Описание персонажа коробочка из мертвых душ. Образ помещицы Коробочки в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". §1. Принцип построения образов помещиков в поэме

Для того, чтобы правильно использовать в своей речи слова, заимствованные из других языков, необходимо хорошо понимать их значение.

Одним из слов, часто используемых в разных сферах деятельности, в основном, в искусстве, является «композиция». Что же означает это слово и в каких случаях его употребляют?

Слово «композиция» заимствовано из латыни, где «compositio» означает составление, сложение, связывание целого из частей. В зависимости от сферы деятельности значение этого слова может приобретать те или иные смысловые вариации.

Так, химикам-технологам хорошо известны композитные материалы, которые представляют собой композицию из пластика и минеральной крошки, древесных опилок или другого натурального материала. Но чаще всего это слово встречается в описаниях произведений искусства – живописи, музыки, поэзии.

Любое искусство представляет собой акт синтеза, в результате которого получается произведение, обладающее силой эмоционального воздействия на зрителей, читателей или слушателей. Важным компонентом творчества, касающимся организационных принципов художественной формы, является композиция.

Ее основная функция – придание цельности соединению элементов и соотнесение отдельных частей с общим замыслом автора. Для каждого вида искусства композиция имеет свое значение: в живописи это распределение форм и цветовых пятен на холсте или бумаге, в музыке – сочетание и взаимное расположение музыкальных тем и блоков, в литературе – структура, ритм текста и т.д.

Литературная композиция – это структура литературного произведения, последовательность расположения его частей. Она служит для наилучшего выражения общей мысли произведения и может использовать для этого все формы художественного изображения, имеющиеся в литературном багаже писателя или поэта.


Важными частями литературной композиции являются диалоги и монологи его героев, их портреты и системы используемых в произведении образов, сюжетные линии, структура произведения. Нередко сюжет развивается по спирали либо имеет циклическую структуру, большой художественной выразительностью отличаются описательные отрывки, философские отступления и переплетения историй, рассказываемых автором.

Произведение может состоять из отдельных новелл, связанных между собой одним или двумя действующими лицами, или обладать единой сюжетной линией и вести повествование от имени героя, сочетать несколько сюжетов (роман в романе) или вовсе не иметь никакой сюжетной линии. Важно, чтобы его композиция служила для наиболее полного выражения основной идеи либо усиливала эмоциональное воздействие сюжета, воплощая все задуманное автором.

Рассмотрим композицию стихотворения С.Есенина «Береза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Первая строфа рисует общую картину: взгляд автора из окна падает на заснеженную березу.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Во второй строфе описание березы становится более выпуклым.


Читая его, мы отчетливо видим перед собой ветви, опушенные инеем – чудесную, сказочную картину русской зимы.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

Третья строфа описывает картину раннего утра: люди еще не проснулись, и тишина окутывает березу, озаренную неярким зимним солнцем. Усиливается ощущение спокойствия и тихого очарования зимней природы.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Тихое, безветренное зимнее утро незаметно переходит в такой же тихий солнечный день, но береза, как Спящая Красавица из сказки, остается . Искусно выстроенная композиция стихотворения направлена на то, чтобы читатели ощутили очаровательную атмосферу зимней русской сказки.

Композиция в музыкальном искусстве чрезвычайно важна. Сложное музыкальное произведение опирается на несколько базовых музыкальных тем, развитие и варьирование которых позволяет добиться нужного композитору эмоционального эффекта. Преимущество музыки в том, что она воздействует непосредственно на эмоциональную сферу слушателя.

Рассмотрим в качестве примера знакомую всем музыкальную композицию – Гимн Российской Федерации. Он начинается мощным вступительным аккордом, который сразу настраивает слушателя на торжественный лад. Величавая мелодия, плывущая над залом, пробуждает в памяти многочисленные победы и свершения России, а для старших поколений является связующим звеном между нынешней Россией и СССР.


Слова «Славься, Отечество» подкрепляются звоном литавр, как всплеском ликования народа. Далее мелодия становится более напевной, включающей русские народные интонации – вольные и широкие. В целом композиция пробуждает в слушателях чувство гордости за свою страну, ее бескрайние просторы и величавую историю, ее мощь и незыблемую крепость.

Рисование - навык достаточно сложный. Вам необходимо научиться правильным движениям, различным техникам, точности, перспективе, изучить жесты и анатомию, свет и тень…но даже если вы все это освоили, даже если на вашем рисунке все на своих местах, порой случается, что с ним будто бы что-то все еще не так. Этот неуловимый фактор называется композицией.

Плохая композиция может просто разрушить даже самую прекрасную работу. Да-да, эту тему часто обсуждают на уроках рисования, правда при этом приводится всего пара плохих и пара хороших примеров, оставляя остальную работу вашей интуиции.

