Могучая кучка русских композиторов: Балакирев. История жизни

Всякое новое открытие была для него истинным счастьем, восторгом, и он увлекал за собою, в пламенном порыве, всех товарищей своих.
В. Стасов

М. Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Поначалу ничто не предвещало ему такой судьбы. Детство и юность протекли вдалеке от столицы. Музыке Балакирев начал учиться под руководством матери, которая, убедившись в незаурядных способностях сына, специально отправилась с ним из Нижнего Новгорода в Москву. Здесь десятилетний мальчик взял несколько уроков у знаменитого в то время педагога - пианиста и композитора А. Дюбюка. Затем снова Нижний, ранняя смерть матери, учение в Александровском институте за счет местного дворянства (отец, мелкий чиновник, женившись вторично, бедствовал с большой семьей)...

Решающее значение для Балакирева имело знакомство с А. Улыбышевым, дипломатом, а также великолепным знатоком музыки, автором трехтомной биографии В. А. Моцарта. Его дом, где собиралось интересное общество, устраивались концерты, стал для Балакирева настоящей школой художественного становления. Здесь он дирижирует любительским оркестром, в программе выступлений которого разные произведения и среди них симфонии Бетховена, выступает в качестве пианиста, к его услугам богатейшая нотная библиотека, в которой он проводит много времени, изучая партитуры. Зрелость приходит к юному музыканту рано. Поступив в 1853 г. на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставляет его, чтобы посвятить себя исключительно музыке, К этому времени относятся первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы. Видя незаурядные успехи Балакирева, Улыбышев везет его в Петербург и знакомит с М. Глинкой. Общение с автором «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» было недолгим (Глинка вскоре уехал за границу), но содержательным: одобрив начинания Балакирева, великий композитор дает советы в отношении творческих занятий, беседует о музыке.

В Петербурге Балакирев быстро завоевывает известность в качестве исполнителя, продолжает сочинять. Ярко одаренный, ненасытный в знаниях, неутомимый в работе, он рвался к новым свершениям. Поэтому естественно, что, когда жизнь свела его с Ц. Кюи, М. Мусоргским, а позднее с Н. Римским-Корсаковым и A. Бородиным, Балакирев объединил и возглавил этот маленький музыкальный коллектив, который вошел в историю музыки под названием «Могучей кучки» (данным ему B. Стасовым) и «балакиревского кружка».

Каждую неделю друзья-музыканты и Стасов собирались у Балакирева. Они беседовали, много вместе читали вслух, но больше всего времени отдавали музыке. Ни один из начинающих композиторов не получил специального образования: Кюи был военным инженером, Мусоргский - офицером в отставке, Римский-Корсаков - моряком, Бородин - химиком. «Под руководством Балакирева началось наше самообразование», - вспоминал впоследствии Кюи. - «Мы переиграли в четыре руки все, что было написано до нас. Все подвергалось строгой критике, а Балакирев разбирал техническую и творческую стороны произведений». Задания давались сразу же ответственные: начинать прямо с симфонии (Бородин и Римский-Корсаков), Кюи писал оперы («Кавказский пленник», «Ратклиф»). Все сочиненное исполнялось на собраниях кружка. Балакирев поправлял и делал указания: «...критик, именно технический критик, он был удивительный», - писал Римский-Корсаков.

К этому времени сам Балакирев написал 20 романсов, среди которых такие шедевры, как «Приди ко мне», «Песня Селима» (оба - 1858), «Песня золотой рыбки» (1860). Все романсы были изданы и получили высокую оценку А. Серова: «...Свежие здоровые цветки на почве русской музыки». В концертах звучали симфонические сочинения Балакирева: Увертюра на темы трех русских песен, Увертюра из музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Написал он также немало фортепианных пьес и работал над симфонией.

Музыкально-общественная деятельность Балакирева связана с Бесплатной музыкальной школой, которую он организовал вместе с замечательным хормейстером и композитором Г. Ломакиным. Здесь все желающие могли приобщиться к музыке, выступая в хоровых концертах школы. Предусматривались также занятия пением, музыкальной грамотой и сольфеджио. Хором дирижировал Ломакин, а приглашенным оркестром - Балакирев, включавший в концертные программы сочинения своих товарищей по кружку. Композитор всегда выступал как верный последователь Глинки, а одним из заветов первого классика русской музыки была опора на народную песню как источник творчества. В 1866 г. из печати вышел составленный Балакиревым Сборник русских народных песен, работе над которым он отдал несколько лет. Пребывание на Кавказе (1862 и 1863) дало возможность познакомиться с восточным музыкальным фольклором, а благодаря поездке в Прагу (1867), где Балакиреву предстояло дирижировать операми Глинки, он узнал и чешские народные песни. Все эти впечатления нашли отражение в творчестве: симфоническая картина на темы трех русских песен «1000 лет» (1864; во 2-й ред. - «Русь», 1887), «Чешская увертюра» (1867), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), симфоническая поэма «Тамара» , начатая в 1866 г. и законченная много лет спустя.

Творческая, исполнительская, музыкально-общественная деятельность Балакирева делает его одним из самых авторитетных музыкантов, и А. Даргомыжскому, ставшему председателем РМО, удается пригласить туда Балакирева на должность дирижера (сезоны 1867/68 и 1868/69). Теперь музыка композиторов «Могучей кучки» зазвучала и в концертах Общества, с успехом прошла премьера Первой симфонии Бородина.

