Виленское барокко в архитектуре костелов беларуси

Виленское барокко - научное название позднего барокко в монументальной культовой архитектуре Беларуси и Виленщины (неофициальное название - униатское барокко); созданная на основе творческого синтеза византийского и западноевропейского искусства разновидность художественного стиля барокко, которая распространилась во второй и третьей четверти XVIII в. в ареале распространения Брестской церковной унии на территории Виленской римо-католической епархии. Почвой для произрастания художественных принципов этого стиля стала униатская церковь. Формирование архитектоники униатских храмов на основе традиций местного зодчества, с учетом восточных и западных художественных влияний, литургических требований и конфессиональной символики как католической, так и православной отраслей христианского культа, обусловили яркое национальное своеобразие виленского барокко.

Архитектурные памятники этой школы выделяются утонченностью и вертикализмом пропорций, скульптурной пластичностью фасадов и интерьеров, живописностью и стройностью силуэта, созданного многоярусными ажурными башнями, фигурными фронтонами и волнистыми фасадами. От зрелого белорусского барокко ХVІІ в. с его сдержанностью, массивностью и глубокой внутренней экспрессией виленское отличалось динамизмом, легкостью, свободой. В католическом строительстве второй половины ХVIII в. художественные характеристики виленского барокко нашли меншее воплощение, к тому же для католических храмов этого периода характерны более громоздкие монументальные формы.

Важное значение в изменении церковной архитектуры ВКЛ сыграл полоцкий униатский архиепископ, позже митрополит Флориан Гребницкий, который перестроил за свой счет несколько наиболее значительных святынь на территории своей епархии (полоцкий Софийский собор, кафедральный собор и церковь св. Николая в Вильно). В постройке униатских церквей по западным архитектоническим образцам следует видеть не желание полонизировать белорусов, но стремление униатской иерархии модернизировать свои "старомодные", простые и суровые, на фоне эфектной барочной архитектуры, святыни соответственно духу времени, "ошляхетнить" их, снять с них имидж бедной "хлопской" церкви и возвысить престиж своей конфессии.

Расцвет виленского барокко связан с творчеством выдающегося архитектора Я.К.Глаубица, который на протяжении 30 лет (1737-1767) работал в Беларуси и Литве в культовом и дворцовом зодчестве. Наиболее значительная его постройка - униатская церковь св. Софии в Полоцке (1738 - 1750, вместе с Б.Косинским), возведенная на месте святыни ХI в., взорванной по указу приближенного Петра I Александра Меньшикова в 1710 г. Своей необычной, неизвестной доселе стройностью, утонченностью и вертикальной струистостью она произвела яркое впечатление на современников. Распространению стиля виленского барокко содействовала деятельность на Беларуси итальянского архитектора Фонтана ІІІ и беларуса А.Осикевича.

Черты виленского барокко наиболее ярко проявились в униатских культовых сооружениях: церквах базилиан в Березвечье под Глубоким Витебской обл. (1756 - 1763), Борунах (1747 - 1757), Вольно (1768), Толочине (1769 - 1779), Богоявленской и Крестовоздвиженской церквах в Жировичах (1769), Воскресенской церкви в Витебске (1772), а также в костеле кармелитов в Глубоком и др..

Вершиной виленского барокко является Петропавловская церковь в Березвечье. При общей традиционной структуре - трохнефная двухбашенная базилика - сооружение имеет смелый и новаторский образ. Строительный материал здесь словно размяк и поплыл волнами выгнутых и вогнутых кривых - здание кажется словно вылитым и вылепленным из некоей пластичной массы. Поврежденный в Великую Отечественную войну, храм был окончательно разрушен в 1960-я г. Одним из наиболее совершенных образцов виленского барокко является униатская церковь в Борунах, возведенная под руководством и по проекту монаха этого монастыря архитектора Алексея Осикевича.

Новое решение внешнего объема и интерьера, не свойственное ни православным, ни католическим культовым зданиям, использовано в жировичской Крестовоздвиженской церкви - храме-кальварии, который иммитирует путь Христа на Голгофу. Грациозность пропорций, эффектность утонченной архитектурной пластики, стройносць силуэта позволяют причислить его к наиболее гармоническим произведениям культовой архитектуры этого художественного стиля на Беларуси.

Крупнейшим достижением архитектуры виленского барокко на Беларуси с характерной для него иллюзией движения, взлета, волнистости, направленностью духовной энергии материи вверх стала Успенская церковь в Витебске, построенная в 1715 - 1743 г. по проекту и под руководством Фонтана ІІІ.

Памятниками непреходящего историко-культурного значения и высокого художественного достоинства, выполненными в стиле виленского барокко, Беларусь вошла в историю европейской архитектуры.


Литература:

1. Архитектура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мн., 1993.

2. Габрусь Т. Асаблівасці архітэктуры уніяцкіх храмаў слонімскага рэгіёна ў кантэксце віленскага барока // Наш Радавод. Кн.7: Матэрыялы міжнар. навук. канф. «Гістарычная памяць народаў Вялікага княства Літоўскага і Беларусі. ХІІІ-ХХ ст. / Пад рэд. Д.У Карава. Гродна, 1996. С. 361-364.

