«"Возвращение" к себе (Рецензия на рассказ А. Платонова "Возвращение"). Возвращение героя платонова

Рассказ А.П. Платонова посвящен тяжелым послевоенным будням.

Капитан Иванов вернулся, демобилизовавшись, домой. Его с нетерпением ждали жена и дети, Петрушка и Настя, но капитан привык жить своей жизнью на войне, привык к своим товарищам и домой не особенно торопился. Ждал поезда, задержался у знакомой девушки Маши, дома оказался только на шестой день. Он никак из-за этого не переживал, но каково пришлось его жене и детям, которые ходили на вокзал каждый день встречать все поезда, идущие с запада, автор нам дает почувствовать.

Иванов занят только своими переживаниями: он чувствовал себя сейчас «осиротевшим» без армии, а жена и дети ему кажутся чужими. Дочь не узнала отца, она его забыла, сын хозяйничает в доме, как взрослый.

Иванову не понять, какой тяжелой была жизнь в тылу: жена уходила работать на весь день, дети дома одни, голодали. Он не понимает, почему такой экономный и расчетливый его сын, ведь у него в армии не было забот о карточках, ордерах, талонах. Жена не рассказывает ему об их трудностях: «все уже прошло, мы протерпели», и он «не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер». Иванову стыдно своего равнодушия к сыну и он чувствует перед ним какую-то робость.

Узнав, что к детям два года ходил в гости Семен Евсеевич и приносил подарки, Иванов оскорблен. Он подозревает в измене жену, он обижен тем, что этот человек любил его детей, недоволен их воспитанием: «Петрушка рассуждает, как дед, а читать небось забыл». Иванов не понимает, что Семену Евсеевичу, потерявшему семью, троих детей, нужно человеческое общение, «отогреть» душу хотя бы возле чужих детей. Самолюбие капитана оскорблено, он говорит, что жена сделала из него посмешище, и собирается уйти.

– Что ты понимаешь в нашей жизни? – Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя… – этот диалог наглядно доказывает, что герои живут словно в разных измерениях, сердце капитана «ожесточилось», и он слышит только себя.

Он уезжает и, стоя в тамбуре вагона, вдруг видит детей, бегущих по дороге к переезду. Дети упали – у большего

Одна нога была обута в валенок, а другая в калошу, ему было неудобно бежать. И только увидев их, Иванов почувствовал боль в сердце. «Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем». Только теперь произошло «возвращение» героя к детям, к прежней жизни, к естественным человеческим чувствам. От равнодушия, отчужденности – к состраданию и любви.

Рассказ А.П. Платонова посвящен тяжелым послевоенным будням.

Капитан Иванов вернулся, демобилизовавшись, домой. Его с нетерпением ждали жена и дети, Петрушка и Настя, но капитан привык жить своей жизнью на войне, привык к своим товарищам и домой не особенно торопился. Ждал поезда, задержался у знакомой девушки Маши, дома оказался только на шестой день. Он никак из-за этого не переживал, но каково пришлось его жене и детям, которые ходили на вокзал каждый день встречать все поезда, идущие с запада, автор нам дает почувствовать.

Иванов занят только своими переживаниями: он чувствовал себя сейчас «осиротевшим» без армии, а жена и дети ему кажутся чужими. Дочь не узнала отца, она его забыла, сын хозяйничает в доме, как взрослый.

Иванову не понять, какой тяжелой была жизнь в тылу: жена уходила работать на весь день, дети дома одни, голодали. Он не понимает, почему такой экономный и расчетливый его сын, ведь у него в армии не было забот о карточках, ордерах, талонах. Жена не рассказывает ему об их трудностях: «все уже прошло, мы протерпели», и он «не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер». Иванову стыдно своего равнодушия к сыну и он чувствует перед ним какую-то робость.