Казалось, что жизнь Балакирева на подъеме, что впереди - восхождение к новым вершинам. И вдруг все круто изменилось: Балакирев был отстранен от дирижирования концертами РМО. Несправедливость происшедшего была очевидна. Возмущение высказали выступившие в печати Чайковский и Стасов. Всю энергию Балакирев переключает на Бесплатную музыкальную школу, пытаясь противопоставить ее концерты Музыкальному обществу. Но конкуренция с богато обеспеченным, находящимся под высоким покровительством учреждением оказалась непосильной. Одна за другой Балакирева преследуют неудачи, его материальная неустроенность переходит в крайнюю нужду, и это при необходимости содержать младших сестер после смерти отца. Возможностей для творчества не остается. Доведенному до отчаяния композитору приходят даже мысли о самоубийстве. Поддержать его некому: товарищи по кружку отдалились, каждый занятый своими замыслами. Решение Балакирева навсегда порвать с музыкальным искусством было для них подобно грому средь ясного неба. Не слушая их призывов и уговоров, он поступает в Магазинную контору Варшавской железной дороги. Роковое событие, разделившее жизнь композитора на два разительно несхожих между собой периода, произошло в июне 1872 г....

Хотя в конторе Балакирев прослужил недолго, возвращение его к музыке было долгим и внутренне трудным. На жизнь он зарабатывает фортепианными уроками, но сам не сочиняет, живет замкнуто и уединенно. Лишь в конце 70-х гг. он начинает появляться у друзей. Но это был уже другой человек. Страстность и кипучую энергию человека, разделявшего - пусть не всегда последовательно - прогрессивные идеи 60-х гг., сменили ханжеская, набожность и аполитичность, односторонность суждений. Исцеление после пережитого кризиса все не приходило. Балакирев вновь становится во главе оставленной им музыкальной школы, работает над завершением «Тамары» (по одноим. стихотворению Лермонтова), которая впервые прозвучала под управлением автора весной 1883 г. Появляются новые, преимущественно фортепианные пьесы, новые редакции (Увертюра на тему испанского марша, симфоническая поэма «Русь»). В середине 90-х гг. создается 10 романсов. Сочиняет Балакирев крайне медленно. Так, начатая в 60-е гг. Первая симфония была завершена лишь через 30 с лишним лет (1897), в задуманном тогда же Втором фортепианном концерте композитор написал лишь 2 части (завершил его С. Ляпунов), работа над Второй симфонией растянулась на 8 лет (1900-08). В 1903-04 гг. появляется серия прекрасных романсов. Несмотря на пережитую трагедию, отдаление от прежних друзей, роль Балакирева в музыкальной жизни значительна. В 1883-94 гг. он был управляющим Придворной певческой капеллой и а сотрудничестве с Римским-Корсаковым неузнаваемо изменил там музыкальное обучение, поставив его на профессиональную основу. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка, собиравшегося у академика А. Пыпика в 1876-1904 гг.; здесь он выступал с целыми концертными программами. Обширна и содержательна переписка Балакирева с зарубежными музыкальными деятелями: с французскими композитором и фольклористом Л. Бурго-Дюкудре и критиком М. Кальвокоресси, с чешским музыкально-общественным деятелем Б. Каленским.

Симфоническая музыка Балакирева завоевывает все большую известность. Она звучит не только в столице, но и в провинциальных городах России, с успехом исполняется за границей - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине. Его фортепианную сонату играет испанец Р. Виньес, «Исламея» исполняет знаменитый И. Гофман. Популярность музыки Балакирева, зарубежное признание его главой русской музыки как бы компенсируют трагическую самоотстраненность от магистрального направления у себя на родине.

Творческое наследие Балакирева невелико, но оно богато художественными открытиями, которые оплодотворили русскую музыку второй половины XIX в. Тамара - одно из вершинных произведений национально-жанрового симфонизма и неповторимая лирическая поэма. В балакиревских романсах немало приемов и фактурных находок, которые дали прорастания за пределами камерной вокальной музыки - в инструментальной звукописи Римского-Корсакова, в оперной лирике Бородина.

Сборник русских народных песен не только открыл новый этап в музыкальной фольклористике, но и обогатил русскую оперную и симфоническую музыку многими прекрасными темами. Балакирев был превосходным музыкальным редактором: все ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова прошли через его руки. Он готовил к изданию партитуры обеих опер Глинки (вместе с Римским-Корсаковым), сочинения Ф. Шопена. Балакирев прожил большую жизнь, в которой были и блестящие творческие взлеты, и трагические поражения, но в целом это была жизнь подлинного художника-новатора.

Милий Алексеевич Балакирев, выдающийся , который внес огромный вклад в развитие российской музыки, родился в 21 декабря 1836 года (по старому стилю). Творчество этого талантливого человека и общественного деятеля оставило яркий след в духовном и культурном развитии нашей страны.

Долгое время история не могла дать должной оценки тому вкладу, который он внес в российскую музыкальную культуру. Идейные войны, которые происходили в нашей стране в прошлом столетии, не давали возможности оценить заслуги этого выдающегося человека. В настоящее время, когда начала отдавать должное тем, кто долгое время находился в забвении, труды Балакирева были оценены потомками по достоинству. Наконец, история расставила все по своим местам.

Балакирев обладал не только гениальным музыкальным даром. Великолепный журналист и педагог по призванию, он постоянно искал пути духовного роста России. Благодаря ему, мы сегодня знаем, что значит для российской культуры такой великий композитор, как . Именно Милий Алексеевич собрал, отредактировал рукописи Глинки и представил их широкой публике.

Именно Балакирев является создателем братства выдающихся композиторов, которое известно в мировой культуре, как "Могучая кучка". , Кюи, Бородин и сам Балакирев образовали содружество поистине могучих талантов. Свои первые произведения они написали, руководствуясь наставлениями, данными Балакиревым. Не избежал его воздействия в своем творчестве и . Он не входил в "Могучую кучку", но огромный талант Балакирева не мог не оказать влияния на молодого Петра Ильича.

