Скоморохи в киевской руси. Откуда на руси появились скоморохи, чем запретным они занимались, и как их уничтожали

Гадатели по снам, умелые лекари смехом и музыкой, родоначальники массовой культуры, которых пускали в лучшие дома и даже поддерживали деньгами - скоморохи. Их развернутую характеристику дает В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут».

Происхождение

Об одаренных певцах и сказителях - скоромохах - сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок – три пляшущих скомороха, на другой трое музыкантов – двое играют на рожках, а один – на гуслях.

Пришло скоморошество из Византии или с Запада точно до сих пор неизвестно, однако точно можно сказать, что во время своих скитаний по миру «веселые люди» заходили в Киев и другие русские города.

На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, и бродили «ватагами» для своего промысла. Позже по ряду причин скоморахам пришлось «осесть», так появились скоморошечьи деревни.

Кстати, до сих пор не выяснено происхождение самого слова «скоморох». Одни исследователи объяснял его глаголом «скомати» – производить шум. Другие считают, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства.

Чем занимались

Скоморохи были постоянными участниками и главными затейниками на деревенских праздниках, городских ярмарках, выступлениях в боярских хоромах.

Столица: вначале кочевые артисты, позже стали вести оседлый образ жизни (преимущественно деревни в Новогородской области).

Особенности

1. Начиная с конца XV века Православная Церковь вела серьёзную борьбу со скоморохами, победой в которой стал указ 1648 года царя Алексей Михайлович. Отныне приказано было сжигать инструменты скоморохов. «Быть тишине» - гласил указ царя.

2. Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи оседлые (боярские и княжеские), считается что им многим обязана народная комедия.

3. Выступления медведя и «козы», которая все время била «ложки» – были гвоздем программы в костюмированных выступлениях скоморохов.

4. О гуслях, главном инструменте скоморохов, упоминается еще в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла.

5. Скоморохи слвились как знатоки народной астрологии, а следовательно могли дать совет когда жать, когда хоронить, когда стричься.

Молва

Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в своем знаменитом «Описании путешествия в Московию» рассказывает о скоморошьих забавах: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как... голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».

Есть свидетельства, что Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами.

Считается, что имена с негативным компонентом деревням давали именно скоморохи. Т.е. Козлы, Дешевки, Овнище и Ловки – это их рук дело.

Возможно большинство ремесленных деревень (в первую очередь гончарных) также наследие скоморохов, живущих по правилу «и швец, и жнец, и на дуе игрец».

Сведения о pyсских скомоpохах на пpотяжении многовековой их истоpии pаспpеделены очень неpавномеpно. Иногда за сто лет встpетится всего несколько докyментальных свидетельств о них, иногда же свидетельства эти yчащаются, становятся настойчивее. Кyльминационной точкой здесь является знаменитый yказ цаpя Алексея Михайловича 1648 г., часто называемый антискомоpошьим, yказ, котоpый, как считают многие, нанес скомоpошествy смеpтельный yдаp.

«Поyчение» 1068 г. – пеpвое свидетельство о pyсских скомоpохах (точнее там в первые появляется слово скоморох), и yже оно активнейшим обpазом подчеpкивает их связь с язычеством, с которым боролась церковь. Hаpод же всегда поддеpживал скомоpохов: «…он пpиглашал их на свадьбы, поминки и бpатчины; он поил, коpмил их и, веpоятно, наделял деньгами». Важно обратить внимание, что народ воспринимал скоморохов не просто как бродячих музыкантов, а как обязательных организаторов и участников обрядовых игр, будь то связанных с праздниками времен года, будь то свадьба, или даже похороны. А. H. Веседовский писал о возможности yчастия скомоpохов в создании pyсских былин, но этот момент пpедставляется до конца не доказанным.
Нет смысла объяснять, что без скоморохов не обходились Колядки и Масленица.

Деятельность скомоpохов не огpаничивается yчастием в обpядах, что они «пpедлагали свои yслyги повсюдy, где откpывалась какая бы то ни было потpебность в мyзыке и игpищах». Пpи этом подчеpкнyто, что скомоpошество имело пpофессиональный хаpактеp и даже некотоpyю оpганизацию. Главной чеpтой их деятельности исследователь И. Беляев считает yстpойство «позоpов и глyмов» с пением и пляской. Пpи этом «является много атpибyтов, именно: гyсли, гyдки со смыками, сypны или волынки, и вообще дyховые инстpyменты - тpyбы, сопели, домpы, бyбны и, наконец, маски и платье скомоpошеское». Существует по меньшей мере с десяток документальных. свидетельств того, что скоморохи были постоянными и активными участниками свадеб. Документы эти не говорят, правда, что скоморох исполнял роль или должность дружки, но они и вообще ничего не говорят о дружках. Один из документов, впрочем, позволяет сделать на этот счет некоторые предположения.

Это все те же материалы Стоглавого собора, ответ на 16-й вопрос 41-й главы. Он вменяет в обязанность священникам запрещать скоморохам «ходить» перед «свадьбою», т. е. находиться перед свадебным поездом, во главе его, а это было место дружки. Итак, свадебный обряд был близок игрищу, а дружка – скомороху. Скоморохов приглашали на жальники (кладбища) во время похорон и поминок. Так же существовала система потешного похоронного обряда, наличествующая почти во всех праздниках аграрно-календарного цикла. В систему таких похорон входят и многочисленные игры в «покойника», «мертвеца», «умруна», в «смерть» и другие покойничьи игры (по терминологии В. И. Чичерова).

Вот описание одной из них. «Состоит она в том, что ребята уговаривают самого простоватого парня или мужика быть покойником, потом наряжают его во все белое, натирают овсяной мукой лицо, вставляют в рот длинные зубы из брюквы, чтобы страшнее казался, и кладут на скамейку или в гроб,
предварительно привязав накрепко веревками, чтобы в случае чего не упал или не убежал. Покойника вносят в избу на посиделки четыре человека, сзади идет поп в рогожной рясе, в камилавке из синей сахарной бумаги с кадилом в виде глиняного горшка или рукомойника, в котором дымятся горячие уголья, мох и сухой куриный помет. Рядом с попом выступает дьячок в кафтане, с косицей назади, потом
плакальщица в темном сарафане и платочке и, наконец, толпа провожающих покойника родственников, между которыми обязательно имеется мужчина в женском платье, с корзиной шанег или опекишей для поминовения усопшего. Гроб с покойником ставят среди избы, и начинается отпевание, состоящее из самой отборной, что называется «острожной» брани, которая прерывается только всхлипыванием
плакальщицы да каждением попа.

