Какие танцы в 20 веке. Танцы европейской программы. Предвестницы танца модерн

В течение 1830-х и 1840-х годов Романтичное движение привело к тому, что балетная сцена оказалась буквально переполнена духами природы, феями и сильфами. Культ балерины заменил культ танцора, последний и самый великий представитель которого был французским танцором итальянского происхождения Гаетэном Вестрисом (1729–1808). Методы женского танца были значительно улучшены. Длина юбки была сокращена еще более, а также были введены балетные туфли, которые позволили танцевать на пальцах ног. Балетмейстеры продолжали бороться за более выразительные движения и подчеркивание отдельных качеств своих танцоров.

Балет «Сильфида» (1836) как нельзя лучше продемонстрировал основной предмет романтического балета - борьбы между реальным миром и духовным миром. Эта тема была расширена в «Жизели» (1841) и «Ундине» (1843). На то время Париж и Лондон были законодателями вкуса, и именно в Лондоне в 1845 году прошла премьера «Pas de quatre» - бадетной постановки, для выступления в 4 актах которой французский балетмейстер Жюль Перро пригласил четырех самых великих балерин того времени: Мари Тальони (1804–84), Карлотту Гризи (1819–99), Фанни Черрито (1817–1909) и Люсиль Гран (1819–1907).

После этого Романтический балет быстро пошел на спад, по крайней мере в этих городах. Однако, в Копенгагене он продолжал процветать в начале 1860-х благодаря балетмейстеру Огюсту Бурнонвилю, репертуар которого был перенят Королевским датским Балетом во второй половине 20-го века. Россия в то время, благодаря хореографу французского происхождения Мариусу Петипа (1819–1910) и его российскому помощнику Льву Иванову (1834–1901) сумела создать всемирно известную собственную культуру балета. Изначально русские театральные традиции были тесно связаны с Парижем, но постепенно развивалась своя собственная балетная культура. Звездный час классического балета в царской России был достигнут в санкт-петербургских постановках, как «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895), музыку к которым сочинил Петр Ильич Чайковский, а также «Раймонда» (1898) Александра Глазунова (1865–1936). В то время как балет процветал в Санкт-Петербурге и Москве, он пошел на спад в Париже. Балерины начали появляться даже в мужских ролях, к примеру в «Коппелии» (1870).
19-й век также ознаменовался беспрецедентным увеличением путешествий и межкультурных влияний. На западной сцене благодаря этому появились много «экзотических» стилей танца. На выставки в Париже приезжали труппы из Индии и Японии, что вызвало живой интерес к народным и этническим танцам. Балерины Романтического балета гастролировали по всем европейским городам: от Милана и Лондона до Москвы. Австрийская танцовщица Фанни Элсслер в начале 1840-х совершила двухгодичную поездку по Северной и Южной Америкам. Великие балетмейстеры также ездили по всем городам. Язык танца стал настоящим способом международной коммуникации, ведь он не зависел ни от страны, ни от языка, на котором говорили в ней.

Танцы в США в 19 веке

В течение 19 века в Европе огромную популярность получили также другие танцевальные развлечения, которые были более «легкими», по сравнению с классическим балетом. В Париже на пик моды вышел женский канкан. Его безумная энергетика, задорность и флирт на грани фола стали настоящим откровением для публики. После 1844 года этот танец стал «фишкой» мюзик-холлов, ревю и оперетты. Этот жанр был развит композитором оперетты Жаком Оффенбахом (1819–80) и ярко изображен живописцем Анри де Тулуз-Лотреком (1864–1901).


В Лондоне в это время расцвели балетами Альгамбры и Имперский балет, которые главным образом ставили классические балеты на разнообразные тематики. Но самое широкое разнообразие танцев обеспечила Америка, в которой после войны на фоне патриотической волны после войны за независимость начали массово появляться разнообразные танцы на тематику свободы, а также возрождаться танцы эпохи колонизации Америки.
Отдельно нужно отметить ставшие популярными в Америке в 19-20 веках шоу менестрелей, феерии, бурлески и водевили. Они представляли слияние широкого ассортимента танца и театральных влияний, особенно почерпнутой от культуры чернокожих. Белые люди начали танцевать «черные танцы», при этом крася лица в черный цвет, а темнокожие мужчины отбеливали себе лица и танцевали танцы белых. В театральных постановках начали появляться всевозможные виды танца от завезенных из Европы балетов до совершенно аутентичных женских танцев местных индейцев, которые находились на грани стриптиза. Американские танцоры начали пользоваться хорошей репутацией как в Америке, так и в Европе. Балерина Огаста Мейвуд (1825–1876) была первой американский танцовщицей, которая начала выступать в Парижской Опере.

В течение 19-го века также наблюдалось огромное увеличение количества общественных танцевальных залов и других учреждений, связанных с танцами в быстро растущих городах Запада США. Здесь начали возрождаться исконно американские сельские танцы, очень быстрый тустеп, исполняемый под марши, и кекуок. Впервые Европа нашла в Новом Мире что-то новое, что можно было бы почерпнуть для своей танцевальной сцены. Также на то время существенно ускорился темп танцев, отразив, возможно, ускоряющийся темп жизни и большие социальные изменения века.

Танцы начала 20 века

В первые годы 20 - го века, до начала Первой мировой войны наблюдались две очевидные тенденции развития танцев. Как будто каким-то образом им стало известно о надвигающейся катастрофе, богатые общества Европы и Америки предавались развлечениям, одним из основных которых были такие быстрые танцы, как вальсы и галопы. В то же время, проводились попытки возродить такие средневековые танцы, как менуэт, гавот и павана, хотя получалось это довольно плохо. Тем не менее, почти никогда не наблюдалось такого неистовый поиска новых форм, такой радикальной смены значений, которые ранее принимались как что-то само собой разумеющееся, такого увлечения среди молодежи всех стран в индивидуальном выражении и более динамичном образе жизни. Все искусства находились глубоко под влиянием быстрого накопления открытий в физических и социальных науках, а также растущего осознания социальных проблем.