Узнав, что к детям два года ходил в гости Семен Евсеевич и приносил подарки, Иванов оскорблен. Он подозревает в измене жену, он обижен тем, что этот человек любил его детей, недоволен их воспитанием: «Петрушка рассуждает, как дед, а читать небось забыл». Иванов не понимает, что Семену Евсеевичу, потерявшему семью, троих детей, нужно человеческое общение, «отогреть» душу хотя бы возле чужих детей. Самолюбие капитана оскорблено, он говорит, что жена сделала из него посмешище, и собирается уйти.

– Что ты понимаешь в нашей жизни? – Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя… – этот диалог наглядно доказывает, что герои живут словно в разных измерениях, сердце капитана «ожесточилось», и он слышит только себя.

Он уезжает и, стоя в тамбуре вагона, вдруг видит детей, бегущих по дороге к переезду. Дети упали – у большего

Одна нога была обута в валенок, а другая в калошу, ему было неудобно бежать. И только увидев их, Иванов почувствовал боль в сердце. «Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем». Только теперь произошло «возвращение» героя к детям, к прежней жизни, к естественным человеческим чувствам. От равнодушия, отчужденности – к состраданию и любви.

Сочинение

"Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом". Мне кажется, что эти слова в большей степени, чем какие-либо другие, можно отнести ко многим платоновским героям, но, в первую очередь, к Алексею Иванову - герою рассказа "Возвращение", написанного в 1946 году, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить "от силы растущего сердца". Но в начале рассказа герой об этом еще не знает.

Чем меня привлекло именно это произведение? Дело в том, что военная тема до сих пор остается главной в нашей литературе. По словам В. Астафьева, "переболеть" этой темой русскому писателю нельзя. Я читал множество книг о войне: повести В. Быкова, В. Кондратьева, роман Г. Владимова. Как правило, это произведения о конкретных военных эпизодах, о героизме русских солдат, офицеров, партизан. Но мой выбор пал на этот рассказ Платонова потому, что писатель обращается к вполне "мирному" материалу - возвращению домой после войны. Но самое поразительное в рассказе то, что он повествует не о радости победы, а о том, какие "раны" нанесены семье и душе человека войной. Отнюдь не случайно первоначально рассказ назвался "Семья Иванова".

Сюжет рассказа - возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Но, прочитав рассказ, понимаешь, что это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько "возвращение к себе", утраченному четыре года назад. В произведении нет описания военных событий, но война здесь присутствует, и, прежде всего, в открывающем рассказ мотиве осени: "наступала уже холодная осенняя ночь", "в окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час"… Этим автору удается соотнести внутренние состояние героя и окружающий мир: и в том, и в другом ощущаются грусть, печаль, уныние, утрата. В "Возвращении" довольно большая экспозиция, раскрывающая внутренний мир Иванова, рисующая модель его поведения: "Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона", "чувствовал себя осиротевшим без армии", "хотел погулять еще немного на воле"… Читая рассказ, обнаруживаешь, что Алексей Алексеевич неприятен как человек. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с "Машей - дочерью пространщика", волосы которой "пахнут, как осенние павшие листья в лесу". Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, которых он не видел четыре года и которых он предупредил телеграммой, что "выезжает домой без промедления", а он "выходит вслед за Машей из вагона, хотя ему еще оставалось ехать до места более суток". В этом эпизоде Платонову, мне кажется, важно дать читателю понять, что Иванов думает больше о себе, чем о семье: жене, детях. Он, в отличие от шолоховского Андрея Соколова, совсем не понимает, что "этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось". Мотив осени, звучавший в экспозиции, присутствует и в портрете Маши, теперь уже как обозначение бездомности, бесприютности, отсутствия привязанностей. У Маши нет семьи, нет ответственности ни перед кем. Она одинока. С ней герой чувствует себя свободно, поэтому и выходит на Машиной станции, как бы продлевая время "безответственного", "вольного", "бездумного" своего существования.

Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей. В противовес своему мужу, желавшему "погулять еще немного на воле", жена Иванова "три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада", "отпрашивалась с работы", "не спала от радости"… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному. Для нее оно наполнено тревогой, для него - развлечениями. В описании оставленных Алексеем Алексеевичем Ивановым на четыре года детей тоже чувствуется "отпечаток" войны: "башмаки на Петрушке были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцов-ской гражданской одежды". Но самый главный укор войне - образ одиннадцатилетнего сына Иванова Петрушки. Отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в "мужичка": "отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста", "лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам", "Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка". Он был лишен детства. Иванов чувствует, что не может его полюбить. Может уважать, но не любить. И самое страшное, что, начиная узнавать, чем жила его семья, Иванов мерит их прошлое фронтовыми мерками. Возможно, это не его вина. Отвыкший на войне от всего, что к ней не относилось, он не может осознать, насколько большая жизнь была прожита его семьей без него. И по отношению к Петрушке (законченному человеческому характеру) он испытывает не отцовские чувства, а некое подобие неловкости за привычку мальчика руководить домашними, за его "мужской" характер и даже за его командирский голос (огонь в печи и тот слушается его). Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре. Какая-то внутренняя преграда мешает ему понять всех домашних и даже Настю. Ответ на неуместный в устах отца вопрос: "Как вы тут без меня жили?", - содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом. Они не едят все сразу: Петрушка собирает крошки, Настя оставляет кусок пирога "Семену-Евсею". Этому их научила жизнь. Они, в отличие от Иванова, наделены "житейской мудростью".
Наверное, писателю важно показать, что душа Иванова не способна приникнуть к чужой душе. Долгое отсутствие дома обособило его от семьи. Он считает, что он на войне совершал подвиги, а они здесь жили "нормальной" жизнью. Вот диалог Любви Васильевны и ее мужа:
- Нет, не все равно, Алеша… Что ты понимаешь в нашей жизни?
- Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…

Эти слова мужа Любови Васильевны выдают его уверенность в собственной непогрешимости. В этом эпизоде "по касательной" в рассказ входит еще одна "душа" - "Семен-Евсей", человек, который помогал семье Иванова абсолютно безвозмездно. А неблагодарный отец семейства начинает допытываться у своей жены, "была ли она с ним женщиной". Главная мысль рассказа раскрывается в словах Петрушки: "У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…".

Что же происходит в рассказе? Оторванный от дома Иванов присваивает себе исключительное право судить своих близких, совсем не думая о том, что пришлось пережить его семье без него. Но все-таки Иванов не совсем глух к чувствам членов своей семьи. Впервые в рассказе его совесть дает о себе знать, когда Петрушка рассказывает историю об Анюте и Харитоне, так сильно напоминающую историю капитана гвардии и его жены. Возможно, Иванов узнает в Харитоне себя, изменявшего жене, обманывавшего ее, но требующего от нее верности. Петрушка и его отец находятся в состоянии "нравственного спора", потому что, как оказывается, дело сына - сохранить семью, а отца - лишь оценить, как его ждали дома.

Заканчивается рассказ значимым эпизодом - отец решает из гордости порвать с семьей. Эта сцена выстроена писателем мастерски. На смену острым диалогам Иванова с близкими в середине произведения приходит авторский монолог (как и в начале рассказа), но называет своего героя автор не как в начале повествования - "Ивановым", а "их отцом". Думается, автор дает этим понять, что все-таки отцовские чувства, вина перед семьей затронули героя больше, чем сам он ощущал. Вся сцена кажется нарочито замедленной, "загруженной" думами капитана. И уже, казалось бы, окончательно решена судьба семьи Иванова, но последний эпизод переворачивает все. Когда он видит бегущих за поездом детей, ему становится неловко: "Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они оба упали, поднялись и опять побежали вперед. И тут же они снова упали на землю", и вдруг Иванов "сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием". Мотивы прозрения, "возвращения" к себе - главные в платоновском рассказе.

Не случайно я начал свою работу цитатой о сердце, ибо от него, "согревающего тело своим теплом", действительно должно "происходить счастье". И именно такое сердце "просыпается" в груди Иванова.