В этом уроке я хотела бы рассмотреть более практический подход к композиции. Что же это на самом деле? Из чего она состоит? И, самое главное, как узнать наверняка, будет ли композиция удачной, прежде чем нарисовать самую первую линию, а не увидеть ее только тогда, когда рисунок будет завершен? Что ж, продолжайте читать, и вы найдете ответы на все эти вопросы!

Что такое композиция и почему она так важна?

Постараюсь сформулировать, как можно проще - итак, композиция - это расположение элементов, благодаря которому они кажутся одним целым. В каждом рисунке есть какая-то композиция. Вы создаете ее намеренно или случайно, но без нее вы не можете создать рисунок.

В более практическом смысле, композиция - это отношения между элементами рисунка. И вот это самое отношение, а не элементы, мы замечаем в первую очередь. В то же время, она, на самом деле, для нас невидима. В каком-то смысле, композиция подобна скелету живого существа: мы не видим кости, но именно благодаря им тело выглядит так, как должно, а без него форма была бы утрачена.

Скелет создает форму, хоть мы его и не видим

Да, мы видим форму, и если вы попытаетесь нарисовать только ее, возможно, у вас выйдет что-то неестественное. Конечно, может вам случайно и удастся создать форму, которая будет выглядеть правильно, но если вы будете помнить о влиянии скелета, ваши шансы на успех значительно повысятся.

То же самое и с композицией. Вы можете попробовать разместить элементы рисунка наугад и понадеяться на лучшее, но вы также можете разобраться, как создать хорошую композицию, и применять эти знания на практике.

Главное в хорошей композиции - это баланс. Перебор в данном случае также плохо, как и нехватка. Если бы рисунок был блюдом, то композиция - это заправка. Не важно, сколько времени вы провели на кухне, ведь если вы что-то напутали с заправкой, блюдо может быть испорчено. Так как же обращаться с ней «правильно»? И вообще, что такое «заправка» в композиции?

Какие существуют композиционные элементы в рисунке?

Исходя из того, что композиция - это отношение, мы можем заключить, что элементов должно быть как минимум два. Это отношение между ними может быть основано на многих факторах, что осложняет этот вопрос. Давайте разберемся с ними один за другим.

Обрамление и негативное пространство

Хоть для композиции и необходимы как минимум два элемента, вы не сможете избежать ее создания, нарисовав всего один элемент, ибо в таком случае все равно останется отношение между этим элементом и рамкой.

Говоря «рамка» я имею в виду не только роскошно украшенные рамы традиционных картин. Рамка - это край работы. Даже если вас это не особо волнует, край листа (или кадра, если вы сфотографируете работу), на котором вы рисуете, так или иначе, создаст эту рамку.

Иными словами, рамка - это граница между тем, что является частью рисунка, а что нет. Она становится частью композиции, как только вы нарисуете что-то внутри нее - это подобно мини вселенной вашей работы. Когда вы показываете кому-то свои работы, они видят рамку в целом, вне зависимости от того, где в действительности находится рисунок.

1 - рисунок; 2 - не рисунок

И теперь мы приблизились к вопросу негативного пространства. На рисунке мы видим не только то, что нарисовано, но и то, чего нет. Пространство между рисунком и рамкой это не просто «пустота». Мы видим его, хоть оно и не было создано осознанно. И даже если мы игнорируем эту часть, она все равно добавляет смысл рисунку и влияет на его восприятие.

Позитивное пространство vs. негативное пространство - когда вы создаете одно, второе создается автоматически.

Примеры

Вот тут, например, рисунок по сравнению с остальным пространством работы крошечный. Наблюдатель увидит кучу пространства и персонажа. На самом деле, на этом рисунке в главной роли пространство! Если вы так и задумали, то это не плохо - такая композиция показывает незначительность персонажа, что может оказаться весьма полезно. А вот если вы задумывали совсем не так, и основное внимание должно было принадлежать персонажу, то это ошибка.

А вот тут обратная ситуация. Персонаж занимает почти все пространство, и в итоге сам становится пространством. Здесь персонаж и есть работа, а не ее часть, его детали становятся персонажами работы.

Здесь персонаж выглядит так, словно он пытается покинуть работу. Наблюдатель видит большой кусок пустого пространства, а персонаж будто бы и не заинтересован в своей собственной демонстрации. Хорошо это или плохо? Повторюсь, все зависит от намерений.

Упражнение

Как можно сделать эти композиции более интересными? Подсказка: ни в одном случае нет единственно правильного решения.

Контраст

Композицию можно объяснить, показав сравнение между элементами. Контраст - есть степень различия между ними. Это очень важно, так как мы видим благодаря сравнению - мы сравниваем белое пространство с темными линиями, дабы увидеть рисунок.