3. Габрусь Т.В. Роля уніяцкай царквы ў фарміраванні архітэктуры віленскага барока // Наш Радавод: Матэрыялы міжнар. навук. канф. «Царква і культура народаў Вялікага княства Літоўскага і Беларусі ХІІІ - пачатку ХХ стст. / Пад рэд. Д.У.Карава. Гродна, 1992. Кн. 4, ч. 1 - 3. С. 551-556.

4. Габрусь Т.В. Стылістычныя аспекты архітэктуры віленскага барока // Барока ў беларускай культуры і мастацтве / Пад рэд. В.Ф.Шматава. Мн., 1998. С. 14-166.

5. Гісторыя беларускага мастацтва. Т. 2. Мн., 1988.

6. Кулагин А.Н. Архитектура и искусство рококо в Белоруссии: В контексте общеевропейской культуры. Мн., 1989.

7. Кулагін А.М. Каталіцкія храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мн., 2001.

8. Кулагін А.М. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Мн., 2001.

9. Кулагін А. Шэдэўры архітэктуры ракако: Гістарычна-архітэктурны нарыс. - Мн., 1991.

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Несвижский костел иезуитов, Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название "виленского барокко". В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства. К лучшим на мятникам архитектуры этого периода принадлежат: бернардинский и иезуитский костелы в Гродно, ратуша и Богоявленский собор в Могилеве, костел в Пинске и др. Одним из первых памятником барокко на территории Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже (XVI в.), спроектированный известным итальянским архитектором Бернардони по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Костел назывался фарным, ибо указывал и освещал путь к Богу, подобно маяку для мореплавателей на острове Фарос. Под костелом находится семейная гробница рода Радзивиллов. Здесь же, в Несвиже, Бернардони возвел и дворцово-замковый комплекс с парком и ирригационной системой. Замок был окружен валом (высота 20 м) и глубоким рвом с подъемными мостами. Сам дворец (резиденция магнатов Радзивиллов) представлял собой трехэтажное здание с восьмигранными угловыми башнями. Он состоял из 12 залов, украшенных резьбой, росписями, каминами, изразцами. В нем находилась знаменитая Несвижская галерея и богатая библиотека.

Постепенно в архитектуре на смену раннему барокко приходит позднее, которое в Беларуси и Литве приобрело национальные черты и отчетливо проявилось в так называемом "виленском барокко". Известнейшим представителем последнего стал европейский мастер Ян Криштоф Глаубиц - автор проектов костела Иоанна Крестителя в Сталовичах (1740-1746 гг.), кармелитского костела Успения Богородицы с монастырем в Глубоком Витебской области (1735 г.) и перестройки известной полоцкой Софии - в то время униатской церкви (1738-1750 гг.). Выдающимся памятником архитектуры барокко является также костел св. Андрея в Слониме Гродненской области, который выделяется динамизмом, живописностью, утонченностью объемов и форм. В этом же стиле построены Францисканский костел в Гольшанах, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах Гродненской области, костел в Будславе Минской области, иезуитский коллегиум и Варваринская церковь в Пинске и другие.

В середине XVIII века позднее барокко стало дополняться чертами нового стиля - рококо. Это органическое сочетание двух стилей проявилось в творчестве архитектора М.Д. Пепельмана, творившего в Гродно. По его проекту был построен Новый замок (1737-1744 гг.), резиденция польского короля.

В это же время были возведены пышные магнатские резиденции Сапегов в Ружанах, Огинских в Слониме, Тизенгаузов в Гродно. В стиле классицизма был построен дворец П. Румянцева в Гомеле (1785 г.), который органически сочетался с расположенным на берегу реки Сож парковым массивом. Подобные дворцы чаще всего строились на открытых местах, украшались садово-парковыми ансамблями, архитектурной лепкой, резьбой по дереву и камню, настенной росписью. Подобные усадьбы стали настоящими центрами культурной жизни Беларуси и Литвы. Белорусские магнаты окружали себя роскошью. Они выписывали из-за границы лучших архитекторов, художников, музыкантов.

Эпоха Барока – гэта ХVII стагоддзе.

1. У XVII ст. Еўропа перажывала бурлівыя, драматычныя падзеі. Усё XVII ст. можна назваць прамежкавай эпохай паміж Адраджэннем і Асветай. Роля яе крытычная, таму што падзеі менавіта гэтага стагоддзя (англійская буржуазная рэвалюцыя, Фронда і ўстанаўленне абсалютызму ў Францыі, 30-гадовая вайна ў Еўропе, так званая Смута ў Масковіі) вызначылі тэмпы далейшага сусветнага развіцця.

2. У XVIІ ст. зноў актывізуецца царква, бярэ, на шчасце, своеасаблівы рэванш пасля Рэфармацыі – надыходзіць эпоха каталіцкай контррэфармацыі.

3. У той жа час XVII ст. – прынцыпова новая эра ў развіцці сучасных навук – фізікі, біялогіі, матэматыкі, праўда са сваімі, ужо навуковымі, забабонамі, не меншымі, чым, скажам, язычніцкія.

4. XVII ст. – час фармавання і так званага ʼʼвышэйшага свету ʼʼ, (ʼʼсвецкага грамадстваʼʼ. “бамонда”), а таксама прафесійнага літаратурнага асяроддзя – праслойкі людзей, якія жывуць выключна сваім пяром. Іх з’яўленне, безумоўна, было падрыхтавана Адраджэннем з яго ўніверсітэтамі, кнігадрукаваннем і культам адукаванасці.

