Понравилась ли комедия недоросль в наше время. "Недоросль". Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина. Суть комедии «Недоросль»

Чему смеетесь? Над собой смеетесь! Н. В. Гоголь С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера коме­дии Д. И. Фонвизина «Недоросль», прошло много-много лет. Давно уже нет крепост­ного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть госу­дарственная власть. Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окон­чании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем пота­кает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой? В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья оли­цетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, наси­лия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху». А что изменилось сей­час? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противо­стоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начи­нается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного», - гово­рит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подоб­ные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай! Не смей уступать!» А ведь это то же самое, чему учила Простакова: «Нашел деньги - ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежела­ние учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги. Фонвизин мечтал о всеобщем просвещении, причем на первое место ставил не об­разование само по себе, а ум, соединенный с «благонравием». По мнению Стародума, просвещение возвышает только добродетельную душу, а в развращенном человеке наука «есть лютое оружие делать зло». Фонвизин как будто предвидел пагубные послед­ствия научных открытий, если ими пользуются недостойные люди: Пусть добрым будет ум у нас, А сердце умным будет! Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательны­ми, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля». Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина: Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов... Митрофанушка - невежда. Но невежда и дурак - это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из «Капи­танской дочки»: «Я жил недорослем, гонял голубей... Между тем мне минуло шестнад­цать лет. Тут судьба моя переменилась». Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. «Пошел-ка служить...» - говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу», - решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух «не­дорослей» расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: «Береги честь смолоду». Митрофану таких слов никто не говорил. Как видим, Пушкин не забывал комедии Фонвизина. Помним ее и мы. В некото­ром отношении это учебное пособие для всех нас. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каж­дой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: «Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал». За преступления чиновников отвечают высшие должностные лица - так считал Фонви­зин. Блистательный юмор его поразительно живуч, он всегда к месту. Вспомним, например, нравоучение Лисицы из переведенной Фонвизиным басни «Лисицино нра­воучение»: «Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться для того, что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших». Стародум в комедии «Недоросль» подсказывает нам, что «честный человек без боль­шого чина - презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». Главное - быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродете­ли, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просве­щение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь «злонравия»!
Ответ на вопрос, живы ли Митрофанушки в наше время, содержится уже в тексте комедии. Простакова и Вральман обсуждают проблему образования Митрофанушки. Заботливая мать очень беспокоится, что учение может повредить здоровью ее ненаглядного сыночка. Ответная реплика Вральмана одновременно комична и трагична. Комизм основан на том, что учитель сравнивает голову с желудком: ежели вчера Митрофанушка переел и так плохо себя чувствует, что же произойдет, когда он «набьет» свою голову «лишними» знаниями? Трагизм ситуации в том, что таких разумников, как Митрофан, - половина, если не большая часть России. В интонации Вральмана отсутствуют малейшие сомнения в справедливости существующего порядка: «Не крушииься, мая матушка, не крушинься, какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?» И зрители, и читатели откровенно смеются над Митрофаном. Однако, как замечал известный историк В. О. Ключевский, «над ним очень опасно смеяться». «Забавны только его размышления, а поступки - нисколько», потому что они находятся в противоречии с основными нравственными понятиями. Характер Митрофана потенциально представляет большую опасность для