Доклад: Московские памятники. Понятие и классификация культурных памятников

7 выбрали

Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс "Россия 10", дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Кижи

На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.). Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, "деревянные кружева". По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.

Главная историческая ценность Руси - руки ее мастеров…

Царь-колокол и царь-пушка

Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них - Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…

Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни...шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело. Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе. Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров - отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек - весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…

Царь-пушка на Ивановской площади считаетсяпамятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн. Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны. Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз - прахом Лжедимитрия.

Русь-матушка, все у нее особо - и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…

Храм Покрова Божией Матери

В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…

Прежде на этом месте стояла другая церковь - храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма. Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие - в честь самых знаменательных побед русского оружия. Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.

Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду. По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное. Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .

Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.

Церковь Покрова Божией Матери - прекрасная и многоликая святая Русь.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории. Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви. Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.

В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).

Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.

Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…

Памятник "Тысячелетие России"

Монумент "Тысячелетие России" был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.

Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов - М. О. Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.

Самарская область имеет давние культурные традиции. С Самарским краем связаны имена Аксакова, Островского, Гарин-Михайловского, Успенского, Льва Толстого, Репина, Горького, Алексея Толстого. Во время Великой Отечественной войны в Куйбышеве находились Государственный академический Большой театр оперы и балета СССР и Ленинградский академический драматический театр. В Куйбышевском театре оперы и балета была впервые исполнена Седьмая симфония («Ленинградская») Дмитрия Шостаковича. Поставленные в Куйбышевском академическом театре драмы под руководством Петра Монастырского спектакли становились событием театральной жизни Советского Союза 60-80-х гг. ХХ века.

На сегодняшний день в Самарской области действует 35 музеев (с филиалами); 814 общедоступных библиотек, в том числе 4 областные библиотеки; 13 театров, в том числе 4 областных; 6 концертных организаций, в том числе Самарская областная и Тольяттинская муниципальная филармонии; Государственный Волжский русский народный хор имени П.М. Милославова; Самарский зоологический парк.

Киносеть Самарской области представлена 85 киноустановками, находящимися в ведении муниципальных образований Самарской области. Сеть учреждений дополнительного образования детей представлена 110 учреждениями.

На базе 704 муниципальных учреждений культурно-досугового типа действует 6 014 клубных формирований, в том числе 4 560 коллективов самодеятельного народного творчества, при этом 266 коллективов имеют звание «Народный». В их деятельность вовлечено 95 531 человек.

В Самарской области действуют областные организации союзов театральных деятелей, писателей, композиторов, художников, кинематографистов, архитекторов, фотохудожников.

Музейный фонд Самарской области составляет 604,8 тыс. предметов. Библиотечный фонд общедоступных библиотек Самарской области составляет 18 629,6 тысяч экземпляров. Активно идет информатизация учреждений культуры, внедряются информационно-телекоммуникационные технологии в процесс предоставления услуг в сфере культуры.

В Государственный список объектов культурного наследия включено 1 177 объектов, расположенных на территории Самарской области.

В настоящее время на территории Самарской области находятся 19 памятников археологии федерального значения, 1222 недвижимых памятника культуры, из них 57 – федерального значения и 1165 - регионального значения. Выявленных объектов культурного наследия: 1143 – недвижимые памятники культуры, 2123 – памятники археологии.

Три города на территории Самарской области включены в Список исторических поселений Российской Федерации: Самара, Сызрань, Тольятти. Жигулевский государственный природный заповедник им И.И. Спрыгина, находящийся на территории Самарской области, признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.

Уникальные памятники истории и культуры, расположенные на территории Самарской области

Монумент Славы, стоящий на одноименной площади, один из главных символов Самары. Более того, его изображение даже было размещено на знаке Куйбышева. Так что фигура с крыльями, поднятыми над головой, безошибочно ассоциируется только с этим городом.

Монумент «Ладья» сразу же после своего появления стал одним из негласных символов Самары, попав на открытки, почтовые марки и конверты.