5. У плане эстэтычным XVII ст. – эпоха двух магутных стыляў – класіцызму і барока . Класіцызм у чыстым выглядзе ў XVII ст. усталяваўся толькі ў Францыі, адкуль ужо ў XVIII ст. распаўсюдзіўся ў іншыя краіны Еўропы. Больш правільна лічыць XVII ст. векам барока. Некаторыя даследчыкі гавораць нават пра эпоху Барока (калі гаворка пра эпоху, то неабходна яе назву пісаць з вялікай літары; калі пра эстэтычную сістэму, стыль – то з малой літары). У славянскіх краінах Барока ахоплівае і XVIII ст.

Барока(ад італ. ʼʼдзіўныʼʼ, ʼʼмудрагелістыʼʼ, ʼʼвычварныʼʼ) – адна зважнейшых эстэтычныхсістэм, менавіта цэлая эпоха, якая ахапіла ўсе віды мастацтва, наклала адбітак на навуковую і філасофскую думку, на розныя бакі культурнага жыцця і побыту.

Барока асабліва развілося ў тых краінах, дзе феадалізм не пакідаў свае пазіцыі, дзе пераважаў арыстакратычны і вясковы элемент, а буржуазія была слабая: у Італіі, Іспаніі, Германіі, Цэнтральнай і Усходняй Еўропе.

Барока звязана з крызісам гуманізму Адраджэння. А крызіс гэты быў выкліканы якраз умацаваннем буржуазіі, якое адразу выклікала магутнае супраціўленне з боку дваранства, духавенства, ды і шырокіх народных мас. Барока – рэакцыя на працэс умацавання буржуазіі і тых тэндэнцый, якія яна насаджала ў быце і культуры: рацыяналізму, прагматызму, ʼʼздаровага эгаізмуʼʼ . У тых краінах, дзе буржуазія не паспела ўмацавацца і якія асталіся (дзякуй Богу!) у асноўным каталіцкімі, перамаглі іншыя настроі, якія можна назваць рамантычнымі, хоць афіцыйная навука лічыць кансерватыўнымі.

У той жа час навуковыя адкрыцці, геаграфічныя даследаванні і падарожжы паказалі, што свет намнога больш складаны, чым думалі гуманісты. Іх светапогляд быў гарманічны, таму што яны яшчэ не бачылі ўсіх супярэчнасцей і нюансаў надыходзячага этапу гісторыі. Бадай, толькі М . Гусоўскі інтуітыўна ўлоўліваў яго драматычнасць – таму што яго жыццеадчуванне было больш абвостраным з-за палажэння яго народа. Неверагодна заблытаная палітычная сітуацыя ў Еўропе, войны, рэвалюцыі, контррэфармацыя, інквізіцыя, эпідэміі чумы паказалі, што ад чалавека далёка не ўсё залежыць (насуперак думцы гуманістаў), што чалавек слабы перад нейкімі магутнымі стыхійнымі сіламі. Ды і ў пазнанні прыроды: адкрываючы адну таямніцу, сутыкаліся з дзесяццю іншымі.У гэтым – крызіс Адраджэння. Аптымізм Рэнесансу замяніўся скепсісам, сумненнямі ў разумнасці свету і чалавечага існавання.Ужо пастаноўка пытання шэкспіраўскім Гамлетам ʼʼБыць ці не быць?ʼʼ супярэчыць духу Адраджэння.

Аднак інтэлігенцыя ўсё ж была выхавана ў духу гуманізму і не жадала адмаўляцца ад надзеі. Хоць мыслярам таго часу і здавалася, што свет –лабірынт, поўны таямніц, яны ўпарта шукалі ключы ад яго – у кабалістыцы, алхіміі, нумералогіі, містыцы. Узніклі новыя (тыпу разэнкрэйцараў, масонаў) ці актывізаваліся пад іншымі назвамі ранейшыя, арганізаваныя яшчэ ў эпоху Сярэднявечча, сакрэтныя ордэны (скажам, Ф. Скарына ўваходзіў у ордэн паўпераў, а гэта – тыя ж тампліеры, пра сапраўдную сутнасць якіх да нашага часу спрачаюцца вучоныя).

Мастацкая творчасць у стылі барока абсалютна не адпавядала імкненням буржуазіі. Калі пераважаебуржуазнасць з яе меркантылізмам і прагматызмам – не ў тэндэнцыі, як у эпоху Адраджэння, а ўжо яўна,то мастацтва ў сваім вызначальным пафасе і стылі абавязкова будзе блізкім да класіцызму ціў ім будзе пераважаць рэалізм (як у ХІХ ст.). Калі ж ідзе пошук новых шляхоў, калі перамешваюцца самыя розныя тэндэнцыі, калі грамадства ў бурленні, мастацтва будзе падобным да барока, напрамку,які можна лічыць тыпалагічным.

