфы, заглавия, пейзажи, окружающая обстановка.

Особую нагрузку несут в себе эпиграфы и заглавия.

Заглавие, как правило, указывает на следующие аспекты произведения:

Тематику (например, Бажов «Малахитовая шкатулка»);

Образы (например, Жорж Санд «Графиня Рудольфштадт», «Валентина»);

Проблематику (Е. Богат «Что движет Солнце и светила»).

Эпиграф - это своеобразное дополнительное название, которое обычно связано с основной идеей произведения или же намекает на яркие черты главного героя.

Лирические отступления стоят в стороне от сюжетной линии. С их помощью автор имеет возможность выразить собственное отношение к тем событиям, явлениям и образам, которые изображает. Встречаются и такие лирические отступления, в которых сливаются переживания нескольких персонажей, но при этом все же понятно, что здесь писатель выразил и свои чувства, мысли. Например, как в отступлении о материнских руках в романе «Молодая гвардия» Фадеева.

Выбирая последовательность соединения перечисленных элементов, свои принципы их «сборки», каждый автор создает уникальное произведение. А использует он при этом следующие :

  • Кольцевая композиция, или композиция обрамления. Писатель повторяет художественные описания, строфы в начале произведения, а затем - в конце; одни и те же события или герои в начале повествования и в финале. Этот прием встречается как в прозе, так и в поэзии.
  • Обратная композиция. Когда в начало произведения автор помещает финал, а потом показывает, как развивались события, объясняет, почему именно так, а не иначе.
  • Использование приема ретроспекции - когда писатель помещает читателей в прошлое, когда формировались причины тех событий, которые случились в данный момент. Иногда ретроспекция подается в виде воспоминаний главного действующего лица или его рассказа (так называемый «рассказ в рассказе»).
  • Композиционный разрыв событий, когда одна глава заканчивается на самом интригующем моменте, а следующая начинается с абсолютно другого действия. Этот прием чаще встречается в произведениях детективного, авантюрного жанра.
  • Использование экспозиции. Она может предшествовать главному действию, а может и вовсе отсутствовать.

Композиция

Композиция

КОМПОЗИЦИЯ (от латинского «componere» - складывать, строить) - термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. называется создание музыкального произведения, отсюда: композитор - автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие К. перешло из живописи и архитектуры, где им обозначается соединение отдельных частей произведения в художественное целое. К. - раздел литературоведения, изучающий построение литературного произведения как целого. Иногда термин К. заменяют термином «архитектоника». Каждой теории поэзии свойственно соответствующее учение о К., хотя бы этот термин и не употреблялся.
Диалектически-материалистической теории К. в разработанном виде еще не существует. Однако основные положения марксистской науки о литературе и отдельные экскурсы литературоведов-марксистов в области изучения композиции позволяют наметить правильное решение проблемы К. Г. В. Плеханов писал: «Форма предмета тождественна с его видом только в известном и притом поверхностном смысле: в смысле внешней формы. Более же глубокий анализ приводит нас к пониманию формы как закона предмета, или, лучше, его строения» («Письма без адреса»).
В своем мировоззрении общественный класс выражает свое понимание связей и процессов в природе и обществе. Это понимание связей и процессов, становясь содержанием поэтического произведения, определяет собою и принципы расстановки и развертывания материала - закон построения; прежде всего следует исходить из К. персонажей и мотивов и через нее переходить к композиции словесного материала. Каждому стилю, выражающему психоидеологию того или иного класса, соответствует свой тип К. В различных жанрах одного стиля этот тип иногда очень сильно вариируется, сохраняя в то же время свои основные признаки.
Подробнее проблемы К. см. в статьях Стиль , Поэтика , Сюжетика, Стихосложение , Тематика , Образ .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Компози́ция

