Махмуд Эсамбаев: Моя еврейская мама. "новые известия": "он не посещал мечеть, но жил по корану". дочь великого артиста стелла эсамбаева рассказывает о своем отце

Как будет отмечаться юбилей на родине легендарного танцовщика, рассказала «ВМ» Роза Ташаева, начальник отдела искусств и учебных заведений Министерства культуры Чеченской Республики:

– У нас сейчас идет Рамазан, не очень принято в это время устраивать мероприятия, но в такой день, 15 июля в Грозном, в одном из домов культуры, даст концерт детский ансамбль песни и танца, который носит имя Махмуда Эсамбаева. А основные крупные мероприятия, связанные с 90-летием танцовщика, пройдут в столице Чеченской Республики осенью. VI ежегодный международный фестиваль-конкурс сольного танца имени Махмуда Эсамбаева, который пройдет с 15 по 20 октября, мы посвящаем памяти великого артиста. Он проходит ежегодно, к нам приезжают артисты из разных стран и со всей России. У нас всегда на конкурсе работает компетентное жюри, куда входят российские и зарубежные хореографы. Когда основная часть конкурса закончится, 19 октября состоится большой гала-концерт – вечер памяти Махмуда Эсамбаева. Кроме того, с апреля 2014 года у нас проходит конкурс изобразительного искусства, посвященный нашему прославленному земляку. Лучшие работы участников в жанрах скульптура, живопись, графика, прикладное искусство – будут показаны в Грозном с 18 сентября по 20 октября на выставке, посвященной творчеству Эсамбаева. Мы пропагандируем творчество и имя этого человека, его вклад в хореографию.

У Абдуллы Эсамбаева, племянника артиста, корреспонденты узнали, что в Москве вечер памяти также переносится на осень:

Юбилейный вечер, посвященный памяти Махмуда Эсамбаева, пройдет в Москве 26 сентября в концертном зале «Россия» в Лужниках. Большой концерт будут вести народный артист СССР Иосиф Кобзон и народный артист России, известный диктор Владимир Березин. Среди участников не случайно Иосиф Кобзон и Юрий Антонов: они работали в Чечено-Ингушской республике и стали там заслуженными артистами. Начало их пути к славе было проложено там и при помощи Махмуда Эсамбаева. Например, Иосиф Давыдович называл Махмуда Эсамбаева старшим братом, он об этом написал в своей книге. Его мама попросила, когда Иосиф Давыдович не был еще таким знаменитым, чтобы Махмуд как за братом за ним смотрел. У чеченцев если дано слово – значит до конца. Еще в концерте примут участие Сосо Павлиашвили, Тамара Гвердцители и многие другие популярные исполнители.

Стелла Эсамбаева, дочь Махмуда Алисултановича:

– Рано утром 15 июля я еду на кладбище. Там в этот день по традиции собираются поклонники отца из Москвы, Петербурга и других городов страны. Я продолжаю с ними общаться, они мне звонят, пишут, помнят его и не перестают любить, для них он – живой. Удивительно, но у отца, несмотря на всю его занятость, гастроли, всегда находилось время для поклонников. Всегда и всем доставал контрамарки. Но на письма не мог всем ответить – отвечала мама. Она ему рассказывала, что пишут, а он говорил, что кому ответить. Знаете, когда отца не стало, поклонники очень тяжело переживали его смерть…
Я совсем недавно в книжном магазине открыла книгу и меня поразило, что Махмуд в переводе с персидского означает «сверкающий». Имя ему удивительно подходит. Отец был не только удивительный артист, но и жизнерадостный человек. Всегда говорил: «Никогда не делайте ничего плохого. Даже если вас обидели, никогда не отвечайте злом». Я должна написать о нем книгу, потому что он этого достоин. Он был трудоголик, всю жизнь посвятил искусству. Но мне пока тяжело…

Из биографии Махмуда Эсамбаева

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги (ныне Грозненский район Чеченской республики). В 15 лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 - в Пятигорском театре музкомедии. Юность Эсамбаева пришлась на годы Великой Отечественной войны, и он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, выступал на строительстве оборонительных сооружений, в госпиталях. В 1944–1956 годах был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе (поскольку семья была выслана в Среднюю Азию, как и другие семьи чеченцев), где исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».

Затем артист оставил академическую сцену и выбрал главным делом жизни народный танец, став в 1957 года солистом филармонии Чечено-Ингушской АССР. Много гастролировал по стране и за рубежом и всюду имел грандиозный успех, создал свой коллектив и первую сольную в СССР программу «Танцы народов мира».

