Литература - культурный мир башкортостана. Проблемы изучения башкирской литературы

1

Башкирские ученые-литературоведы делят историю развития башкирской литературы делят на восемь основных этапов. Такая концепция этапов была разработана в 80-х годах ХХ века башкирскими учеными-литературоведами. Эта концепция этапов развития башкирской литературы не утратила свою значимость и в настоящее время. Однако литературоведение не стоит на месте, и есть необходимость в некоторой конкретизации и обновления этой концепции с высоты XXI века. Развитие башкирской литературы следует делить, как и прежде, на восемь этапов и обозначить следующим образом: 1. Древняя башкирская литература (с древнейших времен до XII века). 2. Башкирская литература булгарского периода (XII – середина XIII веков). 3. Башкирская литература кипчакского периода (середина XIII – первая половина XVI веков). 4. Башкирская литература Российского периода (середина XVI века – XVIII века). 5. Башкирская литература первой половины XIX века (1800-1860 гг.). 6. Башкирская литература второй половины XIX века (1860-1900 гг.). 7. Башкирская литература начала ХХ века (1900-1917 гг.). 8. Башкирская литература советского периода и новейшая литература (1918-2010 гг.). Последний этап делится на четыре периода: 1917-1941 годы – период становления и формирования башкирской советской литературы; 1941-1957 годы – башкирская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет; башкирская литература 60-х и 70-х годов ХХ века (1957-1980 гг.); башкирская литература 1980-2010 гг.

башкирская литература

культура

письменная литература

1. Вахитов А. Жанр и стиль в башкирской прозе. – Уфа, 1982.

2. История башкирской литературы. В 6-и т. Т. 1. – Уфа: Китап, 1990.

3. История башкирской советской литературы. –М: Наука, 1977. –528 с.

4. Кильмухаметов Т. Поэтика башкирской драматургии. – Уфа% Китап, 1995. – 336 с.

5. Харисов А. Литературное наследие башкирского народа. XVIII–XIX века. – Уфа, 1965. – 378 с.

Истоки башкирской литературы начинаются с устного народного творчества. Дошедшие до нас древние кубаиры (эпосы) «Урал батыр», «Акбузат» и другие эпические памятники подтверждают, что уже в древнюю эпоху у башкир была достаточно развита художественная мысль. Дальнейшее развитие устного народного творчества, особенно эпических памятников, дало мощный толчок развитию письменной башкирской литературы.

Башкирские ученые-литературоведы историю развития башкирской литературы делят на восемь основных этапов. Такая концепция этапов была разработана в 80-х годах ХХ века группой ученых Института истории, языка и литературы Башкирского научного центра Уральского отделения Академии наук СССР. В 1990 году под руководством известного башкирского ученого-литературоведа Гайсы Хусаинова был издан первый том литературно-художественного издания «История башкирской литературы» (всего VI томов). В начале этого издания и излагаются этапы развития башкирской литературы.

Такая концепция этапов развития башкирской литературы не утратила свою значимость и в настоящее время. Однако литературоведение не стоит на месте и требует некоторой конкретизации и обновления данной концепции. Историю развития башкирской литературы ученые анализировали, в основном, согласно советской идеологии, которая укоренилась в идеалах нескольких поколений ХХ века. Из шести томов «Истории башкирской литературы» четыре посвящены советскому периоду, и лишь два тома анализируют башкирскую литературу с древнейших времен до 1917 года. Поэтому, принимая предложенные башкирскими советскими учеными этапы развития башкирской литературы, не принижая их значимость для башкирского литературоведения, мы предлагаем внести некоторые уточнения в периодизацию башкирской литературы с высоты XXI века.

Развитие башкирской литературы следует делить, как и прежде, на восемь этапов и обозначить их следующим образом.

1. Древняя башкирская литература (с древнейших времен до XII века). Письменная литература башкир, как и у многих тюркских народов, берет свое начало с Орхоно-Енисейских двух дастанов (поэм) VII-VIII веков. Эти поэмы были написаны на скалах и отдельных камнях, прославляли историю I и II Тюркских Каганатов, а также Тунюкук, Культигин и Билге каганов. К данному периоду можно отнести другие общетюркские литературные произведения VII-XI веков: «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни, «Дивану лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари, «Хибат аль-хакикат» Ахмеда Ягнуки. Это ранние истоки и поэтических традиций. Эпические произведения «Угызнамэ», «Алпамыша» и др. отражают самобытную культуру башкирского народа в первом тысячелетии нашей эры.

2. Башкирская литература булгарского периода (XII - середина XIII веков). Здесь большое влияние на литературу Урало-Поволжья оказала развитая культура Волжской Булгарии. Появляются произведения в жанре таварих, кисса, дастан, ривайет, хикайет и др. Особняком стоит поэма «Кисса-и Юсуф» Кул Гали. «Зухра и Алдар» является башкирским хикейет, который отражает башкирско-булгарские связи той эпохи. «Бушман Кипчак», «Акман-Тукман» и ряд других эпических памятников посвящены борьбе башкир против захватчиков Золотой Орды.

3. Башкирская литература кипчакского периода (середина XIII - первая половина XVI веков). Данный период некоторые ученые делят на два этапа, что, скорее всего, соответствует логике развития истории и литературы. Они к кипчакскому периоду относят вторую половину XIII века и полностью XIV век. XV век и первая половина XVI века обозначены как ногайский период башкирской литературы.

Здесь прослеживаются единый процесс и постепенная дифференциация национальной литературы и общетюркского литературного потока, особенности развития и взаимосвязи изустной и письменной литературы башкир, сложения жанров и формирования поэтических форм.

Башкирская литература этого периода представлена творчеством известных йырау Хабрай, Асан-кайгы, Казтуган, Шалгыйыз, кубаирами «Идукей и Мурадым», «Мэргэн и Маянхылу», ривайет «Последний из Сартаево рода», творчеством суфиев, произведениями в жанре таварих, кисса, газель, рубаи и др.

Многие общетюркские эпические памятки, которые являются классикой тюркской литературы (поэмы «Хусреу и Ширин» Кутуб, «Мухаббатнамэ» Харезми, «Жумжумэ султан» Хусам Катиб, «Гульстан бит-тюрки» и «Сухеил и Гулдурсун» Сайф Сараи и др.), достаточно сильно повлияли на развитие художественной мысли башкир периода XIII - XVI вв.

4. Башкирская литература Российского периода (середина XVI века - XVIII век). Добровольное присоединение башкир к Русскому государству в середине XVI века является переломным моментом в социальной и культурной жизни народа. Меняется и башкирская литературная мысль, она становится более демократичной.

Башкирские сэсэны (сказители) первыми отразили в своих произведениях - кубаирах - присоединение к Росии и прославляли мудрое историческое решение башкирского народа. В дальнейшем творчество сэсэнов сыграло неоценимую роль в развитии всей башкирской художественной мысли данного периода. Сэсэны Кубагуш, Карас Еренсэ, Баик Айдар известны не только своими произведениями, но и как мудрецы, народные философы, педагоги, историки и хранители башкирского изустного народного творчества.

Башкирские шежэрэ были не только родословными, но и имели форму литературного произведения. В основном они отражали события, происходившие в башкирском крае, переломные исторические моменты в жизни народа, прославляли героизм батыров в различных жанрах того времени. Шэжере племени Карагай-Кипчак написан в форме прозаического эпоса, щежере племени Усергэн - в стихотворной форме, в стиле кубаира, шежэрэ племени Ялан Бурзян - в стиле письма и т.д.