(от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения», но под структурой произведения подразумеваются все его элементы в их взаимосвязи, в т. ч. и относящиеся к содержанию (сюжетные роли персонажей, соотнесённость героев между собой, авторская позиция, система мотивов, изображение движения времени и т. д.). Можно говорить об идейной или мотивной структуре произведения, но не об идейной или мотивной композиции. В лирических произведениях к композиции относятся последовательность строк и строф , принцип рифмовки (композиция рифмы, строфика), звуковые повторы и повторения выражений, строк или строф, контрасты (антитезы ) между разными стихами или строфами. В драматургии композиция произведения состоит из последовательности сцен и актов , содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок ). В повествовательных жанрах композиция – это изображение событий (сюжет ) и внесюжетные элементы: описания обстановки действия (пейзаж – описания природы, интерьер – описание убранства помещения); описания внешности героев (портрет), их внутреннего мира (внутренние монологи, несобственно-прямая речь , обобщённое воспроизведение мыслей и т. д.), отступления от сюжетного повествования, в которых выражены мысли и чувства автора по поводу происходящего (так называемые авторские отступления).
Сюжет, свойственный драматическим и повествовательным жанрам, также обладает собственной композицией. Элементы композиции сюжета: экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей); завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета), развитие действия, кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета). В некоторых произведениях также есть эпилог (рассказ о последующих судьбах героев). Отдельные элементы композиции сюжета могут повторяться. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» три кульминационных эпизода (взятие Белогорской крепости, Гринёв в ставке Пугачёва в Бердской слободе, встреча Маши Мироновой с Екатериной II), а в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» три развязки (ложная развязка – помолвка Хлестакова с дочерью Городничего, вторая развязка – приход почтмейстера с известием о том, кто такой Хлестаков на самом деле, третья развязка – приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора).
К композиции произведения относится также структура повествования: смена рассказчиков, изменение повествовательных точек зрения.
Существуют определённые повторяющиеся типы композиции: кольцевая композиция (повторение начального фрагмента в конце текста); концентрическая композиция (сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия), зеркальная симметрия (повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа). Пример зеркальной симметрии – роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сначала Татьяна Ларина отправляет письмо Онегину с признанием в любви, а он отвергает её; потом Онегин, полюбив Татьяну, пишет ей, она же отвергает его.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Композиция

КОМПОЗИЦИЯ . Под композицией произведения в широком смысле этого слова следует понимать совокупность приемов, использованных автором для «устроения» своего произведения, приемов, создающих общий рисунок этого последнего, распорядок отдельных его частей, переходов между ними и т. п. Сущность композиционных приемов сводится таким образом к созданию некоторого сложного единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей. Являясь, следовательно, одним из важнейших моментов воплощения поэтического замысла, композиция данного произведения определяется данным замыслом, но от прочих из этих моментов она отличается непосредственностью связи своей с общей духовной настроенностью поэта. Действительно, если, например, метафоры (см. это слово) поэта вскрывают тот целостный образ, в котором предстоит ему мир, если ритм (см. это слово) выявляет «естественную напевность» души поэта, то именно характер расположения метафор определяет их значимость в воссоздании образа целого, а композиционные особенности ритмических единиц - самое их звучание (см. „Enjambement “ и «Строфа »). Ярким доказательством отмеченного факта непосредственной определяемости известных композиционных приемов общей духовной настроенностью поэта могут, например, явиться частые лирические отступления у Гоголя, в чем несомненно отражаются его проповеднически-учительская устремленность или композиционные ходы Виктора Гюго, как они отмечены Эмилем Фагэ. Так, одним из излюбленнейших ходов Гюго является постепенное развитие настроения, или, говоря музыкальными терминами, как бы постепенный переход от пианиссимо к пиано и т. д. Как вполне правильно подчеркивает Фагэ, такой ход сам по себе говорит за то, что гений Гюго - гений «витийственный», и подобное заключение действительно оправдывается общим представлением о Гюго (чисто ораторская в смысле эмоциональности действенность данного хода ярко проявляется, когда Гюго опускает какой-нибудь член градации и с одной ступени резко переходит на другую). Интересен также с рассматриваемой стороны и другой отмечаемый Фаге прием композиции Гюго - развивать свою мысль путем, имеющим широкое распространение в обыденной жизни, а именно нагромождать повторения вместо доказательств. Такая повторность, приводящая к обилию «общих мест» и сама являющаяся одной из форм последних, несомненно указывает, как и отмечает Фагэ, на ограниченность у Гюго «идей», а вместе с тем снова подтверждает «витийственность» (уклон воздействия на волю читателя) его гения. Уже из приведенных примеров, показывающих определяемость композиционных приемов в целом общей духовной настроенностью поэта, одновременно следует, что те или иные специальные задания требуют тех или иных приемов. Из основных видов композиции, наравне с названным ораторским, можно назвать композицию повествовательную, описательную, изъяснительную (см., напр., „A guide to the englisch language“ под редакцией H. C. O. Neill, London, 1915) Конечно, отдельные приемы в каждом из этих видов определяются как целостным «я» поэта, так и специфичностью отдельного замысла (см., «Строфа » - о построении пушкинского «Я помню чудное мгновенье»), но можно наметить и некоторые общие липни , характерные для каждого из композиционных видов. Так, повествование может развиваться в одном каком-нибудь направлении и события следовать в натуральном хронологическом порядке или же, наоборот, временная последовательность может быть в рассказе не соблюдена, а события развиваться в разных направлениях, располагаясь по степени наростания действия. Встречается также (у Гоголя), например, композиционный прием повествования, состоящий в ответвлении от общего повествовательного потока отдельных ручейков, друг с другом не сливающихся, но вливающихся в общий поток через определенные промежутки времени. Из характерных приемов композиций описательного вида можно, например, указать композицию описания по принципу общего впечатления или же обратную, когда исходят из четкого закрепления отдельных частностей. Гоголь, например, в своих портретах пользуется часто комбинацией этих приемов. Озарив гиперболическим светом (см. Гипербола) какой-нибудь образ, чтобы резко обрисовать его в целом, Гоголь затем выписывает отдельные частности, порой совершенно незначительные, но приобретающие особую значимость на фоне углубившей обычную перспективу гиперболы. Что касается четвертого из названных видов композиции - изъяснительного, то прежде всего надо оговорить условность этого термина в применении его к поэтическим произведениям. Имея вполне определенное значение, как прием воплощения мысли вообще (сюда можно отнести, например, прием классификации, иллюстрации и т. п.), композиция изъяснительная в художественном произведении может проявиться в параллелизме расположения отдельных моментов (см., например, параллельное расположение характеристик Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Гоголя) или, наоборот, в контрастном их противопоставлении (например, задержанием действия посредством описания действующих лиц) и т. п. Если подойти к художественным произведениям с точки зрения традиционной их принадлежности к эпическим, лирическим и драматическим, то и тут можно обнаружить специфические особенности каждой группы, равно как и в пределах более мелких их разделений (композиция романа, поэмы и т. п.). В русской литературе в этом отношении сделано кое-что лишь в самое последнее время. См., напр., сборники «Поэтика», книги - Жирмунского - «Композиция лирических стихотворений», Шкловского «Тристан Шенди», «Розанов» и др., Эйхенбаума «Молодой Толстой» и т. п. Следует, однако, сказать, что подход названных авторов к искусству лишь как к совокупности приемов заставляет их уходить от самого существенного в работе над литературным текстом - от установления определяемости тех или иных приемов творческой темой. Такой подход превращает названные работы в собрание мертвых материалов и сырых наблюдений, весьма ценных, но ждущих своего одушевления (см. Прием).