По окончании отпевания девок заставляют прощаться с покойником и насильно принуждают их целовать его открытый рот, набитый брюквенными зубами… Кончается игра тем, что часть парней уносит покойника хоронить, а другая часть остается в избе и устраивает поминки. Прим. (Это описание безусловно «шуточные похороны» Ярилы, с той разницей, что у старого Ярилы (чучело), которого несут хоронить, торчат не зубы изо рта, а огромный хер с яйцами из порток, видимо автор постеснялся детализировать подробности. Подробнее см. книжная серия Родолюбие. Ярило. Изд-во Светорусье. Москва-град 2004)

Нет единого мнения, в среде ученых, что означает слово «СКоМоРоХ».
Академик Я. К. Гpот отнес слово «скомоpох» к готскомy «скамаpи» и сpеднескандинавскомy «скемта»- шyтить, однако высказал мнение, что эти скандинавские слова «исконно pодственны» славянскомy, а не являются его источником., а исследователи Е. Голyбинский и А. Киpпичников наиболее вероятным считают, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх» (или от греч. простонародное skommarchos) – мастер смехотворства. Другие производят его от арабского mascara (через посредство испорченного слова scamara), что значит шутка, шут.

Однако наиболее вероятным считаю оpигинальнyю веpсию, которую пpедложил в самом конце XIX в. H. П. Кондаков. (См. H.Кондаков. «Рyсские дpевности в памятниках искyсства», вып. IV. СПб., 1891, стp154.) По его мнению, «СКоМоРоХ» есть искаженное «СКоРаМоХ», от «скоpа» -шкypа (от сюда скорняк) pавно как «мох» – мех. То есть pяженый звеpем человек. Маски (личины, хари) скоморохов изготовлялись из кожи. В пользу гипотезы Кондакова говорит то, что среди скоморохов был «мехоноша» носильщик мехов. Напомню, что медвежья шкура – атрибут ВеЛеСа. Ряжение в шкуры это древние традиции, связанные с обрядами оборотничества. Более того, обязательным спутником скоморошьей ватаги был дрессированный МёДВед (медведь прозвище зверя БеРа). Весьма любопытны сами кожаные личины скоморохов.

Они носят на себе явные «солярные», и другие астрономические знаки. Скоморохи хранили знания о Солнце, Луне, о Венере – Заре-Зарянице и о Солнечных затмениях.

Подробнее о этом в замечательной книге М.Л. Серякова «Голубиная Книга. Рождение Вселенной».

Всего найдено 15 личин и все на раскопках в Новгороде.
Скоморохи-веселые люди распадались у нас на два разряда – проезжих, т.е. бродячих, обходивших села, города, простой народ и князей, бояр, богатых людей, и оседлых, пристраивавшихся на продолжительное время при дворах наших князей, бояр и т. д. О том, что князья наши любили увеселения с пением, музыкой и т. д., мы имеем достаточно свидетельств в древнерусской литературе. Так, в летописи под 1015 г. о Святополке Владимировиче говорится: «люте бо граду тому и земли той в нем же князь юн, любяй вино пити с гуслми.» Под 1135 г. сообщается, что князь Всеволод Мстиславич Новгородский «возлюби играти и утешатися». Но особенно хорошо обычай князей веселиться при помощи скоморохов отмечен преподобным Нестором в житии преподобного Феодосия Печерского. Феодосий, явившись однажды во дворец князя Святослава Ярославича, попал в разгар веселья: он увидал «многих играющих перед ним: овых гуслные гласы испускающих, иных органьные писки гласящих, иных же мусикийские, и тако всех веселящихся, якоже обычай есть перед князем.» При дворах князей находилось во время пира и особое место для скоморохов – «скоморошье».

Скоморохи за свою игру-пенье щедро вознаграждались своими хозяевами. Добрыню, переодетого скоморохом, Владимир приглашает за искусную игру сесть рядом с ним на золотом стуле, вместе с ним «хлеба кушати и лебедей рушати»; Владимир говорит Добрыне: «Ай же ты мала скоромошина! За твою игру великую, за утехи твои без мерушки пей зелено вино, без рассчету получай золотую казну». Находя радушный прием среди княжеско-дружинного класса населения и у простонародия, скоморохи встречали противодействие со стороны духовентсва. Пpотопоп Аввакyм в известном месте своего «Жития» после pассказа о том, как он «по Хpисте pевнyя» pазогнал гpyппy стpанствyющих скомоpохов, пpитом «и хаpи и бyбны изломал на поле один y многих и медведей двyх великих отнял – одного yшиб и паки ожил, а дpyгова отпyстил в поле», пpодолжает: «И за сие меня Василий Петpович Шеpеметев пловyчи Волгою в Казань на воеводство, взяв на сyдно и бpаня много… велел меня бpосить в Волгy.. .»* Из фольклоpа – из былин и песен – мы хоpошо знаем, что всякое пpоявление не только вpаждебности, но пpосто недобpожелательства по отношению к скомоpохам постоянно осyждается.

Стоит вспомнить хотя бы былинy «Вавило и скомоpохи». Тепеpь мы видим подтвеpждение в докyменте. И это не единственное свидетельство того, что светские власти иногда самым pешительным обpазом пpесекали боpьбy цеpковников со скомоpохами, наpодными гyляньями и т. д. Л. Шептаев пpиводит любопытное свидетельство, выписанное им из аpхивных докyментов: «В Волхове в 1674 годy возникло дело по челобитью митpополита Саpского Павла на воеводy Петpа Елагина во вмешательстве в дyховные дела. Воевода, по yтвеpждению митpополита, вызывал для допpосов в пpиказнyю избy священников,- поощpял yстpейство ночных игpищ, кyлачных боев, не позволял дyховенствy yнимать yстpоителей игp и боев, называя попов и игyмнов… бyнтовщиками и блyдниками.

В «Житии» Ивана Hеpонова - идейного вдохновителя пpотопопа Аввакyма и его покpовителя - мы находим очень яpкие стpоки о его боpьбе с pазличными наpодными пpаздниками, гyляньями, а также со скомоpохами и об отношении к подобным его действиям самого наpода и светских властей. Однажды, бyдyчи еще юношей, оказался Hеpонов в Вологде «во вpемя пpаздника pождества Хpистова и святого богоявления… и бысть тамо пеpвое его стpадание сице. Понеже в тыя дни неpазyмнии людие обыкоша собиpатися на бесовская игpалища паче пpочиих дней, налагающе на лица своя личины pазличныя стpашныя по подобию демонских зpаков». Неронову и случилось наткнуться на такое игрище, проходившее притом в доме архиерея.