Неотъемлемой частью этого литературного периода являются таварих и хикейет. Данные жанры берут свое начало еще в раннем средневековье, но здесь они пропитаны местными мотивами и национальным своеобразием.

Особую роль в развитии художественной мысли имеют сейехетнамэ и хажнамэ. Они написаны во время путешествий по странам, в основном - во время хаджа в Мекку или путешествий торговцев в различные страны. Первый башкирский сейехетнамэ, дошедший до нас, относится к концу XVIII века. Самым объемным и значимым сейехетнамэ является «Исмагил ага сейехете», написанный торговцем Исмагилом, который с 1751 года 30 лет путешествовал по многим странам и вернулся на родину.

С XVII века начинают развиваться публицистические жанры. Официальные письма башкир царям Русского государства, челобитные, наказы известны не только как официально-деловые документы, но и как произведения художественно-публицистического стиля. Среди них особенно выделяется письмо Батырши - идеолога башкирского восстания 1755-1756 годов - своим публицистическим пафосом, социально-историческим содержанием, документальностью и художественным очертанием.

Большое количество официально-публицистических произведений дошло до нас со времен Пугачевского восстания. Это переведенные на башкирский язык манифесты и указы Е.Пугачева, распространенные среди народа письменные воззвания, речи, призывы башкирского предводителя восстания Салавата Юлаева к борьбе.

Творчество местных поэтов-суфиев Габрахима Усмана и Мауля Кулуй играло немаловажную роль в развитии суфийской литературы всего Урало-Повожья. Поэзия поэта-импровизатора и героя башкирского народа Салавата Юлаева является самой яркой лирикой XVIII века. Поэт и ученый Тажетдин Ялсыгул аль-Башкорди внес огромный вклад в развитие башкирской литературы конца XVIII века.

5. Башкирская литература первой половины XIX века (1800-1860 гг.). Такое деление носит условный характер в связи социально-экономическими переменами в обществе, которые привели к реформам в 60-х годах XIX века.

В этом периоде сохраняются до этого устоявшиеся литературные традиции. Возникновение и становление периодической печати, издание печатных многотиражных книг, резкое увеличение количества типографий в Урало-Поволжье сильно повлияло на литературную жизнь в Башкортостане. Существовавшие до этого в рукописном варианте многие книги и произведения стали распространяться повсеместно в печатных книгах и журналах, что вызвало массовый интерес к художественной литературе среди башкирского населения.

Несмотря на технический скачок в области печати, изустная литература еще не утратила свою популярность среди народа. Многие эпические памятники, другие жанры фольклора являлись неотъемлемой частью художественной мысли башкир. В творчестве сэсэнов первой половины XIX века Ишмухамета, Буранбай-Яркея и др. прослеживается бережное отношение к устному народному творчеству - веками накопленному духовно-нравственному богатству и искусству слова.

В башкирской литературе XIX века мирно сосуществовали такие направления, как суфизм и просветительство. В произведениях известных башкирских поэтов-суфиев (Абделманих Каргалы, Хибатулла Салихова, Шамсетдин Заки) часто отражались просветительские мотивы и идеи.

Просветители и ученые Салихян Кукляшев, Мирсалих Биксурин и др. также внесли свой вклад в развитие башкирской художественной мысли той эпохи. Многие из них вели и преподавательскую деятельность в ведущих учебных заведениях края. Некоторые их ученики потом стали известными башкирскими писателями и поэтами.

6. Башкирская литература второй половины XIX века (1860-1900 гг.). Со второй половины XIX века под влиянием русской литературы интенсивно начинают развивться жанры, характерные для западной литературы: роман, повесть, драма, комедия и др. На современном этапе эти жанры хорошо прижились и мирно сосуществуют, обогащая башкирскую литературу славными традициями Востока и Запада. Поэтому башкирская литература вправе считаться очень богатой в этом плане.

Отличительной чертой литературы второй половины XIX века является становление и развитие метода просветительского реализма. Самыми яркими представителями просветительского реализма являются башкирский поэт Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, Риза Фахретдинов. Своими произведениями, научно-методическими трудами и преподавательской деятельностью они повсеместно продвигали идею просветительства.

В этот период ещё достаточно произведений суфийского направления. Особенно ярко выражены идеи суфизма в творчестве Гали Сукуруй, хотя он написал немало произведений и научных трудов реалистического и просветительского характера.

Поэзия данного периода представлена поэтическими произведениями М.Акмуллы, Г.Сукуруй, М.Уметбая, Нугмана, Хуснияра, Сулеймана, проза - повестями и рассказами Р.Фахретдинова, З.Хади, сейехетнамэ - Г.Сукуруй и др. Драматургия в основном существовала в рукописных вариантах. Судя по дошедшим до нас рукописным вариантам пьес, можно сказать следующее: по объему они были небольшими, преобладали комедии, во многих случаях не указаны авторы.

7. Башкирская литература начала ХХ века (1900-1917 гг.). В центре башкирской литературы начала XX века - проблемы формирования критического реализма, проявления романтического направления, обогащения жанровых и стилевых форм.

Здесь на литературную арену приходит новое поколение поэтов, прозаиков и драматургов, которые поднимают башкирскую литературу на другой уровень развития.

Поэтические произведения Мажита Гафури, Сафуана Якшыгулова, Даута Юлтыя, Шайхзады Бабича вошли в золотой фонд башкирской поэзии. В прозе наибольшую известность получили рассказы и повести Авзала Тагирова, Мажита Гафури, Закира Хади, Зыя Уммати, Кабира Туйкина, Мухамметхади Сагди, Ахнафа Исянбердина, Файзи Валиева, Булата Рафики. Начинает бурно развиваться башкирская драматургия. Этому поспособствовал массовый жгучий интерес населения к новому представлению - к театральному искусству, вследствие чего в крае возникли многочисленные полупрофессиональные театральные труппы, как «Ширкат», «Саяр» и др. Для этих театральных трупп остро не хватало пьес, так как кроме переведенных на башкирский язык классических зарубежных и русских драм, нужны были постановки спектаклей с местным башкирским колоритом. Пьесы «Студенты» («Шакирды») Авзала Тагирова, «Жертвы общества» «Герои отчизны» Фазыла Туйкина, «Братья Галимовы» Габдеррауфа Ниязбаева, «На войне» Гиляжа Гумерского, «Салават батыр» Фаткелкадира Сулеймана (Абдулкадир Инан) и др. были написаны на этой волне и получили широкую популярность среди башкирского населения.

8. Башкирская литература советского периода и новейшая литература (1918-2010 гг.). Данный период изучен многими башкирскими литературоведами, и предлагаются различные варианты деления этого этапа на периоды. Логичнее всего разделить период на четыре периода:

1917-1941 года - период становления и формирования башкирской советской литературы;

1941-1957 года - башкирская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет;

Башкирская литература 60-х и 70-х годов ХХ века (1957-1980 гг.);

Башкирская литература 1980-2010 гг. (новейшая литература).

1917-1941 гг. Данный этап включает годы гражданской войны, двадцатые и тридцатые годы. В башкирской литературе 20-х и 30-х годов ХХ века поэзия, проза и драматургия представлена творчеством виднейших писателей национальной литературы - Мажита Гафури, Даута Юлтыя, Гайнана Хайри, Авзала Тагирова, Тухвата Янаби, Имая Насыри, Али Карная, Сагита Мифтахова.