Контраст делает вещи интересными, ибо он притягивает наше внимание. Он разделяет два предмета, заставляя нас рассматривать их по отдельности. В изображениях ниже содержится одинаковое количество элементов, но в том, что справа контраст выше. Какая композиция кажется вам более интересной?

Высокий контраст позволяет вам быстрее отыскать элемент, что внезапно повышает ваш интерес. Низкий контраст показывает вам то же самое медленнее, с бОльшим усилием, что выливается в более спокойную реакцию.

Когда вы смотрите на картинку, вы сравниваете различные ее признаки, чтобы зрительно сгруппировать их для ускорения реакции. Чем выше контраст, тем проще группировать, и тем приятнее это ощущается. Существует множество характеристик, при помощи которых можно оценить контраст:

  1. Размер (большой и маленький)
  2. Форма (резкая и размытая, вытянутая и круглая)
  3. Затенение (темный и яркий)
  4. Оттенок (красный и зеленый, синий и оранжевый)
  5. Материалы (блестящий и матовый)
  6. Тема (большой и страшный волк и младенец, застывшая жизнь и движение)

Мы можем использовать все эти характеристики для создания контраста в нашей композиции. Однако есть тут один нюанс. Чтобы контраст имел эффективность, необходим баланс. Слишком много объектов сливаются в один - выходит хаос. Слишком мало объектов также сливаются в один - порядок. Дабы достичь нейтрального эффекта, вам необходимо отыскать баланс между хаосом и порядком.

1 - хаос; 2 - баланс; 3 - порядок

Контраст силен еще и потому, что имеет важную роль в эволюции - он позволяет нам разглядеть голову льва в поле высокой травы или, например, красный фрукт среди зеленых листьев. Именно контраст привлекает наше внимание к тому, что важно. Так вы и должны использовать его в своей композиции: чтобы привлекать внимание к тому, что важно.

Конечно, это значит, что вам придется решить, что на рисунке важно, а что просто фон. После этого остается только наделить эти элементы противоположными характеристиками. Не обязательно использовать их все или делать их все противоположными. Все это вопрос стилистического выбора: в реализме преувеличение - это не есть хорошо, но вот мультяшные стили его обожают.

Стилю тиби присущ контраст между маленьким телом и огромной головой - благодаря такому решению, персонажи похожи на милых малышей

Примеры

Каждый из этих объектов был бы скучен, помести мы его отдельно. Вместе они создают отношение, и это то, что мы видим - не два объекта, а ощущение масштаба.

А вот тут ощущение масштаба уже теряется. Слишком большое количество контраста превращается в хаос, создавая беспорядочный узор, а не картину.

Но хаос может стать прекрасным фоном для важного элемента, который мы хотим показать! Если он будет достаточно отличаться от хаоса, мы увидим его в первую очередь, делая фон маловажным.

Упражнение

Какие из этих композиций интересные, а какие нет? Почему?

Ритм

Мы часто говорим, что композиция - это расположение элементов относительно друг друга. Но бывает ли расположение правильным и неправильным? Не совсем, но есть один момент - иногда определенное расположение элементов приобретает для нас значение.

Ритм - это зрительное сокращение, которое совершает наш мозг. Если несколько элементов следуют ритму, нам не нужно смотреть на них по одному - ряд стоящих досок - это забор, «облако» из листьев - это крона дерева и т. д. Но мы также воспринимаем и более тонкие подсказки, отделяя естественные объекты («как должно быть») от неестественных («будто бы кто-то их сделал»).

Ритм создает иной тип контраста. На этой картинке маленький цветок привлекает наше внимание не только потому, что он мал по сравнению с другими, побольше, но еще и потому, что он прерывает ритм. Из «ряда цветов» это превращается в «маленький цветок между большими».

Но дело тут не только в контрасте. Ритм заставляет нас увидеть что-то, что на деле не рисовали. Если камни лежат в ряд, это значит, что кто-то их так положил. «Облако» листьев на дереве означает, что все они относятся к тому же растению. Если элементы движутся в одном направлении - это означает, что это происходит благодаря одной и той же силе (будь то ветер или страх).

Это добавляет информацию рисунку, и эта информация не должна быть случайной, так как она влияет на композицию. Просто взгляните: простой рисунок на тему «плывущие рыбки» можно превратить в «идущий против течения» всего лишь нарушив ритм.

Ритм (или его нарушение) не должен быть случайным. Он имеет определенный смысл - так не позволяйте этому смыслу рушить ваши идеи

Примеры

Нарушенный ритм, например, дыры в заборе обязательно привлечет наше внимание. Что тут произошло? Может быть, это было стадо бешеных коров? Или просто пьяный тракторист? Нарушив ритм можно создать целую историю.

В этой композиции главное - порядок. Присутствует контраст, что делает ее интересной, но мы видим тут и еще кое-что: она на 100% сделана человеком и контролируется им. Все стремится к хаосу, но тут кто-то останавливает эту тенденцию.

