Государственный эрмитаж произведения. Экспонаты эрмитажа. Что можно увидеть в Эрмитаже в наши дни

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) входит в тройку самых знаменитых и крупнейших музеев мира. Его история и коллекция достойны особого внимания. Почти каждый турист, приезжающий в Северную столицу России, стремится попасть в Эрмитаж. Расскажем о том, чем примечательно собрание произведений искусств этого музея. А также о самых интересных проектах и фактах из жизни Эрмитажа.

История создания

Начало будущей коллекции музея было положено императрицей Екатериной Второй. Она покупала для себя произведения искусства, самым значительным ее приобретением было собрание купца Гоцковского. Сначала коллекция размещалась во дворцах, но она быстро росла, и вскоре императрица поняла, что необходимо строить специальное здание.

Настоящая история Государственного Эрмитажа начинается в 1764 году, когда был заложен Малый Эрмитаж. Но очень быстро и это сооружение было заполнено произведениями искусств, и в 1775 году появляется здание Большого Эрмитажа. К концу 18 века в Эрмитаже хранилась одна из лучших и крупных коллекций произведений искусства в Европе. На музей работала целая команда закупщиков, которые по всей Европе искали выдающиеся экспонаты. В середине 19 века комплекс музея пополнился еще одним зданием и приобрел сегодняшний вид. До 1917 года музей не был широко доступным, билет можно было получить только в дворцовой кассе и всем их не раздавали. После революции музей стал народным достоянием, часть коллекции была распределена между разными музеями государства, но собрание также пополнялось за счет привоза ценностей из частных коллекций. Часть произведений советская власть продала за границу, стремясь пополнить золотовалютные резервы молодого государства. Во время Второй мировой войны ценности Эрмитажа были эвакуированы на Урал, но уже с 1945 года музей вновь открылся для посетителей.

Эрмитаж сегодня

Современный Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) - это крупнейший культурный, исследовательский и музейный комплекс страны. Эрмитаж сегодня активно растет, уже открыты представительства музея в 4 городах, готовится новое открытие в Екатеринбурге. Сотрудниками Эрмитажа ведется огромная просветительская и научная работа, осуществляется сотрудничество со всеми крупнейшими музеями мира, проходят выставки в разных странах. Продолжается большая деятельность по пополнению собрания, специалисты ищут достойные экспонаты, ведут переговоры с коллекционерами. Музей сегодня - это крупный комплекс, здесь ведутся реставрационные работы, проводятся экспертизы, осуществляется огромная программа по привлечению посетителей. Сюда ежегодно приходит не менее 5 млн человек.

Здания Эрмитажа

Огромный комплекс под названием Государственный Эрмитаж сегодня включает 5 основных сооружений, не считая отдельных помещений в других зданиях, например, в Главном штабе. Самое старое помещение музея - Малый Эрмитаж. Оно было построено в 1764-1766 году архитектором Ю. Фельтеном. В комплекс Малого Эрмитажа входят также знаменитые Висячие сады и Северный и Южный павильоны. Комплекс выполнен в строгом стиле классицизма. В 1777 году тот же Ю. Фельтен возводит Большой Эрмитаж, он гармонично сочетается с ранее построенными сооружениями комплекса. Позже Д. Кварнеги пристроил к этому дому корпус, в котором находятся лоджии Рафаэля.

В конце 19 века Лео фон Кленце проектирует специальное здание для публичного посещения музея, получившее название Новый Эрмитаж. Эффектное сооружение в стиле историзм гармонично вписалось в ранее созданный комплекс. Самым знаменитым элементом этого здания является входной портик с атлантами. Еще одно помещение, входящее в комплекс, - это Эрмитажный театр. Построен он был еще при Екатерине Второй. Сегодня здесь даются спектакли и концерты, демонстрируются выставки. Государственный Эрмитаж, залы которого поражают великолепием и размахом, является настоящим символом Петербурга. А комплекс зданий музея - одной из главных архитектурных доминант города.

Коллекция

Описанию собрания Эрмитажа посвящено немало томов и каталогов. Сегодня коллекция музея насчитывает около 3 млн экспонатов. Публике показывается лишь малая часть собрания. Многие предметы и произведения искусства боятся света и воздуха, поэтому хранятся исключительно в специальных условиях. Доступ к ним имеют только узкие специалисты. Крупнейшее хранилище произведений искусств в стране сегодня - это Государственный Эрмитаж. Живопись, скульптура, графика, памятники истории - коллекция музея позволяет представить всю историю человеческой цивилизации. Собрание включает несколько разделов: культура и искусство первобытного мира, искусство античности, живопись Европы с 13 по 20 века, декоративно-прикладное искусство, монеты. Однако коллекция музея имеет явные пробелы, например, в Эрмитаже, как и в России вообще, нет ни одной картины Вермеера, отсутствуют произведения многих значительных итальянцев, слабо представлено искусство 20 века.

Главные шедевры

Государственный Эрмитаж, произведения и здания которого являются уникальными, - музей огромный. Чтобы осмотреть всю экспозицию, нужно потратить немало дней. Но, как и в любом музее мира, здесь есть шедевры, которые нельзя пропустить и которые составляют предмет особой гордости. К ним относятся:

- «Даная» и «Блудный сын» Рембрандта;

- «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи;

Уникальные часы «Павлин»;

- «Дама в голубом» Гейнсборо;

- «Танец» А. Матисса;

Фрески из буддийских храмов;

Предметы Пазырыкской культуры;

Скульптура «Вечная весна» Родена;

Парадная лестница Зимнего дворца;

Коллекция предметов русского интерьера 19 - начала 20 веков.

Это, конечно, только самое-самое, в музее так много ценных произведений на разный вкус, что выбрать главные шедевры очень непросто.

Руководство музея

Государственный Эрмитаж на стадии своего создания лично курировался императрицей Екатериной Второй. За свою долгую историю музей сменил 17 руководителей. Сегодня директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. В 1992 году он пришел на место, которое когда-то занимал его отец - выдающийся археолог, востоковед. Он возглавлял главный музей страны почти 30 лет. Михаил Борисович сегодня стремится продолжать устоявшиеся традиции Эрмитажа, многое делает для его развития. Так как музей - это огромный, разноплановый комплекс, директору приходится больше заниматься административными вопросами, чем изучением произведений искусства. Однако директор музея является признанным ученым с мировым авторитетом.

