Тристан тцара картины с названиями. Абсолютные и политические дадаисты. Расцвет и падение дадаизма в Париже

Художественное течение просуществовал недолго и не имел последователей. Однако его существование показало глубину кризиса европейской культуры начала XX в. и привело к переоценке ценностей, поиску новых путей в искусстве.

Термин «дадаизм» в переводе с французского языка в переносном смысле означает «бессвязный детский лепет». Он произошёл от франц. dadaпsme – деревянная лошадка. Близость смысла термина к детской тематике объясняется тем, что творчество представителей этого течения иногда сводилось просто к каракулям на заборе, комбинации случайных предметов и т.д. Излюбленный жанр дадаистов в изобразительном искусстве – наклейки (коллаж).

История

Это течение просуществовало недолго – всего несколько лет (с 1916 по 1922 г.) и было ответом интеллигенции, склонной к анархии, на происходящие события Первой мировой войны. Дадаисты считали, что война всегда развязывает в человеке звериные инстинкты, когда разум и мораль отходят на второй план, и начинают преобладать иррационализм и антиэстетизм. Войну они считали следствием разложения европейской цивилизации.

Лайош Тихань «Портрет Тристана Тцара» (1927)
Румынский поэт Тристан Тцара (Самуил Розеншток; 1896–1963) собрал в Цюрихе (Швейцария) вокруг себя интернациональную группу деятелей искусства: литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др. Как и всё новое, движение быстро вышло за пределы Швейцарии.
Дадаисты отрицали все законы искусства, утверждали главенство иррационального, бессознательного и интуитивного, ниспровергали рационализм. Своей задачей они ставили ускорение краха европейской цивилизации. Они настолько далеко зашли в своём отрицании, что даже призывали разрушить все механизмы человеческой речи и начать с самого начала формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). Но всё их творчество сводилось к тому, что они в поэзии произвольно соединяли слова и фразы; при этом одновременно звучали крики, фортепиано, свист и удары литавр. Где в таком хаосе находилась литература – трудно сказать, никаких литературных произведений от них не осталось. Но пафос отрицания всё-таки привлекал некоторых к дадаистам.

Среди литераторов это были Андре Бретон (ставший впоследствии основоположником сюрреализма), Луи Арагон, Филипп Супо. Затем к ним примкнули Поль Элюар, художники Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Василий Кандинский и другие.
Немецкий философ Вальтер Беньямин считал, что «произведения дадаистов были сильным развлечением, поскольку превращали произведение искусства в центр скандала. Они должны были соответствовать прежде всего одному требованию: вызывать общественное раздражение...».
Но дадаизм недолго властвовал над умами – в 20-х гг. во Франции он постепенно перетёк в сюрреализм; в Германии – в экспрессионизм , пролетарское искусство, поп-арт.

Отдельные представители дадаизма

Марсе́ль Дюша́н (1887-1968)

Французский и американский художник, теоретик искусства, стоял у истоков дадаизма и сюрреализма. Его творчество оказало влияние на искусство второй половины XX в. (поп-арт, минимализм , концептуальное искусство).

Марсель Дюшан "Фонтан"

Любил шокировать публику методом «готовых вещей». Например, знаменитый «Фонтан» (1917). Это обыкновенный писсуар с автографом и датой. «Фонтан» считается важной вехой направления искусства XX в. и признан британскими специалистами величайшим произведением своей эпохи (!).

Марсель Янко (1895-1984)

Израильский и румынский художник, архитектор и писатель. Один из основоположников дадаизма. Основатель деревни художников и скульпторов в Эйн-Ход возле Хайфы.
В Румынии Янко основал первое в этой стране модернистское движение, издававшее в 1922–1932 годах журнал «Контимпоранул». Вместе с братом занимался проектированием домов, а затем увлёкся живописью.


Марсель Янко «Фантастические животные»

Ханна Хёх (1889-1978)

Одним из самых любимых жанров дадаистов был коллаж: произвольно скомпонованные вырезки из газет, журналов, плакатов. Дадаисты декларировали отказ от смысла в своих работах вообще и в частности в коллаже. Конечно, это только декларировалось, на самом же деле смысл всегда присутствует.

Классическим образцом дадаистского коллажа считается знаменитое творение немецкой дадаистки Ханны Хёх «Вырезано кухонным ножом» (1919–1920).
Материал, из которого сделан коллаж, - фото из газет за 1919-1920 гг. Экспонировавшаяся на Первой международной выставке-ярмарке дада в Берлине, картина вызвала скандал. Сейчас она воспринимается как провидческая: это эпический образ XX в., а не просто хаотичное перечисление событий Германии (война, революция, падение кайзеровского режима, нищета, механизация, бюрократия и т. д.).