1941-1957 гг. Вторая половина ХХ века (современная башкирская литература) считается рассветом башкирской литературы. Башкирская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет является достаточно сложной в плане развития художественной мысли в связи с политической обстановкой в стране. На данном этапе проза, поэзия, драматургия, а также детская литература, критика и литературоведение были подвергнуты строжайшей цензуре. Тем не менее литература развивается, что подтверждает творчество Мухаметши Бурангулова, Рашита Нигмати, Гарифа Гумера, Баязита Бикбая, Ханифа Карима, Сагитта Агиша, Салиха Кулибая, Кирея Мергена, Кадира Даяна и др.

Башкирская литература 60-х и 70-х годов ХХ века. Здесь огромное литературное наследие выделяется, прежде всего, жанровыми разновидностями, богатством тем и творческим потенциалом литераторов. Этот период характеризуется глубокими изменениями в общественно-политической жизни страны, в духовном обновлении личности, что нашло отражение в эстетическом восприятии действительности, в сложных процессах литературного развития. Многие произведения Хадии Давлетшиной, Мустая Карима, Зайнап Биишевой, Назара Наджми, Анвара Бикчентаева, Акрама Вали, Диниса Исламова, Яныбая Хамматова, Фарита Исянгулова, Хакима Гиляжева, Муссы Гали, Ибрагима Абдуллина, Нажипа Асанбаева, Рами Гарипова, Рашита Назарова, Азата Абдуллина и др. стали классикой башкирской литературы и получили известность во всей стране.

Башкирская литература 1980-2010 годов. Этот период характеризуются большими переменами в общественной и духовной жизни народа, дальнейшим обогащением национальной культуры, одновременно - переоценкой духовных ценностей и, как следствие переходного периода, - возрождением тенденций критического реализма. На волне перестроечных и послеперестроечных лет бурно развивается проза, поэзия, драматургия, литературоведение и критика. На современном этапе произведения Ахияра Хакимова, Булата Рафикова, Рашита Султангареева, Нугмана Мусина, Катибы Кинзябулатовой, Гульфии Юнусовой, Равиля Бикбая, Наиля Гаитбая, Флорида Булякова и многих других внесли свой вклад в развитие башкирской литературы.

Таким образом, эволюция литературы тесно связана с социально-историческими событиями и духовной жизнью народа. Этапы литературы отражают историю и являются неким зеркалом его культурного и духовного развития.

Рецезенты:

Хасанов Р.Ф., д.фил.н., профессор кафедры русской и зарубежной филологии Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск;

Аитов В.Ф., д.фил.н., профессор кафедры русской и зарубежной филологии Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск.

Библиографическая ссылка

Фатхуллин А.А. ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ – ЗЕРКАЛО КУЛЬТУРНОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НАРОДА (ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16725 (дата обращения: 28.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 

Литература Башкортостана

Литература Башкортостана - литература многонациональной Республики Башкортостан.

«Милая моя земля, Реки сладкие, поля, Березняк и чернотал, В небо вздыбленный Урал, - Я одну мечту таю: Родину воспеть мою.

… Над просторами полян Мой Урал, мой великан! Все же я не одинок: Чуть повеет ветерок, Принесет он вести мне О родимой стороне, О знакомых тех местах, О медвяных родниках, О земле, где к небу встал Мой красавец, мой Урал, Он приносит вести мне.»

"Салават Юлаев. «Родная страна»"

Художественная литература

История

Писатель М. Акмулла

Источники башкирской литературы - древнетюркские письменные памятники типа орхоно-енисейских надписей и рукописные произведения XI века на языке тюрки («Дивану лугат ат-тюрк» М. Кашгари, «Кутадгу билик» Ю. Баласагуни).

Созданию башкирской письменной литературы предшествовало устное народное творчество. У башкир был богатый фольклор. В произведениях устного народного творчества были отражены взгляды древних башкир на природу, их житейский опыт, нравственные идеалы. Жанровый состав произведений разнообразен: эпос и сказка, легенды и предания, загадки, песни (обрядовые, эпические и лирические), байты, мунажаты, газель , мадхия, касида, дастан . По типу и жанрам Башкирская литература изначально складывалась как восточная литература.

Эпосы, исторические и бытовые песни, сказки и легенды передавалась в устном виде. С начала 19 века произведения стали записывать и публиковать (преимущественно русские учёные).

К устному народному творчеству относятся стихи Салавата Юлаева (1754-1800). Писатели 18-19 веков Т. Ялсыгул , Ч. Гали (М. Г. Кииков), Ш. Я. Заки «Слова-жемчужины» («Дурр аль-калам»), Г. Салихов создавали в основном духовную поэзию, связанную с религиозным сознанием. Просветительские идеи нашли отражение в сочинениях писателей и учёных 2-й половины 19 века: М. К. Акмуллы (Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович), М. Уметбаева, М. Бикчурина и др. Своеобразие религиозного просветительства проявлялось в отношении решения социальных проблем. В сочинениях Р. Фахретдинова («Асма», «Салима», «Семья», «Наставления») осуждается корыстолюбие, невежество. Согласно его выводам безнравственные поступки бывают присущи и богатым людям. Тем самым реформаторы пытались укрепить веру народа в добрых аристократов, баев и священнослужителей.

В отличие от религиозных деятелей башкирские просветители-демократы Мухаметсалим Уметбаев (1841-1907), Мифтахетдин Акмулла (1831-1895), Мажит Гафури (1880-1934), Шайхзада Бабич (1890-1919), Даут Юлтый (1893-1938) обнажали остроту социальных проблем, для них был неприемлем путь сглаживания противоречий.

В начале XX в. (1906 г.) в Башкортостане появилась национальная татарская печать, сначала в Оренбурге (журналы «Шура», «Дин вэ мэгишэт», «Чукеч»), потом в Уфе (газета «Тормыш», 1913-18) . Появились крупные произведения с оригинальными сюжетами: «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», сказания о животных «Кара-юрга» («Вороной иноходец»), «Акхак-кола» («Хромой Саврасый»), «Конгур-буга» («Бурый бык») и др.

Много произведений о Башкирии создано русскими писателями XIX-ХХ в - А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым (неоконченный роман Вадим), С. Т. Аксаковым, В. И. Далем, Д. Н. Маминым-Сибиряком, П. М. Кудряшевым, М. Л. Михайловым, П. М. Кудряшевым, В. С. Юматовым, В. С. Лосиевским, М. Л. Михайловым, М. В. Авдеевым, Анатолием Рыбаковым (роман «Прах и пепел»). В них отражены история и культура башкирского народа, его борьба против царизма и иноземных захватчиков. Исторический роман С. Злобина «Салават Юлаев» (1929) вошел в сокровищницу отечественной литературы.

Первыми башкирскими писателями и поэтами ХХ века были Ш. Бабич , Х. Габидов, Д. Юлтый, С. Мирасов, Иделхужин, Тухфет Янаби (Калимуллин), Г. Амантай, Зайни, Давлетшин и др. Печатались они в газете «Башкурдистан» с 1924года. В виде отдельных книг - с 1923 года.

Писатель Мажит Гафури

В начале ХХ века в литературе Башкирии также появились башкирские писатели Мажит Гафури , писатели - участники Гражданской войны: Гариф Гумер, Б. З. Ишемгулов, Тухват Янаби, Имай Насыри и др. В красноармейских газетах печатались первые произведения поэта-комсомольца Шамуна Фидаи, Ярлы Карима, публициста-большевика Ш. А. Худайбердина.