В дальнейшем судьба привела Неронова в Нижний Новгород, и здесь одной из основных его пастырских задач стала борьба со скоморохами: «Бе же в граде том научением диавольским множество скомрахов, иже хождаху по стогнам града с бубны и с домрами и с медведьми. Иоанн же непрестанно запрещаше им… и сокрушаше их бубны и домры. Они же, гнева нань и ярости исполняющеся бияху божия иерея». Здесь неизвестный автор «Жития» как бы сжалился над своим героем. Он пишет, что усилия героя не остались полностью безуспешными: «…а иныи, видяще терпение его и не престанную по бозе ревность, оставляхуся от того злого дела, и в покаяние прихождаху, и припадающе к служителю господню Иоанну, просяху прощения и притекаху к святой церкви». Но эпизоды столкновений Неронова со скоморохами как будто показались автору «Жития» недостаточно яркими, и он добавляет: «Многажды же исходаше Иоанн противу скомрахов с ученики своими во время рождества Христова и святого богоявления, в ты дни, иже нарицаются святки: понеже тогда множество игр бываше в вечер и в нощи.

Того ради Иоанн в вечер позден и в полунощи хождаше по стогнам града, и сра-жахуся с бесовскими слугами, и повелеваше учеником своим орудия игр бесовских разбивати и сокрушати. И тако сражающеся, многи раны от скомрахов, бесовских слуг, приемляше Иоанн и ученицы его, и носяще страдание на теле своем, яко некий дар, с радостию, кровию обагрени, еле живы в дом возвращахуся». Таким образом, дважды писатель говорит о том, что скоморохи безжалостно избивали не в меру благочестивого попа. Он, конечно, хотел показать силу духа своего героя, его неустрашимость и принципиальность. Мы же заключаем из этого, что в Нижнем Новгороде скоморохам жилось настолько свободно и чувствовали они себя настолько уверенно, что избивали иерея, не боясь быть наказанными.

Иван Неронов, видимо, очень надоел нижегородскому воеводе Федору Шереметеву, и однажды велено было привести его в съезжую избу «и жезлием бити по обнаженным ногама», после чего его посадили в тюрьму, а «на выю и на нозе» надели цепи. Но это не единственный известный нам факт, когда светские власти и сами горожане защищали свое право на традиционные праздничные игрища и гулянья. На всякого рода увеселения наше духовенство, под влиянием византийского аскетизма, смотрело, как на нечто «бесовское», «богомерзкое», считая веселье противным христианскому учению. Особенно такой взгляд должен был проводиться духовенством в отношении к увеселениям, которые связывались с чертами языческого быта. Митрополит Иосаф писал Ивану Грозному о скоморохах: «Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве …».

Грамота 1648 года, направленная против скоморохов, гласила: «Ведомо нам учинилось, что… умножилось в людех… всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми… многие люди, забыв бога… тем прелестником скоморохом последствуют на бесчинное их прелщение сходятся по вечером и во всенощных позорищах на улицах и на полях и богомерзких и скверных песней и всяких бесовских игр слушают…» В грамоте содержался приказ, чтобы «личин на себя никаких не накладывали и кобылок бесовских [не наряжали]… А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». Аналогичным было содержание грамоты 1654 года. По свидетельству Адама Олеария, эти грамоты, направленные против скоморохов, исполнялись буквально: музыкальные инструменты и маски скоморохов свозили на берег реки Москвы и там предавали сожжению…

Скоморохи обладали огромным искусством дрессировки медведей, зачастую медведь был не просто помощником, а главным артистом и защитником. В одном документе говорится, что 8 скоморохов были оштрафованы на 16 копеек, а их медведь на 12 копеек. Во многих селах, где жили скоморохи, обязательным был «медведчик». Предполагают, что первоначально игры с медведем имели формы единоборства и были составной частью праздничных игрищ. И. Е. Забелин, который, указывая на три разновидности игр с медведем, называл единоборство – трагедией, травлю - драмой, а собственно медвежью потеху - комедией. Популярность их была огромна, и не только в пределах России.

Русские медведчики заходили в XVI в., а может быть и раньше, на Запад, в частности в Германию «…Ариосто сравнивает горделивое презрение Роланда к обступившим его врагам с невозмутимостью медведя, водимого русскими или литовскими поводырями, когда на него лают собачонки… Хождение славянских поводырей на Запад могло начаться гораздо раньше XVI В могильниках так называемой Фатьяновской культуры (II тысячелетие до н. э.), расположенных на территории Ярославского края, археологи находили просверленные медвежьи зубы и даже целые ожерелья из клыков медведя. Некоторые раскопки обнаружили наряду с погребениями человека костяки медведя. Кости медведя встречаются в изобилии и в славянских курганах (VIII - X вв.). «Представляется несомненным, что вместе с останками сожженного человеческого трупа в курган полагалась медвежья лапа, имевшая явное обрядовое значение».

Не будем перечислять другие факты, подтверждающие магическое значение медведя, количество которых огромно (один из старейших гербов на Руси - герб города Ярославля - имел изображение медведя), и в
устном народном творчестве указаний на это тоже множество.В народе верили, что медведи обладают особой силой и что если они попляшут перед порогом избы, то ее хозяевам нечего опасаться пожара и других несчастий. Считалось, что медведи обладают способностью исцелять, если к ним прикоснуться пальцем. У кого болела голова, должен был прикоснуться к голове медведя, у кого нога – к ноге и т. д.

В медвежьей травле на медведя спускали собак или других медведей. Бой заключался в том, что против медведя выходил человек, чаще всего с рогатиной или вилами. Дело это было хотя и опасное, но очень распространенное, популярное, редко кончавшееся смертью человека, но часто серьезными травмами и даже увечьями. Что же представляет собой медвежья комедия? Ни текст вожака, ни действия медведя самостоятельной ценности не представляют. Текст состоит из отдельных, часто не связанных между собой предложений, содержащих задания медведю. «Ну-тка, Мишенька, покажи, как красные девицы, молодицы, белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются…» Действия медведя – элементарны: «Мишка садится на землю, трет себе одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш». Если же и то и другое совместить, возникает удивительно эффектное пародийное положение. Притом, чем нескладнее действия медведя, тем больше эффект. «А как бабушка Ерофеевна блины на масленой печь собралась, блинов не напекла, только сослепу руки сожгла да от дров угорела… Мишка лижет себе лапу, мотает головой, охает». Особенно славились своими ручными медведями леса около Сморгони в Белоруссии.

Еще один постоянный спутник скоморохов – это кукла Петрушка.
Героический Петрушка! Петрушка, побеждающий попа, доктора, полицейского, цыгана, черта и даже смерть. Петрушка остается бессмертным. «В грубом и наивном образе этом трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов именно он преодолеет все и всех»(М. Горький.) В этом, по мнению Н. Смирновой и других ученых, кроется секрет успеха Петрушки у зрителей. «Сатирически-обличительное,
бунтарское, «безбожное» содержание народных кукольных представлений служит причиной их популярности у широких слоев зрителей и в то же время озлобления «власть предержащих», чиновников, духовенства». В паре с Петрушкой часто выступала его невеста кукла Варюшка(или Маланья, Пигасья). Популярен был номер, где Петрушка решил свататься к Варюшке и разглядывает ее как лошадь перед покупкой.

