Кто такой николай константинович рерих. Политические взгляды и проекты. Работа в Индии

Картины Святослава Рериха можно увидеть в музеях Бельгии, Болгарии, США, Франции, Индии, России. Мастерство художника заслужило мировое признание. Сложность композиций, гармоничное звучание красок, выразительность линий - его творчество приравнивается к шедеврам искусства.

Великолепные картины, философские книги оставил после себя Рерих. Святослав Николаевич - педагог, организатор, общественный деятель - основную часть жизни провел в Индии. Почетные награды многих стран свидетельствуют о его великом вкладе в развитие культуры и дружбы народов.

Его многогранная деятельность охватывает архитектуру, театр, живопись, графику, книжную иллюстрацию, орнитологию, археологию. Известен факт, что эпидемию легочной чумы в Индии не смогла остановить официальная медицина. Святослав Николаевич самостоятельно составил рецепт вакцины. Прививки на ее основе спасли многие жизни.

Семья Рерихов

Еще при Петре I предок семьи Рерихов, швед по национальности, переселился в Россию. Его фамилия в переводе на русский язык означала «богатый славой». Эта семья славилась своими общественными деятелями, писателями, художниками, философами.

  • Николай Константинович (1874-1947) - академик Российской академии художеств. Благодаря ему появилось Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины в России. В США им созданы культурно-просветительские сообщества и объединения. Его путешествия по Гималаям, Тибету, Алтаю, Монголии, позднее - по Маньчжурии и Китаю нашли свое отражение в путевых записках и потрясающих полотнах. Окончил свой земной путь в Индии, оставив после себя более 7000 картин.
  • Елена Ивановна (1879-1955) - его супруга, в юности блистала музыкальными талантами. Выступала с сольными концертами в качестве пианистки. Участвовала в экспедициях супруга, была вдохновительницей и соратницей его творческих планов. Является автором книг «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Знамя преподобного Сергия Радонежского».
  • Юрий Николаевич (1902-1960) - их старший сын, обладал удивительными лингвистическими способностями. Десятки языков знал в совершенстве. Являлся директором Гималайского Института научных исследований «Урусвати», преподавал в Калимпонгском университете (Индия). В Москве возглавил сектор религии и философии Индии в Институте Востоковедения АН СССР.

Святослав Рерих.Краткаябиография

Святослав Николаевич (1904-1993) - младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны. Выросший среди талантливых людей, он и сам обладал многими способностями. С детства занимался живописью, изучением языков. Отец брал Святослава в археологические поездки, где тот изучал историю древнерусских городов.

После окончания (США) занимается иллюстрациями книг, графикой. С 1923 года возглавил Международный центр искусств «Корона Мунди» в Нью-Йорке, основанный его отцом.

Позднее, переехав к родителям в Индию, полностью посвящает свое время художественному творчеству. Создает пейзажи, портреты, проводит персональные выставки. Постепенно приобщаясь к религии и философии Индии, возглавляет Школу искусств в Бангалоре. Его супругой стала Девика Рани, индийская киноактриса.

Рерих Святослав Николаевич был инициатором создания в 1989 году Советского фонда Рерихов, куда передал архивы родителей и брата. Содействовал укреплению дружеских связей между Россией и Индией.Награжден высшим орденом этой восточной страны - «Падша-Бхушан».

Девика Рани

Девика Рани с самого юного возраста воспитывалась в семье своего родственника, лауреата Нобелевской премии, писателя Рабиндраната Тагора. Высокая культура ее окружения, увлечение искусством - все это послужило толчком к развитию прекрасных актерских качеств. Девика Рани закончила Королевскую академию драматических искусств и Королевскую академию музыки в Англии.

Получила в области архитектуры. Снималась в фильмах, режиссером которых был ее первый муж. Не только в Индии, но и в Европе киноленты имели огромный успех. Впоследствии Девика Рани сама стала декоратором и режиссером (этому искусству она обучалась в Германии).

Индийская верность семье, европейское образование, многочисленные таланты и красота не оставили Рериха равнодушным. Они познакомились во время работы над ее новым фильмом. Поначалу Святослав Рерих отказался выполнять заказ кинопродюсера Рани. Ей понравились картины художника. Она планировала в таком же стиле создать декорации к своему фильму. Девика отправилась на личную встречу с Рерихом, не подозревая, что вскоре он станет ее спутником жизни.

