Характерные признаки русского. Национальный характер русского человека. Горячая кровь холодных степей

Загадочная русская душа (национальный характер русских и особенности общения)

Русским народом « можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть».

Н.Бердяев


Черты национального характера

Если об Англии говорят « Старая добрая Англия», подразумевая сохранение и соблюдение традиций, о Франции - „Прекрасная Франция!“, имея в виду ту красоту и блеск страны, которою всегда она всегда славилась во всех проявлениях, то о России говорят: „Святая Русь“, предполагая то, что Россия - страна, исторически ориентированная на духовную жизнь, страна, придерживающаяся традиционного уклада, страна, стоящая в основе на православных ценностях.

Исторические и политические трансформации не слишком положительно сказываются на характере и менталитете русского народа.

Размытые, нестандартные, нетрадиционные ценности, внедряемые в русское общество - философия потребления, индивидуализм, стяжательство — это одна из основных причин формирования современного национального характера.

Сначала надо определиться с тем, что считается русской национальностью. Издавна русским считался тот, кто воспринял русскую систему ценностей, традиции, эстетику и др. Исторически русских считался тот, кто принял православие. Так, треть русского дворянства до Октябрьской революции была представлена татарами. А.С.Пушкин, его предки вообще были темнокожими! И это при том, что стихотворец считается самым главным русским (!) поэтом, впитавшим и описавшим русский быт, нравы, традиции того периода жизни России!

А те беловолосые и синеглазые русичи, которых еще можно увидеть в Вологде и Угличе, составляют исконно славянскую ветвь всех русских.

Национальные черты русских

Для того, чтобы понять « загадочную русскую душу», надо немного познакомиться с истоками формирования национального характера русских.

Характер русских формировался на основе исторических условий, географического положения страны, пространства, климата и религии.

К числу национальных черт можно отнести знаменитую широту русской души. В связи с этим, несмотря на всевозможные правила и предписания, которые диктуют умеренность в дарении, партнерам, коллегам противоположного пола, сотрудникам « по вертикали» дарят несоразмерные по стоимости подарки. Поистине с русским размахом. Недаром подарочная индустрия изобилует дорогостоящими и пафосными подарками, которые к каждому празднику раскупаются.

Главными отличительными чертами русского народа являются также такие:

Сострадательность, милосердие. Сегодня в тренде милосердие и благотворительность (это весьма по-русски - помогать даже не для имиджа, а просто потому, что кто-то нуждается и страдает…): многие люди и компании активно помогают тем, кому трудно, перечисляя средства на нужны стариков, детей и даже животных. Едут за свой счёт в места бедствия и активно помогают потерпевшим.

Об этой особенности русского характера написал немецкий солдат вермахта, оказавшись в русской деревне во время ВОв: « Очнувшись, увидел стоявшую передо мной на коленях русскую девушку, которая поила меня с чайной ложечки горячим молоком с медом. Я сказал ей: „Я мог убить твоего мужа, а ты беспокоишься обо мне“. Когда мы проходили через другие русские деревни, мне тем более стало ясно, что было бы правильно как можно быстрее заключить с русскими мир. …Русские не обращали внимания на мою военную форму и относились ко мне скорее по-дружески!»

К числу лучших качеств русского народа можно отнести интересы своей семьи, уважение к родителям, счастье и благополучие детей.

Но с этим связано и так называемое кумовство, когда руководитель берёт на работу своего родственника, которому многое прощается в отличие от обычного сотрудника, что не очень хорошо сказывается на выполнении профессиональных обязанностей

Русским свойственно удивительное качество самоуничижение и самоотречение, принижение своих заслуг. Может, с этим связаны все те слова, которые слышать иностранцы, находясь в России, что они гуру, звёзды и т.п., а русские вроде бы ни при чем Иностранцы никак не могут понять, как народ с такой богатейшей культурой и литературой, колоссальной территорией, полной богатств, умудряется так отвергать себя. Но это связано с православным правилом: унижение паче гордости». Гордыня считается основным из смертных грехов, убивающих бессмертную душу, по верованиям христиан.

К национальным чертам относится также:

Религиозность, набожность существует в душе даже русского атеиста.

Умение жить умерено. Не погоня за богатством (поэтому-то и растерялось русское общество - люди не умеют жить только богатством). При этом многие, « наголодавшиеся» в советский период „по импорту“, стремятся шиковать и кидаться деньгами, что вошло уже в притчу во языцех и хорошо известно в Куршевеле. Эту часть русской натуры обычно связывают с „азиатчиной“ и деньгами, доставшимися легко или неправедно.

Доброта и гостеприимство, отзывчивость, чуткость, сострадание, незлопамятность, жалостливость, готовности прийти на помощь.
открытость, прямодушие;
естественная непринуждённость, простота в поведении (и вплоть до изрядной простоватости);
несуетность; юмор, великодушие; неумение долго ненавидеть и связанная с этим уживчивость; лёгкость человеческих отношений; отзывчивость, широта характера, размах решений.

Замечательный творческий потенциал (поэтому так прекрасна была оформлена Олимпиада, с помощью инновационных технологий). Недаром в русской культуре есть персонаж Левша, который блоху подкуёт. Известно, что Левша правополушарный, то есть человек с творческим мышлением.

Русские невероятно терпеливы и толерантны. (см. выше пример с солдатом вермахта).

Терпят до последнего, а потом могут взорваться. Повторяя фразу А.С.Пушкина: « Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный!», а иногда и перевирая её (так в в Интернет-словаре афоризмов можно прочесть „СТРАШЕН русский бунт - бессмысленный и беспощадный“), вырывая её из контекста, некоторые забывают о том, что у этой реплики есть очень информативное продолжение: „Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка“.

Отрицательные качества, конечно, тоже можно отметить. Это беспечность, лень и обломовская мечтательность. И, увы, пьянство. В определенной мере это связано с климатом. Когда по полгода не бывает солнца, то хочется согреться и и не хочется ничего делать. При определенным условяих русские умеют собраться, сконцентрироваться и игнорировать климат во имя идеи. Многие ратные подвиги - подтверждение. Беспечность связана с крепостным правом, которое придётся изживать в себе каждому почти русскому. Русский полагается на « авось» по двум причинам: надежда на барина, царя-батюшку и „зону рискованного земледелия“, то есть на неопределенность и неровность климатических условий.

Русским свойственна некоторая сумрачность. И на улицах нечасто встретишь людей с весёлыми лицами. Это связано с наследием социалистического прошлого, в котором были свои трудности, с нынешним положением вещей и, надо предположить, с суровым климатом, где почти полгода не бывает солнца. Но зато в офисе ситуацию меняется: со знакомыми людьми русские охотно общаются.

Недостаточная способность к объединению, к самоорганизации предполагает, что непременно нужен вождь, правитель и др. При этом, руководителем часто назначают мужчину, опираясь на патриархальные стереотипы - мужчина лучший вождь. Впрочем, ситуация меняется, и сегодня мы можем увидеть на топовых позициях много женщин.

Возможно, из-за того, что в последние десятилетия привнесены не свойственные русскому народы ценности - стяжательство, поклонение Золотому тельцу, русские люди, несмотря на все существующие блага, современные технологии, отсутствие « железного занавеса» и возможности, часто пребывают (да представители мидл-класса) в состоянии повышенной тревожности и пессимизма. Где бы ни собирались русские, за празднично и пышно накрытым столом, непременно найдётся пара-тройка людей, которые станут утверждать, что „всё плохо“ и „мы все умрём“.

Свидетельством этого является активное обсуждение на форумах Открытия Олимпиады, которое было прекрасно. При этом многие этой красоты не видели, потому что обсуждало коррупцию и сколько денег ушло на подготовку Олимпийских игр.

Русские не могут жить без идеи и веры. Так, в 1917 году отобрали веру в Бога, появилась вера в КПСС, в 90-е отобрали веру в КПСС и коммунистическое будущее, появились бандиты, маргиналы, иваны-родства-не-помнящие, т.к. стало непонятно, во что и в кого верить.

Сейчас ситуация медленно, но выравнивается. Несмотря на вечную критику в адрес всех и вся (и на православную церковь и ее служителей), люди обращаются к Богу и занимаются милосердием.

Два лица современного делового общества

Сегодня деловое сообщество разделилось примерно на две части. Эти части представлены так. Директора среднего и пожилого возраста, чаще - представители регионов, бывшие комсорги и партийные деятели. И молодые менеджеры, с МВА-образованием, полученным иногда за границей. Первые отличаются закрытостью в общении в большей степени, вторые - в большей степени открыты. Первые - чаще наделены инструментальным интеллектом и склонны рассматривать подчиненных как винтики в едином механизме. Вторым в большей степени свойственен эмоциональный интеллект, и они всё же пытаются вникать в проблемы своих сотрудников, конечно, не всегда.

