Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет! Интересные обычаи и традиции народов мира. Какие есть обычаи

Обычаи и традиции: самые жесткие примеры

Что же такое обычаи и традиции? Обычаи — это исторически сложившиеся определенные действия и порядки, которые уже давно вошли в привычку всего народа. Под традициями мы «расшифровываем» определенный «культурный код», который передается людьми из поколения в поколение.

Традиции и обычаи очень схожи по своему смыслу. Социологи даже выделяют е . Они тесно связаны не только с историей, но и с религиозными взглядами. Именно с появлением верований было положено начало обычаев и традиций.

Все мы следуем каким-то традициям и обычаям, но не каждый из нас по-настоящему знает их предназначение и их историю. Я считаю, что люди должны проявлять особое внимание к истории, ведь все традиции и обычаи являются небезынтересной частью культуры народа, истории поколений и религии, а так же являются одной из составляющих воспитания человека и его мировосприятия.

История появления обычаев и традиций

Первоначально обычаи и традиции возникли из-за необходимости выживания. Так зародилась так называемая охотничья магия. Надо понимать, что люди в древности были гораздо более зависимы от природы, чем мы с вами. Охота могла быть удачной – или неудачной. Поэтому возникли обряды, которые, как считалось, могли привлечь удачу на сторону охотников. Знание о таких обрядах имели старейшины, поэтому к старикам в древности относились с должным уважением, не то что сейчас.

Были и другие обычаи и традиции у древних: не будить спящего (его душа может не успеть вернуться из мира сновидений), не спариваться во время охоты – это чревато бесконтрольной рождаемостью и пр. Кстати, именно в рамках охотничьей магии возникает наскальная живопись: люди хотели привлечь дух животного на свою сторону.

Такими обычаями и традициями сопровождалась жизнь древнего человека. Они настолько проникли в нашу культуру, что мы даже их не замечаем и не отслеживаем! К примеру, посмотрите на подростка на остановке. Он покурил, сплюнул и вытер ногой харчок об асфальт. Что это? Это генетическая память: фактически он уничтожил след о себе. Ведь раньше люди верили, что через слюну, волосы и другие остатки человека можно на него навести беду. Не верите? Почитайте учебник «История первобытного общества» для вузов!

Свадебные традиции – вообще сплошная древность: белый цвет (платье, фата) – это символ перехода в другое состояние. Мы надеваем белое по обряду три раза в жизни: когда рождаемся, выходим замуж или женимся и когда умираем. А вы знали вообще про все это? Напишите в комментариях!

Обычаи, связанные с едой. Приходишь на новую работу – надо «проставиться», уходишь в отпуск – аналогично. Свадебный стол, вечеринки, — словом много связано именно поеданием пищи. Почему? Оказывается в древности был такой обычай потлача, когда вождь племени кормил всех своих общинников. Это означало, что он сделал им добро – надо ответить тем же! А сегодня: пошел в отпуск, а мы работаем? У нас стресс! Надо заесть! И возникает «простава». Ты окончил школу, получил аттестат? У тебя стресс? Школьный бал, выпускной опять же связан с пищей. Не замечали

Интересные обычаи и традиции народов мира

У народов всего мира есть немало традиций и обычаев, и у всех народов они разные. Например, у русских есть традиция празднования Нового Года — праздника, который соединяет прошлое и будущее. Этот праздник несет в себе яркие чувства и множество чудес, но, как и большинство других традиций, Новый Год уходит корнями в глубокую древность.

Неотъемлемой частью Нового Года является ёлка с забавными и заводными игрушками, яркими и глянцевыми шарами и, мигающими разными цветами, гирляндами. А знаете почему все так стремительно украшают ёлку перед этим праздником? Потому что по обычаям люди верили, что украшая ёлку, они делают злые силы, которые их окружают, добрыми. В настоящее время об этих силах многие забыли, а украшенная ёлка — по-прежнему остаётся символом новогоднего праздника. Этот волшебный праздник описывается во многих русских сказках и стихах, авторы которых всем известные А. С. Пушкин, С. А. Есенин и другие.

Так же у русского народа есть интересные обычаи, которые непонятны иностранным жителям. Например, накануне Великой Пасхи — светлого праздника, который появился на Руси в конце десятого века, в честь воскресения Христа, мы красим куриные яйца. И многие красят их с помощью луковой шелухи, потому что она дает бордово-красный оттенок, такой оттенок символизирует собой кровь, распятого на кресте, Христа. А куриное яйцо в свою очередь — символ зарождения новой жизни.