Службы и специалисты

Государственный Эрмитаж - сложная многоступенчатая структура. Здесь есть отделы, связанные с работой по определенным периодам истории искусств, например, отдел Античного мира. Есть немало экспертных подразделений, например, отдел научно-технической экспертизы памятников. Сотрудники музея - это лучшие специалисты в своих областях, здесь работает немало докторов наук, несколько академиков. Функционирование такого комплекса, как Эрмитаж, невозможно без различных технических и сопровождающих служб. Всего в музее работает несколько сотен человек.

Проекты Эрмитажа

Государственный Эрмитаж, произведения которого ежедневно хотят увидеть около 300 тыс. человек, кроме выставочной и экспозиционной работы, ведет немало других проектов. Одним из масштабнейших проектов музея является работа по созданию реставрационно-хранительского центра «Старая деревня». Это комплекс из пяти зданий, в которые будет перемещено часть фондов музея для реставрации и качественного хранения. Еще одна интересная инициатива Эрмитажа - это создание музея геральдики в здании Биржи в Санкт-Петербурге. Также музей ведет работу по открытию своих представительств в других городах и странах. В ближайших планах открытие Эрмитажей в Екатеринбурге. Еще одна амбициозная задача музея - это формирование коллекционного фонда произведений искусства 20-21 веков, которое слабо представлено в Эрмитаже.

За свою долгую историю Государственный Эрмитаж оброс большим количеством легенд и мифов. Общая площадь музея сегодня составляет 233 тыс. кв. м, в нем более 1000 комнат, 117 лестниц. В Эрмитаже, кроме сотен сотрудников, официально работают 50 котов, их задача - ловить мышей, которые могут повредить произведения искусств. Среди уникальных шедевров музея есть Колыванская ваза из яшмы, вес которой составляет 19 тонн. Для того чтобы внести ее в зал, пришлось разбирать стену музея. Если на осмотр каждого экспоната музея потратить всего 1 минут, то для охвата всех коллекций придется потратить около 11 лет. О музее ходит немало легенд, говорят, что периодически по ночам в окнах музея видны женские силуэты, а в недрах дворцов есть несколько кладов. Во время Второй мировой войны в подвалах Эрмитажа были открыты 12 бомбоубежищ, которые спасли немало жизней ленинградцев.

Практическая информация

Государственный Эрмитаж, адрес которого: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2, известен любому туристу и является самым посещаемым музеем России. Билет для взрослого россиянина стоит всего 400 рублей. Каждый первый четверг месяца можно посетить музей бесплатно, есть множество льгот для различных категорий граждан. Эрмитаж работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.30 до 18 часов, в среду и пятницу - до 21 часа.

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи

«Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи – одно из самых трогательных и лирических изображений мадонн в мире. На картине Леонардо традиционный христианский символизм неразрывно связан с проявлением высоких человеческих чувств – любви, нежности и заботы. Картина была приобретена в 1864 г. у графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане, и является истинной жемчужиной Эрмитажа.

☼ ☼ ☼

«Кающаяся Мария Магдалина», Тициан

Существует четыре варианта этой знаменитой картины. Один из них хранится в Эрмитаже, остальные - в музее Каподимонте (Неаполь), в собрании Кольнаги (Лондон) и Кандиани (Бусто Арсицио). Эрмитажный вариант считается наиболее совершенным. Вопреки церковным канонам великий художник изобразил на ней не экзальтированную грешницу в религиозном экстазе, а страдающую земную женщину, изнуренную душевными муками.

☼ ☼ ☼

«Апостолы Петр и Павел», Эль Греко

Доменико Теотокопули (Эль Греко) – один из самых загадочных художников Позднего Возрождения. Картина «Апостолы Петр и Павел» была написана в 1592 году, но долгие годы пребывала в забвении и стала известна поклонникам искусства лишь 300 лет спустя. О скрытом в ней смысле и символах до сих пор спорят не только искусствоведы, но и теологи. Известно лишь, что образ апостола Павла – это слегка видоизмененный автопортрет самого Эль Греко. Лицо Павла написано в особой технике, настолько тонкой, что изображение не фиксируется на рентгенограмме.

☼ ☼ ☼

«Юноша с лютней», Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо)

Картина Карваджо «Юноша с лютней» долгое время экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка» - эксперты были убеждены, что на полотне изображена девушка. Но биограф художника Питер Робб утверждал, что на картине изображен друг художника Марио Миннити. Это одна из первых картин Караваджо, где используется прославившее мастера направленное освещение. Чтобы достичь нужного эффекта, живописец размещал свои модели в темном подвале с единственным окном и усаживал под падающий луч света.

☼ ☼ ☼

«Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн

Известно, что «Данаю» Рембрандт написал не для продажи, а для себя, и картина покинула его дом, только когда все имущество художника распродали за долги. Это произведение долгие годы ставило искусствоведов в тупик: его стиль решительно не соответствовал дате написания, сюжет грешил необъяснимыми странностями. Лишь в середине ХХ века, после изобретения рентгенографии, загадка разрешилась. Оказалось, что вначале на полотне была изображена жена Рембрандта, Саския, рядом со смеющимся ангелом и падающим с неба золотым дождем. Но после смерти любимой супруги художник переписал картину. Золотой дождь исчез, ангел стал печальным, и лицо Данаи приобрело черты Гертье Диркс, новой подруги мастера.

☼ ☼ ☼

«Возвращение блудного сына», Рембрандт Харменс ван Рейн

«Возвращение блудного сына» - одна из последних, наиболее выразительных картин Рембрандта. Ее сюжет вполне соответствует евангелическим канонам, но искусствоведы до сих пор пытаются разгадать, что именно зашифровано в фигурах, тонущих во мраке на заднем плане. По одной из версий, в картине одновременно изображены сразу два временных пласта – блудный сын до своего ухода из дома и он же после возвращения.

☼ ☼ ☼

«Дама в голубом», Томас Гейнсборо

«Дама в голубом» - единственная картина выдающегося английского художника Томаса Гейнсборо, представленная в России. Принято считать, что на ней изображена герцогиня Елизавета де Бофор, дочь адмирала Боскауэна. Интересно, что хотя герцогиня де Бофор считается воплощением женственности и аристократического изящества, ее мать Фрэнсис Боскауэн была одной из самых рьяных сторонниц движения «синий чулок», зародившегося в те годы в Великобритании.