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы : Прологом называется вступительная часть произведения. Она либо предваряет сюжетную линию или основные мотивы произведения, либо представляет собой событий, предшествовавших описанным на страницах .

Экспозиция в чем-то сродни прологу, однако, если пролог не оказывает особого влияния на развитие сюжета произведения, то непосредственно вводит читателя в атмосферу . В ней дается характеристика времени и места действия, центральных персонажей и их взаимоотношений. Экспозиция может находиться как в начале (прямая экспозиция), так и в середине произведения (задержанная экспозиция).

При логически ясном построении за экспозицией следует завязка – событие, которое начинает действие и провоцирует развитие конфликта. Иногда завязка предшествует экспозиции (например, Л.Н. Толстого «Анна Каренина»). В детективных романах, которые отличаются так называемым аналитическим построением сюжета, причина событий (т.е. завязка) обычно открывается читателю уже после порожденного ею следствия.

За завязкой традиционно следует развитие действия, состоящее из ряда эпизодов, в котором персонажи стремятся разрешить конфликт, но он лишь только обостряется.

Постепенно развитие действия подходит к своей наивысшей точке, которая носит название кульминация. Кульминацией называется столкновение персонажей или переломное событие в их судьбе. После кульминации действие неудержимо движется к развязке.

Развязка – это завершение действия или по крайней мере конфликта. Как правило, развязка наступает в конце произведения, но иногда появляется и в начале (например, И.А. Бунина «Легкое дыхание»).

Часто произведение завершается эпилогом. Это заключительная часть, в которой обычно рассказывается о событиях, последовавших после завершения основного сюжета, и о дальнейших судьбах персонажей. Таковы эпилоги в романах И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

Лирические отступления

Также в композиции могут присутствовать внесюжетные элементы, например, лирические отступления. В них сам предстает перед читателем, высказывая собственные суждения по разным вопросам, не всегда имеющим непосредственное отношение к действию. Особый интерес представляют лирические отступления в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина и в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.

Все перечисленные позволяют придать произведению художественную цельность, логичность и увлекательность.

Существуют три уровня литературного произведения:

    Предметная изобразительность – жизненный материал

    Композиция – организация этого материала

    Художественный язык – речевой строй литературного произведения, на всех четырех уровнях художественного языка: фоника, лексика, семантика, синтаксис.

Каждый из этих пластов имеет свою сложную иерархию.

Кажущаяся сложность литературного произведения создается тяжелым трудом писателя на всех трех уровнях художественного целого.

Познакомимся с несколькими определениями данного понятия и различными его классификациями, когда композиция текста раскрывается по разным признаками и показателям.

Художественный текст представляет собой коммуникативное, структурное и семантическое единство, что и проявляется в его композиции. То есть - это единство общения – структуры – и смысла.