Но не только русский народ славится своими традициями и обычаями. За рубежом существует всеми известный Канун всех святых или, как мы его называем, Хеллоуин. Праздник стал традицией несколько столетий назад и, как известно из книги «Скарлетт», автор которой Александра Риплей, этот праздник был корнями из Ирландии. Атрибутом такой традиции является тыква, которая символизирует одновременно сбор урожая, злые силы и огонь, отпугивающий их.

Есть и не менее интересные традиции в странах Востока. Например, многоженство. Многоженство так же вошло в жизнь от предков и сохраняется в странах Востока по сей день. Например, «Книга Мормона» может многое рассказать нам о такой традиции. Из книги известно, что в глубокой древности при кочевом образе жизни требовался немалый уход за многочисленными табунами лошадей или верблюдов, поэтому хозяин вынуждал иметь несколько женщин, которые бы смогли обеспечить уход за кобылицами или верблюдицами. Верблюжий мех давал возможность иметь теплые и легкие одеяла, а верблюжье молоко высоко ценилось. Всем этим могла заниматься исключительно женщина, мужчинам некогда было заниматься хозяйством, они были добытчиками. В настоящее время в Восточный странах многоженство определяет престиж мужчины, что не мало важно для жителей Востока.

Уходя от историй традиций многоженства Восточных стран, нельзя не вспомнить и про единобрачие Кавказа. Как бы это печально не звучало, но в странах всегда происходят войны, в последствии которых численность мужчин резко уменьшается. Девочек, как правило, рождается больше, чем мальчиков, и в будущем множеству взрослых девиц не хватает мужей, и как следствие семьи и детей.

А вообще, если вспомнить то в истории бывали случаи, когда в деревню возвращался с фронта только один уцелевший из мужского населения деревни. Однако через какое- то время численность населения вновь становилась на прежнем уровне.

Так во время Кавказской войны девятнадцатого века предводитель кавказских горцев Имам Шамиль, облегчил участь вдов и одиноких женщин. Им разрешили выбирать мужа по своему усмотрению, что фактически узаконивало сложившиеся отношения. Как писал С. Эссадзе: «Названный мужчина, холостой или женатый, обязан был жениться на той, которая его выбрала».

Предлагаю вспомнить обычаи и традиции жителей такой интересной страны, как Тайланд. Тайланд славится своими экзотическими обычаями. В течении календарного года у коренных тайцев существует множество обычаев и традиций, которые приводят в восторг туристов. Торжественные праздничные дни отмечаются всем королевством Тайланда. Вообще одни из самых интересных ритуалов можно наблюдать у «отсталых» культур, носители которых живут в .

Примером тому может служить один из самых красивых праздников Таиланда — Лой Кратонг, посвящённый духам воды. Этот день приходится на начало ноября в день полной луны. Тайцы, пуская по речкам свои лодочки — кратонги, в которых ярко горят свечи и лежат живые цветы, монеты, различные благовония. Тайцы свято верят, что с помощью этих лодочек в эту ночь духи воды смоют с них все грехи предыдущего года.

В каждой стране нашего огромного мира есть свои особенные обычаи, традиции, которые определяют уклад жизни и культуру людей А часто ли мы слышим про обычаи и традиции Китая? Одна из самых особенных традиций Китая – это приветствие. В старину китайцы приветствовали друг друга, кланяясь, сложив свои руки на груди. При этом считалось: чем ниже поклон, тем больше человек проявляет уважения. Современные же китайцы сегодня просто делают небольшой поклон головой. Однако, если они хотят проявить уважение, то могут поклониться ниже.

Обычаи и традиции всего народов мира, населяющего Землю, весьма обширны и многогранны. Они связаны непосредственным образом с факторами, которые уходят корнями в самую глубь истории, и с религией, которая помогает человеку осознавать и воспринимать окружающий мир, поверив в сверхъестественное. Нужно уважать и чтить не только обычаи и традиции своей страны, своего народа, но и других стран и его жителей.

Интересная статья? Поставь лайк, напиши, что думаешь обо всем этом в комментариях. .

©Соколова Е. А.