Здесь мы видим аналогичную ситуацию - деревья, посаженные человеком. Эта композиция проста, однако есть какая-то неуловимая красота в предсказуемом ритме.

Упражнение

Что рассказывают эти композиции?

Центр внимания

Ваш рисунок - это не просто случайный набор линий. Они должны что-то означать, но даже самое невероятное сообщение можно испортить, если неверно его прочесть, например, задом наперед.

Композиция может привести наблюдателя к тому, что мы хотим ему показать, и именно тем путем, который мы считаем наиболее эффективным для того, чтобы правильно понять сообщение. Если вы будете это игнорировать, у наблюдателя может появиться совершенно неправильное первое впечатление, и он махнет на работу рукой, так и не поняв ее истинного смысла.

Когда мы смотрим на рисунок, мы в первую очередь ищем что-то, за что можно зацепиться взглядом. Порядок, в котором мы рассматриваем объекты, важен, так как даже если это занимает какие-то доли секунды, чтобы все просмотреть, в природе миллисекунда может стать вопросом жизни и смерти. Сначала нам обязательно нужно увидеть самые важные элементы.

В процессе планирования композиции, вам необходимо решить, какие элементы будут самыми важными. Затем вы сможете воспользоваться контрастом, чтобы их выделить, и ритмом, чтобы заставить наблюдателя рассматривать их в определенном порядке.

Примеры

Давайте вернемся к предыдущему примеру. Все линии ведут нас к центр. Вы смотрите туда даже прежде, чем вы заметите дорогу или деревья. Не важно, что вы поместите в центр - это заметят в первую очередь.

Тут все чуть более тонко, так как линии ритма находятся внутри тела животного. Ваши глаза скользят по ним, ни на чем не останавливает. Это добавляет ощущение движения.

Здесь из-за контраста вы в первую очередь заметите эту большую фигуру, а затем, в поисках недостающей информации, вы посмотрите туда, куда смотрит фигура.

Упражнение

Взглянув на эти примеры, что вы заметите в первую очередь? Как двигаются ваши глаза? Почему?

Как создать интересную композицию

Теперь вы знаете, что такое композиция и как найти в ней недостатки. Только это будет бесполезно, если вы завершите рисунок, и только потом увидите, что оставили слишком много негативного пространства, или из-за ритма ваш пейзаж выглядит искусственно. Поэтому вам стоит подумать о композиции, прежде чем провести самую первую линию.

Но как это сделать, если вы даже не уверены, что вы рисуете? Планирование делает все слишком жестким и скучным, а спонтанность вовсе нельзя спланировать. Давайте посмотрим, как решить эту проблему.

Миниатюры

Вам не нужно видеть полноразмерную работу, чтобы сделать выводы о ее композиции. Обратите внимание, что я не уделяла особое внимание деталям в теоретической части. Это потому, что они не играют никакой роли в композиции. Их видят в последнюю очередь, спустя какое-то время после того, как разбираются с тем, что же нарисовано на картине.

Вот поэтому вам не обязательно заканчивать рисунок, чтобы оценить его воздействие. Вам просто нужно создать рамку, контраст, ритм и центры. А это вы можете сделать достаточно быстро - так вы увидите, как элементы сочетаются вместе!

Мы называем этот метод миниатюрами. Миниатюра - это маленькая версия рисунка, которую мы видим, прежде чем откроем оригинал. Вы не можете разглядеть детали на миниатюре, однако вы видите, что на рисунке главное.

Миниатюра дает вам представление об изображении, ничего по факту не говоря.

Чтобы создать миниатюры, для начала нарисуйте несколько рамок, которые будут уменьшенной версией интересующего вас формата (например, небольшие прямоугольники с пропорциями вашего листа). Затем набросайте рисунок в общих чертах. Простые фигуры, простые силуэты, простое затенение - это все, что вам нужно увидеть, чтобы понять, выглядит ли композиция так, как вы хотели. Также вы можете свободно экспериментировать, не тратя времени впустую.

Миниатюрные наброски не должны быть аккуратными, не тратьте слишком много времени на каждый, просто набросайте основную идею, а потом уже оцените их все.

«Призрак Композиции»

Сложно сохранять верные пропорции и расстояния на большом формате. Чтобы убедиться, что композиция получается такой, как вы задумали, для начала нарисуйте только основные элементы.

А делается это так: посмотрите на лист бумаги, и решите, где будет внешний край рисунка, и легонько его набросайте. Затем набросайте края элементов внутри, все также очень легко. У вас должен получиться «призрачный» рисунок - настолько легкий, что почти невидим, но этого должно быть достаточно, чтобы понять, правильная ли выходит композиция.

