Искусство древней греции. Музыка Древней Греции. Выстроенный архитекторами Иктином и Калликратом

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Периодизация древнегреческого искусства Эпоха геометрики (ок.1050 г. до н.э.-VIII в. до н.э.) Архаический период (VII - VI вв. до н.э.) Классический период (5 в. до н.э.- сер.4. в. до н.э.) Эллинизм (334 г. до н. э.-30 г. до н.э.)

3 слайд

Описание слайда:

Эпоха геометрики (ок.1050 г. до н.э.-VIII в. до н.э.) Эпоха получила название по виду вазописи. Древнегреческая вазопись - декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т. е. специальными красками с последующим обжигом. Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

4 слайд

Описание слайда:

Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, начинают использоваться инструменты - циркуль, линейка. В расцвет геометрики преобладают в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры - меандры (бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию), зубцы, треугольники, волны, сетки. РАЗНОВИДНОСТИ МЕАНДРА

5 слайд

Описание слайда:

Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака. В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз - проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Крупных скульптур не сохранилось. Малые разделяют на несколько стилей: стиль «тулово» - массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле стиль «вытянутых конечностей» - металл, большая привязанность к реальным пропорциям Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г.до н.э

6 слайд

Описание слайда:

В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля - с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон - греческий дом прямоугольного плана с очагом посередине. Схема древнегреческого храма типа мегарон

7 слайд

Описание слайда:

Архаический период (VII - VI вв. до н.э.) Храм Посейдона Следующий период в истории Греции носит название "архаика". Эта эпоха, охватывающая IX-VI вв. до н.э., - время формирования греческих городов-государств. Бурное развитие этих городов способствовало расцвету культуры и искусства. В VII-VI вв. до н.э. распространяется греческая письменность, процветают науки - математика, медицина, астрономия, возникает философия. Рост городов (полисов) в первую очередь отразился на развитии монументального зодчества. Храм, в котором ставились статуи богов, стал основным типом общественного здания и главенствовал в застройке города, располагаясь на его центральной площади. На ней обычно проходили народные собрания, религиозные празднества. Вокруг греческого храма была сосредоточена вся жизнь полиса и его граждан. Именно поэтому архитектуре храма уделяли огромное внимание.

8 слайд

Описание слайда:

Уже в VII в. до н.э. архитекторы разработали систему соотношения между несущими и несомыми частями здания. Эта система, которая легла в основу архитектуры всего западного мира, получила название ордер. Ранними ордерами считаются "дорический" (он складывался на Пелопоннесе и в Великой Греции, т.е. в греческих колониях Сицилии и юга Италии) и "ионический", родившийся на побережье Малой Азии. Храмы греки строили из тесаных кубов известняка или мрамора без всякого связующего раствора. Архитектурные детали построенного храма подкрашивали разными цветами, так же как и отдельные элементы скульптуры.

9 слайд

Описание слайда:

Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат. Ее ствол украшало множество желобков-каннелюров. Завершала колонну простая капитель, состоявшая из круглой каменной подушки-прокладки (эхин), и прямоугольной плиты (абак). Над колоннами находился антаблемент, состоявший из трех частей. Непосредственно на колоннах лежал архитрав, на нем - фриз из чередующихся прямоугольных плит (метопы) и вертикальных плит с желобками (триглифы). Над фризом располагался карниз. Передний и задний фасады храмов украшали треугольные фронтоны, в которых обычно помещали скульптуры. Ионический ордер отличался большей легкостью и изяществом пропорций. Колонна опиралась на базу, а венчавшая ее капитель имела два завитка - волюты.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Самым распространенным типом греческого храма был периптер. Такой храм стоял на высоком подиуме, его центральный объем (наос) окружали колонны дорического или ионического ордера. Внутреннее пространство храма (наос, или целла) двумя рядами колонн делилось на три нефа. В среднем нефе, у противоположной от входа стены, стояла статуя бога. Один из наиболее значительных храмов архаической эпохи - храм Аполлона в Коринфе второй половины VI в. до н.э. Это дорический периптер с шестиколонным портиком. Его приземистые пропорции характерны для раннего дорического ордера. Портик - образованная несущими колоннами галерея, расположенная перед входом в здание. Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов

12 слайд

Описание слайда:

Данный период был и временем рождения прославленной греческой пластики. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности. Развитие скульптуры определялось эстетическими запросами общества. Частые вооруженные столкновения народов друг с другом требовали от воинов большой физической силы. С юных лет греки занимались гимнастическими упражнениями, которые развивали крепость тела и стойкость духа. Древние эллины были уверены, что физическая красота свидетельствует о не менее красивом духе. Становлению такого мировоззрения во многом способствовали Олимпийские игры, победителей которых считали равными богам. Образ прекрасного человека нашел свое воплощение в статуях юношей, так называемых куросах.

13 слайд

Описание слайда:

КУРОС (греч. kú ros – юноша) В облике куросов представляли богов, чаще всего Аполлона, и героев, в том числе атлетов – победителей спортивных состязаний. Иногда такие изваяния служили надгробными памятниками. Почти все подобные скульптуры однотипны: как правило, это фигура в полный рост, имеющая упрощенный геометризированный силуэт, одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы открылись в улыбке. В статуях куросов впервые в древнегреческой скульптуре была сделана попытка изобразить человеческое тело в движении. Левая нога у каждого из каменных юношей выдвинута – он словно делает шаг вперёд. При этом фигура остаётся строго фронтальной (чтобы сохранить её незыблемую прямизну, скульпторы делали левую «шагающую» ногу длиннее правой). Статуи куросов излучают уверенную силу, их лица озаряет загадочная «архаическая» улыбка.

14 слайд

Описание слайда:

КОРА (греч. kó rē – девушка), статуя прямо стоящей девушки в длинных одеждах. Это были изображения юных жриц Афины, которые обычно помещали на Акрополе. Девушек изображали неподвижно стоящими в длинных пеплосах, перехваченных поясом. Голову коры с длинными волнистыми волосами мог украшать венок, в ушах были серьги, а в левой руке она держала венок или ветку.

15 слайд

Описание слайда:

Скульптор удивительно передает лицо юной жрицы с миндалевидными глазами, тонкими дугами бровей, неуловимой улыбкой. Нужно отметить, что архаические скульптуры не были абсолютно белыми, на многих статуях сохранились следы краски. Волосы кор были золотистыми, глаза и брови - черными, а розоватый тон мрамора великолепно передавал цвет человеческого тела. Не менее нарядными были и одежды жриц.

16 слайд

Описание слайда:

Наряду с архитектурой и скульптурой вазопись является в период архаики наиболее развитой областью художественной культуры. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика. Гидрия чернофигурная Кратер чернофигурный

17 слайд

Описание слайда:

Позднее мастера, стремясь передать пространство, объем и движение, меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурная роспись сменяется краснофигурной. Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства.

18 слайд

Описание слайда:

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в позднейший классический период становятся более реалистичными. Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты. Архаический период, во время которого была создана система архитектурных ордеров, положил начало греческой пластике и живописи, определил пути дальнейшей эволюции эллинской культуры.

19 слайд

Описание слайда:

Классический период (5 в. до н.э.- сер.4. в. до н.э.) Следующий, классический, период в истории Древней Греции явился периодом расцвета ее цивилизации, а V-IV вв. до н.э. - временем наивысших достижений. В это время на первый план выдвигаются Афины, что во многом было обусловлено становлением там демократии. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин V в. до н.э. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров.

20 слайд

Описание слайда:

Рядовые граждане города получают возможность решать важные вопросы политической жизни на народном собрании. Идея осознания себя гражданами полиса, а не просто его жителями отразилась в первую очередь в творчестве Софокла, Еврипида, Эсхила, трагедии которых способствовали успешному развитию греческого театра. Во многом именно последний, будучи общедоступным, воспитывал патриотизм и гражданственность.