Рерих, биографиякоторого плотно переплетается с жизнью Девики Рани Рерих, с первого взгляда полюбил свою будущую жену. Он пишет многочисленные портреты супруги. Его родители высоко ценили духовные качества невестки, ее высокую культуру, образованность.

Картины Святослава Рериха

Многочисленные путешествия с раннего возраста, увлечение разными культурами и языками наложили свой отпечаток на творчество Святослава Николаевича. Он создавал великолепные полотна на восточные темы. Участвовал вместе с отцом в создании декораций к операм «Садко», «Снегурочка», «Князь Игорь».

Многогранность и яркий индивидуализм его картин ценился при жизни художника. Персональные выставки проходили с большим успехом. На них были представлены портреты известных людей того времени, гималайские пейзажи, жанровые зарисовки из индийской жизни.

Большое внимание уделял изучению красок Рерих. Картиныиндийской живописи написаны не маслом. Метод рисования картин темперой (на воде) увлек Рериха. Местные художники тщательно хранили свои секреты. Их краски оставались яркими и живыми спустя столетия.

Большое влияние на творчество Святослава оказал отец-Рерих. Картины,созданные Николаем Константиновичем, глубоко символичны. При этом они точны и документальны (в частности горные массивы Гималаев). Пейзажи Святослава - нежнее, мягче. Его тона приглушеннее, детали слегка размыты и затуманены.

Все картины Рериха с названияминевозможно найти в музеях в репродукциях или в электронном виде. Им написано чуть более 4000 картин, многие из которых находятся в частных коллекциях разных стран.

Пейзажи

Описание картин Рериха невозможно передать однозначно. Полотна художника состоят из цветовых контрастов, смягченных атмосферным потоком. Они словно пронизаны светом индийского солнца или затуманены синеющими тенями сумрака. В картине «Большой дождь» сила стихии захватывает зрителя, увлекает своей мощью тропический ливень.

«И мы приближаемся» - течение реки и каменные глыбы умиротворяют величием. Белые вершины гор напоминают Гималаи. Рерих наполнил картину четким ритмом реки, пульсацией жизни на контрасте с вечностью снежных вершин.

«Гирнар» - монументальная гора, сглаженная мягкостью облаков и светом закатного солнца. «Весна в Кулу» пронизана розовым светом цветущих деревьев. «Канченджанга» - это почти мистическое сплетение облаков, гор, света и всевозможных оттенков. «Дамодар Кунд» являет нам, как прозрачность воды отражает зелень деревьев, высокое небо, это идиллия жизни.

Портреты

Творчество Рериханеразрывно связано с портретами известных людей, политических деятелей, родственников художника. Портреты отца, матери, жены написаны с любовью и безграничным уважением. «Пандит Джавахарлал Неру» создает образ мудрого, благородного человека.

«Портрет ламы», «Портрет старого тибетца» - индийские портреты простых людей (кузнеца, сестренок, махараджи, девочки), написаны они реалистично, ярко, пронзительно.

Художник Рерихв своих картинах подчеркивает общечеловеческие идеалы - мудрость, стойкость, мужество, уверенность, доброту, заботу. Его портреты изящны, лаконичны, невыразимо прекрасны.

Стремление Рериха к портретной живописи проявилось рано. Ему не было и 20 лет, когда талант проявился и требовал все новые образчики для творчества. Горцы, тибетские ламы, дети - во всем видна яркость образов, народная мудрость или беззаботное веселье.

Женские портреты проникнуты любовью, восхищением внешней красотой в сочетании с богатством и силой духа. На тщательный реализм письма накладывается субъективное восприятие художника.

Бытовые зарисовки

Часто в своих полотнах возвращается к труду простых людейРерих. Святослав Николаевич бесхитростной простотой, насыщенными оттенками наполняет картины, они оживают на глазах зрителей.

«Мои соседи» - деревенская сценка. Под палящим солнцем отдыхают две женщины, рядом лениво развалилась собака. Ритмична картина своим сочетанием полуденного отдыха и проходящей вдали фигуры женщины с корзиной на голове.

