Вампилов краткая биография и творчество. Александр Вампилов: краткая биография и творчество. Начало литературной деятельности

Александр Валентинович Вампилов драматург (19.8.1937 пос. Кутулик Иркутской обл. — 17.8.1972, утонул в озере Байкал). Отец — обрусевший бурят, директор школы, мать — учительница, дочь православного священника. Вампилов вырос в Сибири, в 1960 году окончил филологический факультет Иркутского университета, затем работал журналистом и вплоть до своей ранней смерти жил в Иркутске.

В 1959 и в 1960 в сборниках были опубликованы две одноактные пьесы Вампилова, в 1961 году (под псевдонимом А. Санин) — небольшой сборник юмористических рассказов, тех, что с 1958 печатались в журнале «Ангара». Его третья одноактная пьеса "Дом окнами в поле" (1964) появилась в журнале «Театр». В это время он учился на Высших литературных курсах Союза писателей СССР и нашел признание у В. Розова и А. Арбузова, в рукописи познакомившихся с его первой большой пьесой "Прощание в июне ", написанной в 1965. Ее публикация в 1966 в журнале «Театр» принесла Александру Вампилову известность в СССР (до 1970 более 100 постановок его пьес), хотя на сценах Москвы и Ленинграда пьесы этого автора появились сравнительно поздно. Кроме трех ранних одноактных пьес, Вампилов написал 5 драматических произведений, из которых особенно большим признанием пользуется пьеса "Утиная охота " (1970). Пьеса Александра Валентиновича "Провинциальные анекдоты " (1971) стала самым большим событием на семинаре молодых драматургов СССР (Дубулты, в Прибалтике). Премьеры двух его последних пьес проходили уже после смерти Вампилова: он утонул, выехав на Байкал на весельной лодке.

Александр Вампилов обладал необычайным драматургическим талантом, проявившемся в форме комедии, раскрывающей моральные проблемы, особенно — честности по отношению к себе и другим людям. Он был «в первых рядах того поколения русских драматургов, которое стало известным после смерти Сталина» (H. Segel). Пристрастие Вампилова к парадоксальным ситуациям сказывается уже в его пьесе "Дом окнами в поле ", в которой два человека, только расставаясь после трех лет знакомства, понимают, что любят друг друга. В пьесе "Прощание в июне " говорится о том, какие формы приобретает коррупция в университетских кругах. В пьесе "Старший сын " (1968), носившей прежде другие названия: "Нравоучение с гитарой", "Свидание в предместье", "Предместье", ставится проблема лжи и обмана, воздействие которых проявляется благодаря доверчивости обманутых. В пьесе "Утиная охота " речь идет о слабовольном человеке, хорошо умеющем приспосабливаться и неискреннем; лишь на некоторое время чрезвычайный внешний толчок приводит его к осознанию самого себя, а затем он снова входит в прежнюю жизненную колею. Пьеса "Прошлым летом в Чулимске " (1971) представляет собой любовную историю, которую драматург переплетает с часто встречающейся у него проблематикой компромисса в ситуации, когда пробуждение совести сочетается с отсутствием силы характера. "Провинциальные анекдоты " (также под названием "Два анекдота") — пьеса, состоящая из двух самостоятельных сюжетов, данных в сатирическом ключе и связанных между собой местом действия: гостиница в провинциальном городке. Один сюжет — "История с метранпажем " (1971) — это современный вариант комедии ошибок, напоминающий о гоголевском «Ревизоре»; другой — "Двадцать минут с ангелом " (1970) — гротеск, представляющий неспособность большинства людей к принятию бескорыстной помощи и даже к осознанию, что таковая вообще возможна.

Пьесам Вампилова свойственны насыщенность и многоплановость, замедленное выявление характеров и психологическая убедительность. Его внимание сосредоточено на слабостях современного человека, которые он изображает большей частью в комически заостренных ситуациях из повседневной жизни, выявляя их моральную значимость.