Народный артист СССР Эсамбаев избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР, РСФСР и СССР. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, академиком Международной академии танца. При его активной поддержке в городе Грозный построены новые здания драматического театра и цирка.

В честь Эсамбаева назван астероид 4195, открытый в 1982 году. В 2007 году в пансионате «Лесной городок» в Одинцовском районе Московской области установлен памятник артисту. С 2009 года проспект Революции в Грозном носит имя артиста. В 2011 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга А. Н. Мусаева «Махмуд Эсамбаев».

Знаменитые танцы Махмуда Эсамбаева: «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), «Танец огня», «Ля-коррида» (испанский).

Факт

Эсамбаев был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе. Композитор Никита Богословский однажды пошутил: «Самые неудобные места в зрительном зале – это за колонной и за Махмудом Эсамбаевым в его неизменной папахе».

Как будет отмечаться юбилей на родине легендарного танцовщика, рассказала «ВМ» Роза Ташаева, начальник отдела искусств и учебных заведений Министерства культуры Чеченской Республики:

– У нас сейчас идет Рамазан, не очень принято в это время устраивать мероприятия, но в такой день, 15 июля в Грозном, в одном из домов культуры, даст концерт детский ансамбль песни и танца, который носит имя Махмуда Эсамбаева. А основные крупные мероприятия, связанные с 90-летием танцовщика, пройдут в столице Чеченской Республики осенью. VI ежегодный международный фестиваль-конкурс сольного танца имени Махмуда Эсамбаева, который пройдет с 15 по 20 октября, мы посвящаем памяти великого артиста. Он проходит ежегодно, к нам приезжают артисты из разных стран и со всей России. У нас всегда на конкурсе работает компетентное жюри, куда входят российские и зарубежные хореографы. Когда основная часть конкурса закончится, 19 октября состоится большой гала-концерт – вечер памяти Махмуда Эсамбаева. Кроме того, с апреля 2014 года у нас проходит конкурс изобразительного искусства, посвященный нашему прославленному земляку. Лучшие работы участников в жанрах скульптура, живопись, графика, прикладное искусство – будут показаны в Грозном с 18 сентября по 20 октября на выставке, посвященной творчеству Эсамбаева. Мы пропагандируем творчество и имя этого человека, его вклад в хореографию.

У Абдуллы Эсамбаева, племянника артиста, корреспонденты узнали, что в Москве вечер памяти также переносится на осень:

– Юбилейный вечер, посвященный памяти Махмуда Эсамбаева, пройдет в Москве 26 сентября в концертном зале «Россия» в Лужниках. Большой концерт будут вести народный артист СССР Иосиф Кобзон и народный артист России, известный диктор Владимир Березин. Среди участников не случайно Иосиф Кобзон и Юрий Антонов: они работали в Чечено-Ингушской республике и стали там заслуженными артистами. Начало их пути к славе было проложено там и при помощи Махмуда Эсамбаева. Например, Иосиф Давыдович называл Махмуда Эсамбаева старшим братом, он об этом написал в своей книге. Его мама попросила, когда Иосиф Давыдович не был еще таким знаменитым, чтобы Махмуд как за братом за ним смотрел. У чеченцев если дано слово – значит до конца. Еще в концерте примут участие Сосо Павлиашвили, Тамара Гвердцители и многие другие популярные исполнители.

Стелла Эсамбаева, дочь Махмуда Алисултановича:

– Рано утром 15 июля я еду на кладбище. Там в этот день по традиции собираются поклонники отца из Москвы, Петербурга и других городов страны. Я продолжаю с ними общаться, они мне звонят, пишут, помнят его и не перестают любить, для них он – живой. Удивительно, но у отца, несмотря на всю его занятость, гастроли, всегда находилось время для поклонников. Всегда и всем доставал контрамарки. Но на письма не мог всем ответить – отвечала мама. Она ему рассказывала, что пишут, а он говорил, что кому ответить. Знаете, когда отца не стало, поклонники очень тяжело переживали его смерть…
Я совсем недавно в книжном магазине открыла книгу и меня поразило, что Махмуд в переводе с персидского означает «сверкающий». Имя ему удивительно подходит. Отец был не только удивительный артист, но и жизнерадостный человек. Всегда говорил: «Никогда не делайте ничего плохого. Даже если вас обидели, никогда не отвечайте злом». Я должна написать о нем книгу, потому что он этого достоин. Он был трудоголик, всю жизнь посвятил искусству. Но мне пока тяжело…

Из биографии Махмуда Эсамбаева

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги (ныне Грозненский район Чеченской республики). В 15 лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 - в Пятигорском театре музкомедии. Юность Эсамбаева пришлась на годы Великой Отечественной войны, и он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, выступал на строительстве оборонительных сооружений, в госпиталях. В 1944–1956 годах был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе (поскольку семья была выслана в Среднюю Азию, как и другие семьи чеченцев), где исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».