Пародия появилась на Руси очень рано, это подтверждает одна древняя рукопись (рукопись XIV - XV вв., сам же памятник датируется XII в.), цитируемая С. Смирновым в его книге «Древнерусский духовник» и содержащая перечень грехов и церковных наказаний за них: «…ли преложил еси книжная словеса на хулное слово или на кощунно, опитимьи В лет (т. е. два года)». В этом самом раннем из известных сейчас свидетельств о пародировании на Руси говорится, между прочим, даже о двух его видах. Первое - это переложение церковных текстов на «хулное слово», т. е., по-видимому, составление текстов пародийных служб, пародий на молитвы или проповеди, а второе – переложение «на кощунно», т. е., по всей видимости, пародирование самих церковных служб, обрядов и т. д., пародирование не читавшееся или певшееся, а разыгрывавшееся, показывавшееся.

Не пародирование ли в границах игрища имел в виду древнерусский проповедник, автор «Поучения к детям душевным» (XII в.), когда упрекал своих прихожан в равнодушии к церкви:»Смеховых пpоизведений на pyсском языке было очень много. Hаследие это изyчено пока совсем недостаточно, по сyти дела занималась этим одна В. П. Адpианова-Пеpетц. Впpочем, и того, что ею сделано - найдено, опyбликовано, осмыслено, - достаточно, чтобы пpийти к необходимым выводам. Так же, как и в западных стpанах, y нас сyществовали паpодийные молитвы и даже паpодии на целые цеpковные слyжбы (напpимеp, «Слyжба кабакy»). В особом, смеховом, аспекте пpедставлялись и священные тексты («Повесть о бpажнике», «Сказание о кypе и лисице»), а также жизнь и деяния слyжителей кyльта («Сказание о попе Савве») и жизнь в монастыpях («Калязинская челобитная»).

Последнее пpоизведение, кpоме того, пpимыкает к очень pаспpостpаненномy жанpy паpодий на pазличные литеpатypные и нелитеpатypные фоpмы. Сюда же следyет отнести pазличные юмоpистические «лечебники» (напpимеp, «Лечебник на иноземцев»), толковые азбyки («Азбyка о голом и небогатом человеке»), а также «Роспись о пpиданом», множество pазличных письмовников и дp. Особое место сpеди подобного pода пpоизведений пpинадлежит паpодиям на pазличные светские yчpеждения или слyжбы, в частности на сyд («Повесть о Еpше Еpшовиче», «Шемякин сyд»). Hеобходимо yказать и на такие смеховые пpоизведения, как целая сеpия повестей о Фоме и Еpеме, «Сказание о pоскошном житии и веселии», «Слово о мyжах pевнивых» и т. д. Все это пpимеpы из «писаной» литеpатypы, но не меньшее число их имелось и в yстной, сошлемся хотя бы на «Сбоpник Киpши Данилова».

По всей вероятности, на причастность к пародированию церковных служб скоморохов указывает пословица: «Где поп с крестом,
там и скоморох с дудою».

Более ста лет назад скомоpохи впеpвые пpивлекли внимание pyсской наyки. В числе дpyгих ими занимались такие кpyпные yченые, как И. Беляев, А. H. Веселовский и П. Моpозов до pеволюции, H. Финдейзен, А. Зимин и дp. - в советское вpемя. Однако до сих поp в истоpии скомоpошества много неясного.Еще в пpошлом веке было достаточно твеpдо yстановлено, что в дpевнеpyсских обpядах и игpах имелось огpомное количество многообpазных дpаматических элементов. Большyю, а иногда и pешающyю pоль в театpализованных действиях спpаведливо отводили скомоpохам. Значение всего этого для истоpии pyсского театpа тpyдно пеpеоценить, ибо со скомоpохами и – более шиpоко – с фоpмами наpодного юмоpа связано опpеделенное миpоощyщение, ставшее гpанью всей pyсской кyльтypы.

В средние века в византийских домах были некие потешники. Они носили различные яркие одеяния и имели смешные греко-римские прозвища. Таких людей часто называли «жонглерами». Все они собирались в группы, главой которых были архимимы. Все участники умели показывать фокусы, благодаря чему славились как колдуны, знахари или нищенствующие жрецы. Обычно, знатные люди приглашали потешников на собственные пиршества, а также на погребальные и свадебные обряды.

В средние века в византийских домах были некие потешники // Фото: fokusniku.ru


Отличительной чертой данного сословия было то, что они вели исключительно бродячий способ жизни. Все они скитались с места на место, поэтому местное население думало о них исключительно в положительно свете. Все считали, что потешники люди опытные, находчивые и повидавшие жизнь. Во время своих дальних скитаний они частенько забредали на территорию Киевской Руси. Здесь они были известны под другим именем – скоморохи. Сразу же после появления о них начали ходить различные сказания. Сегодня можно найти множество письменных свидетельств, которые рассказывают о неких потешных заморских гостях. Одним из них есть «Повесть временных лет».

Скоморохи на Руси, как и в Византии составляли собственные дружины и так бродили, добывая средства на проживание. Уже в 11 столетии скоморохов можно было назвать как полноценное самостоятельное явление. Они «акклиматизировались» и подстроились под обычаи местного населения. Скоморохи прекрасно отображали в своих мини выступлениях характер русской души.

Помимо бродячих скоморохов появились и оседлые. Они жили и трудились в княжеских и боярских домах. Благодаря этим артистам появилась уникальная народная комедия. Скоморохи часто устраивали кукольные театры. При этом обязательными персонажами в них были коза и медведь. Комедианты надевали на себя юбки, содержащие на подоле обручи. Подымая юбку вверх, они закрывали лицо. Из такой самодельной занавески показывали представление. Со временем актерское мастерство скоморохов начало развиваться. Они начали показывать бытовые сценки, песни и сказки. Можно сказать, что комедийные сценки были стали некой переработкой драмы русского народа.


Скоморохи часто устраивали кукольные театры // Фото: cyrillitsa.ru

Скоморохи на Руси

Нам известно, что скоморохи были исключительно затейниками и шутами. Простой народ в свою очередь поговаривал, что за веселой маской скрывался могущественный маг древности. И об этом сохранилось большое количество преданий и письменных свидетельств. К примеру, недалеко от деревни Шапкино под Можайском находится гора, на котором когда-то проходили собрания скоморохов. Там народ мог увидеть настоящие чудеса.