Государственный деятель и автор первой «Истории России» Василий Татищев стал основателем города Ставрополя-на-Волге – нынешнего Тольятти. Памятник ему в виде всадника на волжском берегу стал одним из символов города. Его изображение можно встретить повсюду – от проездных билетов до коньячных этикеток. Хоть и находится памятник на окраине Тольятти, в лесной зоне, сюда очень любят приходить горожане. С площадки возле памятника открывается прекрасный вид на Волгу.

В 21 квартале, на пересечении Южного шоссе и улицы Льва Яшина, у десятиэтажного дома № 25 стоит бронзовая скульптура, изображающая сидящего пса Верного. Высотой она чуть более полутора метров, установлена на гранитном постаменте. Скульпторы воздвигли ее таким образом, что проезжающим по дороге водителям кажется, что собака поворачивает голову вслед за движущимися автомобилями.

Памятник Чапаеву, стоящий на одноименной площади, вместе с «пряничным» зданием Самарского театра драмы часто попадает в объективы фотоаппаратов самарцев и гостей города.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения «Здание городского театра». Построен по проекту известного московского архитектора М.Н. Чичагова в 1888г. Здание относится к псевдорусской архитектуре с имитацией форм московского зодчества XVII века. Отличается сложным декоративным убранством с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных резных деталей.

Объект культурного наследия регионального значения. На центральной площади города, самой большой в Европе, возвышается массивное серое здание – по отзывам искусствоведов, «грандиозный памятник позднего «пилонадного стиля», к которому добавлена брутальная классика», «яркий пример архитектуры 30-х годов». Авторы проекта - ленинградские архитекторы Н.А. Троцкий и Н.Д. Кацеленбоген, в 1935 году выигравшие конкурс на создание Дворца культуры.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Построен по проекту архитектора А.Д. Вернера в 1888 году на средства военного ведомства царского правительства в поселке Иващенко, ныне это город Чапаевск. Строили церковь несколько подрядчиков под руководством автора проекта – А.Д. Вернера. Революция 1917 года не позволила полностью закончить строительство. В 1918 году незаконченная она была открыта. Здание представляет своеобразную и необычную архитектурно-композиционную форму в псевдорусском стиле.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Строительство крепости велось по Указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Сохранились Спасская башня кремля, построенная в 1683г. и собор, построенный в 1717 году на месте деревянной, возведенной в 1688г., ныне Христорождественский собор.

Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 66 - объект культурного наследия федерального значения.

Комплекс является филиалом Самарского областного художественного музея, открыт в 1990 г. Объединяет три дома-музея: художника И.Е. Репина, купца Вдовина и поэта А.В. Ширяевца.

Кафедральный собор Самарской епархии (кафедра митрополита Самарского и Сызранского) Покрова Пресвятой Богородицы

Один из главных и самых узнаваемых архитектурных шедевров Самары – это здание католического костела на улице Фрунзе. Его красные изящные 37-метровые готические шпили, буквально вонзающиеся в небосвод, хорошо видны как в панораме улицы, так и с Волги.

31 августа 1908 года состоялось торжественное открытие и освящение самарской синагоги. Здание просуществовало как храм всего 20 лет. С 1928 года до начала 1990-х здесь располагался хлебозавод. И с этого времени в синагоге ведутся восстановительные работы.

Здание построено в 1898 году по проекту архитектора А.А. Щербачева в традициях архитектуры поздней эклектики. Особняк принадлежал самарскому купцу Ивану Андреевичу Клодту. Одновременно на усадьбе появились служебные постройки и небольшой сад возле дома. В 1991 году здание было передано для размещения муниципального учреждения культуры «Детской картинной галерее».

Дача художника Константина Головкина известна именно под этим названием. Цементные изображения этих гигантских животных и сегодня ярко и причудливо смотрятся на берегу Волги. Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары.

Необычно для Самары выглядят строгие и величественные формы бывшего особняка губернского предводителя дворянства Александра Николаевича Наумова, в котором теперь располагается Дворец детского и юношеского творчества.

Самарская Фабрика-кухня – яркий пример архитектуры формализма. Если смотреть на постройку сверху – можно увидеть, что она имеет форму скрещенных серпа и молота. Это единственный в мире реализованный проект здания такой формы.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Яркий образец промышленной архитектуры, сохранивший свое первоначальное использование.