Когда-то Платонов сделал такую запись: "Писать надо не талантом, а "человечностью" - простым чувством жизни". Мне кажется, что именно "человечностью" и написан рассказ Платонова "Возвращение".

Никитин А. 11 кл., 227 педагогическая гимназия, С.-Петербург

Произведение (краткое содержание) Платонова «Возвращение» - это проникновенная история о том, что бывает с людьми во время войны, как причудливо пересекаются и переплетаются их судьбы. И как ни странно, но главным чувством, руководящим людьми в такой момент их жизни, является не любовь, а одиночество. И тем не менее сочинение Платонова - это история о любви, которая смогла пробиться сквозь толщу человеческого отчуждения.

Главный герой

Произведение (краткое содержание) Платонова «Возвращение» начинается с того, что Алексей Алексеевич Иванов возвращается с войны. На войне он дослужился до капитана гвардии. Поезд, который должен увезти его с мест дислокации, приходит не сразу. Иванов вынужден один раз снова навестить своих сослуживцев. Потом он снова уезжает на станцию, чтобы дождаться-таки поезда.

А. А. Иванову 35 лет, кожа его порядком обдута ветрами и обожжена солнцем, отчего имеет коричневый оттенок. Иванов говорит голосом уставшего от жизни не старого, но видавшего виды, можно сказать, пожилого человека.

На станции ему встречается Маша - девушка 20 лет, он знает ее не близко по службе, она тоже едет домой. Может быть, от одиночества, а может быть, еще по каким-то причинам, но бывший капитан просит у молодой женщины позволения поцеловать ее не сладострастно в губы, а кротко и по-отечески в щеку. Она позволяет, затем приходит поезд.

Сначала доезжает с Машей до ее города. Он остается с ней на два дня, потом на следующем поезде все же добирается домой, где его ждут жена и двое детей.

Платонов «Возвращение» написал с большим искусством, и этот, казалось бы, малозначительный эпизод с Машей играет в общей ткани повествования достаточно существенную роль. В чем читатель убедится позднее.

Дети военного времени: Петр и Настя

Но не жена встречает его на вокзале, а (Любовь Васильевна) все время ждала мужа, много работала и сильно волновалась, а Иванов приехал только на шестой день своего отбытия из части, но поезд пришел утром. Люба была в это время на работе, поэтому встречать отца пришлось Петрушке. Ему было 11 лет. Он был уже совсем взрослый. Отец даже сначала не узнал своего сына.

Петр берет вещмешок отца, и они идут к дому, где их уже ждут Любовь Васильевна (она все-таки отпросилась с работы) и Настя (младшая дочь Алексея). Супруги обнимаются и стоят так некоторое время, чем очень расстраивают девочку, она становится капризной и плаксивой. Ребенок почти не знает отца, ведь когда он ушел, малютке был только годик.

Бывший капитан увидел, что война отозвалась не только на нем: его жена постарела и подурнела, а его дети в свои 11 и 5 лет, соответственно, стали совсем взрослые. Петр заправлял всем в доме, Настя ловко и умело помогала матери по хозяйству, как могла. Другими словами, быт семьи Иванова был самодостаточен и в нем, казалось бы, не нуждался.

С большой психологической достоверностью описал некоторое, временное отчуждение семьи от ее главы Платонов. «Возвращение» - шикарная вещь, если оценивать драматизм повествования.

Семья села есть завтрак, на столе были пироги, но дети ели очень экономно, так, как привыкли в войну. И тут маленькая Настя отодвигает свой второй кусок и говорит: «А это для дяди Семена». Иванов вопросительно смотрит на жену и спрашивает: «Кто это?», та отвечает, что толком не знает, ей известно о нем немного: у него в войну всю семью убило, вот он и ходит к детям играть. Потом вновь собравшиеся родственники решают хозяйственные задачи. Затем они обедают (щи с мясом), потом ужинают. Жена хотела с мужем поговорить наедине, но перевозбужденные дети плохо засыпали в тот вечер. И трудный разговор между супругами состоялся только ночью.