Композиция художественного текста - это «взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств». Единицы изображаемого здесь означают: тема, проблема, идея, персонажи, все стороны изображаемого внешнего и внутреннего мира. Художественно-речевые средства – это вся образная система языка на уровне его 4-х пластов.

Композиция - это построение произведения, определяющее его целостность, завершенность и единство.

Композиция - представляет собой «систему соединения» всех его элементов. Эта система имеет и самостоятельную содержательность, которая должна раскрываться в процессе филологического анализа текста.

Композиция, или структура, или архитектоника – это построение художественного произведения.

Композиция – это элемент формы художественного произведения.

Композиция способствует созданию произведения как художественной целостности.

Композиция объединяет все компоненты и подчиняет их идее, замыслу произведения. Причем эта связь настолько тесная, что невозможно вынуть или переставить местами ни одного компонента из композиции.

Виды композиционной организации произведения:

    Сюжетный вид - то есть фабульный (эпос, лирика, драма)

    Несюжетный вид - бесфабульный (в лирике, в эпосе и драме, созданных творческим методом модернизма и постмодернизма)

Сюжетный вид композиционной организации произведения бывает двух типов:

    Событийный (в эпосе и драме)

    Описательный (в лирике)

Рассмотрим первый тип сюжетной композиции – событийный. Он имеет три формы:

    Хронологическая форма - события развиваются по прямой линии движения времени, не нарушается природная временная последовательность, между событиями могут быть временные промежутки

    Ретроспективная форма - отступление от природной хронологической последовательности, нарушение линейного порядка прохождения событий в жизни, перебивка воспоминаниями героев или автора, ознакомление читателя с предысторией событий и жизни персонажей (Бунин, «Легкое дыхание»)

    Свободная или монтажная форма - значительное нарушение пространственно-временных и причинно-следственных связей между событиями; связь между отдельными эпизодами – ассоциативно-эмоциональная, а не логически-смысловая («Герой нашего времени», «Процесс» Кафки и другие произведения модернизма и постмодернизма)

Рассмотрим второй тип композиции – описательный:

Он присутствует в лирических произведениях, в них в основном отсутствует четко ограниченное и связно развернутое действие, на первый план выдвигаются переживания лирического героя или персонажа, и вся композиция подчиняется целям его изображения, это описание мыслей, впечатлений, чувств, картин, навеянных переживаниями лирического героя.

Композиция бывает внешняя и внутренняя

Внешняя композиция (архитектоника) : главы, части, разделы, параграфы, книги, тома, их расположение может быть различным в зависимости от способов создания сюжета, выбранных автором.

Внешняя композиция - это членение текста, характеризующегося непрерывностью, на дискретные единицы. Композиция, следовательно, есть проявление значимой прерывистости в непрерывности.

Внешняя композиция: границы каждой композиционной единицы, выделяемой в тексте, четко заданы, определены автором (главы, главки, разделы, части, эпилоги, явления в драме и др.), это организует и направляет восприятие читателя. Архитектоника текста служит способом "порционирования" смысла; с помощью... композиционных единиц автор указывает читателю на объединение, или, наоборот, расчленение элементов текста (а значит, его содержания).

Внешняя композиция: не менее значимо и отсутствие членения текста или его развернутых фрагментов: это подчеркивает целостность пространственного континуума, принципиальную недискретность организации повествования, недифференцированность, текучесть картины мира повествователя или персонажа (например, в литературе «потока сознания»).

Внутренняя композиция : это композиция (построение, расположение) образов – персонажей, событий, обстановки действия, пейзажей, интерьеров и т.п.

Внутренняя (содержательная) композиция определяется системой образов-характеров, особенностями конфликта и своеобразием сюжета.

Не путать: у сюжета - есть элементы сюжета, у композиции – есть приемы (внутренняя композиция) и части (внешняя композиция) композиции.

Композиция включает в себя, в свое построение как все элементы сюжета – сюжетные элементы, так и внесюжетные элементы.

Приемы внутренней композиции:

Пролог (часто его относят и к сюжету)

Эпилог (часто его относят к сюжету)

Монолог

Портреты персонажей

Интерьеры

Пейзажи

Внесюжетные элементы в композиции

Классификация композиционных приемов по выделению отдельных элементов:

Каждая композиционная единица характеризуется приемами выдвижения, которые обеспечивают выделение важнейших смыслов текста и активизируют внимание читателя. Это:

    география: различные графические выделения,

    повторы: повторы языковых единиц разных уровней,

    усиление: сильные позициитекста или его композиционной части - позиции выдвижения, связанные с установлением иерархии смыслов, фокусированием внимания на самом важном, усилением эмоциональности и эстетического эффекта, установлением значащих связей между элементами смежными и дистантными, принадлежащими одному и разным уровням, обеспечением связности текста и его запоминаемости. К сильным позициям текста традиционно относятся заглавия, эпиграфы, начало и конец произведения (части, главы, главки). С их помощью автор подчеркивает наиболее значимые для понимания произведения элементы структуры и одновременно определяет основные «смысловые вехи» той или иной композиционной части (текста в целом).