☼ ☼ ☼

«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар

Портрет актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари наполнен неповторимыми переливами ярких, солнечных красок. История его драматична – он едва не был уничтожен сразу после написания. Когда картина была готова, художник решил отправить ее на выставку. Краски на полотне были еще совсем свежими, и Ренуар не покрыл его лаком. Но служащий, который перевозил картину, решил, что художник поступил так из-за недостатка средств, и положил на портрет слой лака самостоятельно. В итоге краски потекли, и Ренуару пришлось срочно переписывать портрет заново.

☼ ☼ ☼

«Танец», Анри Матисс

Картина «Танец» написана всего тремя красками – синей, зеленой и оранжевой. Она была создана в 1910 году на заказ для московского коллекционера Сергея Щукина в качестве декоративного панно, предназначенного для украшения парадной лестницы особняка. После Октябрьской революции собрание живописи Щукина было конфисковано, и «Танец» оказался в Эрмитаже. Эрмитажное полотно – вторая и более знаменитая версия картины «Танец». Первая была написана в 1909 году, в настоящее время она экспонируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

☼ ☼ ☼

«Любительница абсента», Пабло Пикассо

Картина «Любительница абсента» относится к «голубому» периоду творчества Пабло Пикассо, наполненному острым чувством бесприютности и одиночества. Это выразительное, трогательное произведение привез в Россию московский коллекционер Сергей Щукин. К 1914 году в коллекции Щукина была 51 работа Пикассо - самое крупное в мире собрание картин этого художника, находящееся в частном владении. Критики тех лет в глаза называли Щукина «сумасшедшим», но именно ему Эрмитаж обязан тем, что в его коллекции оказались лучшие картины Пикассо.

☼ ☼ ☼

«Мост Ватерлоо. Эффект тумана» Лондонский цикл Клода Моне

Картина Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» обладает необычным оптическим эффектом. Если подойти к картине вплотную, то невозможно различить ничего, кроме почти одинаковых по тону хаотичных мазков. Но по мере удаления детали картины начинают постепенно проступать, и с расстояния около двух метров перед зрителем предстает четкая композиция, в которой предметы резко отделены от фона и даже ощущается движение воды в реке. Эксперты называют эту картину «магической».

☼ ☼ ☼

«Чёрный квадрат», К. С. Малевич

«Чёрный квадрат» Казимира Малевича – одна из самых известных работ русской авангардной живописи. Это яркое воплощение идей супрематизма – направления искусства, которое использует для описания окружающих форм, пространства и движения простые геометрические формы. Невзирая на внешнюю простоту изображения, это глубокая философская концепция, которая в наше время получила широкое распространение в организации пространства жилых и общественных помещений, дизайне, оформительском искусстве.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Государственный Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира, здесь хранится почти три миллиона экспонатов: живопись, скульптура, графика, предметы прикладного искусства, более миллиона монет и медалей…

Собрание Эрмитажа дает возможность познакомиться с историей искусства разных народов европейских стран и Востока со времен глубокой древности до наших дней.
Начало музею было положено императрицей Екатериной II в 1764 году, когда императрица в счет долга русской казне приняла от берлинского купца И.Э.Гоцковского коллекцию из 225 картин. Иоганн Эрнст Гоцковский собирал эту коллекцию для прусского короля Фридриха II, но поражение Пруссии в Семилетней войне, вынудило монарха отказаться от покупки.


И.Э.Гоцковский не был большим знатоком искусства, поэтому в собрание вошли произведения разного художественного уровня. Среди картин преимущественно работы фламандских и голландских художников, наряду с несколькими произведениями итальянских мастеров XVII века особую ценность представляют: "Портрет молодого человека с перчаткой в руке" Франса Хальса и "Гуляки" Яна Стена.
В 1769 году Эрмитаж пополнила коллекция графа Генриха фон Брюля, приобретенная у его наследников. В коллекцию вошли гравюры и рисунки, более 600 картин голландской, фламандской, французской, итальянской и немецкой школ. Брюль собирал произведения живописи для Августа III.

Это собрание, отличалось высоким художественным уровнем. Среди шедевров коллекции-полотна Рембрандта "Портрет ученого" и "Портрет старика в красном", Рубенса "Персей и Андромеда", работы Пуссена "Снятие с креста" и Ватто "Затруднительное предложение", а также пейзажи кисти Рейсдала. Среди итальянских полотен особый интерес вызывает полотно Тьеполо "Меценат представляет Августу свободные искусства", написанное около 1745 г. для графа Альгаротти и подаренное им Брюлю.

В течение следующего десятилетия для Эрмитажа были приобретены коллекции Антуана Крозаи сэра Pоберта Уолпола. Картинная галерея, принадлежавшая Антуану Кроза, барону де Тьеру, была куплена в Париже в 1772 году. В переговорах с наследниками барона о покупке собрания принимал участие Дидро. Коллекция обогатила Эрмитаж такими шедеврами, как "Святое семейство" Рафаэля, "Юдифь" Джорджоне, "Даная" Тициана, "Даная" и "Святое семейство" Рембрандта, "Оплакивание Христа" Веронезе, шесть портретов кисти Ван Дейка. Среди произведений Рубенса "Вакх" и "Портрет камеристки", а так же эскизы для оформления Люксембургского дворца в Париже. В числе работ французских художников в состав собрания Эрмитажа вошли картины "Актеры французского театра" Ватто и "Прачка" Шардена. Помимо картин итальянской, нидерландской,

голландской и фламандской школ, коллекция Кроза включала много полотен французских мастеров XVII-XVIII вв.: Пуссена, Миньяра, Ватто, Шардена и др..
Одним из важнейших событий в истории Эрмитажа стало приобретение в Англии 198 картин галереи известного коллекционера первой половины XVIII века Уолпола.

Полотна хранились в родовом замке Хоутон-Холл, внук коллекционера Джордж Уолпол предложил Екатерине II через русского посланника в Лондоне А.C. Мусина-Пушкина купить галерею.
Собрание составило основу коллекции итальянской живописи XVII в. В Эрмитаж поступили полотна Джордано

"Вакх" и "Кузница вулкана", Г. Рени "Спор Отцов Церкви", С. Розы "Блудный сын" и "Демокрит и Протагор". Пополнилась и коллекция фламандской живописи, которая, за небольшими исключениями, приобрела тогда свой нынешний облик: "Пейзаж с возчиками камней", "Пир у Симона Фарисея", эскизы маслом триумфальных арок Рубенса, многие работы Ван Дейка - "Мадонна с куропатками" и портреты лондонского периода, четыре огромные "Лавки" и "Птичий концерт" Снайдерса. Среди шедевров других школ: "Святое семейство" и "Моисей, иссекающий воду из скалы" Пуссена, "Непорочное зачатие" и "Поклонение пастухов" Мурильо, «Жертвоприношение Авраама" Рембрандта.