19 августа 2012 года исполняется 75 лет со дня рождения драматурга, прозаика и публициста Александра Вампилова.

Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года в поселке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Через несколько месяцев после рождения Александра его отец, работавший директором Кутуликской школы, по доносу был арестован и в начале 1938 года расстрелян.

Александр Вампилов окончил историко-филологический факультет Иркутского университета в 1960 году, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в 1967 году.

В годы учебы в Иркутске он публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин.

В 1959 году Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты "Советская молодежь" и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В этой газете он проработал литературным сотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарем.

В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов писателя "Стечение обстоятельств". Она была опубликована под псевдоним А.Санин.

В 1962 году Александр Вампилов был отправлен редакцией газеты в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы, где проучился несколько месяцев.

В начале 1960-х годов он написал свои первые драматургические произведения - одноактные пьесы-шутки "Ангел" (другое название "Двадцать минут с ангелом", 1962), "Воронья роща" (1963), "Дом окнами в поле" (1964) и другие.

В 1964 году Вампилов ушел из газеты "Советская молодежь" и целиком посвятил себя творчеству. Вскоре в Иркутске вышли два коллективных сборника, в которые вошли его рассказы.

Первая многоактная пьеса драматурга "Прощание в июне" была опубликована в 1966 году. В том же году Вампилов вступил в Союз писателей.

Валентин Вампилов - "Прощание в июне" (1966), "Случай с метранпажем" (другое название "История с метранпажем", 1968), "Старший сын" (1970), "Утиная охота" (1970), "Прошлым летом в Чулимске" (1972) и других.

Произведения вызывали горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве и Ленинграде, только провинциальные театры.

К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. "Прошлым летом в Чулимске" взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, "Прощание в июне" - Театр имени Станиславского. В марте 1972 года прошла премьера "Провинциальных анекдотов" (объединены две одноактные пьесы: "История с метранпажем" и "Двадцать минут с ангелом") в Ленинградском большом драматическом театре. "Ленфильм" подписал с ним договор на сценарий "Сосновых родников".

Жизнь драматурга оборвала трагическая случайность. 17 августа 1972 года Александр Вампилов утонул в озере Байкал. На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа - водевиль "Несравненный Наконечников".

В ноябре 1972 года Александр Вампилов был награжден премией Иркутского комсомола им. И.Уткина (посмертно).

После смерти Вампилова стали выходить в свет его книги, театры ставили его пьесы ("Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям.

Неподалеку от места гибели на Байкальском берегу был установлен памятник драматургу. В Иркутске на доме по улице Дальневосточная, где последние годы жил Вампилов, была открыта мемориальная доска. Улица Бажова в Иркутске была переименована (в год 50-летия со дня рождения) и носит его имя. Его имя носит и библиотека в его родном поселке Кутулике. Там же открыт дом-музей А. Вампилова. С 1987 года Иркутский областной театр юного зрителя носит его имя. В 1996 году основан областной Фонд Вампилова. С 1997 года

Имя: Александр Вампилов (Aleksandr Vampilov)

Возраст: 34 года

Деятельность: писатель, драматург

Семейное положение: был женат

Александр Вампилов: биография

Русский советский прозаик и драматург Александр Вампилов погиб «на взлете», в 35 лет. Он мечтал о признании, но его пьесы на подмостках столичных театров поставили лишь после смерти. Успев при жизни издать две книги, Вампилов произвел революцию в современной русской драматургии и театре. Вампилова называют наших дней. Грустный юмор, выбор и психологический портрет «негероических» героев, отношение к людям у двух классиков – XIX и XX столетий – перекликаются.

Детство и юность

В биографии талантливого драматурга – обилие трагических страниц. Своей малой родиной Вампилов называл село Аларь в Иркутской области, хотя родился спустя 3 года после переезда родителей из Алари в поселок Кутулук (в переводе с бурятского – яма), где прошли его детство и юность. Местом появления на свет стал роддом соседнего с Кутулуком райцентровского городка Черемхово.