21 слайд

Описание слайда:

В искусстве в полной мере воплотился идеал человека-героя, совершенного физически и нравственно. Большинство скульптур дошли до нас в поздних римских копиях. Из сохранившихся греческих оригиналов есть знаменитая статуя "Дельфийского возничего", созданная около 470 г. до н.э.

22 слайд

Описание слайда:

Молодой человек изображен в рост в длинном хитоне, перехваченном поясом на талии, с вожжами в руках. Струящиеся складки его одежды напоминают каннелюры дорической колонны, но его лицо с глазами из цветного камня обретает необычайную живость, одухотворенность. Этот образ, полный гармонии, олицетворяет идеал совершенного человека, равного героям эпоса. Дельфийский возничий в хитоне

23 слайд

Описание слайда:

В период ранней классики мастера V в. до н.э. успешно решают проблему синтеза архитектуры и скульптуры. И та, и другая выступают как совершенно равные, дополняющие друг друга искусства. Скульптурный декор фронтонов храма Зевса в Олимпии (470-456 гг. до н.э.) - лучший тому пример. На одном из фронтонов была изображена сцена состязания Пелопса и Эномая, которые положили начало Олимпийским играм. Сюжетом композиции на противоположном фронтоне послужила битва героев с кентаврами.

24 слайд

Описание слайда:

В центре фронтона находится высокая фигура Аполлона. По сторонам от него - кентавры, сражающиеся с героями. Лица последних - спокойные и мужественные - демонстрируют силу духа и уверенность в победе. Весь замысел скульптурной композиции символизирует победу разумного начала, воплощенного в Аполлоне и греческих героях, над необузданными силами природы в лице кентавров. Композиционное решение скульптурных групп очень продуманно. Драматизм постепенно нарастает к центру, и вдруг Аполлон своим властным жестом как бы усмиряет этот хаос.

25 слайд

Описание слайда:

Великим достижением греческой классики, несомненно, является искусство рельефа. Самое знаменитое произведение этого вида пластики - рельеф "Рождение Афродиты" (470-460 гг. до н.э.). Это целая композиция, состоящая из трех рельефов, выполненных из паросского мрамора. На центральном изображен сам момент рождения богини из морской пены. Две девушки поддерживают Афродиту, прикрывая ее тело тонкой струящейся тканью. На одной из боковых плит изображена обнаженная девушка, играющая на флейте, на другой - женщина, сидящая в такой же позе и задрапированная в длинную одежду, возжигает курильницу в честь Афродиты

26 слайд

Описание слайда:

Середина и третья четверть V в. до н.э. - это период, когда творили ведущие мастера греческой пластики - Мирон, Поликлет и Фидий. Их произведения дошли до нас лишь в римских мраморных копиях I-II вв. н.э. Самая прославленная работа Мирона - "Дискобол" (460-450 гг. до н.э.). Мирона волновала проблема изображения движения, улавливает тот момент, который лежит между замахиванием и самим броском. Захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Скульптор передать всю мощь внутреннего напряжения, необходимого для победы.

27 слайд

Описание слайда:

В отличие от своего современника Мирона, Поликлет любил изображать атлетов не во время упражнений, а в состоянии покоя. Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. В V в. до н. э. скованность исчезает, фигуры обретают движение, пропорции - красоту, лица - одухотворенность. V в. до н.э. Бронза. Древняя Греция. Копьеносец (Дорифор).

28 слайд

Описание слайда:

Одной из вершин мировой художественной культуры является архитектурно-скульптурный ансамбль афинского Акрополя, строительство которого связано с именем Фидия. На скале Акрополь, на которой еще в микенскую эпоху существовали поселения, в VI в. до н.э. возвели множество общественных зданий, которые были уничтожены во время греко-персидских войн.

29 слайд

Описание слайда:

В 50-30-х гг. V в. до н.э., во время правления Перикла, Афины украшаются новыми величественными постройками, в том числе самой значительной из них - ансамблем Акрополя

30 слайд



АНТИЧНОСТЬ – источник из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство. Это колыбель мирового искусства Antiquus - древний

Периоды развития античного искусства

Крито- микенский или эгейский – III –II тыс. до н.э.

Гомеровский - XI -VIII вв., до н.э.