В 80-е годы XVIII столетия Екатерина II приобрела собрание Лайд Брауна, которое явилось основой эрмитажной коллекции древней скульптуры. Джон Лайд Браун, директор Британского банка, член Лондонского общества антикваров создавал коллекцию на протяжении всей своей жизни. За 40 лет он приобретал скульптуры у антикваров и археологов Италии, у владельцев итальянских палаццо, коллекция насчитывала свыше 300 скульптур.

Наиболее ценная часть коллекции Брауна-скульптурные портреты, включающие, наряду с римскими, один ранний греческий портрет, так называемое изображение "Сервилия Ахалы".

Еще одним важным приобретением екатерининской поры-стала Коллекция графа Бодуэна. Это собрание, насчитывающее 119 картин, преимущественно фламандской и голландской школ, было последним крупным пополнением Картинной галереи Эрмитажа в XVIII веке. Оно включало девять картин Рембрандта, среди которых: "Портрет старика", "Портрет старушки", "Портрет поэта Иеремиаса де Деккера", "Девушка, примеряющая серьги", а также полотна Ван Дейка, Остаде, Якоба ван Рейсдала и Тенирса Младшего.
Екатерина II ставила перед собой цель-создание дворцовой галереи, не уступающей галереям европейским. По указу императрицы на Дворцовой набережной, по соседству с Зимним дворцом был построен Малый Эрмитаж по проекту архитектора Валлена Деламота. Северный и Южный корпуса его соединены, расположенным на уровне второго этажа висячим садом, по сторонам которого были устроены галереи. В этих галереях и разместились художественные коллекции, положившие начало собраниям императорского музея.

Именно в Малом Эрмитаже хранятся знаменитые часы "Павлин", которые были приобретены у английской герцогини Кингстонской. В 1777 году герцогиня на собственном корабле с грузом художественных ценностей, вывезенных из Англии, приплыла в Санкт-Петербург. Исследователи не сомневаются, что эти замечательные часы сделаны Джеймсом Коксом, так как их стиль характерен для его работ.
Часы были куплены князем Г.А.Потемкиным-Таврическим в 1780 году, но до начала 1790 года описание их не встречалось нигде. Первое упоминание "Павлина" принадлежит Г.Г.Георги, который в своей книге "Описание столичного города Санкт-Петербурга" говорил о них следующее: "В одной из комнат сего дворца есть искусная работа одного англичанина, имеющая вид кряжа, во внутреннем расположении коего играют куранты и в самое то время сова бьет такт, павлин поднимает крылья, а петух поет. Механик

Кулибин привел оные в прежнее их состояние и действие".

В 1771-1787 гг. по заказу императрицы для размещения дворцовых коллекций и библиотеки по проекту архитектора Ю.М.Фельтена, было построено здание на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем, которое стало называться Большим Эрмитажем. В 1792 году Д.Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане.

Коллекция живописи составляла лишь часть эрмитажного собрания. Екатерина II писала Гримму в 1790 г.: "Мой музей в Эрмитаже состоит, не считая картин и лоджий Рафаэля, из 38 000 книг, четырех комнат, наполненных книгами и гравюрами, 10 000 резных камней, приблизительно 10 000 рисунков и собрания естественно-научного,

заполняющего две большие залы…". Екатерина II питала так же страсть к коллекционированию камей. Но в Эрмитаже Екатерины почти не было скульптуры. Античная скульптура из коллекции банкира Джона Лайд Брауна, привезенная в Россию в 1787 г. украшала летнюю резиденцию Екатерины II-Царское Село .
В дальнейшем пополнение фондов Эрмитажа стало более планомерным, к середине XIX века Эрмитаж превратился из частного собрания в крупнейший музей Европы. Вступление русских войск в Париж в 1815 г. ознаменовалось приобретением собрания, обогатившего Эрмитаж рядом первоклассных произведений из галереи Мальмезонского дворца, который был любимой резиденцией Наполеона. Здесь императрица Жозефина Богарне собрала

Замечательную коллекцию живописи и скульптуры. После кончины владелицы дворца в 1814 г. Александр I купил 38 картин у наследников - Гортензии и Евгения Богарне.

В 1865 году для Эрмитажа были приобретены 4 картины из фамильной галереи герцога Литта в Милане, среди них особую ценность представляет-"Мадонна с Младенцем" Леонардо да Винчи, называющаяся с тех пор "Мадонна Литта". Еще одна работа Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», которую называют «Мадонна Бенуа» была куплена у семейства Бенуа в 1914 году. В 1869 году собрание Эрмитажа пополнилось картиной Рафаэля "Мадонна с Младенцем", купленная во Флоренции из галереи графа Конестабиле. Шедевр стал собственностью императрицы Марии Александровны, выставлялся в Эрмитаже, по завещанию перешел в музей. Такова история лишь небольшой части богатейшего собрания Эрмитажа.
В 1852 году по указу Николая I было построено первое здание в

Видео YouTube

России, предназначенное специально для размещения художественных коллекций музея. Новый Эрмитаж , построенный по проекту Лео фон Кленце, примыкает к Малому Эрмитажу со стороны Миллионной улицы.

Новый Эрмитаж был задуман как универсальный музей. Николай I заботился о приобретении не только античной и современной скульптуры, но так же и других произведений искусства. В Помпеях в его присутствии были произведены раскопки. Все найденные предметы неаполитанский король подарил императору, и они поступили в Эрмитаж. Археологические раскопки проводились и на юге России. Так, в 1830 г. в окрестностях Керчи был раскопан курган Куль-Оба, где в склепе были обнаружены шедевры древнего

искусства. Благодаря этому событию древности Северного Причерноморья привлекли внимание императора, увидевшего в раскопках источник поступления в Эрмитаж античных раритетов.

Основу коллекции античных памятников составили скульптуры из Таврического дворца и Царского Села. В 1849 г. Николай I приобрел у римского антиквара Пиццати около 1500 античных ваз, множество бронз и терракот. Спустя два года император купил у Демидовых собрание античной и новейшей пластики. В 1852 году античная коллекция пополнилась приобретенными у семьи Лаваль 54 скульптур и 330 ваз.