Главная достопримечательность музея – легендарная ракета-носитель «Союз». Комплекс монумента и музейного здания представляет собой единое архитектурное решение (проект архитектора В. Жукова).

Техническому музею ОАО «АВТОВАЗ» им. К.Г.Сахарова чуть более10 лет, но он успел завоевать широкую известность не только у жителей Тольятти и Самарской области. Посетители музея – в год до 80 тыс. человек – приезжают со всего света.

Введение

История человечества известна нам по сохранившимся остаткам материальной и духовной культуры различных эпох и народов: археологическим находкам, древним, старинным и старым зданиям и сооружениям, произведениям искусства, устного народного творчества, летописям, документам, книгам, образцам старой техники, предметам быта. Эти следы человеческой деятельности образуют комплекс историко-культурных памятников. Но при этом памятником истории и культуры является не всякий след жизни и деятельности человека, а лишь общественно значимый, несущий большую смысловую нагрузку, в котором воплощены характерные особенности целой эпохи, важного исторического события или периода, отражен определенный уровень развития культуры, науки, техники.

Актуальность темы работы состоит в том, что именно историко-культурные памятники содержат в себе ценные сведения о прошлом опыте человечества и повсеместно транслируют его в настоящее. Это способствует не только обогащению человечества исключительно научными сведениями о прошлом, но и используется им для влияния на мировоззрения современников. Тем самым памятники истории и культуры кроме сохранения информации о прошлом, безусловно, выполняют еще и определенные важные для развития современного общества социальные функции в настоящем. Рассмотрение многообразия этих функций и стало основной целью данной работы.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

1. дать определение понятию «памятник истории и культуры»;

2. рассмотреть классификацию памятников, их свойства и характерные признаки;

3. охарактеризовать социальные функции памятников и их роль в современном обществе.

Понятие и классификация культурных памятников

Памятники истории и культуры являются объектами своеобразного и уникального эксперимента взаимодействия человека и окружающей природы. Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 27. Выделение памятников из предметного мира культуры базируется на способности человека выявлять и давать общественную оценку их свойствам, раскрывать их значение в развитии культуры, превращать предмет в объект ценностного восприятия. Только в этом случае предметы начинают выполнять функцию памятника. По мнению исследователя А.Н. Дьячкова, это дает возможность по-новому подойти к определению феномена памятника: «памятник истории и культуры - одна из функций предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее». Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. С. 12.

Основные итоги современных представлений о памятниках истории и культуры получили дальнейшую разработку в монографии П.В. Боярского «Введение в памятниковедение». По формулировке, данной этим исследователем: «памятниками истории и культуры называется совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно-непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития человеческого общества в системе биосферы». Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 28.

Возникновение самостоятельной науки о памятниках, памятниковедения - это качественно новый уровень понимания места и роли памятников в обществе, более глубокое проникновение в понимание их свойств и функций. Памятники рассматриваются в рамках данной дисциплины как самостоятельный предмет научного познания вне зависимости от времени их функционирования, вида, отношения к какой-либо сфере научной деятельности. Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. //История. 2003. № 38. С. 4.

Термин «памятник истории и культуры» появился не одновременно с возникновением памятникоохранительной деятельности в России. Каждой исторической эпохе соответствовал свой уровень отношения к историко-культурному наследию, свое понимание термина, которым обозначались памятники.

Термин «памятники истории и культуры» впервые в законодательном документе был употреблен в 1965 г. в связи с принятием правительственного постановления о создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и окончательно закреплён в Законе РСФСР 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Ведомости Верховного Совета РСФСР.1978. N 51.

Профессор A.M. Кулемзин в работе «Охрана памятников в России как историко-культурное явление» Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление. Кемерово, 2001., предлагает следующее определение: «памятники истории и культуры - это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации, прямых подлинных знаний». Там же. С. 7.

Вообще, памятники истории и культуры подразделяются на движимые и недвижимые. К первым относятся археологические находки, документы, книги, произведения искусства, предметы народного быта и т.д. Они хранятся в музеях, архивах, библиотеках, частных собраниях. Недвижимые памятники (различные постройки, здания, крупные инженерные сооружения, монументы, произведения садово-паркового искусства и т.д.) располагаются под открытым небом.