Балакарев делал все для творческого развития своих учеников, помогал им подняться на высшие ступени в российской культуре и никогда не напоминал им, кто помог им стать выдающимися. Но позднее, когда его ученики обрели свои убеждения, твердо отстаивал свои убеждения и не шел на компромиссы. Милий Алексеевич не только гениальный композитор. Его талант дирижера и пианиста стал основой творчества Гилельса и Мравинского, Ойстраха и Рихтера.

Однако педагогическая деятельность Балакирева почти не известна. Бесплатная музыкальная школа, в которой он преподавал музыку, стала основой той системы детского музыкального образования. Она существует в России сейчас и признана во всем мире. Другое детище педагога Балакирева - Придворная Певческая капелла, была преобразована им совместно с Римским-Корсаковым в гениальный хор, о котором вспоминают, как о легенде русской культуры.

Мало изучена и его публицистическая деятельность. Причиной тому стали духовные мировоззрения, которым пришел Балакирев к концу жизни. Его состояние, подобное схимничеству, было не понято и не оценено обществом. Не приняли его и позднее. Богоборцы не могли оценить подвиг христианина и духовидца Балакирева, и его имя было забыто.

Умер Милий Алексеевич в Санкт-Петербурге 16(29).05.1910года. В настоящее время творческий подвиг великого композитора по достоинству оценен. расставила все на свои места.

БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1837–1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.

Балакирев родился 21 декабря (2 января 1837) в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев – просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку – народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.

«Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу – в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества , но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 – управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов).

Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому Королю Лиру (1858–1861), симфонические поэмы Тамара (ок. 1882), Русь (1887, 2-я редакция 1907) и В Чехии (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию Исламей (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой – на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 16 (29) мая 1910.

Балакирев М. А.

Милий Алексеевич (21 XII 1836 (2 I 1837), Нижний Новгород, ныне Горький - 16 (29) V 1910, Петербург) - рус. композитор, пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Игре на фп. обучался под рук. матери, неск. уроков взял у А. И. Дюбюка и К. К. Эйзриха. Муз. развитию Б. способствовало сближение с А. Д. Улыбышевым, в доме к-рого Б. знакомился с муз. лит-рой, в том числе с сочинениями М. И. Глинки, Ф. Шопена. На муз. вечерах, устраивавшихся Улыбышевым, начались выступления Б. как пианиста и дирижёра. В 1853-55 жил в Казани, состоял вольнослушателем математич. ф-та Казанского ун-та, продолжал концертировать, давал фп. уроки.