В целом, это было невероятно оживленное время для развития танца: никогда ранее не генерировалось столько новых идей и не привлекалось так много людей к танцам. Балет был полностью обновлен под руководством российского импресарио Сергея Дягилева (1872-1929). Балет вдохновил некоторых из самых выдающихся композиторов и художников того времени, став основной базой для большинства работ в танцевальном искусстве. Сторонники другого движения «за реформы современного танца» на базе танцев американской балерины Айседоры Дункан начали пытаться отойти от условностей, которые стали обязательными во время Романтического балета.

Особенно энергично это новое течение развивалось в Германии, где его экспрессионистские формы получили название Ausdruckstanz («экспрессионистический танец»). Бальные танцы были довольно сильно изменены посредством добавления в них свежих веяний из южноамериканских, креольских и африканских культур. После сильного роста популярности афро-американского джаза, весь дух и стиль социальных танцев изменился коренным образом и в последующие десятилетия они стали гораздо более свободными, спокойными и «интимными».

Наблюдалось также возобновление интереса к народным танцам, которые были самовыражением простых людей в прошлые века. Этому частично способствовали специальные общества фольклорных танцев, а также различные молодежные движения, которые видели, что эти танцы могут помочь в формировании новых общественных чувств. Новых высот популярности достигли театрализованные танцы всех видов, которые были образованы из стилизованных многовековых танцев Востока.

В 20-х годах 20-го века особую популярность приобретает танец чарльстон. Считается, что чарльстон (Charleston) имеет афроамериканские корни и «родом» он из города Чарльстон (Южная Каролина). Так ли это — доподлинно неизвестно. Ритм этого танца был настолько зажигателен, что весь мир стал танцевать чарльстон. Танец прижился не сразу, многие его движения даже считались неприличными, но со временем он приобрёл огромную популярность, в 1926г. режиссёр Эрнест Любич, снявший фильм «Это Париж», вставил в него грандиозный номер — «Бал-маскарад», где 2500 участников съёмки танцевали чарльстон.
Modern
В 30-х гг. на американском континенте и в Европе возникает волна новых танцев. Один из них — линди хоп (Lindi Hop). Этот бальный танец с подскоками получил своё название в честь знаменитого лётчика Линдберга, первым перелетевшего через Атлантику. Под влиянием джаза, линди хоп постепенно превращался в свинг, а темпераментные негритянские мелодии положили начало бугги-вугги. В Америке этот танец называли чаще джиттербаг (Jitterbag), на Британских островах — джайв. Сейчас мы знаем этот танец как рок-н-ролл. Сам же джиттербаг, объединив в себе движения линди хопа и чарльстона, дал предпосылки к возникновению диско (Disco), как танцевального стиля.

В начале 50-х в мире разразилась лихорадка рок-н-ролла. В 1954г. по европейским экранам прошли фильмы «Рок вокруг часов», «Семя насилия» с участием Билла Хейли, что способствовало росту популярности танца. К началу 60-х первая волна рок-н-ролла схлынула. Наступило время твиста, шейка, бита и др. танцев. Возвращение танца началось в 1968г., и было связано с творчеством «Биттлз». Начиная с 1974 -1975 гг., рок-н-ролл считается одним из модных и теперь называется современным спортивным танцем.
В 70-х гг. обретает популярность танец диско. Появление электронных инструментов не могло не сказаться на характере музыки и на манере исполнения. Настоящий бум диско вызвал вышедший на экраны в 1977г. фильм «Лихорадка субботнего вечера». В нём Джон Траволта танцует диско со всеми характерными для того времени элементами. В фильме «Слава» в 80-х годах диско на улице танцевали полторы тысячи человек. В нашей стране большой популярности стиля диско способствовали выступления балета телевидения ГДР«Фридрихштадтпалас». Сегодня движения диско используются практически всеми исполнителями эстрадных и современных танцев.
Чем богаче и разнообразнее становилась музыка с появлением новых электромузыкальных инструментов, тем больше возникало различных музыкальных направлений, а вместе с ними и различных стилей танца.
В конце 80-х — начале 90-х с появлением видео обретают популярность определённые стили. Творчество Майкла Джексона, который прослыл тогда королём поп-музыки и королём танца, дало начало новому виду исполнения — «а ля Джексон». Его самые известные клипы из альбомов «Триллер», «Бэд», использовал движения диско, брейка, хип-хопа.

Популярность латиноамериканских танцев породила такие массовые танцы как ламбада и макарена. Зажигательные мелодии с характерной манерой исполнения родили определённый набор движений, который и стал очень популярными танцами — ламбада и макарена.

Брейк (Break dance) и Хип-Хоп (Hip-hop) стили. Танец, который очень похож на брейк, был известен ещё во времена рабовладения. В Новом Орлеане его называли Kongo square dance. Это имя он получил от названия площади — Kongo square, на которой когда-то собирались рабы. Там они не только общались, отдыхали, но и соревновались в искусстве танца. Рабы были разных национальностей: африканцы, латиноамериканцы и др. Особую остроту соревнованиям придавало деление на «команды» по этническому признаку. Элементы акробатики в танце встречаются у многих народов. В брейке есть элементы африканских плясок, фрагменты бразильского боевого искусства рабов — «капоэйры», и многое др.

История самого брейка началась в 1962г. в Южном Бронксе. Основателем считается DJ Cool Herk. Он приехал в Бронкс с Ямайки и привёз с собой лучшие традиции кингстонских уличных танцев. Он же придумал в 1969г. термин «В-Воу» — от сокращённого «break boy», что означает «парень, танцующий брейк». Из толпы танцующих на площадку выходили лучшие из лучших танцоров и показывали своё мастерство. Так называемые «брейк бои».
Примерно в то же время, в 1969г. DJ Африка Бамбаата придумал термин «Hip-hop», как обозначение целой культуры молодого поколения. Он включал сюда не только танец, но и искусство читки текста под музыку (реп) и граффити (рисование на стенах с помощью баллончиков с краской).