В зависимости от характерных особенностей и специфики их изучения все памятники подразделяются на группы: археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты.

На практике это деление нередко оказывается условным, поскольку многие памятники выступают как комплексные, т.е. сочетают в себе различные типологические черты. Сами произведения монументального искусства становятся историческими памятниками по прошествии долгого времени (например, памятник Минину и Пожарскому в Москве) или если они как-либо связаны с важным историческим событием (первые памятники В.И. Ленину 1920-х гг.).

Памятники истории подразделяются по видам на памятники государственного и общественного устройства, производственной и научной деятельности, военной истории, политической борьбы и революционного движения.

К историческим памятникам относятся также памятные места выдающихся событий, сохранившие исторический облик (площадь в городе, место боев с воронками и котлованами блиндажей и землянок в лесу). Нередко такие памятные места отмечены памятным знаком (обелиском, стелой, мемориальной доской). При этом сам по себе памятный знак историческим памятником не является, ибо он лишь указывает на место события, но не имеет с ним прямой связи. Кроме того, памятный знак, в отличие от исторического памятника, можно в любое время заменить на другой, из любого материала и произвольной конфигурации.

Среди всех памятников истории и культуры в наиболее выгодном положении находятся памятники архитектуры и искусства: красивое здание или монумент привлекательны сами по себе, что в известной мере упрощает вопросы их охраны. В более сложном положении оказываются памятники археологии - они нередко расхищаются самозваными «черными археологами», да и научные раскопки иногда почти полностью уничтожают археологический памятник, т.к. нарушается порядок и расположение предметов и отдельных их фрагментов, к тому же нередко такой памятник просто рассыпается в руках, гибнет от воздействия неблагоприятной среды. И все же необходимость охраны памятников археологии, как и памятников архитектуры и искусства, традиционно у большинства людей сомнений не вызывает.

В середине 1980-х г.г. были обозначены основные признаки, свойства, качества и функции памятников истории и культуры. Было окончательно признано главное достоинство памятника - его подлинности, т.е. факта физического его существования как основного доказательства реальности исторического действия, имевшего место в прошлом.

Важные признаки памятников были выявлены и обоснованы А.Н. Дьячковым. Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. Признавая свойство памятника быть источником историко-культурной информации, он выделяет признание памятником со стороны общества историко-культурного объекта: «не следует ли искать объяснения феномена памятника именно в способности человека превращать тот или иной предмет в памятник, присваивая ему это достоинство в силу познанной и признанной обществом историко-культурной ценности?». Там же. С. 13. Только при том условии, когда историко-культурные объекты становятся признанными обществом, они приобретают статус памятника и «начинают играть роль памятников или выполнять функцию памятников». Качество предмета определяется через его признаки и свойства.

При рассмотрении качеств памятников истории и культуры следует уточнить, что признаками являются отличительные приметы внешнего характера, по которым можно узнать или отличить объект (памятник) в ряду других объектов, близких по внешним признакам.

Признаки памятников:

1. Материальность памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры - это материальные объекты (дома, храмы, древние курганы, боевые машины, скульптуры), которые обладают материальными характеристиками - имеют размеры, вес, твердость, материал, цвет и т.д.

2. Антропогенность памятников. Памятники истории и культуры - это результат деятельности людей, т.е. они антропогенны по своей природе. Человеческое общество преобразует или влияет на изменение естественной среды своего обитания не только в процессе производственной, но и любой другой деятельности: военной, политической, духовной, культурной. В результате этого появляются объекты, которые впоследствии становятся для общества памятниками военной или политической истории, архитектуры или искусства, науки или техники.

3. Недвижимость памятника. Под недвижимостью понимается его единство с окружающей средой. Это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда. Недвижимость памятников истории и культуры - это целесообразное, оправданное практикой их использования условие сохранения памятников, рекомендующее не отрывать их от своей естественной среды, места своего возникновения, где они являлись «участниками» или «свидетелями» событий. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 7-8.