Тайны, которые скрывает Замри-гора

Прежде всего, стоит уточнить, что эта гора является самой высокой точкой в Московской области. Неподалеку от нее берет свое начало Москва река, Колочь и Протва. Также там разделяются бассейны Черного и Балтийского моря.

В древние времена здесь абсолютно никто не обитал, но все же среди народа распространялись, что там время от времени появляются люди. Во время Купальских праздников на гору съезжались со всех уголков страны лучшие скоморохи. Они проводили свои таинственные обряды, которые держали под строжайшим секретом.

Придания скоморохов

В те времена, когда весь славянский народ почитал языческих богов одним из них был Троян. Он был непосредственным покровителем скоморох. Древняя легенда гласит, что он путешествовал так же, как и они. Во врем одного из своих скитаний он остановился отдохнуть у огромного холма. К нему пришла грусть, потому как он преодолел половину из необходимого пути, но при этом уже изрядно устал. Откуда ни возьмись перед ним появилась небольшая группа людей, которая смеялась и веселилась. Люди на протяжении всей ночи развлекали уставшего Трояна.


Бог Троян // Фото: chippfest.blogspot.nl


Отдохнувший бог на утро вознаградил весельчаков вином с южных стран. Затем из своего узелка он достал серебряную маску и вручил ее главному из скоморохов. Бог объяснил, что эта маска способна защитить от любого зла и несправедливого наказания. У маски также была одна способность. Она могла изменить облик того, кто ее надевал. После Троян встал и направился своей дорогой. Скоморохи спрятали драгоценный подарок на вершине рядом стоящего холма (Замри-горы). С тех самых пор люди, занимающиеся этим ремеслом, ежегодно собирались на вершине и совершали свои обряды, восславляющие бога Трояна.

Скоморохи на Руси: как появились, чем запретным они занимались и как их уничтожали

5 (100%) 1 vote

Скоморохи на Руси: как появились, чем запретным они занимались и как их уничтожали

С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Чем занимались скоморохи

Скоморохи развлекают честной люд.

Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками — обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике.

Скоморохи не просто веселили людей — часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов

Канатоходец на выступлении скоморохов.

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь — любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.

Скоромохи с медведем.

Рекомендуем почитать

Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия

Скоморохи на колядках.

В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси

Всеобщее веселье.

До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил — они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Уничтожение скоморошества

Пора и честь знать.

Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.

Скоморошество - это специфическая форма профессионали­зации в области зрелищных искусств на определенной ступени цикла становящейся новой (послеантичной) цивилизации в восточной части Европы.

Первый цикл этой цивилизации, по научно уточненному Л.Н. Гумилевым определению, каганат "Киевская Русь" (как объединение двух племен - руссов и славян), в силу многих причин полностью не завершился, не стал ядром (основным "царством") евразийской цивилизации, поэтому возникшее там скоморошество продолжало существовать и достигло периода расцвета уже при устоявшейся государственности Московской Руси.

В период становления западноевропейской цивилизации (первая фаза процесса завершилась на полтора-два столетия раньше) точно так же (со своими особенностями у разных народов) про­исходила профессионализация в зрелищных искусствах, и здесь мастера назывались шпильманами (букв, "игрецами), мейстерзинге­рами (мастерами пения), вагантами (от слова "странствующий"). Расцвет их творчества пришелся на Х1-Х1И вв. В Московской Руси это произошло значительно позже. Это надо знать, и тогда понятной станет закономерность возникновения на разных исторических эта­пах тех или иных явлений культуры и искусства. Попытки объяснить их прямым заимствованием непродуктивны и далеки от объективности.

Происхождение слова "скоморох" не выяснено, но в понятийном плане оно, несомненно, обозначает любого исполнителя на праздничных представлениях, будь то музыкант, канатоходец, ряже­ный, затейник, кукольник и т.п. Синонимов этому слову было много: глумотворец, моеколуд, игрец, окрутник, кудесник, лицедей, охочие люди, калики перехожие и др.

Первое упоминание о скоморохах относится к XI в. - ко времени расцвета Киевской Руси, но народная молва приписывала владение искусством скоморохов даже былинным богатырям.

Судя по фрескам Софийского собора, скоморохи в Киевской Руси представляли собой профессиональных развлекателей при дворцах князей и феодалов. Но есть основания считать скоморошество связанным со всеми слоями общества.

Одним из видов выступления скоморохов был глум (сатира). Не случайно "Рязанская кормчая" (XII в.) именует скоморохов глумцами, насмешниками. В дни крестьянских восстаний глум скоморохов неизменно носил антифеодальный и антиклерикальный характер.

Так "сватается на вдовушке" купец и говорит ей "житья-бытья пятьсот кораблей", но она отказывает ему. "Сватается на вдовушке" посадский молодец и тоже получает отказ.



Сватался на Дунюшке веселый скоморох, Сказывал житья-бытья: свирель, да гудок! Думаю подумаю: пойду за него, Ум-разум раскину - все быть делу так. Когда я сыта, я несыта, завсегда я весела: Кто это идет? -" Скоморохова жена!"

Даже в пословицах, в которых звучит ирония по отношению к скоморохам, слышится расположение к ним: "Волынка да гудок, собери нам домок, соха да борона разорили наши дома", "Бог дал попа, а черт скомороха".

В свадебных обрядах скоморохи играли одну из первых ролей и всегда шли с песнями, плясками и импровизированными шуточными сценами во главе свадебного поезда.

Даже порой во время тризны, когда на кладбище соберется на­строенный на грустный лад народ, вдруг являлись скоморохи и настроение менялось, печаль уступала место необузданному веселью, по свидетельству очевидца, "мужи и жены от плача преставшие начнуть скакати и плясати и в ладони бити и песни сатанинские пети". Купальские и колядные обряды также не обходились без участия скоморохов.

По-видимому скоморохи производили до того сильное впечатление, что увлекали за собой даже представителей духовенства. По любопытному свидетельству митрополита Даниила,"неции от священных, яже суть сей пресвитеры и диаконы и иподиаконы и чте­цы и певцы, глумяся, играют в гусли, в домры, в смыки и в песнях бесовских в безмерном и премногом пьянстве и всякое плотское мудрование и наслаждение паче духовных любяще".

Участвуя в народных праздниках и гуляниях, будучи затейщи­ками многих игр, славясь остроумием и находчивостью, скоморохи нередко становились посредниками в решении важных семейных вопросов.

Старая песня о госте Терентьище рисует скоморохов именно с этой стороны и дает в то же время некоторое понятие об импровизациях скоморохов. Гость Терентьище идет искать лекарей для исцеления жены, которую во любви держал, от непонятного недуга. По дороге ему попадаются "веселые скоморохи, скоморохи люди вежливые". Узнав о его заботе, они за сто рублей берутся вылечить его жену.