Широкое распространение в русской литературе конца XX в. техники монтажа и коллажа, с одной стороны, привело к усилению фрагментарности текста, с другой - открыло возможности новых комбинаций «смысловых планов».

Композиция с точки зрения ее связности

В особенностях архитектоники текста проявляется такой его важнейший признак, как связность. Выделенные в результате членения отрезки (части) текста соотносятся друг с другом, «сцепляются» на основе общих элементов. Различаются два вида связности: когезия и когерентность (термины предложены В. Дресслером)

Когезия (от лат. - «быть связанным»), или локальная связность, - связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами. Она базируется на местоименной субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесенности грамматических форм и др.

Когерентность (от лат.- «сцепление»), или глобальная связность, - связность, нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, «текст в тексте» и основной текст и др.). Важнейшие средства создания когерентности - повторы (прежде всего слов с общими семантическими компонентами) и параллелизм.

В художественном тексте возникают семантические цепочки - ряды слов с общими семами, взаимодействие которых порождает новые смысловые связи и отношения, а также «приращения смысла».

Любой художественный текст пронизан семантическими перекличками, или повторами. Слова, связанные на этой основе, могут занимать разную позицию: располагаться в начале и в конце текста (кольцевая семантическая композиция), симметрично, образовывать градационный ряд и др.

Рассмотрение семантической композиции - необходимый этап филологического анализа. Он особенно важен для анализа «бессюжетных» текстов, текстов с ослабленными причинно-следственными связями компонентов, текстов, насыщенных сложными образами. Выявление в них семантических цепочек и установление их связей - ключ к интерпретации произведения.

Внесюжетные элементы

Вставные эпизоды,

Лирические отступления,

Художественное опережение,

Художественное обрамление,

Посвящение,

Эпиграф,

Заголовок

Вставные эпизоды - это части повествования, непосредственно не связанные с течение сюжета, события, которые лишь ассоциативно связаны и вспоминаются в связи с действующими событиями произведения («Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах»)

Лирические отступления – бывают лирическими, философскими, публицистическими, выражают мысли и чувства писателя напрямую, в прямом авторском слове, отражают авторскую позицию, отношение писателя к персонажам, каким-то элементам темы, проблемы, идеи произведения (в «Мертвых душах» - о молодости и старости, о Руси как птице – тройке)

Художественное опережение - изображение сцен, которые опережают дальнейший ход событий (

Художественное обрамление – сцены, которыми начинается и заканчивается художественное произведение, чаще всего это одна и та же сцена, данная в развитии, и создающая кольцевую композицию («Судьба человека» М. Шолохова)

Посвящение – короткое описание или лирическое произведение, имеющее определенное адресата, которому адресуется и посвящается произведение

Эпиграф – афоризм или цитата из другого известного произведения или фольклора, расположенные перед всем текстом или перед его отдельными частями (пословица в «Капитанской дочке»)

Заголовок – название произведения, в которое всегда содержится тема, проблема или идея произведения, очень краткая формулировка, обладающая глубокой выразительностью, образностью или символичностью.

Объектом литературоведческого анализа в изучении композиции могут стать разные аспекты композиции:

1) архитектоника, или внешняя композиция текста, - членение его на определенные части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их последовательность и взаимосвязь;

2) система образов персонажей художественного произведения;

3) смена точек зрения в структуре текста; так, по мнению Б.А.Успенского, именно проблема точки зрения составляет «центральную проблему композиции »; рассмотрение в структуре текста разных точек зрения в соотношении с архитектоникой произведения позволяет выявить динамику развертывания художественного содержания;

4) система деталей, представленных в тексте (композиция деталей); их анализ дает возможность раскрыть способы углубления изображаемого: как тонко заметил И.А. Гончаров, «детали, представляющиеся в дальней перспективе общего плана обрывочно и отдельно», в контексте целого «сливаются в общем строе... как будто действуют тонкие невидимые нити или, пожалуй, магнетические токи»;

5) соотнесенность друг с другом и с остальными компонентами текста его внесюжетных элементов (вставных новелл, рассказов, лирических отступлений, «сцен на сцене» в драме).

Анализ композиции, таким образом, учитывает разные аспекты текста.

Термин «композиция» в современной филологии оказывается очень многозначным, что затрудняет его использование.

Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь:

Выделять в его структуре значимые для интерпретации произведения повторы, служащие основой когезии и когерентности;

Выявлять семантические переклички в частях текста;

Выделять маркеры – разделители разных композиционных частей произведения;

Соотносить особенности членения текста с его содержанием и определять роль дискретных (отдельных частей) композиционных единиц в составе целого;

Устанавливать связь повествовательной структуры текста как его «глубинной композиционной структуры» (Б.А. Успенский) с его внешней композицией.