Мэтай новага стылю быў эфект ашаламлення – уразіць гледача і чытача, таму тэатралізацыя, наяўнасць нечаканых дэталей сталі неад’емнымі рысамі барока. Галоўнай прыкметай яго лічылася складанасць, злучэнне нечаканасцей, супастаўленне кантрастаў. Напружанне, грандыёзнасць, мудрагелістыя камбінацыі форм, а таксама перавага крывалінейных, а не правільных і сіметрычных, як у Адраджэнні, абрысаў, было ўласціва творам архітэктуры і выяўленчых мастацтваў.

У ідэйным плане барока выявіла стомленасць народаў ад войнаў і агульнай няўстойлівасці жыцця. Адсюль ідэя яго марнасці і нікчэмнасці. Але падобныя настроі парадаксальна злучаюццаз прагай зведаць усе зямныя радасці, з прагай асалоды.

Барока ўключала ў сабе розныя ідэйныя плыніі мастацкія тэндэнцыі. Каталіцкая царква, каб зноў набыць аўтарытэт у вернікаў, прыстасавала барока для пышнага храмавага дойлідства, для містэрый, працэсій, святаў. Гэта было імкненне ўвесці ў межы стыхійную і па сваёй сутнасці язычніцкую карнавальную культуру, але на больш высокім эстэтычным узроўні.

Барокаімкнулася дасінтэзу мастацтваў ,што зноў-такі сведчыць пра яго замаскіраваную сувязь з абрадам. Ні ў адным стагоддзі, ні ў адной мастацкай сістэме не было такой блізкасці паміж паэзіяй, музыкай і выяўленчымі мастацтвамі, як у эпоху Барока. Усе мастацкія віды і формы прасякнуты метафарызмам, сімволікай, якая вядзе сваё паходжанне ад містыкі Сярэднявечча і містэрый Антычнасці. Гэта стагоддзе новых музычных форм, увогуле новай музыкі , якая атрымала сваё найбольш яркае ўвасабленне ў творчасці I.С. Баха . Барока стварыла оперу, балет і камічную оперу – будучую аперэту.

Найбольш яскравы прыклад барока ў архітэктуры – увесь горад Рым (плошча Святога Пятра, фантан Трэві). У дойлідстве барока –гэта надзвычай багатая аздобленасць будынкаў мазаікай, скульптурай, элементамі класічных ордэраў, сувязь з навакольным ландшафтам (узбагачаецца эстэтыка садоў), з дэкаратыўнымі мастацтвамі. У інтэр’ерах – дарагія тканіны, дываны, шпалеры, люстры, шмат золата і каштоўных матэрыялаў, мудрагелістыя формы мэблі. 3 таго часу пышнасць, раскоша заўсёды асацыіруюцца з мастацтвам барока. Напрыклад, Версаль у Францыі пабудаваны ў стылі класіцызму (калі браць вонкава), але інтэр’еры палацаў – поўнасцю ў стылі барока, таму што стыль найбольш адпавядаў жыццю каралёў. Ва ўсіх рэзідэнцыях сучасных прэзідэнтаў ёсць пакоі ў стылі барока, дзе адбываюцца сустрэчы з найбольш ганаровымі гасцямі.

У жывапісе буйнейшыя прадстаўнікі барока – Караваджа (Італія), Эль Грэка (Іспанія), Рубенс (Нідэрланды).

На Беларусі барока выявілася ўжо ў касцёлеезуітаў у Нясвіжы (канец XVI ст.). УсёXVII ст. і да 80 гᴦ. XVIIIст. пануе барока ва ўсіх відах мастацтва, прычым на Беларусі, як, скажам, і ў Іспаніі, Італіі, стыль барока меў надзвычай шырокае распаўсюджанне, можна сказаць, з таго часу зрабіўся нацыянальным стылем. Так, у выяўленчых мастацтвах ён выявіўся ў кніжнай ілюстрацыі, арнаментах, аздобах кніᴦ. Мастацкія прынцыпы барока надзвычай моцна адчуваюцца ў формах мэблі (нават народнай), у ткацтве (слуцкія паясы, шпалеры), вырабах са шкла, кераміцы (кафля), разьбе па дрэве.Ні адзін стыльтак моцна не ўсталяваўся на Беларусі, як барока.

У літаратуры барока такі ж дынамічны, патэтычны стыль, як і ў іншыхвідах мастацтва. Для ягоў літаратурыхарактэрны:

1. Павышаная экспрэсіўнасць і эмацыянальнасць.

2. Пышная вобразнасць, метафарычнасць.

3. Перавага формы надзместам.

4. Іррацыяналізм, элементы фантастыкі,містыка.

5. Тэатралізаванасць.

6. Экзотыка, усё небывалае і сенсацыйнае; імкненне асляпіць, уразіць, ашаламіць чытача.

7. Незвычайныя тэмы, ускладненысюжэт, заблытаная інтрыга,

8. Змешванне трагічнага і камічнага, драматычнага і сатырычнага.

9. Шырокае выкарыстанне і таксама змешваннесімволікі антычнай, біблейскай, сярэднявечнай.

10. Дынаміка, дысанансы, кантрасты,гіпербалы, антытэзы, рэзкія эфекты.

Увогуле ж барока шырока выкарыстоўвае вобразныя сродкі перш за ўсё Антычнасці і Сярэднявечча, але яны ўсе разам перапрацаваны ў бок большай глыбіні і экспрэсіі.