Эти линии не должны иметь никакого отношения к анатомии, это должны быть общие пятна, которые вы увидите в первую очередь, когда рисунок будет готов.

Правило третей

Возможно, вы уже о нем слышали, но я просто не могу пропустить это правило в уроке про композицию. Есть много правил, которые можно привести в этом уроке, но я считаю, что правило третей - самое простое и универсальное.

Чтобы воспользоваться этим правилом, разделите (мысленно или физически) ваш рисунок на три равные части по горизонтали, и такие же три равные части по вертикали. Согласно правилу третей, точки пересечения этих линий являются естественными местами фокусировки наших глаз. Размещайте самые важные элементы в этих точках, те элементы, которые должны быть замечены первыми.

На самом деле, будет даже лучше, если элементы будут расположены близко к этим точкам, а не совсем на них. Немного непредсказуемости сделает рисунок более интересным.

Также это правило говорит нам о композициях, которые стоит избегать. Например, мы используем «правило половин» на интуитивном уровне, но такие композиции в лучшем случае просто неинтересные, а в худшем очень запутывают.

Можно легко улучшить подобную композицию, всего лишь слегка подвинув ее центр вбок/вверх/вниз.

Правило третей зачастую умело используется при создании книжных обложек.

Распределение веса среди композиционных элементов

На композицию влияет множество факторов. Как справиться со всеми этими факторами? Вы можете воспользоваться воображаемыми весами, чтобы их взвесить.

Существует три основных типа веса в композиции: негативное пространство, позитивное пространство и центры внимания. Позитивное пространство - это и есть рисунок. Негативное пространство - это область, его окружающая (и это не обязательно пустое пространство - это может быть просто небо). Центры внимания - это части, к которым вы хотите привлечь внимания наблюдателя.

Интересная композиция основывается на балансе между весом этих частей. У этого баланса также существует множество тонов, которые основаны на элементах контраста. В «линейном» рисунке основная ваша забота - это размер. Если же вы используете затенение, то оно будет еще более важным.

Давайте посмотрим, как с этим справиться. Тут мы имеем один элемент, помещенный в точку фокусировки, описанную в правиле третей. Композиция не сбалансирована, так как на ней присутствует всего один крошечный элемент и куча пустого места. Позитивное пространство и центр внимания в данном случае одно и то же.

Добавление еще одного идентичного элемента в любую другую точку фокусировки не решит проблему, так как она закрывает наблюдателя внутри этой области в центре, окруженной точками фокусировки. Следовательно, получается скучная центральная композиция.

Чтобы сбалансировать негативное пространство, лучше всего сделать его чуть менее негативным. Разделяйте негативное и позитивное пространства где-то поблизости от точек фокусировки по правилу третей.

Когда позитивное пространство преобладает над негативным, второе может стать точкой фокусировки.

Чтобы сбалансировать композицию, можно добавить любой элемент контраста. На самом деле, вся эта история с балансом фактически означает достижения необходимого уровня контрастности. Попробуйте работать более интуитивно, подумайте о сцене с низкой контрастностью в качестве фона, и добавьте что-то более контрастное, чтобы завершить композицию.

На данном изображении баланс основывается на нарушении ритма.

Перспектива

Мы уже знаем, что композиция - это отношение элементов, но есть и еще один элемент за гранью рисунка - это наблюдатель. Если вы включите их в свою композицию, то сможете достигнуть иного, более глубокого уровня отношений.

Когда наблюдатель смотрит на изображение, он может представить, будто он тоже находится там, нужна только пара подсказок с вашей стороны. Тут на помощь вам может прийти перспектива. Секрет состоит в том, чтобы поместить что-то возле «камеры», дабы сделать акцент на позиции.

Чем объект ближе к нам, тем он больше, так что если в вашей композиции присутствует увеличенная версия какого-либо предмета, это будет значить, что он находится близко к наблюдателю. Все остальное находится далеко от него, что создает ощущение глубины.

Также перспектива может улучшить композицию, если вы включите некий индикатор масштаба. Самый очевидный - это силуэт человека, но вы также можете воспользоваться животными или деревьями с этой целью. Если вы сделаете это правильно, масштаб станет еще одним элементом вашей композиции.

Использование зеркала

Даже если вы освоили композицию, после долгих часов работы над рисунком глаз может замылиться. Вы начинаете видеть рисунок, как «что-то, что я видел раньше», и вы не чувствуете его так же, как кто-то, кто видит его впервые.

Чтобы получить свежий взгляд, вам периодически стоит менять перспективу, заставляя свой мозг приспосабливаться. Рисуя на планшете, проще всего отразить изображение по горизонтали. Если вы рисуете на холсте или бумаге, вы можете повернуть его, или воспользоваться зеркалом. Делайте это часто - так у вас всегда будет свежий взгляд.