Будущее родившегося в августе 1937-го сына предсказал отец Валентин Вампилов. В письме беременной жене он выразил уверенность, что четвертым ребенком будет мальчик. А еще опасался, что его ждет тяжелая писательская судьба, потому что незадолго до рождения Саши Вампилова-старшего во снах преследовали видения писателей-классиков.

Имя новорожденному тоже дали «на злобу дня»: в 1937-м страна отмечала 100-летие со дня гибели .


Отца Александр Вампилов не запомнил: талантливого учителя русского языка и литературы, директора школы, до революции служившего репетитором у сына генерал-губернатора Иркутска и владевшего пятью языками, арестовали в начале 1938 года и расстреляли весной. Причиной ареста и приговора «тройки» областного управления НКВД стал донос коллеги Вампилова и последовавшее обвинение в панмонголизме.

На руках учительницы математики поселковой школы Анастасии Вампиловой-Копыловой осталось четверо детей. Ставить их на ноги помогала ее мать Александра Африкановна. Женщина сыграла в жизни писателя ту же роль, что и няня Арина Родионовна для Пушкина.


В детстве Александр Вампилов мало чем отличался от ровесников: гонял мяч на футбольном поле, с классом бывал в походах, научился играть на мандолине и гитаре. Учился посредственно, не любил точные науки, предпочитая им чтение. Это занятие занимало все свободное время подростка. В письме другу он признался:

«Ничего, кроме литературы, я не хочу изучать больше школьной программы... Читать я, например, готов, не жрамши сутки!».

В мир театра и драматургии Саша окунулся в школе: мальчик выходил на сцену школьного театра, играл в самодеятельных постановках. Писать тоже начал в школе: рифмовал стихи, редактировал стенгазету.


Окончив поселковую школу, Вампилов отправился в Иркутск. Первая попытка стать студентом историко-филологического факультета провалилась: «засыпался» на вступительном по немецкому. Год Александр проработал инструктором кружка струнных инструментов Дома культуры и снова отправился поступать. Вторая попытка удалась. В 1960-м Александру Вампилову вручили диплом о высшем образовании.

Литература

Литсотрудником областной газеты Вампилов стал на выпускном курсе университета. В «Советской молодежи» проработал до 1964-го, дорос до ответственного секретаря. Но писать о комсомольской доблести и партийной дисциплине оказалось выше сил Александра: потомок бурятских лам по линии отца и православных священников вырвался из удушающей атмосферы, где во главе всех углов стояла идеология. Он уволился, но охотно сотрудничал с редакцией, ездил в командировки.


Первая ласточка – рассказ «Персидская сирень» – появился в газете «Иркутский университет» в 1957-м. Александр подписался выдуманной фамилией «Санин», прячась за псевдонимом от, как ему казалось, неизбежной критики. Ее не последовало, и спустя год в той же газете и альманахе «Ангара» появился второй рассказ, название которого – «Стечение обстоятельств» – Вампилов дал сборнику рассказов в 1961 году.

В силы молодого драматурга не верил никто, даже родные. Первые пьесы Александра Вампилова, среди которых комедийная «Прощание в июне», не принесли писателю славы. Попытки автора пробить стену безразличия и заинтересовать столичные театры закончились безуспешно.


После гибели Александра признался, что в 1960-е были «в моде» Розов и , возобновился интерес к шекспировскому «Гамлету». Увидеть гений нового автора, по словам худрука «Современника», мешали «стереотипно устроенные наши собственные мозги».

Александр Вампилов пожаловался друзьям, что «устал переписывать пьесы в угоду хамам и чиновникам». Переделать текст под свое видение и репертуар возглавляемых театров автора просили Ефремов и . Олег Николаевич и вовсе дал совет «продвигать» «Прощание в июне» как «пьесу национального автора». А некоторые главрежи распорядились не пускать в свои владения «этого настырного бурята»: разговор Александр Вампилов услышал случайно.