Редактура Андрей Пучков

Подшучивая и безобидно разыгрывая своих друзей и знакомых, мы даже не подозреваем о том, что это древний обычай. Он был распространен не только у восточных славян, но и почти по всей Европе, и даже на Востоке. Как же появился веселый праздник «Первое апреля»? Как было принято отмечать его в старину?

Еще И. М. Снегирев писал, что у древних индийцев в апреле, с которого начинался их год, существовала традиция отмечать день, когда появилась на свет богиня Сита. В ее честь устраивались праздничные представления, участники этих сценок обманывали друг дружку в шутливой форме. Своими действиями они старались задобрить божество.

У древних римлян существовал похожий обычай. С наступлением дня весеннего равноденствия они праздновали день, посвященный божеству смеха (Risus). Это было празднество, когда полагалось шутить и обманывать. Л. Апулеем, написавшим знаменитые «Метаморфозы», были описаны игры, совершаемые в угоду Смеху. В праздничных забавах изобиловали выдумки, веселье и шутки. Все это делалось ради того, чтобы умилостивить бога, имя которому было Смех.

Однако не одни только древние римляне любили апрельские шутки, хотя они и были одними из первых, кто отмечал этот праздник. Исландские саги тоже содержат упоминания о существовании древнего обычая обманывать в этот весенний день. Предположительно эта традиция существовала с незапамятных времен и была введена по воле самих богов — Азов. Сохранилась она и по сей день в некоторых странах — Дании, Швеции, Норвегии. Фото: Depositphotos

Англичанам тоже знаком этот праздник. Они его называют «Днем дураков» (All fools day), а тот, кого обманули первого апреля, именуется «апрельским дураком».

У немцев также есть древняя традиция в шутку посылать в этот день кого-то за тем, что невозможно добыть. Как правило, так разыгрывают маленьких детей. Считается, что этот веселый обычай появился у немцев как подражание одной из сцен Святого Писания. Речь идет об инсценировке допроса Христа, которого водили от Каифы к Пилату, а от Пилата к Ироду, вследствие чего возникла французская поговорка: «renvoyer d’Herod a Pilate» (посылать кого-либо понапрасну). В русском языке тоже есть подобная поговорка: «Посылать от Понтия к Пилату» (совершать бессмысленное действие).

Обычай первоапрельской шутки в России появился во времена царствования Петра Великого. Предположительно он был позаимствован у немцев, проживающих в России. Изначально обычай шутить в этот день был распространен только среди знати. Первое апреля отмечалось шутками при дворе императрицы Анны Иоанновны, а также Елизаветы Петровны.

Со временем традиция отмечать День смеха распространилась на более низкие слои населения. Так, городские девушки в этот день должны были обмануть как можно больше знакомых. Считалось, что таким образом они уберегут себя от обмана со стороны женихов. Крестьянской среде этот обычай остался незнаком.
Фото: Depositphotos

Откуда же появился веселый обычай отмечать первое апреля шутками и розыгрышами? Есть основания полагать, что он пришел в Европу либо от римлян, либо с Востока и являлся составляющей языческого обряда, связанного с празднованием. Родившись на чужой земле, он прижился и в наших краях, став достоянием нашей жизни и культуры.

Что такое обычай? Это правила поведения, которые закрепились в сознании народа благодаря многократным повторениям. Какие обычаи бывают, откуда берутся и куда исчезают, обо всем этом читайте ниже.

Что такое обычай

Как уже говорилось выше, правила поведения, которые стали для людей нормами благодаря многократному повторению. Сюда входят обычаи, которые совершаются на праздники, а также те, которые превращаются в ежедневную рутину. В основном люди следуют им по привычке, не особенно вдумываясь в смысл действий. В каждом обществе есть свои обычаи. Некоторые из них регламентированы государством, другие же соблюдаются в рамках одной семьи. Сколько времени должно пройти, чтобы привычка превратилась в обычай? По крайней мере несколько лет, не меньше 3-4.

Чем традиция отличается от обычая

Лучше всего понятия познаются на сравнении. Что такое обычай, мы уже знаем, а теперь давайте поговорим о традиции. Что это такое? Традиции - это комплекс всевозможных действий, которые передаются от поколения к поколению с целью сохранения и развития культуры. Причем здесь играет роль масштабность. Традицию можно рассматривать как местное явление, но все-таки чаще она создается и поддерживается в масштабах страны. Никто не заставляет людей соблюдать устоявшиеся традиции, это дело добровольное.