Важное событие в жизни Б. - переезд в Петербург (кон. 1855) и встреча с М. И. Глинкой, последователем к-рого он становится. В 1856 Б. дебютировал в Петербурге как пианист и композитор (исполнил концерт для фп. с оркестром). В 1856-62 завязывается дружба Б. с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным и критиком В. В. Стасовым, оказавшим заметное влияние на формирование идейно-эстетич. позиций В., познакомившим его с революционно-демократич. лит-рой. В нач. 60-х гг. 19 в. под рук. Б. сформировался муз. кружок, известный под назв. "Новая рус. муз. школа", Балакиревский кружок, "Могучая кучка". Благодаря целеустремленности и художеств. инициативе, творч. и исполнительскому опыту, Б. пользовался большим авторитетом у членов кружка.
В 50-60-е гг. Б. созданы "Увертюра на тему испанского марша" (1857), "Увертюра на темы трёх русских песен" (1858), музыка к трагедии У. Шекспира "Король Лир" (1858-61), увертюра "1000 лет" (1864), романсы, фп. пьесы. Эти произв. развивают традиции Глинки, особенно его симф. музыки. В 1862 Б. совм. с Г. Я. Ломакиным организовал Бесплатную музыкальную школу (БМШ), ставшую очагом массового муз. образования и просвещения. Б. учредил постоянные концерта БМШ, в к-рых пропагандировал сочинения рус. (особенно молодых) композиторов глинкинского направления и зарубежных композиторов-романтиков (Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана). Во 2-й пол. 60-х гг. Б. по приглашению чеш. музыкантов посетил Прагу, руководил постановкой оперы "Руслан и Людмила", дирижировал оперой "Жизнь за царя" (1867). В 1867-69 был гл. дирижёром РМО, изменив прежний консервативный характер его конц. программ.
Расцвет муз. деятельности Б. связан с 60-ми гг. В 70-е гг. он пережил длительный душевный кризис, вызванный рядом неудач в его муз.-обществ. деятельности и в личной жизни. Б. отходит от БМШ, перестаёт сочинять, выступать как исполнитель, порывает дружеские связи с членами кружка. Одновременно сближается с церковными кругами Петербурга, проявляет несвойственную ему ранее религиозность.
В нач. 80-х гг. Б. возвращается к муз. деятельности, к-рая, однако, утратила прежний размах и боевой "шестидесятнический" характер. В 1881-1908 он вновь возглавлял БМШ, одновременно (1883-94) состоял директором Придв. певч. капеллы. Принимал участие в муз.-обществ. жизни: содействовал увековечению памяти Глинки (открытие памятника в Смоленске, 1885) и Шопена (открытие памятника в Желязова-Воле, 1894). Выступления Б.-пианиста приобрели камерный характер (играл лишь на частных муз. вечерах). Ближайшим другом и последователем Б. стал С. М. Ляпунов. В 1880-1900 Б. создал симф. поэму "Тамара" (ок. 1882, начата в 60-е гг.), 2 симфонии (1-я - 1897, начата в 60-е гг.; 2-я - 1908), мн. романсов, фп. произв., "Кантату памяти Глинки" (1904, исп. в 1906, написана к открытию памятника Глинке в Петербурге). В эти годы он занимался переработкой и редактированием большинства своих крупных сочинений раннего периода. Его новые произв. свидетельствовали о росте композиторского мастерства, но в то же время и о нек-ром угасании таланта.
Важнейшая черта творчества Б. - яркая нац. характерность. Нар. образы (бытовые или эпические), картины рус. жизни, природы проходят через большинство его произв. Композитора отличает также традиционный для рус. музыки интерес к теме Востока (точнее Кавказа) и нар. муз. культурам др. стран (польской, чешской, испанской). Б. постоянно изучал муз. фольклор, особенно русский. Богатый материал дала Б. поездка по Волге, предпринятая в 1860 с целью записи нар. песен, результатом её явился сб. "40 русских народных песен для голоса с фп." (напечатан в 1866) - первый классич. образец этого рода в истории рус. муз. фольклористики. 2-й сб. - "30 русских народных песен для фп. в 4 руки" (1898) создан на материале, собранном песенными экспедициями Рус. географич. об-ва. С увлечённостью фольклором связано обилие в произв. Б. подлинных нар. мелодий и близких к ним авторских тем жанрово-песенного или танц. характера. Напр., увертюры на рус. нар. темы, симфонии (особенно 1-я), вок. сочинения. Поездки на Кавказ, знакомство с его фольклором вызвали к жизни красочные вост. муз. образы (поэма "Тамара", фп. фантазия "Исламей", "Грузинская песня" и др.). И в этом Б. продолжил творч. принципы Глинки.
Б.-лирику свойственно воплощение контрастных эмоций: пылкая страстность, горячность сменяются ленивой истомой, спокойной мечтательностью. В поздних сочинениях преобладают сдержанно-лирич. созерцательные настроения, связанные с философским восприятием природы или с воспоминаниями о прошлом.
Осн. сфера творчества Б. - инстр. музыка (симфоническая и фп.). Развивая вслед за Глинкой жанрово-нар. симфонизм (первое крупное сочинение этого рода - "Увертюра на темы трёх русских песен"), Б. стремился к обогащению жанра увертюры эпич. элементами (использование былинных напевов, мелодики древнего характера, окаймление центр., подвижных по темпу жанрово-бытовых разделов медленными эпизодами эпич. склада). Он обращался преим. к историческим сюжетам, стремясь воссоздать величавый образ народа. Такова его вторая рус. увертюра - "1000 лет" (написана к открытию в Новгороде памятника "Тысячелетие России"; во 2-й ред. - симф. поэма "Русь"), в лит. программе к-рой автор писал о своём намерении запечатлеть в музыке поэмы нек-рые моменты рус. истории (Русь языческая, московская, казацкая).
С именем Б. связано рождение жанра рус. эпич. симфонии. В 60-х гг. Б. начал работать над 1-й симфонией. Одновременно он принимал участие в создании симфоний Бородина и Римского-Корсакова. Принципы рус. эпич. симфонии вырабатывались в совм. творч. исканиях этих композиторов.