«Дом гончара» представляет хижину продавца глиняных изделий. Груда горшков, пальмовые листья дома и две фигуры - простота композиции завораживает.

Картина «Наперегонки» показывает, как юная девушка и маленькая свинка бегут, едва касаясь земли. Так и слышится заливистый смех индианки, легко подхватившей край своего одеяния.

«Дочери моря» - картина, посвященная рыбачкам. Они сами выходят в море, ловят и обрабатывают рыбу. Бронзовые тела, энергия этих женщин насыщены внутренней силой и цельностью.

Религиозные картины

Жизнь Рерихасвязана с Индией, ее эпосом. Легенды о Кришне часто использовал в своих картинах Святослав Николаевич. Его «Священная флейта» - это юный Кришна, играющий на своей флейте. Синева неба, темная фигура юноши, одинокое облако и золото листвы - нежный звук флейты разносится по пустынной местности.

Перед нами «Иаков и Ангел». Христианская тематика картины переплетена с мистическим оттенком неба и сверкающими крыльями ангела. «Христос с учениками» - традиционное, почти иконописное изображение людей и невероятное, красочное небо. «Когда собираются йоги», спокойные фигуры ничем не нарушают покой синих гор, общего умиротворения местности.

Вечные идеалы красоты, духовности нашли свое отражение в триптихе «Распятое человечество», картинах «Вечная жизнь», «Вечный зов», «Подвиг».

Общественная деятельность

Рерих Святослав Николаевичинтересовался поиском красоты, высшей духовности человека. Он считал, что правильное воспитание способствует развитию гармоничной личности. Большое участие принимал он в работе детской школы в Бангалоре. Она была создана на основе философии индийского мыслителя Гхоша.

Еще Николай Рерих выступил инициатором создания Пакта Рериха, договора о защите от разрушений памятников искусства и архитектуры. Много сил пришлось приложить и Святославу Николаевичу, чтоб индийское правительство подписало документ. Индия присоединилась к Пакту в августе 1948 года.

За вклад в дружбу между Россией и Индией, укрепление культурных связей Рерих С. Н.получил звание лауреата Международной премии имени Дж. Неру и орден «Падма-Бхушан», правительственные награды разных стран.

В 70-80-е годы XX века Святослав Николаевич Рерих, биография которого полна благочестивых поступков, представил русскому народу картины своего отца, опубликовал его книги. Устраиваются рериховские чтения. Позднее, после встречи с Горбачевым М. С., при поддержке Совета министров СССР, Святослав Николаевич стал инициатором создания Советского фонда Рерихов и музея имени Н. К. Рериха. После распада СССР фонд был переименован в Международный Центр Рерихов.

Художественно-культурное наследие семьи включает в себя картины, личную переписку, книги, очерки, семейную библиотеку, реликвии, личные вещи. Все содержимое (масса груза составила 4 тонны) должно было перейти в Центр-музей,один из залов которого носит имя Святослава Николаевича. В музее читаются лекции, проводятся выставки, тематические вечера.

Философия С. Н. Рериха

Все члены семьи Рерихов придерживались одной философской линии. Этикой Жизни называлась их система взглядов. Это учение о мироздании, его зарождении и эволюции. Философское учение Живой Этики (Агни Йога) - 14-томный труд Рерих. древней мудрости Учителей Востока.

Раскрыть гармонию, высшее звучание в человеке или в предмете стало основной идеей Святослава Николаевича. Напитать космическими вибрациями, заставить откликнуться душу - только так возможно приобщение к новым идеям, понятиям.

Духовное воспитание через видение красоты природы нашло отражение и в его творчестве. Искусство способно тронуть душу человека. Формирование собственного характера - длительный процесс, который проходит через всю жизнь. Посредством созвучия искусства, природы, души возможно приобщение к космическому сознанию. Что постепенно приведет к усовершенствованию самого человека.