Определите все приемы внешней и внутренней композиции в стихотворении Ф. Тютчева «Silentium» (а именно: части композиции, тип сюжетный – несюжетный, событийный – описательный, виделение отдельных элементов, тип их связности, - NB

Композиция (лат. Compositio - составление, сочетание, создание, построение) - это план произведения, соотношение его частей, взаимосвязь образов, картин, эпизодов. В художественном произведении должно быть столько персонажей, эпизодов, сцен, сколько необходимо для раскрытия содержания. А. Чехов советовал молодым писателям писать так, чтобы читатель без объяснений автора - из разговоров, действий, поступков персонажей мог понять, что происходит.

Существенным качеством композиции является доступность. В художественном произведении не должно быть лишних картин, сцен, эпизодов. Л. Толстой сравнивал художественное произведение с живым организмом. "В настоящем художественном произведении - стихи, драме, картине, песни, симфонии - нельзя вынуть один стих, один такт из своего места и поставить на другое, не нарушив значение этого произведения, так же, как нельзя не нарушить жизни органического существа, если вынуть один орган из своего места и вставить в другое "." По мнению К. Фeдина, композиция - это "логика развития темы". Читая художественное произведение, мы должны чувствовать, где, в какое время живет герой, где центр событий, какие из них главные, а какие менее важны.

Необходимым условием композиции является совершенство. Л. Толстой писал, что главное в искусстве - не сказать ничего лишнего. Писатель должен изображать мир, тратя как можно меньше слов. Недаром А. Чeхов называл краткость сестрой таланта. В мастерстве композиции художественного произведения оказывается талант писателя.

Выделяют два типа композиции - событийно-сюжетную и неподиеву, несю-ных или описательную. Событийный тип композиции характерен для большинства эпических и драматических произведений. Композиция эпических и драматических произведений имеет часопросторови и причинно-следственные формы. Событийный тип композиции может иметь три формы: хронологическую, ретроспективную и свободную (монтажную).

В. Лесик отмечает, что суть хронологической формы событийной композиции "заключается в том, что события... идут одна за другой в хронологическом порядке - так, как они происходили в жизни. Между отдельными действиями или картинами могут быть временные расстояния, но нет нарушения естественной последовательности во времени: то, что раньше происходило в жизни, и в произведении подается раньше, а не после последующих событий. Следовательно, здесь нет произвольного перемещения событий, нет нарушения прямого движения времени ".

Особенность ретроспективной композиции в том, что писатель не придерживается хронологической последовательности. О мотивах, причины событий, поступков автор может рассказать после их осуществления. Последовательность в изложении событий может прерываться воспоминаниями героев.

Суть свободной (монтажной) формы событийной композиции связана с нарушениями причинно-следственных и пространственных связей между событиями. Связь между эпизодами имеет чаще ассоциативно-эмоциональный, чем логически-смысловой характер. Монтажная композиция характерна для литературы XX века. Этот тип композиции использован в романе Ю. Японского "Всадники". Здесь сюжетные линии связываются на ассоциативном уровне.

Разновидностью событийного типа композиции является событийно-повествовательная. Суть ее заключается в том, что об одном и том же событии рассказывают автор, рассказчик, рассказчик, персонажи. Событийно-повествовательная форма композиции характерна для лирико-эпических произведений.,

Описательный тип композиции характерен для лирических произведений. "Основу построения лирического произведения, - отмечает В. Лесик, - составляет не система или развитие событий..., а организация лирических компонентов - эмоций и впечатлений, последовательность изложения мыслей, порядок перехода от одного впечатления к другому, от одного чувственного образа к другому "." В лирических произведениях описываются впечатления, чувства, переживания лирического героя.

Ю. Кузнецов в "Литературоведческой энциклопедии" выделяет фабульно закрытую и открытую композицию. Фабульно закрыта характерна для фольклора, произведений античной и классицистической литературы (трехкратные повторения, счастливый конец в сказках, чередование выступлений хора и эпизодов в древнегреческой трагедии). "Фабульно открыта композиция, - отмечает Ю. Кузнецов, - лишена четкого контура, пропорций, гибкая учитывая жанрово-стилевое оппозицию, что возникает в конкретно-исторических условиях литературного процесса. В частности, в сентиментализме (композиция стернивська) и в романтизме, когда открыты произведения становились отрицанием закрытых, классицистическими... ".

От чего зависит композиция, какие факторы определяют ее особенности? Своеобразие композиции обусловлена прежде замыслу художественного произведения. Панас Мирный, ознакомившись с историей жизни разбойника Гнидку, поставил себе цель объяснить, чем вызван протест против помещиков. Сначала написал повесть под названием "Чипка", в которой показал условия формирования характера героя. Впоследствии писатель расширил замысел произведения, требовал сложной композиции, так появился роман "Разве ревут волы, когда ясли полны?"