Искусство многогранно. На протяжении многих веков люди стараются выразить свой внутренний мир, передавая его особенности через искусство. Создавались разные направления, которые характеризовались какими-то присущими только им чертами.

Всем известный модернизм, которым определялось почти все искусство XX века, включал в себя и дадаизм. Западная Европа оказалось местом рождения этого направления. Именно Швейцария, Франция и Германия - вот страны, которые имеют прямое отношение к возникновению дадаизма в начале XX века. В 1916 году основоположником дадаизма стал Т. Тцара. К нему присоединились такие известные в то время личности как Х. Балль, Г. Арп, Р. Гюльзенбек и другие.

Сущность дадаизма

Само слово «дадаизм» имеет основу: dada переводится как лошадка. Однако есть и другой подход к определению названия нового направления в модернизме. Бессвязный детский лепет - вот так можно охарактеризовать дадаизм в переносном смысле. Новое направление в искусстве решил назвать Тристан Тцара. И не сразу его единомышленники приняли такое название. Но по истечении времени дадаизм четко стал определять выражение мыслей определенного круга людей, постепенно создавая общественное понимание развития современного искусства.

По мышлению дадаистов можно охарактеризовать как абсолютные нигилисты. Основной причиной возникновения модернистского направления стала. Первая мировая война. Воспоминания о страшной бойне явились благодатной почвой для рождения дадаизма. Из общей толпы выделилась группа людей, которая была против воспевания святости войны. Они не желали вставать на сторону «вояк».

Дадаисты выставляли напоказ свое отношение к устоям морали, религии, красоты и разума. Традиции во всех этих областях для них ничего не стояли. Последователи дадаизма своими скандальными постановками в театрах стремились изменить существующие на тот момент взгляды на искусство. Все, кто считал себя дадаистом, участвовали в выпуске манифестов и журнала под названием «Кабаре Вольтер». Таким образом, единомышленники-дадаисты пытались выразить свое понимание существовавшего на тот момент искусства.

Абсолютные и политические дадаисты

Спустя всего 3 года с момента основания нового модернистского течения, из основного состава выделились некоторые представители дадаистского направления, в число которых вошли А. Бретон, П. Элюар, Л.Арагон и другие. Они стали назвать себя абсолютными дадаистами. Выпуская различные литературные журналы, они пытались донести до общества свое понимание творчества человечества. Абсолютным дадаистам казалось, что искусство не должно выполнять социальных функций.

Германия также не осталась в стороне, так как именно здесь родился подвид дадаизма - политические дадаисты. В эту группу вошли Р. Хаусман, Р. Гюльзенберг, В. Меринг, которые были против угрозы войны, не считали нужным следовать канонам буржуазного общества. Кстати, такое отношение к искусству, как нежелание видеть в творчестве людей буржуазного мышления, явилось причиной отрицания искусства, а также его художественной сущности и образного выражения.

Значение дадаизма

Макс Эрнст был также одним из основателей дадаизма в Германии. Немецкие дадаисты-неполитики более умеренно выражали свои мысли. Примером тому служит картина М. Эрнста «Император Убу». Именно таким образом выражалось сочетание вещей и людей. Можно сказать, что подобные произведения художников группа «Дада» стали лучом солнца в живописи начала XX века. Протест против настоящего и прошлого - вот характерная особенность рождения дадаистского направления. А ведь искусством дадаистов интересовались Поль Элюар, Пабло Пикассо и другие не мене известные представители творческой богемы.

Дадаизм как любое другое направление модернизма основывалось на новых пониманиях целей искусства. Дадаисты использовали в своем творчестве случайные процессы, фотомонтаж, импровизацию, делая свои произведения непонятными простому народу. Однако основатели дадаизма нащупали основу новых веяний в искусстве того времени. Именно дадаисты стали первыми, кто изображал предметы быта как объекты искусства.

Дадаизм в живописи

Живописи в первую очередь коснулась рука дадаистов. Именно в ней последователи нового направлении модернизма выражали все свои мысли, изображая на холсте довольно шокирующие сюжеты. Шок вызывает несовместимость отдельных частей картины. Сюжет закручен, кажется, что художник нарисовал ребус, в котором зашифровано отношение дадаиста к окружающему миру.

Живописцев-дадаистов возглавил М. Дюшан, который изъявлял желание внедрять в существовавшую тогда художественную культуру какие-то обыденные с точки зрения простого человека вещи. Например, велосипед или колесо от того же велосипеда. Его стремление очевидно - стереть грань между жизнью и искусством. Вместе с Франсисом Пикабиа они пытались шокировать весь мир. Их сущность высвободилась на американской земле, где расцветал в начале 20 века авангардизм. Скандал был вызван известным в истории искусства фактом: М.Дюшан пытался показать на выставке писсуар с говорящим названием «Фонтан». А картина “LHOOQ” вообще представляет прямую насмешку над классическим искусством в живописи. У Моны Лизы пририсованы были усы.