Первую категорию вести переговоры не учили. При этом в процессе общения некоторые из них обретали хорошие коммуникативные навыки и умели договориться, « с кем надо» и обладали большими связями в своей среде. Часть представителей этой группы, напротив, общалась „сверху вниз“, в привычном авторитарном стиле, нередко, с элементами речевой агрессии.

Современные же топ-менеджеры были обучены навыкам ведения переговоров и продолжают обучение после завершения основного курса. Но при этом « …Редко кто из иностранцев, попадающих на топовые позиции в российские компании, выдерживает более года» (Еженедельник „SmartMoney“ №30 (120 ) 18 августа 2008).

В чём же причина? Дело в том, что, несмотря на европейское образование молодые топ-менеджеры являются носителями отечественного менталитета.

Авторитарный стиль управления « впитан с молоком матери», на совещаниях и в кулуарах может звучать ненормативная лексика. Такой типаж продемонстрировал Никита Козловский в фильме „ДУХЛЕСС“. Его герой обладает всем набором характеристик.

Кстати сказать, и первые, и вторые интровертны. Вторые и вовсе могут быть погружены в мир гаджетов и предпочитают общение через устройства связи.

Зная эти особенности, можно сделать выводы, каким образом адаптироваться к общению с русскими.

Так, приходится понимать, что с амбициозными « красными директорами» нужно обращаться с великим почтением, как с барином во времена крепостничества, с молодыми топ-менеджерами - также, но при этом понимать, что они более демократичны в общении. И всё же предпочтут коммуникации по Интернету.

Русский этикет - иногда бессмысленный и беспощадный

При всей доброте, щедрости, толерантности манеры русских оставляют желать лучшего, т.к. русские являют преемниками советского народа, которому долгое время внушали, что « буржуазное» — это плохо. Это въелось в подсознание. Поэтому иногда можно наблюдать проявление не слишком корректного поведения.

Так, например, на Церемонии Закрытия 22 Олимпийских игр, когда чемпиону вручали медаль на ленте, и ее надо было повесить на шею, атлет не догадался снять шапку, хотя во время гимна приложил правую руку к сердцу. В торжественных случаях мужчинам нужно снимать головной убор.

Как-то раз автор наблюдала ситуацию, также связанную с головными уборами, в другом городе. После семинара по деловому этикету и разговора о том, как надо и как не надо, два участника встали без предупреждения, прямо в зале для занятий надели крупные кепки и - вышли из помещения.

По правилам европейского и русского этикета в помещении и, тем более, за столом, снимает головной убор. Исключение: артисты, претендующий на определенный имидж, и представители конфессий, где принято всегда носить тюрбан или чалму.

Если иностранец откинулся на стуле, это может означать, что он предполагает расслабиться и/или завершить общение. У русских манера сидеть, откинувшись на стул - базовое состояние. Только спортивные и/или воспитанные люди в России сидят, не прислонившись к спинке стула (если стул традиционный, а не эргономический), остальные же - сидят как придётся, демонстрируя многие свои комплексы и базовые установки.

Русские не привыкли элегантно стоять, они могут пытаться принять закрытую позу и/или перетаптываться на месте.

Взгляд русского человека зависит от ситуации. Если это руководитель, то он может смотреть, буквально не мигая, колючим взглядом в лицо собеседника, особенно подчиненного, либо вполне доброжелательно, если перед ним его знакомый или родственник. Разумеется, интеллигентные и воспитанные люди « носят» доброжелательное выражение лица.

На тревоги и напряженность указывает поперечная вертикальная складочка между бровями, которая придаёт строгий, недосягаемый вид, что может несколько помешать при контакте. Интересно, что у нас такую складочку можно увидеть даже у весьма молодых девушек.

Когда дама подходит к коллеге, сидящему на стуле, он не всегда догадается приподняться, но при этом может элегантным жестом предложить ей войти в лифт, что неверно, т.к. в лифт первым входит или мужчина, или тот, кто ближе стоит.

Особенности общения в России

В общении в нашей стране есть своя специфика:

— нелюбезность, неудачные манеры, проективное мышление (проекция - тенденция считать других подобными себе); скованность или развязность вместо свободного общения; мрачное выражение лица; неумение/нежелание давать ответ и обратную связь, конфликтность, неумение вести « маленькую беседу» и слушать.

В неформальном (а порой и в формальном) общении часто предпочитается неверный тематический выбор беседы (о политике, проблемах, болезнях, частных делах и т.п.). При этом приходится признать, что женщины чаще говорят о « бытовухе» и своей личной жизни (отношениях с родителями, мужьях, детях, а мужчины - о политике и будущем, причем чаще в мрачных тонах.

В России большой разброс характера коммуникации - от мрачного стиля до наигранно-позитивного стиля, пришедшего еще в 90-е годы в и « скопированного» с коммуникативных образцов США.

Наряду с другими факторами неумение общаться в целом понижает персональный имидж многих соотечественников, уровень корпоративной культуры и имидж компании в целом.

Ошибки и основные заблуждения в общения в России

К основным ошибкам и заблуждениям в России можно отнести существующее до сих пор в некоторых случаях мнение среднестатистического сотрудника о том, что гость ему что-либо должен и обязан: оставить много денег, приобрести дорогостоящий турпродукт, заказать в номер роскошные блюда и т.п.

Это основано на иррациональной психологической установке, называемой « долженствование» (человек считает, что ему все что-то должны, а когда это не происходит, очень обижается) и сказывается на общении самым прямым образом. Если надежды на то, что коллега, партнер, покупатель не оправдались, и собеседник ведёт себя так, как ведёт, то русский клерк может испытывать разочарование и даже выражать своё раздражение.

Общепринятым заблуждением является также нелюбезное отношение и, соответственно, общение с несостоятельным, с точки зрения сотрудника, гостя.

Что влияет на стиль общения. Прошлое и современное.

На современный стиль общения влияет:

— огромный поток информации, с которым сталкивается современный человек;

— множественные контакты, открытые границы стран и связанная с этим готовность путешествовать, туризм всех видов;

— новые технологии, прежде всего online-общение, которое задаёт определенный коммуникативный стиль, фрагментарное восприятие мира, « клиповое» мышление»;

— огромные скорости и ритмы жизни;

— глобализация, и связанные с этим процессы взаимопроникновения языков, речи и стилей общения.

Причины формирования коммуникативных навыков в России.

Историческое прошлое, крепостное право, политический режим, климат и расстояния, ментальная дуальность (двойственность) - « черное» и „белое“ в одном человеке, географические границы России, патерналистская (то есть когда правитель является как бы отцом) культура управления.

В итоге сформировавшийся национальный характер побуждают к общению, не связанному с любезностью, открытостью и пр.

Это проявляется, например, во внутренней неготовности называть своё имя по телефону. Хотя после тренингов этому обучаются.

Почему в России так трудно назвать своё имя по телефону

Примером недостаточной коммуникативной компетентности может служить небольшая готовность соотечественников называть своё имя по телефону. Это связано с историческим менталитетом и привычками россиян. И может происходить потому, что

— прежде персонал не обучали деловому общению, любезности и др.

— доказано, что чем более низким является социальный статус человека, тем труднее представиться.

— человеку из более отдаленного от центров труднее ему представляться по имени незнакомому человеку.

Советский человек много десятилетий привык не демонстрировать себя, быть скрытным. Это связано с политическим режимом, долгое время существовавшим в СССР.

— « Работает» архетипическая память, коллективное бессознательное.

— Некоторые мистические представления (например, в дохристианской Руси сущестовали представления о том, что по имени можно сглазить и поэтому на шею вешали обереги - медвежий коготь и пр.)

Центры и регионы

Говоря о современном российском обществе нельзя не сказать о постоянном противостоянии центральных городов (Москва, Санкт-Петербург…) и регионов, которое связано с тем, что Москва всегда в советское время пополнялась продуктами, отсутствовавших во всех регионах РФ. В период застоя существовали так называемые « колбасные электрички». Из других городов России, из Подмосковья приезжали за тем, чтобы купить дефицитные продукты, в том числе колбасу

Первые считают жителей провинций не слишком воспитанными, иногда развязными и что « они идут по трупам», ни с чем не считаясь.

Существует даже такое понятие, как « жизнь за МКАДом», то есть за пределами Москвы. Начиная с ближайших областных городов и мест, жизнь действительно как будто замирает и остаётся неизменной долгое время. Новшества приходят сюда с некоторой задержкой.