А теперь давайте посмотрим на различия. Традиция намного шире обычаев, так как чаще всего имеет больший территориальный размах. Люди выполняют различные ритуалы, наборы действий, часто не задумываясь о том скрытом смысле, который в них заложили предки. Но такие традиции поддерживает государство, так как оно считает их неотъемлемой частью культуры. А вот народные обычаи часто меняются под влиянием времени, правительства, образа человеческого мышления. Но в большинстве своем люди не видят большой разницы в этих понятиях.

Как возникают обычаи

Человек - сложное существо. И чтобы лучше понять, что такое обычаи, нужно узнать, как же люди их создают. Изначально такие ритуалы, или повторяющиеся действия, производились человеком для того, чтобы выжить. Это была своеобразная реакция на дискомфорт. Люди заводили обычай раз в неделю убивать мамонта, чтобы не ходить голодными. Девушки шили одежду из шкур зверей раз в месяц, чтобы не умереть от холода. Таких небольших локальных обычаев было много в любом обществе, есть они и сегодня. Правда, выживать нашим современникам не приходится, поэтому ритуалы направлены не на биологические потребности человека, а на создание душевного комфорта. Если вдуматься, многие бессознательные ритуалы, которые заведены в нашем обществе, не имеют никакой логической основы под собой. Такие обычаи-приметы распространены среди суеверных людей. Зачем студенты едят счастливые билетики из автобуса перед зачетом?

Почему люди, возвращаясь домой, если они что-то забыли, обязательно смотрятся в зеркало? Объяснения этим обычаям когда-то были, но сегодня их найти невозможно. Жизнь слишком переменчива. Каждый человек имеет возможность создавать собственные обычаи. Как? Он может перед важным мероприятием выработать привычку гулять час на улице, для того чтобы освежить голову, или ввести в свой вечерний ритуал подведение итогов дня.

Как исчезают обычаи

Время идет, все меняется. Человеческая жизнь очень непостоянна. Сегодня одна работа, завтра другая, сегодня одна любовь, а завтра можно встретить новую. Поэтому и приходится менять обычаи. Пример таких изменений: исчезновение свидетелей на свадьбах.

Раньше эти люди играли такую же важную роль, как жених и невеста. Но со временем обычай приглашать свидетелей потерял свою актуальность. Сегодня молодожены отлично обходятся без них, а значит, нет надобности назначать друзей на эту роль.

Другой пример - это крещенские гадания. Раньше девушки занимались этим делом каждый год. Сегодня этот обычай потерял популярность. Молодым особам не хочется проводить время в темной бане в обществе свечей и зеркал. У них есть более увлекательные занятия. Получается, обычаи умеют умирать благодаря смене общественных интересов.

  • жизненно важные;
  • жизненный уклад;
  • навязанные извне;
  • ритуалы и обряды.

Зачем нужны обычаи

Сегодня идет американская глобализация всех стран. Большая часть товара и услуг, которые мы привыкли потреблять каждый день - это продукт не нашей культуры. Нравы и обычаи необходимо знать и соблюдать, чтобы не потерять свои корни и национальность. Ведь Россия - эта страна со своей самобытной культурой, речью и искусством. Конечно, необходимо модернизировать страну, обновляя обычаи и традиции, но это не значит, что нужно заимствовать их из других стран. Почему же так плохо заимствовать чужую культуру, ведь раньше это было нормой жизни и при захвате одной страны другой культура навязывалась против воли граждан. Но сегодня это кажется ужасным, так как, забывая свою историю, люди перестраивают свое мышление. И в итоге может получиться такой вариант, когда обществом будет править один человек, навязывая всем единственный возможный образ жизни. Стоит прочесть хоть одну антиутопию, чтобы понять, как плохо будет житься при таком раскладе.

Примеры обычаев

Сегодня много ритуалов, которые люди выполняют на автомате, даже не задумываясь над их сутью. Источники обычая - это народные предания, передаваемые в письменной форме или из уст в уста. Примеров можно привести много.

При встрече на улице мужчины снимают перчатки для рукопожатия. Кажется, это знак учтивости и внимания, но этот обычай имеет длинные корни. Раньше мужчины перчатки снимали для того, чтобы показать, что там они не спрятали оружие, и как следствие, их намерения чисты.