Постановка комедийной пьесы Вадимом Допкюнасом на сцене драмтеатра Клайпеды в 1966-м стала прорывом. Вскоре вампиловское «Прощание в июне» поставили режиссеры восьми советских театров, но столичные по-прежнему обходили «неформатного» автора.

В 1967-м Александр Вампилов написал комедию в 2-х действиях «Старший сын» и закончил начатую ранее пьесу «Утиная охота». Удивительно талантливые, пронзительные сочинения оценили уже после смерти автора.


Спустя 10 лет пьесу «Старший сын» экранизировал Виталий Мельников. Психологическая драма, главные роли в которой сыграли , и , по праву заняла место в «золотом фонде» советского кинематографа.

В конце 1970-х экранизирована «Утиная охота»: фильм вышел под названием «Отпуск в сентябре», а главных персонажей сыграли звезды кино , и еще десяток актеров, чьи имена знает страна.


За год до смерти Вампилов подарил миру драму «Лето красное – июнь, июль, август...», которая носила первоначальное название «Валентина». В том же году вышел однотомник писателя, в который вошла пьеса «Прошлым летом в Чулимске».


Маятник судьбы начал обратное движение после трагической гибели автора в 1972-м. Пьесы Вампилова взяли в репертуар столичные театры имени Ермоловой и . Они идут на подмостках Большого драмтеатра Ленинграда.

В 2006-м трагикомедию «Старший сын» экранизировал Голливуд, а в 2015-м по мотивам «Утиной охоты» снял драму «Райские кущи» Александр Прошкин. Зилова сыграл , а Галину – . Книги Александра Вампилова переведены на 20 языков, в том числе английский, немецкий, французский.

Личная жизнь

Первой супругой драматурга была Людмила Добрачева, с которой Александр познакомился в университете. Они поженились в 1960-м, а развелись через 3 года. Вампилов встретил Ольгу Ивановскую и повел ее в ЗАГС в том же 1963-м.


В 1966 году Ольга родила мужу единственного ребенка – дочь Лену.

Личную жизнь драматурга трудно называть счастливой и безоблачной. Героя Зилова из «Утиной охоты» с его мучительным любовным треугольником и метаниями Вампилов писал с себя.

Смерть

Писатель погиб в августе 1972 года. Он отправился на моторной лодке с другом и коллегой-литератором Глебом Пакуловым в поселок Листвянка за покупками для празднования дня рождения. На Ангаре, которую переплывали друзья, штормило: причалили в ближайшем поселке – Николе.


По дороге назад бревно ударилось о борт лодки и перевернуло ее. Пакулов успел зацепиться за край лодки и спасся, а Вампилова подхватило течением. По свидетельству главного врача листвянской участковой больницы Виталия Иванова, засвидетельствовавшего смерть, сердце Александра Вампилова не выдержало переохлаждения: вода в Байкале ледяная и в августе.


Место гибели – озеро Байкал, у истока Ангары. Два дня Вампилов не дожил до 35-летия.

Последним приютом писателя стало Радищевское кладбище в Иркутске. У места гибели на берегу Байкала в поселке Листвянка установлен памятный знак.

Библиография (пьесы)

  • 1966 - «Прощание в июне»
  • 1968 - «Старший сын»
  • 1970 - «Утиная охота»
  • 1972 - «Прошлым летом в Чулимске»
  • 1963 - «Дом окнами в поле»
  • 1965 - «Сто рублей новыми деньгами»
  • 1965 - «Воронья роща» («История с метранпажем»)
  • 1970 - «Провинциальные анекдоты»
  • 1972 - «Несравненный Наконечников»

Фильмография

  • 1975 - «Прошлым летом в Чулимске»
  • 1976 - «Старший сын»
  • 1979 - «История с метранпажем»
  • 1979 - «Дом окнами в поле»
  • 1979 - «Отпуск в сентябре»
  • 1980 - «Эндшпиль»
  • 1981 - «Несравненный Наконечников»
  • 1981 - «Валентина»
  • 1989 - «Двадцать минут с ангелом»
  • 2006 - «Старший сын»
  • 2014 - «Прошлым летом в Чулимске»
  • 2015 - «Райские кущи»