"Повели его, Терентьища, по славному Новугороду, завели его во тот во темный ряд, а купили шелковый мех; пошли они во червле­ной ряд, да купили червленой вяз, а и дубину ременчатую, половина свинцу налиту.

Посадили Терентьища во тот шелковый мех. Мехоноша за плечи взял ("мехоноша" - название одного из скоморохов, чьей обязанностью было наряжаться или, по крайней мере, носить за плечами мешок с дарами). Приносят скоморохи жене гостя ложное известие о его смерти и, приглашенные радостной вдовушкой пропеть веселую песню, садятся на лавочке, заигрывают во гусельки и поют: Слушай шелковый мех Мехоноши за плечами. А слушай, Терентий гость, Что про тебя говорят, Говорит молодая жена:

Про старого мужа Терентьища:

В дому бы тебя век не видать;

Шевелись шелковый мех.

Вставай-ка;Терентьище,

Лечить молодую жену... и т.д.

Скоморохов, как и ремесленников, называли "хитрецами" музыкальных искусств, пляски, "веселыми людьми". Но так как искусство хитрецов было связано преимущественно с крестьянскими массам и ремесленным людом, то, с точки зрения феодалов и духовенства, на определенном этапе развития общества это делало их мастерами не просто бесполезными, но и идеологически вредными, опасными. И, тем не менее, скоморохи слагали песни о героях и всячески ос­меивали бояр, воевод, попов, как это выглядело в скоморошьем игрище "О холопах и боярине ", относимом обычно к XVII в.

Чтобы понравиться зрителям, чтобы заинтересовать простолюдинов, надо было унизить в глазах публики бояр, воевод, богатых купцов, представив их комически и даже карикатурно. "Скоморохи так и делали. Помещик у них изображался толстяком с огромным брюхом. Двое из скоморохов в лохмотьях и лаптях гоняли его из стороны в сторону прутьями, а остальные кричали: "Добрые люди, посмотри­те, как холопы из господ жир вытряхивают". Выходил купец, начинал считать деньги, представляемые камешками, а другие скоморохи на­чинали теребить его, выгребали из-под рук деньги, приговаривая: "Побрал с народа за гнилой товар: делись с нами, с голытьбой". Скоморох, играющий роль воеводы, наряжался в высокую черную шапку из дубовой коры (что напоминало знатного боярина в горлатной шапке), садился на колоду, подбоченивался и распускал губы.

Двое других униженно ему кланялись, поднося в лукошке кучу песку и щебня (поминки) с лежащим поверх свертком из лопушника (челобитная). Воевода начинал их бранить.

Из ряда скоморохов выскакивали двое других, садились воево­де на плечи и начинали его тузить, приговаривая: Ой, барин, ой, вое­вода! Любо тебе было поминки брать, да людей безвинных обижать! Ну-ка, брат, вези нас на расправу с самим собой"1.

В скоморошьей былине "Путешествие Вавилы со скоморохами" рассказывается о том, как "веселье люди" вместе с крестьянином Вавилой пошли "переигрывать" злого царя Собаку. От игры скоморо­хов, Вавилы царство царя-собаки "сгорело с краю и. до краю". И поса­дили тут Вавилушку на царство. В подобных концовках выражались чаяния простолюдинов, их надежды на справедливость и лучшую жизнь (то же наблюдалось и в народных сказках).

Игра на музыкальных инструментах- замрах (или зурнах), домрах, гудках, трубах, гуслях, шутовские песни, целые сцены с рас­пределением ролей между членами скоморошьей артели, в том числе сцены с ряженьем в звериные шкуры или надеванием масок (царь, Скуратов),- таковы были занятия "глумотворцев", таков был репертуар или, употребляя подлинное выражение той поры, промы­сел скоморохов.

Характер выступлений скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было и одного исполнителя. И радиус действия скоморохов был сначала небольшим. Но по мере развития феодализма и закрепощения основной массы населения скоморохи надолго уходят из родных мест на промысел, бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в го­рода, где обслуживают уже посадское население. А к XVI в. они ста­ли объединяться в ватаги - своеобразные артели, наподобие укра­инских певческих "гуртов", объединений узбекских "масхарабазов" и др. Появляется сословие оседлых городских скоморохов.

Расцвет скоморошества относится к Х\Л-Х\/|| вв. Во время кре­стьянских войн под предводительством Ивана Болотникова и Степа­на Разина, во времена городских бунтов посадского люда в творче­стве скоморохов отразилось усиление антифеодальных настроений. Поэтому вначале XVI! в. патриарх Иов категорически запрещает про­ведение игрищ и гуляний. Но указание святейшего патриарха не по­могло. И тогда в 1627 г. царской грамотой было запрещено прово­дить в Москве "ваганьковские игры". В том же году последовал за­прет патриарха Филарета устраивать коляду, а тем, кто ослушается, грозило битье "кнутом по торгам". Наконец, в 1648 г. издается цар­ский указ, запрещающий не только скоморошество, но и народные гуляния. Этим указом предписывалось "гусли, домры, волынки и дру­гие бесовские сосуды, а также хари отбирать, жечь".

Однако никакие запреты не могли вытравить у народа любовь к традиционным праздникам и театрализованным представлениям, к озорным скоморохам и кукольному Петрушке, а народный куколь­ный театр имеет непосредственное отношение к скоморошеству.

Секретарь голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 гг. Адам Олеарий так описывает представление кукольных комедий скоморохами: "Они обвязывают вокруг своего те­ла простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей нечто вроде сцены, с которой они ходят по ули­цам и показывают на ней из кукол разные представления".

По описанию Олеария, скоморохов-кукольников обычно сопро­вождали вожак медведя, который показывал "медвежью комедию", и гусляр с гудошником. Представление такой скоморошьей труппы Олеарий изобразил на рисунке, приложенном к изданию его "Путешествия". Там запечатлен один из эпизодов народной комедии, посвященной похождениям любимца зрителя - Петрушки.

Героя этой кукольной потехи называли по-разному: Петр Пет­рович, Петр Иванович. На юге России Петрушка был известен как Ванька Рататуй или Ванька Рю-тю-тю. Иногда назвалась фамилия - Уксусов или Самоваров. Однако самым распространенным име­нем кукольного героя было имя Петрушка, под которым он вошел в число классических образов, рожденных народным гением.

Вот как описывают представление о Петрушке фольклористы Алферов и Грузинский.

"Шарманка сипло наигрывает русскую песню. Из-за ширм слышатся то резкие, гнусавые возгласы, то кряхтение, то подпевание Петрушки; в одну из минут усталого ожидания, когда публика готова уже развлечься посторонним, он неожиданно показывается из-за ширм и кричит: "Здравствуйте, господа!" и пускается в разговор с му­зыкантом, просит его сыграть плясовую и танцует, сначала один, по­том с супругой (которую по некоторым вариантам зовут Меланьей Пелагеевной, а по другим Пегасьей Николаевной) и наконец прогоняет ее.