На сценах башкирских театров были поставлены: драма М. Бурангулова «Ашкадар» (1920) и музыкальная комедия драматурга и композитора Х. К. Ибрагимова «Башмачки» (1921), высмеивающая нравы буржуа и торговцев. В 1920 Д. И. Юлтый написал пьесу «Карагул» о борьбе башкирских трудящихся за свободу. В башкирской поэзии воплощались мысли и чувства человека труда, ставшего хозяином своей судьбы: сборники М. Гафури, С. Ф. Кудаша , Г. Гумера , Т. Янаби и др. В конце 20-х годов начали работать молодые писатели Сагит Агиш, Габдулла Амантай, Али Карнай, Рашит Нигмати, Мухитдин Тажи, Гайнан Хайри и др.; героями их произведений выступает молодёжь, комсомол, борцы за новую жизнь.

В переломной эпохе сформировались такие деятели башкирской культуры, как Заки Валиди, Абдулкадир Иман, Галимжан Тоган, Мухаметша Бурангулов. Заки Валиди (1890-1970) - лидер башкирского национального движения, один из создателей башкирской автономии, написавший сотни трудов по истории и культуре тюркских народов, в том числе и башкир. Абдулкадир Инан (1889-1974) -исследователь, вложивший немалый труд в тюркологическую науку. Мухаметша Бурангулов (1888-1968) - выдающийся башкирский фольклорист, благодаря неустанной деятельности которого удалось сохранить жемчужины башкирского эпоса.

В 30-е годы ХХ века в Башкортостане начался подъёмом башкирской литературы. Литература развивалась по пути соцреализма. Теме коллективизации посвящены повести и романы С. Агиша , Б. Г. Бикбая , Х. Л. Давлетшиной , А. Карная , С. Ф. Кудаша, И. Насыри, А. М. Тагирова , поэмы М. Г. Хая, Д. И. Юлтыя, драмы С. М.. Мифтахова. Рост промышленности в Башкирии, становление рабочего класса отражены в очерке А. Карная «Ишимбай». (1935), в повести А. М. Тагирова «Кровь машин» (1934), в стихах Р. Нигмати, К. Х. Даяна, С. Г. Кулибая. С поэтическими произведениями о рабочем классе выступили поэты Б. Х. Валид, Максуд Сюндюкле, М. Н. Марат и др. Большое развитие в литературе 30-х гг. получила тема Революции и Гражданской войны: романы А. М. Тагирова («Солдаты», ч. 1-2, 1931-33, «Красногвардейцы», 1934, и «Красноармейцы», 1936), Д. И. Юлтыя («Кровь», 1934), И. Насыри («Кудей», 1936), повести А. Карная, Х. Б. Мухтара, И. Насыри, Ч. Х. Ханова, Б. Х. Хасана и др. Развиваются юмор и сатира: повести С. Агиша, рассказы Г. К. Давлетшина, Б. З. Ишемгулова, Кирэя Мэргэна, Тухвата Янаби, стихи Г. Г. Амири. Широкое распространение получил жанр поэмы: «Шункар» (1936) и «Дитя» (1939) Гафура Саляма, «Прекрасные долины Ак-Идели» (1939) Р. Нигмати, «Страна победителей» (1935) Т. Янаби и др. Появились пьесы С. М. Мифтахова, Б. Г. Бикбая, К. Х. Даяна, Н. К. Карипа.

Поэт и писатель Мустай Карим

Во время Великой Отечественной войны развитие получила поэзия. Книги Т. Г. Арслана, А. М. Валеева, М. С. Карима , Х. К. Карима, Н. Н. Наджми, Р. Нигмати и других стали поэтической летописью войны. Образы героев фронта и тыла созданы в книгах С. Агиша («На фронт», 1943), К. Мэргэна («Башкиры», 1943, «Джигиты», 1944), С. Ф. Кудаша («В степях Дона», 1943), Г. Гумера («Рассказы деда Юлсуры», 1945) и др. На башкирской сцене ставились драмы Б. Г. Бикбая, К. Мэргэна, А. К. Мубарякова .

В послевоенные годы опубликованы: повесть С. Ф. Кудаша «Навстречу весне» (1952) - о дружбе поэтов Габдуллы Тукая и Мажита Гафури, его же книги воспоминаний «Незабываемые минуты» (1957), «По следам молодости» (1964); повесть Г. Гумера «Городок на волнах» (1951) - о труде плотовщиков, его же автобиографическая повесть «От порога к горнице» (1957). Большое развитие получил жанр романа. В романе Х. Л. Давлетшиной «Иргиз» (1957) изображена дружба и совместная борьба башкирских крестьян и русских рабочих. Прошлому народа посвящены романы: З. А. Биишевой «Униженные» (1959) , Я. Х. Хамматова «Золото собирается по крупицам». Романы С. Агиша («Фундамент», 1950), А. М. Валеева («Первые шаги», 1952), Б. Г. Бикбая («Когда разливается Акселян», 1956) рисуют социалистические преобразования башкирской деревни. Борьба за нефть в Башкирии показана в романах К. Мэргэна «На склонах Нарыштау» (1948-49) и А. Г. Бикчентаева «Лебеди остаются на Урале» (1956). Современникам посвящены романы А. М. Валеева «Майский дождь» (1957), «Цветок шиповника», Д. Ф. Исламова «Щедрая земля» (1959) и «Дорога Москвы» (1968), А. Г. Бикчентаева «Я не сулю тебе рая» (1963), Х. Г. Гиляжева «Солдаты без погон» (1964). Из поэтических произведений интересны стихи и поэмы Т. Г. Арслана , Ш. С. Биккулова, М. Г. Гали, Х. К. Карима, К. К. Киньябулатовой, С. Г. Кулибая, Н. Н. Наджми , Р. Нигмати, Г. З. Рамазанова, М. Сюндюкле.

В учебники вошли стихотворения поэта Рашита Саитбатталовича Назарова (1.11.1944 - 2006).

Значительны успехи башкирской драматургии. Хорошо известны драмы А. Х. Абдуллина , Н. В. Асанбаева , А. К. Атнабаева, Г. Г. Ахметшина, М. С. Карима, А. М. Мирзагитова, Н. Н. Наджми. Писалась и литература для детей. Появились повести З. А. Биишевой (1908-1996) , А. Г. Бикчентаева, Р. Б. Габдрахманова, Ф. А. Исангулова, М. С. Карима, К. Мэргэна.

XXI век

...«Превыше счастья нет для человека - В согласии жить, крепить покой и мир. Уже четыре с половиной века Идем мы вместе - русский и башкир».

Александр Филиппов

В башкирскую литературу влились молодые литераторы: поэты Р. Г. Бикбаев Р. Я. Гарипов, А. Х. Игибаев, М. Н. Каримов, Я. Кулмый, Ф. А. Рахимгулова , Р. А. Сафин, Р. Г. Хакимов, прозаики И. Г. Гиззатуллин, Г. Г. Ибрагимов, В. М. Исхаков, Н. С. Мусин и др.

В республике успешно работают поэты, пишущие и на русском языке. Народным поэтом Башкортостана стал Филиппов, Александр Павлович (1932-2011) - выдающийся русский поэт, прозаик и переводчик.