Еще один пример обычая - это Масленица. Точнее, ритуалы, связанные с этим праздником. Например, сжигание чучела. Этот обычай тоже имеет длинные корни, уходящие в стародавние времена. Сжигая чучела, люди провожают зиму и приветствуют весну.

Прыгать через костер считается еще одним российским обычаем. Правда, в последнее время мало кто это делает. А вот раньше такая забава пользовалась популярностью. Парень и девушка прыгали через костер, взявшись за руки. Если они не расцепляли рук и удачно преодолевали препятствие, считалось, что их совместная жизнь будет долгой и счастливой. А вот если молодые люди отстранялись друг от друга в процессе прыжка, это означало, что им не суждено быть вместе.

Необычные обычаи

Нам, россиянам не кажется странным жечь чучело на Масленицу или украшать елку на Новый год. А вот для тайцев совершенно нормально спускать по реке лодки, в которые люди кладут цветы, ставят свечи и зажигают благовония. Происходит это все в начале ноября в день, посвященный духам воды.

Нормы обычаев определяются обществом, в котором мы живем. И в других странах дела обстоят так же. В Турции, например, есть обычай: прежде чем мужчина возьмет себе вторую жену, он должен подарить своей первой избраннице украшения на 10 тыс. долларов. Это должно доказать женщине, что ее муж - состоятельный человек и вполне сможет прокормить и ее, и вторую женщину.

В Кении есть обычай, по которому молодой супруг должен в течение месяца выполнять всю работу жены. Считается, что после этого приобретенного опыта он не будет всю жизнь упрекать женщину в том, что она ничего не делает, занимаясь работой по дому.


Слушать: Эфир от 18.08..html

- Для чего Господь показал Свою небесную славу и светлость Божества Своего?

Все, что мы читаем в новозаветной евангельской истории, божественно и таинственно, и не следует думать, что всякий вопрос найдет свое разрешение. «Что Бог творит, никому не говорит», - размышляли наши благочестивые предки. Церковные песнопения, тропарь, кондак праздника, служба, составленная святым Иоанном Дамаскиным, свидетельствует нам, что прежде Своего восстания из гроба, Господь уверяет апостолов, укрепляет их веру в Свое Богосыновство. И собственными ушами, духовным слухом сердца эти трое избранных – Иоанн, Иаков и Петр слышат голос Отца, как, может быть, они еще не слышали Его на Иордане. Спаситель сияет. Слава Божества. Это сияние Божественной Благодати.

В этот праздник в России осень начинается, потому мы так радуемся духом, потому что на это сияние фаворского света отзывается наше сердце, а ведь в нем горит, мерцает огонек Божественной благодати, сообщенный и нам в крещении. Мы, по Божьей милости, призванию, сыны Царства, чада Света. Мы призваны ходить в этом свете, и он воистину озаряет, освящает наши чувства, весь круг земного бытия, если мы к правой вере прилагаем смирение, чистоту и милосердие. Когда в нашем сердце прорастут эти зеленые росточки добродетелей, тогда воссияет Свет Присносущный и мы духом удостоверимся, что Царь Неба и Земли Иисус почивает на престоле нашего сердца.

Преображение - это праздник, который говорит нам о том, что рай есть, существует. И это является ответом тем, кто говорит, что с того света никто не возвращался.

Не только Преображение, но и пребывание Христа с Петром в лодке, когда едва не прорвался невод от обилия рыб, и Сионская горница, в которой апостолы вечеряли со своим Учителем - все это преддверия рая. Где Господь, где Его мир и любовь - там и рай. Слава Божественная действительно до Преображения никогда в такой полноте не являлась, не открывалась апостолам. И Петр, забыв самого себя, сказал: «Поставим три сени - Моисею, Илии и Тебе, хорошо нам здесь быть». Он действительно вкусил, как и обещал ученикам Спаситель шестью днями ранее, вкусил силы Царства Божия. Дух его изнемогал от того блаженства, которого апостолы в своем сердце ощущали, и Петр не хотел, чтобы это когда-то прекратилось. Поэтому и предложил Спасителю остаться.

С чем связана разница: в Евангелии от Марка написано «и по прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна». А в Евангелии от Луки почему-то идет разговор, что через 8 дней взял?