Дадаизм - основа новых течений в искусстве

Уже в 1922 году дадаизм прекратил свое существование. Его поглотило другое направление в искусстве - сюрреализм. Можно сказать, что дадаизм явился основой для более глубокого развития абстракционизма. Ведь многие последователи данного модернистского направления стали впоследствии именно авангардистами. Такое развитие не сложно было бы предположить. Ведь сюжеты картин прямо говорят об изображении абстрактных образов.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Дадаизм можно смело называть предвестником сюрреализма.

Стиль дадаизм произошел как отзыв на Первую мировую войну. В то время большинству людей необходимо было бежать из военной территории на нейтральную в Швейцарию. Художники-дадаисты , которые остались без родины и потеряли жизненный ориентир, стали проповедовать антиискусство, в котором нет ни логики, ни традиций, ни морали.

Суть самовыражения — провокация, как единственный возможный способ существования.

Они советуют жить исключительно сегодняшним днем, отрицая завтра. Самым известным художественном приемом был коллаж и его разновидность.

Дадаизм – это авангардистское литературно-художественное направление, которое зародилось в период Первой мировой войны в промежуточной Швейцарии, в Цюрихе (К. Вольтер). Стиль просуществовал с 1916 по 1922 года. Сутью дадаизма – это насмешка над буржуазным творчеством и обесславливание мещанских нравов. Главной была анархическая инициатива отдельного человека, который ничем не связан в повседневной жизни и в искусстве.

«Дадаист наиболее свободный человек на земном шаре».

«Те, кто живут для сегодняшнего дня – вечно живут».

«Я против любой системы. Самая подходящая система – не иметь никакой системы».

Это основные лозунги дадаистов.

Первые деятели дадаизма : Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Ганс Арп (художник, немец), Тристан Цара (поэт, румын), Марсель Янко (художник, румын), Гуго Балл (организатор дадаистов). Они все были брошены за границыу своей родины войной и были пропитаны сумасшедшем отвращением к правительствам своих стран.

Вначале дадаизм возник как искусство кабаре, но потом уже перешел в живопись и литературу.

Художники дадаисты

Сам термин дадаизм придумал и предложил поэт Тристан Тцара, который приметил в словаре слово «дада». Его значение на языке негритянского племени Кру – хвост священной коровы; в Италии, в некоторых областях, так называли мать; это также может обозначать детскую деревянную лошадку; удвоенное утверждение в русском и румынском языке. Также это слово обозначает и бессвязный лепет младенца, что и стало самым лучшим выражением сути всего направления.

Функционирование дадаистов осуществлялось в самой разнообразной форме. Они ставили спектакли, которые эпатировали буржуазную публику, организовали шокирующие выставки, проводили провокационные фестивали. Беженцы, которые находились в нейтральной Швейцарии, поначалу просто веселились, а затем показали злые и довольно циничные гримасы всему обществу. Они делали то же, что делалось в их кабаре и кафе-шантанах, только выступления были намного более острыми.

В живописи наиболее распространенная форма искусства дадаистов – коллаж – технический приём формирования произведения из скомпонованных и приклеенных на плоскую основу (картон, холст, бумагу) кусочков различных материалов.

В дадаизме можно определить три ветви развития коллажа: Манифестационный коллаж (Берлин), Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер) и Случайный коллаж (Цюрих).

Дадаисты в Цюрихе сделали упор на произвольность комбинирования элементов и случайность коллажа. К примеру, Ханс Арп, создавая свои коллажи, в случайном порядке высыпал на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивал их так, как они ложились.

Коллаж берлинских дадаистов имеет множественный состав, визуально насыщенный и чаще всего носит ярко выраженный протестный, политический заряд. Коллаж дает шанс выразить в зрительной форме то, что могло быть запрещено цензурой, если бы оно сказано словами. Берлинский коллаж активно использует фрагменты фотографий. Художники называют себя «фотомонтажниками», проводя тем самым параллель с рабочими на промышленных предприятиях.

Третье течение наделяло коллаж свойствами поэтического произведения. Реализовалось в кёльнских произведениях М. Эрнста, а также в мерц-картинах К. Швиттерса, который работал в Ганновере. Хотя стиль художников непохож, их объединяет то, что они оба видят коллаж как явление, которое близко поэзии, как объединение двух или более чужеродных действительностей в откровенно неподходящей для них среде с возникновением творческой искры от их объединения.