Б. работал преим. в области программного симфонизма. Лучший образец симф. поэмы Б. - "Тамара" (по одноим. стихотворению М. Ю. Лермонтова, посв. Ф. Листу). Построенная на оригинальном муз. материале изобразит.-пейзажного и нар.-танц. характера, "Тамара" стилистически родственна программным симф, поэмам Ф. Листа - создателя этого жанра. В то же время она связана с творчеством Глинки ("Восточные танцы" из оперы "Руслан и Людмила"). В "Тамаре" отчётливо проявились индивидуальные черты симф. стиля Б.: яркость звукописного и нац.-характерного (кавказского) колорита, свободное сопоставление разнохарактерных и красочных муз. картин (ночное Дарьяльское ущелье, празднество в замке Тамары, утренний горный пейзаж). Др. тип программного симфонизма Б. - музыка к трагедии Шекспира "Король Лир". (Первым классич. произв. этого рода в рус. музыке был "Князь Холмский" Глинки.) Это сочинение Б. открыло шекспировскую тему в творчестве рус. композиторов (произв. П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева на сюжеты Шекспира).
Б. - один из первых рус. композиторов, широко использовавший в фп. музыке крупные концертно-виртуозные формы. Среди его фп. произв. выделяется вост. фантазия "Исламей" (1869), отличающаяся оригинальным тематич. материалом (подлинные вост. темы), широтой и симфоничностыо замысла, сочетанием европ. конц. стиля со специфич. чертами вост. инстр. колорита. Эта виртуозная блестящая пьеса - важнейшая веха в развитии рус. пианизма. Характерно также обращение Б. к жанрам рвмантич. фп. музыки (мазурки, вальсы, ноктюрны, скерцо), свидетельствующее о близости к Ф. Шопену. значит. часть фп. наследия Б. составляют транскрипции и переложения (для фп. в 2 и 4 руки) произв. др. композиторов (М. И. Глинки, В. Ф. Одоевского, Л. Бетховена, Г. Берлиоза).
Камерно-вок. сочинения Б. - своего рода связующее звено между рус. романсом Глинки, Даргомыжского и рус. вок. лирикой 2-й пол. 19 в. Свежестью и новизной отличаются романсы раннего периода. Нек-рые из них - фантастико-пейзажная "Песня золотой рыбки", лирические "Исступление", "Приди ко мне", "восточные" романсы ("Песня Селима", "Грузинская песня") - являются первыми образцами этого типа в вок. музыке композиторов Балакиревского кружка. Лучшие романсы Б. написаны на тексты М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, А. А. Фета, А. К. Толстого, А. М. Жемчужникова.
Произв. Б. нередко содержат стилистич. противоречия: оригинальность муз.-поэтич. замысла и богатство муз. фантазии сочетаются в них с рыхлостью и недостаточной цельностью формы (преим. крупной). В этом проявились как индивидуальные свойства дарования композитора, так и особенности его творч. процесса - длит. перерывы в работе, вследствие чего Б. приходилось заново "вживаться" в произв. С этим связана также двойственность историч. судьбы его творчества: Б. вначале шёл впереди своих товарищей по кружку, уверенно намечал пути развития рус. музыки после Глинки, но по сравнению с другими представителями "Могучей кучки" достижения Б. оказались более скромными, тем более, что его капитальные произведения появились после симфоний Бородина и программных симф. сочинений Римского-Корсакова. Однако это не умаляет значения Б. как вождя "Новой рус. муз. школы", как автора произв., вошедших в рус. муз. классику 19 в.
Основные даты жизни и деятельности
1836. - 21 XII. В семье служащего нижегор. Соляного правления А. К. Балакирева родился сын Милий. 1844. - Занятия с матерью Елизаветой Ивановной (фп.).
1846. - Поездка с матерью в Москву, 10 уроков у А. И. Дюбюка, "от к-рого впервые усвоил себе правильные приёмы фп. игры" (Автобиография). - Поступление в Нижегор. губернскую гимназию.
1851. - Продолжение ранее начатых занятий с К. К. Эйзрихом. - Знакомство с произв. Ф. Шопена. - Первая встреча с комп. и пианистом И. Ф. Ласковским. - Начало выступлений на муз. вечерах А. Д. Улыбышева (в качестве пианиста, потом и дирижёра).
1852. - Первые композиторские опыты.
1853. - Окончание Александровского дворянского ин-та. - Переезд в Казань, зачисление вольнослушателем Казанского ун-та на физ.-математич. ф-т. - Продолжение композиторской и исполнительской деятельности.
1855. - XII. Приезд в Петербург. - Знакомство с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, позднее - с А. Н. Серовым. Отзыв Глинки: "Балакирев очень дельный музыкант".
1856. - Знакомство с Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым, а также с С. Монюшко. - 12 II. Первое выступление в Петербурге (исп. 1-ю часть своего концерта для фп. с орк. на муз. утреннике Петерб. ун-та, дирижёр К. Б. Шуберт).
1857. - Знакомство с М. П. Мусоргским.
1858. - Появление в печати сочинений Б. (романсов), а также фп. произв. И. Ф. Ласковского в ред. Б. - Поездка в Москву, замысел "Симфонии в честь Кремля". - 21 XII.
Исп. "Увертюры на темы трёх русских песен".
1859. - Знакомство с Т. Г. Шевченко, H. P. Щербиной. - 15 XI. Исп. увертюры "Король Лир" на концерте Петерб. ун-та.
1860. - Знакомство с Л. А. Меем, И. С. Тургеневым. - VI-VII. Поездка вместе с Н. Ф. Щербиной и Н. А. Новосельским по Волге (от Н. Новгорода до Астрахани), запись нар. песен.
1861. - Замыслы (неосуществл.) крупных сочинений (Реквием, 2-я симфония "Мцыри", "Русская симфония"). - Знакомство с H. A. Римским-Корсаковым.
1862. - Организация и открытие (при участии Б.) Бесплатной муз. школы (БМШ). - VI-VIII. Поездка на Кавказ. - XI. Знакомство с А. П. Бородиным. - Окончательное сформирование Балакиревского кружка.
1863. - Выступление Б. как дирижёра в первом концерте БМШ. - VI-IX. Вторая поездка на Кавказ, запись нар. музыки.
1864. - Замысел (неосуществл.) оперы "Жар-птица".
1866. - Поездка в Прагу. Встречи с представителями чеш. интеллигенции (Б. Сметана и др.). Знакомство с нар. музыкой.
1867. - Второе посещение Праги. - 4 II. Исп. в Пражском т-ре под упр. Б. оперы Глинки "Руслан и Людмила". - 29 I. Б. дирижировал оперой Глинки "Жизнь за царя". - X. Начало дирижёрской деятельности в РМО. - XI. Знакомство с Г. Берлиозом.
1868 - Знакомство с П. И. Чайковским, Н. Г. Рубинштейном. - VI-XI. Третья поездка на Кавказ.
1869 - IV. Б. отстранён от руководства концертами РМО. - XI. Исп. Н. Г. Рубинштейном фантазии "Исламей" в концерте БМШ.