Новым разделом эрмитажных собраний стала коллекция египетских древностей. В середине XIX в. в Эрмитаж поступили скульптуры, мозаики и картины по завещанию дипломата Д.П. Татищева. Именно Николаем I сделал последние крупные приобретения живописи за рубежом. В 1830-х гг. были совершены значительные покупки картин испанских художников, а в 1850 г. в Венеции была куплена коллекция галереи Барбариго, включающая полотна Тициана. Тогда же приобрели картины из собрания нидерландского короля Вильгельма, а в 1852 г. в Париже были приобретены полотна итальянской и испанской школ из коллекции Сульта.
В 1851-1858 гг. коллекция Эрмитажа пополнилась собранием монет и медалей крупнейшего петербургского собирателя Я.Я.Рейхеля. В результате собирательской деятельности Николая I в России был создан музей, по качеству и объему коллекций не уступавший известнейшим музеям мира.

После революции октябрьской революции 1917 г. Зимний дворец, являвшийся ранее императорской резиденцией, а так же Эрмитаж были объявлены государственными музеями. В парадных залах проводились кинематографические сеансы, концерты и лекции. В 1919 г. открылись первые выставки произведений искусства, остававшихся к тому времени в Петрограде.

В ноябре 1920 г. завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. В 1921 г. для посетителей открылись залы Картинной галереи, а через год и другие экспозиций. Посетители входили в музей со стороны Нового Эрмитажа, через портик с атлантами. Первые пять лет после революции вход в музей был бесплатным.
В 1920 г. в Зимнем дворце был открыт так же Музей Октябрьской революции, созданный по решению Петроградского совета. До начала Великой Отечественной войны Зимний дворец совмещал функции музея Октябрьской революции и музея художественно-исторического.
В 20-е и 30-е годы XX века собрании Эрмитажа утратило многие ценные экспонаты.
Так в 1920-е годы в Москву в центральный Музей старой западной живописи были переданы около 500 картин, среди которых "Турок" и "Портрет старушки" Рембрандта; "Тайная вечеря", "Мадонна", "Святой Франциск", "Портрет инфанта Фердинанда" Рубенса; "Портрет Воувера" и "Портрет Антония Триста" Ван Дейка; "Голова мальчика" Халса; "Похищение Европы" Лоррена; "Великодушие Сципиона" Пуссена.
В 1932-1934 годы произведения искусства из собрания Государственного Эрмитажа продавались, некоторые передавались в музеи союзных республик.

Эрмитаж стал основным источником добычи денег для построения новой государственной политики. Распродажи художественных ценностей в 1928-1933 гг. нанесли тяжелый и невосполнимый урон музею. Ценные вещи из Эрмитажа отправляли на европейские аукционы. Из 2880 картин-48 знаменитых шедевров мирового значения навсегда покинули стены музея. Коллекции музея стали источником подарков зарубежным официальным лицам, часто шедевры продавались за символическую цену.
Обстоятельства содеянного стали достоянием общественности, когда министр финансов США-Эндрю Меллон из-за осложнений с финансовым управлением передал приобретенную им 21 картину из собрания Эрмитажа столице США; ныне полотна находятся в коллекции Национальной галереи искусства в Вашингтоне.

Среди них: "Благовещение" Яна ван Эйка, "Поклонение волхвов" Боттичелли, "Мадонна Альба" и "Святой Георгий" Рафаэля, "Венера с зеркалом" Тициана, а так же произведения Перуджино, Веронезе, Антониса ван Дейка, Франса Халса, Рембрандта, Веласкеса.

Многие произведения искусства, входившие в собрание Эрмитажа, разошлись по государственным музеям и частным собраниям во всех уголках земного шара. Остановить распродажу эрмитажных собраний удалось только к 1934 г.
Начиная с 1932 года сотни картин и памятников прикладного искусства передавались из Эрмитажа в картинные галереи и музеи Украины, Белоруссии, Кавказа, а так же в разные города России.

Во время Великой Отечественной войны коллекции Эрмитажа были эвакуированы вглубь страны на Урал. Во время эвакуации не пропал ни один экспонат. В самом Эрмитаже велась работа по укрытию оставшихся коллекций и по приему на хранение ценностей из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда.

В условиях блокады, голода и холода проводилась консервация вещей. Здания и их интерьеры по возможности сохраняли от ветров, снегов и дождей.
Для защиты от воздушных налетов и обстрелов в Эрмитаже были сформированы подразделения гражданской обороны, а в подвалах зданий были оборудованы бомбоубежища. Несмотря на тяготы блокады, голод и холод, продолжалась научная деятельность.


В настоящее время Государственный Эрмитаж занимает девять зданий: Реставрационно-хранительский комплекс «Старая деревня», восточный корпус Главного штаба , дворец Меншикова на Васильевском острове, Новый Эрмитаж ,Зимний дворец , Малый Эрмитаж , Старый (Большой) Эрмитаж, и Эрмитажный театр . Последние четыре здания составляют знаменитый на весь мир ансамбль на Дворцовой набережной.

Помимо произведений искусства, хранящихся в Государственном Эрмитаже, особую художественную ценность представляют интерьеры залов эрмитажных зданий. Убранство залов создавалось гением знаменитых архитекторов, работавших в разное время и в разных стилях: Ф.Б.Растрелли, О. Монферрана, А.П.Брюллова, К.И. Росси, А.И. Штакеншнейдером.

Полную коллекцию экспонатов можно посмотреть здесь:

Искусство

83644

Кто-то подсчитал, что нужно было бы потратить восемь лет, чтобы обойти весь Эрмитаж, уделяя всего лишь по минуте на осмотр каждого экспоната. Так что, отправляясь за новыми эстетическими впечатлениями в один из главных музеев страны, необходимо запастись достаточным количеством времени и соответствующим настроением.

Главный музей Эрмитажа ‒ это совокупность пяти зданий, построенных в разное время разными зодчими для разных целей, и соединенных последовательно между собой, но визуально отличных по цвету фасадов (особенно хорошо это можно наблюдать со стрелки Васильевского острова): Зимний дворец ‒ творение Барталамео Растрелли, созданное по заказу императрицы Елизаветы, далее идет Малый Эрмитаж, затем ‒ анфилады залов Старого Эрмитажа (бывшие жилые покои императорской семьи), плавно перетекающие в здание Нового Эрмитажа (спроектировано европейским «музейным» архитектором Лео фон Кленце для размещения увеличивающейся огромными темпами коллекции) и Эрмитажный театр.