Красота и гармония помогут устранить безобразные мысли, низменные поступки, будут способствовать эволюции души. Художник способен пробудить в людях эмоциональный отклик. Он поможет взглянуть на мир по-другому. Красота должна проникнуть во все сферы человеческой жизни. Она не абстрактна, а вполне реальна. Очиститься от обыденности, увидеть красоту в каждом миге жизни - вот основная концепция Рериха. Если почувствовать ее вибрацию, то изменение ежедневных мыслей и поступков будет способствовать изменению души.

Философия в творчестве

Описанные в Этике Жизни темы гуманизма, справедливости, равенства, братства всех народов проходят красной нитью через творчество Святослава Рериха. Он свободно пишет на любую тему - религиозную, бытовую. В его картинах нашли отражение восточные учения и христианские законы, мифология и торжество веры.

Художник синтезирует современность и прошлые эпохи, разные культуры и народности. Для него не существует стран и границ. Его искусство объединяет всех, от простого пастуха до высшего политического деятеля.

В его картинах борьба добра и зла четко прорисовывается светом и тьмой. Его портреты конкретны и способны донести внутреннее состояние человека. Реализм синтезирован с поистине космическим сочетанием цвета.

В искусстве художника четко прослеживается индивидуальность Рериха, его внутреннее богатство. Человек в его картинах - преданный сын природы, неутомимый труженик на ее полях. Он увековечил в своих полотнах стабильность гор и подвижность воздуха, красоту восходов и лунных ночей. Внешние формы подчинены внутреннему видению художника.

Заключение

Художник Рерихстремился не только ухватить основы индийского искусства. Он полностью проникся самой сутью жизненной философии индийцев. На протяжении тысячелетий создавались основы человеческого бытия этой страны. Художественный язык Рериха - сплав русской и индийской культуры.

Репродукции Рериха можно приобрести в интернет-магазинах. Они готовятся от 3 до 5 дней. Подлинники его картин находятся в мастерской в Кулу и Бангалоре, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в частных коллекциях и многочисленных музеях Индии.

Необычность его полотен приковывает взгляд. Нестандартный подход в сочетании цветов, композиционных решений имеет богатый диапазон. Прекрасные, светлые картины Рериха проникнуты добротой, верой в светлое будущее человечества. Некоторые же полотна звучат предостережением - возвышение сердца важнее тела и рассудка. Он указывает, что сострадание и милосердие - путь выживания человечества в век войн, экологических катастроф, эпидемий.

Рериха интересовала идея самовоспитания человека, поиск прекрасного в его душе и окружении. К совершенству, гармонии стремился он и в своем творчестве. Космическое звучание его полотен, насыщенность художественного языка, потрясающая энергетика свидетельствуют о несомненном таланте этого педагога, общественного деятеля, организатора, художника, писателя.

Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.

Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Централь-ной Азии.

На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объ-единенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский ин-ститут научных исследований.

Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защи-те культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника име-ются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибир-ске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Бу-энос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принад-лежащих перу Рериха.

Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, кото-рый получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов. Он увле-кался историей, географией, сочинял былины и сказы, рисовал. Рериху было мало тех знаний, которые он получал в гимназии. В свободное время он постоянно находил для себя какие-то новые увлекательные занятия. Его любознательности не было конца. Особенно плодотворными для него были летние месяцы в имении отца в Изваре под Петербургом.

Рериха манили к себе глухие, дремучие леса, гладь озера с густыми туманами, заросли камышей. Рано его внимание привлекли курганы. В последствии это отобразилось во многих его работах.

В 1893 году он окончил гимназию и одновременно сдал экзамены в университет и Академию художеств. По настоянию отца он поступил на юридический факультет, но любимым для него стал историко-филологический. Особенно Рериха увлекла археология.

Еще с большим увлечением он занимался в Академии художеств. С первых же дней учебы помимо классных заданий он пробовал самостоя-тельно работать над историческими композициями.

Первым, кто обратил на Рериха внимание и горячо поддержал его, был И. Репин. Также Рерих заинтересовал и Стасова, прежде всего своей тягой к русской истории, широтой своих творческих планов.

К осени 1895 года общий натурный класс был окончен, и Рерих по-ступил в мастерскую А. Куинджи. Куинджи оказал большое влияние на своего ученика. Он разбудил в нем новый дар - дар пейзажиста. Рерих, тонко чувствовавший природу, начинает много работать над пейзажными этюдами с натуры. Изменяется и строй его исторических полотен. В них теперь активнейшую роль играет пейзаж. Он становится одним из компо-нентов содержания его произведений и основным источником настрое-ния.