Цитаты

Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди
Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать
Говорите правду, и вы будете оригинальны
Знаменитым стать сейчас легко, надо просто потерять совесть
Считают деньги. Прислушайтесь: этим занят весь мир
Все порядочное – сгоряча, все обдуманное – подлость

Память

  • Памятник Александру Вампилову, Виктору Розову и Александру Володину установлен во дворе театра «Табакерка» в Москве
  • Именем Вампилова назван астероид (малая планета) № 3230
  • В 1977 году улица в поселке Кутулик, на которой жил Александр Вампилов, переименована в улицу Вампилова
  • В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска
  • В Кутулике расположен Дом-музей А. В. Вампилова и Центральная библиотека Аларского района его имени

  • C 1987 года в Иркутске проводятся театральные фестивали, которые первоначально назывались «Вампиловские дни», «Байкальские встречи у Вампилова». С 1997 года фестивалю присвоен статус Всероссийского
  • В 1997 году в Иркутске на здании административного корпуса Иркутского университета, где учился Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь
  • Имя Александра Вампилова носит теплоход на Байкале и Иркутский областной фонд
  • В 2012 году в Черемхове Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову
  • В 2012 году в Иркутске был открыт Культурный центр Александра Вампилова, в котором можно ознакомиться с коллекцией личных вещей писателя

Александр Вампилов – драматург, который прожил всего 35 лет и написал лишь 4 пьесы, но успел войти в историю русской литературы.

В советское время его имя было широко известно: пьесы ставились в БДТ, театре им. Станиславского, а в Московском театре имени Ермоловой всего за десятилетие (70-е гг.) был показан весь вампиловский репертуар. Сегодня драмы Вампилова идут во многих театрах, но, к сожалению, имя драматурга не является известным каждому.

Местом рождения будущего драматурга стала глухая сибирская периферия. Некоторые указывают поселок Кутулик, но там он не появился на свет, а провел детство. Официально Александр Вампилов родился в роддоме города Черемхово. Однако сам он своей духовной родиной называл далекое село Аларь – здесь жили его родители.

Отец и мать его были школьными учителями. Мама обучала детей физике, а отец русскому языку и литературе. Кроме Александра в семье Вампиловых было ещё трое детей. Вскоре после его рождения отца забрали сотрудники НКВД, обвинили по сфабрикованному делу и репрессировали. Это произошло в 1938 году, лишь через 20 лет с него были официально сняты все обвинения. Но это произошло потом, а в 38-м маленький Саша остался на руках у своей матери вместе с другими детьми.

Саша с детства был расположен к гуманитарным наукам и творчеству. Закончив местную школу, он попытался поступить на филологический факультет Иркутского университета, но его не приняли. Целый год до второго, уже успешного, поступления, он проработал инструктором струнного кружка в районном доме культуры.

В ИГУ Вампилов познакомился и сблизился с другим классиком русской литературы 20-го века – Валентином Распутиным. Их дружба началась с драки: первокурсник Александр, “приняв лишнего”, стал размахивать кулаками, а бывалый второкурсник Валентин принялся разнимать. Дружба, завязавшаяся на филфаке, продлилась всю жизнь, и даже после смерти драматурга Распутин писал: “В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов… – кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…”.

Ещё будучи студентом, Александр делает первые шаги на литературном поприще. Под псевдонимом Санин выходят 10 юмористических рассказов, которые позже будут объединены в книгу Стечениеобстоятельств. В дальнейшем случайность будет играть серьезную роль в сюжетах его драм.