В конце 60-х брейк существовал в виде двух танцевальных направлений: нью-йоркского акробатического стиля (нижний или брейкинг) и стиль лос-анжелесской пантомимы (верхний или «электрик-бугги»). С изменением музыкальных направлений изменяется и усложняется техника брейк танца. В 80-х гг. на экраны выходят фильмы о брейке и хип-хопе: «Wild Style», «Style Wars», «Beat street», «Graffiti Rock». Ещё через год театр балета Сан-Франциско открыл сезон гала-концертом из 46 брейкеров. Сотни брейкеров танцевали на закрытии Олимпиады в Лос-Анжелесе.

В Россию брейк пришёл в конце 80-х — фильмы «Как стать звездой», «Курьер» и др. Проводились фестивали брейк танца в Сочи, в Подмосковье и др. Затем мода на брейк утихла. В 1995 — 1997гг. брейк опять стал моден: более энергичный, изобилирующий акробатическими и силовыми элементами, быстрыми походками и прыжками брейкинг. Начали появляться Международные баттлы – соревнования команд.
Хот топ-техник (Hot top-techno) в переводе с английского сленга это техника горячего движения. Стиль появился в 70-х — начале 80-х годов. Сформировался под влиянием джаз-модерна и др. школ. Является уличным стилем танца, включает в себя элементы направлений диско, флэш, стритджаз. (Бонни М, Африк Симон, Милли Ванилли и др.)

Если внимательно посмотреть на современные стили и техники танцоров, легко можно увидеть в них движения, имеющие аналоги в народном танце. Каждый стиль, при формировании, впитывал в себя ту особенность, которая свойственна национальной среде или национальности исполнителя.
Нельзя говорить о том, что все стили танца уже окончательно сформировались. Каждый исполнитель, хореограф, постановщик всё время что-то привносят в них. Популярность танца обеспечивается исполнением большим количеством коллективов и отдельных танцоров. Огромное влияние на формирование многих стилей внесли профессиональные и уличные танцоры. Современный танец — это не только модный танец, но и танец улиц.

Современный танец является синонимом выражения — «популярный танец», «эстрадный танец». Современный танец может быть эстрадным, но не всегда эстрадный танец современен.

Термин «эстрадный танец» — это порождение светского искусствознания, отображает прежде всего, место, где вступает исполнитель. То есть не сцена театра, а площадка варьете или концертного зала. В понятие » эстрадный танец» входят и стилизации народных танцев, спортивные танцы, деми-классика, танцы в стилях бытовой хореографии, степ, в настоящее время на эстраде мы видим достаточно много постановок, решенных средствами джазового танца или танца модерн. Таким образом, понятие » эстрадный танец» объединяет достаточно много направлений хореографического искусства. Однако в настоящее время во многих университетах и институтах культуры и искусства открыты отделения именно «эстрадного» танца. К сожалению, ничего с этой терминологической путаницей сделать нельзя.

Подводя итог можно сказать, что в настоящее время существуют 4 основные СИСТЕМЫ танца; классический танец, модерн-джаз танец, танец модерн и народный танец. Это те направления танца, которые имеют свою историю, свою школу, свою систему подготовки исполнителей, свою лексику.

Одновременно существуют и развиваются направления танцевального искусства. К ним можно отнести бальный танец, степ, фламенко, социальный или бытовой танец.
Однако в последние годы наблюдается все больше микстовых танцевальных техник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти, прежде всего, что-то новое, необычное, вне зависимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством танцевальных техник — то процесс заимствования и соединения неизбежен. И в последние годы возник термин — CONTEMPORARY DANCE, направление танца, которое невозможно отнести к какому-либо стилю или системе. И это естественный процесс интеграции.

ЛИТЕРАТУРА:
1.«Танцы» Люси Смит, Москва «Астель» 2001г.
2.«Основы современного танца» С.С. Полятков, Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г
3. «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника» В.Ю.Никитин.
4. «Линия, уходящая в бесконечность: Субъективные заметки о современной
хореографии» Ю.М.Чурко, Мн.: Полымя, 1999. 224 с.

В 20-х годах 20-го века особую популярность приобретает танец чарльстон. Считается, что чарльстон (Charleston) имеет афроамериканские корни и «родом» он из города Чарльстон (Южная Каролина). Так ли это - доподлинно неизвестно. Ритм этого танца был настолько зажигателен, что весь мир стал танцевать чарльстон. Танец прижился не сразу, многие его движения даже считались неприличными, но со временем он приобрёл огромную популярность, в 1926г. режиссёр Эрнест Любич, снявший фильм «Это Париж», вставил в него грандиозный номер - «Бал-маскарад», где 2500 участников съёмки танцевали чарльстон.

В 30-х гг. на американском континенте и в Европе возникает волна новых танцев. Один из них - линди хоп (Lindi Hop). Этот бальный танец с подскоками получил своё название в честь знаменитого лётчика Линдберга, первым перелетевшего через Атлантику . Под влиянием джаза, линди хоп постепенно превращался в свинг, а темпераментные негритянские мелодии положили начало бугги-вугги . В Америке этот танец называли чаще джиттербаг (Jitterbag), на Британских островах - джайв . Сейчас мы знаем этот танец как рок-н-ролл. Сам же джиттербаг, объединив в себе движения линди хопа и чарльстона, дал предпосылки к возникновению диско (Disco), как танцевального стиля.

В начале 50-х в мире разразилась лихорадка рок-н-ролла. ^ В 1954г. по европейским экранам прошли фильмы «Рок вокруг часов», «Семя насилия» с участием Билла Хейли, что способствовало росту популярности танца. К началу 60-х первая волна рок-н-ролла схлынула. Наступило время твиста, шейка, бита и др. танцев. Возвращение танца началось в 1968г., и было связано с творчеством «Биттлз». Начиная с 1974 -1975 гг., рок-н-ролл считается одним из модных и теперь называется современным спортивным танцем.

В 70-х гг. обретает популярность танец диско . Появление электронных инструментов не могло не сказаться на характере музыки и на манере исполнения . Настоящий бум диско вызвал вышедший на экраны в 1977г. фильм «Лихорадка субботнего вечера». В нём Джон Траволта танцует диско со всеми характерными для того времени элементами. В фильме «Слава» в 80-х годах диско на улице танцевали полторы тысячи человек. В нашей стране большой популярности стиля диско способствовали выступления балета телевидения ГДР«Фридрихштадтпалас». Сегодня движения диско используются практически всеми исполнителями эстрадных и современных танцев.