Свойствами предметов являются их качества, проявляющиеся во взаимодействии с другими объектами. В рассматриваемом нами случае таковыми являются общество, люди, которые входят во взаимодействие с памятниками.

Свойства памятников:

1. Свойство сенсорного воздействия. Памятники истории и культуры являются материальными предметами и в силу этого обладают свойством воздействовать на органы чувств и вызывать у человека ощущения. Через чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте произошедшего исторического события.

2. Свойство быть источником информации. Памятники истории и культуры обладают свойством хранить и передавать информацию. Являясь результатом деятельности человека, они несут на себе следы его преобразующего воздействия, т.е. хранят информацию о том, результатом чего они являются сами.

Информация, содержащаяся в памятниках, бывает следующих видов: историческая, эстетическая, технологическая.

Под исторической информацией в широком её значение понимается всякая информация, заключённая в памятниках, т.к. все памятники отражают какую-либо из сторон истории человечества. Под эстетической информацией понимаются свидетельства, зафиксированные в произведениях художественной культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи, передаваемые в художественном образе. Из числа недвижимых памятников истории и культуры к первым относятся памятники монументально-изобразительного искусства, ко вторым - некоторая часть памятников архитектуры. Под технологической информацией понимается естественнонаучная информация, свидетельствующая о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком её законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде. Древние орудия служат источником информации о трудовой деятельности, развитии мышления, образе жизни древних людей и об их воздействии на изменение окружающей среды.

Таким образом, одним из основных свойств памятников истории и культуры является способность сохранять и передавать аутентичную (подлинную) историко-культурную информацию о прошедших событиях и явлениях, в результате которых и возникли памятники. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 10.

культурный памятник история

Предоставлю список памятников из раздела отечественной истории, т.к. о памятниках Шумера и Аккада и прочая, прочая, прочая, написано очень много.

  1. Рюриково городище в Новгороде

Больше тысячи лет назад на невысоком холме, неподалеку от центра современного Великого Новгорода стоял город - богатый административный, торговый и ремесленный центр всего Приильменья - Рюриково городище. Археологи обнаружили в его культурном слое множество вещей скандинавского происхождения. Городище стало предшественником столицы новгородского княжества; именно сюда, по легенде, пришел княжить варяг Рюрик.

2. Костенки

Один из самых знаменитых археологических памятников эпохи палеолита находится в России, в Воронежской области. Первые поселения человека в Костенках появились 45 тысяч лет назад. В Костенках находили груды костей животны - древние жители этих мест строили жилища из костей мамонтов. Среди 40 000 находок - орудия труда и произведения искусства.

3. Гнездово

По обе стороны Днепра в Смоленской области находится крупнейший памятник, относящийся ко времени зарождения древнерусского государства - Гнездовский курганный комплекс. Когда-то здесь были насыпаны 3500−4000 курганов. И славяне, и скандинавы в VIII-X вв. хоронили умерших одинаково: сначала помещали тело в погребальный костер, а зачем насыпали курган. Некоторые курганы насыпаны на сожженных погребальных ладьях; такие захоронения оказались особенно богатыми. В них находили ювелирные украшения, сломанные мечи и другие предметы.

Шлемы, найденные в Гнездовских курганах

4. Фанагория

Фанагория - одна из немногих древнегреческих колоний на территории современной России. Крупный портовый город служил второй после Пантикапея (совр. Керчь) столицей Боспорского царства. На территории современного города были раскопаны административные и жилые здания конца VI - первой половины V в. до н.э. Самой ценной находкой за историю раскопок стал деревянный корабль. Его удалось датировать благодаря металлическому тарану, на котором обнаружился отлитый знак царя Боспорского государства Митридата VI Евпатора (звезда и полумесяц). Судя по всему, корабль биремы (гребного военного судна с двумя рядами весел по каждому борту) входил в состав царского флота и был сожжен во время штурма Фанагории 63 г. до н.э.