На последнем курсе Вампилов устраивается в редакцию иркутской газеты Советская молодежь”. В редакции будущий драматург за несколько лет прошёл путь от простого стенографиста до заведующего отделом, затем стал ответственным секретарем. Продолжал и литературную деятельность: на семинаре в Малеевке он представил первые свои пьесы (Двадцать минут сангелом и “История с метранпажем”), одну из которых отправил в журнал “Театр”. Публикация не состоялась, однако начинающий драматург не сдавался, и через два года в том же журнале появилась его комедия “Дом окнами в поле”.

На ВЛК он учится вместе с Николаем Рубцовым. По свидетельствам, Вампилов предсказывал Рубцову раннюю смерть, как и себе – знал, что не проживет долго. В его записных книжках находим запись: “Знаю – я старый не буду”. А Рубцов посвятил товарищу стихотворение-экспромт, в котором пророчил ему бессмертие:

Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом ещё на чём-то вроде,
Потом верхо́м, потом пешком
Пройду по во́локу с мешком -
И буду жить в своём народе!

В 1966 году вышла первая большая трехактная пьеса Вампилова “Прощание в июне”. В её основу легли воспоминания о студенческой молодости. На жизненном пути главного героя Коли Колесова, как и на жизненном пути его друзей, волею случая возникают нравственные испытания: не бытовые, но бытийные проблемы. В их ключе разворачивается драма взросления. Именно из-за “системы случайностей” и “нарочитости сюжетных линий” эту драму отказался ставить театр им. Ермоловой. Не удовлетворило цензоров и то, что в драме не было ни одного номенклатурного героя. Персонажи Вампилова всегда отличались огромным жизнеподобием: при чтении часто возникает опасность оказаться обманутым, встретить “переигранный” характер, но этого никогда не происходит.

Вампилов дебютировал с “Прощанием” в Литве, после чего пьесу поставили отечественные провинциальные театры. Но в столичных кругах его имя стало известно лишь через два года, когда второе его произведение, лирическую комедию“Старший сын”, поставил Ленинградский областной драматический театр драмы и комедии. Кроме того, пьеса шла на родине драматурга, в Иркутске. К моменту смерти писателя её поставили в 44 театрах страны.

Пьеса “Старший сын” очень близка предыдущей пьесе по своему настроению и основным мотивам. Главный её герой, студент Бусыгин, опаздывает на электричку, и, чтобы не ночевать на улице, стучится в первый же дом, притворяясь давно пропавшим сыном. По счастливому стечению обстоятельств оказывается, что хозяин дома, Сарафанов, действительно мог быть отцом ребенка. Самозванец входит в мир большой семьи Сарафановых, семьи со своими трудностями и радостями, и всего за пару дней между ним и домочадцами возникают такие теплые чувства, что их не может разрушить даже вскрывшийся обман. Вампилов в пьесе подчеркивает, что любовь отца к сыну, в первую очередь, любовь между людьми, а не формальные родственные связи.

Ю. Квасов. Портрет А. Вампилова. Фото: vampilov-irk.ru

В следующих пьесах автор уходит от светлых лирических комедий, изображая уже драму зрелого человека (“Утиная охота”, “Прошлым летом в Чулимске”). Неоднозначность и противоречивость сюжетов и персонажей затруднили выход пьес на сцену при жизни автора. Трагикомедия 1970 года “Утиная охота”, которую можно признать самой известной работой Вампилова, так и не была поставлена. Поздний выход драмы к зрителю объясняет трудности, которые возникают у режиссеров при постановке. Сегодня часто говорят о том, что на сегодняшний день ещё никто не смог изобразить героев на сцене так, как хотел бы автор.

Если в “Прощании” действуют в основном молодые люди, которые принимают искренние решения, а взрослые предстают скорее как люди закосневшие, предлагающие взятки и толкающие на путь криминала, то в “Охоте” эти молодые люди вырастают и сами становятся такими взрослыми. Главный герой пьесы, Зилов, просыпается после банкета и вспоминает о событиях недавнего времени: на работе он подделал отчет и получил выговор начальника, от него ушла жена, он знакомится с девушкой, к которой его ревнует любовница, умер отец, к которому он отказался приехать, потому что не поверил, что тот смертельно болен. В довершении всего, он устраивает дебош в ресторане, где отмечал с друзьями получение квартиры.