Чем богаче и разнообразнее становилась музыка с появлением новых электромузыкальных инструментов, тем больше возникало различных музыкальных направлений, а вместе с ними и различных стилей танца.

В конце 80-х - начале 90-х с появлением видео обретают популярность определённые стили. Творчество Майкла Джексона, который прослыл тогда королём поп-музыки и королём танца, дало начало новому виду исполнения - « а ля Джексон» . Его самые известные клипы из альбомов «Триллер», «Бэд», использовал движения диско, брейка, хип-хопа.

Популярность латиноамериканских танцев породила такие массовые танцы как ламбада и макарена . Зажигательные мелодии с характерной манерой исполнения родили определённый набор движений, который и стал очень популярными танцами - ламбада и макарена.

^ Брейк ( Break dance ) и Хип-Хоп (Hip - hop ) стили. Танец, который очень похож на брейк, был известен ещё во времена рабовладения. В Новом Орлеане его называли Kongo square dance. Это имя он получил от названия площади - Kongo square, на которой когда-то собирались рабы. Там они не только общались, отдыхали, но и соревновались в искусстве танца. Рабы были разных национальностей: африканцы, латиноамериканцы и др. Особую остроту соревнованиям придавало деление на «команды» по этническому признаку. Элементы акробатики в танце встречаются у многих народов. В брейке есть элементы африканских плясок, фрагменты бразильского боевого искусства рабов - «капоэйры», и многое др.

История самого брейка началась в 1962г. в Южном Бронксе. Основателем считается DJ Cool Herk. Он приехал в Бронкс с Ямайки и привёз с собой лучшие традиции кингстонских уличных танцев. Он же придумал в 1969г. термин «В-Воу» - от сокращённого «break boy», что означает «парень, танцующий брейк». Из толпы танцующих на площадку выходили лучшие из лучших танцоров и показывали своё мастерство. Так называемые «брейк бои».

Примерно в то же время, в 1969г. DJ Африка Бамбаата придумал термин «Hip-hop», как обозначение целой культуры молодого поколения. Он включал сюда не только танец, но и искусство читки текста под музыку (реп) и граффити (рисование на стенах с помощью баллончиков с краской).

В конце 60-х брейк существовал в виде двух танцевальных направлений: нью-йоркского акробатического стиля (нижний или брейкинг) и стиль лос-анжелесской пантомимы (верхний или «электрик-бугги»). С изменением музыкальных направлений изменяется и усложняется техника брейк танца . В 80-х гг. на экраны выходят фильмы о брейке и хип-хопе: « Wild Style », « Style Wars », « Beat street », « Graffiti Rock ». Ещё через год театр балета Сан-Франциско открыл сезон гала-концертом из 46 брейкеров. Сотни брейкеров танцевали на закрытии Олимпиады в Лос-Анжелесе.

В Россию брейк пришёл в конце 80-х - фильмы «Как стать звездой», «Курьер» и др. Проводились фестивали брейк танца в Сочи, в Подмосковье и др. Затем мода на брейк утихла. В 1995 - 1997гг. брейк опять стал моден: более энергичный, изобилирующий акробатическими и силовыми элементами, быстрыми походками и прыжками брейкинг. Начали появляться Международные баттлы – соревнования команд.

Хот топ-техник (Hot top - techno ) в переводе с английского сленга это техника горячего движения. Стиль появился в 70-х - начале 80-х годов. Сформировался под влиянием джаз-модерна и др. школ. Является уличным стилем танца, включает в себя элементы направлений диско, флэш, стритджаз. (Бонни М, Африк Симон, Милли Ванилли и др.)
Если внимательно посмотреть на современные стили и техники танцоров, легко можно увидеть в них движения, имеющие аналоги в народном танце. Каждый стиль, при формировании, впитывал в себя ту особенность, которая свойственна национальной среде или национальности исполнителя.

Нельзя говорить о том, что все стили танца уже окончательно сформировались. Каждый исполнитель, хореограф, постановщик всё время что-то привносят в них. Популярность танца обеспечивается исполнением большим количеством коллективов и отдельных танцоров. Огромное влияние на формирование многих стилей внесли профессиональные и уличные танцоры. Современный танец - это не только модный танец, но и танец улиц.

Современный танец является синонимом выражения - «популярный танец», «эстрадный танец». Современный танец может быть эстрадным, но не всегда эстрадный танец современен.

Термин «эстрадный танец» - это порождение светского искусствознания, отображает прежде всего, место, где вступает исполнитель. То есть не сцена театра, а площадка варьете или концертного зала. В понятие " эстрадный танец" входят и стилиза­ции народных танцев, спортивные танцы, деми-классика, танцы в стилях бытовой хореографии, степ, в настоящее время на эстраде мы видим достаточно много по­становок, решенных средствами джазового танца или танца модерн. Таким обра­зом, понятие " эстрадный танец" объединяет достаточно много направлений хорео­графического искусства. Однако в настоящее время во многих университетах и ин­ститутах культуры и искусства открыты отделения именно "эстрадного" танца. К сожалению, ничего с этой терминологической путаницей сделать нельзя.

Подводя итог можно сказать, что в настоящее время существуют 4 основные СИСТЕМЫ танца; классический танец, модерн-джаз танец, танец модерн и народ­ный танец. Это те направления танца, которые имеют свою историю, свою школу, свою систему подготовки исполнителей, свою лексику.

Одновременно существуют и развиваются направления танцевального искус­ства. К ним можно отнести бальный танец, степ, фламенко, социальный или быто­вой танец.

Однако в последние годы наблюдается все больше микстовых танцевальных тех­ник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти, прежде всего, что-то новое, необычное, вне зависимости от лекси­ческой принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессио­нальные хореографы владеют множеством танцевальных техник - то процесс заим­ствования и соединения неизбежен. И в последние годы возник термин - CONTEM­PORARY DANCE, направление танца, которое невозможно отнести к какому-либо стилю или системе. И это естественный процесс интеграции.