Особенности композиции определяются литературным направлением, Классицисты от драматических произведений требовали трех единств (единства места, времени и действия). События в драматическом произведении должны были происходить в течение суток, группироваться вокруг одного героя. Романтики изображали исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Природу чаще показывали в момент стихии (бури, наводнения, грозы), часто они происходили в Индии, Африке, на Кавказе, на Востоке.

Композиция произведения обусловлена родом, видом и жанром, в основе лирических произведений - развитие мыслей и чувств. Лирические произведения небольшие по размеру, их композиция произвольная, чаще всего ассоциативная. В лирическом произведении можно выделить следующие этапы развития чувства:

а) исходный момент (наблюдение, впечатления, мысли или состояние, которые стали толчком к развитию чувства);

б) развитие чувства;

в) кульминация (высочайшее напряжение в развитии чувства);

В стихотворении В. Симоненко "Лебеди материнства":

а) исходный момент - иметь поет сыну колыбельную;

б) развитие чувства - мать мечтает о судьбе сына, как он вырастет, отправится в путь, встретит друзей, жену;

в) кульминация - мнение матери о возможной смерти сына на чужбине;

г) резюме - Родину не выбирают, человека делает человеком любовь к родной земле.

Российский литературовед В. Жирмунский выделяет семь типов композиции лирических произведений: анафористичну, амебейну, епифористичпу, рефрен, кольцо, спираль, стык (епанастрофа, епанадиплозис), пуантну.

Анафористична композиция характерна для произведений, в которых используется анафора.

Ты отрекся от языка родного. Тебе

Твоя земля родить перестанет,

Зеленая ветвь в лузе на иве,

От прикосновения твоего увядает.

Ты отрекся от языка родного. Зарос

Твой путь и исчез в безымянной зелье...

Не имеешь ты на похоронах слез,

Не имеешь песни на свадьбе.

(Д. Павлычко)

Непременным компонентом амебейнои композиции В. Жирмунский считает анафору, но во многих произведениях она отсутствует. Характеризуя этот тип композиции, И. Качуровский замечает, что суть ее не в анафоре, "а в тождества синтаксической структуры, реплики или контррепликы двух собеседников или в определенной закономерности перекличка двух хоров" ". Иллюстрацию амебейнои композиции И. Качуровский находит в произведении немецкого романтика Людвига Улянда:

Видел ли ты замок высокий,

Замок над Широм морским?

Тихо плывут облаках

Розовые и золотые над ним.

В воды зеркальные, смирные

Хотел бы склониться он

И в облака подняться вечерние

В их лучезарный рубин.

Видел я замок высокий,

Замок над миром морским.

Славься туман глубокий

И месяц стоял над ним.

(Перевод Михаила Ореста)

Амебейна композиция всего распространена в тенцонах и пасторалях трубадуров.

Епифористична композиция характерна для стихов с епифористичною концовкой.

Надломы, изломы и переломы...

Позвоночника ломали нам кругами.

Пойми, мой брат, наконец:

Перед инфарктами сердец

У нас были - так, не тронь!

Инфаркты душ... инфаркты душ!

Были язвы, как заразы,

Были образы до отвращения -

Одна гадость, брат мой.

Поэтому брось, иди и не тронь.

У нас у всех, порозумий:

Инфаркты душ... инфаркты душ!

В этой постели, в этой постели,

В этом крике до потолка,

О, не трогай нас, брат мой,

Ты паралитиков не тронь!

У нас у всех, порозумий:

Инфаркты душ... инфаркты душ!

(Ю. Шкробинець)

Рефренна композиция состоит в повторении группы слов или строк.

Как быстро все в жизни проходит.

А счастье лишь мелькнет крылом -

И уже его тут нет...

Как быстро все в жизни проходит,

Разве в сем наша вина есть? -

Во всем виноват метроном.

Как быстро все в жизни проходит...

А счастье лишь мелькнет крылом.

(Людмила Ржегак)

Термин "кольцо" И. Качуровский считает неудачным. "Куда лучше, - замечает он, - звучит циклическая композиция. Научное название этого средства анадиплозийна композиция. При этом в тех случаях, когда анадиплозис ограничивается какой-либо одной строфой, то это относится не к композиции, а к стилистике". Анадиплозис как композиционный средство может быть полный или частичный, когда повторяется часть строфы, когда те же слова стоят в измененном порядке, когда часть их заменена синонимами. Возможны и такие варианты: повторяется не первый строфа, а вторая, или первую строфу поэт дает как заключительную.

Вечернее солнце, благодарю за день!

Вечернее солнце, благодарю за усталость.