Сцена из спектакля “Утиная охота” в театре М. Ермоловой. Фото: ermolova.ru

От каждой драматической картины, а особенно от финала, веет безысходностью. Друзья, которым Зилов наговорил на вечере гадостей, помогают ему добраться до дома. Утром, когда Зилов остается один и вспоминает свои трудности, он решает выстрелить в себя из ружья, но не может. Зилов бросается на кровать, рыдает, а затем звонит другу и говорит, что готов ехать на охоту, куда отправляется каждый отпуск и куда давно запланировал ехать и теперь. В жизни Зилова ничего не меняется. Жизнь проходит мимо него. Сам Вампилов говорил, что отразил в драме близкую себе тему “потерянного поколения”.

Последняя большая драма, “Прошлым летом в Чулимске”, также не была поставлена при жизни автора и даже не появилась в печати. Вампилов хотел увидеть её в избранном номере альманаха “Сибирь”, но перед печатью текст изъяли. Причина крылась всё в той же неоднозначности героев, жизнеподобия и отсутствия интереса к политическим атрибутам советской драмы. Шаманов, следователь крошечного городка Чулимска, лишился в большом городе семьи и работы потому, что не желал заминать дело сына какого-то чиновника. Как и Зилов, он не удовлетворен своей жизнью, но, в отличие от депрессивного обывателя из “Утиной охоты”, Шаманов попал в нынешнее положение как раз потому, что не смог жить, приспосабливаясь. Способность следовать своим идеалам предопределила в нём возможность возвращения к новой жизни. Он влюбляется в скромную деревенскую девушку Валентину.

Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года . Хотя часто местом рождения А.В. Вампилова называется посёлок Кутулик, на самом деле он родился в роддоме соседнего города Черемхово Черемховского района

Отец - Валентин Никитич Вампилов (1898-1938) - бурят, по образованию педагог. Вскоре после рождения сына (17 января 1938 года) был арестован, 9 марта 1938 года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В.Н. Вампилов был посмертно реабилитирован.

Мать - Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906-1992), оставшись после гибели мужа с 4 детьми, продолжила работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности А. Вампилова.

В 1954 году первая попытка поступить в ИГУ не удалась. Один год Вампилов проработал инструктором струнного кружка в районном Доме культуры. С 1955 по 1960 учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета (вместе с Валентином Распутиным).

Начал свою литературную деятельность как прозаик: в 1958 , будучи студентом, опубликовал в иркутских газетах 10 юмористических рассказов. Впоследствии они составили первую книгу рассказов Вампилова «Стечение обстоятельств», вышедшую в Иркутске под псевдонимом А. Санин (1961 ). Ранние рассказы Вампилова - это своего рода «маленькие сценки», источник многих коллизий и образов будущих его пьес. Рассказ «Успех» был позднее переделан им в одноактную комедию под тем же заглавием.

В октябре 1959 года, учась на пятом курсе, Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём до февраля 1964 . Покинув редакцию, А. Вампилов не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки».

В 1960 женился на студентке ИГУ Людмиле Добрачёвой, в 1963 развелся с ней и в этом же году женился на Ольге Ивановской. В 1966 у них родилась дочь Елена.

В 1962 на семинаре драматургов в пос. Малеевка Вампилов представил 2 одноактные пьесы - «Сто рублей новыми деньгами» и «Воронья роща» (впоследствии соответственно «Двадцать минут с ангелом» и «История с метранпажем»). Однако попытка опубликовать первую из них в журнале «Театр» натолкнулась на отказ редакции. Дебют Вампилова как драматурга состоялся в 1964 в том же журнале «Театр» (№ 11), где под рубрикой «Народный театр» была напечатана его одноактная комедия «Дом окнами в поле». В ранних произведениях Вампилова уже обозначились некоторые характерные особенности его творческого облика: интерес к миру и быту обыкновенных людей из провинциальной российской глубинки; слегка ироничный, добрый и одновременно требовательный взгляд на человеческие отношения; умение в микросцене передать ощущение всей прошлой жизни персонажа и т.д. Мелкий случай, взятый из жизни, превращается под пером Вампилова в настоящее нравственное испытание героя.