Еще в натурном классе Рерих неоднократно пробовал сочинять эс-киза на «сюжеты чисто археологического содержания». В 1897 году он берется за осуществление большого замысла. Его глубоко интересовал важнейший момент истории - образование в IX веке древнерусского госу-дарства. Этот период ему представлялся сложным, полным острой напря-женной борьбы как внутри племен, так и с соседями. Рерих долго обду-мывает отдельные сюжеты, пробует разрабатывать различные компози-ции. Постепенно у него складывается замысел большой серии «Начало Руси. Славяне.»

В 1897 году появилась первая картина серии - «Гонец. Восстал род на род». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исто-рической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем. Своеобразный колорит времени дают также верно взятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянский городок. Над ними художник осо-бенно много работал. Он неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.

И в то же самое время в картине нет рабского следования археоло-гическим деталям, стремления к предельно точному реконструированию прошлого. Обратившись к далекой эпохе, о которой тогда можно было судить в основном по скудным, подчас почерпнутым из преданий сведе-ниям, единичным памятникам материальной культуры, Рерих остро ощу-тил невозможность создания художественных произведений только на основании этого материала. Он пришел к твердому убеждению, что ху-дожнику следует широко дополнять известные факты поэтическим вы-мыслом, догадкой и стремится передавать в картине прежде всего целост-ное представление об эпохе, определенное историческое настроение. Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха, а в «Гонце» нашла свое первое удачное воплощение. Успех картины был окончательно закреплен тем, что она с выставки была куплена П. Третья-ковым.

После окончания Академии художеств на протяжении многих лет Рерих с увлечением продолжал работать над серией «Начало Руси. Славя-не». Одна за другой появляются его картины, в которых он, по существу, одним из первых так широко и талантливо стал показывать мало еще изу-ченный мир славянской Руси, и это выдвинуло его в ряды самобытных мастеров. Из ранних работ особенно интересны «Идолы» (1901) и «За-морские гости» (1901), исполненные во Франции, куда художник уехал осенью 1900 года для пополнения своего художественного образования. В свое время эти картины получили высокую оценку современников.

Помимо них Рерих за границей начинает картины «Предательни-ца», «Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжая охота». Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с Древней Русью, с думами о родине. Но большим творче-ским планам сопутствует острая тоска по родине. И летом 1901 года ху-дожник покидает Францию.

По возвращении на родину Рерих еще больше углубляется в изуче-ние русской старины. Эти годы полны напряженного творчества, завер-шения старого, поисков новых тем и художественных решений.

Одной из интереснейших работ этого времени стала картина «Зло-вещие» (1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей. Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Устрашающе чернеют вороны. Что-то зловещее, тягостное заключено в их неподвижности и на-стороженности.

В 1902 году было создано другое значительное произведение - «Го-род строят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбах народа. Это произведение искусства вызвало много спо-ров. Зрителей больше всего удивляла необычная манера письма. По дос-тоинству картину смогли оценить тогда немногие, и прежде всего В. Се-ров, настоявший на приобретении ее в Третьяковскую галерею.

Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичной декоративной манере письма сказались и в других произведениях этого времени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Дне-пре» (1905).

В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путеше-ствие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка «за стариной», как называл ее художник, охватила огромный район - Яро-славль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Вели-кий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города.

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древне-русской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время от стилизации. Его широкий уверенный мазок красиво, вырази-тельно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерих пишет их с тонким пониманием конструктивной осно-вы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяно-ста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Росски-ми Елисейскими полями» назвал эти этюды один из биографов художни-ка. К сожалению, эта серия произведений была потеряна Россией: семьде-сят пять картин были проданы врозь с аукциона.

Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое - страшные картины разрушения памятников старины, гибель мно-гих из них. С этих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандой родного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения.

Столь многообразны были устремления Рериха в ранний период творчества. Чрезвычайный интерес к родной истории, ко всему народно-му, национальному неустанно вел его к расширению знания, к поискам новых, неизвестных еще материалов.