В Башкортостане и о Башкортостане много пишут русские писатели Республики, уроженцы Башкортостана - Ю. Андрианов, Р. Ахмедов, М. Гафуров, А. Кузнецов, Р. Паль. Литературную деятельность с «малой родиной» связали писатели А. Генатулин , В. Герасимов, М. Карпова, М. Львов, В. Сорокин, переехавшие в Москву. Литераторы Г.Баннов, Д.Даминов, В.Денисов, А.Докучаева, Б.Павлов, В.Перчаткин, И.Слободчиков, И.Сотников, В.Трубицын, Г.Шафиков, родившиеся за пределами Башкортостана, переехали на постоянное жительство в Башкортостан и создают здесь произведения о своей «второй» родине .

Научная литература

В Башкортостане издается литература по приоритетным для республики научным направлениям: химии, медицине, математике, истории. Выходят научные журналы: «Вестник Академии наук Республики Башкортостан», «Атмосфера, Башкортостан», «Педагогический журнал Башкортостана», «Медицинский вестник Башкортостана», интернет журнал «Нефтегазовое дело» и др.

К выдающимся изданиям издательства «Башкирская Энциклопедия» последних лет относятся:

Энциклопедия Башкортостана в 7 томах, 2005-2011 год. Над энциклопедией работают большие коллективы ученых республики самых разных областей науки.

Академический толковый словарь башкирского языка в 11 томах , работа над которым предполагается до 2016 года. Над словарем работает коллектив ученых Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. Словарь многоязычен: толкование слов дается на башкирском языке с переводом на русский язык.

Салават Юлаев: энциклопедия (посвящается 250-летию Салавата Юлаева). 2004 год.

Башкортостан: краткая энциклопедия (на русском и на башкирском языках). 1996 год.

«Истории башкирского народа» в 7 томах. Авторы: Академий наук РБ, Уфимский научный центр РАН, Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН. Первый том рассматривает период с древнейших времен до IV века нашей эры, второй - с V до середины XVI веков, третий - со второй половины XVI до XVIII века, четвертый - XIX век, пятый - 1900-1940 годы, шестой - 1941-1985 годы, седьмой том - с 1985 года до начала ХХI века. Годы издания: 2009-2012.

Литературные журналы

Литературоведение

В Башкортостане развиваются также литературоведение и литературная критика. Изданы монографии, посвященные башкирской литературе и народному творчеству. В этой области работают А. И. Харисов, К. А. Ахмедьянов (Теория литературы) , М. Ф. Гайнуллин, С. А. Галин, Н. Т. Зарипов, Х. Ш. Зиннатуллина, А. Г. Кудашев, К. Мэргэн, Г. З. Рамазанов, С. Г. Сафуанов, А. Х. Хакимов, Г. Б. Хусаинов, М. Х. Мингажетдинов и др.

Большой вклад в литературоведение внес Тимергали Кильмухаметов (монографии «Драматургия Мустая Карима», «Драматургия и драматурги», «Сила народности», «Мухаметсалим Уметбаев: жизнь и творчество», «Поэтика башкирской драматургии». Статьи о жизни и творчестве С. Агиша, Б. Бикбая, Х. Давлетшиной, З. Биишевой).

Литературные премии

  • Премия имени Салавата Юлаева - высшая награда Башкортостана в области искусства (500 тыс. р.).
  • Премия им. Акмуллы за произведения литературы и искусства - учреждена Решением Миякинского районного Совета народных депутатов в 1980 году.
  • Республиканская молодежная премия в области литературы и искусства имени Шайхзады Бабича (50 тыс. р).
  • Литературная премия имени Назара Наджми - учреждена в 1998 году администрацией города Дюртюли и Дюртюлинского района. Присуждается деятелям литературы, сценического искусства, архитектуры и краеведения за особый вклад в развитие культуры района
  • Всеросийская литературная премия имени С. Т. Аксакова - учреждена в 1999 году Президентом Республики Башкортостан, Международным фондом славянской письменности и культуры, Союзом писателей России и Союзом писателей Республики Башкортостан.
  • Ежегодная литературная премия имени Мухаметши Бурангулова.

Учебные заведения

Башкирский государственный университет

Мастеров слова РБ готовят в высших учебных заведениях республики:

Литературные объединения

Литературные организации 20-х годов ХХ века: «Тулкын», «Башкирская Ассоциация пролетарских писателей» (БАПП).

Союз писателей Республики Башкортостан . (осн. 1934г). В союз входит 234 писателя РБ. Председатель правления Союза писателей Башкортостана, Риф Галимович Туйгунов (р.1946), поэт, заслуженный работник культуры РБ и РФ, лауреат премий имени Сергея Чекмарева и Фатиха Карима. Первым председателем правления был Афзал Тагиров. Жертвами Сталинских репрессий в 1937 году стали писатели Даут Юлтый, Афзал Тагиров, Тухват Янаби, Габдулла Амантай, Булат Ишемгула, Губай Давлетшин.

В союз писателей входят: Стерлитамакская писательская организация, Учалинская писательская организация, Сибайская писательская организация, Янаульская писательская организация, Кумертауская писательская организация.

Литературное объединение «Мелеузовские зори».

Литературное объединение УФЛИ (Уфимская литература).

Литературные музеи

Первоначально (с 1905 года) произведения башкирских авторов в периодических изданиях выходили на тюркском литературном языке. В 1910-х годах произошел переход на современный татарский литературный язык. В начале 20-х годов - переход на смешанный татаро-башкирский язык. С 1924 года произведния в периодике печатаются современном башкирском литературном языке.

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе

В Башкортостане чтут память великих поэтов и писателей РБ и России. Созданы музеи.

Башкирская литература - одна из тех молодых революционных литератур, которые возникли исключительно благодаря Октябрьской революции, создавшей новые общественно-экономические условия советского строя.

Башкиры вследствие тесной общественно-экономической и вообще культурной связи с татарами подпали под влияние татарской литературы. Для татар, изгнанных или бежавших из Казанского ханства и Золотой Орды после их падения, башкирские степи являлись удобным убежищем. Поселившиеся здесь татары превосходили в культурном отношении башкир и поэтому оказали влияние на их развитие. Открытие магометанского духовного собрания, во главе с мирзами-дворянами из татар (1789), в центре Башкирии благоприятствовало тому, что и башкирское духовенство усвоило религиозно-мистическую татарскую литературу. В XIX в. башкиры большей частью продолжают учиться в татарских медрессе. Учащиеся этих медрессе знакомились с произведениями на тюркском яз. (на тюркитель), т. е. с древней татарской литературой. Из этих медрессе вышли татарские писатели и поэты мистики, отсюда же вышли и некоторые башкирские писатели. Но последние писали на том же яз. древней татарской литературы. Тоджетдин Ялчегыл Оглы (1767–1838) составил на старом татарском яз. комментарий («Рисалэ-и-газиз», напеч. в 1850) к дидактической лирике «Сабатэль-Гаджизин» (напеч. в 1802) мистического поэта Средней Азии Суфия Аллаяра. На языке древней татарской литературы писали и после революции 1905. Так например Бабич (см.), подобно другим башкирским поэтам, писал почти все свои художественные произведения на татарском яз. и этим способствовал развитию новой татарской литературы.