Затем артист оставил академическую сцену и выбрал главным делом жизни народный танец, став в 1957 года солистом филармонии Чечено-Ингушской АССР. Много гастролировал по стране и за рубежом и всюду имел грандиозный успех, создал свой коллектив и первую сольную в СССР программу «Танцы народов мира».

Народный артист СССР Эсамбаев избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР, РСФСР и СССР. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, академиком Международной академии танца. При его активной поддержке в городе Грозный построены новые здания драматического театра и цирка.

В честь Эсамбаева назван астероид 4195, открытый в 1982 году. В 2007 году в пансионате «Лесной городок» в Одинцовском районе Московской области установлен памятник артисту. С 2009 года проспект Революции в Грозном носит имя артиста. В 2011 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга А. Н. Мусаева «Махмуд Эсамбаев».

Знаменитые танцы Махмуда Эсамбаева: «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), «Танец огня», «Ля-коррида» (испанский).

Факт

Эсамбаев был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе. Композитор Никита Богословский однажды пошутил: «Самые неудобные места в зрительном зале – это за колонной и за Махмудом Эсамбаевым в его неизменной папахе».

Сегодня в киноконцертном зале "Россия" пройдет вечер памяти Махмуда Эсамбаева. Представлять этого человека нет необходимости. Эсамбаев первым на советской сцене создал сольную программу "Танцы народов мира" и объездил с ней почти весь земной шар. В тридцать лет получил всемирное признание и славу. Но при этом запомнился скромным и веселым человеком, с настежь открытой душой. В этом году маэстро исполнилось бы 80 лет. О своем отце рассказывает дочь великого артиста Стелла ЭСАМБАЕВА.

– Стелла Махмудовна, далеко не все поклонники таланта вашего отца знают, что его феерическая карьера начиналась чуть ли не в лагерных условиях...

– В 1944 году он, как и весь чеченский народ, был депортирован в Среднюю Азию. Отцу каждый день приходилось отмечаться в комендатуре как спецпереселенцу. Однажды папа отказался от этой унизительной процедуры. Состоялся скорый суд, и его отправили на рудники в отдаленный поселок Актюз. Условия там были ужасные, папа тяжело заболел и чуть не умер. Но как только поправился, пришел в лагерный клуб, собрал людей и начал репетировать с ними разные номера.

Труппу стали приглашать на другие рудники и даже в городские театры. А вскоре ансамбль под его руководством получил известность во всей Киргизии. Через шесть месяцев папу освободили.

Мало кто знает, что Эсамбаев был ранен на фронте. Агитбригада советских мастеров искусств, в которой он тогда работал, часто выезжала с концертами на передовую. Однажды во время его выступления вблизи разорвался снаряд. Осколок попал в ногу. Несмотря на адскую боль, папа дотанцевал номер, а за кулисами упал без сознания. Полевой врач прооперировал его и сказал: "Молодой человек, забудьте о сцене. Танцевать вы уже не сможете".

После ранения отец вернулся домой, в Киргизию. Устроился работать в Киргизский театр оперы и балета. В те годы здесь собрались известные мастера искусств, оказавшиеся в эвакуации. Вскоре он стал местной знаменитостью. Люди приходили специально посмотреть "на Эсамбаева".

– Всемирную славу Эсамбаев приобрел после создания проекта "Танцы народов мира". Как он возник?

– Вначале папа танцевал в балете, где ставки молодых артистов, даже известных, были невысокими. Чтобы немного подработать, он устроился еще в филармонию. И долгое время разрывался между филармонией и театром.

В послевоенные годы по всей стране гремел ансамбль под руководством Игоря Моисеева. Именно знакомство с творчеством Моисеева, по словам отца, натолкнуло его на идею создания сольной программы. Он долго вынашивал ее.

Однажды, это было весной 1957 года, пришел домой после концерта и сказал маме, что собирается в Москву, где состоится первый международный фестиваль. Хочет попробовать свои силы.