В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.

Герои его искусства - народ: мудрейшие старцы племени и рода, труженики, воины. Их жизнь полна кипучей энергии. Они сами решает свою судьбу: совещаются, отважно прокладывают водные пути, дружно строят города, мужественно обороняются. Горячей любовью к трудолю-бивым отважным зачинателям Руси, гордостью за наше прошлое прони-заны эти глубоко национальные произведения. Каждое из них создавалось художником на основе большого знания русской истории, памятников старины, развития лучших традиций русской культуры.

Обладая исключительно яркой индивидуальностью, Рерих очень рано вырос в интересного, самобытного художника. Рано определились и его общественные идеалы, его взгляды на высокое назначение искусства.

В 1900-х годах, особенно после революции 1905 - 1907 годов, Рерих всю страсть своей души, все помыслы направляет к будущему, призывает творить для народа, создавать искусство, насыщенное большими идеала-ми гуманизма.

Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, по-исками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славян-ской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду - эпохе каменного века. Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит ар-хеологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.

В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизучен-ного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патрио-тических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.

В 1906 году было закончено монументальное панно «Бой». Оно воспринимается как живописная поэма о бесстрашных викингах. Холод-ное северное море. В тяжелый ожесточенный бой вступили большие се-рые ладьи с красными парусами. И кажется, что сражаются не только от-важные воины, но и эти огромные чудовищные ладьи. Как бы вторя яро-стной битве, в смятение пришли силы природы. Вздымаются, пенятся волны. Зловеще пылает небо. Клубятся тяжелые багрово-синие тучи...

«Бой», пожалуй, было последнее произведение, исполненное мас-лянистыми красками. По технике письма и по содержанию оно как бы за-вершает собой первый период творчества Рериха.

Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.

В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период твор-чества исследует историю и искусство не только России, но и других стран. Суровая Скандинавия вдохновила его на создание живописной сюиты «Викинг», в которую также входил знаменитый «Бой».

С 1910 года он вместе с композитором И. Ставринским он начал работать над новым балетом «Весна священная», и таким образом посте-пенно начинает приобщаться к театру. В 1914 году осуществилась завет-ная мечта Рериха о полной постановке оперы «Князь Игорь».

В 1923 году осуществилась его многолетняя мечта - путешествие в Индию и Центральную Азию. В Индии Рерих изучал первоисточники классической восточной философии, его также увлекали и современные философские течения. Особенно он ценил Тагора и Ганди, о которых пи-сал: «Тагор и Ганди являются редчайшим выражением современной Ин-дии».

Широко известна его картина «Тень Учителя», написанная Рерихом в 1932 году. Необычно образное решение этого полотна. Народные сказа-ния Востока часто повествуют о людях, оставивших свою тень. Она мо-жет появиться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о долге.

В уединенных горах Рериха не покидало чувство ответственности за то, что происходило в мире. Даже голый утес, по которому, возможно, когда-то скользнула тень Учителя, должен напомнить путнику о его долге перед человечеством, нести весть о любви, благословлять на добрые дея-ния. Эта философская мысль художника и определила идейное содержа-ние и построение картины «Тень Учителя».

В искусстве Рериха большое место занимают образы русских под-вижников. В 20-е годы одна за другой появляются картины: «И мы откры-ваем врата», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы продолжаем лов», «Св. Сергий-строитель». В этих произведениях на фоне поэтически написанных русских пейзажей изображены подвижники, которые прово-дят свои дни в неустанных заботах: они трудятся, призывают к добру, подвигу.

В 20 - 40-х годах Рериха начинают интересовать широко известные в истории и искусстве героические образы женщин, которые звали на подвиг. Так появляется триптих «Жанна д’Арк» и полотно «Настасья Ми-кулична».

Кисти Рериха принадлежат и символические произведения, в кото-рых он в понятия Женщина, Мать стремился вложить священный для всех народов смысл и возвеличить женщину как воительницу за прекрасное будущее человечества. Нередко при этом он использовал уже веками су-ществующий образ богоматери и интерпретировал его по-своему.