В конце XIX и в начале XX в. в Башкирии начинает развиваться татарский торговый капитал. Это обстоятельство способствует усилению влияния татарской буржуазии. Башкирские учащиеся (шакирды) после революции 1905 начали поступать вместе с татарскими шакирдами в «джадидские» медрессе. Эти шакирды, следовательно и башкирская интеллигенция, все сильнее и сильнее подпадали под влияние татарской литературы и языка. Движение татарской буржуазии по пути пантюркизма породило подходящие и удобные условия для этого процесса. В первую революцию башкиры даже и не думали, чтобы на башкирском яз. могли появиться книги, журналы или хотя бы газеты. Но все же богатая башкирская народная поэзия оказывала заметное влияние как на форму, так и на содержание устной словесности и отчасти письменной художественной литературы татар. Так мелодии и ритм татарских песен заметно отражают на себе башкирское влияние.

Первые ростки башкирской художественной литературы показались в 1919, напр. стихи Бабича. Появившиеся затем Х. Габидов, Д. Юлтый, С. Мирасов, Иделхужин, Тухфет Янаби (Калимуллин), Г. Амантай, Зайни, Давлетшин и др. молодые революционные башкирские писатели и поэты - представители этой новой литературы. Периодическая печать башкир и после Октябрьской революции, с 1918 до 1924, несмотря на свои башкирские названия, была татарской по яз.; на башкирском яз. печатались только отдельные статьи. Все же в это время принимаются меры к изданию первой газеты на чисто башкирском яз. С 1924 выходит целиком на башкирском яз. газета «Башкурдистан». Б. художественная литература в виде отдельных книг начинает издаваться тоже в 1923–1924. Сами башкирские писатели считают 1924 - годом рождения Б. Л. и башкирского литературного яз., связывая его с изданием на чисто башкирском яз. газеты «Башкурдистан».

На первых порах в Б. Л. преобладала героическая лирика, подобно тому как это было в татарской и русской пролетарской литературе в первые годы революции. Художественная Б. литература проникнута пафосом романтического героизма, выражавшим восторг башкирского народа, его беззаветную веру в революцию, имея отчасти агитационно-дидактический характер. В этом отношении характерны стихи Х. Габидова «Уральские песни» и Т. Янаби, поющего о батраках и о деревенской бедноте, а также произведения некоторых других башкирских поэтов, причем они в своих произведениях к новому содержанию приспособляют старые формы и приемы, особенно формы народных песен. Здесь замечается также и влияние форм дореволюционной татарской литературы.

В Б. Л. - мало еще произведений, дающих образы и картины повседневного современного быта башкирского народа. В последнее время в башкирских журналах «Билим» и «Сэсэн» печатаются впрочем рассказы, изображающие народный быт. В лирике замечается то же явление. Большинство поэтов и писателей Б. Л. находится еще в первой стадии своего литературно-художественного развития. Несмотря на это, Б. Л. начинает выявлять довольно большое число талантливых писателей и усиленно растет.

Большинство произведений Б. Л. - пьесы, сюжет которых заимствован из старой башкирской жизни, из Б. народной литературы, сказок и легенд. Таковы: пьеса Мухамедша Бурангулова под названием «Ашказар» (издана в 1923), пьеса С. Мирасова - «Салават батыр» (Салават богатырь), историческая пьеса Х. Габидова - «Энъекай менен Юлдакай» (издана в 1926). Правда, начинают появляться и маленькие агитпьесы с сюжетом из Октябрьских событий. Беллетристические произведения большей частью помещаются в журналах «Билим» и «Сэсэн». Журнал «Сэсэн» - первый художественный журнал, стремящийся объединить молодые литературные силы. В нем участвуют и татарские писатели-поэты, но их произведения помещаются с переводом на башкирский яз. Ведутся работы по собиранию и изданию произведений народного творчества. Академический центр НКП Башреспублики и Башкирское научное общество по изучению местного края обращают на это серьезное внимание.

Список литературы

Сборник научного об-ва «Башкурт аймагы», № 2, Уфа, 1926

журн. «Билим», Уфа, с 1924 по 1928

«Сэсэн», Уфа, с 1927 по 1928

газ. «Башкурдистан», Уфа, с 1924 по 1928

Асар-Ризаэтдина Фахретдинова, ч. 2, 1901

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В книге исследуется литературный язык башкир XIX-начала XX в. как саморазвитие системы в определенную эпоху: проводится типологизация литературных текстов и определяются подсистемы литературного языка (языки художественной литературы, публицистики, научной литературы, шежере и таварихов, официально-деловых документов и т.п), выделяется их ведущая роль, раскрывается процесс развития последнего на основе противоречий между традиционным и новым на всех языковых уровнях в соотношении с народно-разговорным языком и языком фольклора; устанавливается система стилей и норм литературного языка, раскрывается их эволюция в исследуемом периоде.
Приводятся арабографичные элементы материальной конструкции рукописей и старопечатных книг Урало-Поволжья и литературные тексты исследуемого периода.
Для башкироведов, тюркологов и востоковедов, а также для всех интересующихся историей национальной литературы и книгопечатания в Башкирии.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
По вопросу истории формирования и развития башкирского литературного языка среди лингвистов нет единого взгляда. О дореволюционном литературном языке башкир даются противоречивые сведения в «Краткой литературной энциклопедии» (см. статьи «Башкирская литература», «Башкирский язык») [М., 1962. Т.1. 480, 484]. Одни ученые относят башкирский язык к младописьменным языкам, не имевшим до Октябрьской революции своих собственных письменных традиций [Юлдашев, 1959, 56-72], другие - утверждают, что башкирский общенародный литературный язык до Октябрьской революции находил выражение прежде всего в жанрах устно-поэтических произведений [Киекбаев, 1966, 19-25]. Язык тюрки Урало-Поволжья ими признается лишь как официальный письменный язык, язык канцелярии, деловых бумаг, летописей и т.п., имеющий второстепенное значение, поэтому не представляющий письменный литературный язык [Киекбаев, 1966, 25-29; Ахмеров, 1966, 11; 1972, 119; 1973, 29-42]. Часть исследователей считает, что «с XV-XVI веков в башкирском обществе существовало двуязычие: официальный письменный литературный язык, язык канцелярии и созданный мастерами слова - сэсэнами общенародный башкирский литературный язык» [Псянчин, 1965, 24].

И, наконец, остальные ученые безоговорочно признают функционирование литературного языка башкир в донациональном периоде. «Свою литературу, - пишет, например, А.И. Харисов, - хотя и недостаточно развитую, имела и Башкирия, но существовала она не на общенародном башкирском языке, а на так называемом книжном языке «тюрки» (в период феодализма) и на татарском (после образования татарской буржуазной нации и вступления ее на общественную арену Урало-Поволжья). Если для книжного