- «Дней шести» не сказано определенно, что именно шесть дней. Апостолы, часто говоря о временах и сроках, во-первых, называют условный промежуток времени, а, во-вторых, нужно памятовать, что в иудейском восприятии день не вполне совпадает с нашим о нем представлении. Так вот, и воскресение Иисуса Христа из мертвых, совершившееся на третий день, понять можно только, если мы будем учитывать, что и часть дня могла браться за целое. Поэтому, если вы раскроете Толковую Библию Лопухина, вы найдете там очень подробное изъяснение, согласующее оба этих Евангельских повествования. И противоречий между учениками Христовыми нет, как в этом случае, так и во всех других.

- Для чего на горе Фавор явились пророки древние, и почему они тоже явились в Небесной Славе?

Когда апостолы пробудились, вы помните, на них снизошло некое таинственное светлое облако, которое как будто обняло собой Спасителя, и голос, пришедший свыше «сей есть Сын Мой возлюбленный», был произнесен над одним из них их Учителем. Ильи и Моисея уже не было рядом, но те беседовали со Христом о Его страдальческой кончине, об исходе, об этом упоминают евангелисты, до того, как прозвучал голос Небесного Отца. Очевидно, что именно эти, а не другие ветхозаветные пророки беседовали с Господом не случайно. Потому что Илия, как вы помните, еще не вкусил смерти и он из небесных хранилищ был силой Божьей перенес сюда на гору Фавор. А законодавец, то есть тот пророк, через которого был заключен тот самый завет с Израилем на горе Синай, был возвращен из преисподнии, где томились, конечно, не в таких муках как жители Содома, но все-таки лишены были до Креста Господня, до Воскресения, блаженства райского. Таким образом, и преисподняя, и Небо оказались в лице Илии и Моисея у стоп Христа. Апостолом дано было понять, что Иисус Христос - истинный Сын Божий, коль скоро, почитавшийся более других пророков у иудеев, Моисей беседует с Ним как раб с владыкой. Значит, Иисус Христос воистину не противник Моисея, и пришел Он восполнить древний закон, обновить его. А Илья - ревнитель, более всего пекся при жизни о Славе Божьей. Если бы Иисус Христос был противником Отца, Илия Пророк никогда бы не преклонил перед Ним колена и главу. Таким образом, события Преображения Господня нам подсказывает в этом троичном собрании Христа и Его пророков, что Иисус Христос воистину Отчее Сияние.

- Почему ученики испугались, услышав глас Бога?

Как вы думаете, что может чувствовать творение, когда слышит голос Отца? Давайте вспомним другую гору – Синай. И вспомним, как у подножия его ветхозаветные иудеи молили своего вождя – «пусть Бог не говорит с нами, а говорит только с тобой, мы не можем слышать голос Его». Еще тогда человечество не обрело искупителя, Бог еще не воплотился, и поэтому Моисей вынужден был круговой чертой окаймить Синайскую гору, дабы ни зверь, ни птица, ни человек не перешли этой черты, ибо они могли умереть. Нельзя было тогда ни возрожденным, ни обновленным Духом Святым, простолюдину видеть славу Его. Поэтому апостолы и изображаются на иконе Преображения падшими вниз, как будто стремглав они летят с этой горы, прикрывают глаза и уши, не в силах ни лицезреть, ни слышать голос Небесного Отца. И так всегда было, и так всегда будет. Давайте перенесемся мысленно в события Апокалипсиса, и вы вспомните, что один из свидетелей Преображения Господня, любимый ученик, взятый на гору, потому что он был девственник, его сердце было чистым зеркалом богословия, уже на острове Патмос, увидев воскресшего Христа тоже в сиянии, Иоанн упал к ногам Спасителя тогда как мертвый. Если бы Спаситель не возложил десницу на уже престарелого ученика и не восставил его, то и дух бы вышел из апостола. Поэтому-то благоговение, тот страх и трепет, которыми были наполнены сердца учеников, хотя бы в малом мире, пусть коснется и наших сердец, чтобы мы по крайней мере беседовали об этих высоких предметах не на ходу, но укоряя себя, что наши уста недостаточно чисты, равно как и сердца, чтобы в полной мере понять и подняться до того, что явилось умам, ушам апостолов.

Есть ли какое-то объяснение, почему Господь не разрешил ученикам рассказывать о том, что они видели на Фаворе?