Затих лесов просветленный

Эдем и за василек во ржи золотом.

За твой рассвет, и за мой зенит,

и за мои обожженные зените.

За то, что завтра хочет зелень,

За то, что вчера успело оддзвениты.

Неба в небе, за детский смех.

За то, что могу и за то, что должен,

Вечернее солнце, благодарю всех,

которые ничем не осквернили душу.

За то, что завтра ждет своих вдохновений.

Что где-то в мире кровь еще не пролита.

Вечернее солнце, благодарю за день,

За эту потребность слова, как молитвы.

(П. Костенко)

Композиция спираль создает или "цепную" строфу (терцинах), или строфожанры (рондо, рондель, триолет) т.е. приобретает строфотворчих и жанровых признаков.

Название седьмого типа композиции И. Качуровский считает неприличным. Более приемлемая, по его мнению, название епанастрофа, епанадиплозис. Произведением, где повторение рифмы при столкновении двух смежных строф имеет композиционный характер, является поэма Е. Плужника "Канев". Каждая дванадцятивир-Шова строфа поэмы состоит из трех катренов с рифмами, которые переходят из катрена в катрен, последний стих каждого из этих двенадцати стихов рифмуется с первым стихотворением следующим:

И по домам заступит тук и время

Электричество: и зашуршал газета

Там, где когда-то пророка и поэта

Великий дух за темноты иссяк

И возродится в миллионах масс,

А не только зоритиме с портрета,

Соревнований бессмертных символ и примета,

Апостол правды, крестьянин Тарас.

А со времен моих десяток фраз

В скучной коллекции анахорета,

Как временам грядущим напоказ,

На берегах лежит безразлична Лета...

И станут дни, как строки сонета,

Совершенные...

Суть пуантнои композиции заключается в том, что интересную и существенную часть произведения поэт оставляет напоследок. Это может быть неожиданный поворот мысли или вывод из всего предыдущего текста. Средство пуантнои композиции используется в сонете, последнее стихотворение которого должно быть квинтэссенцией произведения.

Исследуя лирические и лирико-эпические произведения, И. Качуровский нашел еще три типа композиции: симплокиальну, ґрадацийну и магистральную.

Композицию в форме симплока И. Качуровский называет симплокиаль-ной.

Завтра на земле

Другие ходить люди,

Другие любить люди -

Добрые, ласковые и злые.

(В. Симоненко)

Ґрадацийна композиция с такими видами, как нисходящий климакс, растущий климакс, сломанный климакс достаточно распространена в поэзии.

Ґрадацийну композицию использовал В.Мисик в стихотворении "Современность".

Да, пожалуй, и во времена Бояна

Квитчалася пора весенняя

И накрапалы молодежи дожди,

И облака надвигались с Тараще,

И ястребы за горизонт углибалы,

И звонко отзывались цимбалы,

И в Пролис цимбалы голубые

Вглядывались в небесную странную ясность.

Все - как тогда. А где же она, современность?

Она в главном: в тебе.

Магистральная композиция характерна для венков сонетов и народной поэзии. В эпических произведениях рассказывается о жизни людей в течение определенного времени. В романах, повестях события и герои раскрываются подробно, всесторонне.

В таких произведениях может быть несколько сюжетных линий. В небольших произведениях (рассказах, новеллах) немного сюжетных линий, действующих лиц мало, ситуации и обстоятельства изображаются лаконично.

Драматические произведения пишут в форме диалога, в их основе действие, они небольшие по размеру, потому что большинство из них предназначена для сценизации. В драматических произведениях есть ремарки, которые выполняют служебную функцию - дают представление о месте действия, действующие лица, советы артистам, но не входят в художественную ткань произведения.

Композиция художественного произведения зависит и от особенностей таланта художника. Панас Мирный использовал сложные сюжеты, отступления исторического характера. В произведениях И. Нечуй-Левицкого события развиваются в хронологическом порядке, писатель подробно рисует портреты героев, природу. Вспомним "Кайдашеву семью". В произведениях И.С. Тургенева события развиваются медленно, Достоевский использует неожиданные сюжетные ходы, накапливает трагические эпизоды.

На композицию произведений влияют традиции фольклора. В основе басен Эзопа, Федра, Лафонтена, Крылова, Глебова "Волк и ягненок" - один и тот же фольклорный сюжет, а после сюжета - мораль. В басне Эзопа она звучит так: "Байка доказывает, что даже справедливый защита не имеет силы для тех, кто взялся делать неправду". Федр завершает басню словами: "Написано эту байку о людях, которые обманом невинных стремятся уничтожить". Басня "Волк и ягненок" Л. Глебова начинается, наоборот, по морали:

На свете уже давно ведется,

Чем ниже перед высшим гнется,

А больше меньшего туса да еще и бьет