При этом регионалы считают москвичей с одной стороны, высокомерными и богатыми, не смотря на то, что истинно коренные жители столицы в нном поколении — довольно спокойные и доброжелательные люди, с другой стороны - « лохами» и „растяпами“, которых можно легко опередить во многих направлениях.

И если москвичи могут снисходительно, но терпимо смотреть на приезжих, то региональные, даже поселившись в столицу, не всегда могут принять образ жизни и менталитет москвича, и, бывает, могут даже испытывать остаточные комплексы, говоря в беседе с коренным жителем что-то вроде: « А ничего, что я не москвич?» или же: „Вот вы - москвичи!..“ Последним приходится доказывать „презумпцию невиновности“ в неадекватной распределительной системе, имевшей место быть в годы СССР.

Сейчас облик, лицо города меняется, и стиль и нравы жителей мегаполиса - тоже.

Булат Окуджава

Ч.Амирэджиби

Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант.

В Безбожном переулке хиреет мой талант.

Кругом чужие лица, враждебные места.

Хоть сауна напротив, да фауна не та.

Я выселен с Арбата и прошлого лишен,

и лик мой чужеземцам не страшен, а смешон.

Я выдворен, затерян среди чужих судеб,

и горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб.

Без паспорта и визы, лишь с розою в руке

слоняюсь вдоль незримой границы на замке,

и в те, когда-то мною обжитые края,

всё всматриваюсь, всматриваюсь, всматриваюсь я.

Там те же тротуары, деревья и дворы,

но речи несердечны и холодны пиры.

Там так же полыхают густые краски зим,

но ходят оккупанты в мой зоомагазин.

Хозяйская походка, надменные уста…

Ах, флора там все та же, да фауна не та…

Я эмигрант с Арбата. Живу, свой крест неся…

Заледенела роза и облетела вся.

И, несмотря на некоторое противостояние - открытое или тайное - в трудный исторический момент русские объединяются, становятся соборным народом.

Мужчины и женщины

Русские мужчины, которые служат в компаниях, а не работают на стройке, отличаются галантным поведением: откроют дверь перед дамой, пропустят вперед, оплатят счёт в ресторане. Иногда даже вне зависимости от служебной субординации. Придерживать ли дверь перед дамой? Подавать ли ей пальто?

До сих пор мнения экспертов противоречивы, и в каждом случае это помогает понять момент и интуиция. По правилам американского делового этикета: дверь придерживать и подавать пальто даме-коллеге нельзя ни в коем случае. Но мы живём в России.

Женщины в России обладают сочетанием женственности и домовитости, ухожены, деловиты и очень активны. В Москве каждая вторая-третья дама - за рулём. Скромность в её традиционном значении, похоже, ушла в прошлое.

При этом женщины продолжают любить, когда офисные мужчины за ними ухаживают: подают пальто и т.п. Так что иностранцам, ратующим за эмансипацию, приехав в Россию, придётся подождать со своими советами.

С одной стороны, галантность приятна, с другой, в России, как и во многих странах, для женщин существует стеклянный потолок. И на руководящие должности предпочитают брать мужчин. Как мужчины, так и женщины.

Традиционными стереотипами являются, что женщина не может мыслить логически, слабый руководитель, ей будет мешать семья.

При этом уж если женщина заняла руководящий пост, то она « настоящая стерва», „мужик в юбке“ и идёт по трупам…

В смешанном коллективе, где трудятся и мужчины, и женщины, случаются служебные романы. Традиционно общественность встаёт на сторону мужчины, поэтому в некоторых случаях лучше не рисковать и не начинать не нужные отношения.

В женских коллективах существует своя специфика. Пока у какой-то сотрудницы всё хорошо, то со стороны других может иногда появлться зависть. Поэтому лучше стараться её не возбуждать, одеваясь, скажем, слишком ярко или стильно. При этом если сотрудницу постигло несчастье, все объединяются и начинают оказывать ей всевозможную помощь: финансовую, организационную и др.

По правилам этикета не приянто говорить о болезнях и семейных делах на работе. Тем не менее, это правило нарушается, особенно в женском коллективе. И горе тому секретарю, которая в ответ на доверительные рассказы начальницы, начала делиться своими проблемами. Аукнуться может жёстко.

Мужчины и женщины в России выглядят по-разному.

Одежда, дресс-код

Ради того, чтобы идти по карьерной лестнице, какая-то часть мужчин старается одеваться элегантно, и даже приобретает костюмы известных брендов. В основном это топ-менеджеры и амбициозные яппи.

Другая часть мужчин социально ниже, образовательный уровень ниже. Наверное, с этим связана манера носить черный верх и джинсы в любой день. В метро бывает темно от такой одежды. Черные куртки, черные пуловеры, иногда черные рубашки (на переговоры, на которые принято надевать светлые рубашки) в сочетании с чёрным же галстуком.

Интересно, что, как только предоставляется малейшая возможность не носить хороший, стильный костюм, как итальянцы или французы, русские мужчины моментально облачаются в « черный стиль». Объясняется это обычно тем, что „немарко“. В действительности, желание „скрыться“ за черным цветом о многом сказало бы социальных психологам…

В России существует особая демографическая ситуация: женщин значительно больше, чем мужчин. И, если раньше приходилось опасаться харрасмента, направленного на женщину, то сейчас в России из-за закономерной конкуренции происходит « охота» на состоявшихся мужчин. Поэтому женщины прибегают к различным уловкам, лишь бы заполучить успешного мужа: декольте, мини, накладные ногти, что не соответствует корпоративным стандартам, но при этом „продвигает“ даму на местном „брачном рынке“. Этому не приходится удивляться.

И те, и другие нарушают дресс-код, который в то же время сегодня стал более мягким и демократичным. И работодатели не требуют у дам строгого костюма-»футляра», необходимого ранее.

Переговоры и приём делегаций

О правилах ведения деловых переговорах на страницах нашего журнала много писалось.

Российские переговорщики: воспринимают собеседника как противника, относятся к нему с подозрительностью и некоторой враждебностью, считают необходимым скрывать некие данные (непрозрачность позволяет делать многие деда).

Местные « князьки» обладают амбициями. Российским переговорщикам кажется, что их город или регион - самый лучший. И, что хуже, стараются „выбить“ себе на переговорах всевозможные преференции, которые чаще всего идут не на развитие территорий, а в собственный карман. При этом часто на местах федеральные власти представляют самое серьезное препятствие на пути к инновационному развитию территории.

При этом есть очень положительные примеры развития территорий. Так, гордостью Сибири считается Александр Васильевич Филипенко, бывший глава Администрации Ханты-Мансийского автономного округа, который прославил край инновациями и удивительными проектами, направленными на благоустройство и развитие ХМАО. В его честь назван Международный биатлонный центр.
Специфика переговоров

Громкая речь без учёта манеры другой стороны также может расстроить переговоры.

Ригидность, т.е. твердость, малоподвижность, неадаптивность в переговорах. Никаких уступок.

Откровенное манипулирование, когда собедника пытаются « загнать в угол»

Неадекватный внешний вид (либо джинсы с черным пуловером, либо очень нарядный костюм.

Нежелание принимать на себя ответственность, попытки уйти от серьезной беседы.

Незнание и не сильное желание узнать национальные особенности представителей другой стороны и правил хорошего тона (могут снять пиджак не по времени, в начале переговоров, хлопнуть по плечу)

Невыполненные обещания и небрежность в оформлении документаций дополняют список.

Неприятные намёки на мзду (в случае с соотечественниками), так называемые откаты.

Отрадные тенденции. Некоторые российские руководители на местах за собственные средства строят дороги и больницы. Это ли не по- русски?.. Ведь щедрость и благотворительность всегда была на Русской земле.

Когда ожидают делегацию в организации или в компании, то все стремятся подготовиться наилучшим образом.

Гостеприимство.

Но если в современных компаниях молодые менеджеры при всей демократичности могут доходить до некоторой даже фамильярности в общении (это выражается в небрежности обращения, усеченное имя « Татьян» вместо „Татьяна“, в игнорировании позиций старший-младший, некоторая даже небрежность в общении, странные визитные карточки), то в организациях с традиционной культурой в большей чести церемонность, степенность, следование правилам поведения, принятым при приёме делегаций. Работает отдел протокола, который занимается огранизацией приёмов, делегаций, встреч, и мероприятий.