Является цыган и продает ему лошадь; Петрушка ее уморительно рассматривает, тащит за хвост, за уши, садится, гарцует и поет.

Как по Питерской, По Тверской-Ямской...

Лошадь начинает брыкаться, сбрасывает его, и Петрушка падает, громко стукая деревянным лицом о раму ширмы, охает, кряхтит, стонет и зовет доктора.

Приходит "доктор-лекарь, из-под Каменного моста аптекарь" и, рекомендуясь публике, говорит, что он "был в Италии, был и далее", и спрашивает у Петрушки:

Что у тебя болит?

Какой же ты доктор, - кричит ему Петрушка, - коли спра­шиваешь, где болит? На что ты учился? Сам должен знать, где болит.

Начинается осмотр Петрушки: доктор ищет больное место, ты­кает Петрушку пальцем и спрашивает: "Тут? тут?", а Петрушка все время кричит: "Повыше! Пониже! Крошечку повыше! - и вдруг не­ожиданно вскакивает и колотит доктора. Доктор скрывается.

Затем попадается клоун-немец. Петрушка его убивает, и немец мертвый лежит на краю ширмы. Музыкант говорит Петрушке: "Что вы наделали, Петр Иванович? Сейчас полиция придет". Петрушка сна­чала храбрится и, весело заглядывая в физиономию лежащего нем­ца, говорит: "Немец-то притворился мертвым". Затем взваливает его себе на спину, тащит домой и кричит беспечно: "Картофелю, карто­фелю! Поросят, поросят!.."

Из-за ширмы появляется квартальный, и Петрушку берут в солдаты; он протестует и говорит, что горбат - служить не может.

Квартальный возражает: "Где ж у тебя горб? У тебя нет горба!" Пет­рушка кричит: "Потерял!"

Следует комическая сцена обучения Петрушки воинскому арти­кулу, и, делая дубиной ружейные приемы, он ударяет ею своего учи­теля, тот кричит на него, а Петрушка вытягивается во фронт и говорит: "Споткнулся, ваше благородие!" И затем прогоняет квартально­го, а между тем приближается возмездие за его безобразное пове­дение.

Прибегает рычащая собака. Петрушка видит, что его дело уже плохо, пробует обратиться за помощью к музыканту, но получает от­каз, старается умаслить собаку ласковыми названиями, гладит и приговаривает: "Шавочка, душечка! Орелочка!", но собака неожи­данно хватает его за нос, и он кричит, намекая на свой нос: "Моя та­бакерка! Моя табакерка! Моя скворешница!.." и при общем хохоте скрывазтся за ширмами. Приумолкнувший шарманщик опять начи­нает вертеть шарманку <л наигрывает русскую песню".

В Петербурге издавна жило и выступало много петрушечников. Столица привлекала их большим населением (прежде всего массой городского простонародья: ремесленники, фабричный люд, лакеи, кухарки, белошвейки, извозчики, мелкие чиновники), долгими и бога­тыми народными гуляньями, которые устраивались на Адмиралтей­ской набережной, а позднее на Царицыном лугу (Марсово поле), - все это сулило возможность хорошо заработать, перенять опыт дру­гих кукольников. Здесь печатались в большом количестве и лубоч­ные книжки с текстами комедии. Тут сложился свой вариант комедии. Он отличается гораздо более свободным, чем на юге или в центре России, порядком расположения сцен; имеются л типично петербургские эпизоды, например, сцены с барином, с немцем; по-иному ра­зыгрывается и сцена с невестой, где перед зрителями выступает не просто суженая Петрушки, а вполне определенный, актуальный для Петербурга послереформенной эпохи тип девушки, приехавшей из деревни в столицу, приобщившейся к "городской цивилизация" а ви­де новых танцев, городской одежды, кофе, возможности получать письма и т.п.

С древнейших времен до первой половины двадцатого века дожила народная потеха - представление с ученым медведем.

В течение веков поводыри с четвероногими артистами бродили по дорогам России, показывая свое искусство везде, где можно было заработать и где собиралось достаточное количество народа. Ни одна масленичная неделя в городах, в больших и малых селениях не обходилась без медвежьего представления.

"Косматого мишку" и неизбежную спутницу его - "козу бородатую" упоминает известный очеркист прошлого века А.И. Левитов в "Типах и сценах сельской ярмарки". Обычай водить медведей по го­родам и селам нашел отражение и у Н.А. Некрасова в его "Генерале Топтыгине".

В 1900 г. "Курские губернские ведомости" сообщали, что во все дни масленой недели куряне могли видеть сверх прочих традиционных развлечений и столь любимые народом представления вожаков с медведями и козой.

"Способ прокормления себя посредством потехи досужих и любопытных зрителей шутками и пляскою ученых медведей является одним из оригинальных промыслов, составляющих "исключительную особенность русского нрава", - писал в прошлом веке знаток рус­ского быта, известный этнограф и публицист СВ. Максимов.

Какова была медвежья потеха до XVI в., неизвестно, но свиде­тельства последующих столетий говорят о ее большой популярности среди всех слоев населения.

Самыми первыми "медведчиками" на Руси были, вероятно, скоморохи. Адам Олеарий не случайно обратил особое внимание на кукольников и вожаков пляшущих медведей.

В те же годы нижегородские священники в челобитной на имя патриарха Иосифа жаловались на «игрецов с медведи и плясовыми псицами», которые вместе с другими скоморохами собирались у Печорского монастыря в праздник Христова вознесенья.

Медвежья потеха несколько раз упоминается в «Домострое», осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел", а также в постановлениях и указах тех лет, направленных против всех видов народных развлечений, особенно игрового, массового характера. Несмотря на запреты и гонения, выпавшие на ее долю, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян, бояр, ремесленников и царей - взрослых и детей.

Отказаться от обычаев, освященных веками, не так-то легко, и сам царь Алексей Михайлович, издав грозный указ 1648 г., по-прежнему тратил большие деньги на бахарей, народных музыкантов, устраивал медвежьи бои и т.п. А воевода Шереметев самолично жестоко наказал протопопа Аввакума за то, что тот выгнал из села "веселых людей" с медведями.

Северное Поволжье на протяжении веков поставляло потомст­венных пожаков и ученых медведей. Медвежий промысел (для по­тешных выступлений) был занятием древним, традиционным и б землях Великого Новгорода. Известно, например, что в 1570 г. Иван Грозный, готовясь к предстоящей свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Мо­скву скоморохов с учеными медведями.