Архаика - VII – VI вв., до н.э.

Классика - V – IV вв. до н.э.

Эллинизм - III – I вв. до н.э .


Классика

Эллинизм

XI – VIII век до н. э.

III – II тыс лет до н. э.

VII – VI век до н. э.

V – IV век до н. э.

III – I век до н. э.


Кносский дворец

Кносский дворец - наиболее выдающийся памятник критской архитектуры.

В греческих мифах он назывался

Л а б и р и н т о м

В глубине дворца обитал получеловек-полубык - М и н о т а в р

Общая площадь около 16 тыс. кв. м










Гомеровский период

Название " гомеровский период " было связано с именем легендарного Гомера, перу которого приписывают поэмы "Илиада" и "Одиссея", рассказывающие о событиях Троянской войны и после её окончания.

К этому времени относится формирование знаменитой греческой мифологии, одной из наиболее развитых мифологий древнего мира.

Большая часть гомеровского периода была бесписьменной и лишь только к концу его, т. е. в приблизительно VIII в. до н.э., греки заимствуют финикийский алфавит, значительно переработав его и добавив гласные.


Период Гомеровской Греции

Сочинения Гомера открыли

важнейшую страницу в истории

античной художественной

культуры. Неслучайно философ

Платон назвал поэта

« воспитателем Греции».

Примерно в VIII - VII вв. до н.э. слепой певец-сказитель создал

две великие поэмы под названием

« Иллиада» и «Одиссея»

(записаны поэмы несколько

столетий спустя)


Единый архитектурный язык – ордерная система: определенное соотношение несомых и несущих частей сооружения и особенностей его украшения.

Существует три типа греческих ордеров:

Дорический

Ионический

Коринфский





Вход в Акрополь с запада через

центральный вход - П р о п и л е и


Главное сооружение Акрополя – храм Парфенон,

посвященный Афине Парфенос (деве).

Выстроенный архитекторами Иктином и Калликратом

Один из прекраснейших эллинских храмов.

Он огромный и могучий, построен из золотисто-розового мрамора.



Вид Парфенона после взрыва

1687 год


Напротив Парфенона возвели Эрехтейон , посвященный Афине Палладе (матери) и ее супругу Посейдону Эрехтею.

Планировка Эрейхтейона очень сложна и ассиметрична, храм был построен на разных уровнях и разделен на две части.

К храму примыкают три портика, в том числе

и портик кариатид (скульптурное изображение

женских фигур, несущих перекрытие).


Маяк у входа в

Александрийскую гавань

на острове Фарос






Ника Самофракийская

Статуя поставлена по случаю победы македонского флота над египетским в 306 году до н. э. Богиня была изображена как бы на носу корабля, возвещающей победу звуком трубы.

Пафос победы выражен в стремительном движении богини, в широком взмахе ее крыльев.

IV в. до н.э.

Хранится в Лувре,

Париж, Франция

Мрамор

Мрамор


Ника, развязывающая сандалию

  • Богиня изображена
  • развязывающей сандалию перед тем, как войти в храм
  • Мрамор Афины

Венера Милосская

  • 8 апреля 1820 года греческий крестьянин с острова Мелос по имени Иоргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое.
  • Иоргос копнул рядом - тот же результат. Он отступил на шаг, но и здесь заступ не желал входить в землю.
  • Сначала Иоргос увидел каменную нишу. Она была примерно в четыре-пять метров шириной. В каменном склепе он, к своему удивлению, нашел статую из мрамора.
  • Это и была Венера.

  • Лаокоон*, ты никого не спас! Ни городу, ни миру - не спаситель. Бессилен разум. Гордой Трое пасть предрешено; круг роковых событий замкнулся в удушающем венце колец змеиных. Ужас на лице, мольба и стоны твоего ребёнка; другого сына обеззвучил яд. Твой обморок. Твой хрип: "Пусть буду я..." (...Как блеяние жертвенных ягнят Сквозь морок и пронзительно, и тонко!..) И снова – явь. И яд. Они сильней! В змеиной пасти мощно злоба пышет... Лаокоон, и кто ж тебя услышал?! Вот мальчики твои... Они... не дышат. Но в каждой Трое ждут своих коней.