В 1932 году была исполнена композиция «Oriflamma» («Пламенная мадонна»). В ней рисуется спокойный величественный образ мадонны. На руках у нее - полотнище с символом Знамени мира. В свое время это про-изведение было широко известно мировой общественности. Оно находи-лось в одном из помещений Международного Союза Пакта Рериха в Брюгге.

В последний период творчества Рерих много внимания уделял пей-зажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь за-нимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но осо-бенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений. Среди них и такое значительное и известное полотно, как «Помни!» (1945).

В некоторые пейзажи были введены жанровые и культовые сцены. Часто среди гор, у водных источников художник изображал отшельников.

Рерих любил горы во всем их многообразии: в яркой феерии зака-тов и в ночной тишине, в снежных ураганах и сиянии солнца, в их реаль-ном естественном виде и в преломлении индийской мифологии. Каждый мотив, за какой бы он ни брался, он передавал с непостижимым мастерст-вом. Многие из его картин стали для зрителей художественным открыти-ем...

Николай Константинович Рерих умер13 декабря 1947 года. Но он навсегда сохранился в сердцах народа. Он всегда думал о родине. И через все жизненные бури и невзгоды он пронес свое светлое, искреннее чувст-во любви к России, преданности ей.

Список литературы

1. В. В. Шолохаев «История России», Москва, 1996.

2. В. П. Князева «Н. Рерих», Москва, 1968.


Рерих.Ру - сайт о художнике Николае Рерихе. Картины, книги, статьи, биография.

Николай Константинович Рерих (1874 - 1947) - русский художник, писатель, путешественник, археолог.

Биография Николая Рериха

Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.

С детства будущий художник увлекается чтением исторических книг, любит слушать старинные предания, мечтает о путешествиях. У мальчика развивается богатая фантазия, пытливый интерес к древней Руси. В гимназические годы он участвует в раскопках курганов, тогда же у него проявляется способность к рисованию.

В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.

С 1901 года Николай Константинович – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.

В 1900–1910 гг. Николай Рерих – один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, а также Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

В 1920–1922 гг. Николай Константинович создаёт уже в США (так как в России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские Объединения.

В 1923 г. в Нью-Йорке открыт первый Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.

В 1923–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.

В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”, а в 1942 году, в Нью-Йорке, по инициативе Николая Константиновича Рериха – Американо-Русская ассоциация, где он избирается почётным Президентом.

В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, уходит с земного плана.

Творчество Рериха

Николай Рерих создал более 7000 художественных произведений. Он работал в области монументального и прикладного искусства, известен как автор сценографии, оставил серии эскизов для костюмов, мебели, вышивки и др. Все это многообразное наследие отмечено печатью большого самобытного таланта.

Николай Рерих сформировался как художник и общественный деятель культуры в конце XIX — начале XX века.

Знание истории, многочисленные археологические раскопки, «хождения по русской старине» помогли Рериху по-новому отобразить в своем творчестве образ родной природы и ступени развития тысячелетней истории русского народа.

Своеобразное мировоззрение Н.К.Рериха было основано на убеждении, что повышением духовной культуры масс можно преобразить жизнь на земле, победить невежество, пошлость, войны: «Там где культура, там и мир… Пока культура лишь роскошь,… она еще не перестроит жизнь. Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца».

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древне-русской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Тзонг-Ка-Па Настасья Микулична Ростов Великий

В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.

Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, поисками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду — эпохе каменного века.

Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.

В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизученного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патриотических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.

Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.

В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран.

В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений.

Многие из его картин стали для зрителей художественным открытием.

Мировое признание художника

Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. О признании его многогранной культурной деятельности свидетельствуют награды, которыми его удостоили правительства многих стран мира, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, покровителем, президентом и действительным членом которых он состоял.

Награды:

  • Кавалер российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира;
  • Кавалер югославского ордена Святого Саввы;
  • Кавалер ордена Почетного Легиона Франции;
  • Кавалер Королевского Шведского ордена Полярной Звезды.