Конечно, это был рискованный шаг. Но мама его поддержала: "Ты должен поехать. Уверена, ты добьешься успеха".

И вот приезжает он в Москву и сразу попадает на всероссийский конкурс. Исполнил испанский танец. Жюри единогласно присудило победу высокому и красивому танцору из Киргизского балета. Потом выступил на всесоюзном конкурсе, и опять высшая награда. Когда Галина Уланова и Игорь Моисеев впервые увидели молодого Эсамбаева, они тут же поняли, что перед ними редкий самородок, и предложили выступить на международном конкурсе. Здесь он также получил золотую медаль. Три высшие награды только за один год.

Позже Игорь Моисеев поставил ему восточный танец с ножами. Это был очень эффектный и динамичный танец.

В 1959 году папа выехал на четыре месяца в Южную Америку, где начал собирать материал для сольной программы.

– Видимо, оттуда привез и "Макумбу"?

– Вы знаете, во время исполнения этого танца заговорил мальчик, потерявший речь из-за тяжелой травмы. Это произошло в Херсоне в 1964 году. Отца пригласили выступить в культпросветучилище. Он рассказывал о себе, и все это время с первого ряда на него вдумчиво смотрел, не задавая никаких вопросов, юноша. Потом отец узнал, что его звали Анатолий Барыкин. В конце выступления папа спрашивает у директора: "Почему этот мальчик все время молчит?" Директор отвечает: "Вы знаете, Махмуд, пять лет назад с ним произошел несчастный случай и вследствие этого он перестал разговаривать. Врачи ничего не могут поделать".

"Приведите его на концерт, – говорит отец, – и вообще, возьмите всех ваших детей".

Папа рассказывал, что в тот вечер он танцевал "Макумбу" для этого мальчика. Будто чувствовал, что сможет помочь ему. Это очень тяжелый, драматичный ритуальный танец. Колдун совершает магические действия и постепенно изгоняет злого духа. Но сам при этом погибает, ценой жизни избавляя людей от зла.

И вот во время танца, когда герой падает, раздается душераздирающий крик. Это был немой Барыкин. Он кричал: "Махмуд…" А затем упал без чувств.

Папа, конечно, об этом не знал. Он сидел в гримерке и приходил в себя. И тут заваливается целая процессия. Все кричат, плачут. Творится что-то невообразимое. Отец рассказывал, что такого сильного эмоционального подъема он никогда не испытывал в жизни.

– Махмуд Алисултанович не имел духовного образования. Но все его поступки удивительно сочетаются с канонами священных писаний...

– Отец всегда любил говорить – "Делай добро! И никогда не жди, что тебе ответят". Он не посещал мечеть, но жил по Корану. Был очень набожным человеком, хотя и не совершал традиционный намаз. "Аллах должен быть в душе", – любил он повторять. При этом каждый свой шаг сопровождал молитвой, даже выход на сцену.

– А каким был Эсамбаев в обычной жизни, в отношениях с близкими – детьми, супругой, родственниками?

– Знаете, очень легким человеком, с огромным чувством юмора. У нас всегда было приподнятое настроение только оттого, что он дома. Не помню, чтобы мы когда-нибудь унывали, когда оставались вместе. В доме всегда царила радостная атмосфера. Он умел жить легко, несмотря на то, что жизнь его не баловала.

В общении с людьми также был необычайно легок. Норвежские телевизионщики сняли картину "Танцующий дипломат", подчеркивая необычайную деликатность его манер и талант общения.

И еще он очень любил людей. Однажды в Ялте я зашла утром к нему в номер и вижу следующую картину – все кровати заняты, везде спят дети, взрослые, а его нигде не видно. Оказывается, ночью к нему приехали друзья из Хабаровска и он уступил им свое место.

Папу я нашла на балконе. Он спал на надувном матраце, прикрыв голову соломенной шляпой и укрывшись сверху полотенцем.

– А как ваша мама, Нина Аркадьевна, воспринимала происходящее? Ведь женщине нелегко выдержать такой ритм?

– Конечно, она очень уставала, но никогда не подавала виду. Она жила ради него и для него.

Мама никогда не оставалась равнодушной к людям, хотя росла в обеспеченной семье, никогда ни в чем не нуждалась. Родители без слов понимали и всегда поддерживали друг друга.

– 80-летие Махмуда Эсамбаева будет сегодня широко и торжественно отмечено в киноконцертном зале "Россия". А как вы отмечаете дни рождения своего отца дома?