Застолье

В России сопровождается обильным вкушением пищи и винопитием. Только в дипломатических кругах на « Завтрак» или „Обед“ могут подать всего по две закуски. Если же подать на корпоративе не слишком много угощения, то это может быть воспринято с удивлением, если не с обидой. Русские на корпоративах едят с размахом, много пьют и, бывает, что танцуют, но чаще предпочитают разбиться на группы и говорить „по душам“.

Этикет соблюдается далеко не всегда, ведь зачем его соблюдать, если все стали в этот момент друзьями и почти родственниками?..

Очень важно контролировать себя в такие моменты, потому что служебные романы, которые завязываются на мероприятиях, быстро проходят, а слова, сказанные о руководителе под воздействием горячительных напитков, « Не воробей. Вылетит - не поймаешь»

Приветствие, обращение

После Октябрьской революции границы общения между полами стёрлись и в обиходе появилось обращение « товарищ» и — „товарищ“, адресованное и мужчинам, и женщинам.

После Перестройки, когда в Россию стал входить капитализм, специалисты в области русского языка попытались ввести в речь обращения « господин», „госпожа“, „сударь“, „сударыня“. Иногда на пафосных корпоративах можно услышать „Господин Иванов“, „Госпожа Петрова“, но чаще в тот момент, когда о них говорят в третьем лице.

При непосредственном обращении приходится находить тот вариант, который приемлем и удобен для обоих. Так, к человеку старшего возраста в России обращаются по имени-отчеству, разумеется, на « вы», к человеку, более молодому, — по имени. При этом в практику вошла манера обращаться даже к старшим людям по имени (зависит от корпоративного стиля). Этот стиль пришёл из США.

Особо стоит сегодня вопрос о переходе на « Ты». Инициатором такого обращения может выступить только вышестоящая персона, только клиент, только лицо старшего возраста, при равных только женщина. Всё остальное - нарушение правил этикета.

При этом в России сплошь и рядом звучит « ты», особенно на автодорогах, где, кажется, водители вообще забывают о существовании местоимения „вы“.

В наши дни в качестве первоначального обращения можно услышать « уважаемый» по отношению к мужчине или „дама“, сказанное женщине. Или же обезличенное: „Будь любезны?“,» Не подскажете ли вы мне?..»

Улыбка.

Надо отметить, что традиционная неулыбчивость и мрачное выражение лицо, по которому русских узнают во всем мире, связаны с искренним желанием казаться серьезными.

Русские охотно улыбаются. Но только при встрече со знакомыми. Поэтому иностранцам можно было бы философски отнестись к тому, что на улицах они встретят много людей, которые идут с самым непозитивным выражением лица, насупив брови. Очевидно, климат так повлиял на подобный стиль. Это связано и с тем, что русским свойственна некоторая закрытость при том, что существует пословица « На миру и смерть красна!». Некоторые актёры в жизни бывают очень замкнуты. Зато руссуике будут широко и искренне улыбаться знакомым и друзьям. Просто в сознании русского человека улбыка и смех близки по значению, а „Смех без причины - признак дурачины“.

Гости могут приехать не только из зарубежья, но и из другого региона

Предупрежден, значит вооружен. Чтобы хорошо подготовиться к контакту с представителями отдельной национальной культуры, в данном случае современных русских, важно изучить их нравы и традиции, особенности и возможные отличия. Если знать, с чем связаны те или иные традиции, то это даст возможность адаптироваться по отношению к партнерам, визитёрам, установить с ними правильные стиль и интонацию в общении, что в результате позволить установить долгосрочные деловые отношений. Знание нравов, особенностей, традиций в итоге даст толерантный подход, что в свою очередь, даст понимание и создаст душевный комфорт и лояльность по отношению, в данном случае, к русскому народу и к его загадочной душе.

___________________________-

  1. Патернали́зм ( лат. paternus — отцовский, отеческий) — система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.

___________________________________

Ирина Денисова, член Совета, координатор клуба « Персональный маркетинг», цеха „Коммуникации“ Гильдии маркетологов

Данная статья опубликована в бумажном деловом издании « Справочник секретаря и офис-менеджера», № 4 2014 г. Просьба соблюдать авторские права и ссылаться при перепечатке на автора и издание. Публикуется в авторской редакции. - И.Д.

Все эти моменты сформировали специфический русский национальный характер, который невозможно оценить однозначно.

Среди положительных качеств обычно называют доброту и ее проявление в отношении к людям - доброжелательность, радушие, душевность, отзывчивость, сердечность, милосердие, великодушие, сострадание и сопереживание. Отмечают также простоту, открытость, честность, терпимость. Но в этом списке не значатся гордость и уверенность в себе - качества, отражающие отношение человека к самому себе, что свидетельствует о характерной для русских установке на «других», об их коллективизме.

Русское отношение к труду очень своеобразно. Русский человек трудолюбив, работоспособен и вынослив, но значительно чаще ленив, халатен, безалаберен и безответствен, ему свойственны наплевательство и разгильдяйство. Трудолюбие русских проявляется в честном и ответственном исполнении своих трудовых обязанностей, но не подразумевает инициативности, независимости, стремления выделиться из коллектива. Разгильдяйство и безалаберность связываются с огромными просторами русской земли, неисчерпаемостью ее богатств, которых хватит не только нам, но и нашим потомкам. А раз у нас всего много, то ничего не жалко.

«Вера в доброго царя» - ментальная особенность русских, отражающая давнюю установку русского человека, который не желал иметь дело с чиновниками или помещиками, а предпочитал писать челобитные царю (генеральному секретарю, президенту), искренне веря, что злые чиновники обманывают доброго царя, но стоит лишь сообщить ему правду, как все сразу станет хорошо. Ажиотаж вокруг президентских выборов, проходивших в последние 20 лет, доказывает: до сих пор жива вера в то, что если выбрать хорошего президента, то Россия сразу станет процветающим государством.

Увлечение политическими мифами - еще одна характерная черта русского человека, неразрывно связанная с русской идеей, представлением об особой миссии России и русского народа в истории. Вера в то, что русскому народу предначертано показать всему миру правильный путь (вне зависимости от того, каким этот путь должен быть - истинным православием, коммунистической или евразийской идеей), сочеталась со стремлением идти на любые жертвы (вплоть до собственной гибели) во имя достижения поставленной цели. В поисках идеи люди легко бросались в крайности: ходили в народ, совершали мировую революцию, строили коммунизм, социализм «с человеческим лицом», восстанавливали разрушенные прежде храмы. Мифы могут меняться, но болезненная увлекаемость ими остается. Поэтому среди типичных национальных качеств называется доверчивость.

Расчет на «авось» - очередная русская черта. Она пронизывает национальный характер, жизнь русского человека, проявляется в политике, экономике. «Авось» выражается в том, что бездействие, пассивность и безволие (также названные в числе характеристик русского характера) сменяются безрассудным поведением. Причем дело до этого дойдет в самый последний момент: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Оборотной стороной русского «авось» является широта русской души. Как отметил Ф.М. Достоевский, «русская душа ушиблена ширью», но за ее широтой, порожденной необъятными пространствами нашей страны, скрываются как удаль, молодечество, купеческий размах, так и отсутствие глубокого рационального просчета житейской или политической ситуации.

Ценности русской культуры в большой степени являются ценностями русской общины.

Сама община, «мир» как основа и предпосылка существования любого индивида является древнейшей и важнейшей ценностью. Ради «мира» человек должен пожертвовать всем, в том числе своей жизнью. Это объясняется тем, что значительную часть своей истории Россия прожила в условиях осажденного военного лагеря, когда только подчинение интересов отдельного человека интересам общины позволяло русскому народу сохраниться как самостоятельному этносу.

Интересы коллектива в русской культуре всегда выше интересов личности, поэтому так легко подавляются личные планы, цели и интересы. Но в ответ русский человек рассчитывает на поддержку «мира», когда ему придется столкнуться с житейскими невзгодами (своеобразная круговая порука). В результате русский человек без неудовольствия откладывает свои личные дела ради какого-то общего дела, из которого он не извлечет выгоды, и в этом и заключается его привлекательность. Русский человек твердо уверен, что нужно сначала устроить дела социального целого, более важные, чем его собственные, а потом это целое начнет действовать в его пользу по собственному усмотрению. Русский народ - коллективист, который может существовать только вместе с социумом. Он его устраивает, переживает за него, за что тот в свою очередь окружает его теплом, вниманием и поддержкой. Чтобы стать личностью, русский человек должен стать соборной личностью.