Таково произведение (краткое содержание) Платонова «Возвращение» в своей вводной части, предваряющей главный диалог героев.

Разговор между Любой и Лешей

Когда дети уснули, между супругами состоялся разговор. Вполне естественный в такой ситуации, его предмет - верность жены. Алексей спрашивал, что это за дядя Сеня, и, видимо, захотел узнать, какие вообще текпроисходили события в его отсутствие.

Дядя Сеня - это Семен Евсеевич. Он работает снабженцем на том же заводе, где трудится Люба. Он человек несчастный - потерял семью. По заверениям Любы, Семен Евсеич питает и к ней, и к детям самые невинные чувства. Во время войны он помогал им материально: приносил муку, сахар, одежду. Она отказывалась, но Евсеич говорил, что так он меньше тоскует о своей мертвой семье, у него «душа отогревается».

Алексей, конечно, жене не верит, он считает, что Семен таким образом просто к Любе подбирался, а она ему (супругу) «голову дурит». Она протестует и говорит, что работала день и ночь, а Семен был детям вместо няньки, пока они не выучились по хозяйству управляться сами.

Так и идет беседа какое-то время: она обороняется, он нападает.

В этом месте нагнетает напряжение Платонов, «Возвращение» доходит до своего эмоционального апогея (надо сказать, не последнего).

Потом все успокаивается. Алексей верит, что между ее женой и СеменомЕвсеичем ничего не было. Он даже проникается к нему каким-то трудноопределимым чувством и спрашивает у жены: «Ну ты хоть разок его поцеловала, раз все у вас так сложилось?» Она отвечает, что он ее целовал пару раз, но она не хотела. Он прикасался губами к ее щеке очень целомудренно. Говорил, что забылся и вспомнил жену, а Люба на нее ну очень похожа.

«Возвращение» (рассказ Платонова) дарит читателю в этом месте ложную надежду на то, что все так и закончится, но если бы точка была поставлена здесь, то русский классик изменил бы себе.

Измена Любы

И тут неожиданно Люба сознается мужу в измене, Говорит, что все-таки был один человек, который к ней «нежно относился, как он когда-то», и она ему уступила от одиночества, тоски и в поисках человеческого тепла. Но все это было тщетно, ибо близость с инструктором райкома местного профсоюза получилась натужной, мучительной и отчужденной и никакой радости женщине не принесла.

Бывший командир обезумел от ревности, разбудил детей. Одним словом, случился скандал. Иванов сразу же захотел уйти, но жена ему сказала, что любит только его, и только с ним она может быть счастлива.

Наступило время второго по счету «эмоционального взрыва» в сочинении. С большим мастерством описал его Платонов. «Возвращение» (очень краткое содержание также позволяет это ощутить) похоже на качели: то вверх, то вниз.

Мужество Петрушки

Тогда в разговор между родителями встревает Петр и рассказывает о том, как один служивый, вернувшись с фронта и узнав об чтобы сохранить любовь между ними, придумал себе бесчисленное множество любовниц, которые у него якобы были на фронте. С супругой они помирись. Ничто так не сближает людей, как общая неверность и благодарность за снятия с души Этот солдат, конечно, все выдумал, а людям сказал так: на войне он думал только о том, как бы истребить «фашистскую чуму», а сил у него оставалось только на любовь к Родине и Отчизне.

Вот такая вот поучительная история. Сказ сына очень удивил Иванова, но решения он своего не переменил и утром ушел на вокзал. Иванов решил вернуться к молодой Маше и начать все сначала.

Произведение (краткое содержание) Платонова «Возвращение» в этом месте чрезвычайно трогательное. Читателя умиляет не только мужество старого солдата, но и смелость Петьки, который решился говорить таким образом и подобным тоном со своим отцом.

Сцена на вокзале. Петр - подлинный герой рассказа А. П. Платонова

Утром, проснувшись, Петя обнаруживает, что дома, кроме Насти, никого нет. Мама ушла на работу, а отец, видимо, отправился на вокзал. Не долго думая, Петя собирает сестру, и они бегут туда, куда приходят и (что важнее) откуда уходят поезда.