Именно, на Верхней Волге и в Новгородчине особенно был развит культ медведя, о чем до настоящего времени свидетельству­ют гербы Новгорода и Ярославля, а также многочисленные на Рус­ском севере речки, острова, селения, названия которых происходят от слова "медведь". На протяжении всего минувшего столетия здесь стойко сохранялись обычаи и поверья, связанные с медведями. По­добное наблюдалось практически у всех народов Европейской части: эстонцев, литовцев, вепсов, хантов, манси, мордвы, коми и др.

Почтение, которым окружался медведь, восходит к ранним языческим представлениям о "хозяине леса". В археологии, этно­графии, фольклоре можно найти большое количество фактов, говорящих о том, что медведь считался магическим животным. И пово­дыри используют удерживающуюся в народе веру в чудесную силу медведя, тем более, что и сами они со времен скоморохов слыли чародеями, кудесниками, знающими людьми. Они охотно «лечили» больных. «У кого спина болит - спину помнет, у кого живот болит - горшки накинет, а у кого в боках колотье, он их приколет»,- так рек­ламировал цыган-поводилыцик лекарские способности своего мед­ведя в одной из казачьих станиц.

В глазах крестьян медведь был сильнее нечистой силы, мог, например, отвести беду: если спляшет около дома или обойдет во­круг него, то не случится пожара. Вожаки пророчили здоровье чело­веку, прикоснувшемуся к медведю или, еще лучше, давшему зверю переступить через себя. Они сулили богатую, счастливую жизнь то­му, кто пустил к себе ночевать хозяина с медведем и в чьем сарае остался медвежий помет. Такое отношение отразилось и на прозви­щах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо «Михайло Потапыч» или «почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин».

Как и когда медведь из могучего хозяина леса, которому покло­нялись и которого боялись, превратился в потешное животное? Ис­торики цирка, обращавшиеся к "медвежьей комедии" как к одному из источников современного искусства дрессировки, не без основания полагали, что медведь стал главным четвероногим артистом в Рос­сии прежде всего потому, что звери эти обильно населяли русские леса и ловить их было относительно просто; медведи легче других хищных животных поддаются дрессировке; стоящий на задних лапах медведь напоминает человека, а это открывает большие возможности для проведения различного рода аллегорий, как сатирических, гак и юмористических. В адрес выступающего Михайло Потапыча можно услышать: «Да и ухватки-то все человечьи! И на лапах-то у него по пяти пальцев, и мычит-то он, словно говорить собирается, а сбоку попристальнее глянешь, словно видал где-то и человека-то та­кого».

В местечке Сморгоны Виленской губернии был организован целый зверинец, в котором пойманные в окрестных лесах медведи проходили "курс обучения". Но, несмотря на то, что сморгонские "учежжи" могли выполнять разные "штуки" и иной раз бывали лучше выдрессированы, чем волжские, по мнению современников, их дей­ствия не сопровождались такими остроумными приговорами, какими славились нижегородские сергачи. Между тем благодаря как раз остроумным приговорам медвежья потеха на протяжении веков при-злс;;.ала к себе всеобщее внимание.

"Приход вожака с медведем составлял эпоху в деревенской заглушной жизни, - писал в книге "Русские народные картинки" ДА Ровенский. - Все бежало к нему навстречу- и старый, и ма­лый; даже бабушка Анофревна, которая за немоготою уже пятый год с печки не спускалась, и та бежит.

Куда это ты, старая хрычовка? - кричит ей вслед барин.

Ах, батюшки,- прихлебывает Анофревна, так уж и медве­дя-то я и не увижу? - и семенит далее...

Представление производится обыкновенно на небольшой лужайке. Вожак - коренастый пошехонец; у него к поясу привязан барабан; помощники- коза, мальчик лет 11-12, и наконец главный сюжет- ярославский медведь Михайло Иваныч, с подпиленными зубами и кольцом, продетым сквозь ноздри; к кольцу приделана цепь, за которую вожак и водит Михаилу Иваныча.

Ну-ка, Мишенька, - начинает вожак, - поклонись честным господам, да покажи-ка свою науку, чему в школе тебя пономарь учил, каким разумом наградил. И как красные девицы, молодицы белятся, разумеется, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

Миша садится на землю, трет себе одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш - это значит девица в зеркало смотрится.

– А как, Миша, малые дети лазят горох воровать.- Миша ползет на брюхе в сторону.

А как бабушка Ерофеевна блины на масленой печь собра­лась, блинов не напекла, только со слепу руки сожгла, да от дров угорела. Ах, блины! Блины! - Мишка лижет себе лапу, мотает головой и охает.

А ну-ка, Михайло Иваныч, представьте, как поп Мартын к заутрене не спеша идет, на костыль упирается, тихо вперед продвигается - и как поп Мартын от заутрени домой гонит, что и попадья его не догонит.

Миша сперва едва передвигает лапу за лапой, а затем принимается шагать быстро-быстро.

Вожак пристраивает барабан, а его мальчик устраивает из себя козу, т.е. надевает на голову мешок, сквозь который вверху проткнута палка с козлиной головой и рожками. К голове этой приделан дере­вянный язык, от хлопанья которого происходит страшный шум. Вожак начинает бить дробь, дергает медведя за кольцо, а коза выпля­сывает вокруг медведя трепака, клюет его деревянным языком и дразнит; Михайло Иваныч бесится, рычит, вытягивается во весь рост и кружится на задних лапах около вожака, это значит: он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак дает ему в руки шляпу, и Михайло Иваныч обходит с нею честную публику, которая бросает туда свои гроши и копейки. Кроме того, и Мишке и вожаку подносится по рюмке водки, до которой Миша большой охотник, если же хозяева тароватые, то к представлению прибавляется еще действие: "А ну-ка, Миша, давай поборемся" - схватывает его под силки и происхо­дит борьба, которая оканчивается не всегда благополучно, так что вожаку иногда приходится и самому представлять, "как малые дети горох воруют," - и хорошо еще если он отделается при этом одними помятыми боками, без переломов".

Как видим, в прошлом столетии медвежья комедия жила пол­ной жизнью. Оформилось же представление с ученым медведем, надо полагать, намного раньше.

Медвежий бой представлял собой самое обычное зрелище во дворце. Единоборство с медведем как демонстрация силы, ловкости и мужества было особенно популярным в древности. Травля медведей также являлась старинным развлечением. В допетровской Руси, когда игры и зрелища с дикими животными устраивались часто и широко, вожаки с учеными медведями разыгрывали сценки борьбы и травли как комический, смеховой вариант серьезного зрелища, снижая и пародируя его. В тридцатых годах нашего столетия поводыри с учеными медведями исчезли. Кончилась эпоха медвежьей потехи. Отныне медведи выступают в цирках.