Обязательные к просмотру шедевры отмечены на плане музея стрелочками и картинками ‒ в принципе, это и есть традиционный маршрут большинства экскурсоводов и туристов.

Ниже приведен оптимальный список эрмитажных must see.


Классический экскурсионный маршрут по главному музею Эрмитажа начинается с Иорданской лестницы, или, как еще ее принято называть ‒ Посольской (именно по ней проходили во дворец знатные гости императоров и посланники иностранных держав). После белой с золотом мраморной лестницы дорога раздваивается: вперед и вдаль уходит анфилада парадных комнат, налево ‒ Фельдмаршальский зал. Парадные залы, тянущиеся вдоль Невы, выглядят несколько пустынно и сегодня используются для размещения временных выставок. Слева начинается вторая анфилада парадных залов, упирающихся в Тронный зал, который на контрасте с парадной лестницей выглядит довольно скромно.

Читать полностью Свернуть


Часть первого этажа, куда можно попасть, спустившись по Октябрьской лестнице (прямиком от импрессионистов), посвящена искусству древних обитателей Азии ‒ скифов. В зале под номером 26 представлены довольно хорошо сохранившиеся вещи из органического материала, найденные при раскопках царского некрополя в Горном Алтае, так называемого пятого Пазырыкского кургана. Культура Пазырыка относится к VI-III вв. до н. э. ‒ эпохе раннего железного века. Все найденные вещи сохранились в прекрасном состоянии, благодаря особым климатическим условиям ‒ вокруг кургана образовалась ледяная линза, в результате чего получился своего рода «природный холодильник», в котором вещи могут сохраняться на протяжении очень долгого периода. Археологи обнаружили погребальную камеру, которая представляла собой деревянный сруб высотой четыре метра, внутрь которого были помещены мумифицированные тела мужчины и женщины, а также конское погребение, находившиеся за пределами сруба. Найденные при раскопках вещи указывают на высокий общественный статус погребенных. В древности курган был ограблен, а вот конское захоронение осталось нетронутым. Повозку нашли в разобранном виде, предположительно, она запрягалась четверкой лошадей. Особой гордостью коллекции является прекрасно сохранившийся войлочный ковер, изображающий фантастический цветок, мужчину-всадника и превосходящую его по размерам женщину, по-видимому, божество. Археологи не пришли к единому мнению относительно того, когда и для чего был сделан этот ковер, детальные исследования показали, что впоследствии он был надставлен, может быть специально для погребения. Другие интересные экспонаты, расположенные в витрине напротив ‒ войлочные фигурки лебедей, набитые оленьим мехом. У лебедей чужие черные крылья, предположительно они были взяты от стервятников (погребальных птиц). Таким образом, древние наделяли лебедя свойством трансцендентности, превращая его в обитателя всех трех уровней мироздания: небесного, земного и водного. Всего было найдено четыре войлочные фигурки птиц, что позволяет сделать предположение, что лебеди имели отношение к повозке, в которой они должны были увозить в загробный мир души умерших (при раскопках лебеди были найдены между повозкой и ковром). Так же в кургане обнаружили и «импортные находки», например, конские чепраки, отделанные иранской шерстяной тканью и тканью из Китая, что позволяет говорить о контактах скифского населения Горного Алтая с культурами Центральной Азии и Древнего Востока уже в VI-III вв. до н. э.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 151, 153


Если вы немного подустали от многообразия картин и скульптур, можно немного отвлечься, переключившись на небольшой зал французского искусства XV-XVII вв., где представлена керамика Сен-Поршер и Бернара Палисси. Во всем мире насчитывается всего около 70 изделий Сен-Поршер, а в Эрмитаже можно увидеть целых четыре экземпляра. Технику Сен-Поршер (названную так по предполагаемому месту происхождения) можно схематически описать так: обыкновенную глину помещали в формы, а затем металлическими матрицами на формах выдавливался орнамент (сколько орнаментов столько и матриц), потом выемки заполнялись глиной контрастного цвета, изделие покрывалось прозрачной глазурью и обжигалось в печи. После обжига добавлялась декоративная роспись. Как видите, в результате такого замысловатого и трудоемкого процесса получалось крайне изящная и хрупкая вещица. В витрине напротив представлен еще один вид керамики ‒ керамика круга Бернара Палисси ‒ самого прославленного мастера-керамиста XVI века. В глаза сразу же бросаются красочные, необычные, так называемые «сельские глины» ‒ блюда, изображающие обитателей водной стихии. Техника выполнения этих блюд до сих пор остается загадкой, но искусствоведы полагают, что изготавливались они при помощи слепков с оттисков. Как будто чучело морского гада обмазывали жиром, а сверху накладывали кусок глины и обжигали. Из обожженной глины вытаскивали чучело и получали оттиск. Есть мнение, что гады, во время того, как на них накладывали глину, были всего лишь обездвижены эфиром, но отнюдь не мертвы. С полученного оттиска делали слепки, которые крепились к блюдам, все расписывалось цветной глазурью, затем покрывалось прозрачной и обжигалось. Посуда Бернара Палисси была так популярна, что у него было несметное число последователей и подражателей.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 272‒292


Если вы пройдете по анфиладе парадных комнат вдоль Невы, то попадете на запасную половину в комнаты с жилыми интерьерами ‒ тут и строго классические интерьеры, и гостиные, оформленные в стиле историзма, и рокайливо-затейливая мебель, и мебель ар-деко, и готическая деревянная двухъярусная библиотека Николая II со старинными фолиантами, с легкостью погружающая вас в атмосферу Средневековья.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 187–176


На третий этаж, в отдел стран Востока мало кто добирается. Если пройти чуть дальше из мира Матисса-Пикассо-Дерена, преодолев искушение спуститься вниз по деревянной лестнице, то вы попадете в отдел стран Востока. В нескольких залах экспозиции «Дальний Восток и Центральная Азия» размещены частично утраченные, частично восстановленные при помощи компьютерных технологий настенные фрески, возраст которых насчитывает не одну сотню лет. Они представляют невероятно утонченное искусство росписей пещерных и наземных буддистских храмов из Карашарского, Турфанского и Кучарского оазисов, расположенных по маршруту Великого Шёлкового пути. Фрески служат уникальным свидетельством единства буддийского мира в Индии, Центральной Азии и Китае домонгольского периода. Несколько лет назад часть фресок из коллекции была перевезена в реставрационно-хранительский центр «Старая деревня», где они теперь и выставлены.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, III этаж, залы 359‒367, экспозиция «Культура и искусство Центральной Азии»