Иванов уже в поезде. Он видит, как за поездом бегут дети (через некоторое время капитан понимает: это его дети). Тот, что побольше сильно хромает, потому что у него на ногах надета разная обувь: валенок - на одной, и калоша - другой, он тащит за собой меньшего, а тот не поспевает. Больший еще успевает махать отцу, чтобы тот не уезжал.

Впервые за все время А. А. Иванову обжигает сердце настоящая, подлинная отцовская любовь, и он, пока поезд не набрал полного хода, кидает на землю свой мешок и спрыгивает сам, совершая, возможно, самый правильный поступок в своей жизни.

Этим завершается произведение русского классика, а также наше краткое содержание рассказа. «Возвращение» Платонов написал с большим вдохновением и трудом. Он настоящий кудесник русского слова.

План
Введение
Герои рассказа перенесли все испытания войны, что наложило отпечаток на их характеры.
Основная часть
Тяжелая жизнь семьи капитана Иванова в тылу.
Семен Евсеевич приходил в гости к детям Любови Васильевны.
Петрушка - подросток лет двенадцати:
а) ведет дома хозяйство;
б) заботится о матери и сестре;
в) ссоры между родителями считает глупостью.
Капитан Иванов привык к жизни на войне:
а) без армии чувствует себя «осиротевшим»;
б) не понимает трудностей жизни в тылу;
в) герой понял свой нынешний долг;
г) капитан решает уехать.
Заключение
Капитан Иванов в поезде осознает свою ошибку. Он по- настоящему «возвращается» в семью.
Герои рассказа А.П. Платонова «Возвращение» перенесли все испытания Великой Отечественной войны, и это наложило отпечаток на их характеры.
Семья капитана Иванова жила в тылу, но их жизнь нельзя назвать легкой. Любовь Васильевна ушла работать на
кирпичный завод. Это тяжелый физический труд, у нее «руки от горя тряслись» из-за переживаний о муже, а дома оставались маленькие дети, голодные, в нетопленом помещении. Люба все вынесла на своих плечах, заботясь о детях, научила их хозяйничать. Это очень терпеливый и выдержанный человек. Она самоотверженная мать, верная жена. В гости к детям приходил Семен Евсеевич, чтобы в этой семье «отогреть» свою душу, потому что его трое детей погибли в Могилеве. Любовь Васильевна, как чуткий и душевный человек, понимает это, и ей обидно, что муж все неправильно понял, ведь она даже не считает себя женщиной в эти страшные годы, а только матерью.
Петрушка - подросток лет двенадцати. Он ведет дома все хозяйство, разбирается в карточках, талонах и ордерах. Он расчетливый и экономный, по его мнению, все должны приносить пользу и не быть иждивенцами. Он заботится о матери, мечтая купить ей пальто, чтобы она не простудилась, учит сестру каждый день грамоте и счету. Выяснение отношений между родителями Петрушка считает глупостью: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...» В жизни он многое понимает и оказывается мудрее своего отца.
Капитан Иванов привык к жизни на войне. Он многое испытал, провоевав всю войну, и сердце его ожесточилось. Без армии он чувствует себя «осиротевшим», жена и дети кажутся ему чужими. Он не понимает трудностей жизни в тылу, ведь на войне у него не было материальных забот. Теперь он понял свой долг. «Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей». Он недоволен, что сын командует хозяйством, а не учится, он оскорблен, что чужой человек приходит к его жене и детям как к себе домой. «Ничего без расчета не бывает», и Иванов не верит в бескорыстие и «хорошее сердце» Семена Евсеевича. Капитан решает уехать к девушке Маше, служившей раньше в его полку, она кажется ему близким человеком, способным его понять. И только в поезде он осознает свою ошибку. Увидев бегущих за вагоном детей, Иванов почувствовал сердцем их жизнь, отбросил ложное самолюбие и эгоизм и по-настоящему вернулся к своей семье.