Справедливость - еще одна ценность русской культуры, важная для жизни в коллективе. Изначально она понималась как социальное равенство людей и была основана на экономическом равенстве (мужчин) по отношению к земле. Эта ценность является инструментальной, но в русской общине она стала целевой. Члены общины имели право на свою, равную со всеми, долю земли и всех ее богатств, которыми владел «мир». Такая справедливость и была Правдой, ради которой жили и к которой стремились русские люди. В знаменитом споре правды-истины и правды-справедливости именно справедливость одерживала верх. Для русского человека не так уж важно, как было или есть на самом деле; намного важнее, что должно быть. Именное позиций вечных истин (для России эти истины были правдой-справедливостью) оценивались мысли и поступки людей. Важны только они, иначе никакой результат, никакая польза не смогут их оправдать. Если же из задуманного ничего не выйдет - не страшно, ведь цель-то была благая.

Отсутствие индивидуальной свободы определялось тем, что в русской общине с ее равными наделами, периодически проводившимися переделами земли, чересполосицей было просто невозможно проявиться индивидуализму. Человек не был собственником земли, не имел права ее продавать, не был волен даже в сроках посева, жатвы, в выборе того, что можно культивировать на земле. В такой ситуации было нереально проявить индивидуальное мастерство. которое на Руси совсем не ценилось. Не случайно Левшу были готовы принять в Англии, но он умер в полной нищете в России.

Привычку к авральной массовой деятельности (страда) воспитало это же отсутствие индивидуальной свободы. Здесь странным образом сочетались тяжелый труд и праздничный настрой. Возможно, праздничная атмосфера была своеобразным компенсаторным средством, которое позволяло с большей легкостью перенести тяжелый груд и отказаться отличной свободы в хозяйственной деятельности.

Богатство не могло стать ценностью в ситуации господства идеи равенства и справедливости. Не случайно в России так хорошо известна пословица: «Трудом праведным не наживешь палат каменных». Стремление к увеличению богатства считалось грехом. Так, в русской северной деревне уважали торговцев, искусственно тормозивших торговый оборот.

Труд сам по себе также не был ценностью на Руси (в отличие, например, от протестантских стран). Конечно, труд не отвергается, везде признается его полезность, но он не считается средством, автоматически обеспечивающим осуществление земного призвания человека и правильное устроение его души. Поэтому в системе русских ценностей труд занимает подчиненное место: «Работа не волк, в лес не убежит».

Жизнь, не ориентированная на труд, давала русскому человеку свободу духа (отчасти иллюзорную). Это всегда стимулировало творческое начало в человеке. Оно не могло выразиться в постоянном, кропотливом, нацеленном на накопление богатства труде, но легко трансформировалось в чудачество или работу на удивление окружающих (изобретение крыльев, деревянного велосипеда, вечного двигателя и проч.), т.е. совершались действия, не имевшие смысла для хозяйства. Наоборот, часто хозяйство оказывалось подчиненным этой затее.

Уважение общины нельзя было заслужить, просто став богатым. Но только подвиг, жертва во имя «мира» могли принести славу.

Терпение и страдание во имя «мира» (но не личное геройство) - еще одна ценность русской культуры, иначе говоря, цель совершаемого подвига не могла быть личной, она всегда должна быть вне человека. Широко известна русская пословица: «Бог терпел, да и нам велел». Не случайно первыми канонизированными русскими святыми стали князья Борис и Глеб; они приняли мученическую смерть, но не стали сопротивляться своему брату, князю Святополку, захотевшему их убить. Смерть за Родину, гибель «за други своя» приносили герою бессмертную славу. Не случайно в царской России на наградах (медалях) чеканились слова: «Не нам, не нам, но имени Твоему».

Терпение и страдание - важнейшие принципиальные ценности для русского человека наряду с последовательным воздержанием, самоограничением, постоянным жертвованием собой в пользу другого. Без этого нет личности, нет статуса, нет уважения окружающих. Отсюда проистекает вечное для русскою человека желание пострадать - это желание самоактуализации, завоевания внутренней свободы, необходимой, чтобы творить в мире добро, завоевать свободу духа. Вообще, мир существует и движется только жертвами, терпением, самоограничением. В этом причина долготерпения, свойственного русскому человеку. Он может вытерпеть очень многое (тем более материальные трудности), если он знает, зачем это нужно.

Ценности русской культуры постоянно указывают на ее устремленность к некоему высшему, трансцендентному смыслу. Для русского человека нет ничего более волнующего, чем поиски этого смысла. Ради этого можно оставить дом, семью, стать отшельником или юродивым (и те, и другие были весьма почитаемы на Руси).

Дня русской культуры в целом таким смыслом становится русская идея, осуществлению которой русский человек подчиняет весь свой образ жизни. Поэтому исследователи говорят о присущих сознанию русского человека чертах религиозного фундаментализма. Идея могла меняться (Москва - третий Рим, имперская идея, коммунистическая, евразийская и т.д.), но ее место в структуре ценностей оставалось неизменным. Кризис, который сегодня переживает Россия, во многом связан с тем, что исчезла объединявшая русский народ идея, стало неясно, во имя чего мы должны страдать и унижаться. Залог выхода России из кризиса - обретение новой фундаментальной идеи.

Спаситель как-то говорил о христианах: «Если бы вы были от мира сего, мир любил бы вас как своих; но поскольку вы не от мира сего, ибо Я взял вас из мира, мир ненавидит вас». Эти же слова можно отнести и к русскому народу, в плоть и кровь которого христианство впиталось сильнее всего.

Сегодня мы часто сталкиваемся с открытой русофобией и ненавистью со стороны других государств. Но это не повод для паники, это началось не сегодня и закончится не завтра — так будет всегда.

Мир ненавидит нас, но сам не подозревает, насколько он сам нуждается в русском народе. Если русский народ исчезнет, то из мира вынут душу и он потеряет самый смысл своего существования!

Именно поэтому Господь хранит нас и русские существуют, несмотря на все трагедии и испытания: Наполеона, Батыя и Гитлера, революцию, перестройку и смутное время, наркотики, падение нравов и кризис ответственности…

Мы будем жить и развиваться до тех пор, пока сами сохраняем актуальность, пока русский человек сохраняет черты характера, присущие нашему народу.

Заботливые «друзья» часто напоминают нам о тех присущих нам особенностях, которые можно отнести к плохим, пытаясь заставить нас ненавидеть самих себя и саморазрушиться… Мы же рассмотрим положительные особенности русской души, чтобы помнить, какими дарами щедро наделил нас Господь и какими мы всегда должны оставаться.

Итак, ТОП-10 лучших качеств русского человека:

1. Крепкая вера

Русский народ на глубинном уровне верит в Бога, имеет сильное внутреннее чувство совести, понятие о добре и зле, достойном и недостойном, должном и не должном. Даже коммунисты верили в свой «Моральный кодекс».

Именно русский человек всю свою жизнь рассматривает с позиции сына Божьего понравится это Отцу, или огорчит . Поступить по закону или по совести (по заповедям Божиим) — это чисто русская проблема.

Русский человек верит и в людей, постоянно делая им добро и даже сверх того, жертвуя личным ради блага ближнего. Русский человек в другом человеке видит прежде всего Образ Божий , видит равного , признаёт достоинство другого человека. Именно в этом секрет победительной силы русской цивилизации, наших гигантских пространств и многонационального единства.

Русский человек верит в себя, как носителя Истины. Отсюда сила наших поступков и легендарная русская выживаемость. Уничтожить нас не смогли ни одни завоеватели в мире. Убить русский народ можем только мы сами, если поверим в тот негативный образ русского человека, который нам навязывают.

2. Обострённое чувство справедливости

Не можем мы жить в комфорте, пока в мире лютует кривда. «Отребью человечества сколотим крепкий гроб!» из песни «Священная война» — это про нас.

Мы долгое время воевали с турками за свободу братьев-славян, мы избавили от баев и их поборов бедняков Средней Азии, прекратили геноцид китайцев японской армией и спасли евреев от холокоста.

Стоит русскому человеку поверить, что откуда-то исходит угроза всему человечеству, как Наполеон, Гитлер, Мамай или кто-либо иной тут же пропадают с исторического полотна.

То же правило действует и во внутренней жизни — наши бунты и революции являются всего лишь попытками построить справедливое общество, наказать зарвавшихся и облегчить участь неимущих (естественно, если рассматривать мотивацию простых рабочих и крестьян, а не циничных вождей революции).

На нас можно положиться — ведь мы держим слово и не предаём союзников. Понятие чести, в отличие от англосаксов, русскому человеку не только знакомо, но и глубоко присуще.

3. Любовь к Родине

Родину любят все народы. Даже американцы, народ эмигрантов, с благоговением относятся к своим национальным символам и традициям.