С 1965 по 1967 Вампилов учился на Высших литературных курсах в Москве, где сблизился с Николаем Рубцовым, посвятившим ему одно из своих стихотворение - «Я уплыву на пароходе...»

Осенью 1965 по итогам Читинского семинара молодых писателей А.В. Вампилов был рекомендован в Союз писателей СССР.

Приход Вампилова в «большую» драматургию связан с появлением его первой многоактной пьесы «Прощание в июне», вышедшей в 1966 тремя изданиями (альманах Ангара. №1; Театр. №8; отдел распространения ВУОАП). Впервые она была поставлена в Литве (Клайпедский драматический театр, 1966 ), затем во многих провинциальных театрах страны. Однако на столичную сцену пьеса смогла пробиться лишь в 1972 (Театр им. К.С. Станиславского, реж. А.Г. Товстоногов). Тесно связанная с молодежной прозой и драматургией 1960-х, она подвергалась многократным переделкам из-за неудовлетворенности автора своей пьесой и настойчивого желания усовершенствовать ее (по свидетельству жены писателя О.М. Вампиловой и его старшего коллеги по перу А. Симукова, существует 17 вариантов данного произведения). Канонической признана редакция пьесы, вошедшая в вампиловский сборник «Избранное» (М., 1975 ).

В дальнейшем лирико-комедийное начало еще более углубилось в пьесе Вампилова «Старший сын» (1968 , первоначальное название «Предместье»). Премьера ее состоялась в Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова (1969 , реж. В. Симоновский), через год она появилась на сцене Ленинградского областного театра драмы и комедии (реж. Е. Падве). «Старший сын» довольно быстро стал наиболее популярным произведением Вампилова (в 1972 его поставили 44 театра страны). На основе пьесы были созданы телефильм (1976 , реж. Виталий Мельников), опера (1983 , композитор Геннадий Гладков).

Новые произведения Вампилова отчетливо выявили его тяготение к жанру трагикомедии. В центре «Утиной охоты» (1970 ; опубликованный в альманахе «Ангара», № 6) - судьба «непутевого» героя, внутренние борения сложной, противоречивой личности, беспощадное выявление душевного кризиса человека, скрытого за внешне благополучным существованием. Подобный тип героя сделал пьесу предметом дискуссии в литературной и театральной печати. Ни одна из ее постановок, осуществленных в 1970-е и первой половине 1980-х (в т.ч. и во МХАТе, 1979 , реж. О.Н. Ефремов), при отдельных частных достижениях в актерской игре и режиссуре, не была признана в полной мере удачной, соответствующей уровню и духу вампиловской пьесы. То же можно сказать и о кинофильме «Отпуск в сентябре», созданном на ее основе (1979 , реж. Виталий Мельников, выход на экран в 1987 ). Недаром за ней закрепилась репутация «наиболее трудной» и загадочной пьесы Вампилова.

Нелегкой оказалась и судьба последней драмы Вампилова - «Прошлым летом в Чулимске» (1972 ). Как и некоторые предшествующие его пьесы, она натолкнулась на предвзятость, непонимание и была изъята из уже набранного номера альманаха «Сибирь». Автору так и не довелось увидеть ее напечатанной.

За время литературной работы Александр Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

17 августа 1972 года , за два дня до 35-летия, А.В. Вампилов трагически погиб - утонул в Байкале у истока Ангары (перевернулась моторная лодка).

На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа - водевиль «Несравненный Наконечников». У места гибели на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 на могиле был установлен памятник - камень с автографом.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.