Барокамастацкая сістэма, намнога шырэйшая за класіцызм і нават за сістэму Рэнесансу. Барока рассунула рамкі, якія скоўвалі літаратуру. Яно абвастрыла цікавасць да чалавечай асобы, якая мітусіцца ва ўмовах складаных, часам нявырашаных рэлігійных, маральна-этычных і сацыяльных канфліктаў. Такімчынам, для барока характэрны трагічны гуманізм .

Вельмі важна адзначыць, што ў тых краінах, дзе з’явы Рэнесансу былі неразвіты ці прыглушаны, барока прыняло на сябе яго функцыі. Так было ва ўсходняй Еўропе, асабліва ў Расіі.

На розных этапах развіцця і ў розных жанрах стыль барока быў розны. І ўсюды, ва ўсім – кантрасты. Напрыклад, нізкая гарадская мяшчанская лірыка цягнулася да кніжнасці і выкарыстанняформулаў куртуазнай паэзіі. А прыдворна-арыстакратычнае барока, наадварот, у камедыях, маскарадах звярталася да народнага гратэску і фальклору.

Найбольш значных аўтараў устылі барока далі Іспанія ды Італія. Барочныя героі зменлівыя і непастаянныя, як Дон Жуан у каханні. Дон Жуан – якраз тыповы герой эпохі Барока (першы, хто напісаў пра Дон-Жуана, быў іспанец Цірса дэ Маліна , а геніяльна– Мальер ; усяго ж да гэтага вобраза звярталася 35 аўтараў). [Барока, я лічу, далёкі папярэднік літаратуры постмадэрнізму.]

Барока, заключанае ў польскія і лацінскія формы, з’явілася на Беларусі ўжо ў пачатку XVII ст. разам з палемічнай рэлігійнай літаратурай. Далей барока пачало пашырацца на ўсход, прыйшло ў рускую літаратуру. Парадаксальна тое, што менавіта ў XVII ст., у час свайго адноснага ўпадку, беларуская літаратура аказала наймацнейшы ўплыў на рускую – перш за ўсё праз асобу і творчасць выдатнага царкоўнага і грамадскага дзеяча, паэта Сімяона Полацкага .

Барока тыпалагічны суадносіцца з мастацтвам Сярэднявечча і рамантызам, хоць па часе яно мяжуе з Рэнесансам і класіцызмам. Менавіта мастацтва барока ў найбольшай ступені аб’яднала культуру славянскіх народаў з культурай іншых народаў Еўропы. Тэарэтыкі барока распрацавалі паняцце дасціпнасці, канцэптуальнасці, супярэчнасці, развілі ідэю характару. Найбольш цікавіла пісьменнікаў барока фабула , якую яны разумелі як значнасць у цэласнасці мастацкага твора. Фабула – ядро, з якога развівалася барочная проза (навела, раман) і барочная драма.

Якраз у драме позняе барока мела даволі значныя поспехі. Уласна з эпохі Барока (з канца ХVII ст.) пачынаецца беларуская драматургія. Напачатку гэта былі невялікія інтэрмедыі – сцэнкі-устаўкі, якія выконваліся паміж дзеяннямі ў школьнай драме. А школьная драма вядомая яшчэ з эпохі Сярэднявечча: гэта драматычны твор, які выконваўся вучнямі рэлігійных школ. Тэксты пісаліся на лацінскай, грэцкай, славянскай мовах на розныя сюжэты: біблейскія, міфалагічныя, гістарычныя. Свае вытокі школьная драма вядзе ад святочных дыялогаў, якія выконваліся шкалярамі і студэнтамі перад рознымі каляндарнымі святамі: Калядамі, Вялікаднем і інш. Такія дыялогі пісаў яшчэ Сімяон Полацкі.

Ад эпохі Барока да нас дайшло каля ста твораў школьнай драмы. Большасць з іх, як ужо сказана, суправаджаліся інтэрмедыямі: устаўнымі сцэнкамі на тэмы ў асноўным бытавыя, але часам і з сацыяльным зместам. Героі інтэрмедый – звычайныя, простыя людзі, разумныя, дасціпныя, вострыя на язык, якія заўсёды выходзяць пераможцамі са складаных сітуацый. Інтэрмедыі ў асноўным сатырычныя і гумарыстычныя. Мова іх выключна жывая, па-народнаму сакавітая.

Найбольш вядомы прадстаўнік школьнай драмы – Мануіл Базілевіч . Ён вучыўся, як і Сімяон Полацкі, у Кіева-Магілянскай акадэміі, выкладаў паэтыку ў Смаленскай духоўнай семінарыі. Для школьнага тэатра гэтай семінарыі напісаў на старажытнаславянскай мове п’есу “Дэкламацыя”, якая складаецца з пралога, пяці актаў і эпілога: такая кампазіцыя характэрна для класічных п’ес. Сярод персанажаў “Дэкламацыі” – героі міфалагічныя, напрыклад Вакх, і алегарычныя, напрыклад, Чысціня, Цнатлівасць. У п’есе сцвярджаецца думка аб неабходнасці маральнага ўдасканалення чалавека. Паміж дзеяннямі “Дэкламацыі” іграліся інтэрмедыі на беларускай мове “Селянін у касцёле” і “Селянін на споведдзі”.