Но русский человек любит Родину крепче других! Белоэмигранты бежали из страны под угрозой смерти. Казалось бы, они должны были ненавидеть Россию и поскорее ассимилироваться там, куда приехали. Но что произошло на самом деле?

Они так болели ностальгией, что научили сыновей и внуков русскому языку, так тосковали по Родине, что творили вокруг себя тысячи маленьких Россий — основывали русские институты и семинарии, строили православные храмы, обучали русской культуре и языку тысячи бразильцев, марокканцев, американцев, французов, немцев, китайцев…

Они умирали не от старости, а от тоски по своему Отечеству и плакали, когда власти СССР разрешали им вернуться. Они заражали своей любовью окружающих и сегодня в Россию едут жить испанцы и датчане, сирийцы и греки, вьетнамцы, филиппинцы и африканцы.

4. Уникальная щедрость

Русский человек щедр и щедр во всём: и на материальные дары и на замечательные идеи и на проявление чувств.

Слово «щедрота» в древности обозначало милосердие, милость. Это качество глубоко коренится в русском характере.

Для русского человека совершенно неестественно тратить 5% или 2% от зарплаты на благотворительность. Если друг в беде, то русский не будет торговаться и что-то для себя выгадывать, он отдаст другу всю наличность, а если её не хватит — пустит по кругу шапку или снимет и продаст ради него последнюю рубаху.

Половину изобретений в мире сделали русские «кулибины», а запатентовали ушлые иностранцы. Но русские не обижаются на это, так как их идеи — это тоже щедрость, дар нашего народа человечеству.

Русская душа не приемлет полумер, не знает предрассудков. Если в России кого однажды назвали другом, то за него умрут, если врагом — то он обязательно будет уничтожен. При этом совершенно не важно кто наш визави, какой он расы, нации, религии, возраста или пола — отношение к нему будет зависеть только от его личностных качеств.

5. Невероятное трудолюбие

«Рюсски ошень ленивий народ» — вещали пропагандисты Геббельса и продолжают повторять их сегодняшние последователи. Но это не так.

Нас часто сравнивают с медведями и это сравнение очень меткое — у нас схожие биологические ритмы: лето в России короткое и приходится ударно трудиться, чтобы успеть собрать урожай, а зима долгая и относительно бездельная — руби дрова, топи печь, убирай снег, да собирай поделки. На самом деле мы трудимся много, просто неравномерно.

Русский человек всегда работал старательно и добросовестно. В наших сказках и пословицах положительный образ героя неразрывно связан с мастерством, трудолюбием и смекалкой: «Землю солнце красит, а человека труд».

Труд издревле был славен и почитаем в среде крестьян и ремесленников, книжников и торговых людей, воинов и иноков и всегда был глубоко увязан с делом защиты Отечества и приумножения его славы.

6. Умение видеть и по достоинству ценить прекрасное

Русский народ живёт в крайне живописных местах. В нашей стране можно найти большие реки и степи, горы и моря, тропические леса и тундру, тайгу и пустыни. Поэтому в русской душе обострено чувство прекрасного.

Русская культура формировалась более тысячи лет, вобрав в себя частицы культур множества славянских и угро-финских племён, а также восприняв и творчески переработав наследие Византии и Золотой Орды и сотен малых народов. Поэтому по богатству содержания с ней не может сравниться ни одна другая культура мира .

Сознание несметности собственных богатств, материальных и духовных, сделало русского человека доброжелательным и понимающим по отношению к прочим народам Земли.

Русский человек, как никто другой, способен выделить прекрасное в культуре другого народа, восхититься этим и признать величие достижений. Для него нет отсталых или недоразвитых народов, ему нет надобности относиться к кому-либо пренебрежительно от сознания собственной ущербности. Даже у папуасов и индейцев русский всегда найдёт, чему поучиться.

7. Гостеприимство

Эта национальная черта характера связана с нашими огромными пространствами, где в пути редко можно было встретить человека. Отсюда и радость от таких встреч — бурная и искренняя.

Если к русскому человеку приезжает гость — его всегда ожидает накрытый стол, самая лучшая посуда, праздничная еда и тёплый ночлег. И всё это делается безвозмездно, так как у нас не принято видеть в человеке только «кошелёк с ушками» и относиться к нему потребительски.

Наш человек знает, что гость в доме скучать не должен. Поэтому иностранец, попавший к нам, уезжая с трудом может сложить в кучу воспоминания о том, как его пели, плясали, катали, кормили до отвала и поили до изумления…

8. Терпение

Русский народ удивительно терпелив. Но это терпение не сводится к банальной пассивности или «рабскости», оно сплетается с жертвой. Русский человек отнюдь не глуп и всегда терпит во имя чего-то , во имя значимой цели.

Если он понимает, что его обманывают, начинается бунт — тот самый, беспощадный бунт, в пламени которого погибают все ростовщики и нерадивые управители.

Но когда русский человек знает, во имя какой цели он терпит трудности и работает на износ, то национальное терпение даёт невероятные положительные результаты. Для нас за пять лет срубить целый флот, выиграть мировую войну или провести индустриализацию в порядке вещей.

Русское терпение — это и своего рода стратегия неагрессивного взаимодействия с миром, решения жизненных проблем не за счет насилия над природой и потребления её ресурсов, а в основном за счет внутренних, духовных усилий. Мы не расхищаем данное нам Богом достояние, а слегка умеряем свои аппетиты.

9. Искренность

Ещё одной из основных черт русского характера является искренность в проявлении чувств.

У русского человека плохо получается вымучивать улыбку, он не любит наигранности и ритуальной вежливости, раздражается на неискреннее «спасибо за покупку, приходите ещё» и не подаёт подаёт руки человеку, которого считает мерзавцем, даже если это могло бы принести выгоду.

Если человек не вызывает у тебя эмоций, то и выражать ничего не надо — проходи не задерживаясь. Лицедейство в России не в почёте (если это не профессия) и больше всего уважают тех, кто говорит и действует так, как думает и чувствует, как Бог на душу положил .

10. Коллективизм, соборность

Русский человек — не одиночка. Он любит и умеет жить в обществе, что отражается в поговорках: «на миру и смерть красна», «один в поле не воин».

Сама природа своей суровостью издревле побуждала русских объединяться в коллективы — общины, артели, товарищества, дружины и братства.

Отсюда — «имперскость» русских, то есть их неравнодушие к судьбе родственника, соседа, друга и, в конечном итоге, всего Отечества. Именно из-за соборности на Руси долгое время не было бездомных детей — сирот всегда разбирали по семьям и воспитывали всем селом.

Русская соборность , по определению славянофила Хомякова, это «целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям», христианским ценностям.

Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать прежде всего насилие.

Россия же всегда объединялась на основе взаимного уважения и взаимного учёта интересов. Единение народа в мире, любви и взаимопомощи всегда было одной из базовых ценностей русского народа.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Характер русского народа был сформирован преимущественно под влиянием времени и пространства. История и географическое положение нашей родины также внесли свои коррективы. Постоянная опасность от возможных набегов и войн сплотили людей, родили особый патриотизм, стремление к сильной централизованной власти. Климатические условия, надо сказать не самые благоприятные, заставили народ сплотиться, закалили особо крепкий характер. Огромные просторы нашей страны придали особый размах поступкам и чувствам русского человека. Хотя эти обобщения и условны, но все же можно выделить общие черты и закономерности.

Со времен своего возникновения Россия показала себя страной необычной, не похожей на других, что вызывало любопытство и придавало загадочность. Россия не соответствует шаблонам, не попадает ни под какие мерки, все в ней не схоже с большинством. И от этого ее характер, характер ее народа, весьма сложный и противоречивый, труден для понимания иностранцам.

В наши дни ученые и исследователи стали находить все большую роль национального характера в развитии общества в целом. Он является единой, целостной системой, обладающей иерархией черт и качеств, влияющих на образ мыслей и действий данной нации. Он переходит к людям от поколения к поколению, изменить его путем принятия административных мер довольно тяжело, но все-таки возможно, правда для масштабных изменений нужно большое количество времени и сил.

К русскому национальному характеру проявляется интерес не только за рубежом, но и мы сами пытаемся его понять, хотя проходит это не совсем успешно. Мы не можем понять свои поступки, объяснить некоторые исторические ситуации, хотя замечаем некоторую оригинальность и нелогичность в своих действиях и мыслях.

Сегодня в нашей стране происходит перелом, который мы переживаем с трудом и, на мой взгляд, не совсем верно. В XX веке произошла утрата многих ценностей, произошел упадок национального самосознания. И чтобы выйти из этого состояния, русский народ должен, прежде всего, разобраться в себе, вернуть прежние черты и привить ценности, искоренить недостатки.