Так ведь и в других случаях часто не разрешал, велел умалчивать тем, кто был Им исцелен, тем, кто был свидетелем замечательных чудес, например, воскрешения девицы умершей. Почему? Все Спаситель делает премудро. В одних случаях учит нас скромности, чтобы мы не величались перед людьми, когда Бог нам влагает в уста или в руки свершить нечто, достойное Его святого Имени. А вот в случае Преображения Своего, очевидно потому запрещает апостолам делиться до времени увиденным, что еще не взошел на крест. Ибо надлежало сначала Спасителю усвоить вину, тяготевшую над согрешившим человечеством, надлежало искупить Своей кровью адамов грех, надлежало пройти от уничижений к славе Воскресения и Вознесения. И если множество людей соблазнилось крестом, вы помните фарисеев и книжников, которые цинично с жестокосердием невероятным глумились над Агнцем, распятом на древе. Если иные из тех, кто следовал за Господом, из апостолов усомнились, увидев Его воскресшим, то что же говорить о славе Преображения?! Не поверили бы многие. Вот почему Спаситель учит апостолов не метать бисера, но сокрыть эту жемчужину фаворского света. И лишь после сошествия Духа Святого, когда народы были покоряемы вере благодаря апостольской вере, подтверждающейся чудесами и знамениями, только после этого Петр запечатлел письменно все, что он видел и слышал. И сегодня мы можем в одном из двух его посланий об этом прочитать.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет в проповеди на Преображение, что в этот пресветлый праздник мы празднуем не только преображение Господа на горе Фавор, но и прославление человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. Батюшка, не могли бы Вы пояснить, что имеется в виду?

Господь нам свидетельствует, к какой славе, чести мы призваны. Ибо Он взял на Свои плечи овечку, усвоил себе нашу природу, и в Нем, в Христе прославлено и наше естество. Это значит, что и мы сегодня - чада Церкви, получаем от Господа по Его милости, по Его дару, по Его благодати то, что Он имеет по естеству как Богочеловек. Действительно, мы находим у апостола Петра свидетельство, что мы, верующие в Сына Божия, становимся причастниками Божеского естества в Таинстве Причащения, а я знаю, что на праздник Преображения большинство наших слушателей причащаются. Они вместе с Живоносной Кровью и Плотью Искупителя воспримут и благодать Духа Святаго. Благодать заполнит наш внутренний мир. И об этом мы должны всегда помнить. Вот почему никто из здравомыслящих христиан никогда не воспримет ложную богохульную мысль, что человек может заимствовать свою природу от каких-то приматов (обезьян). Человеческое тело - это киот, служащий обрамлением души. Наше естество уникально.

- Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет!

Совсем недавно я прочитал размышления одного батюшки, который не без некоторого резона говорит: «Друзья, но сколько можно повторять эти формулы?! Не очень-то это благочестиво. Слово Спас – Спаситель употреблять в таком словосочетании – Яблочный Спас, Медовый Спас. Ну, как-то это не хорошо». Был бы прав батюшка, если бы мы вкладывали в это словосочетание такой смысл, что он соотносится с личностью Спасителя. В данном случае не будем переносить языковые явления на самые реалии, которые за ними стоят. Потому что тогда нужно было наш благочестивейший народ, патриархальный обвинять чуть ли не в кощунстве – «Петр и Павел час убавил, Илья пророк два уволок». Ну как это уволок? Стащил, взял без спроса? Это, знаете ли, молнией можно получить от Ильи Пророка, если действительно эти фразеологизмы так прямолинейно соотнести с самими лицами, которые стоят за этими выражениями. За этим не стоит панибратство, нужно видеть другое - тысячелетнюю русскую культуру, такое знакомство с месяцесловом, которое подразумевает вхождение самого календаря в трудовую жизнь русского народа. Это традиционные для русского уха словосочетания.

А второй вопрос – не вкушать яблок. Это уже, несомненно, реалии русской церковной жизни. Вы знаете, какие русские были отчаянные грекофилы, и до сих пор, в известной степени, остаются, потому что мы от красавицы Византии восприняли церковные уставы и саму христианскую книжность, и типикон прописывал воздержание от винограда. А от усердия еще своего мы добавили традиционные для нас яблоки. Впрочем, тот ученый батюшка, который обиделся за Яблочный Спас на наш народ, он высказывает другую мысль, что если яблоки поспевают гораздо раньше, то нужно, по мнению этого священника, принести их в храм. «От избытка сердца поблагодарите Господа, - говорил батюшка, - и ешьте». Но это не я сказал, это тот ученый батюшка. Я бы сказал, что нужно варить компот, целую бочку и сотрудников радиостанции «Радонеж» пригласить на Преображение у этой бочки посидеть, поговорить о том о сем.