Что танцевали в России в XIX-XX веках

Полька родом не из Польши, а из Чехии. Название танца происходит от чешского
«половина», так как ритмический размер польки — 2/4
Кадриль , 1805 год

«К началу XX века сложилась парадоксальная ситуация: танцевать теперь умели многие, но старые танцы уже не радовали и казались скучными. Хореографы старались как могли». bodhij вспоминает традиционные, импровизационные и даже «хулиганские» танцы, которые были популярны в России на рубеже XIX-XX веков.

В середине и почти до самого конца XIX века, бальная программа в России не отличалась большим разнообразием. Вальс, полонез, полька, кадриль, и еще несколько всем известных танцев. В качестве игр — мазурка и котильон, где, конечно, развлекались как могли. Не смотря на то, что к концу века техника танцев упростилась, все равно, бальные танцы оставались уделом высшего общества.

Все начало меняться в середине 1880-х годов, когда в программу учебных заведений стали добавлять обучение танцам, наряду с гимнастикой. Целью было не сколько научить всех десятку стандартных танцев, сколько дать возможность студентам переключиться между занятиями.

В результате, к началу XX века сложилась парадоксальная ситуация: танцевать теперь умели многие, но старые танцы уже не радовали, и казались скучными. Хореографы старались как могли, и составили огромное количество фигур котильона, мазурки, полонеза, а после кадрили стали делать гранрон — фигуры, которые распорядитель объявлял, а остальные исполняли, чаще всего, по-французски. Как следствие, распорядитель стал необходим, а танцорам пришлось вспоминать язык.

С языком было не очень хорошо, и появилось множество руководств, растолковывавших значение тех слов, что выкрикивал распорядитель (его еще называли дирижером). Некоторые, наиболее умелые, умудрялись вести танцы по-русски, но это было еще сложнее.

А танцы при этом становились все популярнее и доступнее, и наконец, вошли в каждый дом. Вместе с граммофонами и грампластинками, конечно. Стоимость граммофона в начале века была около 50 рублей, самая дорогая пластинка стоила 2,50. К 1913 году в Ярославле не было ни одного кафе, ресторана или кабака, где бы не стоял граммофон, что уж говорить о столице? И на пластинках была музыка со всего света. Отныне можно было послушать самые модные композиции просто дома — это была революция!

Музыка диктует танцевальную моду. Длинные танцы, рассчитанные на большие залы стали вытесняться простыми парными, которые можно было танцевать даже в небольшой комнате. Хореографы получили уникальную возможность: они стали составлять несложные танцы «на злобу дня», под популярные мелодии, и в музыкальных магазинах ноты этих мелодий продавались вместе с такими описаниями. Бум таких танцев пришелся как раз на 1900-1905 гг.

Сейчас нам известно более 70 таких танцев. Как и кто их учил?

Несколько таких танцев стали шлягерами, и их знали все. Это падекатр, конькобежцы (падепатинер), шакон, падеспань, помпадур и некоторые другие. В Москве — падеграс, но в столице о нем не слышали. Другие же — разучивались к какому-нибудь мероприятию и тут же забывались публикой. Бывало, что танцмейстер, чтобы «продвинуть» свой танец, подкупал студентов, они шли на какой-нибудь маскарад и там громко требовали, чтобы поставили именно этот танец. Публике становилось интересно, танец входил в моду, а танцмейстер получал учеников.

Разумеется, старые танцы тоже никуда не делись, и на балах довольно мирно сосуществовали с новыми. Вот пример, как могла выглядеть программа бала:

Полонез
Вальс
Падекатр
Вальс
Кадриль (Французская)
Вальс
Помпадур
Вальс
Шакон
Полька
Падекатр
Вальс

Все могло заканчиваться котильоном, но вообще, он уже выходил из моды. Можно закончить вальсом или полонезом. И главное! Главное! Появились «белые» танцы! Правда, их еще не называли «белыми», а просто говорили — «дамы приглашают!»

В 1903 году в Россию приходит американский танец Кекуок. Неприличный и скандальный, он тут же становится безумно популярным. Конечно, на балу вы бы его не увидели, но в салонах, или маскарадах… Его можно было отвергать, над ним можно смеяться, но ничего с его популярностью сделать было нельзя — ведь его можно танцевать одной парой, под любую польку или марш. Попробуй, запрети!


Расцвет популярности как раз приходится на 1905, и уже в этом году звезда кекуока стала закатываться — в конце этого года в моду входит Матчиш! Еще более хулиганский, полностью импровизационный, да еще и можно обнимать даму как хочется! Вы выучили все движения кекуока? Используйте их в матчише!


http://www.livejournal.com/magazine/986849.html

Конец 19-го - начало 20 века отмечен разнообразием культурных и художественных явлений, стилей и направлений. Огромное влияние на мировое искусство оказывает афро-американская культура, прежде всего благодаря музыке и новым музыкальным жанрам и направлениям, таким как, джаз, блюз, регтайм. На основе новой музыки и африканских движений возникают новые танцы и танцевальные направления - «Шимми», «Блэк Боттом» , «Чарльстон», «Ту-степ»,«кейкуок» и др.

Все эти танцы объединяет легкость, непринужденность и, можно сказать, дурачество. На основе этих танцев в дальнейшем возникают новые танцевальные направления и подвиды. Например, появление некоторых видов профессионального бального танца – фокстрота, джайва и квикстепа, тесно связаны с танцами кейкуок, ту-степ, шимми (Shimmy ) и Блэк Боттом (Black Bottom). Стилистика танцев начала века 20 века встречается в балете «Золотой век» Д.Шостаковича, в оперетте «Баядера» И.Кальмана и в других спектаклях..

Постепенно джазовый танец обретает театральные формы, что приводит к появлению нового стиля - бродвейского джаза. Термин бродвейский джаз происходит от названия театра, расположенного на одноименной улице Нью-Йорка. Бродвейский джаз встречается, прежде всего, в мюзиклах, а также его можно увидеть и в кинематографе, в различных шоу и драматических спектаклях.