Само понятие национального характера сегодня широко используется политиками, учеными, средствами массовой информации, писателями. Часто в это понятие вкладывается самый различный смысл. Ученые спорили о том, существует ли национальный характер на самом деле. И в наши дни признано существование определенных особенностей, характерных только для одного народа. Эти особенности проявляются в образе жизни, мысли, в поведении и деятельности людей данной нации. Исходя из этого, можно сказать, что национальный характер - это некоторая совокупность характерных лишь для одной нации физических и духовных качеств, норм деятельности и поведения.

Характер каждого народа весьма сложен и противоречив в связи с тем, что сложна и противоречива история каждого народа. Также немаловажными факторами являются климатические, географические, социальные, политические и иные условия, влияющие на становление и развитие национального характера. Исследователи считают, что все факторы и условия могут быть разделены на две группы: природно-биологические и социально-культурные.

Первая объясняет то, что принадлежащие к разным расам люди будут проявлять свой характер и темперамент по-разному. Тут же следует сказать, что тип общества, сформированный у того или иного народа также будет оказывать сильное влияние на его характер. Поэтому понимание национального характера какого-либо народа происходит через понимание общества, условий и факторов, в которых этот народ живет.

Также важно то, что сам тип общества определяется принятой в нем системой ценностей. Так, социальные ценности есть основа национального характера. Национальный характер является совокупностью важных методов регулирования деятельности и общения, созданных в соответствии с социальными ценностями, присущими данному народу. Поэтому, чтобы понять русский национальный характер, необходимо выделить ценности, характерные для русского народа.

В русском характере выделяются такие качества как соборность и народность, устремленность к чему-то бесконечному. Наша нация обладает веротерпимостью и этнотерпимостью. У русского человека постоянно есть недовольство тем, что есть на данный момент, он всегда хочет чего-то иного. Особенность русской души объясняется, с одной стороны, «витанием в облаках», а с другой - неумением совладать со своими эмоциями. Мы или сдерживаем их насколько это возможно, или выпускаем наружу разом. Может поэтому в нашей культуре так много душевности.

Наиболее точно особенности русского национального характера отражаются в произведениях народного творчества. Здесь стоит выделить сказки и былины. Русский мужик желает лучшего будущего, но реально что-либо делать для этого ему лень. Он лучше прибегнет к помощи золотой рыбки или говорящей щуки. Самый, наверно, популярный персонаж наших сказок - это Иван-дурак. И это неспроста. Ведь за внешне безалаберным, ленивым, ничего не умеющем делать сыном обыкновенного русского мужика скрывается чистая душа. Иван добрый, отзывчивый, смекалистый, наивный, жалостливый. В конце сказки он всегда оказывается в выигрыше перед расчетливым и прагматичным царским сыном. Поэтому народ считает его своим героем.

Чувство патриотизма у русского народа, как мне кажется, не вызывает сомнения. Издавна борьбу с захватчиками и оккупантами вели и старики и дети. Достаточно вспомнить Отечественную войну 1812 года, когда весь народ, вся армия просила дать битву французам.

Особого внимания заслуживает характер русской женщины. Огромная сила воли и духа заставляет жертвовать всем ради близкого ей человека. За любимым она может пойти хоть на край света, причем это не будет слепым и навязчивым следованием, как это принято в восточных странах, а это осознанный и самостоятельный поступок. Можно взять в пример жен декабристов и некоторых писателей и поэтов, отправленных в ссылку в Сибирь. Эти женщины весьма осознано лишали себя всего ради своих мужей.

Нельзя не сказать о веселом и задорном нраве, о чувстве юмора русских. Как бы ни было тяжело, русский человек всегда найдет место веселью и радости, а уж если не тяжело и все хорошо, то размах веселью обеспечен. О широте русской души говорили, говорят и еще будут говорить. Русскому человеку просто необходимо разгуляться на полную, произвести фурор, пустить пыль в глаза, хоть, пускай, для этого надо отдать последнюю рубаху.

С давних времен в русском характере не находилось место корысти, никогда материальные ценности не выходили на передний план. Русский человек всегда мог приложить огромные усилия во имя высоких идеалов, будь то защита Родины или отстаивание священных ценностей.

Суровая и нелегкая жизнь приучила русских довольствоваться и перебиваться тем, что есть. Постоянное самоограничение наложило свой отпечаток. Именно поэтому в наших людях не было распространено стремление к денежному накоплению и богатству любой ценой. Это было привилегией Европы.

Для русских очень важно устное народное творчество. Знающий пословицы, поговорки, сказки и фразеологизмы, отражающие действительность нашей жизни, человек считался образованным, по-житейски мудрым, обладающим народной духовностью. Духовность также является одной из характерных для русского человека черт.

В силу повышенной эмоциональности, нашим людям свойственна открытость, задушевность. Особенно ярко это проявляется в общении. Если взять в пример Европу, то там высоко развит индивидуализм, который всячески оберегается, у нас же, напротив, людям интересно что происходит в жизни окружающих, да и о своей жизни русский человек никогда не откажется рассказать. Сюда же, скорее всего, можно отнести и сострадание - еще одну очень русскую черту характера.

Наряду с положительными качествами, такими как щедрость, широта души, открытость, храбрость, есть одна, безусловно, отрицательная. Я говорю о пьянстве. Но оно не является чем-то, что шло рука об руку с нами на протяжении всей истории страны. Нет, это тот недуг, который мы подхватили сравнительно недавно и никак не можем от него избавиться. Ведь мы не изобретали водку, нам ее завезли только в XV веке, и она не стала тот час популярной. Поэтому говорить о том, что пьянство есть отличительная черта и особенность нашего национального характера нельзя.

Стоит еще отметить такую черту, которой одновременно и удивляешься, и восторгаешься - это отзывчивость русского народа. Она закладывается в нас с детства. Помогая кому-то, наш человек нередко руководствуется пословицей: «Как аукнется, так и откликнется». Что, в общем то, правильно.

Национальный характер не является статичным, он постоянно меняется по мере того, как меняется общество, и, в свою очередь, оказывает свое воздействие на него. Сложившийся в наши дни русский национальный характер имеет сходства с тем характером, что был когда-то раньше. Некоторые черты остались, некоторые утеряны. Но основа и суть сохранилась.

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить. Федор Тютчев.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Сергей Есенин.

Кто такие эти странные русские, и по каким странным законам они живут?

В чём особенность русского характера, и почему нигде в мире не существует даже подобной ментальности?

Почему поведение русского человека за границей настолько узнаваемо, и по какой причине нас либо обожают, либо ненавидят, но никогда не остаются просто равнодушными?

Все попытки правительства построить в нашем государстве , живущее строго по законам и сознательно соблюдающее их, провалились с оглушительным треском. Любые навязанные ценности западного образца отторгаются нашими людьми, как инородное тело.

В чём причина? Ведь на этих принципах стоит и процветает уже много лет вся Западная Европа и Америка.

Вместе с этим революционные идеи Ленина и , не имеющие аналогов нигде в мире и не поддерживаемые больше никакими странами, были восприняты на ура, и за какие-то два десятилетия перевернули государственный строй, создав принципиально иное по своим механизмам существования общество.

Что это было? Утопическая идея, прижившаяся в атипично мыслящем социуме?

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Федор Тютчев.

Вера в жизни русского человека всегда занимала особенное место, но при этом мы всегда толерантно относились к иноверцам. В России всегда уживалось множество национальностей, и каждая имела своё вероисповедание.

Русский характер всегда был загадкой для любого иностранца. Совершенно нелогичные поступки - эта странная склонность к разудалому лихачеству, показной, ничем не объяснимой щедрости, доходящей до расточительства, любовь к роскошным дорогим вещам, пусть на один день, пусть без гроша в кармане, словно это его последний день, а потом взять и отдать всё кому-нибудь, да хоть первому встречному - нет, это невозможно понять.

Страшная, жестокая преступность, тотальная коррупция и воровские законы, которые соблюдаются лучше уголовного кодекса - что это, тоже особенности национального характера или тупик, в который зашла целая страна?

Может ли стать настолько «своим» наш человек за границей, чтобы чувствовать себя счастливым?

Чем обусловлен русский характер - наследственностью, климатом, социальным строем или условиями ландшафта?

Исчерпывающие и самые неожиданные ответы читаем далее…

Национальный характер. Горячая кровь холодных степей

Русский характер - это психологический портрет целого народа, менталитет государства, и даже не одной России. Частично он присутствует в каждом российском человеке, это те черты, которые нас объединяют, делают похожими, создают ту основу, на базе которой мы понимаем друг друга чуть лучше, чем люди с другим менталитетом.