Перевернутое изображение превращается в новую композицию, с которой предстоит разобраться вашему мозгу

Обрезание рисунка

После того, как вы закончите работу над рисунком, если что-то все еще не так, есть последний прием, который может помочь. Изменив рамку - ее размер или пропорции - вы можете переместить точки фокусировки и сильно улучшить композицию.

При работе с планшетом вы всегда можете прибегнуть к какому-нибудь инструменту для обрезания. В традиционном рисовании вы можете либо воспользоваться канцелярским ножом, сфотографировать работу, и обрезать ее, как нужно, или воспользоваться рамкой, которая добавит немного негативного пространства, закрывая те части, которые вы хотите убрать.

У одного и того же изображение могут быть разные значения в зависимости от того, как оно обрезано.

Расширение интуиции

Теория теорией, но, в конце концов, все эти знания становятся частью вашей интуиции - чем-то, чем вы можете пользоваться, не думая об этом. Чтобы улучшить свою интуицию, включите еще один шаг в оценку рисунков. Попытайтесь понять, почему все выглядит так хорошо, отыщите композиционные элементы, и постарайтесь догадаться, как принимал решения художник.

Интуицию можно улучшить, просто наблюдая за хорошими работами. Так вы будете сравнивать свои композиции с теми, что вы уже видели, даже не понимая, что вы это делаете. Однако лучше всего комбинировать интуицию со знаниями.

Заключение

После объяснения всех этих правил мне следует добавить самое важное: в искусстве правил нет. Нам нравятся определенные изображения, определенные композиции, и мы не всегда знаем, почему. Художники пытаются создать какие-то эмпирические правила, которые будут полезны в большинстве случаев, но, в конце концов, вы можете создать фантастическую работу, нарушив их все.

При помощи правил композиции вы сможете понять, что не так с рисунком, но они - это не точный рецепт создания идеального рисунка. Экспериментируйте, будьте наблюдательны, и творите сердцем. Не бойтесь совершать ошибки - на них тоже можно поучиться!

Конспект урока по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

(9 класс)

Тема: «Один за другим следуют у меня герои…» Образы Коробочки и Ноздрева.

Цель: проанализировать образы Коробочки и Ноздрева.

Задачи:

    выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образов;

    обучить умению определять принципы типизации социальных явлений;

    приобщить учащихся к исследовательской работе.

Структура урока:

1 . Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания.

3. Объявление темы и целей урока.

4. Повторение пройденного.

5. Работа в тетрадях.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный этап.

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

3. Визуальный контроль готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Объявление темы и целей урока.

Тема нашего урока: «Образы Коробочки и Ноздрева». Мы продолжаем работу по анализу литературных образов, постараемся понять сатирическую позицию автора, пронизывающую всё произведение.

4. Повторение пройденного. (Глава II, Манилов)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с первым помещиком, у которого побывал Чичиков – с Маниловым. Мы договорились, что характеризовать помещиков будем по определённому плану:

а) описание внешности (портрет);

б) характер помещика;

в) особенности манеры поведения и речи;

г) отношения с окружающими;

д) описание усадьбы;

е) итог сделки.

Не забывайте, что Гоголь, рисуя жизнь современной ему России, идёт путём внимательного исследования мелочей, показывает их крупным планом, гиперболизирует, так как видит в них выражение сущности окружающей действительности. Это так называемая художественная деталь.

5. Работа в тетрадях.

Анализ литературного образа. Коробочка.

В главе, повествующей о Коробочке, мы увидим иной тип характера, который, на первый взгляд, отличается от характера Манилова; ведь, следуя нашему плану, мы не сможем найти сразу в тексте черты характера, художественные детали, которые бы подтверждали явную сатирическую направленность.

Но в этом есть особенность талантливого произведения: с помощью художественного исследования мы учимся быть умными читателями. Итак, обратимся к нашим таблицам.

( «Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки» (портрет сливается с характером). «Она была одета лучше, нежели вчера, - в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все также было что-то навязано». Неожиданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом домашнем образе жизни в глуши.)

б) характер помещика. ( Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. «Ну, баба, кажется, крепколобая!». Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка . Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилить; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены. Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.)

в) (Коробочка - это «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки» (так её характеризует), и это великолепно отражается её речи. «Да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что боже храни». «Как же жаль, право, что я продала мёд купцам так дёшево».

Речь Коробочки отражает её глупость и невежество, боязнь нового, непривычного, страх перед предложением продать мёртвые души: «Право, не знаю, ведь я мёртвых никогда не продавала;». «Никогда ещё не случалось продавать мне покойников»; «Право, я боюсь. На первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку.