Художественная культура Древней Греции

Греки активно интересовались окружающим миром и природой в целом.

Архитектура

В истории Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы и скульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе. Это реалистические изображения обнажённых людей. Самым крупным скульптором этого времени был Фидий, который создал скульптуры афинского Парфенона. Мраморные скульптуры древнегреческих богов раскрашены в естественные цвета. Около 800 г. до н. э. возник общегреческий стиль. К этому времени относится также возникновение Олимпийских Игр. Кроме храмов, посвященных богам, древнегреческие зодчие умели строить пользовавшиеся большой популярностью театры и гимнастические залы.

Одной из отличительных черт древнегреческой культуры является храм. Храмы возникли довольно рано. Алтарь, где находилась статуя божества, строился по аналогии с древней формой - мегароном (мегарон - прямоугольный зал с очагом и входным портиком), внутри которого находилась особая комната, доступная только священнослужителям. Простой народ участвовал в церемониях, находясь за пределами храма, и шумел в своё удовольствие. Пространство храма зрительно расширялось за счёт того, что на подступах к зданию устанавливали два столба. С дальнейшим развитием этой архитектурной формы стали ставить целый ряд столбов (колонн), а потом и два ряда. Главный вход располагался как раз между двумя рядами столбов. Ориентировка храма по линии "восток-запад" на протяжении сотен лет оставалась неизменным правилом для архитекторов. Колонны же соединялись вверху плоским перекрытием. В архаическое время для этого использовались сначала деревянные балки, а затем каменные плиты. Храмы классического времени строили из мрамора и богато украшали.

Театр

Древнегреческий театр строился, как правило, на склоне холма. В театре мы можем видеть расположенные ступенями сиденья и возвышение - сцену. При строительстве театра большое значение имело гармоничное сочетание особенностей рельефа местности и конструкции здания.

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир - это театральная сцена, а люди - актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. На круглой площадке - «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках - котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил (древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии») ввёл второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны. Софокл (древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом) ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. В один день ставили к трагедию, и драму, и комедию. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Скульптура

Недосягаемой вершиной воспринимаются творения классических скульпторов - Мирона, Поликлета, Фидия, или прекрасные здания афинского Акрополя. Греческое искусство было далеко не однородным в различных областях античного мира. Своеобразные художественные произведения возникали в среде аттических скульпторов, вазописцев и зодчих. Древние греки создали в полном смысле слова новую культуру. Им были знакомы достижения науки и искусства народов Востока - египтян, финикийцев, ассирийцев, и все же они пошли своим путем как в области новых социально-политических образований, так и в отношении художественно-эстетических взглядов на мир.

Литература

Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все его литературное достояние. Первыми письменными памятниками греческой литературы являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых античность считала полулегендарного сказителя Гомера; несомненно, однако, что эти произведения - результат длительного развития бесписьменного эпического творчества, составлявшего одну из разновидностей греческого фольклора. В самих же гомеровских поэмах содержатся указания на существование в Древней Греции различных жанров устного творчества, известных также в фольклоре других народов.

Музыка

Музыка древних греков не дошла до наших дней (отдельные малочисленные фрагменты не дают o ней достаточного представления). В музыкальной практике бытовали многочисленные разновидности инструментов: лира, кифара (древнегреческий струнный щипковый инструмент типа лиры), форминга (древнегреческий струнный щипковый инструмент), кинир и другие. O древнегречеческой музыке рассказывают мифы (об Aполлоне, Oрфее и др.). Профессиональными исполнителями древнегреческих песен o богах и героях были певцы - аэды (состоявшие на службе y царей, и рапсоды. Cреди знаменитых аэдов в др.-греч. эпосе упоминаются Фемий и Демодок. Музыка занимала большое место в общественной жизни греков. Обучение музыке составляло неотъемлемую часть воспитания юношества, a пение и игра на муз. инструментах входили в программу гимнастических и художественных состязаний. Существовали объединения певцов, музыкантов и танцоров (коллегии).