Список организаций, членом которых состоял Н.К. Рерих:

  • Действительный член Российской академии художеств.
  • Основатель Института Объединенных Искусств в Нью-Йорке (CША).
  • Основатель Международного культурного центра «Corona Mundi» (США).
  • Почетный директор Музея имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке и его филиалов в Европе, Америке и странах Востока.
  • Действительный член Югославской академии наук и художеств (Загреб).
  • Действительный член Португальской академии (Коимбра).
  • Действительный член Реймской академии (Франция).
  • Действительный член Международного института науки и литературы (Болонья, Италия).
  • Почетный член Комитета по культуре (Буэнос-Айрес, Аргентина).
  • Вице-президент Общества Марка Твена (США).
  • Вице-президент Американского института археологии (США).
  • Почетный член Просветительского общества Бенареса (Индия).
  • Почетный член Общества Мора (Франция).
  • Член Красного Креста (Франция).
  • Член Общества по изучению древностей (Франция).
  • Пожизненный член Федерации французских художников (Париж).
  • Член Осеннего салона (Париж).
  • Пожизненный член Общества антикваров (Париж).
  • Почетный президент Международного союза в поддержку Пакта Рериха (Брюгге).
  • Почетный покровитель Исторического общества при академии (Париж).
  • Почетный президент Общества имени Рериха во Франции (Париж).
  • Член-учредитель Этнографического общества (Париж).
  • Почетный президент Академии имени Рериха (Нью-Йорк).
  • Почетный президент Общества за культурный прогресс «Фламма» (штат Индиана, США).
  • Почетный президент Общества имени Рериха в Филадельфии (США).
  • Почетный член Общества по охране исторических памятников (Нью-Йорк).
  • Почетный президент Латвийского общества Рериха (Рига).
  • Почетный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.
  • Почетный член Института имени Субхас Чандра Боше (Калькутта).
  • Член Института Джагадиcа Боше (Индия).
  • Член Нагати Прачари Сабха (Индия).
  • Пожизненный член Королевского азиатского общества в Бенгалии (Калькутта).
  • Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Калькутта).
  • Почетный президент и доктор литературы Международного института по изучению буддизма в Сан-Франциско (Калифорния) [Международный буддийский институт (США)].
  • Почетный член Русского музея истории и культуры в Праге (Чехословакия).
  • Почетный член Общества Люзас (Париж).
  • Почетный член Лиги в защиту искусства (Париж).
  • Покровитель Культурного общества (Амритсара, Индия).
  • Член-благотворитель Ассоциации международных исследований (Париж).
  • Почетный член Ассоциации Филда (С.-Луис, США).
  • Почетный член Общества Браурведа (Ява).
  • Почетный член Национальной ассоциации естественной медицины в Америке (Лос-Анджелес, Калифорния).
  • Почетный президент Центра искусств и культуры (Аллахабад, Индия).
  • Президент Лиги культуры (США).
  • Почетный президент Американо-Русской культурной ассоциации в Нью-Йорке (США).
  • Вице-президент Американского института археологии (США) и многих других организаций и обществ.

Рерих Николай Константинович (1874 – 1947)

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.

В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.

Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».

В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область в деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и поездками будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и первые статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

К этому же периоду относятся и работы художника на религиозные темы, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.

В 1916 году из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Константинович едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение С.П. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина и выезжает с семьей в Англию.

В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.

Н.К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах.

Воплощая эти идеи, Н.К. Рерих развернул в Америке широкую культурно-просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года распахнул свои двери нью-йоркский Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.

Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.

По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского Музея Николая Рериха и доверенное лицо Н.К. Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав своего Учителя, незаконно овладевает пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявляет себя его владельцем. Он тайно вывозит картины, часть из которых оставляет себе. Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор украшают частные собрания американских коллекционеров. Через некоторое время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили значительную часть картин.

Н.К. Рерих продолжает свою международную культурную деятельность. В своих философско-художественных очерках он создает совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н.К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса.

В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Именно Николай Константинович Рерих впервые сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Константинович, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. «Богатство само по себе еще не дает Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано ее защищать.

В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году.

В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.

Рерих Николай Константинович (1874 – 1947)

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин , рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.

В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.

Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».


Н.К.Рерих с сыновьями. 1914 – 1915

В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и путишествиями будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

К этому же периоду относятся и работы художника на тему христианства, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А.П. Бородина, «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку И.Ф. Стравинского.

Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.

В мае 1917 года из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.