Порой в речи Коробочки обнаруживается крайняя примитивность её мысли, доходящая до какой-то детской наивности. «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» - спрашивает она Чичикова про умерших. Или в другом месте: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». В речи Коробочки много просторечных слов и выражений: засалиться, ихний, вить, мелюзга, нешто, маненько, авось, с чем прихлебнёте чайку; в толк-то не возьму; применюсь к ценам; я всё не приберу, как мне быть и др. Известно, какое магическое действие на Коробочку оказало слово «дворянин», которое заставило её даже в поздний час отпереть ворота и впустить к себе на ночлег сбившегося с дороги Чичикова.)

г) отношения с окружающими. (Коробочка, старозаветная помещица-крепостница, живущая в «порядочной глуши», хранит элементарные принципы помещичьего гостеприимства и проявляет в сцене с Чичиковым необходимые для её среды черты радушия. Отсюда её обращение к Чичикову: «отец мой», «батюшка». Она любезно обращается к Чичикову с предложениями: «Не хотите ли, батюшка, выпить чаю?» «Вот здесь и расположитесь, батюшка, на этом диване». «Да не нужно ли чем натереть спину?» «Да не нужно ли ещё чего?». На ночь она желает гостю «покойной ночи», утром любезно приветствует: «Здравствуйте, батюшка. Каково почивали?». Коробочка знает всех своих крестьян, которые умерли со времён последней ревизской сказки; знает, кто каким мастером был, сокрушается, что народ-то умер всё мастеровой.)

д) описание усадьбы. ( Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок. Утром...теперь заметил, что на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче. Узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа. Курятник переграждал дощатый забор, за которым тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, светлой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья. Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами. )

е) итог сделки .( Тупо, непоколебимо, убеждённо Коробочка делает своё дело – продаёт, ест, спит, копит, копит, копит… Характерно, что сама торговля “мертвыми душами” её не смутила: она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отравилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвых душ”. Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность. )

Анализ литературного образа. Ноздрев.

Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев.

а) описание внешности (портрет). ( Как и другие помещики, он внутренне пуст, возраст не касается его: “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его. Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки).

б) характер помещика. ( Ноздрев человек-дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни. Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без “истории”.)

в) особенности манеры поведения и речи. ( Почти вся его речь - это пустая болтовня, сплошное лганьё. «Я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского» . «На этом поле русаков такая гибель, что земли не видно; я сам своими руками поймал одного за задние ноги». Отмечается в речи Ноздрёва, вращающегося в среде кутил-офицеров, «отголоски» «армейского» языка: «как покутили» ; «бордо называет просто бурдашкой» ; «ты жестоко опешишься» ; «во рту.. . точно эскадрон переночевал» . Для речи Ноздрёва характерны следующие особенности: резкие переходы от одного чувства к другому например, он говорит Чичикову: «Свинтус ты за это, скотовод эдакой! Поцелуй меня, душа, смерть люблю тебя». Отрывочные, незаконченные предложения, показывающие, что слова его не успевают за летящими мыслями.)

г) отношения с окружающими. ( Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе "ты". Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный. Женитьба его ничуть не переменила, тем более что жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые решительно ему были не нужны. За детьми присматривала смазливая нянька. Дома он больше дня никак не мог усидеть. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: "Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь".)

д) описание усадьбы. ( Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, затягивая какую-то бесконечную песню; пол весь был обрызган белилами. Деревня Ноздрева - в два часа с небольшим показал решительно все, так что ничего уж больше не осталось показывать. Прежде всего пошли они обсматривать конюшню, где видели двух кобыл, одну серую в яблоках, другую каурую, потом гнедого жеребца, на вид и неказистого, но за которого Ноздрев божился, что заплатил десять тысяч. Пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади. В этой же конюшне видели козла. Волчонок, бывший на привязи, которого Ноздрев кормит сырым мясом, чтобы он был совершенным зверем. Пруд, в котором, по словам Ноздрева, водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку. На дворе всякие собаки, и густопсовых, и чистопсовых, всех возможных цветов и мастей. Поле, которое во многих местах состояло из кочек. Кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья - одно в триста, а другое в восемьсот рублей. Турецкие кинжалы. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились. ) Чичиков уехал ни с чем. Но отнюдь не потому, что его возмутила незаконность предлагаемой Чичиковым сделки. Он просто не способен над этим задумываться, не способен выйти за рамки привычных ему понятий . Это выразительно оттеняет прием механического повторения реплик: «купи у меня жеребца»; «ну, так купи собак»; «так купи шарманку» и т. д. Сам азарт, с которым он предлагает Чичикову всевозможные способы получения «мертвых душ», начиная от продажи брички и кончая игрой в шашки, красноречиво убеждает не только в духовной никчемности и цинизме Ноздрева, но и в его полнейшем равнодушии к судьбам своих крестьян, мертвых ли, живых - все равно. )

6. Подведение итогов урока.