ВЫВОД: Древнегреческая архитектура, художественная культура Древней Греции оказали сильное культурное влияние на искусство и архитектуру позднейших эпох и, в первую очередь, на материальную культуру и зодчество Древнего Рима

Книга посвящена античной культуре - одной из наиболее ярких страниц в мировом художественном наследии. Книга включает учебное пособие и рабочую тетрадь. Занимательности содержания книги способствует наличие кроссвордов, чайнвордов, терминологических словарей, викторин и творческих заданий. В конце каждой главы представлен богатый хрестоматийный материал, подобранный для среднего школьного возраста. Автор пособия - кандидат пед. наук, учитель ИЗО и МХК школы №1205 г. Москвы, лауреат окружного конкурса «Учитель года-96» Юго-Западного департамента по народному образованию г. Москвы.

Античная культура. Периоды развития и достижения культуры. Истоки античности. Загадочная Атлантида.
«Древняя история развивалась не только во времени - она перемещалась и в пространстве. То одни, то другие народы становились носителями человеческого прогресса, как бы фокусом мировой истории, на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки...» (Н.А. Дмитриева, Н.А. Виноградова)

На смену древним цивилизациям пришла культура, которая стала основой, колыбелью всей европейской цивилизации. Ее идеалом стал образ человека-гражданина, гармонично развитого физически и духовно. Шедевры этой средиземноморской культуры на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов. Проникнутые радостью, светом, верой в достоинство, красоту и ценность человека, они и сегодня продолжают «доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служат нормой и недосягаемым образцом».

Как же называлась эта культура? Конечно, это античная культура. Возникла она в свободных городах-государствах Древней Греции, а позднее и в покорившем ее Риме.
Что же такое античность? Как возник этот термин? Античностью называют весь полуторатысячный период от возникновения в I тыс. до и. э. Древней Греции и до гибели Римской империи в V в. н. э. А античной культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима в соответствующий исторический период.

Содержание
Истоки античности. Отзвуки Атлантиды
Античная культура. Периоды развития и достижения культуры. Истоки античности. Загадочная Атлантида
Эгейская, или крито-микенская, культура
Викторина. «Истоки античности
Культура Древней Греции. Подобные Богам
Географическое положение, особенности культуры, мифология и религия Древней Греции
Эпические поэмы Гомера и Гесиода. Басни Эзопа
Архитектура Древней Греции. Ордерная система
Античный храм
Афинский Акрополь
Театр Древней Греции
Скульптура Древней Греции
Живопись Древней Греции. Вазопись
Музыка и лирическая поэзия Древней Греции.
В гостях у Эвтерпы
Материальная культура древних греков
Викторина «Культура Древней Греции»
Культура Древнего Рима. На семи холмах
Наследие загадочных этрусков
Древний Рим. География, история, достижения культуры, религия
Архитектура Древнего Рима
Скульптура, живопись и прикладное искусство Древнего Рима
Древнеримская литература и музыка
Материальная культура древних римлян
Викторина «Античная культура» или «Диалог культур».

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Мировая художественная культура, Древняя Греция, Древний Рим, Вачьянц А.М., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов - все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.

Если вам интересна культура кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.

Общие сведения

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.

Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха

Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками - Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!

Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.

Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера

Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.

Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.

Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.

Относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» - единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная культура

В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.

В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.

Классический период

Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.

Философия и наука, живопись и скульптура, и поэзия - все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм

Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.

С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой - Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.

Архитектура

Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.

В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.

Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?

В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись

Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, - период знакомства только с мифами и легендами.

А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, - это чернолаковая керамика - очень красивая и экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.

Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.

В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.

Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология

Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.

В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.

Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.

Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы - во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.

Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, - самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.

Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.

Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.

Культура кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники - все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

Искусство

Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.

Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными данной эпохи были линейка и циркуль.

В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.

В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции - кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.

Философия

Даже происхождение этого термина - греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.

Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит - все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.

Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло - как вещь или событие, причиняющее страдания.

Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.

Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.

Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

Театр

Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?

Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.