Исторически сложившиеся устойчивые социальные нормы и установки, определяющие поведение людей в тех или иных случаях жизни; составная часть национальной культуры. Существуют религиозные, этнические, демографические, семейно-бытовые и другие обычаи. Они связаны с мировоззрением людей, отражают определённые идеи, взгляды и представления, передают социальный опыт, культуру поведения и призваны вызывать соответствующие этим представлениям чувства и настроения. В ходе исторического развития одни из обычаев отмирают, уступают место новым, другие изменяются, обогатившись современным содержанием. Особенно наглядно это прослеживается в обычаях, связанных с семейно-брачными отношениями. Неподвластным времени оказался обычай торжественно отмечать (хотя и в изменяющихся формах) такой переломный момент в жизни человека как заключение брака.
Многие обычаи свадебной церемонии, не соответствующие духу времени, унижавшие достоинство молодых, особенно невесты, исчезли. Другие, несущие людям добро, оптимизм, мудрость, переосмыслены и сохранились (например, традиционный свадебный поезд жениха и его дружины и обычай перегораживать ему дорогу, "выкуп" невесты у родителей, обычай встречать молодых хлебом-солью и осыпать их зерном с пожеланиями счастья, достатка и здоровья, свадебное застолье, деление каравая и одаривание молодых подарками). Из старинного свадебного ритуала вернулся обычай обмена в день бракосочетания обручальными кольцами (см. Помолвка).
Сохранился и свадебный наряд невесты: длинное белое платье как символ непреходящих человеческих ценностей - любви, целомудрия, женского достоинства.

(Источник: Сексологический словарь)

(лат. rims) (ритуалы), стереотипные способы поведения, к-рые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе и являются привычными для их членов. В древности были распространены прежде всего культовые О., определяющие порядок жертвоприношений, шествий, поста, молитв и др. В дальнейшем выделилась группа О, относящихся к семейно-брачной сфере (выплата приданого; демонстрация окровавленных простыней после первой брачной ночи т.п.).

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Синонимы :

Смотреть что такое "Обычаи" в других словарях:

    Обычай обычаи (1) 1. Привычка, обыкновение, обхождение отдельного человека: Кая раны, дорога братіе, забывъ чти и живота, и града Чрънигова отня злата стола, и своя милыя хоти, красныя Глѣбовны, свычая и обычая? 13 14. Въ врѣмя оно приде Иисус въ … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Нравы, свычаи и обычаи Словарь русских синонимов. обычаи нравы; свычаи и обычаи (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Юридический словарь

    В обширном смысле всякая подробность или особенность жизни(кроме чисто физиологической или патологической), повторяемая,постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно илибессознательно (по привычке, преданию, и т. д,), большей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    обычаи - ОБЫЧА|И (501), ˫А с. 1.Привычка, обыкновение: И слышѧштѧ гл҃ы нечисты. и обычѧ˫а пагѹбьны. раждизаюштѧ и распалѧюштѧ и въжизаюштѧ на блѹдъ. Изб 1076, 223; се бо и сиць обычаи имѧше блаженыи. ˫акоже многашьды въ нощи въста˫а. и отаи вьсѣхъ… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

    обычаи - (правовой) исторически сложившееся в определенном обществе (или местности) правило поведения, которое взято под охрану государством и обеспечено силой его принуждения. В Европе О. был основным источником права до XVI в. В настоящее время его роль … Большой юридический словарь

    Правило, форма поведения, в которьк закреплено то, что складывалось в результате длительной общественной практики; основное средство регулирования поведения в условиях родового строя. Соблюдение О. обеспечивается мерами общественного воздействия … Энциклопедический словарь экономики и права

    обычаи - устойчивые формы поведения, свойственные для определенных этнических, территориальных общностей, по своей психической природе близкие к привычкам … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    обычаи - Общие социальные понятия и категории … Словарь синонимов русского языка

    обычаи - обычай … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Обычаи и песни турецких сербов. 2-ое изд., дополненное их прозою , И С Ястребов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…