1870. - Знакомство с Т. И. Филипповым, поэтами А. М. и В. М. Жемчужниковыми.
1872. - Прекращение концертов БМШ. - Поступление на службу в Магазинное управление Варшавской ж. д.
1873. - I. Зачисление на должность инспектора музыки в жен. Мариинский ин-т. - XII. Уход из БМШ (преемником Б. стал Н. А. Римский-Корсаков).
1875. - Уход из Мариинского ин-та, зачисление на должность инспектора муз. классов жен. уч-ща св. Елены.
1876. - Постепенное возвращение к муз. деятельности.
1877. - Редактирование оперных партитур Глинки (совм. с Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Лядовым).
1881. - Возвращение в БМШ. - Начало работы по редактированию своих ранее написанных сочинений.
1882. - Возобновление концертов БМШ под упр. Б. (17 III впервые исп. 1-я симфония Глазунова). - XII. Выступление в концерте из произв. Глинки в пользу сооружения памятника ему в Смоленске.
1883. - 3 II. Уход с должности инспектора муз. классов при жен. уч-ще св. Елены. - Назначение Б. управляющим Придв. певч. капеллой. - III. Исп. под. упр. Б. симф. поэмы "Тамара" (в концерте БМШ). - IX. Участие в торжествах, связанных с закладкой памятника Глинке в Смоленске.
1884. - Знакомство с С. М. Ляпуновым. - Переписка Б. и Ф. Листа в связи с посвящением Листу поэмы "Тамара". - II. Присуждение Б. Глинкинской пр. за "Увертюру на темы трёх русских песен".
1885. - V. Концерт под упр. Б. в Смоленске в честь открытия памятника Глинке.
1887. - Муз. вечера у Б. с новым составом посетителей (Ляпунов, ученики Придв. певч. капеллы и др.). - Начало постоянных выступлений Б. на муз. вечерах в доме А. Н. Пыпина. - III. Юбилейный концерт БМШ. - Назначение Б. пожизненной пенсии (в день 25-летия БМШ).
1889. - IX. Первое исп. произв. Б. за рубежом ("Увертюра на темы трёх русских песен", дирижёр. H. A. Римский-Корсаков, Париж).
1890. - Начало переписки с франц. муз. критиком и комп. Л. А. Бурго-Дюкудре, получившим от Б. нар. темы, записанные на Кавказе.
1891. - IX. Поездка в Польшу. Посещение Желязова-Воли.
1894. - Участие в торжествах в Желязова-Воле, посв. открытию памятника Шопену (по инициативе Б.). - X. Выступление в концерте (Варшава). - 20 XII. Увольнение со службы в Придв. певч. капелле, выход на пенсию. - Первое исп. в Париже симф. поэмы "Тамара" (дирижёр Ш. Ламурё).
1897. - Выход из печати книги Б. Каленского "Бедржих Сметана и Милий Балакирев, их значение для развития славянской музыки, их личные и художественные связи" (Прага, 1897).
1898. - Чествование Б. в связи с 30-летием БМШ. - III. Б. вошёл в состав комиссии по составлению и изданию рус. нар. песен, собранных экспедициями Рус. географич. об-ва. - 11 IV. Исп. в концерте БМШ под упр. Б. его 1-й симфонии.
1899. - Концерт под упр. Б. в Берлине по случаю открытия мемориальной доски на доме, в к-ром умер Глинка.
1900. - Редактирование партитуры "Те Deum" Берлиоза.
1902. - Начало редактирования собр. соч. Глинки (совм. с С. М. Ляпуновым).
1904. - Прекращение публичных выступлений.
1906. - Исп. кантаты Б. на торжествах, посв. открытию памятника Глинке в Петербурге.
1908. - Отказ от руководства БМШ (преемником Б. стал С. М. Ляпунов). - Редактирование сочинений Ф. Шопена.
1910. - 16 V. Смерть Б. в Петербурге.
Сочинения : для хора с орк. - Кантата памяти Глинки (1904); для орк. - 2 симфонии (C-dur, 1864-97; d-moll, 1907-08), Увертюра на тему испанского марша (d-moll, 1857, 2-я ред. - Испанская увертюра, 1886), Увертюра на темы трёх русских песен (h-moll, 1858, 2-я ред. - 1881), муз. картина 1000 лет (вторая увертюра на рус. темы, Des-dur, 1863-64, 2-я ред. - симф. поэма Русь, 1887, ред. 1907), Чешская увертюра (Fis-dur, 1867, 2-я ред. - симф. поэма В Чехии, 1905), симф. поэма Тамара (1882), Сюита в 3-х частях (h-moll, Prйambule, Quasi Valse, Тарантелла, 1901-09, окончена С. M. Ляпуновым), музыка к трагедии Шекспира "Король Лир" (увертюра, Шествие, антракты, 1858-61, 2-я ред. - полная партитура, включающая 2 варианта Шествия, Сон Кента, интерлюдию, воен. музыку, симф. картину битвы, мелодраму, трубные и барабанные сигналы, 1905); для фп. с орк. - концерт No 1 (fis-moll, I ч., 1855, партитура изд. M., 1952), концерт No 2 (Es-dur, 1861-62, 1909-10, окончен С. М. Ляпуновым), Большая фантазия на русские национальные напевы, op. 4 (Des-dur, 1852, изд., М., 1954); камерные ансамбли - октет для флейты, гобоя, валторны, скр., альта, влч., к-баса, фп., ор. 3 (c-moll, 1850-56, партитура изд. М., 1959); для фп. в 2 руки - фантазия Исламей (1869), 1-я соната (b-moll, 1856-57), соната (b-moll, 1905), сонатина (C-dur, 1909), 3 скерцо, 7 мазурок, 3 ноктюрна, 7 вальсов, разные пьесы (в т. ч. Полька, В саду, Думка и др.), М. А. Балакирев, Полн. собр. соч. для фп. в 3 тт. под ред. К. С. Сорокина, М., 1952; для фп. в 4 руки - 30 русских народных песен (обр. 30 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фп. из собранных в 1886 г. Г. О. Дютшем и P. М. Истоминым, гармонизовал Милий Балакирев, 1898), Сюита в 3 ч. (Полонез, Песенка без слов, Скерцо, 1909), На Волге (1868, изд., М., 1948); соч. на темы др. композиторов - Воспоминание об опере "Жизнь за царя" М. Глинки. Фантазия, 1899 (1-я ред. - Фантазия для фп. на мотивы из оперы "Жизнь за царя" М. Глинки, 1854-56), экспромт на темы 2-х прелюдий Шопена (es-moll и h-moll), Испанская серенада на темы, записанные Глинкой (1856); транскрипции и перелож. для фп. в 2 руки - Глинка (Жаворонок, Арагонская хота, Камаринская, Не говори), П. Запольский (Грёзы), А. С. Танеев (2 вальса-каприса), Г. Берлиоз (увертюра "Бегство в Египет": 2-я ч. оратории "Детство Христа"), Л. Бетховен (каватина из струн. квартета, B-dur, op. 130; Аллегретто из струн. квартета, ор. 59 No 2), Ф. Шопен (Романс из 1-го концерта, ор. 11); в 4 руки - Г. Берлиоз (Гарольд в Италии), А. Ф. Львов (увертюра к опере "Ундина"); для 2 фп. в 4 руки - Глинка (Князь Холмский, Ночь в Мадриде), Л. Бетховен (квартет f-moll, op. 95); для голоса с фп. - 20 романсов (1857-65), 10 романсов (1895-96), романсы (1903-04), 3 забытых романса (Ты пленительной неги полна, Звено, Испанская песня, 1855, изд. 1908), Два посмертных романса (Заря, Утёс; 1909); М. Балакирев. Романсы и песни. Ред. и вступ. ст. Г. Л. Киселёва, М., 1937; Сборник русских песен (40) (1865, изд. 1866); перелож. для голоса с орк. - Даргомыжский (Паладин, О, дева-роза), Глинка (Ночной смотр, О, дева чудная моя), собств. произв. (Грузинская песня, Запевка, Сон); для хора a cappella - Гимн в честь св. вел. кн. Владимирского Георгия Всеволодовича, основателя Н. Новгорода, сочинённый по случаю празднования нижегородцами семисотлетия годовщины его рождения (1189-1889), духовно-муз. перелож. и соч. (М., 1900) и др.; перелож. для хора a cappella - Глинка (Венецианская ночь, Колыбельная песня), Шопен (мазурки, ор. 6, No 4; op. 41, No 4); инструментовка соч. др. композиторов - Н. В. Щербачёв (две пьесы для фп.: Две идиллии...(имя Б. в изд. не указано)), А. Львов (увертюра к опере "Ундина"), Глинка (Первоначальная полька), Шопен (концерт e-moll, Сюита из соч. Шопена); редакции соч. др. авторов, в т. ч. опер и симф. произв. М. И. Глинки, фп. соч. И. Ф. Ласковского, сонат Ф. Шопена, нек-рых оригин. произв. и транскрипций Ф. Листа, Те Deum Г. Берлиоза, произв. К. Таузига. Литературные сочинения : Автобиографическая заметка М. А. Балакирева (из его писем к Н. Финдейзену 1903 и 1907 гг.), "РМГ", 1910, No 41; Юбилей Гензельта (за подписью - Валериан Горшков), "Новое время", 1888, 12 марта, No 4323. Письма: Письма M. А. Балакирева к А. П. Арсеньеву (1858-1862 гг.), "РМГ", 1910, No 41, 42; Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ, (1912); Письма М. А. Балакирева к И. А. Покровскому, "РМГ", 1916, No 40, 44, 46, 49-52; Письма М. П. Мусоргского к М. А. Балакиреву, в кн.; Мусоргский М. П., Письма и документы, М.-Л., 1932; Письма М. А. Балакирева к Ц. А. Кюи, в кн.: Кюи Ц., Избр. письма, Л., 1955; Письма М. А. Балакирева к Б. Каленскому, в кн.: Из истории русско-чешских связей, М., 1955; Балакирев) М. A., Переписка с Н. Г. Рубинштейном и с М. П. Беляевым, М., 1956; Балакирев М. А., Переписка с нотоиздателем П. Юргенсоном, М., 1958; Письма М. А. Балакирева к А. П. Бородину, в кн.: Дианин С. A., Бородин. Жизнеописание, материалы и документы, М., 1960; Балакирев М. A., Воспоминания и письма, Л., 1962; Переписка. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Лит. произведения и переписка, т. 5, М., 1963; Балакирев М. А. и Стасов В. В., Переписка, т. 1-2, М., 1970-71. Литература : Г. Т. (Тимофеев Г.), Очерк развития русского романса, М. А. Балакирев, "РМГ", 1895, No 4; его же, Балакирев в Праге. Из его переписки, "Современный мир", 1911, No 6; его же, М. А. Балакирев, "Русская мысль", 1912, No 6, 7; Финдейзен Н., Милий Алексеевич Балакирев, "РМГ", 1895, No 1; его же (Ник. Ф.), Забытый юбилей М. А. Балакирева (к 50-летию его артистич. деятельности, 1856-1906), "РМГ", 1906, No 17; Боборыкин П. Д., Русский музыкант (Памяти товарища), "Биржевые ведомости", веч. вып., 1910, 29 мая, No 11737; Ляпунов С., Милий Алексеевич Балакирев, "ЕИТ", 1910, вып. 7, 8; Шестакова Л. И., Из неизданных воспоминаний. Мои вечера, "РМГ", 1910, No 41; её же, Из неизданных воспоминаний о Новой русской школе, "РМГ", 1913, No 51-52; Чернов К., Милий Алексеевич Балакирев (по воспоминаниям и письмам), Музыкальная летопись. Статьи и материалы под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 3, Л.-М., 1925; Глебов И., (Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия, М., 1930; его же. Их было трое...(Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия), в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, М., 1954; его же, Русская музыка XIX и начала XX века, Л., 1968; Киселёв Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938; Гозенпуд A., М. А. Балакирев (к сорокалетию со дня смерти), "СМ", 1950, No 6; Серов А. Н., Новоизданные музыкальные сочинения - Песни и романсы Балакирева, в кн.: Серов А. Н., Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950; его же, Музыкальное утро в зале СПб. ун-та, там же, т. 2, М.-Л., 1957; Стасов В. В., Двадцать пять лет русского искусства. Наша музыка, в кн.: Стасов В. В., Избр. соч., т. 2, М., 1952; его же, Искусство XIX века, там же, т. 3, М., 1952; Чайковский П. И., Полн. собр. соч. - Литературные произведения и переписка, т. 2, М., 1953; Римский-Корсаков Н., Полн. собр. соч. - Литературные произведения и переписка, т. 1, М., 1955; Гиппиус Е. В., Сборники русских народных песен М. А. Балакирева, в изд.: Балакирев М., Русские народные песни, М., 1957; Кандинский A., Симфонические произведения Балакирева, М., 1960; М. А. Балакирев. Исследования. Статьи, Л., 1961; Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества, М., 1963; М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества (составители: А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая), Л., 1967; Kalienski В., Bedaick Smetana a Mily Balakirew, jich vyznam pro vevoi hudbi slovanske, jich osobni a umilacki stuky, Praha, 1897, его же, V Cechach. Symfonicka besen Milie Aleksejevice Balakirewa, "Samostatnost", (1906), No 53; Reiss Е., Lieder von Mili Balakirew, "Die redenden Kьnste", Jahrg. IV, 1897/98; Newmarch P., Mily Balakireff, "Sцmmelbцnde der internationalen Musikgesellschaft", Jahrg. IV, H. 1, 1902, Oktober - Dezember, S. 157-63; Calvocoressi M. D., Mili Balakirew, в кн.: Masters of Russian music, L., 1936; Garden E., Balakirew. A critical study of his life and music, N. Y., 1967. А. И. Кандинский.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Милий Алексеевич Балакирев снискал славу человека, у которого лучше получалось создавать великих композиторов, чем великую музыку. Его « » не столь известна, как « » , а романсы теряются в тени вокальных шедевров . Но не будь Балакирева, вероятно, не было бы шедевров , и , не было бы русской музыки в том виде, как мы знаем ее сейчас.