5. Херсонес

В октябре 2015 года музей-заповедник Херсонес Таврический перешел к России, и, хотя ЮНЕСКО и отказалась признать этот факт, сейчас музей-заповедник находится под руководством российского министерства культуры. Единственный греческий полис в Причерноморье, Херсонес успел побыть римской колонией, войти в состав Боспорского царства, краткое время был независимым, вошел в состав Византии, пережил набеги войск Чингизхана, был дважды разрушен и разграблен литовскими князьями, видел генуэзских купцов. Его культурный слой хранит память о каждом периоде истории древнего города.

6. Селитренное городище (Сарай-Бату)

На территории Астраханской области находится основанная ханом Батыем столица Золотой Орды - город Сарай-Бату. Селитренным он стал намного позже, когда при Петре I здесь поставили заводы по производству селитры. На территории памятника найдены фундаменты множества зданий - общественных, жилых и производственных. Города Золотой Оржы строились покоренными народами, поэтому материальная культура Сел Сарай-Бату была очень эклектична.

Реконструкция жилищ города Сарай-Бату

7. Городище Старая Рязань

Один из самых богатых городов Древней Руси, столица Рязанского княжества находился совсем не там, где стоит современная Рязань. Городище Старая Рязань обнаружили в 1822 году благодаря случайной находке - кладу золотых украшений. После Великой Отечественной войны за раскопки взялись серьезно. На городище были найдены три храма, предметы искусства, дома и помещения, где люди занимались ремеслами, 16 кладов с монетами и ценными вещами.

За 3 тысячи лет до нашей эры на территории современной Челябинской области было построено огромный укрепленный город. В специальных мастерских его жители плавили бронзу и занимались гончарным ремеслом. Город был строго распланирован и имел ливневую канализацию.

Образованные остатками укреплений и жилищ круговые фигуры в степи привлекли не только историков, но и приверженцев оккультизма всех сортов: они называют памятник археологии «местом силы», «колыбелью человечества» и «прародиной ариев».

Времена Древней Руси, памятники культуры которой составляют предмет настоящего обзора, - это важнейший период в отечественной истории, так как именно тогда были заложены основы государственности, общественной, политической, экономической и социальной структур, что нашло свое выражение в письменных, археологических и архитектурных источниках.

Общая характеристика эпохи

Основы государства управления складывались во времена Древней Руси. Памятники культуры данной эпохи интересны тем, что в них отразились идейные основы молодого российского общества, только что принявшего православие. Большую роль в их создании сыграла инициатива князей, которые очень часто способствовали каменному строительству, написанию летописей, возведению зданий гражданского и оборонительного назначения. Впоследствии инициатива перешла и к населению, в первую очередь к городским жителям, которые очень часто на собственные средства возводили церкви, храмы. Большое значение в этом культурном процессе сыграло греческое влияние. Византийские мастера стали строителями многих памятников, а также обучили многому русских, которые, переняв их правила и традиции, скоро стали создавать свои собственные уникальные сооружения.

Тип храмов

Времена Древней Руси, памятники культуры которой в основном представлены церковным строительством, традиционно принято датировать домонгольским периодом, с 9 по начало 13 века, однако в более широком смысле к данному понятию применимы и поздние столетия. Русская архитектура восприняла византийские традиции, поэтому крестово-купольные храмы Древней Руси, в принципе, повторяют их особенности. Однако в нашей стране в основном распространение получило возведение белокаменных прямоугольных церквей, а полукруглый купол был заменен на шлемообразный. Мастера очень часто создавали мозаики и фрески. Особенно были распространены четырехстолпные храмы, реже встречались с шестью и восьмью колоннами. Чаще всего они имели три нефа.

Ранняя церковь

Времена Древней Руси, памятники культуры которой неразрывно связаны с крещением и принятием православия, стали эпохой расцвета каменного храмового строительства. В списке этих строений следует выделить самые основные, возведение которых стало знаковым событием в истории и послужило началом к дальнейшему сооружению. Одной из первых наиболее крупных и значимых храмов стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая также получила в народе название Десятинной, так как князь специально выделил для нее десятую часть своих доходов. Она была построена при Владимире Святославиче Святом, который крестил русскую землю.