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава I. К ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Глава II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Глава III. ИСТОЧНИКИ И ИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
Глава IV. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК ВПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Язык суфийской литературы
Роль просветительского движения в истории Башкирского литературного языка
Глава V. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Социальные процессы и историко-культурная ситуация
Акмулла в истории Башкирского литературного языка
М. Уметбаев и его роль в истории Башкирского литературного языка
Глава VI. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК НАЧАЛА XX ВЕКА
Первый Башкирский Букварь
Другие попытки создания современной Башкирской письменности
Язык Башкирской поэзии начала XX века
Язык Башкирской повествовательной прозы и драматургии
О языке Башкирской прессы начала XX века
Глава VII. ЯЗЫК БАШКИРСКИХ ШЕЖЕРЕ, ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ТАВАРИХОВ
Язык Башкирских шежере
Язык историко-литературных таварихов
Глава VIII. ОБЩЕНАРОДНЫЙ БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК - ИСТОЧНИК ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Глава IX. ЯЗЫК ФОЛЬКЛОРА - ЯЗЫК НАРОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Язык фольклора как подсистема Башкирского языка
Устные народные произведения
О языке кубаиров
О языке сказок
О языке пословиц и поговорок
Языковые особенности других жанров фольклора
Рукописные эпические произведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
SUMMARY
UBER DIE SPRACHE DER SUFISCHEN LITERATUR DER URAL-WOLGA-REGION IN DER ERSTEN HALFTE DES 19 JAHRHUNDERTS
ЛИТЕРАТУРА
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ИСТОЧНИКОВ
УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ СОЧИНЕНИЙ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
ИСКУССТВО ОФОРМЛЕНИЯ АРАБОГРАФИЧНЫХ КНИГ
АРАБОГРАФИЧНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕКСТЫ (Материалы даны в традициях конструкции восточной книги, т.е. с обратной стороны)
ФРАГМЕНТ ИЗ РУКОПИСИ «ТАНБИЙА АЛ-КАМАЛ» (1290, г.Хиджры)
ТАРДЖЕМАТ ХАДЖИ АБУЛ-МАНИХ АЛ-БИСТАУИ АС-САИДИ (фрагмент из рукописи)
РИСАЛА-И АЗИЗА (Казань, 1897г.)
АСАР (Оренбург, 1907 г.)
БАШКОРТ AЙMAРЫ (1925, №1). БАШКОРТ КАШКАЛАРЫ
АСАР (Оренбург, 1908)
АКМУЛЛА (Казань, 1907)
ЙАДКАР, МУХАММАДСАЛИМ БИН ИШМУХАММАД УМИДБАЕВ
(Казань, 1897)
ЭДЭБИЯТ ХРЕСТОМАТИЯhЫ (Офе, 1927, башкорт телендэ).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Два века башкирского литературного языка, Галяутдинов И.Г., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2019, немецкий язык, экзаменационные варианты, Одарюк И.В., 2018
  • Программирование на Visual Basic для начинающих, Майк МакГрат, 2017
  • Американский английский в формулах для русских, Книга 1-2, Крауэлл А. - Пособие рассчитано на читателя, никогда не изучавшего английский язык, но желающего овладеть основами грамматики и навыками разговорной речи. Используемая в … Книги по английскому языку

Гос. университет

Основные этапы развития тюркоязычной (башкирской) литературы и ее межлитературные взаимосвязи

История башкирской литературы, особенно ХХ в., в национальном литературоведении исследуется уже довольно подробно, в разных ее формах и направлениях. Только во второй половине ХХ века создан ряд историй башкирской литературы на русском и башкирском языках. Например, «Очерки истории башкирской советской литературы» (ч. 1. Уфа, БГУ, 1963; ч. 2, 1966), «История башкирской советской литературы» (Уфа, 1967, на башк. яз.) и др. Крупным вкладом в изучение этапов развития башкирской литературы стал шеститомник «История башкирской литературы», изданный в 1991–1997 гг. на башкирском языке.

В 2001 году коллективом авторов кафедры башкирской литературы и фольклора Башкирского госуниверситета впервые написан вузовский учебник по истории башкирской литературы – «Башкирская литература ХХ века» на башкирском языке. Кроме того, есть множество монографий и учебных пособий по отдельным периодам развития национальной литературы, творческим персоналиям, историко-теоретическим проблемам.

Однако следует сказать, что подобные многосторонние исследования этапов развития и их особенностей в тот или иной период ведутся пока еще в довольно ограниченной исторической рамке, – ограниченной главным образом лишь XIX и XX веками. Другие, более ранние этапы развития национальной литературы еще мало изучены. Причиной является отчасти классовый подход к литературе в советское время, игнорирование национального духовного наследия и т. д. В то же время исследования последних десятилетий как национально-местных, так и общероссийских ученых, думается, дают возможность намного расширить рамки изучения истории национальной литературы и уточнить критерии ее периодизации, определить особенности отдельных этапов становления на основе современных достижений науки.

История башкирской литературы, также как восточной и тюркоязычной, корнями уходит вглубь эпох и проходит ряд своеобразных этапов развития. По особенностям поэтики (жанровые формы, метрика, система рифм и поэтические тропы), а также по характеру межлитературных взаимосвязей, историю тюркоязычной (башкирской) литературы можно разделить на три больших периода: древнетюркская, средневековая и литература нового времени.

Древнетюркская литература, наличие богатого наследия которой уже доказано многими крупными исследователями, является общим достоянием всех тюркоязычных народов, в том числе, конечно, и башкирского.

Древний период тюркоязычной литературы, нередко оспаривавшийся в недавнем прошлом, интенсивно изучается, особенно во второй половине ХХ столетия (, и др.). Значительный вклад в сбор и исследование древнетюркского стиха вносят книги «Поэзия древних тюрков: VI–VIII вв.» (М., 1965), «Развитие тюркских поэтических форм в XI веке» (М., 1971), «Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период» (М., 1976), «Поэзия древних тюрков: VI–XII вв.» (М., 1993).

Как показывает накопленный материал, древнетюркская поэзия многожанровая, богата поэтическими поисками, жизненна и отражает реалии тогдашней действительности. В лирической поэзии воспеваются любовь, красота природы, чистота души и человеческих взаимоотношений . Эта высокая поэзия, ничем не уступающая тогдашней иранской, китайской, индийской литературе , имеющая и античные корни.

В то же время древнетюркская поэзия VI–XII веков особенна и, несмотря на интенсивные взаимосвязи с литературами других тогдашних великих народов, самобытна. Одна из главных особенностей древнетюркского стиха состоит прежде всего в том, что, как отмечает и, «древнетюркский стих был стихом аллитерационным … аллитерация в начале стиха выполняла ритмическую (фиксировала метр) и композиционную (строфическую) функции. Рифмы, в современном понимании, в древнетюркской поэзии – рунических письмах – нет, строки в строфы объединились аллитерацией. Аллитерировались, как правило, звуки двух строк четверостишия, которые варьировались каждый раз по разному: абса, абаб, аабб, аабс … В пределах строфы аллитерующие стопы могли размещаться в любом порядке: следовать одна за другой, находиться в начале и в конце стихотворной строки или в разных строках».

Что характерно, аллитерация в некоторых тюркоязычных литературах и сегодня не потеряла своего былого значения. Как пишет, например, «аллитерация в тувинской поэзии является стихообразующим фактором. В более чем 96% анализируемых стихотворных произведений используется аллитерация как начальное созвучие, начальная рифма. Причем аллитерация утверждается ритмическим определителем тувинского стиха».

Отличается древнетюркская поэзия, как известно, и многообразием стихотворных строф. В современной башкирской поэзии, как и во всей европейской (мировой), установилась, в основном, четырехстрочная строфа, а в восточной, в частности, фарсиязычной поэзии единица стиха – строфа (бейт) – состоит почти всегда из двух поэтических строк. В древнетюркской поэзии, как представляется, нет строгой канонизации строк строфы. «Гадательная книга» (книга гаданий), – пожалуй, наиболее объемный раздел в упомянутом сборнике «Поэзия древних тюрков VI–XII вв.», одновременно дает широту и многообразие древнетюркских поэтических строф. Очень интересна композиция «Гадательной книги»: составлена она из 65-ти самостоятельных текстов, которые одновременно являются и разнострочными строфами.