Большое влияние на развитие бродвейского джаза оказывает хореограф и режиссер Боб Фосс. Его фильмы «Кабаре», «Милая Чарити», «Весь этот Джаз» и др., а также танцы к ним, пользуются большим успехом и сегодня. Сюжет фильма-мюзикла «Милая Чарити» был создан на основе фильма Ф.Феллини «Ночи Кабирии». Боб Фосс раскрывает характеры людей из высшего общества, которым не свойственен духовный мир - им близок мир вещей и материальных ценностей. Эта идея передается через очень точные танцевальные движения, которые раскрывают характеры персонажей.

В начале 20 века также сформировались стиль модерн и свободный танец. Первой танцовщицей, выступившей против строгих форм классического балета, была американка Айседора Дункан. Ее танцы отличались свободой, легкостью и имели элементы древнегреческих поз и жестов. Гордон Крэг, английский режиссер, писал о ней: «Что в ней было кроме этого, никому никогда не удастся определить. Она была предтечей. Что бы она ни делала, все делалось с огромной легкостью - так, по крайней мере, казалось. Именно это придавало ей видимость силы. Она выпустила танец в наш мир в твердой уверенности, что творит великое и истинное»



Свободный танец получил развитие также благодаря американской танцовщице Рут Сен Дени и ее мужу актеру и хореографу Теду Шону. Рут Сен Дени выступала в экзотических костюмах с роскошными декорациями, что делало ее концерты более зрелищными. Среди ее постановок был балет "Радха" на музыку Л.Делиба (1906), в котором были использованы мотивы индийского храмового танца. Вот как она высказывалась о танце: « Я вижу Танец, как способ общения души с душой, через выражение всего того, что очень глубоко, очень тонко для передачи словами». В 1915 Рут Сен Дени совместно со своим мужем Тедом Шоном, организовали труппу «Денишоун» и школу танца в Лос-Анджелесе. В этой школе обучались многие ведущие представители фигуры танца модерн, в том числе Марта Грэхем, Дорис Хемфри и Чарльз Вейдман.

Отличительными особенностями танца и стиля модерн является отказ от прямых, классических линий и форм в пользу более естественных, «природных», а также интерес ко всему новому. Этот стиль был популярен не только в танцах, но и в живописи, скульптуре, архитектуре и даже в дизайне одежды и интерьере. Черты модерна можно встретить в творчестве Г. Климта, А.Мухи, Л.Бакста, А.Бенуа, М.Врубеля и др. Художники модерна черпали вдохновение из искусства Японии, Древнего Египта и других древних цивилизаций.

20 век - время расцвета русского балета. Балет «русских сезонов» Дягилева произвел настоящий фурор в Париже и во всем мире. Это был не просто балет, это было уникальное соединение хореографии, музыки, декораций и мастерства танцоров. В «русских сезонах» блистали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Серж Лифарь и др. В труппе «русских сезонов» происходит расцвет творчества хореографов Михаила Фокина, Леонида Мясина и др. Новаторские костюмы и декорации создавались художниками Бенуа, Бакстом, Серовым, Пикассо, а музыку к балетам написали Игорь Стравинский, Эрик Сати, Сергей Прокофьев, Клод Дебюсси и др.

«Русские сезоны» Пикассо. Костюм к балету «Треуголка»

Коко Шанель тоже сотрудничала с труппой Дягилева - она создала костюмы для балета «Голубой экспресс». Это были классические спортивные костюмы, полосатые свитеры и гольфы, теннисные туники. Естественно, «русские сезоны» были олицетворением всего нового, модного и прогрессивного и поэтому французская публика сходила с ума от восторгов и потрясений.

Балет «Голубой экспресс» Портрет Дягилева (художник В.Серов)

Сотрудничал с Дягилевым и выдающийся хореограф 20 века Джордж Баланчин. Он поставил для русских сезонов балеты «Аполлон Мусагет» на музыку Игоря Стравинского и «Блудный сын» на музыку Сергея Прокофьева. Оба балета прошли с успехом, но вскоре Джордж Баланчин оставляет «русские сезоны» и отправляется сначала в Лондон и Копенгаген, а позже в США. Совместно с Л. Керстайном, известным деятелем искусства, Баланчин создает американскую школу балета, а затем и профессиональный коллектив, сейчас всем известный под названием New York City Ballet. Здесь он ставит свои знаменитые балеты - «Серенада» на музыку Чайковского, «Кончерто барокко» на музыку концерта для двух скрипок Баха, «Симфония до-мажор» на муз. симфонии Бизе, «Блестящее аллегро» на муз. 3-го концерта для фортепиано Чайковского, «Караколь» на муз. Моцарта, «Эпизоды» на муз. Веберна и др. Баланчин внес огромный вклад в развитие традиций классического танца в Америке. Его балеты – это соединение классической хореографии с новой эстетикой поз, рисунков танца и музыкальных акцентов. Баланчин создал новый танцевальный стиль, «неоклассику», который стал близок многим хореографам - Джерому Роббинсу, Алексею Ратманскому, Бенжамину Миллепиеду и др.

Баланчин и его труппа. Фото Дуана Мичелса

На развитие русского (советского) балета в 20 веке оказал большое влияние хореограф и режиссер Ростислав Захаров. Балеты Захарова-это завершенные драматические произведения, грамотно выстроенные с точки зрения режиссуры. Особое внимание заслуживает балет «Бахчисарайский фонтан» на музыку Асафьева, в исполнении двух легендарных балерин - Галины Улановой и Майи Плисецкой. В балете противопоставляются властность и страстность Заремы (Плисецкая) с нежностью и духовной утонченностью Марии (Уланова). Характер двух противоположностей передается не только через актерское мастерство, но и через движения и позы, задуманные хореографом, а также через волнующую музыку Асафьева.