Особенности

Археологи затрудняются восстановить ее первоначальный облик, тем не менее некоторые сохранившиеся данные, такие как греческие клейма на кирпичах, мраморные украшения, говорят о том, что строительство проводили греческие мастера. Вместе с тем сохранившиеся надписи на кириллице и керамические плитки позволяют говорить об участии в возведении славян. Церковь построена как крестово-купольное сооружение по традиционному византийскому канону.

Храмы 11 века

Времена Древней Руси, памятники культуры которой доказывают быстрое распространение и утверждение православия в нашей стране, стали периодом активного строительства церквей, разных по размеру, композиции и структуре. Второй по значимости храм в этом списке - это Он был возведен при княжении Ярослава Мудрого и должен был стать главным религиозным центром новой державы. Его особенностью является наличие больших хоров. Он имеет тринадцать куполов с окнами. В центре расположен главный, ниже - четыре поменьше, а далее находятся еще более маленькие восемь куполов. Собор имеет две лестничные башни, двухъярусную и одноярусную галереи. Внутри имеются мозаики и фрески.

Крестово-купольные Руси получили большое распространение в нашей стране. Еще одной важной постройкой стала Киево-Печерской лавры. Она имела три нефа, просторный интерьер и один купол. Он был взорван в годы Второй мировой войны и впоследствии восстановлен в традициях украинского барокко.

Новгородская архитектура

Памятники русской культуры разнообразны по стилю и структуре. Новгородские храмы и церкви имеют свои уникальные особенности, которые позволяют выделить эту традицию как особую в истории отечественной архитектуры. Отдельно в списке древнерусских строений следует выделить который долгое время оставался главным религиозным центром республики. Он имеет пять куполов, лестничную башню. Купола имеют формы шлемов. Стены построены из известняка, интерьер похож на киевскую церковь, арки удлинены, однако некоторые детали претерпели небольшое упрощение, что впоследствии стало характерной особенностью архитектуры города.

Поначалу мастера подражали киевским образцам, однако впоследствии новгородская архитектура получила свой самобытный облик благодаря уникальным и легко узнаваемым особенностям. Их храмы отличаются небольшими размерами, приземистостью и простотой оформления. Одна из самых известных церквей в данном стиле - это Спасо-Преображенский храм на Нередице. Он очень прост, однако имеет очень величественный облик. У него небольшие размеры, в нем нет внешнего декора, линии очень просты. Эти особенности характерны для новгородских храмов, внешний облик которых даже отличается некоторой непропорциональностью, что делает их неповторимыми.

Постройки в других городах

Памятники в Нижнем Новгороде также входят в список наиболее известных древнерусских строений. Одна из церквей посвящена святому Она была возведена в 16 веке в память избавления города от нашествия татар и ногайцев. Поначалу она была деревянная, но потом, в середине 17 века, была перестроена в камне. В 19 веке церковь из одноглавой была перестроена в пятиглавую, которая дала название улице в городе.

Памятники в Нижнем Новгороде занимают видное место в истории отечественной архитектуры. Один из наиболее известных - это Михайло-Архангельский собор, построенный в 13 веке. Это была белокаменная церковь с 4 столпами и 3 апсидами.

Итак, города других земель и удельных княжеств также стали центрами активного архитектурного строительства. Их традиции отличаются своими оригинальными и неповторимыми особенностями. Церковь Николы Надеина в Ярославле - это уникальный храм 17 века. Он был возведен на берегу Волги и стал первым каменным храмом на посаде города.

Инициатором выступил купец Надей Светешников, после которого многие торговцы и ремесленники стали также возводить церкви. Основа храма была поднята на высоком основании, наверху было пять куполов на тонких барабанных шейках. Церковь Николы Надеина имеет уникальный иконостас. Он выполнен в барочном стиле и заменил в 18 веке более древний.

Значение

Таким образом, древнерусская архитектура является уникальной по своим особенностям, стилю и интерьеру. Поэтому она занимает видное место не только в отечественной культуре, но и в мировом искусстве в целом. В связи с этим в настоящее время особенно важна охрана памятников истории и культуры. Многие из них не дошли до нашего времени, некоторые были разрушены в годы войны, так что современные археологи и реставраторы придают большое значение их реконструкции и обновлению.