Позняе барока ў канцы ХVIII ст. заканчвае сабою сярэднявечны этап у развіцці беларускай літературы.

Архитектура

Архитектура - исторический контекст эпохи. Сохранившиеся памятники зодчества с заметным национальным акцентом характеризуют искусство готики, ренессанса, барокко и классицизм.

10 - 12 века - время развития каменного зодчества на белорусских землях, представленного Полоцкой и Гродненской школами зодчества.

Самой значительной постройкой Полоцкой школы принято считать построенный в 50-е годы 11 века Софийский собор. Основой полоцкого зодчества был своеобразный башнеобразный храм с постепенным усилением вертикальности композиции, что можно объяснить отходом от византийских и киевских традиций. Отдельные формы полоцкой архитектуры не имеют аналогов в других восточнославянских землях.

Для гродненской архитектурной школы, единственным памятником которой, частично сохранившимся до наших дней, является Коложская (Борисоглебская) церковь, характерным было украшение стен храма шлифованными валунами и разноцветными майоликовыми плитками, которые выкладывались в виде крестиков. В стены вмуровывалась большие глиняные горшки-голосники. Они улучшали акустику в храме и одновременно делали более легкими его стены. Еще одной важной особенностью гродненской школы было то, что пол в храмах также выкладывался майоликовой плиткой, причем из плитки создавался разноцветный сложный узор.

15 век - время европейского Ренессанса. Безусловно, что ренессансные образцы доходили до просторов Великого княжества литовского с некоторым опозданием. Кроме того, здесь они сочетались с местными художественными образцами и традициями. Влияния Ренессанса отчетливо ощущаются в белорусской архитектуре, где они переплетаются с элементами готики.

Готические замки и храмы той эпохи, сохранившиеся до сегодняшнего дня, являются золотым фондом культурного наследия страны. Самым ярким образцом белорусской замковой готики стал знаменитый Мирский замок с отчетливыми ренессансными элементами внешнего декора.

Уникальные памятники архитектуры - храмы-крепости (церкви оборонительного типа в Сынковичах и Мурованке). В готическом стиле строились первые католические костелы в деревнях Вселюб, Ишколдь и Гнезно.

В 1587-1593 годах в Несвиже был возведен костел иезуитов - первый на территории всей Речи Посполитой памятник архитектуры барокко. Его архитектором был итальянец Ян Мария Бернардони, которого иезуиты прислали в Беларусь по просьбе Радзивилла Сиротки. Впервые на белорусских землях храм возводился по проектному чертежу. Бернандони научил профессии зодчего белоруса Яна Франкевича, который построил позже барочный костел св.Казимира в Вильнюсе.

Определяющим моментом в выработке характерного для белорусского барокко типа является формирование двухбашенных фасадов. В отличие от оборонительных храмов белорусской готики в барочной архитектуре башни утратили свое функциональное назначение и стали важными композиционными элементами. Барочная двухбашенность вытекала из стремления усилить эмоциональное воздействие главного фасада, который трактовался как кулисы для всей композиции сооружения, завершал общую динамику архитектурных масс. Образцами подобного типа храмов можно назвать костел августинцев в Михалишках и фарный костёл в Новогрудке. Внешний облик этих храмов имеет суровый, почти средневековый вид.

Сдержанное, массивное, полное внутренней экспрессии белорусское барокко в завершающей фазе становится динамичным, легким и свободным. Для позднего, или виленского барокко присущи чрезвычайные красочность и пластичность форм, отвесность и легкость, которые придавали сооружениям изысканные пропорции, причудливые сквозные проемы, криволинейные очертания башен и фронтонов. Становление этого стиля связано с именем виленского архитектора немецкого происхождения Иоганна Кристофа Глаубица. Образцом виленского барокко можно назвать Софийский собор в Полоцке. Украшение интерьеров памятников виленского барокко обогащалась живописной пластикой лепных алтарей, амвонов, обрамления порталов. Большое значение имели монументальные фресковые росписи, которые создавали иллюзию незамкнутого, безграничного пространства.

Художественной целостностью и богатством декора определяются костёлы иезуитов в Гродно и Несвиже. Среди белорусских городов обилием барочной архитектуры выделяется Гродно. Одним из первых был построен костел бернардинцев. В его облике сочетаются черты готики, ренессанса и барокко. В 1788 году церковная башня-колокольня была перестроена в стиле позднего или виленского барокко. Два ее верхних ярусы имеют сложное фигурное построение и живописный силуэт. В том же году украшение интерьера было дополнено живописью, деревянной резьбой и скульптурой. К костелу примыкает жилой корпус бывшего монастыря.

В 19 веке в архитектуре и художественной жизни Беларуси доминирует классицизм, переходя в эклектику к концу века, чему способствует интенсивное развитие градостроительства. Культовые постройки приобретают более светский характер (Петропавловский костел в деревне Изабелин, Троицкий костел в Индуре, костел Святой Терезы в Щучине, церковь Рождества Богородицы в Массолянах). Очень ярко классический стиль проявиляется в дворцово-усадебной архитектуре: дворец Тизенгауза в Поставах, усадьба Альбертин в Слониме.