Работы импрессионистов (Моне, Ренуар, Дега, Сислей, Писарро) представлены на третьем этаже Зимнего дворца. Одна из истинных жемчужин коллекции ‒ полотно Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс» (Claude Monet, Femme au jardin, 1867). По наряду девушки можно наверняка определить год написания картины ‒ именно тогда вошли в моду подобные платья. И именно это произведение украшало обложку каталога выставки работ Моне со всего мира, которая проходила несколько лет назад в Париже в Гранд Пале. Коллекция также изобилует работами постимпрессионистов Сезана, Гогена, Ван Гога и других французских художников начала XX века: Матисса, Дерена, Пикассо, Марке, Валлотона. Как это богатство оказалось в коллекции музея? Все картины ранее находились в собраниях русских купцов Морозова и Щукина, которые скупали в Париже работы французских живописцев, тем самым спасая их от голодной смерти. После революции картины национализирует советское государство и размещает их Московском музее нового западного искусства. В те годы в Москве гостил Альфред Барр ‒ основатель Нью-Йоркского музея современного искусства, для которого Щукинская и Морозовская коллекции послужили прообразом его будущего детища. После войны музей расформировывают по причине его антинародного и формалистического содержания, а коллекцию разделяют между двумя крупнейшими музеями России ‒ Пушкинским в Москве и Эрмитажем в Санкт-Петербурге. Отдельной благодарности заслуживает и тогдашний директор Эрмитажа ‒ Иосиф Орбели, который не побоялся взять на себя ответственность и забрать самые радикальные работы Кандинского, Матисса и Пикассо. Второй частью коллекции Морозова-Щукина сегодня можно полюбоваться в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX-XX вв. московского Пушкинского музея, что на Волхонке.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, III этаж, залы 316‒350


Как все дороги идут в Рим, так и все пути по Эрмитажу идут через Павильонный зал со знаменитыми часами, знакомыми всем по заставке телеканала «Культура». Дивной красоты павлин был выполнен модным в те времена английским мастером Джеймсом Коксом, приобретен князем Григорием Потемкиным-Таврическим в подарок Екатерине Великой, доставлен в Петербург в разобранном виде и уже на месте собран Иваном Кулибиным. Чтобы понять, где расположены часы, нужно проникнуть к ограждению и посмотреть под ноги павлину ‒ по центру стоит небольшой гриб, и именно в его шапке расположены часы. Механизм находится в рабочем состоянии, раз в неделю (по средам) часовщик входит в стеклянную клетку, и павлин поворачивается и раскрывает свой хвост, петух кукарекает, а сова в клетке крутится вокруг своей оси. Павильонный зал расположен в Малом Эрмитаже, и из него открывается вид на висячий сад Екатерины, ‒ когда-то там был настоящий сад с кустами, деревьями и даже животными, частично закрытый стеклянной крышей. Сам Малый Эрмитаж был построен по заказу Екатерины II для обедов и вечеров в интимном кругу друзей ‒ «эрмитажей», куда не допускались даже слуги. Оформление Павильонного зала относится к уже более позднему, послеекатерининскому периоду и выполнено в эклектичном стиле: мрамор, хрусталь, золото, мозаика. В зале можно найти еще множество крайне интересных экспонатов ‒ это и расставленные по залу тут и там, инкрустированные эмалью и полудрагоценными камнями (перламутр, гранат, оникс, лазурит) изящные столы, и бахчисарайские фонтаны слез, расположенные симметрично друг напротив друга на обеих стенах. По легенде, крымский хан Гирей, горько оплакивающий смерть своей любимой наложницы Диляры, заказал мастерам соорудить фонтаны в память о своем горе ‒ капля за каплей, из одной раковины в другую падает, словно слезы, вода.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, II этаж, зал 204


Привычный путь из Тронного зала лежит прямиком к часам с павлином, что сразу по галерее с прикладным искусством Средневековья налево. А вот если повернуть направо и немного прогуляться, то можно увидеть очень интересную коллекцию нидерландской живописи XVI-XVII вв. Так, например, здесь представлен алтарный образ Жана Белльгамба, посвященный Благовещению. Находящийся когда-то во владениях церкви, триптих ценен тем, что дошел в полном составе до наших дней. В центре триптиха, рядом с архангелом Гавриилом, принесшем Марии благую весть, изображен донатор (заказчик картины), что для нидерландской живописи XVI в. было весьма смелым шагом. Центральная часть построена как будто в перспективе: первый план занимает сцена Благовещения, а на заднем плане Дева Мария уже занята своими будничными делами – шьет пеленки в ожидании появления на свет младенца. Также стоит обратить внимание на два групповых портрета корпорации (гильдии) амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса, что само по себе является большой редкостью для любой музейной коллекции живописи, находящейся за пределами Нидерландов. Групповые портреты ‒ это особый живописный жанр, характерный именно для данной страны. Такие картины писались по заказу объединений (например, стрелки, медики, попечители благотворительных учреждений), и, как правило, оставались в стране и не вывозились за ее пределы. Не так давно в Эрмитаже проходила выставка групповых портретов, привезенных из музея Амстердама, в том числе там были представлены и две картины из коллекции Эрмитажа.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, II этаж, зал 262


В настоящее время в мире насчитывается 14 сохранившихся работ кисти прославленного живописца эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. В Эрмитаже находятся две картины его неоспоримого авторства ‒ «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». И это огромное богатство! Выдающийся художник, гуманист, изобретатель, архитектор, ученый, писатель, одним словом, гений ‒ Леонардо да Винчи является краеугольным камнем всего искусства европейского Ренессанса. Именно он положил традицию масляной живописи (до этого использовалась все больше темпера ‒ смесь натуральных цветных пигментов и яичного желтка), он же зародил треугольную композицию картины, в которую встраивалась Мадонна с младенцем и окружающие их святые и ангелы. Также обязательно обратите внимание на шесть дверей этого зала, инкрустированных золоченными металлическими деталями и черепаховым панцирем.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Большой (Старый) Эрмитаж, II этаж, зал 214