– Весьма скромно. К нам в этот день приходят только самые близкие друзья – те, чьей дружбой отец очень дорожил.

Беседовал САИД БИЦОЕВ

Бывают книги, гениальный замысел которых открывается лишь при прочтении последних страниц. До этого - читаешь - вроде бы интересно написано, но не более. Но стоит дойти до последних страниц и понять их в полной мере, как хочется взять паузу для осознания, ибо вызывает восхищение раскрывшийся вдруг замысел ее творца.

Бывают люди, истинное величие личности которых проявляется именно в последние годы жизни. Достойно жил Эсамбаев Махмуд, танцор века, артист мирового уровня. Но особое восхищение вызывает его человеческая и гражданская позиция по отношению к Чеченской войне. Яркую жизнь артиста прервала кончина от пережитого осознания беды земляков и своей неспособности остановить кровопролитие. Делать людям добро - было его кредо. Однако глаза горца, лучащиеся жизнелюбием ребенка, при виде вопиющей несправедливости становились стальными клинками, а слово разило негодяев, не различая чина.

Лучший танцор XX века

Человек непростой и яркой судьбы - Махмуд Эсамбаев. Национальность его - чеченец. Ему был дан великий талант танцора, хореографа и балетмейстера. Откуда в горном селении проявился такой дар? Мальчишка, обладающий абсолютным слухом, гибкий как лоза, в танце легко достающий большим пальцем ноги мочки своего уха... Мастера танца к этому идут десятилетиями, а у парня был врожденный артистизм, он умел по наитию одними лишь движениями тела отображать человеческие чувства.

Откуда у него было столько твердости и веры в себя? Вопреки запрету отца, он упрямо твердил: «Я буду танцевать!»

Большому таланту сопутствовала чистая, умеющая прощать и видеть все светлое душа. Представитель народа, подвергшегося депортации, сумел превозмочь обиды и назвать Россию, где состоялся как артист, своей второй Родиной. Эсамбаев образно называл Чечню и Россию двумя крыльями своего творчества.

Неустанно совершенствуясь в искусстве, Махмуд Алисултанович поставил себе сверхзадачу, цель, которой ни до него, ни после никто не смог достичь: освоить технику танцев всех народов мира. Он блистал своим мастерством на известнейших сценах. Эсамбаева называла звездой пресса Нью-Йорка и Парижа. Его, вдохновенно исполняющего испанский танец, запечатлел на своей картине Пикассо. Абсолютную профессиональную гениальность танцора подтверждала прима-балерина Большого театра Галина Уланова.

Это был светлый и добрый человек, всю свою жизнь помогавший людям. Эсамбаев Махмуд неоднократно избирался депутатом союзного и республиканских уровней. Он был интернационалистом в самом высоком смысле этого слова. Свою честную жизнь, наполненную творчеством, он охарактеризовал так: «Я не боюсь смерти! Я столько пережил в своей жизни счастья, горя, потерь близких, я столько успел сделать добра людям, что, если смерть придет через тридцать секунд, я умру гордый и счастливый».

Детство, фронтовая юность

Академик Международной академии танца родился 15.07.1924 в селении Старые Атаги, находящемся в Грозненском районе. Любовь к танцу у него проявилась в детстве. В 15 лет его одновременно приняли в Чечено-Ингушский танцевальный ансамбль и в хореографическое училище (г. Грозный). По окончании учебы его направили работать в Музыкальный театр комедии (г. Пятигорск).

В начале Великой Отечественной войны Эсамбаев Махмуд танцевал в составе концертной бригады перед бойцами на фронтах, в госпиталях. В феврале 1944 г. он по семейным обстоятельствам покинул службу в бригаде. Имеющий правительственные награды, получивший боевое ранение артист вынужден был прекратить выступления, чтобы спасать попавших в беду родственников. Начался геноцид чеченцев. Войска НКВД под руководством Берии, действуя с особой жестокостью, произвели печально известную операцию «Чечевица» - депортацию его народа.

Утраты Эсамбаева

Артист в это время находился в Пятигорске. Полмиллиона его земляков в неотапливаемых вагонах насильно отправили в Среднюю Азию. Четверть из них была расстреляна, погибла от холода и голода. Юноша потерял многих своих родственников, он по своей воле отправился вслед за родными в ссылку, подвергнув себя риску, хотя его лично, как артиста, НКВД не трогало. Изначально никакой информации о месте, где находится родня, не было. Чудом узнал, куда сосланы родители, Эсамбаев Махмуд Алисултанович. Биография его гласит, что жизнь танцора в первые годы пребывания в Киргизии омрачена тяжелыми утратами, реально способными сломить человека.