ДАДАИЗМ (Dadaïsme) – модернистское художественное течение конца 1910-х – начала 1920-х. Возник в 1916 в Швейцарии (Цюрихе) в среде художественной интеллигенции как протест против Первой мировой войны и европейской цивилизации, в которой дадаисты видели ее первопричину. Основатель – румынский поэт Тристан Тцара (настоящее имя Самуил Розеншток; 1896–1963), собравший вокруг себя интернациональную группу, в которую вошли его соотечественник литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др. Некоторые из них затем экспортировали дадаизм в другие страны. Термин «дадаизм» идет от французского слова dada («бессмысленный детский лепет»); так назывался и созданный ими журнал, выдержавший семь изданий (с 1917 по 1920). Новое движение быстро вышло за пределы Швейцарии; дадаистские группы возникли в Берлине (Р.Гюльзенбек, Георг Гросс, Рауль Хаусманн), Ганновере (Курт Швиттерс), Кельне (Х.Арп), Голландии (Тео ван Десбург), Нью-Йорке (Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Ман Рей); во Франции появились близкие им по духу журналы «Сик» («Sic») П.А.Биро (1916) и «Северо-Юг» («Nord-Sud») П.Реверди (1917–1918).

В своем антимилитаристском бунте дадаисты апеллировали к Военным письмам Жака Ваше (1896–1919), рассказавшего об отвратительном лике войны; они ходили в рукописях и были опубликованы только в 1920, после самоубийства их автора. Среди всех подвергнутых остракизму ценностей буржуазного общества главной мишенью оказалось искусство. Дадаисты отрицали все его законы, утверждали безусловный примат иррационального, бессознательного и интуитивного, ниспровергали рационализм, вошедший в плоть и кровь европейской культуры. Корни художественного бунтарства они находили в символистском фарсе Альфреда Жарри Юбю-король (1896). Дадаисты считали, что в условиях полной деградации и близкого краха европейской цивилизации их первостепенной задачей было ускорить этот крах, подрывая ее фундаментальные структуры – структуры мысли и языка. Они призывали разрушить все механизмы человеческой речи (семантические, грамматические, фонетические) и начать с самого начала, т.е. вернуться к исходному моменту формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). Участники группы посвящали свои собрания коллективному творчеству – созданию «симультанно-шумовой» поэзии (poesie simultannée bruitiste): ?е заботясь ни о логике, ни о целостности, ни о различии языков, они произвольно соединяли слова и фразы; этой «креативный акт» включал также крики, игру на фортепиано, свист и удары литавр. Практиковалось и индивидуальное экспериментирование; в 1916 Т.Тцара представил результаты своих дадаистских опытов в Первом небесном путешествии господина Антипирина (La Première Aventure céleste de M. Antipyrine ), а в 1919 – в сборнике Двадцать пять стихотворений (Vingt-cinq poèmes ).

Творя лингвистический хаос, дадаисты обрекали литературу на самоуничтожение; естественно, что от них не осталось практически никаких произведений. Это вписывалось в их понимание дадаизма: они видели в нем не столько художественное течение, сколько определенный образ жизни.

Теоретическое оформление дадаизма произошло в 1918, когда Т.Тцара опубликовал первый Манифест Дада (Manifeste Dada 1918 ); за ним последовало еще шесть. В 1919 вместе со своими единомышленниками он перебрался во Францию; таким образом центр дадаистского движения переместился в Париж. Нигилистический пафос дадаистов, граничивший с анархизмом, привлек к себе большое количество молодых французских поэтов и художников, особенно тех, кто прошел через войну. Началось тесное сотрудничество Т.Тцара с редакторами журнала «Литература» Андре Бретоном , Луи Арагоном и Филипом Супо, уже закладывавшими основы новой, сюрреалистической, школы. К их союзу примкнули Поль Элюар , Пьер Реверди, Пабло Пикассо , Амедео Модильяни , Василий Кандинский и многие другие.

Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, как, например, Газовое сердце (Coeur à gaz ) и Бородатое сердце (Coeur à barbe ) Т.Тцара, проводили провокационные «фестивали», часто сопровождавшиеся потасовками. Особенно скандальной оказалась «манифестация Дада» в парижском Доме Творчества в марте 1920.

Ведущее положение дадаистов в кругах бунтарствующей интеллигенции сохранялось недолго. Постепенно лидерство перешло от Т.Тцара к А.Бретону, и к 1922 дадаисты растворились в новом течении – сюрреализме. Актом прощания с дадаизмом стал сборник Семь манифестов Дада (Sept manifestes Dada ), изданный Т.Тцара в 1924.

Дадаизм не оставил последователей, если не считать возникшего после Второй мировой войны недолговечного движения леттристов (1946), покусившихся в своем новаторском порыве не только на слова, но и на слоги и буквы (фр. lettre). Тем не менее дадаизм сыграл важную роль в истории художественных идей. Он явился одним из моментов кризиса европейской культуры первой четверти ХХ в., времени глобальной переоценки ценностей и интенсивного поиска новых путей в искусстве.

Евгения Кривушина