18
Тема 23. Культура Беларуси в конце XVI -XVIII столетиях
1. Система образования и развитие литературных жанров на Беларуси: историко-мемуарного, полемического, сатирического

В ХVI-XVIII ст. образование на Беларуси развивалось в условиях борьбы между православием, католичеством и реформаторским движением. При поддержке властей иезуиты открывали школы, которые способствовали укреплению позиций католической церкви и уничтожению реформаторского движения в ВКЛ. В 1579 г. Они основали Виленскую академию - первое в ВКЛ высшее учебное заведение. Первым ректором академии был идеолог-котрреформист Пётр Скарга. Среди её наиболее известных выпускников - Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Альберт Каялович.
В наиболее значительных городах Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) иезуиты открыли свои коллегиумы - учебные заведения средней ступени, которые имели антипротестантский, а затем и антиправославный характер. В коллегиумах преподавались грамматика, риторика, этика, богословие, физика, математика. Кроме иезуитов, свои школы стали открывать бернардинцы, францисканцы и другие католические монашеские ордены.
Ответом православной церкви на католическую экспансию в последней трети ХVI ст. было открытие братских школ в Вильно, Бресте, Могилёве, Шклове и др. городах. В них преподавались грамматика, риторика, математика, география, астрономия, языки: белорусский, польский, греческий, латинский. Преподавателями братских школ трудились известные педагоги: Василий Тяпинский, братья Зизании, Милетий Смотрицкий, Леонтий Карпович.
После заключения Брестской церковной унии 1596г. Начали открываться униатские школы. Первые такие школы возникли в Барунах, Жировичах, Минске, Новогрудке. В них учились представители разных вероисповеданий, в основном, шляхетского происхождения и дети духовенства. В годы Северной войны значительное количество униатских школ было уничтожено.
Если говорить о культуре XVI-XVIII столетий в целом, то можно сказать, что на неё оказали огромное значение идеи таких направлений общественно-политической мысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.
Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».
Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междоусобицы.
Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».
Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.
XVIII столетие - это эпоха Просвещения. Интеллектуальная элита европейских стран считала, что приближается «царство разума», эпоха свободы, равенства, гражданской справедливости.
Наиболее значительным результатом влияние Просвещения на Речь Посполитую была школьная реформа, осуществлённая Образовательной комиссией - организацией по руководству народным просвещением, основанной сеймом 1773-1775 гг. Это была первая подобная организация в Европе. Первым её руководителем был И.Масальский.
Образовательная комиссия осуществила реформу школ и университетов в духе идей Просвещения. Проведению реформы способствовал и роспуск в 1773 году папой римским ордена иезуитов, в руках которого на протяжении ХVII-XVIII стст. Фактически находилась монополия на образование в Речи Посполитой. Школы и имущество ордена были переданы Образовательной комиссии.
В 1783 г. Комиссия утвердила устав для академий и школ Речи Посполитой. Ей подчинялась Главная школа Великого Княжества Литовского (так с 1781 г. называлась Виленская иезуитская академия), которая являлась высшей ступенью и главным научным центром в княжестве. Её ректором комиссия назначила белорусского математика и астронома Мартина Почобута-Одленицкого, который занимал этот пост около 20 лет, провёл в школе реформу и придал ей почти светский характер.
Среднюю ступень образования составляли окружные и подокружные школы. На территории центральной и западной Беларуси (восточная уже была в составе России) такие школы комиссия открыла в Бресте, Гродно, Новогрудке, Жировичах, Пинске, Барунах, Волковыске, Поставах, Бобруйске, Мозыре, Минске, Несвиже, Слуцке, Лиде, Щучине.
Нижней ступенью образования должны были стать местечковые и городские училища.
Результатом реформы было увеличение численности начальных и средних школ на Беларуси, приобретением образованием всё более светского характера.
В начале XIX века на Беларуси существовало около 130 начальных, 33 средних и неполных средних школы, значительное количество еврейских религиозных школ, около 40 школ различных католических орденов. Школьное образование было доступным детям шляхты, духовенства, зажиточных горожан.
Идеалы Просвещения повлияли на общественные настроения в Речи Посполитой, что привело к реформам и принятию Конституции 3 мая 1791г. Однако интервенция соседних стран и внутренняя реакция части магнатства привели к поражению революционного движения и разделу государства.
Развитие белорусской литературы в период XVI -XVIII вв. происходило в сложных исторических условиях. Усиление социального и национального угнетения белорусского народа, разорительные войны, дальнейшее наступление Контрреформации и другие факторы вызвали упадок белорусской культуры и значительно задержали общий прогресс страны. Активизировались консервативные силы, в первую очередь церковь, которая пыталась восстановить свое пошатнувшееся господствующее положение в духовной жизни общества. Вновь повеяло духом Средневековья с его религиозным фанатизмом.
Развитие белорусской литературы в это время осложнялось и тормозилось также общим кризисом средневековой системы древней белорусской литературы. Ее последним значительным взлетом была литература полемическая, упадок которой наметился в 30-е годы XVII в. Практически уже исчерпала себя полемика между сторонниками и противниками унии. По характеру своего содержания полемическая литература отстала от жизни, потеряла свою злободневность и, естественно, не могла удовлетворять духовные запросы времени. Не случайно попытка возобновить полемику и возродить полемическую литературу, предпринятая в 40-е годы некоторыми церковными писателями, например К. Саковичем, потерпела неудачу.