окружающих: он несет в себе активное зло. Н. В. Гоголь называл Митрофана тираном: «тираном всех, и всего более тех, которые его сильней любят, то есть матери и няньки, так что наносить им оскорбление сделалось ему уже наслажденьем». П. А. Вяземский считал, что источник злонравия Митрофана - невежество: «недоросль не тем смешон и жалок, что шестнадцати лет он еще не служит: жалок был бы он служа, не достигнув возраста рассудка; но смеешься над ним от того, что он неуч». Это свидетельства современников Фонвизина, а как обстоят дела в наше время? В первую очередь, рассмотрим, что в образе Митрофана вызывает смех у современных читателей. С учетом того, что Фонвизин сохранил в неприкосновенности классический принцип «триединства» времени, места и действия, все происходящие в комедии события длятся на протяжении одних суток. Таким образом, мы можем почти точно восстановить один из будничных дней Митрофанушки. Читая начало цьесы, можно предположить, что действие происходит утром: Митрофан примеряет кафтан, исполняет поручения матушки. Недоросль себя плохо чувствует, так как вечером почти вовсе и не ужинал (конечно, пять булочек, три ломтика солонины, пять или шесть подовых, кувшин кваску не в счет). Митрофанушка расстроен: к плохому самочувствию добавился и плохой сон, в котором матушка бьет батюшку. Митрофанушке стало жаль бедную матушку: «ты так устала, колотя батюшку». Обратим внимание на комментарий автора к реплике Митрофана: сынок разговаривает с маменькой «разне-жась». То есть он ведет себя, как пятилетний малыш. Митрофан намеренно манипулирует маменькой, чувствуя ее безграничную любовь и заботу. Бездельника Митрофана пытается напутствовать, пожалуй, только Еремеевна: «Да поучись хоть немножечко». Митрофану же, по его мнению, нет необходимости дожидаться прихода учителей: основные уроки ему уже преподала маменька. Ответ Митрофана Еремеев-не вполне мог принадлежать и Простаковои: «Ну, еще слово, старая хрычовка! Уж я те отделаю…» Учитывая возраст няньки, грубость Митрофана нельзя ничем оправдать. Подобные случаи нередки и в современной жизни. Возьмем, к примеру, общественный транспорт. Очень часто в наиболее напряженные часы между пассажирами возникают словесные перепалки. Недавно я стал свидетелем ситуации, когда пожилая женщина обратилась к сидящему юноше с просьбой уступить ей место. Реакция современного недоросля последовала незамедлительно, его реплика напоминала процитированные выше слова Митрофана. Женщина, в отличиеот привыкшей Еремеевны, сильно расстройлась: незаслуженная обида отозвалась в ее сердце горечью и болью. Можно предположить, что этот современный недоросль подобным образом ведет себя и дома. Очевидно, в его семье принято оскорблять и унижать друг друга. Но, с другой стороны, вполне возможно, что он является просто избалованным маменькиным сынком. Потребительское, хамское отношение к близким стало для него нормой, распространившись и на совершенно незнакомых людей. Но вернемся к Митрофанушке. За его агрессией и грубостью скрывается трусость: нагрубив Еремеевне, через мгновение он прячется за ее же спиной, почувствовав угрозу со стороны дяди Скотинина. При этом Митрофан очень расчетлив: к шестнадцати годам он выработал собственную стратегию поведения, тонко чувствуя, кого он может использовать в своих целях, а от кого может получить достойный отпор. Маменька, как мы уже поняли, относилась к первой группе: ей можно было пожаловаться на обидчиков, ее можно было шантажировать. В сценах обучения Митрофана проявляется скорее невежество самих учителей, а импровизированный экзамен недоросля дает определенные сведения о его характере. Мы видим, что несмотря на невежество, Митрофан обладает развитой логикой, способен неординарно мыслить. Но все эти качества остались в зародыше. Их развитию воспрепятствовали, с одной стороны, природная лень подростка, а с другой - всеобщая атмосфера недоброжелательного отношения к науке. Учатся ли в нашей современной школе подобные неучи? Великое множество. В школе такие горе-ученики чаще всего проблем не имеют, так как родители прилагают всевозможные усилия к тому, чтобы их дитя получило образование, а далее - высшее учебное заведение, закончить которое в наше время может любой, в том числе и Митрофан, были бы только деньги у родителей. По окончании института отряды неучей вступают во взрослую жизнь, естественно, помыслы их сосредоточены не на интересах общества и благе отечества. Для современных митрофанушек первоочередной задачей является обеспечение собственного благополучия, желание достигнуть этой цели. Для них все средства хороши. Из года в год наше общество не перестает удивляться: почему мы, имея богатые, плодородные земли, продолжаем влачить жалкое существование? Увы, вопрос так и остается без ответа.