Внутренний мир Настасьи Петровны Коробочки пуст и мелок. Бездушие этой помещицы отражается в ее мелочности. Единственное, что волнует Коробочку, - это цены на пеньку да на мед. О своем покойном муже она может вспомнить только то, что он любил, чтоб девка ему на ноге пятки чесала. В этом особенно проявляется ее оторванность от людей, полное равнодушие

Третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души – Ноздрев. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Ноздрев непрерывно врет, задирает всех без разбору. Он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Ноздрева объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера». Этот помещик ничего не задумывает и не планирует, он просто ни в чем не знает меры.

7. Домашнее задание

Подготовить характеристику Собакевича и Плюшкина.

Павел Иванович Чичиков попадает к помещице Коробочке в неурочный час, сбившись с дороги, да еще и вывалявшись в грязи при падении с брички. Лошади, управляемые не совсем трезвым кучером Селифаном, буквально врезаются в забор ее дома.

Образ Коробочки весьма интересен. Настасья Петровна Коробочка дает приют запоздалым путешественникам, так как Чичиков представляется дворянином, что производит благоприятное впечатление на вдову-помещицу. Давайте кратко рассмотрим визит Чичикова к Коробочке и краткую характеристику Коробочки.

Характеристика помещицы Коробочки

Крепкое и аккуратное хозяйство Коробочки находится в уединенном месте, вдали от столбовых дорог, поэтому жизнь в имении выглядит застывшей. Существенными деталями, подчеркивающими застывший мир героини и сам образ Коробочки, являются огромное количество мух и шипящие, словно змеи, настенные часы.

Живущая в глуши помещица радушна, гостеприимна и заботлива. Она, несмотря на два часа ночи, предлагает Чичикову еду, растирание спины после падения, да еще и чесание пяток перед сном, как это раньше делалось покойному барину.

Но Чичиков, у которого от желания спать уже слипаются глаза, будто их медом облили, с благодарностью от всего отказывается.

Заботливость Настасьи Петровны Коробочки проявляется в том, что она дает прислуге задание – вычистить и высушить всю грязную одежду гостя. После этого Чичиков буквально проваливается в огромную пышную перину, а утром просыпается от нашествия мух, одна из которых даже умудряется залезть ему в нос.

Чичиков поражает помещицу своим предложением о продаже мертвых крестьянских душ. Настасья Петровна теряется и не понимает всей выгоды сделанного ей предложения, ведь до этого ей приходилось торговать только медом, мукой, пенькой, птичьими перьями, но никак не мертвыми крепостными.

Чичиков в сердцах мысленно называет ее «крепколобой» и «дубинноголовой».

Еще некоторые детали образа помещицы Коробочки

Образ Коробочки также раскрывается в том, что изрядно поторговавшись, вдова коллежского секретаря в конце концов соглашается на сделку и угощает Чичикова всевозможными яствами: грибами, пирогами, блинами. Блины настолько вкусные, что Павел Иванович съедает их по три сразу.

После такого радушного приема Чичиков садится в свою бричку и уезжает с мыслями о том, что Коробочка – это прирожденный предприниматель, всеми силами старающийся любому и каждому выгодно продать свою продукцию и заработать при этом как можно больше денег. Чтобы потом аккуратно раскладывать их по мешочкам и прятать в комод. Вот каков образ Коробочки.

Чичиков посещал и других помещиков города №, в их число вошли такие персонажи "Мертвых душ", как Ноздрев, Собакевич и Манилов . Ознакомьтесь и с их характеристиками, чтобы составить полное впечатление о галерее помещиков Гоголя .

В своем пожилом возрасте и с имеющимися болезнями она не сидит сложа руки, а вся погружена в заботы о своем маленьком имении, поэтому о широком кругозоре, утонченности и возвышенности говорить не приходится. Чичиков считает, что Коробочка стоит очень низко на «лестнице человеческого совершенствования».

Произведение:

Мертвые души

Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. - это только потенциальный покупатель.

Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К.

Но такое «замирание» все же лучше полной вневременности мира Манилова. У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с ним). К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые души, и тем самым разоблачит Чичикова. Даже местоположение села К. (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В этом она подобна Манилову и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.

Образ помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души»

Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех "небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!" (или М.с Коробочкой являются в некотором роде антиподами:маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде.Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит веё поместье следы умелого хозяйствования. Эта хоз-сть обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с "мёртвыми душамит". Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие преметы своего хоз-ва. Для неё нет разницы между одушевлённым и неоудушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за "мёртвые души".Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил её эпитетом "дубиноголовая".)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души.

Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип - “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые... набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия: она позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и иной аристократической дамой.

Помещица Коробочка бережлива, “набирает понемногу деньжонок”, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.

Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: "вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?", И снова автор подчеркивает типичность этого образа: " Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка". Оказывается, тупость Коробочки, ее "дубинноголовость" не такое уж редкое явление.