Уроженец Нижнего Новгорода, сын титулярного советника, Балакирев проявил музыкальные способности уже в детские годы. Первой учительницей фортепианной игры стала для него мать. Когда мальчику было десять лет, мать во время летних каникул отправилась с ним в Москву, где Милий взял несколько уроков фортепианной игры у композитора Александра Дюбюка. По возвращении в родной город он начал учиться у дирижера и пианиста Карла Эйзериха.

Балакирев обучается в Александровском институте. Немалую роль сыграла в его судьбе встреча с дипломатом Александром Улыбышевым. Этот человек – музыкант-любитель, один из первых музыкальных критиков, автор биографии , познакомил молодого человека с классической литературой, а в любительском оркестре, созданном Улыбышевым, Балакирев осваивает на практике основы дирижирования и инструментовки. Репертуар оркестра был богат – в него входили даже симфонии Бетховена.

В 1853 г. Балакирев поступил в Казанский университет, но по прошествии года бросил его, чтобы заняться музыкой. Он создает романсы, а также фортепианные произведения. Улыбышев следит за успехами молодого композитора. В Санкт-Петербурге он представил Милия Алексеевича . Михаил Иванович одобрил сочинения Балакирева, дал ему несколько советов.

В столице Балакирев приобретает известность как исполнитель-пианист, продолжает он и сочинение музыки. Вскоре он знакомится с Цезарем Кюи и , а позднее – с и . Так возникло содружество молодых композиторов, которое критик Владимир Стасов чуть позже назвал «Могучей кучкой». Никто из этих людей не получил музыкального образования: офицер , моряк , химик , военный инженер Кюи, да и сам Балакирев, ставший душой этого сообщества, в консерватории не учился. Но, быть может, именно поэтому они могли сказать новое слово в искусстве, противопоставив засилью Запада, царившему в профессиональной музыке, произведения на национальной основе.

Друзья-композиторы каждую неделю собирались у Балакирева, играли на фортепиано в четыре руки множество произведений – и, разумеется, демонстрировали свои. Балакирев, по словам , показал себя «удивительным техническим критиком», тщательно разбирая все произведения, и в самообразовании своих друзей он сыграл решающую роль. Но, разумеется, он не ограничивался тем, что давал советы. К тому времени он уже создал два десятка романсов, которые высоко оценил Александр Серов. Известность приобрели его симфонические творения – в частности увертюра «Король Лир», а также фортепианные пьесы.

Балакирев совершает поездку по Волге и трижды посещает Кавказ, в ходе этих поездок он записывает народные песни. Результатом общения с бурлаками на Волге стал «Сборник русских народных песен». Милий Алексеевич создал Увертюру на темы трех русских песен, задумал симфонию, посвященную тысячелетию Руси, но эта работа завершена не была. Кавказские же впечатления отразились в произведениях, созданных годы спустя – «Исламее» и « ».

В 1862 г. композитор совместно с Гавриилом Ломакиным создал Бесплатную музыкальную школу. Существовавший в ней хор давал возможность приобщения к музыкальному искусству всем желающим. В этих концертах участвовал и оркестр, которым дирижировал Балакирев, включая в программы творения кучкистов. Дирижировал Милий Алексеевич и концертами Русского музыкального общества.

1870-е гг. стали для Балакирева тяжелыми: несправедливое отстранение от концертов РМО, материальные проблемы. Все это приводит к мыслям о самоубийстве. Этого композитор все же не сделал, но пришел к решению о «самоубийстве музыкальном» – он решает навсегда отказаться от творчества. Некоторое время он служит в железнодорожной конторе, потом зарабатывает частными уроками. Лишь к концу 1870-х гг. он постепенно приходит в себя: вновь начинает общаться с друзьями, снова возглавляет Бесплатную музыкальную школу, завершает « », создает фортепианные пьесы и романсы, а с 1883 г. в течение одиннадцати лет возглавляет Придворную певческую капеллу. Его стараниями при капелле был создан оркестр.

Музыка Балакирева исполняется не только в России, но и Брюсселе, Берлине и Копенгагене.

Балакирев умер в 1910 г. Его последнее произведение – Сюита для оркестра – осталась незавершенной, закончил ее Сергей Ляпунов.

Музыкальные Сезоны