Парадная лестница Нового Эрмитажа поднимается от исторического входа в музей с Миллионной улицы, а ее крыльцо оформляют десять атлантов из серого сердобольского гранита. Атланты изготавливались под руководством русского скульптура Теребенева, отсюда и второе название лестницы. Когда-то с этого крыльца начинался маршрут первых посетителей музея (вплоть до середины двадцатых годов прошлого века). По традиции ‒ на удачу и чтобы вернуться ‒ нужно потереть пятку любого из атлантов.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Новый Эрмитаж


Мимо этого зала не удастся пройти, «Блудный сын» ‒ одна из последних и самых известных картин Рембрандта ‒ обозначен на всех планах и путеводителях, и перед ним, также как перед парижской «Джокондой», всегда собираются целые толпы. Картина бликует, и хорошенько ее рассмотреть можно разве лишь с поднятой головой, или чуть издалека ‒ с площадки Советской лестницы (названной так не в честь страны Советов, а в честь Государственного совета, собиравшегося рядом, в зале на первом этаже). Эрмитаж обладает второй по величине коллекцией картин Рембрандта, и соперничать с ней может лишь музей Рембрандта в Амстердаме. Тут и печально знаменитая «Даная» (обязательно сравните с «Данаей» Тициана ‒ два великих мастера интерпретируют один сюжет), ‒ в восьмидесятых годах посетитель музея плеснул на полотно серной кислотой и нанес два ножевых удара. Картину бережно реставрировали в эрмитажных мастерских на протяжении 12 лет. Есть здесь и прекрасно-мистическая «Флора», на которой, якобы, изображена в роли богини плодородия жена художника ‒ Саския, а также менее популярная, от того словно интимная картина ‒ «Прощание Давида с Ионафаном». На ней изображено прощание молодого полководца Давида и его верного друга Ионафана ‒ сына завистливого царя Саула. Мужчины прощаются у камня Азель, что в переводе означает «разлука». Сюжет взят из Ветхого Завета, и до Рембрандта традиции иконографического изображения сцен из Ветхого Завета не существовало. Картина, наполненная тонкой светлой грустью, написана после смерти любимой жены Рембрандта и отражает его прощание с Саскией.

В 1865 году для Эрмитажа были приобретены 4 картины из фамильной галереи герцога Литта в Милане, среди них особую ценность представляет-"Мадонна с Младенцем" Леонардо да Винчи, называющаяся с тех пор "Мадонна Литта". Еще одна работа Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», которую называют «Мадонна Бенуа» была куплена у семейства Бенуа в 1914 году. В 1869 году собрание Эрмитажа пополнилось картиной Рафаэля "Мадонна с Младенцем", купленная во Флоренции из галереи графа Конестабиле. Шедевр стал собственностью императрицы Марии Александровны, выставлялся в Эрмитаже, по завещанию перешел в музей. Такова история лишь небольшой части богатейшего собрания Эрмитажа.
В 1852 году по указу Николая I было построено первое здание в России, предназначенное специально для размещения художественных коллекций музея. Новый Эрмитаж , построенный по проекту Лео фон Кленце, примыкает к Малому Эрмитажу со стороны Миллионной улицы.

Новый Эрмитаж был задуман как универсальный музей. Николай I заботился о приобретении не только античной и современной скульптуры, но так же и других произведений искусства. В Помпеях в его присутствии были произведены раскопки. Все найденные предметы неаполитанский король подарил императору, и они поступили в Эрмитаж. Археологические раскопки проводились и на юге России. Так, в 1830 г. в окрестностях Керчи был раскопан курган Куль-Оба, где в склепе были обнаружены шедевры древнего искусства. Благодаря этому событию древности Северного Причерноморья привлекли внимание императора, увидевшего в раскопках источник поступления в Эрмитаж античных раритетов.

Основу коллекции античных памятников составили скульптуры из Таврического дворца и Царского Села. В 1849 г. Николай I приобрел у римского антиквара Пиццати около 1500 античных ваз, множество бронз и терракот. Спустя два года император купил у Демидовых собрание античной и новейшей пластики. В 1852 году античная коллекция пополнилась приобретенными у семьи Лаваль 54 скульптур и 330 ваз.

Новым разделом эрмитажных собраний стала коллекция египетских древностей. В середине XIX в. в Эрмитаж поступили скульптуры, мозаики и картины по завещанию дипломата Д.П. Татищева. Именно Николаем I сделал последние крупные приобретения живописи за рубежом. В 1830-х гг. были совершены значительные покупки картин испанских художников, а в 1850 г. в Венеции была куплена коллекция галереи Барбариго, включающая полотна Тициана. Тогда же приобрели картины из собрания нидерландского короля Вильгельма, а в 1852 г. в Париже были приобретены полотна итальянской и испанской школ из коллекции Сульта.
В 1851-1858 гг. коллекция Эрмитажа пополнилась собранием монет и медалей крупнейшего петербургского собирателя Я.Я.Рейхеля. В результате собирательской деятельности Николая I в России был создан музей, по качеству и объему коллекций не уступавший известнейшим музеям мира.

После революции октябрьской революции 1917 г. Зимний дворец, являвшийся ранее императорской резиденцией, а так же Эрмитаж были объявлены государственными музеями. В парадных залах проводились кинематографические сеансы, концерты и лекции. В 1919 г. открылись первые выставки произведений искусства, остававшихся к тому времени в Петрограде.

В ноябре 1920 г. завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. В 1921 г. для посетителей открылись залы Картинной галереи, а через год и другие экспозиций. Посетители входили в музей со стороны Нового Эрмитажа, через портик с атлантами. Первые пять лет после революции вход в музей был бесплатным.
В 1920 г. в Зимнем дворце был открыт так же Музей Октябрьской революции, созданный по решению Петроградского совета. До начала Великой Отечественной войны Зимний дворец совмещал функции музея Октябрьской революции и музея художественно-исторического.
В 20-е и 30-е годы XX века собрании Эрмитажа утратило многие ценные экспонаты. Так в 1920-е годы в Москву в центральный Музей старой западной живописи были переданы около 500 картин, среди которых "Турок" и "Портрет старушки" Рембрандта; "Тайная вечеря", "Мадонна", "Святой Франциск", "Портрет инфанта Фердинанда" Рубенса; "Портрет Воувера" и "Портрет Антония Триста" Ван Дейка; "Голова мальчика" Халса; "Похищение Европы" Лоррена; "Великодушие Сципиона" Пуссена.
В 1932-1934 годы произведения искусства из собрания Государственного Эрмитажа продавались, некоторые передавались в музеи союзных республик.