Балет «Бахчисарайский фонтан»

Галина Уланова и Майя Плисецкая

Огромный след в истории русского балета оставил великий хореограф Юрий Григорович. Его балеты «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Легенда о Любви» и др. составляют золотую коллекцию спектаклей Большого театра. Для балетов Григоровича характерны сила духа, масштабность, героизм, что отражается в хореографии, декорациях и музыке. Григорович сотрудничал с театральным художником Симоном Вирсаладзе, который оформил все его балеты. Больше внимание Григорович уделяет музыке. В его балетах передается не только содержание сюжета, но и содержание музыки. Он тесно сотрудничал с композиторами С.Прокофьевым, А.Мелиховым, А.Хачатуряном, Д.Шостоковичем и др. В.Ванслов отмечает удивительное единство музыки, хореографии и художественного оформления балетов Григоровича: «В спектаклях Ю.Н. Григоровича достигнут необычайно органический синтез искусств. Трудно назвать другие сценические создания, где музыка, хореография, изобразительное искусство, балетмейстерское и исполнительское мастерство оказывались бы в столь удивительном слиянии, как будто все проистекает из единого источника и вылилось у одного творца, словно на едином дыхании. Углубление синтеза искусств – пластических, сценических, любых других – это тоже одна из тенденций художественной культуры XX века».

В балетах Григоровича блистали Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Марис Лиепа, Наталья Бессмертнова и др., которые создали новые образы и новых героев в балете. Об этом пишет В.Ванслов: «В спектаклях Григоровича раскрылся и развился новый тип танцовщика-актера, умеющего воплощать глубокое драматическое и психологическое содержание в сложной танцевальной партии. Не техническая виртуозность вне образа и не образ вне танцевальной выразительности, а органический сплав актерского творчества с развитым и богатым танцем характеризует исполнительский стиль в балетах Григоровича».

Балет «Спартак»

Эскиз декораций к балету «Иван Грозный»

Масштабностью и глубиной хореографии отличаются балеты современного российского хореографа Бориса Эйфмана. Его балеты, созданные на основе произведений Толстого, Достоевского, Чехова и др., представляют собой настоящие произведения искусства. Балеты пронизаны глубокой философией, а Эйфмана называют «хореографом-философом». Хореографические позы, придуманные Эйфманом, можно сравнивать с картинами и скульптурами великих художников, а пластика имеет свой неповторимый стиль, соединяя классическую танцевальную основу с современными направлениями. Технические способности танцовщиков поражают и восхищают ценителей балетного искусства. «Эйфман-педагог (и в этом его заслуга не меньше, чем хореографа) воспитал новый тип танцовщика-универсала, который умеет все. Танцовщики Эйфмана парят в воздухе, словно лишенные земного притяжения. Они не знают границ во владении своим телом. Им по плечу самые сложные акробатические трюки и самые немыслимые па. В танце участвуют не только руки и ноги, но все тело. Балерины Эйфмана бескостны и бесплотны: в дуэтах они обвиваются вокруг партнера, как лианы; лихо отплясывают чарльстон, как заправские танцовщицы кабаре; встают на пуанты, и, потупив очи долу, плывут по сцене так, будто кроме "Лебединого озера" ничего сроду не танцевали» - пишет Белла Езерская.

Балет «Красная Жизель». Хореограф Б.Эйфман, на фото Вера Арбузова (Фото: Нина Аловерт)

Балет «Анна Каренина»

Особое внимание Эйфман уделяет кордебалету, о чем пишет Белла Езерская: «Эйфман создал редкий по синхронности, выразительности и отточенности каждого движения кордебалет. Массовки в его спектаклях приобретают то гротесковую заостренность как, например, в сцене демонстрации революционного плебса в «Красной Жизели», то скульптурную выразительность, как в "Реквиеме" Моцарта, то классическую завершенность, как в «Чайковском». Поражает финальная сцена балета «Анна Каренина», в которой артисты точно изобразили движение поезда, с помощью хореографии, а также изысканный и утонченный вкус хореографии, костюмов и декораций, присущий балетам Эйфмана.

Что касается западного балета, там, судьбу балетного искусства решали выдающиеся хореографы: Хосе Лимон, Джон Кранко, Ролан Пети, Морис Бежар, Иржи Килиан, Джон Ноймайер и др. Все они оставили свой уникальный след в истории, достучавшись до сердец зрителей через свои постановки и создав свой неповторимый и запоминающийся стиль танца, созданный на классической основе с добавлением современной хореографии.

Особое внимание, хотелось бы уделить творчеству Иржи Килиана. В его хореографии присутствуют легкость, точность поз и рисунка и невероятная музыкальность. Как писал Рудольф Нуриев, «Есть Иржи Килиан, у которого, я сказал бы, самые „золотые“ уши. Он превращает метафоры в движения: Килиан слышит музыку и видит движения». Часто его произведения наполнены юмором, озорством и ловкостью движений. Это можно увидеть в его постановках «Шесть танцев», «Симфония в ре», «День рождения» и др. В этом есть большое преимущество хореографа, ведь юмор нужен и необходим человеку и искусству. Есть место в творчестве и детскому балету «Дитя и волшебство» и серьезному драматическому произведению «История Солдата» на сложную музыку Стравинского..

Балет «Дитя и волшебство»

«Шесть танцев»

Возникшие во второй половине 20 века концепции постмодернизма оказали большое влияние на танцевальное искусство. Главной и единственной ценностью искусства постмодерна, считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, свобода мысли и творчества. Все это было свойственно и танцевальному искусству, вобравшему в себя основные принципы постмодернизма. Не имея ограничений и четких рамок, искусство постмодерна породило множество стилей и новых течений в искусстве. В танцах это контемпорари, контактная импровизация, хип-хоп танец, поп-дэнс, fly law и др.

Контемпорари дэнс связан с такими именами, как Роберт Данн, Анна Халприн, Симон Форти, Дэвид Гордон, Триша Браун, Стив Пэкстон, Дебора Хей, Люсинда Чайлдс и Мередит Монк и др. Началом постмодерна в танце следует считать деятельность Театра Церкви Джадсон (Judson Dance Theater). Театр Церкви Джадсон объединял группу танцоров-экспериментаторов, выступавших в Нью-Йорке в церкви Мемориала Джадсона в Гринвич Виллидж, в художественных галереях, музеях, начиная с 1962 г.

Новые танцевальные эксперименты были основаны на принципах импровизации и современной хореографии; на них оказали большое влияние композитор Джон Кейдж и хореограф Мерс Каннингем. Джон Кейдж увлекался дзен-буддизмом и отстаивал принцип случайности в творческом процессе.

Этот же принцип отстаивал и Мерс Каннингем, считая, что при сочинении композиций это позволяет избавиться от сюжета и стереотипных решений (хотя, на наш взгляд, отсутствие сюжета в хореографии - это упущение). Но в современном танце часто важен процесс создания танцев, а не результат.

Также, с театром Джадсон сотрудничал концептуальный художник Роберт Моррис: "Мы встречались с небольшой группой танцоров, живописцев, музыкантов, и поэтов по воскресеньям вечером и экспериментировали со звуком, светом, языком, и движением в мастерской. Это было моей первой причастностью с исследованиями, связанными с танцем. Когда я переехал в Нью-Йорк в 1961, эти занятия были все еще свежими в моем уме, поэтому открытое собрание Джадсона обратилось ко мне - хотя я не помню определенно, как и я стал сотрудничать с ними"(Р.Моррис).

Роберт Моррис, Лусинда Чайлдс, Стив Пакстон, Ивонна Райнер, Дебора Хай, Тони Холдер, Салли Гросс, Роберт Раушенберг, Юдифь Дунн и Йозеф Шлихтер.

Далее образовывались подобные группы, которые придерживались схожих принципов, такие как Grand Union, Living Theatre, Open theatre и др. Эти объединения тоже отстаивали идеи случайности, и часто процесс создания танцев был более важным, чем результат. Одним из членов группы, был Стив Пэкстон, создатель стиля контактной импровизации, идея которой лежит на спонтанном соприкосновении тел людей.

Стив Пекстон

Что касается танца хип-хоп, то он возникает в афроамериканских неблагополучных кварталах Нью-Йорка в конце 60х. Изначально хип-хоп культура и танец ориентировались на вечеринки и отдых (скретчированная музыка ямайских диджеев и речетатив), позже хип-хоп культура была проникнута агрессивно-вызывающими текстами социального рэпа, отражающего суровую действительность (гангста-рэп 90х) и постепенно просочилась в массы, отправившись в шоу-бизнес. Танец хип-хоп, соответственно, делится на old school (старая школа хип-хопа) и new style (новая школа). К старой школе относится popping, locking, breakdance, а новая школа представляет более комерческий хип-хоп с добавлением разнообразных стилей хореографии-- джаз-танец, контемпорари-дэнс, эстрадный танец и др. Для хип-хопа характерны свобода, ритмичность, обращенность движений в землю, а также расслабленность колен и качание корпуса, так называемый, «кач» Танец хип-хоп является очень популярным в наше время и его можно увидеть везде- в различных шоу, музыкальных клипах, перфомансах и т.д. Основанный на сложных трюках и акробатике, он является достаточно сложным в исполнении. Сейчас лучшими танцовщиками хип-хопа является танцевальный дуэт Les Twins, а также можно назвать французского танцовщика Дедсона и американского певца Криса Брауна.

Old-school hip-hop

Танцевальная культура 20 - начала 21 века чрезвычайно насыщена и разнообразна. Под влиянием новых музыкальных направлений и новых тенденций в искусстве, танец и хореография обогащались новыми стилями и направлениями. На протяжении века менялось восприятие, видение и подход к танцу и хореографии. Продолжает жить, развиваться и классический танец, обогащаясь современными движениями, сохраняя классический стиль и основу, заложенную многовековой историей. И это правильно, так как идти в ногу со временем можно и нужно, не забывая о своем прошлом.


Вывод:

Искусство хореографии многогранно и уникально. Хореография передает нам содержание и определенный смысл, заложенный танцором или хореографом, через таинственный и загадочный язык человеческого тела. Как говорила Марта Грехем, «Танец - это тайный язык души» и «тело говорит о том, о чем слова сказать не могут».

Во время исследования, мы проследили, как танец видоизменялся на протяжении многовековой истории, какие приобретал особенности и какую роль играл в жизни людей. Каждый период истории, оставил свой уникальный и неповторимый след в искусстве танца. Танец всегда объединял людей, служил способом общения людей друг с другом, а также средством самовыражения и энергетического возобновления. Балетмейстер Алла Рубина рассказывает об этом: «Танец - это самовыражение. То есть, человек выражает себя, свои мысли, свою жизнь и понимание жизни через танец. Это познание красоты, самопознание, которое происходит как и у танцующих, так и у тех кто смотрит… Когда ты танцуешь, ты накапливаешь энергию, обновляешься. Любое движение - это возобновление энергетического поля. Это чисто медицинская функция…»

Танцевальный спектакль не возможен или очень обедняется без сценографии, костюмов и музыки. На протяжении истории, танец, а позже балет был тесно связан с музыкой и изобразительным искусством. Ж.Ж.Новер определил важные составляющие балетного спектакля: «Сцена, если так можно выразиться,- это тот холст, на котором запечатлевает свои мысли балетмейстер; надлежащим подбором музыки, декораций и костюмов он сообщает картине ее колорит, ведь балетмейстер - тот же живописец». О взаимосвязи музыки и танца пишет и В.Ванслов: «Возникновение танца было бы невозможно, если бы на помощь пластике не приходила музыка. Она усиливает выразительность танцевальной пластики и дает ей эмоциональную и ритмическую основу». Все это свидетельствует о том, что хореография - это синтетический вид искусства, объединяющий несколько видов искусств.

Танцевальное искусство все время обогащается и движется вперед, впитывая в себя все основные настроения общества, а также отражая важные исторические события, социально-культурную и политическую жизнь. Мне было интересно проследить за процессом развития танца, расшифровывая его смысл и значение на протяжении истории.

Список использованной литературы:

1. Туано Арбо «О танце и музыке»

2. В. Ванслов « О музыке и балете»

3. Ю.Бахрушин «История русского балета»

4. Вера Красовская « История западного балета»

5. С. Худеков «История танца»

6. Танец «Модерн» http://www.ortodance.ru/dance/style_modern1

7. В.Ванслов "Балеты Григоровича и проблемы хореографии" http://bolshoi-theatr.com/articles/596/part-2/

8. Хип-хоп http://vsip.mgopu.ru/data/2401.htm

9. Лукиан «Трактат о танце»

10. Энциклопедия балета http://www.krugosvet.ru/