Есть среди этих строф четверостишия и трехстишия, но больше – 5, 6, 7, 8, 9 и т. д. строчных строф. Амплитуда поэтических строк в отдельных текстах-строфах колеблется от 3-х до 13-ти. Причем каждая строфа имеет свою самостоятельную композицию, выражает завершенную мысль, т. е. является как бы отдельной жанровой формой. Это очень интересное явление, некоторые трех-, четырехстрочные строфы, имеющие структурную и содержательную самостоятельность, можно было бы по аналогии сравнить с такими малыми формами восточной (скажем, ирано-арабской) поэзии, как китга, робаги и т. д. И очень жаль, что строфа – и как единица стиха, и как жанровая форма, а также как мироощущение – у нас почти не изучена, хотя возникновение любых форм имеет свои основы и причины. Исследователь из Тувы в своей диссертации «Триада в тувинской словесности и поэтическая форма Ожуг дажы (трехстишия)» (Ожуг дажы – камень очага. – Р. Б.) представляет трехстишный феномен не только как форму строфы, но и как один из основополагающих принципов религиозно-мифологических представлений и философских умозаключений, коренящихся в глубинах народного сознания и мировоззрения, поскольку число «три» рассматривается как один из основных классификаторов пространственно-временной структуры мироздания. Думаю, что это тоже очень плодотворный путь исследования сущности явления, изучения взаимосвязей формы и содержания с позиций историзма и философии народного миропонимания. Исследователь сравнивает тувинское трехстишие (ожуг дажы) с японским хокку (хайку), корейским сиджо (хянга), европейской терциной и т. д., определяя одновременно и индивидуальные особенности каждой из этих форм.

Трехстишные и другие своеобразные формы есть и в башкирской поэзии разных времен, что требует, несомненно, внимательного изучения, выявления генетических и временных связей, функциональных особенностей поэтической формы и ее истоков. К сожалению, с национальных позиций у нас почти не изучены древние надписи памятников, эпитафии, представляющие, возможно, именно эти истоки. Причем уяснение общего и особенного в национальных литературах, конечно же, невозможно без широких литературных сравнений и сопоставлений.

Второй, средневековый, период тюркоязычной (и башкирской) литературы, особенно для тюркоязычных народов Средней Азии, Поволжья и Урала, в том числе и башкир, представляют, как думается, общие тюркские памятники XI в. «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагуни, «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари, а также памятник XIII в. «Киссаи Юсуф» Кул Гали. Все эти памятники являются этико-дидактическими произведениями, написанными по канонам художественного творчества, которым следуют и такие известные произведения арабо-фарси-индоязычной литературы, как «Панчатантра» (IV в.), «Кама-сутра» (III–IV вв.), «Калила и Димна» (IX в.), «Кабус-намэ» (XI в.). В поэтике названных памятников сильно влияние арабо-персидской эпической поэзии, что проявляется, в первую очередь, в четкой схеме рифмовки размера ирано-арабской маснави: аа бб вв. Тюркская же поэзия доклассического периода, как известно, не имеет рифмы вообще.

Время написания этих классических тюркоязычных памятников средневековья (XI–XII вв.) почти совпадает с периодом развития классической поэзии и персидско-арабской литературы (X–XIII вв.), что неудивительно: многие одаренные поэты, выходцы из тюрков, писали свои произведения на иранском или арабском языках. В результате древнетюркская поэзия VI–VIII вв. и считавшаяся классической тюркская поэзия XI–XIII столетий – это не только две разные ступени эволюции, но довольно разные по жанровой системе, стихосложению, структуре, ритмической организации стиха и т. д. самостоятельные периоды, что, конечно, не исключает их преемственности и исконно-тюркских литературно-поэтических традиций. В ряде национальных культур и литератур они представляют и самостоятельные направления, например, в ирано-арабской литературе – «литература адаба» («адаб» – нравственность), в индийской литературе «шастра» и «нити шастра» («шастра» – совет, «нити-шастра» – совет по нравственности) и т. д.

Своеобразием памятников «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагуни, «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари, а также «Киссаи Юсуф» Кул Гали, считающихся первоначальной основой классической тюркоязычной поэзии, является то, что, формируясь под сильным воздействием ирано-арабской литературной поэтики, они в то же время сохраняют и исконно тюркские начала, несут традиции древнетюркской поэзии (аллитерационный стих, порою отсутствие рифм), жанровые мотивы (в «Диване лугат ат-турк» сцены описания битвы тюрков, военных походов очень близки манере изображения аналогичных событий в древнетюркских памятниках – Малой и Большой надписях в честь Куль-Тегина и надписи в честь Тоньюкука). «Кутадгу билиг» и «Диван лугат ат-турк», таким образом, представляют новый этап развития тюркоязычной литературы, вырастая под непосредственным влиянием персидско-арабской поэтики и мусульманской духовности. И самое главное – в отличие от древнетюркской поэзии они имеют четкую схему рифмовки размера ирано-арабского маснави: аа бб вв…

Третий период развития башкирской литературы начинается с XVIII–XIX вв., а продолжается и поныне. Этот период отличается от предыдущих тем, что литература здесь представлена уже в широкой евразийской системе. Соответственно этому возникают новые, аналогичные европейским, жанры (лирические формы поэзии: стих, баллада , элегия, поэма и т. д.; прозаические: роман, повесть, рассказ, новелла и т. д.; драматургические: комедия, драма, трагедия), формируются также новые принципы стихосложения (метрика, рифма, поэтические тропы и фигуры). Этот период развития национальной литературы исследован наиболее полно и последовательно (о чем говорят и истории литературы, изданные на русском и башкирском языках), хотя мало исследованными продолжают оставаться вопросы истоков и генетических взаимосвязей и взаимодействий тюркоязычных литератур в общей системе, особенности и достижения каждой из них и отдельных этапов. Как представляется, якуты и хакасы в большей степени сохранили древнетюркские поэтические традиции (см. исследования А. Кулаковского, Н. Тобурокова, и др.), тогда как среднеазиатские, Урало-Волжские тюрки (и башкиры в том числе), начиная с Х века, как уже было сказано, испытывали сильное влияние персидско-арабской поэзии, а затем, в последние века (XIX–XX), европейской (русской) литературы. О восточных корнях говорят, в частности, наличие в башкирской поэзии канонизированной системы персидско-арабской поэтики: аруз-метрика; кафийа-рифма; бади-поэтические тропы и фигуры, а также и жанровых форм и мотивов: газаль, робаги, касыда (мадхия), китга, кисса, дастан, хикмэт, нэсэр и др.; о европейских – формирование современных жанровых форм литературы.

Очевидно, башкирская литература и ее поэзия, будучи в своих истоках тюркоязычной, прошла уже довольно длительную историю, накопив на каждом из этапов развития богатый и оригинальный художественный опыт. Однако не все этапы и их особенности изучены достаточно хорошо. Проблема изучения национальной литературы в системной связи и преемственности остро востребована. Решение вопроса помогло бы возрожденческой тенденции – лучшие традиции минувшего должны активно участвовать в современном творческом процессе.

Перспектива развития башкирской литературы и литературоведческой мысли, как представляется, в значительной степени обусловлена последовательным, объективным исследованием всей истории национальной художественной мысли, ее особенностей на отдельных этапах, творческим использованием всего арсенала художественных средств в современной литературной практике.

Башкирская литература ХХ века: Учебник для высших учебных заведений. Сост. и науч. ред. чл.-кор. АН РБ, проф. . Уфа, 2003, –33,4 п. л.

Стеблева тюркских поэтических форм XI веке. М.: Наука, 1993. С. 23.