Последним представителем большой плеяды писателей-полемистов был в Белоруссии Афанасий Филиппович (1597--1648). Как общественный деятель и как писатель А. Филиппович сформировался в духе традиций полемической литературы и братского движения. Он чувствовал глубокую духовную связь со своими предшественниками, борцами против унии, и считал себя непосредственным продолжателем их правого дела. Решительный и энергичный в поступках, непреклонный и бескомпромиссный в идейных убеждениях, А. Филиппович боролся против кровавого насаждения в Белоруссии и на Украине «проклятой» унии и даже ходил к московскому царю просить заступничества за православную веру.
В историю белорусской литературы А. Филиппович вошел как автор «Диариуша» (дневника), представляющего собой своеобразное соединение полемической антиуниатской публицистики с автобиографическим повествованием. «Диариуш» находится еще в русле полемической литературы, однако в жанровом отношении он во многом близок к произведениям историко-мемуарного характера, в которых рассказ о событиях обычно связан с фактами личной биографии автора или преимущественно основывается на его личных впечатлениях. В отличие от писателей-полемистов конца XVI -- начала XVII в. А. Филиппович почти совсем не касается догматических вопросов богословия. Направляя свой обличительный пафос против господствующих верхов Речи Посполитой, он основное внимание сосредоточивает на раскрытии бесправного положения белорусского и украинского народов, на описании истории их борьбы за традиционную веру.
С более широких и передовых позиций выступал автор сатирических произведений «Речь Мелешки» (вторая четверть XVII в.) и «Послание к Обуховичу» (1655). «Речь Мелешки» написана в форме выступления на варшавском сейме реально существовавшего Яна Мелешки, бывшего в 1615--1622 гг. смоленским каштеляном, и является литературной мистификацией. Произведение направлено против засилия в Белоруссии иностранцев (поляков, немцев), которые чувствовали себя здесь полновластными хозяевами. Сознательно выдавая себя за человека, малосведущего в вопросах большой политики, прикидываясь этаким простаком, автор умело и остроумно пародирует их нравы и этикет, едко, с присущим ему острословием высмеивает слепое преклонение перед всем иностранным, свойственное белорусской шляхте, которая отреклась от своих национальных традиций и обычаев. Он смело обвиняет правящие верхи Польши в захватнической, колониальной политике на белорусских и украинских землях и подвергает беспощадному осуждению антинародную, верноподданническую позицию местных феодалов. Спасение своей родины писатель видит в изгнании всех иностранцев, «што до нас влезли противко праву нашему».
«Речь Мелешки» и близкое по своей идейной направленности, образно-стилистическому строю «Послание к Обуховичу» были значительным шагом вперед в развитии белорусской литературы по пути усиления критического направления и дальнейшей демократизации, что проявилось не только в народном взгляде их авторов на некоторые важнейшие проблемы общественно-политической жизни страны, но и в широком использовании народной фразеологии, юмора, сатиры. Более того, если во второй половине XVI -- начале XVII в. наблюдается процесс олитературивания исторических, деловых записей, то здесь мы имеем дело с явлением иного рода: перед нами литературное произведение -- продукт художественного творчества, умышленно выдаваемое автором за служебную речь или деловое послание. «Речь Мелешки» и «Послание к Обуховичу» следует рассматривать как явления этапные в истории старой белорусской литературы.
Настоящий расцвет переживает в XVII в. в Белоруссии историко-мемуарный жанр, вызванный к жизни ростом индивидуального самосознания, усилением личностного начала в литературе. Десятки людей, преимущественно представители шляхты, пишут дневники, мемуары, путевые заметки. События русско-польской войны начала XVII в. нашли отражение в «диариушах» Я. Сапеги, И. Будиллы, С. Маскевича; эпохе национально-освободительной войны белорусского и украинского народов (середина XVII в.) посвящены воспоминания Б. Маскевича, Ф. и М. Обуховичей; описание своих путешествий по разным странам оставили А. Каменский-Длужик (по Сибири) и Я. Цедровский (по Западной Европе); яркие картины жизни, быта и нравов белорусской шляхты второй половины XVII в. нарисованы в мемуарах К. Завиши и С. Незабитовского. Разнообразные по содержанию и литературно-художественному уровню, эти произведения в целом воссоздают пеструю картину своего времени, построенную из отдельных историй жизни конкретных личностей.
2. Становление художественного стиля барокко в архитектуре Беларуси

Основной стиль белорусской художественной культуры XVII-XVIII вв. - барокко - раскрылся в двух разновидностях: восточнославянской (сформировалась на основе синтеза местной культуры и западноевропейских влияний) и западноевропейской, носителями которой в Беларуси были католические и униатские ордены. Оба направления самобытно проявились в архитектуре. В XVII в. в Беларуси началось интенсивное развитие светской философии, школьного образования, книгопечатания, театрального искусства, книжной графики и портретной живописи, деревянной скульптуры в народном стиле, церковной и светской поэзии, музыки.
В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.
Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.
В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.
Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.
Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).
Основным строительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX в. было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества, начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.
Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный путь развития. На белорусской земле понятие "замок" не всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью и служившее для и т.д.................