Чему смеетесь? Над собой смеетесь!

Н. В. Гоголь

С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера коме-дии Д. И. Фонвизина «Недоросль», прошло много-много лет. Давно уже нет крепост-ного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть госу-дарственная власть.

Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окон-чании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем пота-кает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой?

В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья оли-цетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, наси-лия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху». А что изменилось сей-час? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противо-стоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начи-нается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного», — гово-рит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подоб-ные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай! Не смей уступать!» А ведь это то же самое, чему учила Простакова: «Нашел деньги — ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка».

Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежела-ние учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.

Фонвизин мечтал о всеобщем просвещении, причем на первое место ставил не об-разование само по себе, а ум, соединенный с «благонравием». По мнению Стародума, просвещение возвышает только добродетельную душу, а в развращенном человеке наука «есть лютое оружие делать зло». Фонвизин как будто предвидел пагубные послед-ствия научных открытий, если ими пользуются недостойные люди:

Пусть добрым будет ум у нас, А сердце умным будет!

Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательны-ми, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля». Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина:

Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов...

Митрофанушка — невежда. Но невежда и дурак — это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из «Капи-танской дочки»: «Я жил недорослем, гонял голубей... Между тем мне минуло шестнад-цать лет. Тут судьба моя переменилась». Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. «Пошел-ка служить...» — говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу», — решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух «не-дорослей» расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: «Береги честь смолоду». Митрофану таких слов никто не говорил. Материал с сайта

Как видим, Пушкин не забывал комедии Фонвизина. Помним ее и мы. В некото-ром отношении это учебное пособие для всех нас. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каж-дой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: «Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал». За преступления чиновников отвечают высшие должностные лица — так считал Фонви-зин. Блистательный юмор его поразительно живуч, он всегда к месту. Вспомним, например, нравоучение Лисицы из переведенной Фонвизиным басни «Лисицино нра-воучение»: «Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться для того, что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших».

Стародум в комедии «Недоросль» подсказывает нам, что «честный человек без боль-шого чина — презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». Главное — быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродете-ли, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просве-щение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь «злонравия»!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем актуальность комедии недоросль
  • blagodarya chemu pobejdayut dobrie geroi pyesi nedorosl
  • актуальна ли пьеса недоросль
  • об актуальности комедии недоросль
  • актуальность пьессы пьессы недоросль

/ / / Актуальность образов комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» сегодня

Чему смеетесь? Над собой смеетесь!
Н.В. Гоголь

С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», прошло много-много лет. Давно уже нет крепостного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть государственная власть.

В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья олицетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, насилия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху». А что изменилось сейчас? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противостоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начинается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного», - говорит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подобные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай! Не смей уступать!» А ведь это то же самое, чему учила Простакова: «Нашел деньги - ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка».

Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежелание учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.

Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательными, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля», Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина:

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов...

Митрофанушка - невежда. Но невежда и дурак - это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из «Капитанской дочки»: «Я жил недорослем, гонял голубей... Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась». Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. «Пошел-ка служить...» - говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу», - решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух «недорослей» расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: «Береги честь смолоду». Митрофану таких слов никто не говорил. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каждой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: «Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал».

Стародум в комедии «Недоросль» подсказывает нам, что «честный человек без большого чина - презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». Главное - быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродетели, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просвещение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь «злонравия»!

Сочинение на тему «Актуальность комедии «Недоросль» Фонвизина Д. И. в наши дни»

Ученика 8 «В» класса

МОУ СОШ «Перспектива

Панова Игоря

Славу Денису Ивановичу Фонвизину принесла поставленная в 1782 году комедия "Недоросль", над которой он работал в течение многих лет.

Фонвизин родился и вырос в Москве, затем переехал в Петербург, где служил в Иностранной коллегии, был дипломатом. Он горячо любил Россию, служил её интересам, её народу. Основу современного ему общества - крепостничество, неограниченную власть одних людей над другими - считал огромным злом, которое калечит души тех и других. Очень образованный человек, переводчик, автор стихов и басен, талантливый сатирик и драматург, в своих произведениях Фонвизин высмеивал жёсткость, грубость, невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.

Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18-го века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль - молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание).

В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В "Недоросле" были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян.

В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, "Недоросль" - произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращённого века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин - первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.

Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина. Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных и компьютерных игр: «Кто хочет стать миллионером» и другие. И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующее глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования.

Велико значение «Недоросля» и в истории развития русской драмы. Комедия Фонвизина удержалась на сцене театра вплоть до наших дней Жизненность образов, исторически верное изображение людей и быта XVIII века, естественный разговорный язык, искусное построение сюжета - всё это объясняет тот живой интерес, который комедия вызывает и в наши дни

Идеи Фонвизина, высказанные им в комедии "Недоросль", не потеряли своей актуальности и в наши дни. Его произведения вошли в золотой фонд классической литературы и не сходят со сцен русских театров на протяжении двухсот лет. Это ли не доказательство гениальности автора и его творения.