Отца он нашел где-то под Карагандой, а маму - не успел. Та замерзла на поле, куда пошла в надежде выкопать оставшиеся корнеплоды. Однако из-за пережитого, несмотря на должный уход со стороны заботливого сына, отец вскоре умер также. Перед смертью он благословил Махмуда на профессию танцора. Этот момент много значил для артиста, он его потом часто вспоминал, ведь родитель ранее считал дело всей его жизни несерьезным увлечением, блажью.

Классический балет

Несмотря на лишения депортации, постоянно развивался творчески Эсамбаев Махмуд. В 1944-1946 гг. преподавал бальные танцы в Доме культуры поселка Ак-Тюз (Киргизия). С 1946 по 1956 год он был солистом Киргизского театра оперы и балета. Там он танцевал главные партии в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан». Всего Эсамбаев исполнил более 100 балетных партий. Его работы - заметная страница в истории киргизского театра. Впрочем, даже в его балетном репертуаре присутствовал особо любимый им горский танец лезгинка.

Мастер народного танца

В 50-е годы талантливый и успешный артист балета ощутил не просто влечение к народному танцу, он понял, что ему подвластны специфические фольклорные особенности различных культур.

Воодушевленный образованием автономной республики своего народа, он уехал в Чечню, где занялся уникальным танцевальным искусством, создавая тематические новеллы на тему «Танцы народов мира», позже сделавшие его мировой звездой. На высочайшем техническом уровне, признанном знатоками, исполнял Махмуд Эсамбаев:

  • «Танец огня» на музыку де Фальи;
  • башкирский «Воин»;
  • таджикский «Танец с ножами»;
  • индийский «Золотой бог»;
  • испанский «Ля-коррида».

Подготовка к фестивалю

К тому времени артист был семейным. Его супруга, женственная и мягкая армянка Нина Аркадьевна, всю жизнь прожила душа в душу с ним. В любви и согласии родился их единственный ребенок, дочь Стелла.

После смерти отца Стелла Эсамбаева рассказала о том, как отец в 1957 г. принял решение выступать на международном молодежном конкурсе. Как-то вечером он, вернувшись с репетиции, подошел к жене и сказал ей: «Нина, в Москве будет международный фестиваль, и я хотел бы попробовать свои силы». Несмотря на то что семья Махмуда Эсамбаева в ту пору материально жила плохо, жена дала добро:

Хорошо, ты езжай. Деньги добудем, я продам свою швейную машинку и ковер. Выступай и за нас не беспокойся. Я медсестра, буду уколы делать, заработаю себе и дочке на жизнь.

Кандидатура артиста зависела от того, примет ли комиссия подготовленный им сольный концерт. Тот состоялся в зале Калужской филармонии. Он прошел с успехом. Артиста утвердили на участие в фестивале. В дальнейшем танцор всегда с особым чувством благодарности выступал в Калуге.

Звездный час артиста

На конкурсе в Москве чеченец-танцор оказался сенсацией. Пресса разных стран писала о том, что зажглась звезда мирового уровня: чеченский артист победил лучших танцоров мира сразу в трех номинациях!

Дочь вспоминает, как мама, услышав по радио об успехе мужа, на радостях целовала ее и плакала: «Стелла, наш папа выиграл все». Действительно, после такого успеха стал желанным гостем для лучших сцен мира танцор Махмуд Эсамбаев. Биография его последующих лет убедительно доказывает, что талант и неустанное творчество в итоге приносят успех и благосостояние.

Нина Аркадьевна была замечательной женой для великого артиста. Эсамбаев всегда ощущал тепло и уют своего дома. Благодаря ее стараниям гостеприимная атмосфера жилища притягивала творческих людей - друзей Эсамбаева: Эдиту Пьеху, Юрия Григоровича, Марка Донского, Александра Броневицкого.

Также супруга танцора имела творческую натуру: не имея артистического образования, она тонко разбиралась в нюансах танца. От жены знаменитый танцор нередко принимал дельные советы, реально использованные в постановках.

Гастрольная деятельность

После выступлений в Москве артист в составе группы «Звезды балета СССР» посетил с гастролями ряд стран. Особым успехом танцор СССР Махмуд Эсамбаев пользовался в Бразилии и во Франции.

Вернувшись из-за рубежа, артист создал свой собственный танцевальный коллектив. Гастроли по городам СССР были расписаны на несколько лет вперед. Все хотели увидеть знаменитого горца. Современники вспоминают, что в некоторых республиках СССР мамы несли к нему, как к шаману, детей на излечение. Они просто обманулись перевоплощением артиста в одном из танцев.

Съемки в фильмах

Первым режиссером, снявшим фильм, где Эсамбаев играл самого себя, был Тофиг Тагизаде. Съемки проводились в 1963 г. студией «Азербайджан-фильм». В 1973 г. режиссер Альберт Мкртчян пригласил его на колоритную роль шамана в картине «Земля Санникова». У танцора были и другие запоминающиеся роли в картинах «Честное волшебное», «На край света», «Великий Туран».

Замечательный документальный фильм о великом танцоре снял режиссер Руслан Наршхоев. Всего же артист сыграл в 13 фильмах.

Депутатская деятельность

35 лет люди избирали депутатом. В своей общественной должности он всегда придерживался главного принципа - быть слугой народа. Его депутатские обязанности включали работу в комиссиях и фондах:

  • «Материнство и детство» (помощь матерям-одиночкам).
  • «Акция доброты» (помощь детям-инвалидам).
  • Фонд помощи беженцам.

Были даже случаи, когда он, отозвавшись на реальную беду человека, отменял концерты. Об одном из таких случаев в интервью рассказала его дочь Стелла, когда отец на два дня вылетел в Красноярск.

Своим избирателям на встречах он говорил, что ему все равно, будут голосовать за него или нет. Вопрос для него состоит не в статусе, а в потребности - делать людям добро. И в том и в другом случае он будет продолжать помогать в беде.

О родственниках

Родственники Махмуда Эсамбаева, проживавшие в его родовом доме в Старых Агатах, хранят добрую память о нем. Дядя Махмуд помогал в воспитании своих пятерых племянников, искренне радуясь их успехам. Во время Чеченской войны их уютный и светлый дом дотла сожгли, а дядя помог родне поселиться в Подмосковье.

Старший из племянников, Саид Эсамбаев, добился громких побед в мировом спорте, 11 раз завоевывая звание чемпиона мира в боях без правил. Второй по возрасту племянник работает врачом в подмосковном спортивно-оздоровительном комплексе.

Родственники Махмуда Эсамбаева приняли от своего дяди эстафету благотворительной деятельности. Они ежегодно организуют для юных танцоров из республик бывшего СССР танцевальный конкурс «Юность».

Отношение к войне на малой родине

Когда началась Чеченская война, у высокого, по-юношески пластичного старика-горца, по-мужски достойно переносящего свою болезнь, в глазах стояли слезы: как в его стране (Чечню и Россию танцор называл своими двумя крыльями) может иметь место такое варварство, такая кровавая мистерия! Родные Махмуда Эсамбаева вспоминают, что он, чья жизнь уже была на излете, тогда успел помочь многим своим бедствующим землякам. С началом войны каждый свой концерт хореограф начинал с чеченского танца «Легенда», повествующего о джигите, которого беда заставила покинуть свой дом.

Людям запомнилось его гражданское мужество. Однажды в период ведения боевых действий его, как главного хореографа, вынудили присутствовать и произнести тост на фуршете после концерта в Большом Колонном зале, там же находились все министры и мэр Лужков. Эсамбаев тогда громко и отчетливо сказал: «Пусть сдохнут все, кто начал войну. И тот, кто за это не выпьет!» По воспоминаниям присутствующих, его авторитет и сила слова были таковы, что за сказанное выпили все…

Ведь все знали, что имел право это сказать Махмуд Эсамбаев. Родители его и многие родственники погибли от бериевского геноцида. Очевидно, что не только за творчество, но и за такую четкую гражданскую позицию Эсамбаева, никогда не разделявшего людей по национальностям, ныне чтут в родном для танцора Грозном. Его именем назван один из центральных проспектов и возведен созданный земляком памятник.

Кстати, созвучно великому танцору отнесся к войне и Юрий Шевчук, сложивший о Грозном пронзительную песню «Мертвый город. Рождество». Русский музыкант, очевидец штурма Грозного, впоследствии давая интервью, сказал, что «проклял все это», собственно, как это сделал и Эсамбаев.

Заключение

Великий танцор так и ушел уникальной личностью, не передав своего умения последователям. Осталось лишь громкое имя в искусстве - Махмуд Эсамбаев. Профессионалы отмечают, что в этом нет личной вины знаменитого танцора и хореографа. Его творчество - народный танец - весьма многогранно и емко, богатейшие нюансы танцев народа мира невозможно охватить человеку, не обладающему выдающимися способностями. Очевидно, что Мастеру не удалось найти Ученика.

Впрочем, кто знает? Может быть, и появится вскоре на танцевальной сцене подобный ему самородок, который языком движения сможет выразить душу всех народов, населяющих такой прекрасный и такой беззащитный земной шар.

М ахмуд Эсамбаев был первым артистом СССР, который выступил со своей сольной программой и собрал в одном концерте танцы народов мира. Про свое творчество он говорил: «Танец - это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет».

Махмуд Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги (сегодня - Грозненский район Чеченской Республики). Уже в семь лет он танцевал на деревенских свадьбах, а через год - выступал в небольшом цирке, который кочевал по горным селениям. Увлечение сына вызывало гнев отца: он запирал его дома, прятал одежду, бил мальчика, чтобы тот перестал танцевать. Сверстники дразнили мальчика «скоморохом». Однако Махмуд Эсамбаев продолжал танцевать.

В 1939 году он вопреки воле отца поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

Когда началась Великая Отечественная война , Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Он оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время одного такого концерта недалеко от танцора разорвался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Военный хирург сказал ему, что ногу спасли чудом и танцевать он не сможет. Однако Эсамбаев выздоровел и вернулся на сцену.

В 1943 году Эсамбаев выступал в освобожденном от немцев Пятигорске - его пригласили в местный театр оперетты, но проработал он там недолго. Спустя год жителей Чечни и Ингушетии начали переселять в Среднюю Азию и Казахстан. Танцор и его родственники оказались в городе Фрунзе (сегодня - Бишкек). Здесь в местном Доме культуры он давал уроки народных и балетных танцев. В Киргизии Махмуд Эсамбаев женился, у него родилась дочь Стелла.

Махмуд Эсамбаев исполняет лезгинку на празднике в родном селении Старые Атаги. 1963 год. Фотография: aif.ru

Махмуд Эсамбаев. Фотография: fishki.net

Махмуд Эсамбаев на съемках фильма «Поэт танцев». 1961 год. Фотография: aif.ru

Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета. Здесь он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях. Позже Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии» . Он - первый танцор, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. В дальнейшем Эсамбаев станет народным артистом еще нескольких союзных республик.

В середине 50-х годов восстанавливалась Чечено-Ингушская АССР, и семья вернулась туда. В то время был популярен Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева . Участники коллектива ездили в экспедиции и изучали танцевальный фольклор народов мира. Позже эти композиции обрабатывались и становились основой репертуара. Однако в одиночку национальные танцы в те годы никто не исполнял. Эсамбаев, как и Моисеев, обратился к народному творчеству, но программу разработал сольную.

Так появились танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ был индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами». В 1957 году Махмуд Эсамбаев стал солистом Республиканской филармонии.

«На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы - «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева - это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет».

Юрий Григорович, балетмейстер

В 1957 году в Москве проходил Всесоюзный фестиваль молодежи. Жена Махмуда Эсамбаева продала ковер и швейную машинку, чтобы он смог поехать в столицу и выступить там. Конкурс изменил его жизнь: Эсамбаеву присудили одну золотую и две серебряные медали.

«Мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, кричит: «Стеллочка, папа наш получил всё!» И вот я помню этот момент, я как ребенок его понимала, но была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости».

Стелла Эсамбаева

После победы Эсамбаев смог переехать в Москву и перевезти в столицу свою жену и дочь. А вскоре советские танцоры отправились в мировое турне. Они побывали во Франции, Испании, Аргентине, Бразилии, Мексике, Перу, Индии и многих других странах. За границей Махмуд Эсамбаев коллекционировал танцы разных народов, чтобы включать их потом в свои номера. У него в репертуаре были бразильский ритуальный танец «Макумба», узбекский танец «Чабаненок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин». «Я с детства подсознательно ощутил волшебную связь народного танца с жизнью» , - писал спустя десятилетия Эсамбаев в своей статье-исповеди «Радость танца». После гастролей танцор создал свой коллектив.

Когда танцор оставил сцену, он организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца. При его поддержке в Грозном построили новые здания для драматического театра и цирка. Умер Эсамбаев в 2000 году. Он похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.