Формирование национального характера происходило на протяжении многих веков, фундаментом для этого послужила особенная геополитика одного из великих вождей прошлого - Чингизхана.

Уникальное сочетание бескрайних степей и непроходимых лесов создало предпосылки для возникновения уретрально-мышечного менталитета, который и составляет основу русского характера.

Видовая роль представителя уретрального вектора - это вождь, глава племени, его задача - сохранение живого вещества стаи, продвижение его в будущее или освоение новых земель.

Непредсказуемое стратегическое мышление, полное отсутствие страха и высокая выносливость - это те свойства, которые обеспечивают осуществление его видовой роли.

Высший ранг, первое право на поклёвку, заданное природой, не может быть оспорено или подвержено сомнению. Любой, кто посягнёт на его первенство, моментально узнает, что такое уретральный львиный гнев. В стае может быть только один вожак, когда появляется второй, всё решает смертельная схватка, исход которой либо смерть одного из них, либо изгнание. Побеждённый в лучшем случае уходит искать свою стаю.

Сам он не подчиняется никому и не признаёт никаких ограничений, имея врождённое чувство милосердия и справедливости. Беспощадный к чужим и самый толерантный к своим, он прощает всё, кроме преступлений против стаи, за это он наказывает тут же - жестоко и беспощадно.

Интересы стаи для него имеют высшую ценность, личные интересы всегда глубоко вторичны. Его наслаждение в отдаче, в реализации его животного альтруизма. Именно поэтому коммунистические идеи построения идеального общества, где все работают на благо страны, получая столько, сколько необходимо для жизни, оказались настолько близки сердцам русских людей.

Самый щедрый и бескорыстный, он отдаст последнюю рубаху тому, кому она нужнее. Этим он удовлетворяет свои потребности в отдаче, получает своё удовольствие. Шуба с барского плеча, дорогие подарки и баснословные чаевые - всё это и есть проявление уретральной щедрости, своеобразное свидетельство его высшего ранга, его статуса.

Отсюда и любовь к славе и роскоши - у вождя должно всё быть самое дорогое, шикарное и неповторимое, но при этом он совершенно не собирается всё это хранить, беречь или копить. Это мелочи, пусть и царские, но по сравнению с его целями и ценностями всё это пустяки, которые он может отдать любому встречному, когда захочет.

Риск - благородное дело!

Это выражение, характерно только для русских. У вождя не может быть страха. Он всегда первым бросается в схватку, первым идёт в атаку, покоряет новые неизведанные горизонты, совершает поступки, на которые больше никто не способен. Для этого он рождён, за ним идёт вся стая, у него нет и быть не может другого пути. Только за флажки, только вперёд, вопреки здравому смыслу, логике или опыту. Ограничения, правила, законы это для других, у него есть цель и больше ничего не имеет значения. И эта цель - сохранить стаю, пусть даже ценой собственной жизни, цель всё равно важнее.

Только представитель уретрального вектора способен принять решение идти на таран или броситься на амбразуру, как поступали Герои Великой Отечественной войны, защищая Родину, своих людей, даже ценой собственной жизни.

Русский мужик - человек простой

Непроходимая тайга и другие лесные массивы России - самое родное и близкое место для представителей мышечного вектора: только они безошибочно ориентируются и чувствуют себя вполне комфортно среди густых лесов.

Свойства мышечного вектора являются базовыми для всех живых существ, поэтому они просто растворяются в желаниях других векторов, усиливая их.

Характерное для мышечного вектора восприятие себя только неотделимой частичкой общего коллективного «мы» и настороженное отношение к чужим поразительно смешивается с уретральной щедростью, толерантностью и гостеприимством, превращаясь в так называемую ксенофобию наоборот. Это проявилось нашей необъяснимой любовью к иностранцам, для которых мы всегда накрывали пышный стол, организовывали праздники, дарили подарки, отдавали в жёны самых красивых девушек.

Именно благодаря этому свойству в нашей огромной стране мирно уживались самые разнообразные народности со своей культурой, традициями и религиями.

Мышечный человек никогда не возьмёт больше, чем ему необходимо для жизни, у него просто нет такой потребности и такого желания, а в сочетании с уретральным альтруизмом он скорее отдаст своё, чем возьмёт лишнее. , именно мышечный народ готов был работать на благо Родины практически бесплатно всю свою жизнь.

Мы так всегда и жили - по зову души

Очевидны причины, по которым звуковая идея Ленина и Троцкого, продвигаемая вперед уретральными комиссарами и нашедшая отклик во внутреннем мире каждого русского человека, за такое короткое время принесла столь значимые результаты и кардинально изменила облик страны.

Близкие уретральному менталитету такие ценности анального вектора как честность, порядочность, дружба, уважение к старшим, к традициям прошлого получили широкое распространение и стали общепринятыми, особенно в анальную фазу развития человечества, которая завершилась с окончанием Великой Отечественной войны.

С переходом в ещё недавно считавший себя советским русский человек попал в противоречивую ситуацию.

С одной стороны, уретральный менталитет как был, так и остаётся, но вместе с этим новые ценности современного общества являются резко контрарными такому менталитету.

Основа всех свойств кожного вектора - это ограничения, которые абсолютно не могут быть восприняты в уретральном менталитете. Любые законы, правила, предписания, являющиеся обязательными механизмами регуляции кожного общества, отторгаются русским характером, в основе которого неограниченный ничем уретральный менталитет.

Кожная фаза развития человечества, как и любая другая, является неизбежной для всех, в том числе и для русских. Судить о том, что она плохая или хорошая, было бы неверно. Она продолжается, и Россия также живёт в мире потребления, высоких технологий и закона. Где-то коряво, где-то по-своему, но мы научаемся-таки адаптировать ландшафт в таких странных для нас условиях. Это и есть развитие, движение вперёд, эволюция своего рода, преодоление препятствий.

Бескрайнюю степь невозможно оградить забором, это просто невозможно. Заставить вождя подчиняться - ещё более невозможно. Он скорее погибнет в смертельной схватке, но не склонит голову, тем более перед каким-то кожником, который по природе имеет ранг значительно ниже вождя. Такое поведение противоречит всей уретральной натуре. Плевать хотел он на какие-то кожные законы. Закон - это его слово! Так задано природой, так он ощущает себя и просто не может жить по-другому.

Его уретральные законы самые правильные, так как в их основе настоящее милосердие и справедливость без тени личной выгоды, только во благо стаи, по этой же причине они полностью противоречат логичным и рациональным кожным ценностям и не могут быть поняты.

Представители уретрального вектора, не получившие до окончания пубертата достаточного развития свойств, а часто наоборот, избиваемые дома и загоняемые в школьные рамки, бегут из дома в поисках своей стаи, которую находят на улице, среди беспризорников. Воспринимая мир враждебным, каким он был всё детство, они научаются защищаться от него и защищать свою стаю, живя по собственным законам и превращаясь в криминального авторитета.

Воровские законы при всей своей жестокости справедливы, но они справедливы для первобытного общества, для животной стаи и являются, собственно, проявлением архетипичной программы уретрального вектора.

В котором воспитываются чувства милосердия, справедливости и ответственности за других, воспринимает своей стаей весь социум и способен как никто другой привнести в него общественно полезные блага.

Представители западного кожного менталитета, находясь рядом с русскими, подсознательно ощущают свой более низкий ранг из-за имеющегося у нас уретрального менталитета. Он проявляется в любом случае, даже если речь идёт о человеке с кожным вектором, который, казалось бы, имеет все шансы гармонично вписаться в развитое общество потребления. Западный человек получает огромный стресс от того, как русские тратят деньги, ведь для него экономия - приоритет, рациональное логическое мышление во всём, в которое никак не вписываются уретральные привычки. Многих западных женщин покоряет страстная, щедрая русская натура, но вместе с этим настораживает необъяснимое поведение и алогичные жизненные решения, а мужчин унижает положение низшего ранга рядом с вождём, даже если все эти моменты не имеют яркого проявления в поведении.

Непонимание поведения русских за границей обусловлено особенностями национального характера, которые просто не могут быть поняты в кожном обществе из-за значительной отдалённости врождённых свойств. Только осознание собственной природы и качеств другого человека даёт возможность гармоничного общения с представителем любого вектора или менталитета, так как не бывает плохих или хороших векторов, всё зависит от уровня развития и степени реализации свойств каждого конкретного человека.

Общество с уретральным менталитетом - именно отсюда возьмёт своё начало следующая фаза развития человечества, в основе которой будет духовный альтруизм. Что нас ждёт, читайте в следующей статье.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »